Оглавление статьи
Направления, специальности и учебные заведения по профилю подготовки
Профессия «государственный служащий» требует высшего образования по направлению работы чиновника. Однако для того чтобы стать профессиональным госслужащим, можно пройти и обучение чисто управленческим специальностям: «государственное и муниципальное управление», «региональное управление», «муниципальное управление», «государственное регулирование экономики» и др.
В идеале, чтобы стать высококлассным профессионалом и претендовать на высокие должности, сотруднику желательно закончить профильный вуз, а затем еще и получить образование государственного менеджера. Например, получив диплом экономиста, а затем управленца, можно претендовать на работу в профильном министерстве.
Программы подготовки муниципальных и государственных служащих сейчас есть во многих высших учебных заведениях страны. Остановимся на некоторых их них:
- Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, имеющий целый ряд филиалов по стране (Липецк, Тула, Омск и др.);
- Государственный университет управления (г. Москва);
- Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации имеет Институт государственной службы и управления в Москве и ряд филиалов в регионах страны (Челябинск, Волгоград, Нижний Новгород, Тамбов и др.);
- Новосибирский государственный университет экономики и управления;
- Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики.
Направления подготовки управленцев также вводятся в программы региональных вузов с учетом их специфики и потребности в кадрах.
Понятие военной службы
Военная служба – это вид федеральной государственной службы, которая представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских и не на воинских должностях в случаях и на условиях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, в органах, которые осуществляют функции по обеспечению безопасности и обороны государства. Таким гражданам могут быть присвоены воинские звания.
Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!
Описать задание
Ранее ФЗ закреплял такой вид государственной службы, как правоохранительный, но с 1 января 2016 года статья утратила силу.
Также можно было бы выделить такой вид государственной службы, как дипломатический, который обладает собственной правовой спецификой.
Особым видом государственной службы А.А. Гришковец называет службу в организациях Центрального банка Российской Федерации. Деятельность некоторых лиц в парламенте, можно также отнести к виду государственной службы.
В статье 3, 6 и 7 Федерального закона N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» уравнены фактически все виды проявления государственной власти по отношению к населению, не смотря на то, что указанный выше закон продолжает разделять единую государственную службу на федеральную, государственную, муниципальную и гражданскую. Также он предписывает гражданам, в некоторых случаях, исполнять иные указания, которые исходят непосредственно от международных организаций и некоторых общественных объединений.
Положительным моментом, так как система является совокупностью элементов, которые находятся в связях, приводящих их к новому качеству, является закрепление в ст. 6 Закона № 79-ФЗ видов взаимосвязи государственной службы РФ иных видов и гражданской службы, специфика и сравнимость видов государственной службы. Взаимосвязь государственной службы иных видов и гражданской службы обеспечивается за счет единства системы государственной службы российского государства, функционирования и принципов ее построения, а также посредством:
- основных государственных социальных гарантий, соотносительности размера оплаты труда и основных условий;
- установление обязательств и ограничений при прохождении различных видов государственной службы Российской Федерации;
- учета стажа государственной службы Российской Федерации иных видов при исчислении стажа гражданской службы;
- соотнесения главных требований государственного пенсионного обеспечения граждан, которые проходили государственную службу.
Вышеуказанные нормы являются принципами государственной службы. Нормы ст. 7 указанного закона являются такими же принципами, которые гласят, что взаимосвязь муниципальной и гражданской службы обеспечивается посредством:
- единства главных квалификационных требований к должностям муниципальной и гражданской службы;
- единства обязательств и ограничений при прохождении муниципальной и гражданской службы;
- единства требований к подготовке, профессиональной переподготовке и повышению квалификации муниципальных и государственных служащих;
- учета стажа гражданской службы, если исчисляется стаж муниципальной службы и стажа муниципальной службы при исчислении стажа гражданской службы;
- соотносительности главных социальных гарантий и условий оплаты труда муниципальных и гражданских служащих;
- соотносительности главных требований государственного пенсионного обеспечения граждан, которые проходили муниципальную службу, а также граждан, проходивших гражданскую службу, а также, в случае потери кормильца их семей.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что по мысли законодателя, муниципальная служба – это один из видов государственной службы. Государственный аппарат до сих пор нуждается в научных предложениях о самом делении государственной службы Российской Федерации на виды и в целом о системе.
Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться
Все услуги
Решение задач
от 1 дня / от 150 р.
Курсовая работа
от 5 дней / от 1800 р.
Реферат
от 1 дня / от 700 р.
Гражданские служащие
Согласно ст. 13 закона № 79 гражданский служащий — гражданин РФ, принявший обязательства по выполнению этой особой работы. Он принимается для выполнения трудовой функции на основании соответствующего акта и согласно служебному контракту получает зарплату из бюджета РФ или соответствующего региона.
Занятыми в осуществлении этой деятельности могут быть исключительно совершеннолетние граждане РФ, владеющие русским языком и отвечающие установленным законом № 79 квалификационным требованиям.
Важно! Занятость по замещению государственных должностей РФ и государственных должностей субъектов РФ не регулируется законом № 58 (п. 2 ст. 1 закона № 58). Для госслужащих на этих должностях есть специальные нормативные акты, например, деятельность Председателя Правительства РФ регулируется законом «О Правительстве…» от 06.11.2020 № 4-ФКЗ. Таким образом, вышестоящее руководство, формально являясь госслужащими, в систему государственной гражданской службы РФ не входит
Таким образом, вышестоящее руководство, формально являясь госслужащими, в систему государственной гражданской службы РФ не входит.
С полным перечнем постов федерального уровня можно ознакомиться в Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы, утвержденном указом Президента от 31.12.2005 № 1574. Посты в регионах устанавливаются специальными нормативными актами в этих территориальных центрах.
Поступление на государственную гражданскую службу
По общему правилу госслужащими становятся, пройдя конкурс (ч. 1 ст. 22 закона № 79). Однако в ряде случаев, перечисленных в ст. 22, 28, 31, 61 закона № 79, можно занять должность гражданской службы без конкурса, например, когда:
- гражданин уже является госслужащим и переводится на другую должность в связи с сокращением штата либо по здоровью;
- заключается срочный контракт;
- на должность назначает Президент РФ или Правительство РФ и др.
Конкурс на замещение должностей госслужбы — довольно сложная процедура. Она подразумевает создание комиссии, публикацию на официальном сайте соответствующего органа сведений о конкурсе, подробную проверку документов, представленных (строго по списку) кандидатами.
Победитель конкурса необязательно получит государственную должность: конкурс могут проводить, например, для пополнения кадрового резерва. С другой стороны, если победитель назначен на должность, то его ближайший преследователь может быть добавлен в кадровый резерв (п. 23 Указа Президента РФ от 01.02.2005 № 112).
Подробно о том, как формируется кадровый резерв для госслужбы, рассказывается в готовом решении от КонсультантПлюс. Получить бесплатный пробный доступ к готовому решению можно здесь. Если полезная информация о госслужбе нужна вам постоянно, рекомендуем запросить прайс-лист.
Сроки присвоения очередных классных чинов в прокуратуре
Устанавливаются следующие сроки пребывания в классном чине:
- младший юрист — один год или до получения высшего юридического образования;
- юрист 3 класса — два года;
- юрист 2 класса — два года;
- юрист 1 класса — три года;
- младший советник юстиции — три года;
- советник юстиции — четыре года.
Классные чины государственного советника юстиции 1, 2, 3 класса присваиваются Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации прокурорским работникам, имеющим высшее юридическое образование. Классные чины государственных советников юстиции (генеральские звания в прокуратуре) присваивается только руководителям прокуратур. В Генеральной прокуратуре РФ — это заместители Генерального прокурора, начальники управлений и их заместители. В прокуратурах субъектов — прокуроры и первые заместители. В районных прокуратурах присвоение классных чинов государственных советников не предусмотрено.
Таблица соотношения классных чинов прокурорских работников, федеральной государственной гражданской службы, воинских и специальных званий
Классный чин федеральной государственной гражданской службы |
Воинское звание |
Специальное звание |
Классный чин юстиции |
Классный чин прокурорского работника |
Действительный государственный советник Российской Федерации 1 класса |
генерал армии, адмирал флота, генерал-полковник, адмирал |
генерал полиции Российской Федерации, генерал юстиции Российской Федерации, действительный государственный советник таможенной службы Российской Федерации, генерал полиции, генерал-полковник: полиции (милиции), внутренней службы, юстиции, таможенной службы |
действительный государственный советник юстиции Российской Федерации, действительный государственный советник юстиции Российской Федерации 1 класса |
действительный государственный советник юстиции, государственный советник юстиции 1 класса |
Действительный государственный советник Российской Федерации 2 класса |
генерал-лейтенант, вице-адмирал |
генерал-лейтенант: полиции (милиции), внутренней службы, юстиции, таможенной службы |
действительный государственный советник юстиции Российской Федерации 2 класса |
государственный советник юстиции 2 класса |
Действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса |
генерал-майор, контр-адмирал |
генерал-майор: полиции (милиции), внутренней службы, юстиции, таможенной службы |
действительный государственный советник юстиции Российской Федерации 3 класса |
государственный советник юстиции 3 класса |
Государственный советник Российской Федерации 1 класса |
полковник, капитан 1 ранга |
полковник: полиции (милиции), внутренней службы, юстиции, таможенной службы |
государственный советник юстиции Российской Федерации 1 класса |
старший советник юстиции |
Государственный советник Российской Федерации 2 класса |
подполковник, капитан 2 ранга |
подполковник: полиции (милиции), внутренней службы, юстиции, таможенной службы |
государственный советник юстиции Российской Федерации 2 класса |
советник юстиции |
Государственный советник Российской Федерации 3 класса |
майор, капитан 3 ранга |
майор: полиции (милиции), внутренней службы, юстиции, таможенной службы |
государственный советник юстиции Российской Федерации 3 класса |
младший советник юстиции |
Советник государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса |
капитан, капитан- лейтенант |
капитан: полиции (милиции), внутренней службы, юстиции, таможенной службы |
советник юстиции 1 класса |
юрист 1 класса |
Советник государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса |
старший лейтенант |
старший лейтенант: полиции (милиции), внутренней службы, юстиции, таможенной службы |
советник юстиции 2 класса |
юрист 2 класса |
Советник государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса |
лейтенант |
лейтенант: полиции (милиции), внутренней службы, юстиции, таможенной службы |
советник юстиции 3 класса |
юрист 3 класса |
Референт государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса |
младший лейтенант |
младший лейтенант: полиции (милиции), внутренней службы, юстиции, таможенной службы |
юрист 1 класса |
младший юрист |
Соответствие званий и чинов вовсе не означает, что при поступлении на службу в прокуратуру из других правоохранительных органов будет присвоено соответствующее звание.
На практике часто бывает, что, например, при переходе из таможенных органов капитану таможенной службы (четыре звезды на погонах) будет присвоено звание юриста 2 класса (три звезды на погонах), то есть на одно ниже, соответствующее старшему лейтенанту.
Подготовлено «Персональные права.ру»
Виды государственной службы
Закон № 58-ФЗ обозначает следующие виды:
- общефедеральную – деятельность лиц, которые реализуют государственный и правовой статус. Их полномочия устанавливаются Конституцией РФ и одинаковы на территории всего государства. К данному виду, например, относится Президент или Уполномоченный по правам детей;
- службу субъектов РФ. Данная деятельность подчиняется региональным и местным законам. Полномочия исполнителей действительны на территории конкретного региона.
Также выделяют:
- гражданскую;
- военную;
- правоохранительную службы.
Военная служба также относится к федеральной, представляет собой исполнение полномочий на воинских должностях. По мере успешного исполнения, таким лицам присваивают воинские звания.
Правоохранительная служба входит в этот же вид. Представляет собой исполнение полномочий в сфере правоохранительной системы. По мере успешного ведения присваиваются классные чины и спецзвания. Например, работники прокуратуры находятся на данном виде госслужбы.
Классификация органов госслужбы
Государственная гражданская служба
Данному виду посвящена ст. 3 Закона № 79-ФЗ. Государственная гражданская служба это подвид федеральной. Лица её осуществляющие, реализуют полномочия органов власти федерального и регионального уровня. При необходимости, могут выполнять функции тех, кто замещают госдолжности на тех же уровнях власти.
Также делится на несколько видов, которые определяются, исходя из принятых уровней власти – федеральная и региональная.
Государственная военная служба
Регулируется отдельным законодательным актом – Законом № 53-ФЗ. Лица, проходящие такую службу, не могут иметь гражданства или подданства другой страны. Может вестись по призыву или в добровольном порядке. Для иностранных граждан предусмотрено прохождение службы только в рядах ВС РФ и в воинских формированиях. В иных подразделениях служить не могут.
Граждане других стран, прежде чем поступить в ряды ВС РФ, должны в обязательном порядке пройти дактилоскопию. Это необходимо для формирования личного дела и ведения воинского учёта.
Государственная федеральная служба
Это служба по исполнению полномочий государства в целом. То есть, лицу, наделённому такими обязанностями, придётся их выполнять на территории всей страны, от имени своей страны и ради своей страны. Например, Президент – это государственная должность федерального уровня.
Также к такому подвиду относятся учреждения, исполняющие свои функции в рамках государства. Например, государственная служба кадастра. Она уполномочена проводить работы по кадастровому мониторингу на территории всей страны. Также – ПФР, Министерство образования и прочее.
Государственная правоохранительная служба
Правоохранительная система РФ состоит из множества учреждений и организаций, в которых работают люди. Они исполняют свои обязанности по осуществлению порядка в стране, безопасности и законности. Эти люди ведут борьбу с преступностью, защищают права всех граждан РФ.
За успешное исполнение этих обязанностей, служащие награждаются классными чинами и спецзваниями. К данному подвиду относятся:
- система прокуратуры всех уровней;
- МВД;
- система юстиции;
- система правопорядка;
- система органов, следящих за оборотом наркотиков и прочих запрещённых средств;
- служба миграции.
Все данные учреждения работают в рамках страны и её субъектов, исполняют одинаковые функции. Деятельность каждого органа регулируется отдельным законодательным актом. Общее понятие обозначено в ст. 7 Закона № 58-ФЗ.
Описание и характеристика профессии
Итак, кто такие госслужащие? Это сотрудники федеральных и региональных органов власти, которые выполняют функции государства в разных сферах. Вся государственная служба страны подразделяется на военную и гражданскую. Основной признак чиновника – выплата ему заработной платы из государственного или регионального бюджета. Военнослужащим платят зарплату из бюджета Министерства обороны.
Основными местами работы госслужащих выступают:
- Администрация Президента;
- Правительство РФ;
- Государственная Дума;
- Совет Федерации;
- министерства и различные федеральные ведомства;
- органы местного самоуправления;
- государственные корпорации;
- силовые ведомства (прокуратура, ФСБ, суд, полиция).
Граждане чаще всего в жизни сталкиваются с обычными чиновниками, то есть сотрудниками государственной гражданской службы. Их должности могут создаваться на основании федерального законодательства, указов Президента или актов субъектов Российской Федерации.
Все должности госслужащих в России делятся на 5 групп. Чтобы разобраться, что это за группы и кто к ним относится, рассмотрим этот реестр по возрастанию:
- Младшая. Сюда относятся сотрудники, обеспечивающие работу государственных органов (курьеры, секретари). Таким работникам присваивается классный чин «секретарь госслужбы РФ».
- Старшая. Включает в себя, кроме обеспечивающих работников, еще и специалистов ведомств. Здесь сосредоточены менеджеры средней руки, имеющие чин «референт госслужбы».
- Ведущая. В эту группу, кроме специалистов, входят руководители, их заместители и помощники. Таким сотрудникам присваивается чин советника.
- Главная. К данной группе относят специалистов центральных органов власти и руководителей. Чин – государственный советник.
- Высшая. В эту группу входят высшие руководители государства, а также их помощники. Они имеют чин действительного государственного советника.
В зависимости от того, какое место занимает та или иная должность в этой иерархии, сотруднику устанавливается заработная плата.
Список профессий госслужащих в России очень широк, он включает в себя, кроме чиновников органов исполнительной власти и муниципальных органов, еще и сотрудников полиции, судов, МЧС, санэпидслужбы. Все эти работники обеспечивают исполнение функций государства в рамках действующего законодательства.
Основные элементы административно-правового статуса государственных служащих
Административно-правовой статус государственных служащих является одной из ключевых частей (наряду с поступлением на государственную гражданскую службу, ее прохождением и т.д.) института государственной службы, представляет собой правовое положение служащих в государственных органах и включает в себя следующие основные общие элементы.
1. Права государственных служащих. Они представляют собой установленные специальным законодательством о государственной службе возможности государственных служащих осуществлять профессиональную служебную деятельность по замещаемым должностям государственной службы. Конкретный объем прав, предоставляемых государственным служащим, различается в зависимости от вида государственной службы.
2. Обязанности государственных служащих. Это установленные специальным законодательством о государственной службе правомерные действия, которые должны совершать государственные служащие в процессе осуществления профессиональной служебной деятельности по замещаемым должностям государственной службы. В составе обязанностей государственных служащих можно выделить следующие основные группы:
- общие обязанности, устанавливаемые специальным законодательством о том или ином виде государственной службы и адресуемые всем государственным служащим того или иного вида государственной службы;
- должностные обязанности, которые должен исполнять государственный служащий, замещающий ту или иную должность государственной службы (они, в отличие от общих, зависят от конкретной должности и обязательны к исполнению только тем государственным служащим, который замещает данную должность, и могут устанавливаться должностной инструкцией или иными специальными актами, например, уставами, положениями и т.п.);
- специальные обязанности, которые устанавливаются для некоторых видов государственной службы (например, военной службы) и исполняются государственным служащим наряду с общими и должностными обязанностями.
3. Гарантии государственных служащих. Представляют собой установленные специальным законодательством о государственной службе меры правового, имущественного и организационного характера, необходимые для обеспечения качественного и полного исполнения государственными служащими обязанностей по замещаемым должностям государственной службы.
Для всех видов государственной службы законодательно установлены повышенные гарантии для лиц, осуществляющих данные виды служебной деятельности. Тем не менее конкретный объем гарантий различается для различных видов государственной службы (гражданской, военной, правоохранительной).
4. Ограничения и запреты на государственной службе. Ограничения — это установленные специальным законодательством о государственной службе условия, при наличии которых лицо не может быть принято на государственную службу, а проходящее ее лицо не может далее замещать должности государственной службы и таким образом осуществлять служебную деятельность. Запреты — установленный специальным законодательством о государственной службе перечень деяний, признаваемых несовместимыми с положением государственных служащих, наносящих существенный ущерб служебным и иным общественным правоотношениям.
Установление режима ограничений и запретов на государственной службе, а также особенностей трудовых правоотношений предопределено спецификой самого института государственной службы.
Режим ограничений и запретов предполагает в той или иной степени ограничение прав и свобод государственных гражданских служащих, а соответственно его установление возможно только:
- на основании специального законодательства о государственной службе;
- в целях защиты прав и законных интересов граждан Российской Федерации;
- в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения безопасности государства;
- в интересах стабильного и эффективного функционирования самого института государственной службы;
- при предоставлении государственным служащим иных дополнительных гарантий, не имеющихся у всех остальных граждан Российской Федерации.
5. Ответственность государственных служащих. Представляет собой меры дисциплинарного, материального, административного, уголовного и иного воздействия, применяемые в отношении государственных служащих, совершивших те или иные виды противоправных деяний.
Ответственность является противоположной стороной стимулирования эффективного выполнения государственными служащими своих должностных обязанностей, претворяя в жизнь принцип: страх наказания есть залог послушания и должного выполнения обязанностей.
показать содержание
Профессиональные обязанности
Поскольку перечень профессий государственных служащих очень велик, невозможно полностью описать их обязанности. Но мы можем выделить основные функции, применимые к должностным лицам различных ведомств:
- контроль текущих дел в соответствующем секторе или сфере деятельности и планирование ее дальнейшего развития;
- формулировать предложения по совершенствованию функционирования объектов на вверенной территории, способы и методы реализации этих проектов;
- обучение.
- рассмотрение жалоб и предложений граждан и общественных организаций, принимающих посетителей;
- участие в конференциях, встречах и других мероприятиях, работа и представительство;
- хранить государственные секреты и другую конфиденциальную информацию;
- координация деятельности подчиненных;
- поиск путей решения возникающих проблем;
- контроль за исполнением законодательных и нормативных актов, а также ранее принятых решений;
- гарантировать законные права граждан;
- работа с документами (законодательные изменения, входящая и исходящая корреспонденция, проекты решений);
Особенностью деятельности государственных служащих является то, что они обязаны действовать строго в рамках законодательства при управлении государственными ресурсами и общественными процессами.