Оглавление статьи
Как и почему меняется дошкольное образование?
Сфера дошкольного образования стремительно меняется по всему миру, что вызвано как негативными, так и позитивными трендами. К последним можно отнести рост внимания к развитию детей младшего возраста, увеличение числа профессиональных преподавателей, проведение исследований, позволяющих выявить недостатки в существующих образовательных системах и усовершенствовать учебные планы, а также увеличение государственного и частного финансирования.
В качестве негативного фактора рассматривается чрезмерный акцент на грамотности и математических навыках, отрицательно сказывающийся на сбалансированности подхода к обучению. В университетах и колледжах часто игнорируются такие темы, как социальное, эмоциональное развитие и профессионализм. Как следствие, будущие преподаватели оказываются недостаточно компетентны для работы с детьми. Проблемой является и неравномерное распределение приоритетов родителями, из-за чего расширение возможностей в дошкольных организациях не получает должную поддержку. Кроме того, программы обучения, принятые из соображений целесообразности и эффективности, лишают ребенка возможности исследовать окружающий мир самостоятельно и выражать свое мнение.
На основании проведенных исследований можно сделать выводы о том, какие факторы в наибольшей степени влияют на изменения в системе дошкольного образования.
Основные направления дошкольного воспитания
Процесс воспитания детей-дошкольников условно делится на две части:
- первая – это процесс подготовки к школе,
- вторая представляет процесс, развивающий определенные личностные качества детей.
С уверенностью можно констатировать, что те детки, которые посещают детские дошкольные учреждения и осваивают образовательные программы, получают более полное образование на этом этапе обучения.
Особенности воспитания дошкольника в семье
В процессе воспитания детей дошкольного возраста, родителям следует ознакомиться с простыми правилами и действовать в соответствии с ними.
Воспитание в семье – главное в дошкольном возрасте
Старайтесь чаще обнимать своего любимого ребенка. В ваших объятиях он чувствует любовь и защиту. Детям такого возраста нужны тактильные контакты. Исследования детских психологов показывают, что востребованность в объятиях у малышей в день – не менее восьми.
Ребенка нужно хвалить. Чем чаще, тем лучше. Лесть и фанатизм в этом деле будут лишними – ребенок сразу почувствует фальшивые нотки. В теории воспитания и обучения детей данной возрастной категории считается, что похвала повышает самооценку, а также мотивирует детей на добрые дела и самосовершенствование.
Малыши-дошкольники должны расти оптимистами. Детей нужно научить воспринимать окружающий мир позитивно, поскольку мир к позитивным людям относится благосклонно. Любая, даже неприятная ситуация, должна становиться уроком, давать жизненный опыт.
Позитивное настроение – важное условие гармоничного развития
С детьми нужно много говорить. Любое образование начинается со слов. Он должен научиться слышать вас, уметь высказать свои проблемы.
Взрослым нужно обязательно интересоваться жизнью ребенка, расспрашивать его о жизни вне дома, о взаимоотношениях со сверстниками. Ваш карапуз с самого раннего возраста должен научиться Вам доверять. Положительным моментом такого общения является обучение ребенка разговорной речи и умению вести диалог.
Как учить? Только своим собственным примером. Папа помогает маме накрывать на стол, а потом моет посуду. Пусть сынишка вместе с папой приберет на кухне, а маму мужчины отправят отдохнуть, поблагодарив за ужин. Банальный пример, но мальчуган будет знать, что мужчина отвечает за женщин, что он сильнее. Пусть малыш отвечает за уборку своих вещей, пусть учится ухаживать за домашними питомцами. Подрастая, он будет знать, что в жизни любому человеку приходится за что-либо нести ответственность за других людей, за свои дела и поступки.
Надо воспитывать ответственность у детей
Необходимо развивать у ребенка стремление к изучению нового, удовлетворять и поощрять его стремление к знаниям. Пусть ребенок играет в разные полезные игры развивающего характера, смотрит энциклопедии, читайте ему интересные книги, стимулируйте тягу к познанию нового.
Программы, технологии, методики …
Предлагаем разобраться с такими понятиями, как программа дошкольного образования, технологии и методики воспитания.
Программа дошкольного образования – нормативно-управленческий документ, определяющий цели и задачи воспитательно-образовательного процесса.
Технологии дошкольного образования – совокупность практически обоснованных методов, направленных на достижение определенных результатов в образовательной деятельности.
Методики дошкольного образования – методы и формы работы с детьми, направленные на развитие личности каждого ребенка в той или иной области. Подчеркнем, что каждая методика дошкольного образования ориентирована на какую-либо одну сторону развития детей. Например, существуют методики физического воспитания, формирования математических представлений, руководства изобразительной деятельностью и т.д.
Кстати, в детских садах сегодня используются как авторские методики (например, методики Никитиных, Монтессори, Домана и т.д.), так и методики, разработанные специалистами на основе вариативности закона «Об образовании».
Как организован образовательный процесс
ДОУ занимает начальное место в иерархии образовательных учреждений.
Группы в ДОУ организованы в соответствии с возрастом детей:
- 1,5-2 года — посещение ясельной группы;
- 2-3 года — первая младшая;
- 3-4 года — вторая младшая;
- 4-5 лет — средняя;
- 5-6 лет — старшая;
- 6-7 лет — занятия по подготовке к школе.
Определение
Образовательный процесс — это взаимодействие воспитателя и воспитанника, имеющее собственную специфику и особенные цели.
Образовательный процесс в ДОУ строится на определенных принципах:
- Принцип целостности развития ребенка — единство всех сторон воспитания.
- Принцип систематичности и непрерывности воспитания — оно должно осуществляться в течение всего дня, что ребенок находится в учреждении, информация обязана быть непротиворечивой.
- Принцип учета возрастных возможностей детей — составлять программу следует исходя из возрастных, физических, психологических особенностей детей, необходимо насыщать образовательную программу такими занятиями, которые лучше всего подходят детям дошкольного возраста — спортивной нагрузкой, развивающими играми (в особенности групповыми), рисованием, лепкой и всем тем, что способствует развитию мелкой моторики.
- Принцип постоянного прогрессирования — постепенное усложнение задач, которое ведет не только к развитию возможностей, навыков и умений малыша, но и к осознанию этого процесса. Следование данному принципу закладывает основы для адекватной самооценки и соответствующего успеха ребенка.
- Принцип эмоционально-психологического комфорта ребенка.
- Принцип гуманизации — отражает взаимосвязь между образовательным процессом и потребностями, как общества, так и отдельной личности.
Принцип научности
Во время обучения ребенка младшего возраста должны предоставляться реальные знания.
Нельзя упрощать материал до схематичности, коверкать его. Ребенок запоминает всю информацию в возрасте от 2 – до 7 лет. При неправильно сформированной базе представления ребенка будут сильно искажены.
Принцип научности в изучении природы
В процессе обучения ребенка следует формировать конкретные представления, знания об окружающем мире. Все полученные знания не должны конфликтовать со школьной программой.
Это проблемой при обучении детей младшего дошкольного возраста занимается дидактика. Она старается так подготовить учебный материал, чтобы это было понятно детям юного возраста, но имело верную научную основу.
Глубокая проработка учебной программы для ребят дошкольного возраста помогает создать мощную базу, на которую будет проще нанизывать весь школьный материал.
Особенности научного подхода в процессе воспитания – формирование у детей единой картины мира и правильного представления о законах природы.
Очень сложно указать тот возраст ребенка, когда формируются базовые понятия о мироздании. Многие представители дошкольного образования склоняются к мнению, что эти азы должны быть неотъемлемой частью процесса воспитания.
С самого раннего возраста у детей нужно формировать верные представления об окружающем мире, основанные на современных научных знаниях.
Чем отличаются детские сады в Великобритании от российских садиков?
Традиционно детские сады в России выполняли функцию исключительно присмотра за детьми в то время, как родители были заняты на работе. Обучения как такового не было – в саду дети кушали, играли, ходили на прогулки и отдыхали днём. В семьях, где представители старшего поколения имели возможность быть дома с внуками, вопрос с садиком, как правило, не стоял. «Домашние» дети считались счастливчиками – и болели реже, и манную кашу с комками им есть не приходилось! Постепенно ситуация меняется, и многие российские садики предлагают высококлассные программы воспитания и развития дошкольников. Многие частные сады проводят занятия по иностранным языкам, хореографии, шахматам, рисованию, организуют познавательные экскурсии. В государственных российских садиках эти опции доступны, как правило, за дополнительную плату. «Подготовка к школе» – в большинстве садов в России также платный факультатив.
Английские детские сады, в отличие от российских, изначально были заточены на подготовку детей к школе. Дошкольные учреждения в Великобритании обязаны обеспечивать определенный уровень развития и фундамент знаний, а также прививать юному англичанину необходимые для школы навыки, а именно:
- коммуникативные и социальные навыки;
- владение родным языком, умение читать и писать;
- математические навыки, счет;
- общие представления о природе и мироустройстве;
- физическое, эмоциональное и личностное развитие на должном уровне.
В английском детском саду дети учатся, и обучение (а не просто присмотр) – ключевая задача воспитателя
Большое внимание уделяется развитию разговорной речи, так, например, в большинстве детских садиков, день начинается с того, что воспитанники рассаживаются в кружок и им рассказывают, какой сегодня день, чем он знаменателен, ребята имеют возможность задать вопросы и поделиться своими мыслями о полученной информации
Показательно и отношение к пропускам детского садика. Если в России родители могут водить или не водить ребенка в сад на свое усмотрение, то в Англии обязательно отпрашивать ребенка и предоставлять справку от врача в случае болезни (даже если сад частный).
Принципы дошкольного образования по ФГОС
Принципы образования по ФГОС
До 2013 года понятия «дошкольное образование» как такового не было. Детские сады, ясельные группы занимались присмотром за детьми без каких-либо государственных программ по развитию. Но с недавнего времени обучение детей и их подготовка до школы считается первой ступенью в образовании. Это регламентирует федеральный государственный образовательный стандарт (далее ФГОС), вступивший в силу с октября 2014 года. По стандарту среди принципов образования дошкольников можно выделить:
Сохранение атрибутов детства. Воспитанник в саду должен играть, общаться, познавать мир. Педагоги помогут в разнообразии активного времяпровождения.
Учитывание индивидуальности детей. Воспитатели помогают выявить способности и создают необходимые условия для их развития.
Признание самостоятельности малыша и сотрудничество
Ребенку важно самому выбрать род игр, партнера, а педагог призван ему в этом помочь.
Подкрепление инициативы. Дети не любят скучать, они всегда активны
Поэтому взрослым следует поощрять их занятия, но учитывать при этом возраст.
Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. Гармоничное развитие детей зависит от согласованности действий родителей и воспитателей.
Знакомство с традициями, общественными и семейными. В саду закладываются основы морали, нравственности, патриотизма.
Сохранение познавательных интересов. В раннем возрасте важно создать среду, в которой дети сохранят интерес к знаниям и дальнейшему обучению.
Соответствие возрасту. Деятельность в садах должна быть организована с учетом возраста, развития, способностей ребят.
Культурное развитие. Приобщение детей к культурным ценностям, обычаям и традициям способствует гармоничному развитию человека.
Педагогический коллектив дошкольных заведений должен соблюдать принципы ФГОС для грамотного и всестороннего развития воспитанников вне дома.
Методические материалы для педагогов и воспитателей — Конспект мастер-класса для детей и педагогов детского сада. Картина в технике аппликации из шерстяных ниток «Кленовый лист»
Публикация «Конспект мастер-класса для детей и педагогов детского сада. Картина в…»
Конспект мастер- класса для педагогов детского сада по рукоделию: «Картина-подарок с использованием аппликации из мелко нарезанных шерстяных ниток» Составила воспитатель МБДОУ «Детский сад № 63» Постникова С. Г. г.Владимир 2021 г. Цель: Поделиться с педагогами опытом своей…
Библиотека изображений «МААМ-картинки»
Методические рекомендации для воспитателей ДОУ по теме «Изображение фигуры человека»
Рисование является одним из любимых видов деятельности детей в дошкольном возрасте. Через рисунок дети передают свое состояние, делятся наблюдениями, выражают свое отношение к окружающему миру. Круг объектов изображения довольно многообразен — это и природа, и транспорт, и…
Конспект мастер-класса для педагогов «Эбру, или Танец красок на воде»
Мастер-класс для педагогов. «ЭБРУ или танец красок на воде». Цель: повышение мотивации педагогов к овладению нетрадиционной техникой рисования — Эбру, как средством развития фантазии, воображения. Задачи: 1. Создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса с…
Эссе «Я — педагог»
Профессиональная деятельность педагога играет значимую роль в жизни общества, ведь именно он закладывает основы личности маленьких граждан нашей страны. От их кропотливого труда напрямую зависит, сможет ли впоследствии человек занять достойное место в социуме, будут ли…
Методические материалы для педагогов и воспитателей — Деловая игра в детском саду
Статья «Деловая игра в детском…»
Деловая игра. Деловая игра, как форма деятельности, в условных ситуациях направлена на воссоздание и усвоение общественного и социального опыта. Она позволяет осваивать социально-значимые способности личности. Деловую игру можно проводить перед учебными занятиями, после…
Перспективный план по самообразованию. «Патриотическое воспитание дошкольников на примере событий ВОВ»
Сентябрь «Война –это Страшно…» Цель: изучить литературу по данной теме, подобрать иллюстрации, музыкальные произведения. Изучить методические рекомендации по формированию у детей представлений о ВОВ. Литература: «С чего начинается Родина?» Л.А. Кондрыкинская 2009;…
Программа по самообразованию учителя-дефектолога
Программа ПО САМООБРАЗОВАНИЮ учителя-дефектолога МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 8» Клюевой Елены Сергеевны Дата рождения: 30 сентября 1991г. Должность: учитель-дефектолог Образование: высшее Образовательное учреждение: ФГБОУ ВПО «НГПУ имени Козьмы Минина», специальность «Логопедия» с…
Мастер-класс для педагогов «Речь и движение» (Логоритмика)
Мастер – класс «Речь и движение» (Логоритмика. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня мы с вами узнаем, как на занятиях хореографии можно использовать музыку, движение и речь. Ведь это одно из интересных направлений музыкально – ритмического развития, т.е. одним словом можно…
Страницы:
…
Царская Россия: первые детские сады
27 сентября в России с подачи журнала «Обруч», газет «Детский сад со всех сторон» и «Дошкольное образование» отмечается День воспитателя и всех дошкольных работников. Впервые это произошло в 2004 году. Почему именно 27 сентября?
В этот день в 1863 году Софья Андреевна Люгебиль на Васильевском острове в Санкт-Петербурге открыла самый первый детский сад в нашей стране. Сразу внесем ясность. Широко распространено мнение, что это был первый детский сад на территории современной России, но отнюдь не Российской империи. Бытует мнение, что первое такое учреждение открыл в 1859 году Франц Фридрих Седмиградский в Гельсингфорсе (теперь это город Хельсинки, столица Финляндии). На самом деле Седмиградский скончался в 1855 году, завещав все свои деньги на строительство школы либо сиротского приюта. И лишь в 1905 (!) году в Гельсингфорсе были построены на эти средства школа и детский сад. Надо сказать, что оба учреждения работают до сих пор.
В общем, сад г-жи Люгебиль – действительно первый в нашей стране.
Сама Софья Андреевна – супруга петербургского профессора и педагога Карла Люгебиля – была последовательницей немецкого педагога Фридриха Вильгельма Августа Фребеля, который, кстати, и придумал в 1837 году сам термин «детский сад» (буквальный перевод нем. Kindergarten). Он считал, что дети – цветы жизни, а ухаживать за ними должны садовницы, то есть воспитательницы. В открытом Софьей Любегиль садике большая часть занятий проводилась на природе. Дети играли под присмотром «садовниц», которые не слишком ограничивали своих воспитанников. Родители могли свободно наблюдать за малышами и получать педагогические консультации от сотрудниц сада. В 1869 году «детище» Любегиль прекратило свое существование. Причиной стала нехватка средств.
В 1866 году в Санкт-Петербурге супруги Аделаида Семеновна и Яков Миронович Симоновичи начали издавать «Детский сад» – первый в России журнал о дошкольном воспитании. В журнале рассказывалось о методиках – в том числе европейских – обучения дошколят. В издании принимал участие Константин Дмитриевич Ушинский. Параллельно Симоновичи организовали платный детский сад для детей обеспеченных родителей. В занятиях с малышами Аделаида Семеновна и Яков Миронович руководствовались педагогическими идеями Ушинского о глубоко национальном характере образования.
В том же 1866 году «Общество дешевых квартир» для детей работниц Санкт-Петербурга открыло первый бесплатный детский сад. Его посещали малыши из бедных семей. Они изучали Священное писание, молитвы, играли в подвижные игры и занимались рукоделием. В общем, пока мамы работали, дошколята проводили время весело, с пользой и под присмотром взрослых. В саду работала швейная мастерская по пошиву детского белья, прачечная, общая кухня, начальная школа. Идиллию нарушило отсутствие спонсоров. Спустя недолгое время детский сад закрыли из-за отсутствия финансирования.
В Москве детские сады появились в 1866 году. Первый из них был создан при пансионе фрейлен девиц Герке. В следующие два года дошкольные учреждения открыли в Смоленске, Иркутске, Воронеже, Тбилиси, Ораниенбауме. В 1870-е годы детские сады появились в Варшаве, Киеве, Одессе, Ташкенте и других городах Российской империи. Все эти учреждения были частными и платными.
В 1871 году было создано Санкт-Петербургское общество содействия первоначальному воспитанию детей дошкольного возраста. Общество организовывало курсы и лекции для воспитательниц, проводились платные Фребелевские курсы разной продолжительности: летние, годичные и трёхгодичные. Однако кадров не хватало, и к 1914 году в России существовало всего 150 садов, их посещали 4 000 детей. Правда, ассортимент учреждений был широк: платные и бесплатные, для детей дворян, рабочих и интеллигенции, а также приюты для сирот. Открывались садики на квартирах либо в одном помещении с женскими гимназиями.
Это может быть интересным
24.09.2021
Кембриджская школа в Москве
Время чтения: 7 минут
Приблизить Кембридж, и получить качественное начальное и среднее образование по кембриджской программе можно не выезжая из Москвы! Частные международные школы – это качественное британское образование.
читать подробнее
09.09.2021
Как выбрать частную школу
Время чтения: 8 минут
Выбор частной школы – сложный процесс, где важна стратегия
На что обратить внимание, какие параметры можно считать критическими и от какой школы лучше отказаться – читайте в новой статье Mrs. Britain!
читать подробнее
25.08.2021
Школьная форма в Англии
Время чтения: 7 минут
Попробуйте представить ученика английской школы
Получилось? Наверное, 100% читателей сразу же увидели образ юного Гарри Поттера. Все верно! Форменный пуловер, классические брюки и сорочка – так выглядит типичный школьник в Англии. Только вот мантии сейчас не носят! Традиции и современность в одежде английских школьников в статье Mrs. Britain!
читать подробнее
Из яслей за парту?
Возникает закономерный вопрос: как обучать маленьких детей грамоте, чтобы им было интересно и не сложно?
Разумеется, не нужно их в детском саду сажать за парты, важно делать это дошкольными способами: придумывать задания, связанные с тем, что им интересно, включать обучение грамоте в разные виды работы с детьми. Например,всем вместе создавать таблицы имен с именами и датами рождения, позволять детям самим прописывать правила группы, придумывать календари, подписывать свои работы и т.д
Важно, чтобы во время занятий ребенок мог наблюдать, исследовать, устанавливать связи, выявлять зависимости, обобщать, сравнивать, делать выводы, активно играть и манипулировать материалом и обсуждать, что он делает, со сверстниками. Обучение грамоте вообще может базироваться на всех доступных ребёнку видах деятельности: пении, музицировании, физкультуре, конструировании, драматизации
В этих занятиях у детей также будет вырабатываться координация движений, ритмические, темповые, мелодические, пространственные, мышечные и языковые навыки
Обучение грамоте вообще может базироваться на всех доступных ребёнку видах деятельности: пении, музицировании, физкультуре, конструировании, драматизации. В этих занятиях у детей также будет вырабатываться координация движений, ритмические, темповые, мелодические, пространственные, мышечные и языковые навыки.
Где взять идеи
Практической стороне обучения грамоте дошкольников посвящено не так много работ, но есть хрестоматийные труды и тематические ресурсы, где которых можно найти много эффективных упражнений и идей:«Понимание грамотности» Евгения Шулежко — фундаментальный научно-педагогический труд, в котором, помимо теории, представлены авторские методики обучения письму, чтению и математике;«Всегда вместе: методическое пособие для родителей детей с патологией слуха» Эмилии Леонгард — несмотря на то, что книга ориентирована на работу со слабослышащими детьми, в ней можно найти много полезных упражнений и подходов к тому, как вызвать интерес к речи;
Интернет-ресурсы:
На сайте Открытый урок собрано много информации по обучению грамоте дошкольников. Там же можно найти и вышеупомянутые книги;
Проект «Школа для всех» — полезный интернет-ресурс, посвященный работе со сшкольниками и дошкольниками.
Партнерский материал
Принцип активного участия в процессе обучения
Особенности принципа – усваивается только те знания, которые вызвали интерес и активное участие ребенка в их усвоении. Если ребенку нет дела до происходящего, то информация, полученная извне, будет проходить мимо, не восприниматься мозгом.
Ребенок должен принимать участие в обучении
Во время работы с детьми воспитатель должен предусмотреть приемы, которые активизируют интерес к знаниям, мышление. Негативно сказывается тот факт, что ребенок получает детально разжеванную информацию, на усвоение которой не затрачены его силы и время. Она может казаться простой и понятной, но отсутствие личностного участия делает ее далекой и неинтересной. В процессе воспитания необходимо соблюдать баланс.
Специальное образование
Существуют также и коррекционные или специальные общеобразовательные учреждения. Для кого они предназначены? Туда определяются детки, у которых есть некие проблемы с развитием, или же ограниченные возможности здоровья. Однако надо отметить, что современная система образования предлагают альтернативный вариант – инклюзивное образование для удачной социализации таких малышей. Хотя на практике не всегда все получается настолько отлично, как в теории. Еще один альтернативный вариант для таких ребят – дистанционное обучение. Однако и тут возникают проблемы с дальнейшим внедрением детей в общество.
Российская Федерация: дети – наше будущее
Распад Советского Союза и пришедшие за ним годы разрухи и неустроенности затронули все сферы жизни бывших советских граждан. Это повлияло и на ситуацию с дошкольным образованием. Часть детских садов пришлось закрыть: резкий спад рождаемости, недостаток финансирования, отсутствие кадров. Пострадали в том числе и ведомственные детские сады, которые всегда считались на порядок лучше обычных, поскольку были закреплены за определенными предприятиями или организациями. В период кризиса многие из этих учреждений закрывались либо переходили на режим строжайшей экономии. Тогда даже сотрудникам нечем было платить зарплату, что уж говорить о содержании детских садов. Внезапно освободившиеся помещения – чтобы не простаивали – перепродавали, сдавали в аренду или вовсе бросали на произвол судьбы. В последнем случае не было денег даже на элементарную охрану садовской территории – имущество разворовывалось, кое-где селились бомжи.
Да, часть дошкольных учреждений продолжала работать, но и им было далеко до уровня советских учреждений. Нехватка денежных средств ощущалась буквально во всем: общая обстановка, качество питания, оснащение в группах, дефицит спортивного и музыкального оборудования.
Постепенно ситуация в стране менялась, менялась и ситуация с детскими садами. После разрухи 90-х пришло время стабильности. Это сразу отразилось на демографической ситуации. В 2000-е годы резко повысилась рождаемость. Большую роль сыграла программа материнского капитала. В результате тех немногих детских садов, что выжили в «смутное время», стало катастрофически не хватать. Уже в 2012 году более 2 000 000 детей ждали очереди, чтобы попасть в садик.
Беби-бум продолжается и сейчас. Это, конечно, радует. Но чтобы ребенок попал в садик к трем годам – то есть к концу маминого декретного отпуска – родители должны вставать на учет в гороно сразу после появления малыша на свет. Правда, для льготных категорий (мать-одиночка или многодетная мать) очередь немного короче.
Современный детский сад в Шадринске
Переломить ситуацию решили на государственном уровне. В последние годы было построено множество новых садов, число которых постоянно растет. Уже появились населенные пункты, в которых проблема дефицита мест в детских садах полностью решена.
Сейчас ассортимент дошкольных учреждений достаточно широк: от стандартного государственного садика до частного или семейного. По всей России их функционирует почти 46 000. В это число входят ясли, детские сады, группы кратковременного пребывания и центры дошкольного образования. Посещает их 6 000 000 детей.
Приоритетным стало повышение качества дошкольного образования. В рамках государственной программы «Развитие образования на 2013-2020 годы» формируется современная качественная предметно-развивающая среда в дошкольных учреждениях, создается эффективная система психолого-педагогической экспертизы, учебно-методической и электронной продукции. Один из ключевых принципов – максимальная реализация потенциала каждого ребенка.
Пять лет назад впервые в российской истории был принят совершенно особый ФГОС – федеральный государственный стандарт дошкольного образования.
Любые вложения в сферу дошкольного образования – наиболее эффективны для повышения качества последующего обучения и выравнивания стартовых возможностей наших детей.
Принцип активного участия в процессе обучения
Особенности принципа — усваивается только те знания, которые вызвали интерес и активное участие ребенка в их усвоении. Если ребенку нет дела до происходящего, то информация, полученная извне, будет проходить мимо, не восприниматься мозгом.
Ребенок должен принимать участие в обучении
Во время работы с детьми воспитатель должен предусмотреть приемы, которые активизируют интерес к знаниям, мышление.
Негативно сказывается тот факт, что ребенок получает детально разжеванную информацию, на усвоение которой не затрачены его силы и время. Она может казаться простой и понятной, но отсутствие личностного участия делает ее далекой и неинтересной.
В процессе воспитания необходимо соблюдать баланс.
Познание должно представлять собой решение практических задач, активность, самостоятельность. В основе таких представлений лежит ориентировочно-исследовательский рефлекс.
Через учебники к единой системе воспитания и обучения
Единую систему воспитания, которой должно придерживаться каждое детское образовательное учреждение России, разрабатывают специалисты Минобрнауки и научно-исследовательских институтов в области педагогики. Это единое направление становится доступным всем сотрудникам системы образования через учебники по методике воспитания и обучения в детском саду.
Учебники по методике обучения создаются на основе опыта работы педагогов всего мира, который скрупулезно собирался на протяжении всей истории человечества. Если назревают проблемы восприятия методического материала в настоящий момент, а в учебниках нет разъяснений по возникшей проблеме, то работники министерства (методисты) создают и распространяют объяснительные документы, помогающие сотрудникам детского сада избегать разночтения методического материала. Методические пояснения дают ясное и правильное направление для всех учреждений в решении часто повторяющихся ошибок в работе с детьми, а также помогают воспитателям лучше понять их задачи и приемы передачи знаний.
Кроме работы над ошибками и созданием разъяснительных документов, методисты находят и описывают новые методы обучения, наглядные пособия, приемы и находки по созданию в помещении детского сада обучающей среды и так далее. Если же удается добиться каких-либо новых достижений в педагогическом процессе, то эти сведения фиксируются в министерстве и распространяются по другим детским учреждениям. При этом в учебники, используемые для подготовки новых специалистов, регулярно вносятся изменения, дополнения, полученные методистами министерства в результате проверок, работе над ошибками и передачи полезного опыта.
Отметим, что в каждом отдельно взятом дошкольном образовательном учреждении методист постоянно проверяет знание теории методики обучения у воспитателей, а также контролирует их умения применять методику на занятиях.