Время смотреть в лужи: в Волгограде провалена программа развития мелиорации

Корреспонденты информационно-правового портала «Человек Закон Волгоград» располагают результатами проверки эффективности целевого использования бюджетных средств на развитие мелиорации в Волгоградской области. Если кратко: в регионе она практически полностью провалена.

читайте также

Итоги проверки изданию предоставлены областной контрольно-счетной палатой. Специалисты сообщили о многочисленных нарушениях и недостатках реализации программы. Они связаны с нормативным правовым актом, регламентирующим предоставление субсидий на возмещение части затрат, связанных со строительством, реконструкцией и техническим перевооружением оросительных систем общего и индивидуального пользования. Отмечаются неэффективные расходы, установлено, что большая часть мелиоративных объектов, находящихся в областной собственности, отсутствует или находится в нерабочем состоянии, а объекты, которые могут эксплуатироваться, передаются не в аренду, а в безвозмездное пользование.

В КСП рассказали: наблюдавшееся до 2013 года ежегодное сокращение фактически поливаемых площадей, в 2014 увеличилось. Это произошло благодаря господдержке сельхозтоваропроизводителей, осуществляющих строительство и реконструкцию орошаемых участков в рамках федеральной и региональной программ. Волгоградская область, традиционно являясь крупным производителем овощей, испытывает недостаток мощностей по их хранению и переработке. Производство овощей и продовольственных бахчей значительно превышает их потребление населением - в 2,7 раза (2016 год), в результате две трети урожая вывозится за пределы региона. Поэтому одной из задач в этой отрасли, по мнению КСП, является развитие оптово-распределительных центров, а также создание и реконструкция предприятий по хранению и переработке плодоовощной продукции. Контрольное мероприятие проводилось по двум направлениям: проверялись схемы предоставления субсидий в комитете сельского хозяйства и у сельхозтоваропроизводителей-получателей субсидий.

читайте также

Проверке подверглись учет и использование гидромелиоративного имущества, находящегося в областной собственности - у «Межхозяйственного агропромышленного центра». Выяснилось, что некачественная проверка должностными лицами комитета сельского хозяйства документов на получение субсидий привела к их предоставлению в нарушение действующего нормативного правового акта, а также к недоплатам субсидий отдельным сельхозтоваропроизводителям. Установлены значительные недостатки нормативного правового акта, регламентирующего предоставление субсидий. Нарушения выявлены аудиторами и при проведении второго направления контрольного мероприятия: анализа эффективности использования госимущества региона.

На первое июля текущего года 2017 на балансе ГКУ ВО «МАЦ» учтено 467 гидромелиоративных объектов балансовой стоимостью порядка 2,7 миллиарда рублей. Но в результате инвентаризации только части этого имущества - в 8 сельских районах выявлена недостача 81 объекта, а из имеющихся в наличии 90 объектов подлежит списанию 48 единиц. В 2016 – 2017 годах ГКУ ВО «МАЦ» передало в безвозмездное пользование коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям19 объектов гидромелиоративного комплекса, что является нарушением регионального законодательства. Передача была без согласования с областным комитетом по управлению госимуществом.

Как выяснилось, практически все переданное имущество используется в целях подачи воды, как на их орошаемые земли, так и на земли иных юридических и физических лиц, с которыми у них есть договорные отношения. Таким образом, сельхозтоваропроизводители получают доходы от использования госимущества, не внося за это плату, то есть, по сути, им оказывается мера господдержки, не предусмотренная региональным законодательством. Помимо этогоГКУ ВО «МАЦ» в лице бывшего руководителя в 2014 году с ФГБНУ «ВНИИГиМ им. А.Н.Костякова» был заключен госконтракт стоимостью 987,5 тысяс рублей на оказание услуг по разработке документации по декларированию безопасности ГТС. При этом документами не было подтверждено выполнение работ стоимостью 317,5 тысяч, что свидетельствовало об их фактическом неисполнении. То есть налицо превышение должностных полномочий и коррупционная составляющая в действиях бывшего руководителя. Кроме того, разработанная документация ценой почти в миллион, не соответствовала требованиям действующего законодательства.

В результате в 2016 – 2017 г.г. ГКУ ВО «МАЦ» повторно заключило госконтракты на подготовку аналогичной документации общей стоимостью 586,7 тыс. руб, что привело к неэффективному расходованию средств бюджета. К слову, в отношении бывшего руководителя ГКУ "МАЦ" по результатам предыдущей проверки КСП в феврале 2015 года было возбуждено уголовное дело по ч.1. ст. 293 УК РФ, которое в феврале 2016 года прекращено по нереабилитирующим основаниям - объявление амнистии в связи с 70-летием победы в Великой отечественной войне.