Прохождение государственной службы

Оглавление статьи

Специфика дисциплинарных мер

Их применение регламентируется внутренними уставами органов или специальными Положениями. В качестве отличительных признаков дисциплинарной ответственности, применяемой в отношении госслужащих, выступают:

  1. Наличие трех оснований: процессуального, фактического и нормативного. Первое связано с принятием соответствующего правового акта, по которому к конкретному нарушителю применяется определенная мера.
  2. Ответственность наступает за дисциплинарный проступок. Однако в ряде случаев санкции могут быть применены и за иное нарушение.
  3. Дисциплинарные взыскания вменяются субъектами линейной власти в пределах служебного подчинения.

Суть дисциплинарного проступка заключается в невыполнении либо ненадлежащем исполнении сотрудником обязанностей, которые были на него возложены.

Организация и проведение конкурса при поступлении на государственную гражданскую службу

Для оценки профессионального уровня и знаний соискателя при поступлении на государственную службу проводится конкурс. Конкурсы на государственную службу организуются и проводятся на основании статьи 22 упомянутого выше закона и Положения о конкурсе, утвержденного указом Президента РФ.

Для исполнения конкурсных процедур организуется конкурсная комиссия, состоящая из специалистов необходимых направлений деятельности и знаний. Конкурсная комиссия на 1/4 должна состоять из независимых экспертов. Если работа госслужащего при прохождении государственной службы будет связана с гостайной, то конкурсная комиссия образовывается с учетом положений законодательства о гостайне.

На первом (подготовительном) этапе конкурса в печатных средствах массовой информации размещается объявление о приеме документов и квалификационных требованиях к кандидату. Основной этап конкурса проводится, если на вакантную должность претендует не менее 2 кандидатов. Соискателей отбирают как по предоставленным ими документам, так и на основании специальных конкурсных процедур, позволяющих оценить  профессиональные качества кандидата. Как правило, это собеседование с кандидатом.

После окончания конкурса кандидатов ставят в известность о его результатах в течение месяца. 

Как оценить результаты

В различных органах власти утверждены отраслевые методики проведения конкурсов, включая собеседования на госслужбу, заключающиеся в ответах (данных устно). Методики по отраслям также предусматривают варианты подготовки и оценки интервью. Так, например, опросники в Минфине готовятся в соответствии с должностным функционалом и оцениваются по балльной системе.

Результат индивидуальной беседы подлежит оценке конкурсной комиссией:

  • 10 баллов, когда претендент пошагово полностью раскрывает суть темы, корректно использует терминологию, в процессе дискуссии проявляет достаточную активность, демонстрирует высокие профессиональные знания в заявленной сфере, способности к аналитике, аргументированному отстаиванию своей позиции и способности к деловым переговорам, принятию решений;
  • 8 баллов, когда претендент пошагово полностью раскрывает суть темы, корректно использует терминологию, но допускает незначительные ошибки, в процессе дискуссии проявляет достаточную активность, демонстрирует высокие профессиональные знания в заявленной сфере, способности к аналитике, аргументированному отстаиванию своей позиции и способности к деловым переговорам, принятию решений;
  • 6 баллов, когда претендент пошагово, но не полностью раскрывает суть темы, не всегда корректно использует терминологию, допускает незначительные ошибки, в процессе дискуссии неактивен, демонстрирует средние профессиональные знания в заявленной сфере, средние способности к аналитике, средние способности к аргументированному отстаиванию своей позиции и ведению деловых переговоров;
  • 0 баллов, когда претендент не сумел раскрыть суть темы, неправильно применяет основные понятия и термины, допускает глобальные неточности и ошибки, в процессе дискуссии неактивен, имеет низкий уровень профессиональных знаний в заявленной области и аналитических способностей, отсутствие навыков способности к аргументированному отстаиванию своей позиции и ведению деловых переговоров.

Кто является чиновником

Госслужащий – это лицо, имеющее гражданство РФ, занимающее государственную должность, исполняющее служебные обязанности, предусмотренные соответствующим законом, и получающий заработную плату из средств бюджета.

Законодательством даются следующие характеристики госслужащего:

  1. Является профессионалом, то есть получает денежное вознаграждение за свой труд.
  2. Подчиняется старшему по званию.
  3. Его труд – это деятельность. В результате ее осуществления появляется продукт – управление или услуга.
  4. Должен быть гражданином РФ.
  5. Целью чиновников является обеспечение полномочий государства.

Полномочия государства определяются его основными функциями. К ним относятся:

  • регулирующая;
  • охранная;
  • организаторская;
  • хозяйственная;
  • законодательная;
  • контролирующая.

Все функции связаны друг с другом, совместно они создают работоспособный государственный организм. Целью его деятельности является обеспечение хороших условий для жизни граждан. Исполнительными механизмами в этой системе являются госслужащие.

В первую очередь своей деятельностью они обеспечивают целостность государства и главенство закона, следят за соблюдением всех прав и свобод граждан. В обязанности госслужащих входит активное взаимодействие с населением, быстрая конструктивная реакция на поступившие запросы. Они должны постоянно сохранять свой уровень профессионального мастерства, а также повышать квалификацию, изучать новую информацию. Неукоснительное подчинение своему начальству – один из главных принципов в этой сфере.

К госслужащим относятся:

  • сотрудники всех военных и правоохранительных ведомств;
  • аппарат правительства, служба администрации Президента, суды.
  • члены Совета Федерации и депутаты Государственной думы;
  • работники различных госструктур, финансируемых из бюджета.

Особенности прохождения ГГС

Государственная гражданская служба (ГГС) предполагает деятельность госслужащих при выполнении определенных задач, функций, прав и обязанностей. Она включает следующие процессы:

  • вступление в должность;
  • присвоение класса, чина, аттестация или экзамен на определение квалификации;
  • перевод и перемещение;
  • поощрение за успешную деятельность в ходе службы;
  • использование в отношении служащего мер юридической ответственности за нарушение дисциплины;
  • увольнения с ГГС и др.

Профессиональная служебная деятельность подлежит регулированию с помощью должностного регламента, который проходит утверждение у представителя нанимателя и представляет собой категорию административного регламента органа власти в государстве. Регламент включает несколько разделов:

  • требования к квалификации, включая характер и степень знаний и навыков, которые могут быть предъявлены к служащим, замещающим должность гражданской службы; образование, стаж службы (ГГС иных видов) или стаж, опыт работы по этой специальности;
  • должностные обязанности, ответственность и права, предусмотренные при неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязанностей должности, регулируемые административным регламентом, задачи и функции структурного подразделения государственного органа и функциональные особенности замещаемых должностей ГГС;
  • список вопросов, по которым госслужащий должен или имеет право самостоятельно принять решение;
  • вопросы, по которым гражданские служащие должны или могут участвовать в при подготовке проектов нормативно-правовых актов, управленческих и прочих решений;
  • сроки и подготовительные процедуры, рассмотрение проекта управленческих и других решений, включая особенности их принятия и согласования;
  • порядок и форма взаимодействия госслужащих во время прохождения ГГС с гражданскими служащими этого же органа, гражданскими служащими других органов, другими гражданами, с предприятиями;
  • государственные услуги, оказываемые гражданам и предприятиям в зависимости от административного регламента;
  • критерии результативности и эффективности профессиональной служебной деятельности гражданских служащих.

Какие вопросы могут задать

Вопросы на собеседовании (госслужба предполагает обширные знания в различных сферах законодательства) формируются по направлениям. С помощью них можно оценивать уровень профессионализма претендента.

При формировании перечня тем учитываются:

  • должностные обязанности по вакансии госслужбы;
  • должностные обязанности по группе, включающей должности, по которой объявляется конкурс.

Вопросы также включают информацию на знание:

  • русского языка;
  • Конституции страны;
  • законодательства о госслужбе;
  • законодательства о противодействии коррупции;
  • информационно-коммуникационных технологий.

Индивидуальное собеседование на госслужбу также может быть основано на вопросах из практики в конкретных ситуациях, имевших место в структурных подразделениях госоргана, в котором есть вакансия.

Таким образом, конкурсная комиссия задает практические вопросы и проводит дискуссию с кандидатами индивидуально.

Как проводят собеседование при поступлении на госслужбу

Как пройти собеседование на государственную службу, — вопрос непростой, учитывая, что оно может быть двух видов:

  1. Предварительное с потенциальным руководителем.
  2. Обязательное в процессе заседания конкурсной комиссии.

Руководитель подразделения вправе провести интервью с кандидатом в предварительном режиме и задать первоначальные вопросы на собеседовании на госслужбу.

Если предварительная беседа имела место, проводивший его руководитель устно докладывает о результатах в процессе заседания конкурсной комиссии, которая также будет задавать вопросы на собеседовании при приеме на госслужбу.

Очная встреча идет в процессе заседания специально созданной комиссии, которая обсуждает с претендентом итоги выполненных им иных заданий, предусмотренных конкурсом, задает вопросы, помогающие установить имеющиеся навыки и знания. Это необходимо для того, чтобы определить уровень профессионализма.

Проведение очной беседы является обязательным.

После беседы все члены комиссии вносят в бюллетень установленной формы (прилагается) результаты оценки, включающие баллы по итогам разговора. Данные баллы рассчитываются в виде суммы среднего арифметического по результатам индивидуальной беседы и баллов по итогам тестов и иных заданий по конкурсу.

Без проведения очного собеседования на госслужбу в процессе заседания комиссия не уполномочена принимать решение о выборе победившего претендента.

Проводя индивидуальную беседу комиссия в соответствии с решением нанимателя вправе использовать аудио- и видеозаписывающие средства. Может также вестись стенограмма реализации определенных процедур. Это позволит в дальнейшем сравнить полученные ответы в целях максимальной объективности их оценки.

Замещение должностей

В Федеральных законах о видах госслужбы и в прочих нормативных документах с учетом созданных возможностей отбора кандидатур и иных условий предусматривается два способа зачисления в штат: на конкурсной основе и без конкурса. В последнем случае принимается соответствующее решение о назначении. Оно утверждается уполномоченным сотрудником или госорганом по номенклатуре должностей. Конкурс предполагает оценку профессиональных навыков граждан, подавших заявление. Назначение на соответствующую должность осуществляется путем принятия распорядительного акта (приказа). С момента его издания на гражданина возлагаются обязанности, устанавливается испытательный период. Его продолжительность — от 3 до 12 мес. Для некоторых категорий служащих поступление на должность сопровождается принесением присяги.

Увольнение

Прежде всего должна быть веская причина для увольнения. Законом установлен перечень оснований, считающихся уважительными для прекращения нахождения на государственной службе.

С другой стороны, сотрудник может изъявить желание покинуть госорган. Для этого ему потребуется подать заявление и расторгнуть контракт.

Основными причинами являются:

  • расторжение контракта по желанию служащего;
  • истечение сроков контракта;
  • профнепригодность (отрицательный результат аттестации);
  • смена гражданства;
  • ограничения по здоровью;
  • смена места жительства;
  • ликвидация госоргана или сокращение штата;
  • нарушение установленных правил.

Среди нарушения правил можно выделить:

  • частые необоснованные прогулы;
  • выход в нетрезвом состоянии;
  • нарушение правил деятельности, создающее опасность для окружающих;
  • раскрытие тайной государственной информации;
  • хищения.

Регламент увольнения чиновников прописан в следующих документах:

5.3. Прохождение государственной службы

Право поступления на
государственную службу имеют граждане Российской Федерации не моложе 18 лет,
владеющие государственным языком, имеющие профессиональное образование и
отвечающие требованиям, установленным для государственных служащих.

При поступлении на
государственную службу, а также при ее прохождении не допускается установление
каких бы то ни был прямых или косвенных ограничений или преимуществ в
зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного
и должностного положения, места жительства, наличия или отсутствия гражданства
субъектов Российской Федерации, отношения к религии, убеждений, принадлежности
к общественным объединениям, созданным в порядке, предусмотренном Конституцией
Российской Федерации и федеральным законом.

Гражданин не может быть принят на
государственную службу и находиться на государственной службе в случаях:

— 
признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда,
вступившим в законную силу;

— 
лишения его права занимать государственные должности государственной
службы в течение определенного срока решением суда, вступившим в законную силу;

— 
наличия подтвержденного заключением медицинского учреждения заболевания,
препятствующего исполнению им должностных обязанностей;

— 
отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим
государственную и иную охраняемую законом тайну, если исполнение должностных
обязанностей по государственной должности государственной службы, на которую
претендует гражданин, связано с использованием таких сведений;

— 
близкого родства или свойства (родители, супруги, братья, сестры,
сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с
государственным служащим, если их государственная служба связана с
непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

— 
наличия гражданства иностранного государства, за исключением случаев,
если доступ к государственной службе урегулирован на взаимной основе
межгосударственными соглашениями;

— 
отказа от представления сведений.

При поступлении на
государственную службу гражданин представляет:             

— 
личное заявление;

— 
документ, удостоверяющий личность;

— 
трудовую книжку;

— 
документы, подтверждающие профессиональное образование;

— 
справку из органов государственной налоговой службы о представлении
сведений об имущественном положении;

— 
медицинское заключение о состоянии здоровья;

— 
другие документы, если это предусмотрено федеральным законом.

Гражданин поступает на
государственную службу на условиях трудового договора, заключаемого на
неопределенны и срок или на срок не более пяти лет.

Поступление гражданина на
государственную службу оформляется приказом по государственному органу о
назначении его на государственную должность государственной службы.

Для определения уровня
профессиональной подготовки и соответствия государственного служащего
занимаемой государственной должности государственной службы, а также для решения
вопроса о присвоении государственному служащему квалификационного разряда
проводится его аттестация. Порядок и условия проведения аттестации
устанавливаются федеральными законами и законами субъектов Российской
Федерации.

Основания для прекращения государственной
службы :

— 
при увольнении государственного служащего, в том числе в связи с выходом
на пенсию;

— 
по основаниям, предусмотренным Трудовым кодексом;

— 
увольнение государственного служащего может быть осуществлено по
инициативе руководителя государственного органа в случаях:

1) достижения им предельного
возраста, установленного для замещения государственной должности
государственной службы;

2) прекращения гражданства
Российской Федерации;

3) несоблюдения обязанностей и
ограничений, установленных для государственного служащего федеральным законом;

4) разглашения сведений,
составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну;

5) возникновения других
обстоятельств, предусмотренных законодательством.

Продление нахождения на
государственной службе государственного служащего, достигшего возраста 65 лет,
не допускается. После достижения указанного возраста он может продолжать работу
в государственных органах на условиях срочного трудового договора.

При прекращении государственной
службы в связи с выходом на пенсию государственный служащий считается находящимся
в отставке и сохраняет присвоенный ему квалификационный разряд. В трудовой
книжке производится запись о последней государственной должности
государственной службы с указанием «в отставке».

Предыдущая

Порядок проведения отбора

Шаг 1: объявление в СМИ

Размещение на сайте учреждения и государственных интернет-ресурсах информации о вакансии и приеме заявлений на участие в отборе кандидатов. В объявлении указываются следующие данные:

  • название должности и госоргана;
  • требования к квалификации;
  • адрес приема заявлений и время работы;
  • дата окончания сбора документов;
  • предварительное место, время и правила проведения отбора;
  • сопутствующая информация.

  Запись в трудовой книжке по работе по совместительству

Любой гражданин РФ имеет право принять участие в конкурсном отборе. Все предоставленные им личные данные будут проверены.

Шаг 2: испытания

Для отбора желающих создается комиссия. Она производит оценку предоставленных претендентами сведений об образовании, общем служебном и трудовом стаже. Далее проводятся конкурсные процедуры. К ним относятся:

  • личное интервью;
  • заполнение анкет;
  • собеседование в группах;
  • написание развернутого письменного задания;
  • проведение тестирования по квалификационным знаниям.

По итогам комиссия выносит решение, которое основывается на требованиях к выбранной должности. Оно служит основанием для поступления конкурсанта или отказа.

Комиссия может дать рекомендацию о занесении кандидата в кадровый резерв при его соответствии профессиональным требованиям, но не прошедшего отбор. На основании вердикта комиссии выпускается акт работодателя о назначении победившего конкурсанта. Результатом всей процедуры является подписание служебного контракта.

Шаг 3: назначение на должность

Не всегда единственный способ стать чиновником прохождение конкурса, законом определены случаи, когда поступление на службу производится назначением без проведения конкурса:

  1. При вступлении в должность, состоящей в группе «руководители» и «советники», на ограниченный срок.
  2. Если должность группы «руководители» предусматривает назначение на нее указом Президента.
  3. В случае подписания служебного контракта с ограниченным сроком;
  4. При выходе на службу лица, помещенного в кадровый резерв.
  5. В случаях, предусмотренных ст. 28, 31, 60.1 закона No 79-ФЗ.

Если должность предусматривает доступ к материалам, содержащим государственную тайну, то назначение может осуществляться без конкурса. По решению работодателя, поступление на службу возможно на неконкурсной основе, если она относится к категории «младших».

Прекращение государственной службы

Законодательство о ГГС устанавливает общие и единые основы для прекращения служебных контрактов, освобождений замещаемых должностей и увольнений. В число оснований расторжения входят:

  • по соглашению сторон, которые заключили служебный контракт;
  • по окончанию срока действия (предусмотрено для срочных служебных контрактов);
  • в соответствии с инициативой гражданского служащего или инициативой представителя нанимателя;
  • перевод по просьбе или с согласия служащего в другую государственную организацию или на ГГС другого вида;
  • отказ со стороны гражданского служащего занимать предложенную ему должность или проходить профессиональную переподготовку (повышать квалификацию) по причине сокращения должностей, в случае не предоставления другой должности ГГС;
  • отказ работника от другой должности, предложенной для замещения, по причине изменения существенных условий договора;
  • отказ от перевода на другие должности в соответствии с состоянием здоровья (при наличии медицинского заключения) или в случае отсутствия подобной должности в этом государственном органе;
  • отказ перевестись в другую местность вместе с государственным органом; 10) обстоятельства, которые не зависят от воли сторон;
  • нарушение обязательных правил, установленных федеральными законами, если оно исключает возможность замещать определенную должность ГГС;
  • исключение служащих из гражданства нашей страны;
  • невыполнение обязательств, несоблюдение ограничений, которые установлены ФЗ о службе;
  • 14) нарушение запрета, связанного с ГГС, который предусматривает Закон о ней;
  • отказ замещать прежнюю должность ГГС в случае неудовлетворительного результата испытания.

Прекращение государственной службы (служебного контракта), процесс освобождения от замещаемых должностей на ГГС, как и увольнение с нее, подлежат оформлению посредством правоприменительного акта государственного органа.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Система госслужбы

Гражданская госслужба подразделяется на федеральную и региональную, куда входят губернаторы, региональные правительства, депутаты и так далее. Отдельно в гражданской выделяют систему правоохранительных органов, которая существует только на федеральном уровне.

Военная госслужба имеет только федеральный уровень. Военнослужащих субъектов РФ нет. Муниципальный уровень в госслужбу не входит.

Она построена на нескольких основных принципах:

  • поддержание единой системы и обеспечение законного разделения полномочий внутри ее;
  • законность;
  • неприкосновенность прав и свобод человека;
  • одинаковые условия доступа для всех граждан;
  • единый законный подход к госслужбе;
  • взаимная связь с муниципальной службой;
  • открытый доступ для систем общественного контроля;
  • компетентность госслужащих;
  • защита сотрудников от незаконного вторжения в частную жизнь.

Заключение

Прохождение государственной службы осуществляется в строгом соответствии с установленными нормативными предписаниями. Граждане, занимающие должности в госструктурах, несут ответственность за свои действия. Их работа имеет особое значение для общества и государства в целом. В этой связи сотрудники должны обладать определенным уровнем профподготовки, навыками и опытом.

В целях совершенствования системы государственной службы законодательство предусматривает регулярные проверки соответствия работников занимаемым ими должностям. Аттестация позволяет оценить компетентность сотрудников, их отношение к профессиональной деятельности. Как и в любой другой сфере, госслужащие могут перемещаться с одной должности на другую. Одним из оснований для таких перестановок являются результаты аттестации. Сотрудник может быть переведен как на ниже-, так и на вышестоящую должность в соответствии с показателями, полученными при проверке соответствия.

Государственные служащие пользуются рядом преимуществ. Например, военные выходят на пенсию не по возрасту, а по выслуге лет. При этом выплаты рассчитываются с использованием отраслевых коэффициентов. Государство предоставляет служащим и другие социальные гарантии.

В настоящее время отмечается постоянная работа в плане совершенствования системы. Особое значение при этом имеет внедрение информационных технологий. Широкое развитие получила система межведомственного взаимодействия. Это существенно сокращает время обработки обращений, принятия решений.

Особенно актуально межведомственное взаимодействие для правоохранительных органов и военных структур. Государственные служащие в силу своей деятельности связаны с информацией, составляющей тайну, охраняемую законом. Ни при каких обстоятельствах они не вправе разглашать ее.

Важной составляющей деятельности сотрудников является соблюдение дисциплины. За нарушения предусматривается дисциплинарная ответственность вплоть до увольнения