Фейковый Волгоград: откуда берутся новости и на чем строятся рейтинги

Несколько лет назад в Волгограде в период предвыборной кампании в Государственную думу произошла одна история, которая дала развитие новым технологиям в СМИ. В ходу были «очерняющие» кандидатов листовки, беззастенчиво разбрасываемые в почтовые ящики, где черным, а чаще - красным по-белому неведомые патриоты писали, что кандидат-Петя — лох, а кандидат-Толя -баран.

читайте также

В использовании зычных выражений богатого русского языка авторы листовок не стеснялись, называя вещи своими именами. Интернет-технологии на тот момент были развиты слабо, если не сказать-не развиты вообще. Их звездный час пробил спустя почти три года. А на тот момент неискушенному электорату головы морочили бумажными шедеврами, каждый из которых содержал подробности личной жизни и карьеры будущих федеральных парламентариев или те же подробности — но их конкурентов. И вот однажды в штабе одного из кандидатов, известного в Волгоградской области предпринимателя, метившего в Госдумовское кресло, раздался телефонный звонок. Надо сказать, что хоть кандидат и собою был неплох, и электорату обещал стомильёнов до небес, но шансов на победу ему явно не хватало.

Ситуацию могло спасти только чудо, и оно произошло. Звонили из соседнего штаба — представители кандидата-противника, в офисе напротив, вполне вежливо попросили перестать на их «патрона» лить грязь тоннами листовок. В ответ им пообещали так и сделать. А уже через несколько минут продуманные штабисты строчили статью в газету, которая на время выборов продалась кандидату. В статье говорилось, как один из претендентов на пост депутата Государственной думы пригрозил «штабисту» другого кандидата физической расправой. И это после телефонного звонка с просьбой сбавить обороты в «чернушном» осквернении! Статья была ложью от первой до последней буквы — журналисты использовали ловкие словесные обороты, сдабривая их неумной фантазией, тем самым нагоняя жути на читателей. Уже на следующее утро многотысячный тираж областной газеты разлетелся по городам и весям. К вечеру помощники депутата, чьего «штабиста» чуть было не разрезали на кусочки и не зарыли в поле злыдни оппонента, отчитались — рейтинг резко увеличился и продолжает расти. На протяжении нескольких недель фейковая публикация значительно увеличила популярность кандидата и ему не хватило каких-то нескольких десятков голосов для оглушительной победы на выборы.

читайте также

Но не в этом суть. Фейковая политика в Волгоградской области используется крайне редко. Она применяется исключительно для одной цели -поднять рейтинг. Страдать зависимостью от этого, как показала практика, могут даже высокопоставленные чиновники. В Волгограде до сих пор ходят споры о том, а действительно ли губернатору региона подбросили в дом бутылку с зажигательной смесью? И хотя правоохранители настаивают, что так оно и было, да и сам «пострадавший» не раз краснел от ярости, напрягая голосовые связки ради оглушительных доказательств, народ верить не желает. «Фейк», - говорит он, - «выдуманная история». Как и та, которую обсуждают в Волгограде и за его пределами последние несколько дней — молодая журналистка стала жертвой неких пройдох, которые резанули в ее машине тормозные провода. Скандал на всю Россию. Издание, которое представляет журналистка, само по себе ничего не представляет. Популярность приобрело благодаря орфографическим ошибкам, вгоняющим читателей в краску. И новостям с интимными подробностями и с замашками на политические интриги. Скороспелое издание, не имеющее политического веса, не умеющее формировать общественное мнение, читателей заинтриговало: какие тормоза? За какие заслуги?

В регионе столько героев, заслуживающих внимания и разного рода уважения не только к тормозам, но и к другим запасным частям и агрегатам, однако им, в отличии от восходящей звезды местной журналистики, никто достойно пребывать на территории региона не мешает. Волгоградцы на журналисткой посмеялись, посоветовав пересесть, как все порядочные корреспонденты, на общественный транспорт. Фейковая история заставила улыбнутся и коллег по перу — уж они-то в курсе, что подобные PR-технологии используются для поднятия собственных рейтингов. Что, в общем-то доказывает и еще одна публикация, вышедшая в издании прославленной «тормозной» журналистки накануне. Волгоградцам рассказали об автоматах для обмена криптовалюты, но, как выяснилось, ни одного в городе еще нет. То ли журналистам привиделось, то ли очередной фейк для поднятия рейтинга…