Как проектировать высшее образование на основе современной модели addie, не нарушая фгос

Оглавление статьи

Стандартизированные программы

Поправки, которые касаются работы школ, были предложены в рамках законопроекта, который изначально касался только действующего закона «О Московском государственном университете М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете» — в соответствии с этим документом, вузам должны были предоставить право самостоятельно распоряжаться собственным имуществом, а также имуществом других относящихся к ним юрлиц.

Законопроект был одобрен Госдумой в первом чтении 18 мая. Ко второму чтению его предложили дополнить поправками в закон «Об образовании». Согласно им, общеобразовательные учреждения теперь смогут следовать типовым учебным планам, предложенным Министерством просвещения. А при желании — создавать собственные программы, но с учетом изложенного в типовых документах. Оба документа в Госдуме приняли во втором и третьем чтении на заседании 15 июня.

Поправки в закон «Об образовании» дадут школам возможность выбора, полагают в профильном комитете нижней палаты парламента.

По типовому плану4

Фото: ТАСС/URA.RU/Вова Жабриков

— Если кто-то захочет иметь свои программы, продвинутые или многопрофильные, то они имеют на это полное право. Мы предлагаем дать школе возможность выбора. Если она работает по типовому документу, тогда учителям не надо ничего писать по большому счету. А если школа предпочтет работать по своей программе, в этом случае надо будет ее разработать, — пояснил глава комитета Госдумы по образованию и науке Вячеслав Никонов.

Порядок использования типовых образовательных программ как в высших, так и в профессиональных или общеобразовательных учебных заведениях определяется статьей 12 «Закона об образовании».

Прошедшие экспертизу образовательные программы должны быть включены в реестр примерных образовательных программ, который является общедоступным.

— В соответствии с законом об образовании, каждая школа разрабатывает свою конкретную программу с учетом примерных образовательных программ, зарегистрированных министерством. К этой фразе в законе об образовании я отношусь крайне положительно и считаю, что наличие многих примерных образовательных программ и обязанность школ на их основе разработать свою собственную программу, является позитивным фактором, — рассказал «Известиям» заместитель председателя экспертной комиссии РАН по анализу и оценке научного содержания ФГОС и учебной литературы для начальной, средней и высшей школы, бывший ректор МПГУ Алексей Семенов.

Использование уже существующих стандартизированных программ он считает более эффективным с точки зрения образовательного процесса. При этом, отмечает собеседник издания, для этого уже сегодня не существует никаких препятствий.

Календарно-тематическое планирование

Календарно-тематическое
планирование осуществляется каждым учителем индивидуально. Выполняется для
каждого класса на полгода или целый учебный год. Оформляется в отдельной
тетради следующим образом:                   

1. На первой странице необходимо отвести место для
фиксирования проверки тематического планирования курирующим администратором.
Для этого выполняется таблица:

2. На следующей  странице делается
фрагмент сводного учебного плана также в табличной форме.

3. Весь
материал, составляющий содержание данной темы учитель распределяет на 2-х
часовые занятия и составляет план в виде таблицы на развернутом листе тетради. Единой
канонизированной формы календарно-тематического планирования не существует.
Может быть предложен следующий вид:

В таблице могут быть добавлены следующие разделы:

·       
межпредметные
связи;

·       
объекты труда;

·       
форма организации
деятельности учащихся;

·       
и д.р.

В конце года обязательно делается анализ
календарно-тематического планирования, оценивается рациональность разбивки
времени для каждой темы, объем содержания, реализуемость поставленных целей,
достаточность МТО и т.д.

Тематическое планирование позволит учителю
своевременно подготовить наглядные пособия, инструменты, приспособления, а
также собрать теоретический дополнительный материал, необходимый для более
полного и интересного освещения темы.

Одним из основных документов по планированию
производственного обучения является перечень
учебно-производственных работ по профессии

Перечень
учебно-производственных работ
определяет
работы, выполняемые учащимися в целях овладения профессиональными знаниями,
умениями и навыками, предусмотренными программой производственного обучения.

Данный перечень составляется на учебные полугодия или
на весь год зам. директором по производственному обучению или наиболее опытным
мастером. Обязательно утверждаются методическими комиссиями.
Учебно-производственные работы подбираются из производственных заказов или из работ
для нужд данного учебного заведения.

Пример оформления перечня:

Программа домашней онлайн-школы «Фоксфорда»

Мы работаем по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Путь к успеху».

Обучение строится на персонализации. Мы хотим, чтобы каждый ребёнок нашёл своё место в жизни, научился адекватно реагировать на изменения в мире и принимать осознанные решения. Для этого мы проектируем для наших учеников индивидуальные образовательные маршруты и организуем сопровождение наставниками. 

Мы ориентируемся на требования ФГОС. В настоящее время преподаватели свободны в выборе учебно-методического комплекса (УМК) и вносят личностный вклад в образовательный процесс. Учитель на своё усмотрение может подавать материал циклично или последовательно, в хронологическом порядке или группируя вокруг отдельной темы. Это повышает ответственность и вовлечённость педагога. 

Домашняя онлайн-школа «Фоксфорда» стремится к тому, чтобы дети проходили промежуточные аттестации в максимально комфортных условиях. Поэтому мы сотрудничаем с аккредитованными школами и сообществами семейного обучения. Познакомиться с нашими партнёрами можно в соответствующем разделе сайта.

Этап 3. Разработка

Итогом этого этапа должен стать учебный план образовательной программы. И здесь нам понадобятся результаты исследований, проведённых на предыдущих этапах.

Как разработать драфт учебного плана

Учебный план — это перечень дисциплин и практик, последовательность их изучения (в каком семестре какая дисциплина изучается), количество часов, которое отводится на изучение каждой из них, и информация о форме контроля (зачёт, зачёт с оценкой, экзамен).

Учебный план разрабатывается с опорой на исследования и анализ, который проводился на предыдущих этапах проектирования образовательного опыта. Анализ статей, публикаций даёт понимание контекста профессии и отрасли, анализ конкурентов — помогает сформировать уникальное торговое предложение нашей образовательной программы, а анализ рынка и вакансий — понять, какие навыки нужны будущему выпускнику.

  • Определитесь с направлением подготовки и уровнем образования (бакалавриат, специалитет, магистратура).
  • Опирайтесь на проведённое на этапе 1 исследование, особенно в части анализа конкурентов. Посмотреть учебные планы по похожим программам всегда полезно. Нет ничего зазорного в том, чтобы подглядеть, как у кого построен курс. По крайней мере, можно понять, как он не должен выглядеть (если программа конкурентов кажется вам неудачной), а если повезёт, то можно поймать полезный инсайт и придумать выгодное УТП.
  • Составьте драфт учебного плана отдельными большими блоками — что-то вроде прототипа или плана-схемы будущей программы.

На этом этапе снова загляните во ФГОС или в собственный образовательный стандарт, если он есть у вуза, чтобы уточнить обязательные дисциплины базовой части учебного плана.

Соберите учебный план с указанием названий дисциплин, количества зачётных единиц и количества часов, отведённых на каждую из дисциплин.

Зачётная единица — это обозначение того, сколько времени от всей программы заложено на ту или иную дисциплину. Чем сложнее дисциплина, чем больше информации она в себе несёт, тем больше часов требуется на её освоение.

Из каких частей состоит учебный план

Во время разработки учебного плана нужно заложить логику построения программы. Лучше всего сделать это схематично. Например, можно отрисовать её в Miro или любым другим удобным способом. Такая визуализация будет полезна как для самого методиста, так и для экспертов.

Учебный план строится из трёх основных элементов:

  1. Базовая часть — дисциплины и практика, которые формируют как универсальные, так и обязательные профессиональные компетенции. В эту часть включаются обязательные дисциплины, которые перечислены во ФГОС, — философия, иностранный язык, история, безопасность жизнедеятельности, физическая культура. Также в эту часть учебного плана включаются дисциплины, составляющие основу будущей профессии. Они формируют общие профессиональные компетенции и являются базой или неким трамплином для изучения узкоспециализированных предметов (например, дискретная математика и теория алгоритмов — базовые предметы для направления «Прикладная информатика»).
  2. Вариативная часть — здесь на базе той основы, которая заложена в первой части, создаётся несколько возможных специализаций (направленностей). Трек каждой специализации выстраивается по грейдам: постепенно усложняется программа обучения внутри конкретной специализации. Студент может как выбрать конкретную специализацию, так и ознакомиться с несколькими специализациями на базовом уровне.
  3. Факультативы — это элективные курсы, которые студент может выбирать для изучения. Наличие факультативов позволяет создать более персонализированную индивидуальную образовательную траекторию. Мы в Skillbox обычно предлагаем в каждой программе высшего образования на выбор три вида таких курсов.

Виды факультативов:

  • Дополнительная специализация: студент выбирает предметы, которые напрямую не связаны с его специальностью.
  • Культурный электив: участие в культурном проекте (например: театр, музыкальная группа).
  • Элективные курсы по гибким навыкам: это позволяет проработать слабые стороны, которые у каждого студента свои (тайм-менеджмент, публичные выступления, эффективные коммуникации).

«Велика инерция»

Формально использовать предлагаемые министерством программы можно было и ранее, подтверждает оргсекретарь межрегионального профсоюза работников образования «Учитель» Ольга Мирясова, но в действительности учителя часто сталкивались с необходимостью дополнять их собственными элементами вне зависимости от того, была ли в этом реальная необходимость.

По типовому плану3

Фото: РИА Новости/Владимир Астапкович

— Сейчас велика инерция, и чаще всего от учителей требовали программу переделать. Часто это был просто перевод бумаги, потому что в некоторых случаях нужно было просто изобразить методическую работу, — рассказывает собеседница издания.

Неважно, является ли программа авторской, адаптированной или типовой, учитель всё равно не следует программе дословно, отмечает Ольга Мирясова. Свои коррективы в учебные планы вносят каникулы, праздники или карантин, многое также зависит от уровня того или иного класса, говорит она

В результате написанная даже самостоятельно программа в реальности «ложится в папочку» и служит для учителя скорее ориентиром, обращает внимание она. Кроме того, программа должна сохранять определенную последовательность при переходе между классами — если ребенок перешел в следующий класс, логично будет, если он сможет начать учиться с тех тем, на которых он завершил обучение в предыдущем году

Если же программы будут переписываться из года в год, достичь этого будет сложнее, обращает внимание собеседница издания

Кроме того, программа должна сохранять определенную последовательность при переходе между классами — если ребенок перешел в следующий класс, логично будет, если он сможет начать учиться с тех тем, на которых он завершил обучение в предыдущем году

Если же программы будут переписываться из года в год, достичь этого будет сложнее, обращает внимание собеседница издания

Единый тарифно-квалификационный справочник

ЕТКС — государственный
нормативный документ для определения уровня квалификации в пределах конкретной
профессии. В данном справочнике представлен полный перечень профессий и
специальностей, даны  их точные
наименования. ЕТКС разрабатывается централизованно Государственным органом по
труду и социальным вопросам. Обновляется 1 раз в 5-7 лет.

ЕТКС служит для тарификации и нормирования работ, в
нем перечисляются квалификационные разряды в соответствии с диапазоном
сложности конкретного труда. Тариф – это система ставок, определяющая размер
оплаты за труд.

На основе ЕТКС разрабатываются квалификационные характеристики по соответствующим профессиям
(Смотри 2 лекцию).

            Научное описание характеристики
профессии оформляется в профессиограмме.

Государственный
образовательный стандарт

Государственный
образовательный стандарт — главный нормативный документ, определяющий
содержание учебной деятельности.

Государственный
образовательный стандарт бывает следующих
видов
:

            Федеральные компоненты образовательных стандартов,
определяют в обязательном порядке:

·        
Цели, выделенные по направлениям:

— освоение;

— овладение;

— развитие;

— воспитание;

-получение опыта применения знаний и
умений в самостоятельной практической деятельности.

·        
Обязательный минимум содержания основных
образовательных программ;

·        
Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся;

·        
Требования к уровню подготовки выпускников.

Государственный
образовательный стандарт обязателен для всех государственных, муниципальных и
негосударственных образовательных учреждений Российской Федерации.

Утверждается
1 раз в 10 лет.

Государственный
образовательный стандарт является основой базисного учебного плана.

БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

            Базисный учебный
план
– документ, отражающий перечень учебных дисциплин и предметов, их
последовательность и ориентировочное количество часов на их изучение. Базисный
учебный план определяет максимальный объем учебной нагрузки обучающихся,
распределяет время каждой образовательной дисциплины на количество часов
изучаемых в неделю. Выделяет время на изучение курсов по выбору и
факультативов.

            В состав учебного плана входит
график учебного процесса, который наглядно демонстрирует распределение курсов
по учебным неделям и полугодиям, очередность и длительность семестров, сессий,
каникул, практик.

На
основе базисного учебного плана каждое образовательное учреждение составляет
рабочий учебный план, с учетом местных условий.

Рекомендации по разработке рабочего
учебного плана образовательного учреждения профессионального образования

  1. Общие положения:

·       
Рабочий учебный
план образовательного учреждения разрабатывается образовательным учреждением в
соответствии с ГОСом и базисным учебным планом, утверждается директором
учебного заведения.

·       
При разработке
рабочего учебного плана следует учитывать, что переутверждение его в течение
учебного года не допускается;

·       
Недельная
нагрузка студентов учебными занятиями не должна превышать 36 учебных часов;

·       
Максимальный
объем учебной нагрузки не должен превышать 54 часов в неделю;

·       
При разработке
рабочего учебного плана образовательное учреждение имеет право увеличивать или
уменьшать объем часов в пределах 5%, без превышения недельной учебной нагрузки
при сохранении минимального содержания ГОСа;

·       
Имеет право
вводить дисциплины по выбору;

·       
Имеет право
использовать резерв учебного времени на реализацию национально-регионального
компонента;

·       
Имеет право
определять форму и сроки промежуточной аттестации.

Этап 2. Проектирование

При проектировании программ не обойтись без интервью с экспертом или экспертной группой — из числа представителей рынка труда, то есть возможных будущих работодателей и опытных коллег студентов нашей образовательной программы. Компетентностный подход, о котором было сказано выше, предполагает, что выпускник программы будет обладать нужными работодателю компетенциями.

Результатом этого исследования должна стать карта компетенций будущего выпускника.

Вопросы экспертам для составления карты компетенций

  • В чём будет главная ценность сегодняшнего студента, когда он станет специалистом в компании?
  • Что сделает его ценным сотрудником — прибыль для компании, креативность, возможность создавать новое, менять компанию или соответствовать традициям и сохранять их?
  • Что будущий специалист должен уметь делать, чтобы обеспечить эту ценность? Как его деятельность должна отличаться от работы коллег, чтобы компания сочла его конкурентоспособным?
  • Что входит в обязанности будущего специалиста? Какие типы задач он должен уметь выполнять, чтобы достичь хорошего результата?
  • Какие знания, навыки, способности ему нужны, чтобы справиться с этими задачами?
  • Какими инструментами он для этого должен владеть?
  • Что будущий специалист должен понять про специфику профессии, чтобы самостоятельно справляться с другими задачами?
  • Какими гибкими навыками («софт-скиллами») он должен обладать?

Во время работы с экспертами не забываем обращаться к ФГОС, чтобы сопоставить компетенции, прописанные в стандарте, с теми, которые удалось выделить в результате исследований.

Согласно ФГОС, компетенции делятся на:

  • универсальные (УК);
  • общепрофессиональные (ОПК);
  • профессиональные (ПК).

УК и ОПК устанавливаются ФГОСом, а вот ПК — вузом. В образовательной программе прописывается перечень компетенций (то есть навыков, которыми будет обладать выпускник после освоения программы) с их характеристиками.

Этап 4. Индивидуализация учебного плана

Индивидуальная образовательная траектория (ИОТ) — это персональный путь студента, на котором он выбирает дисциплины, позволяющие ему развить определённые навыки, углубить знания в рамках специализации и расширить кругозор.

Проектируем учебный план таким образом, чтобы студент мог выбрать как одну из узких специализаций, так и широкий профиль, то есть освоить базовые инструменты каждой специализации и определиться, какое из направлений ему ближе.

Например, в бакалаврской программе по веб-разработке с РАНХиГС студент может выбрать одно из трёх направлений — углублённое изучение Python, РНР или веб-дизайна, а может попробовать свои силы понемногу в каждой специализации, каждый семестр выбирая дисциплины разных направлений.

Но не во всех программах предусмотрено несколько разных специализаций, например, магистратура — это само по себе уже узконаправленное образование, единый трек для всех вполне подойдёт. Например, на нашей совместной с МПГУ магистерской программе подготовки специалистов в области проектирования образовательного опыта все будут учиться по одному треку.

При формировании ИОТ мы не нарушаем требования ФГОС: стандарт предусматривает наличие в учебном плане «дисциплин по выбору» — за счёт них и формируются специализации.

Не стоит бояться ФГОС и воспринимать его как ограничивающий свободу документ. Если научиться извлекать из него пользу, он начнёт работать на вас, а не против вас.

Проектирование образовательных программ в высшем образовании — это непростой процесс, который требует соблюдения определённых стандартов. Но в этом процессе всегда есть место творчеству: общению с экспертами в разных областях, созданию индивидуальных траекторий, которые не только делают студента конкурентоспособным и востребованным на рынке труда, но и воспитывают интересную, гармоничную личность. Быть причастным к созданию классного продукта в сфере образования — значит немного менять мир к лучшему.

Основные вариативные программы

Вариативные и альтернативные программы отличаются своими философскими и концептуальными основами (взглядами авторов на ребенка, на закономерности его развития и, соответственно, на создание условий, способствующих формированию личности).

Вариационные программы могут быть основными и дополнительными.

Основные программы:

Содержание основной программы отвечает требованиям целостности, т.е. включает все основные направления развития личности ребенка: физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое, и способствует формированию разносторонних способностей ребенка (умственных, коммуникативных, регулятивных, двигательных, творческих), формированию конкретных видов детской деятельности (предметной, игровой, театрализованной, изобразительной, музыкальной, строительной и др.) Таким образом, основная программа определяет весь спектр развивающих задач (включая коррекционные задачи) и все содержательные аспекты образовательной деятельности в дошкольных учреждениях в рамках реализации основных образовательных услуг. Основные комплексные программы дошкольного образования включают: «Гармония развития», «Детский сад — дом радости» и «Детство». , «Детство» и др. и др.); «Золотой ключик» (и др.); «Истоки» (ред. ), «Из детства в отрочество» (ред. ), «Кроха» (и др.); «Программа воспитания и обучения в детском саду»; «Программа для групп кратковременного пребывания в детском саду: старший дошкольный возраст»; «Радуга»; «Развитие».

В рамках реализации основной образовательной деятельности дошкольных образовательных учреждений могут применяться специализированные программы: «Красота». Радость. Творчество» ( и др.); «Росинка. В мире прекрасного»; «Произведение искусства»; «Природа и художники»; «Настроечная вилка»; «Гармония», «Синтез»; «Маленький мальчик»; «Музыкальные шедевры»; «Ритмическая мозаика»; «Программа развития речи дошкольников»; «Программа математического развития дошкольников в системе «Школа-2000″»; «Росинка. Расти здоровым» и т.д.

Среди базовых программ особое место занимают программы коррекционной направленности (по направлениям коррекции), реализация которых предполагает ряд необходимых изменений в организации жизни детей, адаптацию типового режима и создание специальной предметно-развивающей среды дошкольного учреждения.

«Было бы хорошо»

Председатель Всероссийского совета директоров общеобразовательных школ, доктор педагогических наук Яков Турбовской, в свою очередь, считает использование программ, которые «формировались годами», более оправданным — это, по его мнению, особенно актуально, учитывая невысокий уровень подготовки у многих педагогов.

По типовому плану2

Фото: ТАСС/Сергей Мальгавко

— Сильных, талантливых учителей сегодня очень мало. Школы и школьное образование работает скорее не благодаря талантам, а вопреки их отсутствию, — подчеркивает он.

В то же время, отмечает собеседник издания, такие изменения не решают основной проблемы российского школьного образования, которое, по его мнению, сегодня нуждается в кардинальном пересмотре.

Большинство школ так или иначе уже следуют универсальным программам, поэтому закон, который может упростить их использование для учителей, в общеобразовательных организациях расценят положительно, уверена Ольга Мирясова: «Если бы нам сказали, что вот мы разработали для вас программу, пусть она у вас лежит, вам больше ничего делать не надо с точки зрения подготовки, это было бы хорошо».

Напомним, что это не первые изменения, которые планируется внести в отношении типовых программ — так, еще в мае был принят закон, который частично пересматривает порядок разработки и категоризации таких программ в сторону укрупнения групп, к которым они относятся. Правда, касается он в первую очередь программ высшего и профессионального образования. Документ должен вступить в силу с 1 сентября этого года.