Оглавление статьи
Панель быстрого запуска
- ГлавнаяВыбранный в данный момент
-
Структура
- Министерство
- Коллегия министерства
- Совещательные органы и комиссии
- Подведомственные организации
- Органы управления образованием
- Кадровое обеспечение
- Общественный совет
-
Проекты
- Национальные проекты
- Проектная деятельность
- Десятилетие детства
- Год науки и технологий
-
Документы
- Нормативные правовые акты
- Административные регламенты
- Государственная программа, дорожная карта
- Информационная безопасность
- Учредительный контроль
- Антимонопольный комплаенс
- Бюджетный учет и отчетность
-
Противодействие коррупции
- Нормативные правовые и иные акты в сфере противодействия коррупции
- Методические материалы
- Формы документов, связанных с противодействием коррупции, для заполнения
- Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
- Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов
- Обратная связь для сообщений о фактах коррупции
-
Деятельность
- Социализация детей и молодёжи
- Система оценки качества образования
- Государственная итоговая аттестация
- Независимая система оценки качества деятельности образовательных организаций
- Аттестация руководящих и педагогических работников
- Международное и межрегиональное сотрудничество
- Планы, показатели, отчеты
- Реализация Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ
- Финансовый контроль за деятельностью ОУ
- Государственные закупки
- Гражданская оборона
- Противодействие терроризму и экстремизму
- Эффективный контракт
- Региональный стандарт кадрового обеспечения промышленного (экономического) роста
- Согласование назначения должностных лиц местных администраций
- Организация питания
-
Государственный контроль (надзор) в образовании
- Надзор и контроль
- Лицензирование
- Проверки, результаты проверок
- Подтверждение документов об образовании
- Государственная аккредитация
- Профилактика нарушений
- ФИС ФРДО
- Автошколы
- Публичные обсуждения результатов правоприменительной практики
- Пресс-служба
-
Обратная связь
- Личный прием граждан
- Обращения и запросы
- Телефонный справочник
- Информация о правоохранительных и контрольно-надзорных органах
- Вопросы организации обучения прибывших с Украины
- Об оказании содействия гражданам в случае международного похищения детей
- Образовательный портал Республики Марий Эл
- Открытые данные
- Оценка условий труда
Оформление эффективного контракта или допсоглашения
Оформить трудовые отношения работников сферы образования по новым правилам можно:
- непосредственно в момент трудоустройства;
- в виде дополнительного соглашения с теми работниками, которые уже состоят в трудовых отношениях с организацией.
Переход на эффективный контракт с учителем и сопутствующее внесение изменений в трудовой договор осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 74 ТК РФ. Эта статья допускает изменение условий трудового договора, связанные с организационными вопросами, по решению работодателя в одностороннем порядке. Однако необходимо обязательно уведомить об этом письменно каждого работника как минимум за два месяца перед оформлением. Если преподаватель отказывается продолжать работу на новых условиях, то с ним можно прекратить трудовые отношения в соответствии с п. 7 ст. 77 ТК РФ.В этом случае должно быть выплачено двухнедельное выходное пособие (ст. 178 ТК РФ).
Скачать эффективный контракт в образовании (образец заполнения допсоглашения)
-
2018-11-29 07:09:52
-
2019-11-12 10:45:30
в 2019 году существует оклад в размере 6637 -
2019-11-13 08:28:20
да нет, существует, оклад может быть и меньше, но до показателей мрот может догоняться за счет других выплат -
2018-08-23 12:38:28
Валерий, эти цифры для примера, никто не говорит что это реальный трудовой договор, это надо понимать. -
2019-10-23 08:04:16
Валерий, конечно, рад, что Вы нас читаете -
2018-08-23 12:29:27
вы что охренели, откуда оклад 6942 рубля в Москве в 2017 г ? -
2018-08-23 12:30:04
18000 я еще поверю -
2019-10-23 07:32:55
Примеры надо приводить приближенные к реальности, а не фантастику. Мало ли кто какую информацию подчерпывает в данной публикации. И никто ничего додумывать и понимать не должен. -
2019-11-12 11:51:29
не существует, если работодатель назначил тариф на полную ставку меньше МРОТа по стране или региону, то ему один путь на биржу труда и потом в тюрьму -
2019-11-12 11:53:29
если человек работает на полставки т.с. 50% рабочего времени то это другой случай и проблемы человека
Критерии качества
В числе изложенных в письмах Минобрнауки показателей качества, разработанных для руководителей школ, можно выделить следующие.
Во-первых, это соответствие деятельности образовательного учреждения профильному законодательству. Какие критерии могут быть в оценке соответствующего показателя? Министерство выделяет следующие:
— отсутствие (или снижение динамики) предписаний со стороны надзорных органов;
— нет жалоб от каких-либо проверяющих инстанций;
— государственное или муниципальное задание выполнено в полном объеме;
— к 1 сентября школа готова к новому учебному году.
Во-вторых, это удовлетворенность родителей и самих учеников качеством предоставляемых школой образовательных услуг. Критерии:
— процент учеников и родителей, давших положительную оценку деятельности школы по итогам года или четверти (исходя из данных анонимных опросов, например);
— отсутствие жалоб на собраниях.
В-третьих, это может быть информационная открытость образовательного учреждения. Критерии:
— функционирование сайта школы;
— публикация ключевых сведений бухгалтерского и финансового-хозяйственного профиля;
— информирование родителей о проводимых мероприятиях и результативности деятельности школы в ключевых направлениях работы.
В-четвертых, показателем качества может быть привлечение молодых специалистов. Критерии здесь:
— процент молодых специалистов в штате школы;
— проработанный механизм стимулирования эффективной работы учителей, только что пришедших в учебное заведение;
— наличие внутренней программы наставничества.
Это очень условный пример эффективного контракта в образовании в части показателей качества и соответствующих им критериев. Отражает он, как мы уже сказали выше, специфику работы руководства школы. Но приблизительный ориентир главным образом в аспекте структуры соответствующего договора мы получили.
Рекомендации к эффективному контракту с воспитателем ДОУ
Эффективный договор с воспитателем или другим работником образовательного учреждения содержит обязательные и рекомендуемые к включению условия.
К обязательным относятся:
- место работы;
- трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, квалификационными требованиями);
- условия оплаты труда (оклад, должностной оклад, компенсационные, стимулирующие выплаты, условия их получения, показатели и критерии эффективности, периодичность, размер);
- режим рабочего времени и времени отдыха;
- компенсация за тяжелую работу или с вредными и опасными условиями;
- обязательное социальное страхование;
- продолжительность ежегодного основного отпуска;
- меры социальной поддержки.
К рекомендуемым относятся:
- длительность основного отпуска;
- предусмотренные трудовым законодательством меры соцподдержки;
- конкретные должностные обязанности;
- наименование должности в соответствии с формулировками в Едином квалификационном справочнике должностей при совпадении должностных обязанностей сотрудника с предусмотренными в справочнике;
- применение определенных стимулирующих и компенсационных выплат (за интенсивность, качество выполняемой работы, стажевые и премиальные выплаты, выплаты за тяжелые работы, в местах с особым климатом, в условиях, отличающихся от нормальных, доплаты за работу с информацией, являющейся гостайной);
- размер доплаты при выполнении дополнительной работы.
Заполнение контракта
Форма типового эффективного контракта с воспитателем ДОУ 2020 года, учитывающая все требования, приложена к Распоряжению Правительства РФ от 26.11.2012 № 2190-р. Основная цель — реализация индивидуального подхода к степени успешности выполняемой работы и, как следствие, повышение ее качества.
Контракт включает:
- Общие положения, включающие информацию о должности, трудовой нагрузке (основное место работы или совместительство, количество рабочих часов в неделю), дате вступления соглашения в силу, материалах и инструментарии, выданных для осуществления педагогической деятельности.
- Разделы, посвященные правам и обязанностям сотрудника и нанимателя.
- Условия оплаты труда и порядок начисления стимулирующих выплат. Данную информацию удобнее всего представить в табличной форме, чтобы избежать двойной трактовки отдельных понятий. В базовую выплату по нормам включается должностной оклад и повышающие коэффициенты (начисляются за получение отраслевых наград, вредные условия труда).
- Сведения о продолжительности рабочего времени, времени отпуска.
- Информацию о социальном страховании.
- Описание способов изменения или прекращения, преодоления возникающих разногласий, ответственность сторон.
Нормативная база
Начало проекта «эффективного контракта» заложили еще в середине 2012 года, когда было принято первое решение о кардинальном изменении подхода к мотивации педагогических кадров.
Нормативная база, регулирующая это вопрос, состоит из таких базовых документов:
- Президентского Указа, датированного 07.05.2012 № 597.
- Правительственных распоряжений от 15.05.2013 № 792-р и от 26.11.2012 № 2190-р, которыми утверждались долгосрочные программы развития образовательных учреждений и мотивации педагогических кадров.
- Приказа Минтруда от 26.04.2013 № 167н.
- Разъяснений компетентных подразделений исполнительной власти по части практического применения таких нововведений.
- Нормативных документов местного значения.
Целью этих новшеств является изменение подходов в процессе заключения трудовых соглашений с учителями, вне зависимости от отрасли, где они работают. Обновленные контракты должны:
- исключать обозначения учета работы педагога, не имеющие конкретных измеримых значений («добросовестное выполнение функциональных обязанностей»);
- разделить выплаты на обязательные и стимулирующие, четко нормативно разграничить эти понятия;
- в процессе формирования зарплатного фонда разбить его на две составляющие – обязательную заработную плату (оклад), а также выплаты стимулирующего плана (поощрения за конкретные достижения);
- предусмотреть для каждого педагога конкретные показатели эффективности его труда.
Оформление эффективного контракта
При составлении договора нужно ориентироваться на статью 57 ТК РФ.
Если уже составленный трудовой договор не отвечает требованиям статьи, все дополнительные условия вписываются в соглашение. Оно является приложением к основному договору.
Работодатель должен указать трудовые функции сотрудника, критерии оценки его продуктивности, размеры стимулирующих выплат. Все нормы определяются на основании нормативных актов и коллективных договоров.
В эффективном контракте обязательно должны быть следующие пункты:
- Трудовая функция, наименование специальности согласно квалификационным справочникам, одобренным Правительством РФ.
- Условия начисления компенсаций, стимулирующих выплат. Условия прописываются для каждого типа выплат. К примеру, нужно указать, за что начисляется компенсация. По другим критериям происходит выплата поощрений.
- Если режим работы и отдыха сотрудника отличается от общепринятого в организации, нужно отдельно прояснить и этот момент.
- Оговаривается размер и порядок начисления компенсаций за вредную или опасную работу.
В трудовом договоре могут содержаться дополнительные условия, если они не нарушают прав и интересов сотрудника.
Порядок введения эффективного контракта в организации
Грамотное внедрение ЭК обеспечивает снижение затрат компании и соблюдение ТК РФ. Рассмотрим порядок данной операции:
- Создание специальной комиссии по внедрению ЭК.
- Разработка критериев продуктивности сотрудника.
- Ознакомление с системой мониторинга показателей эффективности штата.
- Разъяснительная работа с сотрудниками, касающаяся внедрения нового типа контрактов.
- Создание на официальном ресурсе организации раздела об оценке деятельности компании. Это нужно для публикации различных нормативных документов.
- Анализ уже имеющихся договоров служащих на предмет соответствия статье 57 ТК РФ.
- Внесение корректировок во внутренние нормативные акты предприятия: положения об оплате труда, стимулирующих выплатах.
- Разработка дополнительных соглашений к основному договору с учетом всех новых требований.
- Утверждение новых должностных инструкций.
- Заключение дополнительных соглашений.
ВАЖНО! Особое внимание нужно уделить разъяснительной работе. Работники должны понимать, что новая система начисления зарплаты улучшит, а не ухудшит их жизнь. Принцип начисления стимулирующих выплат должен быть прозрачным, иначе в коллективе возникнут разногласия по поводу разных размеров зарплат
Сотрудник ясно должен понимать, от чего зависит размер его зарплаты. Если работники не будут уверены в справедливости новой системы, никакого толка от эффективного контракта не будет тоже. Без полноценной разъяснительной работы не получится повысить продуктивность
Принцип начисления стимулирующих выплат должен быть прозрачным, иначе в коллективе возникнут разногласия по поводу разных размеров зарплат. Сотрудник ясно должен понимать, от чего зависит размер его зарплаты. Если работники не будут уверены в справедливости новой системы, никакого толка от эффективного контракта не будет тоже. Без полноценной разъяснительной работы не получится повысить продуктивность.
Возможность заключения эффективного контракта на испытательный срок
ЭК вполне может заключаться на испытательный период. Закон никак этому не препятствует. Заключение именно такого контракта отличается рядом преимуществ:
- Получением объективной картины эффективности сотрудника.
- Ознакомлением нового работника с системой начисления зарплаты на предприятии.
- Уменьшением расходов на оплату труда нерадивого сотрудника.
Важно подробно ознакомить новичка со всеми принципами работы по контракту. Данный тип трудового договора – новинка для России, а потому так важно разъяснить все его нюансы
Показатели эффективности для сферы культуры
Для внедрения эффективного контракта необходимо разработать критерии эффективности, которые бы могли быть применимы к конкретной организации. Для этого нужно разработать образец заполнения эффективного контракта с работниками культуры.
При разработке важно обратить внимание на следующие параметры:
- согласованность параметров эффективности от федерального уровня до конкретной организации и работника;
- выполнение целевых показателей деятельности, которые определены в «дорожных картах»;
- выполнение показателей по соотношению средней заработной платы работников и средней заработной платы по субъекту РФ;
- рост доходов от оказания платных услуг, по сравнению с предыдущим периодом;
- объем деятельности, в том числе количество граждан, которые воспользовались услугами;
- расширение (обновление) перечня предоставляемых населению услуг.
Составляя эффективный контракт с руководителем учреждения культуры, рекомендуется учитывать в том числе:
- изменение квалификации работников;
- как заполняется штат в течение года;
- расходы на повышение квалификации сотрудников;
- использование современных технологий.
Для основных категорий работников важными будут следующие параметры:
- как используется рабочее время;
- есть ли претензии со стороны руководителя к исполнению должностных обязанностей;
- есть ли претензии от потребителей услуг;
- инициативность в работе, обмен опытом, а также другие критерии эффективности работы.
Министерством культуры РФ в «Методических рекомендациях по разработке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления показателей эффективности деятельности подведомственных культурных учреждений, их руководителей и работников по видам учреждений и основным категориям работников», утвержденных приказом № 920 от 28.06.2013, разработан примерный перечень показателей эффективности по видам учреждений.
Например, театрам рекомендуется использовать:
- число новых и возобновленных спектаклей;
- количество спектаклей на основной сцене и арендованных площадках, а также на гастролях по России и за рубежом;
- число показов спектаклей для детей и юношества;
- объем проданных билетов;
- средняя заполняемость зала;
- количество новых постановок спектаклей по произведениям современной российской драматургии (написанным не ранее 1992 года) (для театров драмы);
- число новых постановок спектаклей по произведениям современных композиторов (написанным не ранее 1960 года), а также постановок современных хореографов (для театров оперы и балета).
Кроме того, в тех же Рекомендациях приводятся и общие показатели эффективности, в том числе:
- насколько зрители удовлетворены качеством предоставленных им услуг в сфере культуры;
- доля мероприятий, рассчитанных на детей и подростков, пенсионеров, людей с ограничениями жизнедеятельности и т. п.;
- число изданных каталогов, научно-исследовательских трудов, альбомов, буклетов, путеводителей, краеведческой и иной литературы по профильной деятельности;
- есть ли собственный сайт, поддерживается ли он в актуальном состоянии;
- количество фестивалей, выставок, смотров, конкурсов, научных конференций и других подобных мероприятий, проведенных своими силами;
- проведение самостоятельной творческой работы в зависимости от специфики (программы, встречи, проекты и др.);
- как построена работа с удаленными пользователями (дистанционное информационное обслуживание, интернет-конференции, интернет-конкурсы, интернет-проекты и др.);
- результаты участия в конкурсах, получение грантов;
- публикации и освещение деятельности в СМИ.
Алгоритм действий
При переходе на эффективный контракт для педагогических работников необходимо пройти следующие этапы:
- Ответственные сотрудники должны внимательно изучить всю нормативно-правовую базу.
- Руководители МО, имеющие полномочия в сфере образования, должны разработать показатели эффективности для подведомственных организаций.
- Руководствуясь федеральным и региональным законодательством, образовательные учреждения должны разработать собственные критерии эффективности и внести соответствующие изменения в положение об оплате труда.
- Сотрудники, ответственные за оформление трудовых отношений, должны разработать форму договоров и допсоглашений с учетом Приложения № 3 к Программе № 2190-р и Рекомендаций № 167н.
- Ознакомление персонала со всеми нововведениями.
- Заключение дополнительных соглашений с педагогическим работниками.
Если подойти к этому процессу ответственно и внимательно, то будет достигнута главная цель данного нововведения — обеспечение качественного образования и улучшение материального благополучия педагогического состава.
Дополнительное соглашение
Правовые документы
- Распоряжение Правительства РФ от 26.11.2012 N 2190-р
- Указ Президента РФ от 07.05.2012 N 597
- Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 295
- Приказ Минтруда России от 26.04.2013 N 167н
- <�Письмо> Минобрнауки России от 12.09.2013 N НТ-883/17
- <�Письмо> Минобрнауки России от 20.06.2013 N АП-1073/02
- Статья 74 ТК РФ. Изменение определенных сторонами условий трудового договора по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда
- Статья 77 ТК РФ. Общие основания прекращения трудового договора
- Статья 178 ТК РФ. Выходные пособия. Выплата среднего месячного заработка за период трудоустройства или единовременной компенсации
Сюрпризы от работодателей
Подписание приказа руководства
При переходе на новый вид оценивания труда руководителю нужно подготовить соответствующий приказ. С ним необходимо ознакомить всех сотрудников организации под роспись. Нельзя публиковать распоряжение о грядущих переменах на сайте, предварительно не проинформировав о них коллектив и каждого работника. Необходимо удостовериться, что все сотрудники знают о нововведениях.
Что должен содержать приказ:
- ссылку на нормативно-правовые акты
- фамилии членов комиссии, которые осуществляют мероприятия и разрабатывают новые правила оценивания работы педагогов
- список положений, согласно которым будет оплачиваться труд сотрудников
- сроки исполнения приказа
При переходе на новую систему оценивания важно не совершить возможных правонарушений. Новые разработки должны внедряться постепенно
Если мероприятия по оцениванию качества работы еще не одобрены профкомом и коллективом, нельзя по ним начислять дополнительную заработную плату.
В связи с внедрением нового дополнительного соглашения некоторые работодатели могут поменять условия работы служащих. Работникам могут предложить подписать новый договор, на основании которого их переведут с бессрочного пребывания на работе на срочный контракт.
Также нужно следить, чтобы более высокая производительность труда и качество работы были приемлемыми и достижимыми в данной организации. Если оценка научных исследований работников будет проводиться по зарубежным стандартам, то многим педагогам, наоборот, уменьшат заработную плату, а не увеличат.
Порядок составления контракта
Соглашение с педагогом можно оформить по следующей схеме:
- Преамбула.Наименование документа, место составления и дата, реквизиты сторон.
- Предмет.Указывается основная суть: работодатель предоставляет работу в определенной должности за согласованную плату, а работник выполняет возложенную на него функцию. Обозначается место работы, ее характер (основная или по совместительству), испытательный срок и т. п.
Как написать предмет, можно посмотреть тут: Трудовой договор учителя — заполненный образец.
- Срок действия соглашения.Указывается, когда вступает в силу контракт и какой период действует, а также конкретная дата начала трудовой деятельности.
- Оплата труда.Размер оклада и дополнительных выплат, порядок и сроки их перечисления.
- Режим рабочего времени и отдыха.Продолжительность трудового процесса (например, пятидневная рабочая неделя с двумя выходными), перерыв для приема пищи, количество дней отпуска.
- Права и обязанности работника.Например, обязанности: осуществлять обучение и воспитание обучающихся, выбирать программы и учебные материалы, оценивать результаты учащихся.
- Права и обязанности работодателя.Например, права: привлекать к дисциплинарной ответственности, поощрять за труд.
- Гарантии и компенсации.Обычно ссылаются на предоставление гарантий и компенсаций в соответствии с законодательством и локальными актами работодателя.Пример, как написать об этом: Заполненный образец трудового договора с учителем школы.
- Ответственность.Например, про компенсацию прямого действительного ущерба работником и морального вреда работодателем.
- Заключительные положения.
Условия прекращения соглашения, порядок разрешения споров и т. п.
Подробно об особенностях трудового договора с педагогическими работниками
Алгоритм перехода
При переводе учителей на новое трудовое соглашение руководствуются статьей 74 ТК. Согласно этому пункту Кодекса изменения, связанные с внутренними организационными вопросами, осуществляются по инициативе только одного человека – работодателя. Однако дирекции нужно предварительно согласовать все нововведения со своим коллективом.
Алгоритм действий для работодателя:
- при первичном трудоустройстве – подписать трудовой договор с преподавателем, соблюдая статьи ТК
- для работающих педагогов – разработать еще одно трудовое соглашение и перевести учителей на новый метод оценивания труда
Когда человек впервые устраивается на работу, с ним подписывается трудовой договор, в котором прописываются его обязанности согласно занимаемой должности. Всевозможные стимулирующие доплаты, являющиеся дополнительным подвидом заработка, обычно указываются в локальном документе организации. Чтобы не происходило путаницы, лучше сразу в трудовом договоре отдельным пунктом написать, какие существуют поощрительные доплаты, и сколько преподаватель будет получать за более эффективный труд. Всю информацию о видах заработка нужно оформить одним документом.
Прежде чем перейти на новый вид оценивания труда, необходимо:
Улучшение качества обучения
- исключить из списка стимулирующих доплат показатели, имеющие неопределенный характер
- не оценивать гарантированную зарплату преподавателям по шкале эффективности труда
- ФОТ разделить на 2 части – гарантированный оклад и дополнительные выплаты
- разработать показатели, на основании которых педагогам будут начисляться премиальные
Основные этапы перехода:
- изучить нормативно-правовую базу
- выдать распоряжение о переходе на новую методику оценивания труда
- создать комиссию, члены которой проведут мероприятия по внедрению нововведений в жизнь
- руководствуясь законодательством разработать критерии поощрения работников своей организации за выдающиеся достижения, качественную работу и высокие результаты их труда
- создать свою методику оценивания за качественную работу, руководствуясь разработками центрального ведомства
- изменить существующее в организации положение о зарплате учителей
- разработать саму форму дополнительного соглашения к трудовому договору
- ознакомить всех преподавателей с нововведениями, отослать им уведомления
- выслушать предложения работников, обсудить на профсоюзном собрании все пункты предстоящих изменений по зарплате в своем коллективе
- подписать дополнительное соглашение с работающими педагогами
При переходе на новый режим необходимо проследить, чтобы не увеличивалась нагрузка на преподавателя, должно лишь увеличиваться качество их труда.
Цели внедрения эффективного контракта.
Напомним, что эффективный контракт – это трудовой договор с работником государственного (муниципального) учреждения, в котором конкретизированы его должностные обязанности, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг, меры социальной поддержки.
Таким образом, под эффективным контрактом понимаются трудовые отношения между работодателем и работниками, основанные:
- на наличии у учреждения государственного (муниципального) задания и целевых показателей эффективности работы, утвержденных учредителем;
- на системе оценки эффективности деятельности работников учреждений (совокупности показателей и критериев, позволяющих оценить количество затраченного труда и его качество), утвержденной работодателем в установленном порядке;
- на системе оплаты труда, учитывающей различия в сложности выполняемой работы, количество и качество затраченного труда, утвержденной работодателем в установленном порядке;
- на системе нормирования труда работников учреждения, утвержденной работодателем;
- на подробной конкретизации с учетом отраслевой специфики в трудовых договорах должностных обязанностей работников, показателей и критериев оценки труда, условий оплаты труда.
Главной задачей эффективного контракта в сфере образования является повышение зарплаты различных категорий работников образовательных организаций на основании оценки эффективности их профессиональной деятельности, а также обеспечение эффективности расходования средств в образовательной организации и в системе образования в целом. Однако поскольку заработная плата большинства педагогов к сегодняшнему моменту была повышена, сейчас самое значимое во введении эффективного контракта с педагогами – обеспечение качественного образования.
Помимо основной Программы, для каждой сферы деятельности существуют свои базовые документы, разработанные в целях повышения эффективности и качества оказания услуг при переходе на систему эффективного контракта. Например, для сферы образования это План мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки», утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 30.04.2014 № 722-р (далее – План мероприятий), Госпрограмма РФ «Развитие образования» на 2013 – 2020 годы.
В Плане мероприятий, в частности, обозначены мероприятия, показатели и результаты по повышению эффективности и качества услуг в сфере образования. Свои планы мероприятий также разрабатываются на региональных и муниципальных уровнях.
Согласно Плану мероприятий введение эффективного контракта в дошкольном образовании включает в себя следующие мероприятия.
Введение эффективного контракта |
Совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей систему оплаты труда в дошкольных образовательных организациях |
Разработка и внедрение механизмов эффективного контракта с педагогическими работниками организаций дошкольного образования |
|
Разработка и внедрение мероприятий по проведению аттестации педагогических работников организаций дошкольного образования с последующим их переводом на эффективный контракт |
|
Внедрение показателей эффективности деятельности руководителей организаций дошкольного образования и педагогических работников |
|
Разработка и внедрение механизмов эффективного контракта с руководителями организаций дошкольного образования в части установления взаимосвязи между показателями качества предоставляемых государственных (муниципальных) услуг организацией и эффективностью деятельности руководителя этой организации |
|
Информационное и мониторинговое сопровождение введения эффективного контракта |
В результате этих мероприятий ожидается улучшение качества услуг дошкольного образования, которое предусматривает обновление основных образовательных программ дошкольного образования с учетом требований государственного стандарта, обеспечение открытости результатов деятельности организаций дошкольного образования с учетом показателей эффективности их деятельности, а также обеспечение обновления кадрового состава и привлечение молодых педагогов для работы в дошкольном образовании с учетом эффективного контракта и внедрения профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
Особенности эффективного контракта с разными категориями сотрудников
Требования к ЭК устанавливаются Приказом Минтруда №167. Для разных категорий сотрудников есть также отдельные нормативные акты:
- Медицинские сотрудники – Приказ Минздрава №421.
- Работники в сфере образования – Письмо Минобрнауки №АП-1073.
- Сотрудники заведений культуры – Приказ Минкультуры №920.
- Социальные работники – Приказ Минтруда №287.
По эффективному контракту могут работать и другие сотрудники (к примеру, работники физкультурно-спортивных организаций), однако в отношении них отдельные рекомендации пока не установлены.
Учителя
Постепенное внедрение эффективного контракта при трудоустройстве персонала образовательных учреждений утверждено Госпрограммой «Развитие образования в России» (Постановление РФ №295). Цели внедрения нового типа трудовых договоров:
- Зарплата повышается на основании качественных, а не количественных показателей. Если ранее дополнительные выплаты учителям производились при увеличении учебной нагрузки, то теперь для повышения зарплаты нужно улучшать качество своей работы.
- Престиж работы преподавателя повышается благодаря адекватной зарплате.
По эффективным контрактам могут работать не только преподаватели, но и другие работники образовательного учреждения: библиотекари, психологи.
Примерные критерии оценки качества работы, на основании которых определяется размер зарплаты:
- Посещаемость уроков.
- Хорошие оценки учеников.
- Отсутствие дисциплинарных взысканий.
- Отсутствие травм и ЧП в классе.
- Нет жалоб на преподавателя.
Планируется, что все сотрудники образовательных учреждений перейдут на работу по ЭК до 2018 года. Данные сроки закреплены постановлением Правительства от 26 ноября 2012 года.
Работники здравоохранения
В контракте, заключаемом с работниками здравоохранения, нужно указать рабочее время сотрудника. Ставки указывать в документе не требуется. Нужно зафиксировать именно общее количество рабочих часов в неделю. В контракте можно дать указание о том, что сотрудник совмещает несколько профессий. К примеру, медсестра подрабатывает санитаркой.
Требуется прописать критерии, на основании которых будет производится начисление стимулирующих выплат. Это должно быть конкретное и четкое указание. К примеру, критерием качества работы является отсутствие замечаний и дисциплинарных взысканий. Все эти условия нужно указывать в эффективном контракте.
Какие можно ввести дополнительные выплаты
В новом соглашении должно быть написано, за что конкретно педагог получит надбавку и каков размер будущих премий. Стимулирующие премии зависят только от результатов труда сотрудников организации. Все существующие в организации критерии эффективности обязательно прописываются в контракте.
Ключевой момент в переходе на новое соглашение – это разработка оценки качества труда и расчет дополнительных стимулирующих выплат. Новые критерии должны отображать вклад педагога в выполнение государственного или общественного задания. Труд человека должен характеризоваться качественными показателями. Затем их нужно перевести в количественные критерии. Оплачиваться работа должна согласно разработанным в новом дополнительном соглашении оценкам.
Все критерии прописываются в контракте в пункте «Оплата труда». Список положений для оценки работы в сфере образования разрабатывается центральным ведомством, но в каждой организации утверждается свой порядок премирования сотрудников. Необходимо учитывать специфику труда преподавателей в том или ином учреждении.
Примерный список показателей эффективности труда педагогов:
Надбавка учителям
- организация экскурсий и турпоходов
- преподавание в кружках и секциях
- новые проекты в области обучения, социальной сфере
- организация исследований с учениками
- личные научные разработки педагогов
- выдающиеся достижения учеников
- работа с детьми из неблагополучных семей
- участие учащихся в конкурсах и олимпиадах
- коллективные педагогические проекты
- оборудование кабинета для улучшения качества образования
- мероприятия с привлечением родителей учеников
- организация спортивных состязаний
- оздоровительная работа
Подобрать показатели эффективности труда педагогов помогут рекомендации Минобразования (письмо № АП-1073/02). В конечном итоге зарплата педагога будет зависеть от его стажа, умений, квалификации.
Прежде чем перейти на новую форму оценивания труда педагогов, нужно внимательно изучить все принятые законы, касающиеся этой проблемы, и прочитать рекомендации по этому вопросу.