Аттестация педагогических работников на соответствие занимаемой должности

Оглавление статьи

Суть профессии

Хороший учитель – это человек, не просто досконально знающий свой предмет и умеющий его преподавать, но и отчасти психолог, методист, наставник и воспитатель. Профессия подразумевает проведение уроков и передачу знаний, проверку домашних заданий и ведение журнала успеваемости учеников, управление дисциплиной и порядком в классе. Кроме этого, современный педагог нагружен и бумажной работой. Руководство школ требует с учителей написание методических планов и отчетов об учебной деятельности.

Отдельно имеет смысл подчеркнуть воспитательную деятельность учителей. Так, для учеников младших классов, педагог становится по сути еще одним значимым взрослым, похожим на родителей. Поэтому он должен внимательно относится к эмоциям учеников, уметь завоевывать их доверие, создавать у них позитивную мотивацию к усвоению знаний.

Обязательно ли прохождение аттестации?

Оценка профессиональных навыков педагога может проводиться внутри образовательной организации, поэтому получение первой или высшей категории не является обязательным действием.

Аттестоваться или нет – личное решение каждого человека, никто не вправе требовать от него прохождения добровольной аттестации. Преподаватель сам подает заявление в установленные сроки и готовит необходимые материалы.

Конечно, подтверждение профессионального опыта будет несомненным преимуществом при приеме на работу. На свободное место могут взять другого кандидата, имеющего более высокий статус.

Если сотрудник не желает тратить свои силы и личное время на прохождение процедуры, он может не подавать заявку. Однако избежать подтверждения занимаемой должности нельзя. Это обязательное условие работы, проходить его нужно каждые пять лет.

Вопрос 6. О поездке на курсы как командировке

Вправе ли директор оформить поездку педагога на курсы повышения квалификации как командировку?

Да, вправе, если педагог учится в другом городе. При этом нужно сохранить за ним место работы и среднюю зарплату. Также придется оплатить и командировочные расходы (ст. 187 ТК). Не предоставляйте учителю, который повышает квалификацию, учебный отпуск. В такой отпуск отправляйте только тех работников, которые получают высшее или среднее профессиональное образование (гл. 26 ТК).

Для руководителей предприятий действует уникальное предложение. Чем больше число обучающихся из одной организации, тем выше скидка на коллективную заявку.

Качества, необходимые для хорошего учителя

Хорошие учителя похожи тем, что имеют ряд качеств, необходимых в этой профессии

Нужно не только уметь хорошо объяснять свой предмет, но и удерживать на себе внимание учеников, которые норовят отвлечься на свои телефоны. К числу необходимых качеств можно отнести:

  • Любознательность и постоянное самообразование,
  • Любовь к своему предмету и свободно в нем ориентироваться,
  • Любить детей и подростков,
  • Уметь слышать и с уважением относится к ученикам,
  • Уметь находить контакт как с группой детей, так и с каждым ребенком по отдельности,
  • Быть лидером и авторитетной фигурой, уметь вести учеников за собой,
  • Иметь представление о психологических особенностях детей разных возрастов,
  • Уметь справляться со стрессом от работы, быть терпеливым,
  • Быть справедливым и максимально объективным,
  • Иметь достаточную гибкость и творческий подход к своему делу,
  • Быть организованным и дисциплинированным,
  • Быть дружелюбным и уметь мотивировать,
  • Иметь опрятный внешний вид и рабочее место.

Большим подспорьем могут оказываться такие книги, как: А.С. Макаренко «Педагогическая поэма», Я. Корчак «Как любить ребенка» и Б. Кауфман «Вверх по лестнице, ведущей вниз».

Напоследок сравним сходства и отличия СЗД и категории у учителя

СЗД Категория
От кого зависит проведение По представлению работодателя По желанию работника
Дает ли прибавку к зарплате Не дает прибавок к зарплате (но могут быть и исключения в зависимости от школьного положения об оплате труда) Есть (в зависимости от региона отличается размером)
Сохраняется ли при увольнении Нет Да
Где проводится По месту работы Вне места работы
Сведения о получении статуса Не вносятся  в трудовую книжку Вносятся в трудовую книжку

При написании статьи были использованы материалы:

Нормативно-правовые акты и комментарии Центрального совета Профсоюзов работников народного образования и науки Российской Федерации «Аттестация педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» Информационный бюллетень № 6, июнь 2014.

Квалификационные категории отдельных профессий

Для представителей определенных профессий получение квалификационной категории без проведения аттестации невозможно. Это госчиновники, педагоги, медики, работники прокуратуры и еще целый ряд других.

Добровольно-принудительная переподготовка. Есть ли смысл в повышении квалификации?

Для примера рассмотрим порядок проведения аттестации на получение квалификационной категории педагогических работников. Он регламентируется ФЗ №273 от 29/12/12 г. «Об образовании», ст. 49, и приказом Минобразования №276 от 07/04/14 г. Порядок следующий:

  1. Аттестация проводится по желанию работника, на основании его заявления.
  2. Присваивается первая или высшая категория.
  3. Заявление на получение 1 категории есть возможность подать вне зависимости от стажа работы в учреждении, на высшую – через 2 года работы.
  4. Заявление рассматривается не более месяца, назначаются сроки аттестации. В адрес гражданина направляется письменное уведомление о месте и времени процедуры.
  5. По результатам комиссией заочно принимается решение присвоить категорию либо отказать в присвоении.

Для аттестации на рассмотрение комиссии работником предоставляется пакет документов: заявление; копии документов об образовании, о присвоении категорий ранее, если процедура проводится повторно; документы на смену фамилии – при необходимости; характеристика с места работы, портфолио.

Что включить в Положение о проведении аттестации?

Решение комиссии должно быть принято не позднее чем через два месяца после аттестации. Сотрудник может лично участвовать в аттестации, но при его отсутствии документы рассматриваются заочно. Если в присвоении категории отказано, повторное обращение можно направить в комиссию через год.

Сходные процедуры проводятся и в учреждениях иного профиля. Так, получение квалификационных категорий медиками регламентируется ФЗ №323 от 21/11/11 г. «Об основах охраны здоровья…», ст. 72-1, приказом Минздрава 240н от 23/04/13 г. и рядом других подзаконных актов. Медикам может быть присвоена вторая, первая или высшая квалификационная категория. Она действительна 5 лет.

Порядок проведения квалификационных испытаний должен, по общему правилу, отражаться в ЛНА учреждения и учитывать его специфику.

На заметку! В законодательстве о присвоении квалификационных категорий работникам отдельных профессий происходят постоянные изменения. Так, в проекте нововведения для педработников, которые могут быть приняты в текущем году. Тренеры спортивных школ получили возможность аттестоваться на одну из квалификационных категорий (ФЗ №147 от 4/06/18 г.).

Документы

Документы, представляемые заявителем

I. Обязательные к представлению документы:

  1. Заявление на аттестацию по форме.
  2. Документ, удостоверяющий личность.
  3. Индивидуальная папка, в которой зафиксированы личные профессиональные достижения педагогического работника в образовательной деятельности, результаты обучения, воспитания и развития его учеников, вклад педагогического работника в развитие системы образования в межаттестационный период (индивидуальная папка):

при аттестации на первую квалификационную категорию:

  • стабильные положительные результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией;
  • стабильные положительные результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторинга системы образования;
  • результаты развития у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности;
  • личный вклада в повышение качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, активного участия в работе методических объединений педагогических работников организации.

при аттестации на высшую категорию:

  • достижения обучающимися положительной динамики результатов освоения образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией;
  • достижения обучающимися положительных результатов освоения образовательных программ по итогам мониторинга системы образования;
  • результаты развития способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участия в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях;
  • личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания и продуктивного использования новых образовательных технологий, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, в том числе экспериментальной и инновационной;
  • результаты активного участия в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах.

При подаче индивидуальной папки через МФЦ необходимо учитывать, что документы, содержащиеся в индивидуальной папке, должны быть заверены работодателем, иметь объем не более 15 листов с одной стороны. Прошивать документы и предоставлять опись не требуется.

При осуществлении записи на прием в СПб ГКУ «Центр аттестации и мониторинга» для последующей подачи индивидуальной папки в бумажном виде необходимо учитывать, что документы, содержащиеся в индивидуальной папке, должны быть оформлены в виде единого комплекта документов, включающего опись документов, оформленную по форме, для чего они должны быть прошиты, пронумерованы и подписаны уполномоченным лицом организации, осуществляющей образовательную деятельность, подпись которого заверяется печатью образовательной организации. К индивидуальной папке должна прикладываться прошитая и пронумерованная копия описи документов, заверенная работодателем в установленном порядке.

Заверенная работодателем копия документа, подтверждающего факт установления ранее первой (высшей) квалификационной категории по занимаемой должности. Для заявителей, не имеющих ранее установленную квалификационную категорию, предоставление данного документа не предусмотрено.

Указанные документы подаются в период с 15 августа до 15 мая.

II. Дополнительные документы (в случае обращения доверенного лица заявителя):

  1. Документ, удостоверяющий личность представителя.
  2. Доверенность, оформленная в соответствии с действующим законодательством и подтверждающая наличие у представителя прав действовать от лица заявителя, определяющая условия и границы реализации права представителя на получение государственной услуги.

Основания для отказа в приеме документов:

  • непредставление заявителем документа, удостоверяющего личность, или представление документа, удостоверяющего личность, с истекшим сроком действия или недействительного документа, удостоверяющего личность;
  • непредставление представителем документов, подтверждающих его полномочия по представлению интересов заявителя.

Квалификационные категории

Педагогические работники — лица, имеющие высшее педагогическое и профессиональное или техническое и профессиональное образование по специальности, подразделяются на 5 квалификационных категорий:

Квалификационная категория Профессиональные требования
педагог
  1. требований к стажу работы нет;
  2. знает содержание учебного предмета, учебно-воспитательного процесса, методики преподавания и оценивания;
  3. планирует и организует учебно-воспитательный процесс с учетом психолого-возрастных особенностей обучающихся, способствует формированию общей культуры обучающегося и его социализации, принимает участие в мероприятиях на уровне организации образования, осуществляет индивидуальный подход в воспитании и обучении с учетом потребностей обучающихся, владеет навыками профессионально-педагогического диалога, применяет и использует функционал цифровых образовательных ресурсов.
педагог-модератор
  1. педагогический стаж не менее двух лет;
  2. соответствует общим требованиям квалификационной категории «педагог»;
  3. использует инновационные формы, методы и средства обучения, обобщает опыт на уровне организации образования, имеет участников олимпиад, конкурсов, соревнований на уровне организации образования.
педагог-эксперт
  1. педагогический стаж не менее 3 лет;
  2. соответствует общим требованиям квалификационной категории «педагог-модератор»;
  3. владеет навыками анализа организованной учебной деятельности, осуществляет наставничество и конструктивно определяет приоритеты профессионального развития: собственного и коллег на уровне организации образования, обобщает опыт на уровне района/города, имеет участников олимпиад, конкурсов, соревнований на уровне района/города.
педагог-исследователь
  1. педагогический стаж не менее 4 лет;
  2. соответствует общим требованиям квалификационной категории «педагог-эксперт»;
  3. владеет навыками исследования урока и разработки инструментов оценивания, обеспечивает развитие исследовательских навыков обучающихся, осуществляет наставничество и конструктивно определяет стратегии развития в педагогическом сообществе на уровне района, города, обобщает опыт на уровне области/городов Астаны, Алматы и Шымкента, наличие участников олимпиад, конкурсов, соревнований на уровне области/городов Астаны, Алматы и Шымкента.
педагог-мастер
  1. педагогический стаж не менее 5 лет;
  2. соответствует общим требованиям квалификационной категории «педагог-исследователь»;
  3. имеет авторскую программу или является автором (соавтором) изданных учебников, учебно-методических пособий, получивших одобрение на Республиканском учебно-методическом совете, обеспечивает развитие навыков научного проектирования, осуществляет наставничество и планирует развитие сети профессионального сообщества на уровне области, является участником республиканских и международных конкурсов и олимпиад или подготовил участников республиканских и международных конкурсов и олимпиад.

Виды аттестации

С 2021 года предметные, методические, коммуникативные и психолого-педагогические навыки педагогов будут оценивать с помощью единых федеральных оценочных материалов или ЕФОМ. Материалы разработали по заказу Министерства Просвещения, они устанавливают единые правила аттестации по всем регионам России. 

Регламентирует аттестации . Ее цель — повышение уровня профессионализма педагогов. 

  1. Аттестация педагога на соответствие занимаемой должности, которую учителя и педагоги дополнительного образования проходят раз в пять лет, теперь состоит из двух этапов: экзамена по ЕФОМ и оценки работодателя. Учитель сдает экзамен комиссии и получает баллы за свои компетенции, а руководство организации предоставляет информацию о сотруднике и его характеристику, включающую оценку профессиональных, деловых и личных качеств. В 2021 на аттестацию впервые выйдут сотрудники без квалификационной категории, проработавшие в одной организации более двух лет. 
  2. Аттестация на установление квалификационной категории проводится по желанию педагога. По итогам учителю присваивают первую или высшую категорию. Ее правила не поменялись: чтобы получить квалификацию, педагог предоставляет комиссии свое профессиональное портфолио, благодарности, награды, информацию об успехах учеников. Подойдут справки об успеваемости, дипломы, результаты ЕГЭ и ГИА. Кроме того, учитель может приложить сертификаты об участии в профессиональных семинарах и конференциях.

С 2021 года появятся новые категории: старший учитель (методист) и ведущий учитель (наставник). Чтобы стать методистом или наставником, нужно иметь педагогическое образование, а также дополнительную подготовку по предмету. При получении сразу двух категорий прибавка к зарплате будет за обе.

Методистом может быть педагог первой или высшей категории, который работает в образовательном учреждении больше пяти лет. Он внедряет новые образовательные технологии, организует семинары для учителей и курирует участие в них коллег. 

В наставники идут со стажем не менее 10 лет и высшей квалификационной категорией. Задача наставника — помогать коллегам в вопросах профессионального роста и развития мастерства. 

С 2021 года специалисты, которые только устраиваются на работу в сфере образования, пять лет не работали по профессии и выпускники ВУЗов проходят обязательный первичный экзамен. Результаты тоже оценивает комиссия по ЕФОМ. 

Реализация решения

Если педагогический сотрудник первой категории пошел на более высокую и получил отказ, за ним автоматически сохраняется его первая категория до официального окончания периода действия. Педагоги, получившие отказ, могут обратиться за повышением через год.

Если результаты не удовлетворили педагога, он может обжаловать их. Учителя, которые получили повышенную категорию, автоматически наделяются правом на более высокий уровень оплаты труда. В этом, в принципе и заключается одна из основных целей прохождения аттестации.

Согласно установленным требованиям законодательства, дифференциация зарплаты учителей имеющих квалификацию, производится исключительно с учетом их категории и объема преподавательской работы.

Относительно оплаты труда учителей установлено еще одно правило. По истечении определенной квалификации имеющийся уровень зарплаты не сохраняется. Исключением являются несколько ситуаций.

Зарплата сохранится:

  • при нахождении в декрете;
  • в период, равный одному году с даты наступления установленного законом пенсионного возраста;
  • пока рассматривается заявка на аттестацию.

По прошествии этих периода, если категория не была повышена или подтверждена, зарплата возвращается на стандартный уровень.

Сколько зарабатывают учителя

Заработная плата учителя состоит из нескольких частей: оклад, доплаты за категорию и учебную нагрузку, стаж, проверку тетрадей и классное руководство. Самые высокие доходы – у педагогов Москвы. Они значительно больше, чем у их коллег в регионах. Вилка зарплат составляет от 20000 до 150000 рублей. Зарплаты выше 100000 рублей, как правило, выплачиваются только в элитных частных школах.

При этом, разница в доходах сильно зависит от региона. Средний уровень зарплат в Москве – 97000 рублей, в Санкт-Петербурге – 58000 рублей, в Омске – 29000 рублей, в Северной Осетии – 23000 рублей.

Зарплаты в России и за рубежом

Для удобства сравнения все зарплаты переведены в доллары США.

Страна Мин. зарплата (за год) Ср.зарплата (за год) Воспитатель в дет.саду Преподаватель англ. языка Директор школы
Москва 3949$ 6304$ 3395$ 6300$ 5700$
Регионы РФ 3157$ 5522$ 3235$ 5510$ 5275$
США 36655$ 74450$ 56865$ 45820$ 108140$
Великобритания 34339$ 74675$ 33410$ 43178$ 67220$
Австралия 27938$ 56943$ 50684$ 56235$ 98235$
Канада 38146$ 73389$ 34392$ 30554$ 75265$
Германия 17205$ 37236$ 33156$ 28924$ 79668$
Франция 21807$ 41935$ 34215$ 23489$ 83922$
Южная Корея 21322$ 44448$ 21324$ 22965$ 50294$

Порядок прохождения

Документы на соответствие занимаемой должности учителя можно разделить на две группы. Первая служит для организации самой процедуры (документацию готовит администрация):

  • распорядительный акт (приказ) о созыве аттестационной комиссии;
  • график проведения мероприятия, с которым работников знакомят под подпись за 30 дней;
  • аттестационный лист;
  • представление сотрудника, вносимое работодателем;
  • акт ознакомления с представлением.

Шаблон аттестационного листа

Вторая группа — документы, которые сам работник прикладывает для формирования убедительного представления (так называемое портфолио педагога):

  • удостоверение личности;
  • документы о профессиональном образовании;
  • сведения о предыдущих оценках;
  • все, что может подтвердить его педагогические достижения.

К последним можно отнести методические разработки, наградные материалы, лично или в соавторстве созданные учебные пособия.

Закон устанавливает и сроки аттестации на соответствие занимаемой должности. Так, если работник не сможет посетить заседание комиссии лично, его перенесут не менее чем на 30 дней. Но если уважительной причины отсутствия нет, мероприятие проведут без аттестуемого.

Результаты, полученные путем открытого голосования членов комиссии, заносят в протокол. Выписки из него секретарь готовит в течение двух дней. Еще три дня есть на ознакомление с этим документом аттестованного.

Как ввести квалификационные категории в коммерческой фирме

Для каждой категории должны быть разработаны квалификационные требования. Они должны различаться уровнем образования и квалификации, учитывать опыт работы, стаж по профессии. При проведении этой работы целесообразно пользоваться справочной информацией. В квалификационном справочнике от 21/08/98 г. №37 подробно указаны квалификационные требования для значительного числа должностей.

Пример: в справочнике №37 для должности «инженер» предусмотрены четыре квалификационные позиции:

  1. Инженер как таковой может иметь любой стаж работы и высшее профобразование.
  2. Инженеру 3 категории достаточно окончить профильный ВУЗ и проработать инженером 3 года.
  3. Инженеру 2 категории нужно иметь высшее профобразование и стаж работы инженером 3 категории не меньше 3 лет.
  4. Инженеру 1 категории необходимы высшее образование по профессии и стаж работы в инженерной должности 2 категории – 3 года и более.

Предполагается, что слово «старший» в наименовании должности указывает на наличие подчиненных либо он один контролирует работу участка. При этом если для должности уже установлены квалификационные категории, слово «старший» не используется. Это понятие приравнивается к 1 категории.

Если специалист назван «ведущим», он контролирует работу подчиненных групп и осуществляет общее руководство определенным направлением работы фирмы. Ведущий специалист должен иметь стаж на 2-3 года выше, чем такой же специалист 1 категории (по тексту справочника №37, п. 7 «Общих положений»).

Коммерческая фирма вправе не опираться на положения квалификационных справочников при установлении квалификационных категорий. Их наименования отражаются в локальном нормативном акте (ТК РФ, ст. 8), например, «Положение об аттестации».

Все кадровые события, в том числе проведение самой аттестации и получение квалификационных категорий, оформляются приказом. По результатам аттестации вносятся изменения в штатное расписание и в кадровые документы каждого сотрудника.

Формально руководитель коммерческой фирмы не обязан проводить аттестацию, чтобы присвоить работнику квалификационную категорию, однако сделать это целесообразно с соблюдением всех законодательных норм. В ином случае «распределение» квалификационных категорий может стать причиной трудового спора, не исключая и обращение работников с иском в суд.

На заметку! Использование квалификационных справочников обязательно только для работников государственных и муниципальных учреждений, а также представителей профессий, предполагающих льготы, компенсации, ограничения (ТК РФ, ст. 57 ч. 2 «условия», абз. 3).

Плюсы и минусы профессии

В профессии учителя есть свои плюсы и минусы, как и в любом другом деле. Сформулируем их конкретно.

Плюсы

  • Общение с людьми,
  • Возможность обучить своих подопечных хорошим и правильным вещам, привить любовь к своему предмету,
  • Возможность постоянно учиться у детей, быть молодым душой,
  • Благодарность выпускников и их родителей,
  • Длинный отпуск.

Минусы

  • Необходимость справляться с трудными и конфликтными детьми,
  • Необходимость договариваться и взаимодействовать со сложными родителями,
  • Весьма небольшая оплата труда относительно значимости профессии,
  • Личная ответственность за жизнь и здоровье детей,
  • Большой объем бумажной работы по составлению планов и отчетов,
  • Необходимость справляться с давлением руководства, родителей и самих учеников.

Многие справедливо называют педагогическое дело не профессией, а призванием. Только искренняя любовь к этому делу помогает справляться с существующими минусами и сложными сторонами этой работы.