Реформа образования 1864 года

Оглавление статьи

«Хотел как лучше»

Несмотря на ряд успешных реформ и военно-политических достижений на международной арене, внутриполитическая и экономическая ситуация в России при Александре II постепенно усложнялась.

Из-за либеральной торговой политики и отказа от протекционизма страдала промышленность, страна погрузилась в затяжной экономический кризис. Сельское хозяйство из-за половинчатой крестьянской реформы оставалось неэффективным.

Используя народное недовольство, активизировались радикальные организации левого и либерального толка, а также сепаратисты с окраин империи. А когда власти стали прибегать к репрессивным мерам, революционеры развернули террор.

«Реформы Александра II шли сверху, общество было исключено из процесса их проведения. Именно поэтому уже к середине 1860-х годов ко всем этим преобразованиям стали относиться как к правительственной «игрушке». Если говорить о радикалах, то для них реформы представляли опасность потому, что разваливали общину, традиционную деревню. Из-за этого и усилилось революционное движение», — рассказал в беседе с RT Ляшенко.

Эксперт напоминает, что когда народническая молодёжь пошла «в деревню» в 1874 году, то многих участников «хождения в народ» очень скоро арестовали, устроив масштабный «процесс ста девяноста трёх».

«Однако там не было ни организации, ни программы, ни единого центра действий. И когда правительство начало этот процесс, оно тем самым показало, что считает романтически настроенных молодых людей серьёзными политическими врагами. Симпатии общества перешли на сторону радикалов», — добавил историк.

Дошло до того, что, согласно ряду свидетельств, о свержении Александра II или принуждении его сменить политический курс, говорил даже один из его сподвижников — Михаил Скобелев, знаменитый Белый Генерал, участвовавший в присоединении Центральной Азии и разгроме Турции.

После того как императору из перехваченных документов стало известно, что польские радикалы пропагандируют среди жителей Малороссии идеи национальной инаковости (идентичности) с целью спровоцировать в России масштабный внутренний кризис, Александр II подписал Валуевский циркуляр и Эмский указ, запрещавшие использование малороссийского наречия в сфере образования. Но это не спасло ситуацию — украинскую идею с целью ослабления России тут же взяли на вооружение австрийские власти.

Как отмечали очевидцы, на фоне нарастания внутриполитических проблем император стал нервным и раздражительным. Его близкий соратник, экс министр внутренних дел и председатель Комитета министров Пётр Валуев в своём дневнике назвал Александра «коронованной полуразвалиной».

По мнению историков, если бы роковое покушение провалилось, Россия могла бы стать высокоразвитой державой в кратчайшие сроки. Однако есть и другая точка зрения: некоторые специалисты полагают, что если бы Александр II выжил, то революция произошла бы гораздо раньше — и империя пала бы в считаные годы.  

Судебная реформа. Кратко

Судебная система при Николае Первом была нерациональна и сложна. Судьи были зависимы от властей. Состязательность отсутствовала. Право сторон и подсудимых на защиту было ограниченным. Часто судьи вообще не видели подсудимых, а решали дело по документам, составленным судебной канцелярией.

Основой реформы судопроизводства Александра II стали такие положения

  • Независимость судебной власти
  • Единый суд для всех сословий
  • Гласность судопроизводства
  • Состязательность судопроизводства
  • Право сторон и подсудимых на защиту в суде
  • Открытость всех доказательств, выдвигаемых против подсудимых
  • Право сторон и осужденных на подачу кассационной жалобы;
  • Упразднение без жалоб сторон и протеста прокурора пересмотра дел вышестоящей инстанцией
  • Образовательный и профессиональный ценз для всех судебных чинов
  • Несменяемость судей
  • Обособление прокуратуры от суда
  • Суд присяжных для обвиняемых в преступлениях средней и большой тяжести

В ходе реформы были созданы две ветви судов — мировые и общие.

Они в свою очередь имел по две инстанции (мировые судьи и мировые съезды; окружные суды и судебные палаты). Общей третьей инстанцией были Кассационные департаменты Правительствующего Сената

Реальность

Специалисты считают, что в начале 90-х годов Россия имела мощную индустриальную базу и мощный научно-технический потенциал, высоко интеллектуальные кадры и достаточно хорошо образованное население. Этого было вполне достаточно, чтобы достаточно долго «продержаться на плаву», пока не восстановятся все функции государственного аппарата. Но системный кризис привел «к утечке мозгов», переделу государственной собственности, полному отсутствию интереса к инновациям у новых собственников образовательных и научных учреждений.

В условиях перехода на сырьевой вариант развития и вывод капитала в оффшорные зоны, привел к тому, что оставшиеся в стране научно-педагогические кадры были переподчинены крупному, порой полукриминальному, бизнесу. Как результат, ученые вынуждены были отодвинуть на задний план разработку новых технологий, ради банального выживания, и стать обслуживающим персоналом для бизнеса.

С подписанием Болонской декларации (которая, по сути, управляется европейскими промышленниками, и являет собой глобальную модель для подготовки кадров с компетенциями и навыками, необходимыми для обслуживания бизнеса) началось навязывание этой модели и России, под управлением российского филиала транснациональной корпорации промышленников.

Реформирование проходит под управлением Совета по повышению конкурентоспособности, в состав которого входят 6 граждан России (в том числе, Г. Греф, бывший министр финансов РФ, глава Центробанка, Министр образования и науки РФ, Д. Ливанов) и 7 иностранных представителей капитала. Руководство в таком составе определяет «развитие» фундаментальных наук, новых технологий, согласно своим представлениям об их пользе. Более того, с 2013 года работает проект «5-100-20», согласно которому в глобальную систему образования встроены 21 российский ВУЗ и до конца 2020 года – 5 российских университетов, в топ-100. Следует особо отметить, что это – ключевые учебные заведения, готовившие, в недавнем прошлом, кадры для ВПК.

Чтобы удержать планку в мировых рейтингах, сотрудники обязаны ежегодно публиковать в международных журналах свои научные работы, на английском языке. Качество и вклад в науку, в этом случае отодвигается на второй план.

Кроме перечисленных недостатков реформы, преподаватели ВУЗов называют:

  • Укрупнение университетов за счет объединения, которое неизбежно приведет к сложностям административного характера;
  • Сокращение количества лекций, большее количество часов на самоподготовку, что, безусловно, отразится на качестве знаний студентов;
  • Снижение уровня фундаментальных знаний в пользу подготовки «человека одной кнопки» — робота;
  • Мобильность образования, на деле оказалась фикцией из-за разницы в системах оценивания на международном уровне: «кредиты» — в европейских университетах, баллы – в российских, а также – в разнице программ и дисциплин, которые, в случае перевода, студенту необходимо осваивать дополнительно, самостоятельно и в кратчайшие сроки;
  • Различия в идеологии: европейские компетенции против российского принципа оценивания знаний и успехов в обучении.

Это – далеко не полный список недостатков, связанный с вхождением нашей страны в глобальное образовательное пространство.

Под двухуровневой системой образования даже чиновники-реформаторы нередко представляют двухступенчатую систему: бакалавриат и магистратуру, как последовательную цепь, которая объединяется на высшем уровне – докторантуре. На самом деле, в европейском понимании, степень бакалавра – это 180 «кредитов», а не 4 года обучения, как у нас.

Как представляется образование в петровскую эпоху

Реформы Петра 1 в области образования привели к тому, что в россии появилась целая сеть школ и учебных заведений. В 1701 году начала функционировать Навигационная школа, в которой учили математике (цифрам, как тогда говорили) и навигации. Обучение велось в 3 класса: 1,2 классы — учили математику, а 3 класс — навигацию. Позднее в 1715 году старший класс был переведен на обучение в Петербург в Морскую академию. На базе Навигационной школы в дальнейшем создавались другие школы: артиллерийская, инженерная, адмиралтейская.

Навигационная школа располагалась в Сухаревской башне. Там была создана и школа и обсерватория. Школой руководили крупные ученые из России и из других стран. В 1703 году в Навигационной школе училось 300 человек, в 1711 — уже 500 человек.

ВУЗы

В задачи Федеральной целевой программы, которая должна быть реализована до 2020, входят:

  • внедрение новых образовательных программ магистратуры и аспирантуры;
  • внедрение передовых технологий;
  • осуществление проектов по строительству учреждений лабораторного, спортивного и коммунального типа;
  • устранение дефицита мест в общежитиях;
  • разработка новых инструментов оценки качества обучения.

Все реформы, производимые в ВУЗах направлены на достижение конкурентоспособности на мировом уровне, чтобы иностранные студенты приезжали учиться в Россию. Так, в планах у правительства запустить грантовые программы для учащихся из других стран и построить новые кампусы.

Чтобы сохранить специалистов с высшим образованием на своих местах, планируется произвести ряд изменений:

  • открыть в каждом регионе центры инновационного, технологического и социального развития при Университетах, чтобы учебные заведения могли дать возможность выпускникам развиваться после получения дипломов;
  • увеличить размер грантовой поддержки ВУЗов и стипендий для аспирантов;
  • открыть программы долгосрочного фундаментального исследования.

Опять-таки, на эти мероприятия необходимо около 2 трлн. руб. Пока что не известно, каким образом будет профинансирована реформа, а значит нельзя точно сказать какими путями ее проведут.

  • Университетские субботы в 2019-2020 году
  • Федеральный перечень учебников на 2019-2020 учебный год
  • Второй иностранный язык в школе в 2019-2020 году

Историческая справка

Объективно оценить состояние современного высшего образования в России можно только с помощью ретроспективы, потому что западная система, в направлении к которой сейчас тяготеет реформа, все же, существенно отличается от фундаментальных основ, благодаря которым в нашей стране все еще сохраняется научный и образовательный потенциал. Это признают даже зарубежные конкуренты.

К концу 80-х годов советского прошлого, в стране действовало 457 государственных ВУЗов, в которых обучалось более 2,5 миллионов студентов. В период полураспада государства и перехода экономики на «капиталистические рельсы», начались противоречивые тенденции.

Внезапно, при отсутствии финансирования и государственного механизма распределения молодых специалистов, число студентов увеличилось до 7 миллионов. За 10 лет, с начала 90–х до 2003 года появилось 593 государственных ВУЗа и 487 частных новообразований в сфере высшей школы. Фактически, это был неуправляемый и неконтролируемый процесс самоуничтожения образовательной системы, отпущенной «на вольные хлеба», без поддержки и контроля со стороны государства. С момента подписания Болонского Соглашения, также внезапно начался процесс резкого сокращения числа учебных заведений и их филиалов, что было особенно заметно на региональном уровне.

Собственно, в нашем недавнем прошлом существовала четко организованная иерархия в сфере образования, которую быстро предали забвению новые реформаторы от образования, появившиеся, как грибы после дождя, в период «государственного безвременья».

Колледжи и техникумы

Чтобы избежать беды, Минобрнауки предлагает проект по созданию Центров профессиональной мобильности, которые будут работать на базе колледжей и техникумов. В таких заведениях люди смогут получить профессиональную подготовку по определенному профилю, либо повысить квалификацию. По данным статистики, именно кадров среднего звена сейчас и не хватает.

Всего должно быть построено не менее 7 центров, в которых будут обучать 50 самым востребованным профессиям. Причем обучать будут не только выпускников школ, но и взрослых, которые желают получить дополнительную профессию или повысить квалификацию. Для лиц с ограниченными возможностями в течение 2-х лет откроют не меньше 30 центров получения профильного образования.

Победы и поражения

Однако самой масштабной победой царя стал разгром Турции в 1877—1878 годах. Турецкая армия была разбита на Балканах и в Закавказье, Константинополь не был взят только из-за вмешательства Запада.

Николай Дмитриев-Оренбургский «Захват Гривицкого редута под Плевной» (1885)

Сан-Стефанский мирный договор подтверждал независимость Сербии, Черногории и Румынии, даровал широкую автономию Болгарии, включавшей Мёзию, Фракию и Македонию. Россия через Болгарию получала прямой выход в Средиземное море.

Однако Берлинский трактат, отменивший Сан-Стефанский мир, стал значительным дипломатическим поражением Александра II. Против России в очередной раз объединилась вся Европа. Автономия Болгарии была ограничена, сама Болгария — разделена, Фракия и Македония, имевшая выход к Адриатике и Эгейскому морю, — возвращены Турции. Австро-Венгрия получила право на оккупацию Боснии и Герцеговины. Фактически возникла расстановка сил, приведшая к Первой мировой войне. Тем не менее благодаря победе России над Турцией и позиции Санкт-Петербурга на международных переговорах, возникла Болгарская автономия, на основе которой позже было создано независимое государство. За это болгарский народ благодарен Александру до сих пор. Его в Болгарии называют Освободителем.

Многие в окружении Александра II с восхищением и преклонением смотрели на стремительно развивавшиеся в тот период Соединённые Штаты Америки. До определённого момента молодое государство из-за его былых противоречий с Лондоном рассматривали как противовес Великобритании. Однако Вашингтон в это время, согласно доктрине Монро, вёл экспансию по всему Западному полушарию и уже давно проявлял интерес к Аляске. Поэтому, опасаясь, что Штаты сами «отберут» у России её часть Америки, Александр под влиянием окружавших его советчиков продал богатейший северный край за сумму меньшую, чем американские власти потратили в те же годы на возведение трёхэтажного здания Окружного суда Нью-Йорка. А ведь российские исследователи тогда уже обнаружили на Аляске месторождения золота.

  • Подписание договора о продаже Аляски 30 марта 1867 года
  • Wikimedia Commons

Кроме того, в 1875 году Александр II в обмен на отказ от претензий на Сахалин передал Японии Курильские острова, тем самым открыв доступ к тихоокеанскому побережью России.

Результаты реформ

1. Созданы педагогические общества. 2. Появились комитеты грамотности. 3. Собирались педагогические съезды. 4. Структура образование стала строго иерархической, с акцентом на обучение всех слоев населения.

Это интересно: Реформы 1550-х годов: объясняем детально

Финансовая реформа

Была направлена на упорядочивание работы финансового аппарата государства

  • Бюджет государства составлялся в министерстве финансов, утверждался государственным советом, а затем императором
  • Бюджет начал публиковаться для ознакомления общественностью
  • Все министерства должны были ежегодно составлять сметы с указание всех статей расходов
  • Были созданы органы государственного финансового контроля – контрольные палаты
  • Винный откуп был заменен акцизными марками и были созданы местные акцизные управления, которые выдавали акцизы.
  • Налогообложение было разделено на косвенные налоги и прямые налоги

Значение для страны

Реформа образования Александра 2 преследовала две главные цели:

  1. Сделать образование доступным для всех.
  2. Устранить монополию на образование.
  3. Навести порядок в системе гимназий и прогимназий.

Достоинства и недостатки реформ в области просвещения слеудет трактовать с точки зрения достигнутого результата и целей.

Второй пункт целей был побочным и не принципиальным.

«Частные» школы в итоге появились, но они не прижились и в скором времени исчезли окончательно. Что касается остальных целей, то на бумаге они были достигнуты, а в реальности – нет. Всеобщность образования затронула только начальные школы (3 класса).

Даже средние школы, гимназии, для 90% населения были недоступны в виду большой стоимости обучения.

Естественно, высшее образование поэтому тоже было недоступным. Поэтому в данной реформе нужно четко разграничивать, что было на бумаге, и что происходило на самом деле.

Была в реформах и мина замедленного действия – полная самостоятельность университетов. Фактически они были неподконтрольны государству: свои правила, свое распределение финансирования, самостоятельно в определении программы и предметов обучения, самостоятельность в выборе кадров.

Этим в дальнейшем активно пользовались революционеры и те, кого сегодня стало можно называть либералами.

Административные преобразования России во второй половине XIХ века

Народное образование также направило на себя заинтересованность царя

Особенно немаловажное значение обладало в этом отношении публикация нового и общего устава российских университетов 18 июля 1863 г

Глубокое и положительное влияние на формирование общественного самосознания оказала также и реформа печати. Уже в самом начале правления Александра II были произведены кое-какие послабления печати. В 1855 г. был ликвидирован подписанный в 1848 г.

Реформирование средней школы

Следующим этапом было реформирование средней школы, которое состоялось только через год после изменения в системе высшего образовательного звена, что довольно необычно. Летом 1864 года Александр II принял «Устав гимназий и прогимназий». В то время именно из гимназий и состояла основная часть образовательной системы среднего звена, а потому ее обязательно нужно было реформировать.

Первым делом все гимназии среднего звена были разделены на 2 категории – реальные и классические. Первые предназначались для подавляющего большинства людей, множество из которых ранее были крепостными.

В реальных гимназиях учащиеся подготавливались к последующему поступлению в учебные заведения технического типа. В то же время классические гимназии предназначались для тех, кто далее будет поступать в высшие учебные заведения.

В главной степени отличия этих учреждений были в предметах, которые изучались студентами, ведь в реальных гимназиях преподавали естественные науки, которые сейчас считаются техническими. Для классических же гимназий выбирались гуманитарные науки, а потому в них в основном готовили важных для страны в будущем личностей, которые будут занимать руководящие должности.

Срок обучения во всех гимназиях был неизменным – 7 лет, независимо от типа образовательного учреждения. Чуть позже, в 1871 году, к этому сроку добавили еще 1 год. Считали, что обучение в течение 8 лет будет положительно сказываться на общем уровне подготовки студентов для будущих учебных заведений.

По сути, реформа 1864 года четко разделила людей в зависимости от того, какое образование они получили:

  • выпускникам классических гимназий в будущем полагалось реальное высшее образование;
  • студенты гимназий второго типа становились торговцами, работниками среднего и высшего звена разных промышленных сфер.

Наиболее важным моментом, который произошел во время данной реформы, был факт того, что абсолютно любой человек в Российской Империи получило возможность свободно поступать в гимназии. Разделение гимназий на два типа не создало управляющих и рядовых рабочих, ведь в реальные гимназии выпускали далеко не заурядный рабочий персонал. Все потому, что образование было исключительно платным, а потому большая часть жителей страны себе позволить его не могла. Именно поэтому образование получали только члены дворянских семей.

Еще стоит отметить и то, что в 62-м году того же века на территории России появилась первая женская гимназия. Внедрение учебных заведений данного типа дало возможность женщинам получать среднее образование, чего ранее не было. Даже с учетом того, что программа обучения в таких гимназиях была существенно слабее, чем в учебных заведениях для мужчин, сам факт их создания сыграл крайне важную роль в будущем образовательной системы страны.

Создание учебных заведений

Была создана новая система образовательных учреждений, которые делились на несколько видов: • Земские школы, которые создавались земствами; • Церковные школы; • Народные училища, принадлежавшие Министерству народного просвещения; • Коммерческие училища, инициаторами которых выступили представители крупной буржуазии; • Женские образовательные заведения. В гимназиях могли учиться все, кто хотел, но только после сдачи испытаний. В университеты поступали выпускники классических гимназий или те, кто сдавал экзамены за прохождение курса такой гимназии.

Образовательная реформа Александра II

Необходимость изменения системы школьного и университетского образования в Российской империи назревала давно.

Это понимал и император, и его приближенные, и интеллектуальная элита общества.

Поэтому разработкой проектов реформ университетского и среднего образования в течение нескольких лет занимались специально созданные комиссии.

Реформа образования была проведена императором в два этапа – в 1863 г. (высшее) и 1871 г. (среднее)

Действия императора

Разработанные реформы и мероприятия в их рамках, внедрялись постепенно, но имели колоссальное влияние для всей страны.

• Введена новая система начального и среднего образования, которая позволила выходцам из низших сословий получать знания в стенах учебных заведений;
• В учебных заведениях было введено классическое образование, которое внедрялось одновременно с реалистическим. Это положительно сказалось на общих результатах реформы;
• Классическим считалось образование, которое основывалось на преподавании древнегреческого языка, латыни, математики, истории, литературы, риторики, философии, в реальных гимназиях учили иностранным языкам и естествознанию;
• Гимназисты могли поступать в университеты и в высшие технические училища;
• Университетам была предоставлена широкая автономия. ВУЗы делились на факультеты, а те – на отделения. Были введены научные степени и звания.
• Преподаватели самостоятельно выбирали ректоров и деканов, имели право приглашать лекторов из-за границы и других вузов, появился студенческий суд, возможность выбирать лекционные и семинарские курсы, различные дисциплины, предметы;
• В университетах можно было создавать научные общества.
• При каждом ВУЗе работали публичные библиотеки;
• Были восстановлены кафедры философии и государственного права;
• Возросла роль попечительских и педагогических советов.

Создание учебных заведений

Была создана новая система образовательных учреждений, которые делились на несколько видов:

• Земские школы, которые создавались земствами;
• Церковные школы;
• Народные училища, принадлежавшие Министерству народного просвещения;
• Коммерческие училища, инициаторами которых выступили представители крупной буржуазии;
• Женские образовательные заведения.

В гимназиях могли учиться все, кто хотел, но только после сдачи испытаний.

В университеты поступали выпускники классических гимназий или те, кто сдавал экзамены за прохождение курса такой гимназии.

Результаты реформ

1. Созданы педагогические общества.
2. Появились комитеты грамотности.
3. Собирались педагогические съезды.
4. Структура образование стала строго иерархической, с акцентом на обучение всех слоев населения.

Александр Второй, инициатор реформ

Реформы Александра II — попытка российской власти привести порядки Российской империи в соответствие с реалиями ХIХ века.

Ведь в то время, когда Россия оставалась полуфеодальной державой, в Европе полным ходом шла промышленная революция: строились железные дороги, повсеместно в быту и промышленности внедрялись электричество и сила пара. В направлении либерализма развивались общественные отношения .

  • Россия к середине XIX века переместилась на восьмое место по выплавке металла. Англия превосходила её в 12 раз.
  • К середине века Россия имела 1,5 тыс.км. железнодорожных путей, тогда как в Англии их насчитывалось 15 тыс. км.
  • Средний урожай в России 4,63 четверти с десятины, во Франции — 7,36 четвертей, в Австрии — 6,6
  • 1861 году в хлопчатобумажной промышленности России насчитывалось около 2 млн. механических веретен и около 15 тыс. механических ткацких станков.В Англии уже к 1834 г. в хлопчатобумажной промышленности работало свыше 8 млн. механических веретен, 110 тыс. механических ткацких станков и 250 тыс. ручных станков.

18 февраля 1855 года умер император Николай I. Русский трон занял его сын Александр (II). Крымская война ещё продолжалась, но неудачный ход её всё более утверждал русское общество в мысли, что страна отстает в своем развитии от запада и требуются кардинальные реформы всего устройства русской жизни.

Инициатором реформ выступил император Александр II

Детские сады

В этой сфере еще год назад стояла проблема с нехваткой мест в детских садах, поэтому были предприняты соответствующие меры. Власти внедрили систему онлайн-очереди, обязали сады брать всех детей, открыли и продолжают открывать новые учреждения для дошкольников. Всего на эту цель было выделено 24,5 млрд. руб. По плану государственного проекта, до окончания 2020 года в яслях должно быть место для каждого ребенка.

Также для улучшения качества воспитания и обучения в садиках постепенно вводят программы, предусматривающие работу за компьютером. Таким образом у малышей с детства закладываются основы программирования.

О реформе российского образования

Термин «реформа» произошёл от латинского слова «reformo»– преобразовываю и в словарном толковании означает преобразование,
изменение, переустройство общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной структуры, нововведение любого содержания в той или иной мере связанное с прогрессивными
преобразованиями.

Жизнь не стоит на месте, развиваясь, любое общество всегда находится в состоянии инновационного движения и реформирования. Общество начинается с народного образования: создаваемые в нём интеллектуальные и духовные ресурсы
обеспечивают соответствующее развитие промышленного и сельскохозяйственного производства, технического прогресса, возрождение нравственности, национальной культуры и национального интеллекта, поэтому реформы, происходящие в обществе, всегда связаны с
реформами и инновациями в образовании.

Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике,
необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития.

Государственно–политические и социально–экономические преобразования конца 80–х – начала 90–х годов оказали существенное влияние на российское образование, позволив реализовать
академическую автономию высших учебных заведений, обеспечить многообразие образовательных учреждений и вариативности образовательных
программ, развитие многонациональной российской школы и негосударственного сектора образования. Однако произошедший в 90–х годах общесистемный социально–экономический кризис существенно
затормозил позитивные изменения. Государство во многом ушло из образования, которое вынуждено было заняться самовыживанием, в
значительной мере абстрагируясь от реальных потребностей страны, при этом многие завоевания отечественного образования оказались утраченными.

И только в начале 2000 года Государство установило приоритет образования в государственной политике, а основные принципы образовательной политики России определены в Национальной доктрине образования в
Российской Федерации до 2025 года
и получили своё закрепление в Законах Российской Федерации «Об образовании».

Доктрина призвана способствовать изменению направленности государственной политики в области образования, укреплению в общественном сознании представления об образовании и науке как определяющих факторах развития современного российского общества.

Опережающее развитие образования на основе принятой доктрины призвано вывести Россию из кризиса, обеспечить будущее нации, достойную жизнь каждой семье, каждому гражданину России.

[править] Ссылки

  • Критика законности введения курса Основ Православной Культуры
  • «Концепция изменилась?» — Анна Очкина идет «по следам реформаторов от образования»
  • Луков Вл. А. Реформы образования // Знание. Понимание. Умение. — 2005. — № 3. — С. 217-219.
  • Подборка статей о реформе образования в России в библиотеке научно-просветительского журнала «Скепсис»
  • Словарь по реформе образования
  • Подборка публикаций в СМИ о реформе образования в России[недоступная ссылка]
  • Сайт противников реформы образования и Закона 83-ФЗ
  • Нешкольная задача: куда Россию ведет реформа образования. Интервью Анатолия Вассермана и Алексея Байкова. — ИА REX, 16.02.2011.
  • Семинар МГУ: «Образование и наука в кризисе» на Красном ТВ
  • Позитивные черты реформы образования
  • Образование для избранных, цифровая клетка для остальных (О. Четверикова, Д. Перетолчин)

Создание академии наук

Академии наук — это место, где собирается группа ученых и ведет научную деятельность. Такие академии создавались в Англии, Франции, Германии и других государствах. То есть, сама идея была вполне в духе Петра — скопировать европейское. Но как всегда его реформы перекручивались так, что работали они с большой натяжкой. 28 января 1724 года Петром издается Указ о создании Ведомства Академии. Сама же академия начала работать в декабре 1725 года, а ее первым руководителем стал врач Лаврентий Лаврентьевич Блюментрост. Но важнее то, что над Академией создавалось Ведомство. Другими словами – чиновники контролировали ее деятельность. В других же странах академии получали самостоятельность. В этом было отличие.

Для Академии были введены правила, что чиновниками академии могли быть только люди, получившие ученую степень. Проблема была в том, что в Российской Империи эту степень было получить невозможно. Не было системы и организации, способной подготовить нужного специалиста. Тот же Ломоносов ехал учиться в Германию, так как в России получить ученую степень было нельзя. Поэтому ученых стали выписывать с западной Европы. Приезжали люди самые разные, в том числе и одаренные. Но эти люди приезжали получать деньги просто за то, что они здесь находятся. Практической деятельности от них никто не требовал. Теоретически предполагалось, что приезжие будут готовить новые кадры на месте, но этого не делалось.

Кто стоит за проектом «Образование 2030»

Моя предыдущая публикация (ссылка внизу статьи), посвященная концепции «Образование 2030«, получила широкий отклик.

Провозглашаемое упразднение школ и учителей, учебников и оценок, а также планируемая ликвидация текста «как доминирующей формы знаниевой коммуникации»и внедрение тотальной цифровизации в процесс обучения детей, вызвало живой интерес читателей и логичный вопрос: кто же автор этой программы?

Кто заинтересован в разрушении отечественной системы образования, которую мы получили в наследство от советского прошлого и которая в СССР в течение многих десятилетий демонстрировала свою эффективность?

Кому выгодно, чтобы ничего сложнее комиксов и мультяшек наши дети не были способны познать, а их тела становились «интерфейсами для взаимодействия с цифровой средой»? Давайте разбираться вместе.

Фото для иллюстрации из сервиса Яндекс.Картинки

Ранее я уже отмечал, что все источники, которые использовались для подготовки проекта «Образование 2030» — иностранные. И это не удивительно.

Оказывается, что данная программа реформирования образования подготовлена международной Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Полное название этого проекта звучит так: «Будущее образования и навыков: Образование 2030».

Российские оптимизаторы просто перевели это исследование на русский язык и немного адаптировали под специфику нашей страны. Предполагается, что образование в России должно строиться по единому международному стандарту, общеобязательному для всех стран образцу, который разработали специалисты ОЭСР.

Фото для иллюстрации из сервиса Яндекс.Картинки

В этой связи большой интерес представляет и сама Организация экономического сотрудничества и развития, её деятельность и взаимоотношения с РФ.

Так вот, ОЭСР, созданная западными государствами после Великой Отечественной войны для координации проектов экономической реконструкции Европы в рамках плана Маршалла, сегодня состоит преимущественно из стран участниц блока НАТО и даёт рекомендации национальным правительствам государств нашей планеты по осуществлению ими социально-экономической политики, как во внутренних, так и в международных делах.

План работы ОЭСР на год определяются государствами-членами. Сама работа ОЭСР финансируется за счет взносов стран-членов. Примечательно, что крупнейшим плательщиком взносов являются США, которые формируют 25 % бюджета организации. Размер общего годового бюджета составляет примерно 374 млн. евро.

Ну а теперь, самое интересное. Начиная с 1994 года ОЭСР сотрудничает с Российской Федерацией, выдавая нашей стране ежегодную программу работы по достижению стабилизации на макроэкономическом уровне, реструктуризации предприятий и развитию институциональной и правовой среды, обеспечивающих построение системы развитой рыночной экономики.

С 1996 года Россия неоднократно безуспешно пыталась стать членом ОЭСР, но нам каждый раз отвечали отказом. До уровня развитых стран мы недотягиваем, а членство в ОЭСР — своего рода «рейтинговый показатель».