Формы получения образования в рф

Оглавление статьи

Изменение сроков обучения

Студенты могут пройти образовательный курс, потратив меньше времени, чем другие их товарищи. Для этого нужно выполнить несколько условий:

  • наличие диплома об образовании в колледже или приравненном к нему заведении;
  • наличие диплома о высшем образовании;
  • путем учета результатов экзаменов или зачетов, полученных в другом вузе или колледже;
  • сокращение предполагается при одновременном обучении на двух факультетах, где частично преподаются одни и те же дисциплины (подобное происходит с юристами и экономистами или студентами экономических и финансовых вузов).

Разница во времени может составить до 2 лет.

По ряду причин студент может нуждаться в увеличении продолжительности учебного процесса:

  • перевод из другого заведения с потерей курса;
  • приостановление обучения без отчисления (академический отпуск).

Академический отпуск дается в случае болезни, возникновения семейных обстоятельств и других причин, считающихся уважительными.

Обучение на рабочем месте

Представьте, что у вас появилась новая задача в рабочем процессе, которую вы пока не знаете, как выполнить. Например, необходимо в первый раз составить бюджет отдела на год. Скорее всего, в такой ситуации вы посмотрите, как это делают коллеги, попросите несколько советов и сделаете сами, а потом попросите обратную связь у руководителя. Это и есть обучение на рабочем месте — workplace learning.

Обучение на рабочем месте отличается бесшовностью — сложно разделить личную жизнь, рабочие задачи и саморазвитие. При этом здесь остается целеполагание и рефлексия — измерение прогресса обучения.

Экономика образования

Андрагогика — забытая наука или полезные принципы обучения взрослых?

Методики обучения на рабочем месте можно изучить на сайте Центра обучения на рабочем месте в Сингапуре. Вот некоторые из них:

  • Бадди-система — старший товарищ сопровождает новичка, пока тот адаптируется в компании. Он помогает погрузиться во внутрикорпоративные процессы и знакомит коллегу с коллективом.
  • Наблюдение за коллегами — например, можно слушать совещания других руководителей, чтобы определить и перенять успешные стратегии.
  • Направленная рефлексия — вопросы к себе и собственному развитию.

Отличия вечернего, очного и заочного

Ключевые отличия очного и заочного:

  • Академический график. Учащиеся очного посещают занятия 5−6 раз в неделю. Студенты-вечерники — 2−4. На заочном университет посещают 2 раза в год, приезжают на сессии.
  • Контакт с преподавателями. Обучающиеся очного осваивают материал под контролем преподавателей. Контакт вечерников с учителями менее плотный. Учащиеся заочного с учителями не контактируют.
  • Количество свободного времени. Очное предполагает учебу в течение 6−7 часов каждый день. Вечерники учатся 3−4 часа. Обучающиеся заочного университет не посещают.
  • Возможность работать. Очное не позволяет работать из-за большой нагрузки. Заочное и вечернее — позволяет.
  • Льготы и преференции. На очном предусмотрена отсрочка от армии, учащиеся получают общежитие. Заочное, вечернее не дает льгот.

Что значит очное, заочное и дистанционное обучение: отличия

Очное, заочное и дистанционное как самая самостоятельная и наиболее продвинутая форма заочного, – имеют один стержень, но различаются в деталях, которые важны для абитуриента, который выбирает, как ему учиться.

Когда выбираете вуз, обращайте внимание на наличие:

Лицензии и аккредитации вашей специальности. Это гарантия качества и того, что у вас будет диплом государственного образца.
Возможности получать дополнительное образование. Специальные или онлайн курсы, которые могут быть вам полезны.
Процента остепененных преподавателей. Это качество содержания вашего обучения.
Ресурсов: технологического и программного обеспечения.
Стажировок, практик. Программ по помощи с трудоустройством.
Дополнительных преимуществ: двойной диплом, приложение европейского образца, электронное портфолио, возможность участвовать в исследованиях

Или что-то еще, что важно для вас.

Мы в Vuz24 помогаем поступать и учиться дистанционно в семи университетах России и Беларуси. Подбираем программу, обеспечиваем поступление, сопровождаем технически, помогаем в академических вопросах до самого выпуска – бесплатно, на правах представительства. Готовы начать зачисление? Оставляйте заявку или звоните по телефону: +7 (958) 111-72-03

Сравнение форм обучения

Любая форма обучения имеет свои преимущества и недостатки, поэтому при построении эффективной системы обучения обычно используются разные формы в зависимости от целей обучения, установленных сроков, количества участников, выделенного бюджета и т.д.

Выбирая способ обучения, важно помнить, что в результате мы получим разный уровень освоения знаний. На рисунке представлена примерная шкала по степени освоения материалов при разных формах обучения

Но даже выбрав наиболее эффективную по данной шкале форму обучения, нет гарантии, что сотрудник отлично усвоит новый материал, т.к. на процесс обучения влияет множество , начиная от качества самого учебного материала до интеллектуальных способностей обучаемого.

Очное обучение

Традиционной формой обучения является очное или аудиторное обучение в формате лекций, семинаров, тренингов и т.д. Но все они используют различные подходы и методики.

В чем же их существенное отличие?

Человек, в среднем, запоминает 10% того, что слышит, 30% того, что видит, 50% того, что видит и слышит, 80% того, что делает сам. В отличие от семинаров, на которых слушатели (!) слушают, запоминают, записывают, одним словом получают знания, тренинг, как вид обучения персонала, предлагает участникам все попробовать сделать самим, не только получить теоретические знания, но и наработать умения и навыки. Большинство психологов признает, что наилучший эффект дают тренинги, проводимые в группах. Если на лекциях и семинарах опора делается на визуальное и аудиальное восприятие (зрение и слух), то на тренингах подключается кинестетическое восприятие: «истина, данная нам в ощущениях». Эффективность воздействия возрастает многократно!

Тренинги – это занятия с большой долей практических упражнений, семинары предполагают скорее передачу знаний в виде информации. Если при проведении обучающего занятия более 70% времени отведено отработке специальных навыков, ролевым играм, моделирующим рабочие ситуации, их разбору и анализу – то это обучение явно можно назвать тренингом.

семинаре

Уже очень редко можно встретить занятия в виде лекций; современные методы обучения предполагают использование всех доступных каналов коммуникации. Человека, проводящего занятие, трудно назвать лектором – его рабочим инструментом является не только речь и голос. Стремясь достичь целей обучения, заботясь о том, чтобы участники успешно интегрировали новые знания с уже имеющимися, тренер общается с аудиторией, направляя коммуникативные сигналы

  • и по визуальному каналувосприятия (слайды, рисунки, запись на флипчарте, видеофрагменты),
  • и по аудиальному(речь тренера, музыкальный фон, сигналы таймера),
  • и по кинестетическому (моделирование ситуаций, деятельностные упражнения, задание на командную согласованность).

Разнообразие модальностей в поступающей информации помогает её целостному восприятию участниками и лучшему усвоению.

Особенности и развитие дистанционного образования

Дистанционное обучение представляет собой процесс освоения учебной программы на расстоянии. Он характеризуется сохранением всех важных компонентов образования и использованием специальных технических приспособлений.

Обучение с элементами удаленных технологий возникло в Европе еще в XVIII в. Тогда в качестве средства коммуникации задействовалась почта. Студенты с ее помощью получали учебные материалы и задания и вели переписку с преподавателями.

С развитием технологий в процессе обучения стали использовать телеграф, телефонную связь и радио. А в 1969 году в Соединенном Королевстве открылось первое учебное заведение полностью дистанционного формата — Открытый Университет Великобритании.

Но настоящий толчок этой форме обучения дало появление персональных компьютеров и рост их доступности. А с широким внедрением Интернета, онлайн обучение прочно вошло в повседневную жизнь. Учащиеся получили возможность обратной связи с преподавателем в любое время и из любой точки.

Какие бывают формы обучения

Традиционным видом получения образования является очная форма, она и наиболее качественная. Чтобы разрешить проблему совместимости работы и учёбы в советское время, были введены заочная и вечерняя формы. Изучим подробнее, что это.

Заочная

Заочка предполагает перерыв в работе на время учёбы, который составляет примерно месяц в полгода. То есть, в течение месяца человек ходит не на работу, а на учёбу (сессия). В остальное время он трудится на предприятии и делает задания у себя дома.

Вечерняя

Вечерняя форма вообще не предполагает перерывов в трудовой деятельности. Студент посещает занятия регулярно, но в свободное от работы время (в основном вечером). Отсюда и название, но также такой вид образования имеет и другие наименования – очно заочное или сменное обучение.

Дистанционная

В последнее время появилась ещё один вид учебы – дистанционный. Это когда студент не посещает ВУЗ, а занимается дома. Все занятия проводятся посредством Интернета.

Далее будут рассмотрены эти системы более подробно, кроме последней. Форма обучения в ВУЗе выбирается человеком самостоятельно. Сменить одну на другую в дальнейшем возможно, но обычно возникает трудность совмещения пройденного материала. То есть, надо будет досдавать какие-то предметы.

Что подразумевает заочное обучение

Заочная форма обучения в школе подразумевает то, что ходить в образовательное учреждение не нужно. Дети полностью обучаются в домашних условиях. Что касается проставления оценок, то данная процедура производится также заочно на основании контрольных и самостоятельных работ. Однако касательно осуществления итоговой аттестации существует два варианта. Знания ребенка оцениваются по текущим оценкам.

Годовые оценки также высчитываются, исходя из семестровых отметок, которые в свою очередь проставляются по четвертным оценкам. Помимо того, существует и второй способ – это сдача экстерном. По каждому предмету проводится экзамен, который дети могут сдать экстерном. То, по какой системе будет происходить оценивание, ребенок имеет право решать совместно с родителями.

Что касается положительных моментов очной формы, то данный метод удобен для детей с физиологическими ограничениями. Также существенно экономится время, которое было бы потрачено на дорогу в школу. Кроме того, ребенок может просыпаться и ложиться в максимально удобное для него время суток.

Однако есть и недостатки. Дети, обучающиеся на заочной форме, лишены коллективного общения. В некоторых ситуациях данный фактор в будущем вызывает психологические проблемы. Также в классе за счет вопросов других учеников иногда материал запоминается быстрее и становится гораздо более понятным. Помимо того, о заочной форме обучения стоит знать ещё несколько моментов:

  1. Как сдаются экзамены? То, как будет сдавать экзамены ученик, обучающийся заочно, также можно выбрать. Первый вариант – это очный способ. В данной ситуации все стандартно. Просто необходимо прийти в школу и пройти итоговую ситуацию. Также есть и второй дистанционный метод. Экзамены сдаются, не выходя из дома. На официальном сайте школы ученик заходит в соответствующий раздел в заранее утвержденное время и сдает экзамен по определенному предмету;
  2. Как проходит подготовка к экзаменам? Как правило, дети на заочной форме обучения готовятся к экзаменам самостоятельно. Однако консультации никто не отменял. Для заочников нет никаких ограничений касательно посещения консультаций. В связи с этим ребенок может приходить на общие консультации по определенным предметам, назначенные для его класса, и прояснять все непонятные моменты;
  3. Можно ли принимать участие в школьной жизни? Школа – это не только посещение уроков, но и различные мероприятия. Например, кружки либо олимпиады. Принимать участие в школьной жизни могут абсолютно все ученики. Форма обучения никакой роли не играет. Что касается книг из библиотеки, то действует точно такое же правило. Заочник может брать всю необходимую для его обучения литературу. Главное вовремя сдать книги в конце семестра в библиотеку.

Стандартная форма обучения

Очная образовательная форма является традиционной. Дети посещают школу ежедневно за исключением выходных и каникул. Руководство школ самостоятельно ставит в известность местные органы управления обо всех необходимых процессах. Программа обучения и расписание для каждого класса также утверждается школой. Детям обязательно посещать все уроки. Однако существует вариант индивидуально урегулировать расписание.

В школе сдаются различные аттестации на протяжении семестров, а затем дети проходят итоговые экзамены. Программа обучения утверждается на законодательном уровне. Данная форма получения образования очень хороша тем, что ребенок мгновенно может задавать вопросы учителю и соответственно не накапливать в голове целый ряд непонятных моментов. Помимо того, общение в классе приносит множество эмоций, радости и воспоминаний в последующей взрослой жизни.

Как учатся на заочном: особенности организации учебного процесса

Учеба на заочном отделении университета подразумевает, что большую часть работы студенты делают совершенно самостоятельно, а преподаватели по сути только «направляют» их и контролируют результаты. Студенты появляются в вузе лишь во время сессий, и количество аудиторных часов у них очень невелико.

Но это не означает, что учиться можно только во время сессий: в течение семестра заочники должны самостоятельно делать и сдавать преподавателям письменные работы по всем предметам — контрольные, рефераты, самостоятельные исследования и так далее. Раз в год (чаще всего со второго курса) сдается еще и курсовая работа. Работать над ней чаще всего приходится полностью самостоятельно.

Если студент не сдал работу вовремя — его могут не допустить до сдачи экзаменов. Требования к работам зависят в первую очередь от преподавателя —  кто-то принимает их «для галочки» (особенно когда речь идет об общеобразовательных предметах), а кто-то добивается от студентов серьезной работы по изучению предмета. В  таком случае работы могут оказаться объемными и трудозатратными, и выполнение их потребует не одного дня.

Официально работы должны сдаваться в соответствии с учебным графиком на протяжении семестра. Их сдают в деканат, на кафедру, отправляют на электронную почту преподавателя — форма может устанавливаться как вузом, так и самим преподавателем. Однако заочникам достаточно часто делают «поблажки» и разрешают приносить работы прямо на сессию.

В некоторых вузах заочное обучение организуется с применением дистанционных технологий. В таком случае часть учебного процесса уходит в интернет. Формы могут быть самыми разными — сдача работ через личные кабинеты на сайте вуза, зачеты в форме электронного тестирования, конференции с преподавателем по скайпу и так далее.

Учебной программой заочного обучения предусмотрено и прохождение практики (как минимум преддипломной). Студенты, работающие по профилю, часто проходят ее на месте своей работы.

На последнем курсе заочники, как и студенты других форм обучения, сдают государственные экзамены, пишут и защищают диплом.

Когда и как проходят сессии у заочников

Сессии у заочников, как и у студентов других форм обучения, обычно проходят дважды в год. Как правило это зимняя и летняя сессии. Конкретные сроки проведения определяются вузом и могут различаться в разных учебных заведениях. Но чаще всего заочников собирают на учебу в январе и июне, в то же время, когда проходят сессии у очников. Для вуза это удобнее всего. Ведь уход очников на сессию означает, что они появляются в вузе только в дни сдачи экзаменов и приходят на консультации. Соответственно, освобождаются учебные аудитории, а у преподавателей появляется время на то, чтобы вплотную заняться заочниками.

Средняя продолжительность сессии на заочном — 3 недели, на старших курсах — до четырех. Дело в том, что по закону работающим студентам-заочникам полагаются оплачиваемые учебные отпуска на время сессии, при этом для студентов 1-2 курса их продолжительность составляет не более 40 дней за календарный год, для старшекурсников «квота» увеличивается до 50 дней. Соответственно вузам приходится укладываться в эти рамки.

Сессия у заочников проходит очень интенсивно. Она включает:

  • лекции и консультации по предметам, изучавшимся в течение прошедшего семестра;
  • сдачу экзаменов и зачетов;
  • установочные занятия по предметам, которые предстоит сдавать в следующую сессию.

Расписание как правило оказывается очень плотным. Сдача, к примеру, трех экзаменов за неделю — не редкость, при этом свободных дней на самоподготовку в расписании не предусмотрено, а занятия могут ставиться и на выходные дни тоже. Поэтому тем, кто привык откладывать подготовку на последнюю ночь, придется нелегко: когда экзамены и зачеты сдаются практически без перерывов, возможности отоспаться после испытаний не будет.

Что нужно для поступления и перевода

Поступление проходит стандартно. В установленные сроки нужно подать заявление. Указать желаемый способ, форму обучения. Приложить пакет необходимых документов. Среди них:

  • Фотографии.
  • Аттестат.

Что требуется дополнительно — стоит уточнить у приемной комиссии.

На основании баллов ЕГЭ университет составляет конкурсные списки.

Перевод происходит по заявлению студента. Формат дальнейшего обучения, сроки определяются индивидуально. Все зависит от возможностей университета. Лучшее время для перехода с очного — после успешной сессии.

Адрес поступления:

Москва, Ленинградский пр-т. д. 80, корп. Г (м. Сокол) Москва, ул. Измайловский вал, д. 2, корп. 1 (м. Семеновская)

Телефон: 8 (800) 100 00 11

График работы приёмной комиссии:Пн — Пт: 09.00−20.00;Сб — Вс: 10.00−17.00.

Новые стандарты обучения — нестандартные уроки

Обычные уроки проходят по всем известной стандартной схеме: проверка домашнего задания, изучение нового материала, закрепление знаний, подведение итогов. Многим ученикам становится скучен и неинтересен мир знаний из-за скучного подхода к процессу обучения.

Чтобы разнообразить серые школьные будни учащихся, были придуманы нестандартные уроки. Необычно и креативно провести можно не только урок, но даже контрольную работу. При помощи проектора разнообразить процесс обучения и вовсе не составить труда.

Учитель также может прибегнуть к играм, конкурсам, театральным сценкам. Здесь все зависит от воображения и уровня креативности педагога. Рассмотрим несколько примеров нестандартных уроков:

  • урок в форме игры. Особенно эффективны такие занятия в младших классах, где детям нужно объяснить материал максимально доступно. Сюда можно отнести забеги по станциям, игру в «КВН», конкурсы. Для старшеклассников отлично подойдут игры-соревнования на уровень знаний;
  • творческий урок. Многие дети любят проявлять творчество. Для этого учитель может организовать конкурс стенгазет или плакатов, попросить придумать какой-нибудь рассказ или сказку. Творчество можно проявлять абсолютно в разных направлениях;
  • метод проектов. Учитель предлагает своим ученикам создать проект на одну из предложенных тем. Такой подход позволит учащимся раскрыть свой потенциал и применить свои практические знания, научиться чему-то новому, развить навыки. Проект может быть в виде диаграммы, таблицы, рисунка, графика, подделки и так далее.

Нестандартные уроки позволяют школьникам посмотреть на процесс обучения с другой стороны. Такие занятия должны вызывать интерес и желание получать знания.

Основные задачи форм обучения

В зависимости от формы обучения устанавливаются задачи, которые ставятся перед учителем и учеником. Каждая из используемых форм имеет свое определение и направленное действие, однако есть и задачи, которые могут быть применимы ко всем обучающим формам без исключения.  

Обучающая. В ее основе лежит принцип передачи и получения знаний. В этом заключается главная суть любого ученого процесса. Теоретические знания, практическое применение должно быть донесено до ученика и усвоено им.

Воспитательная. Помимо получения знаний в процессе обучения вложены воспитательные моменты. Ученик учится себя вести в коллективе, наедине с учителем, ощущает себя частью социума. В процессе обучения происходит выявление интересов ученика и его наклонностей, формирование личности.

Развивающая. Задача направлена на развитие умений, навыков, применения полученных знаний на практике и в реальной жизни. Ученик развивает собственные способности, учится формулировать мысли, задавать вопросы и искать на них ответы.

Психологическая. Помогает развивать характер, выявлять темперамент и действовать в соответствии с ним

Ученик учится усердию, вырабатывает стремление доводить начатое до конца, взаимодействовать с учителем и другими учащимися, разрешать конфликты и грамотно выходить из сложных ситуаций.   

Координирующая. Задача направлена на указание и определение порядка действий, важности и необходимости их выполнения. Учитель направляет деятельность ученика в нужное русло, тем самым способствуя достижению лучших результатов обучения.

Стимулирующая. Функция позволяет не утратить интереса к учебе, наоборот, увидеть значимость обучения и ее необходимость

Стимулирование может производиться любыми результативными методами: хорошие оценки, подарки поощрения в виде экскурсий, поездок, участий в конференциях и т.д.

Льготы для студентов очно-заочной и заочной формы обучения

Большинство учащихся вечернего отделения работают официально на полную ставку, а значит для них исключены:

  • любая стипендия (социальная или по успеваемости) и пенсия по потере кормильца;
  • возможность проживания в общежитии (увы, даже очникам нередко не хватает мест) — придется снимать квартиру;
  • отсрочка от армии;
  • различные социальные выплаты, если вы заболели или отправились в декрет, — все это должен предоставить работодатель (выплаты по беременности и родам, детские пособия дает и государство).

Зато студенты заочной и очно-заочной формы обучения могут рассчитывать на привилегии со стороны работодателя:

  • 40 дней отпуска на 1–2 курсе и 50 дней на последующих;
  • до 4 месяцев отпуска в период госэкзаменов.

Уйти в отпуск, сохранив доход, можно в рамках предоставляемого срока, указанного выше. В остальных случаях вы имеете право либо на отпуск за свой счет, либо на оплачиваемый в размере 50 % от ставки. Учтите, что многое зависит от вашего официального оклада — если у вас серая зарплата, много вы не получите. А если вы работаете неофициально, вы рискуете оказаться уволенным из-за очередного отпуска.

Среди дополнительных льгот:

  • право на дополнительный выходной каждую неделю или 7-часовой рабочий день — неотработанные часы оплачиваются на 50 % от ставки;
  • право на оплату проезда до учебного заведения и обратно — раз в год (если вы учитесь на заочном).

Разумеется, на привилегии от работодателя вы можете рассчитывать только в том случае, если трудоустроены официально.

Льготы для студентов на коммерческом отделении аккредитованного вуза

Если вы учитесь в коммерческом аккредитованном вузе или на платном отделении государственного учебного заведения, вам не стоит рассчитывать на большие привилегии. Пенсии и стипендии здесь не предусмотрены. Зато можно:

  • получить дополнительный отпуск от работодателя (если вы на очно-заочной или заочной форме обучения);
  • сделать налоговый вычет.

Налоговый вычет доступен только платникам, которые получают официальный доход и платят НДФЛ. В этом случае вы можете вернуть 13 % от стоимости обучения за год — за счет выплаченных налогов.

Это не все. Некоторые вузы предлагают дополнительные возможности. Например, в ИМЭС их четыре:

  • ректорская квота на бесплатное обучение на очном отделении (как правило, это одно место по каждому направлению);
  • субсидия на оплату обучения почти 40 % (можно сократить стоимость до 120 тысяч в год);
  • скидка для инвалидов и других льготников, а также победителей олимпиад и абитуриентов, набравших высокие баллы по ЕГЭ (до 20 % от стоимости обучения);
  • целевые программы.

Дневная (или очная) форма

Дневная форма подразумевает программу, предназначенную для освоения студентами, при посещении ВУЗа в режиме 5-6 раз в неделю. Занятия проходят преимущественно в утренние часы, но иногда руководство ВУЗа составляет график во вторую смену. Это зачастую происходит по нескольким причинам:

  • желание ВУЗа предоставить учащимся возможность подработки в утренние часы;
  • недостаточный аудиторный фонд;
  • недостаточное количество человеческих ресурсов (недостаток преподавательских кадров) и т.д.

Программа обучения предусматривает теоретический курс (лекции), который подкрепляется практическими занятиями (семинары) и самостоятельной работой студентов (контрольные работы, курсовые, доклады и пр.). На последних курсах обучения студенты обязательно получают практические знания, дабы подкрепить теорию (соответствующая отметка выставляется в дополнении к диплому).

Длительность обучения может составлять 4 года (бакалавр), 5 лет (специалист) и еще 2 года (магистратура).

Среди преимуществ дневного обучения можно отметить:

  • превосходный «багаж» теоретических знаний;
  • возможность получить отсрочку от армейской службы;
  • возможность для студента поучаствовать в активной жизни учебного заведения: соревнования, олимпиады, диспуты, проведение праздников, то есть, говоря простыми словами, возможность полностью реализовать свой интеллектуальный и творческий потенциал;
  • возможность получать стипендию (речь о бесплатном отделении в ВУЗе).

Студенты дневного отделения могут получать стипендию

Но все далеко не так гладко в реальности. Конечно, следует понимать, что с дипломом высшего учебного заведения, но при отсутствии опыта выпускник ВУЗа не сможет получить хорошую стартовую должность. И это, в принципе, нормальная ситуация для большинства.

Заочная форма обучения

Студент-заочник не ходит на лекции и семинары. Он самостоятельно учится дома по плану от вуза. В течение семестра ему задают контрольные или рефераты по всем предметам, а очная учёба начинается в период сессии. В это время заочники сдают экзамены, слушают лекции и участвуют в практических занятиях.

Плюсы

  • возможность совмещать учёбу с работой по любому графику;
  • раннее начало карьеры: когда ровесники оканчивают вуз, у заочника уже есть несколько лет опыта работы;
  • заочное обучение дешевле очного;
  • выше ответственность: на заочной форме во многих вопросах придётся разбираться самостоятельно и получать ответы лишь на семинарах во время сессии.

Минусы

  • отсутствие льгот: заочник может обеспечивать себя материально, а значит, у него нет права на стипендию, студенческий проездной, бесплатное общежитие или путевку в дом отдыха;
  • для заочников не предусмотрена отсрочка от армии или обучение в ВУЦ;
  • сложности с дисциплиной и организацией учебного процесса: велик соблазн забить на учёбу до сессии, а потом торопливо навёрстывать упущенное;
  • учиться дольше, чем на очной форме (пять лет на бакалавриате и шесть лет на специалитете).

Мифы о заочном обучении

Заочное всегда платное. Нет, не всегда. Если учебным заведением предусмотрены бюджетные места, на них вполне реально попасть. Например, Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации им. В. Я. Кикотя в 2018 году выделил 170 бюджетных мест на заочное обучение при проходном балле 189.

Заочное хуже очного. Согласно учебному плану, студент очник и заочник получают практически одинаковое образование. Разница состоит только в том, что очники получают больше образовательных часов по каждой дисциплине, но при этом перечень дисциплин остается неизменным.

Учиться легче. На самом деле, не всегда. Если в очном формате объем знаний распределяется по всему учебному году, то в заочном формате объем становится концентрированным. Вместо лекций и потребления готового материала придется добывать и изучать его самостоятельно. Преподаватели помогают вырабатывать самодисциплину: они дают график сдачи контрольных работ. Так, до январской сессии вам нужно будет отправить все работы на электронную почту преподавателям.

Требовательность педагогов ниже. Тоже не всегда. Студенты ведь не просто отсиживают часы – им еще потом и курсовые, дипломные работы перед комиссией защищать. Так что поблажки обычно бывают редко. Кто-то из педагогов наоборот стремится дать как можно больше знаний, дотошно проверяя работы.

Нет практики. Как правило, студенты-заочники уже работают по специальности и всю практику проходят на работе. Если это не ваш случай, придется искать предприятие самостоятельно. В любом случае, в учебном плане практические занятия прописаны. На время обучения можно устроиться в российскую компанию на стажировку – бесплатную или оплачиваемую.

Труднее найти работу. По законодательству компании не имеют права отказывать в устройстве на работу по причине получения заочного образования. Но по факту некоторые работодатели неохотно берут таких специалистов. Отказ обосновывают недостаточной квалификацией. Есть и другие компании, которые наоборот охотнее берут студентов-заочников: так они «воспитывают под себя» специалиста, постепенно увеличивая круг его обязанностей. Тем более, начав работать на 1–2-м курсе, вы одновременно будете получать теоретические знания и применять их на практике. А если что-то будет непонятно, всегда можете спросить преподавателей на сессии.

Иногда вузы тоже помогают студентам в трудоустройстве. Например, ХГУ (Хакасский государственный университет) им. Н. Ф. Катанова создал автоматизированную информационную систему трудоустройства. Там студенты получают информацию о стажировках, вакансиях, вебинарах. НГТУ (Новосибирский государственный технический университет) сотрудничает с Региональным центром трудоустройства и адаптации выпускников к рынку труда, а также с центром развития профессиональной карьеры.

На какой форме можно учиться по ускоренной программе

Закон не устанавливает формальных ограничений на способ и порядок освоения программ в сокращенные сроки. ВУЗ решает этот вопрос самостоятельно. Возможны 4 варианта:

  • Очное отделение. Студенты посещают занятия 5−6 раз на протяжении недели. Слушают лекции, работают на семинарах.
  • Очно-заочное (вечернее) отделение. Количество учебных дней сокращается до 2−4. Половину нагрузки обучающийся осваивает своими силами.
  • Заочный формат. Посещать ВУЗ почти не требуется. Программу обучения студент осваивает самостоятельно. Обучающиеся посещают установочные и экзаменационные сессии.
  • Группы выходного дня. Обучение 1−2 раза на протяжении недели по выходным. Нечто среднее между вечерней и классической заочной формами.

Вопрос формата получения ВО стоит уточнить у администрации выбранного университета. При личном приеме или по телефону.

Адрес поступления:

Москва, Ленинградский пр-т. д. 80, корп. Г (м. Сокол) Москва, ул. Измайловский вал, д. 2, корп. 1 (м. Семеновская)

Телефон: 8 (800) 100 00 11

График работы приёмной комиссии:Пн — Пт: 09.00−20.00;Сб — Вс: 10.00−17.00.

Последние тенденции

Статистические исследования говорят о следующих тенденциях, наметившихся в платном образовании:

  • Растет число абитуриентов, предпочитающих учиться в престижном университете за плату. С дипломом хорошего Вуза легче найти высокооплачиваемую работу.
  • Престижные коммерческие университеты по качеству преподавания догнали и обогнали государственные.
  • Платников с высокими результатами госэкзаменов становится больше. Абитуриенты отказываются от бесплатных мест в посредственных институтах и выбирают коммерцию.
  • Имеется ряд профессий, на которые выделяется мало бесплатных мест. Среди таких специальностей: «Лингвистика», «Востоковедение», «Реклама и PR», «Искусствознание», «Сценические искусства». Больше всего финансируются технические, медицинские, педагогические, сельскохозяйственные направления, сфера информационных и нанотехнологий.

Как устроено обучение по очно-заочной форме

Очно-заочное отделение создается в ВУЗе, на правах самостоятельного подразделения. Процесс поступления стандартный. В заявлении о приеме абитуриент указывает желаемый способ получения ВО.

Образовательный процесс похож на дневное обучение. Студенты посещают ВУЗ 2−4 раза в неделю. Занятия проходят во второй половине дня. Время до вечера студенты посвящают работе, другим делам. Учеба начинаются в 18−19.00. Заканчивается не позже 22.00.

Объем нагрузки определяется планом конкретного ВУЗа. Однако контактов с преподавателем все равно меньше, чем у очников. Около половины нагрузки учащиеся осваивают сами. Практические занятия позволяют закрепить знания, но их также меньше.

2 раза в год проходят сессии. Студенты сдают зачеты, экзамены. Из-за менее плотного академического графика учеба на вечернем отделении продолжается на 6 месяцев дольше, чем на дневном (4 года 6 месяцев).