Портал федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования

Оглавление статьи

Общая библиотека

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ УрФУ: /О.И. Ребрин. Екатеринбург: УрФУ, 2012. Екатеринбург: ООО «Издательский Дом «Ажур» 2012. – 24 с.

(1 871,16 кБ)

БОРИСОВА Н.В., КУЗОВ В.Б. ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ориентированных учебных программ дисциплин \\ модулей, практик в составе ООП ВПО нового поколения»: Методические рекомендации для организаторов проектных работ и профессорско-преподавательских коллективов вузов. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2010.

(8 487,15 кБ)

ЕФРЕМОВА Н.Ф., КАЗАНОВИЧ В.Г. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В РАМКАХ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ВПО: создание фондов оценочных средств для аттестации студентов вузов при реализации компетентностно-ориентированных ООП ВПО нового поколения: Установочные организационно-методические материалы тематического семинарского цикла. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2010. – 36 с.

(337,40 кБ)

А.А. Вербицкий КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД и теория контекстного обучения: Материалы к чет-вертому заседанию методологического семинара 16 ноября 2004 г. – М.: Иссле-довательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. – 84 с. Текст представлен в авторской редакции.

(558,43 кБ)

Азарова Р.Н., Золотарева Н.М. Разработка паспорта компетенции: Методические рекомендации для организаторов проектных работ и профессорско-преподавательских коллективов вузов. Первая редакция. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Координационный совет учебно-методических объединений и научно-методических советов высшей школы, 2010. – 52 с.

(1 090,24 кБ)

Ю.Г. Татур КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД в описании результатов и проектировании стандартов высшего профессионального образования: МАТЕРИАЛЫ ко вто- рому заседанию методологического семинара. Авторская версия. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004

(267,09 кБ)

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: Методические рекомендации для руководителей и актива учебно-методических объединений вузов / Науч. ред. д-ра техн. наук, профессора Н.А. Селезневой. – М.: Ис-следовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Координационный совет учебно-методических объединений и научно-методических советов высшей школы, 2009. – 84 с.

(548,96 кБ)

ЗВОННИКОВ В.И., ЧЕЛЫШКОВА М.Б. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В РАМКАХ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ВПО: создание фондов оценочных средств для аттестации студентов вузов при реализации компетентностно-ориентированных ООП ВПО нового поколения: Установочные организационно-методические материалы тематического семинарского цикла. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2010. – 30 с.

(1 249,45 кБ)

ЧЕЛЫШЕВА Т.В. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧАСТИЯ СТУДЕНТОВ В РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНО- ОРИЕНТИРОВАННЫХ ООП ВПО В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ВПО: Установочные организационно-методические материалы тематического семинарского цикла. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2010. – 38 с

(327,74 кБ)

СИСТЕМНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ОБОСНОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАНННЫХ ООП ВПО, РЕАЛИЗУЮЩИХ ТРЕБОВАНИЯ ФГОС ВПО. Установочные организационно-методические материалы тематического семинарского цикла / Авт.-сост. Селезнева Н.А., Азарова Р.Н., Золотарева Н.М., Казанович В.Г.– М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2010. – 54 с.

(424,60 кБ)

В.И. БАЙДЕНКО ВЫЯВЛЕНИЕ СОСТАВА КОМПЕТЕНЦИЙ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ КАК НЕОБХО-ДИМЫЙ ЭТАП ПРОЕКТИРОВАНИЯ ГОС ВПО НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ: Методиче-ское пособие. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. – 72 с.

(970,03 кБ)

И. А. Зимняя Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.

(707,85 кБ)

БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС: Результаты обучения и компетентностный подход (книга- приложение 1) / Под науч. ред. д-ра пед. наук, профессора В.И. Байденко. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. – 536 с.

(5 535,63 кБ)

Обновление ФГОС

Сейчас в России для школьников действуют ФГОС второго поколения. Он разрабатывался с 2009 по 2012 год. Акцент в нём сделан на развитие универсальных учебных умений, то есть способности самостоятельно добывать информацию с использованием технологий и коммуникации с людьми. Много внимания уделяется проектной и внеурочной деятельности. Предполагается, что обучающиеся по федеральным государственным стандартам должны любить Родину, уважать закон, быть толерантными и стремиться к здоровому образу жизни.

Звучит неплохо. Но действующие ФГОС до сих пор ругают: за бюрократический язык, расплывчатость формулировок, подмену привычных «знаний» и «умений» какими-то «компетенциями» и многое другое.

Шквал критики обрушился и на новые государственные образовательные стандарты, обсуждение которых началось весной 2018 года. Учителя русского языка и литературы возмущены закрытым перечнем книг, которые должны будут читать дети, а преподаватели ОБЖ недоумевают, как пятиклашкам рассказывать про «репродуктивное здоровье». 

Три поколения стандартов

ФГОС принято делить на три поколения — в зависимости от того, в каких годах они применялись. 

<<Форма демодоступа>>

Первое поколение ФГОС

Были приняты в 2004 году и назывались государственными образовательными стандартами. Аббревиатура ФГОС ещё не использовалась. Основной целью Стандарта 2004 года был не личностный, а предметный результат, ввиду чего Стандарт быстро устарел. Во главу ставился набор информации, обязательной для изучения. Подробно описывалось содержание образование: темы, дидактические единицы.

Второе поколение образовательных стандартов

ФГОС второго поколения разрабатывались с 2009 по 2012 год и действуют до 2020 года. Акцент в них сделан на развитие универсальных учебных умений, то есть способности самостоятельно добывать информацию с использованием технологий и коммуникации с людьми. Фокус сместили на личность ребёнка. Много внимания уделено проектной и внеурочной деятельности. Предполагается, что обучающиеся по федеральным государственным стандартам 2 поколения должны любить Родину, уважать закон, быть толерантными и стремиться к здоровому образу жизни.

Третье поколение ФГОС

Переход на новые образовательные стандарты третьего поколения будет осуществлён в сентябре 2021 года. Обсуждение новых ФГОС началось ещё весной 2018, и с тех пор прорабатывается их грядущее внедрение. Рассмотрим подробнее отличия ФГОС второго и третьего поколения. 

ФГОС ВПО по направлениям бакалавриата

ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

Код Наименование направления Текст стандарта
030100 Философия

Зарегистрировано в Минюсте РФ 2 августа 2010 г. N 18034

030200 Политология

Зарегистрировано в Минюсте РФ 4 февраля 2010 г. N 16264

030300 Психология

Зарегистрировано в Минюсте РФ3 февраля 2010 г. N 16231

030600 История

Зарегистрировано в Минюсте РФ 8 февраля 2010 г. N 16312

030900 Юриспруденция

Зарегистрировано в Минюсте РФ 21 мая 2010 г. N 17337

031300 Журналистика

Зарегистрировано в Минюсте РФ 9 февраля 2010 г. N 16332

031600 Реклама и связи с общественностью

Зарегистрировано в Минюсте РФ 11 мая 2010 г. N 17166

031900 Международные отношения

Зарегистрировано в Минюсте РФ 1 марта 2010 г. N 16538

032000 Зарубежное регионоведение

Зарегистрировано в Минюсте РФ 22 декабря 2009 г. N 794

032100 Востоковедение и африканистика

Зарегистрировано в Минюсте РФ 25 февраля 2010 г. N 16492

032200 Регионоведение России

Зарегистрировано в Минюсте РФ13 декабря 2011 г. N 22581

032400 Антропология и этнология

Зарегистрировано в Минюсте РФ13 декабря 2011 г. N 22604

032700 Филология

Зарегистрировано в Минюсте РФ 10 февраля 2010 г. N 16363

033000 Культурология

Зарегистрировано в Минюсте РФ 4 марта 2010 г. N 16568

033300 Религиоведение

Зарегистрировано в Минюсте РФ 15 февраля 2011 г. N 19834

033400 Теология

Зарегистрировано в Минюсте РФ 29 марта 2011 г. N 20340

033700 Прикладная этика

Зарегистрировано в Минюсте РФ 28 марта 2011 г. N 20316

034000 Конфликтология

Зарегистрировано в Минюсте РФ 22 марта 2011 г. N 20232

034300 Физическая культура

Зарегистрировано в Минюсте РФ 19 марта 2010 г. N 16666

034400 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)

Зарегистрировано в Минюсте РФ 13 мая 2010 г. N 17212

034600 Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм

Зарегистрировано в Минюсте РФ 28 марта 2011 г.  N 20315

034700 Документоведение и архивоведение

Зарегистрировано в Минюсте РФ 17 декабря 2009 г. N 15683

035000 Издательское дело

Зарегистрировано в Минюсте РФ 2 февраля 2010 г. N 16213

035100 Телевидение

Зарегистрировано в Минюсте РФ 11 апреля 2011 г. N 20459

035200 Изящные искусства

 Зарегистрировано в Минюсте РФ2 ноября 2011 г. N 22211

035300 Искусства и гуманитарные науки

Зарегистрировано в Минюсте РФ 15 февраля 2010 г. N 16406

035400 История искусств

Зарегистрировано в Минюсте РФ 28 апреля 2010 г. N 17038

035700 Лингвистика

Зарегистрировано в Минюсте РФ 4 августа 2010 г. N 18067

035800 Фундаментальная и прикладная лингвистика

Зарегистрировано в Минюсте РФ 2 февраля 2011 г. N 19663

036000 Интеллектуальные системы в гуманитарной сфере

Зарегистрировано в Минюсте РФ 25 февраля 2010 г. N 16501

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, УТВЕРЖДЕННЫЙ ПРИКАЗОМ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 17 МАЯ 2012 Г. N 413

В соответствии с и пункта 4 Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. N 884 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 32, ст. 5343; 2020, N 29, ст. 4664), Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2019 г. N 434 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 16, ст. 1942), приказываю:

Внести в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 413 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 7 июня 2012 г., регистрационный N 24480), с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. N 1645 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 февраля 2015 г., регистрационный N 35953), от 31 декабря 2015 г. N 1578 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 февраля 2016 г., регистрационный N 41020) и от 29 июня 2017 г. N 613 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 июля 2017 г., регистрационный N 47532), изменение, изложив в следующей редакции:

«12. Требования Стандарта к результатам освоения основной образовательной программы определяют содержательно-критериальную и нормативную основу оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной программы, деятельности педагогических работников, организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Освоение обучающимися основной образовательной программы завершается государственной итоговой аттестацией выпускников.

Государственная итоговая аттестация обучающихся проводится по обязательным учебным предметам «Русский язык» и «Математика», а также по следующим учебным предметам: «Литература», «Физика», «Химия», «Биология», «География», «История», «Обществознание», «Иностранный язык» (английский, немецкий, французский, испанский и китайский), «Информатика», «Родной язык», «Родная литература», которые обучающиеся сдают на добровольной основе по своему выбору.

Обучающийся самостоятельно выбирает уровень (базовый или профильный), в соответствии с которым будет проводиться государственная итоговая аттестация по учебному предмету «Математика».

Допускается прохождение обучающимися государственной итоговой аттестации по завершении изучения отдельных учебных предметов после 10 класса.».

Министр С.С. КРАВЦОВ

Похожие термины:

  • нормативные документы, устанавливающие преимущественные нормы, параметры, правила, показатели уровня качества обучения, а также термины, обозначения и другие характеристики образования для обес

  • государственный образовательный стандарт, принятый на данный период Министерством образования РФ, устанавливающий образовательный уровень, который должен быть достигнут учащимися для получени

  • нормативный правовой акт, устанавливающий обязательные требования к образованию определенного уровня и (или) профессии, специальности и направления подготовки.

  • комплекс норм и положений, согласующих основные требования к содержанию, срокам обучения и качеству освоения этого содержания со стороны субъектов;

  • образовательные стандарты, устанавливаемые при реализации образовательных программ для обучающихся с отклонениями в развитии.

  • Под стандартом основного общего среднего образования понимается система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал (социал

  • Создание условий для эффективной реализации традиционных функций стандартов как средства нормативно-правового регулирования системы образования: выступать инструментом организации и координа

  • составная часть государственных образовательных стандартов, определяемая федеральными органами народного образования и устанавливаемая по каждому уровню образования, в которой определяется о

  • компоненты образовательных стандартов, утвержденных к применению органами управления народным образованием на подведомственных им территориях.

  • стандарт, реализуемый в пределах образовательных программ начального профессионального или среднего профессионального образования с учетом профиля получаемого профессионального образования.

  • система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал (социальный заказ) и учитывающей возможности реальной личности и системы

  • основной инструмент управления качеством профессионального образования на государственном уровне. В.П. Беспалько предложил два варианта стандарта профессионального образования: 1) диагностичес

  • важнейший механизм реализации основной миссии образования — формирования российской идентичности как важнейшего условия развития гражданского общества, укрепления российской государственнос

  • Нормативный документ, опубликованный в 1999–2000 гг. и содержащий описание требований к элементарному, базовому, I– IV сертификационным уровням владения РКИ. Впоследствии для каждого уровня были сост

Базовые документы Болонского процесса

Основные документы

Нет файлов

1954 EUROPEAN CULTURAL CONVENTION

(80,51 кБ)

1954 Европейская культурная конвенция

(45,50 кБ)

1988 Magna Charta Universitatum

(47,55 кБ)

1988 ВЕЛИКАЯ ХАРТИЯ УНИВЕРСИТЕТОВ

(31,50 кБ)

11.04.1997 CONVENTION ON THE RECOGNITION OF QUALIFICATIONS IN THE EUROPEAN REGION

(142,47 кБ)

11.04.1997 КОНВЕНЦИЯ О ПРИЗНАНИИ КВАЛИФИКАЦИЙ, ОТНОСЯЩИХСЯ К ВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ В ЕВРОПЕЙСКОМ РЕГИОНЕ

(126,00 кБ)

25.05.1998 Sorbonne Joint Declaration. Joint declaration on harmonisation of the architecture of the European

(22,11 кБ)

25.05.1998 СОВМЕСТНАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ О ГАРМОНИЗАЦИИ АРХИТЕКТУРЫ ЕВРОПЕЙСКОЙ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

(33,00 кБ)

1999 Joint declaration of the European Ministers of Education

(22,20 кБ)

1999 ЗОНА ЕВРОПЕЙСКОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. Совместное заявление европейских министров образования

(40,00 кБ)

29-30.03.2001 Message from the Salamanca Convention of European

(19,66 кБ)

29-30.03.2001 ФОРМИРОВАНИЕ БУДУЩЕГО

(41,00 кБ)

18-19.05.2001 TOWARDS THE EUROPEAN HIGHER EDUCATION AREA Communique of the meeting of European Ministers in charge of Higher Education

(75,62 кБ)

18-19.05.2001 К ЗОНЕ ЕВРОПЕЙСКОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Коммюнике встречи европейских министров, отвечающих за высшее образование

(45,50 кБ)

18-19.09.2003 Realising the European Higher Education Area. Communique of the Conference of Ministers

(34,49 кБ)

18-19.09.2003 Формирование общеевропейского пространства высшего образования. Коммюнике Конференции министров высшего образования

(71,00 кБ)

19-20.05.2005 The European Higher Education Area -Achieving the Goals.Communique of the Conference of European Ministers Responsible for Higher Ed

(43,53 кБ)

19-20.05.2005 Европейская область Высшего образования- достижение целей

(88,50 кБ)

18.05.2007 London Communique. Towards the European Higher Education Area responding to challenges in a globalised world

(141,52 кБ)

18.05.2007 К Европейскому пространству высшего образования откликаясь на вызовы глобализированного мира

(72,00 кБ)

Информационно-инструктивные документы

Нет файлов

2004 Настройка образовательных структур и программ на основе разнообразия и автономии

(211,83 кБ)

14.12.2004 Maastricht Communique on the Future Priorities of Enhanced European Cooperation in Vocational Education and Training (VET)

(36,73 кБ)

14.12.2004 Маастрихт Коммюнике О будущих приоритетах расширения европейского сотрудничества в Профессионально-техническом образовании и обучении

(73,00 кБ)

  • << Первая
  • Предыдущая
  • Следующая
  • Последняя >>

Проекты ФГОС ВО по направлениям бакалавриата

«В этом разделе нашего портала www.fgosvo.ru представляются проекты актуализированных федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования, учитывающих требования профессиональных стандартов. Проекты стандартов представлены в авторском варианте разработчиков стандартов.

На форуме сайте открыт раздел «Обсуждение проектов ФГОС ВО, актуализируемых с учетом профстандартов», на котором можно провести обсуждение проектов.

Принципиальные предложения можно выслать по адресу электронной почты fgosvo-e@mail.ru

Информационные письма Минобрнауки России:

1) Информационное письмо О предоставлении материалов № АК-1683/05 от 06.07.2016. Скачать

2) Информационное письмо О предоставлении материалов № АК-1872/05 от 11.08.2016. Скачать

010000  МАТЕМАТИКА И МЕХАНИКА

020000  КОМПЬЮТЕРНЫЕ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ НАУКИ

030000  ФИЗИКА И АСТРОНОМИЯ

040000  ХИМИЯ

050000  НАУКИ О ЗЕМЛЕ

060000  БИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

070000  АРХИТЕКТУРА

080000  ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИИ СТРОИТЕЛЬСТВА

090000  ИНФОРМАТИКА И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА

100000  ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

110000  ЭЛЕКТРОНИКА, РАДИОТЕХНИКА И СИСТЕМЫ СВЯЗИ

120000  ФОТОНИКА, ПРИБОРОСТРОЕНИЕ, ОПТИЧЕСКИЕ И БИОТЕХНИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ И ТЕХНОЛОГИИ

130000  ЭЛЕКТРО- И ТЕПЛОЭНЕРГЕТИКА

140000  ЯДЕРНАЯ ЭНЕРГЕТИКА И ТЕХНОЛОГИИ

150000  МАШИНОСТРОЕНИЕ

160000  ФИЗИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ И ТЕХНОЛОГИИ

170000  ОРУЖИЕ И СИСТЕМЫ ВООРУЖЕНИЯ

180000  ХИМИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

190000  ПРОМЫШЛЕННАЯ ЭКОЛОГИЯ И БИОТЕХНОЛОГИИ

200000  ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ПРИРОДООБУСТРОЙСТВО

210000  ПРИКЛАДНАЯ ГЕОЛОГИЯ, ГОРНОЕ ДЕЛО, НЕФТЕГАЗОВОЕ ДЕЛО И ГЕОДЕЗИЯ

220000  ТЕХНОЛОГИИ МАТЕРИАЛОВ

230000  ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИИ НАЗЕМНОГО ТРАНСПОРТА

240000  АВИАЦИОННАЯ И РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА

250000  АЭРОНАВИГАЦИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ АВИАЦИОННОЙ И РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ

260000  ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИИ КОРАБЛЕСТРОЕНИЯ И ВОДНОГО ТРАНСПОРТА

270000  УПРАВЛЕНИЕ В ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ

280000  НАНОТЕХНОЛОГИИ И МАТЕРИАЛЫ

290000  ТЕХНОЛОГИИ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

340000  СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО

350000  СЕЛЬСКОЕ, ЛЕСНОЕ И РЫБНОЕ ХОЗЯЙСТВО

360000  ВЕТЕРИНАРИЯ И ЗООТЕХНИЯ

370000  ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

380000  ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

390000  СОЦИОЛОГИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА

400000  ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

410000  ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ И РЕГИОНОВЕДЕНИЕ

420000  СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО

430000  СЕРВИС И ТУРИЗМ

440000  ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

450000  ЯЗЫКОЗНАНИЕ И ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

460000  ИСТОРИЯ И АРХЕОЛОГИЯ

470000  ФИЛОСОФИЯ, ЭТИКА И РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

480000  ТЕОЛОГИЯ

490000  ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

500000  ИСКУССТВОЗНАНИЕ

510000  КУЛЬТУРОВЕДЕНИЕ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРОЕКТЫ

520000  СЦЕНИЧЕСКИЕ ИСКУССТВА И ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО

530000  МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО

540000  ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ВИДЫ ИСКУССТВ

580000  ВОСТОКОВЕДЕНИЕ И АФРИКАНИСТИКА

Уровни государственного стандарта

Особенностью Закона РФ «Об образовании» является тот факт, что он определяет лишь минимальный уровень образования, который требуется получить всем гражданам страны. Дополнять содержание образования сверх этой минимальной нормы учреждения образования могут на свое усмотрение.

В зависимости от структуры и функции выделяют три уровня государственного стандарта:

  • федеральный;
  • национально-региональный;
  • школьный.

Определение 3

Федеральный уровень – это перечень обязательных к соблюдению нормативов, которые определяют педагогические позиции России, ее место в области образования, а также вклад каждой личности в систему мировой культуры.

Определение 4

Национально-региональный уровень – это перечень нормативов, которые касаются изучения родного языка, литературы, искусства, географии, трудовой подготовки и проч. За их создание, выполнение и редактирование несут ответственность региональные органы власти.

Первые два уровня стандартов образования включают в себя ряд важных нормативных аспектов:

  • описание содержания образования в размере необходимой общеобразовательной подготовки;
  • минимальные требования к подготовке учеников в рамках указанного содержания образования;
  • оптимальный объем учебной нагрузки.

Определение 5

Школьный уровень представляет собой перечень нормативных документов, которые регулируют работу отдельного учреждения образования, задает его базовые образовательные характеристики. Он содержит объем содержания образования, который соответствует специфике и работы учреждения.

О планируемых изменениях ФГОС

Designed by gpointstudio/Freepik

По словам Минпросвещения, ФГОС нового поколения 2021 года будут направлены на конкретизацию требований к учащимся — уточнение предыдущих требований с внесением дополнительных условий. Это должно избежать различий в обучении школьников разных образовательных учреждений. В частности установят четкие результаты предметного обучения по каждой дисциплине.

В уже озвученный список изменений, закрепленных в проекте ФГОС 2021 на утверждении, вошли:

  • подробные обязательства образовательных учреждений перед учениками и их опекунами — не только в школах, а во всех учебных заведениях;

  • повышенный акцент на развитии «мягких» (личностных) навыков школьников;

  • полный список навыков и знаний, которые должен освоить ученик за время обучения по каждой дисциплине;

  • формат работы с учениками по каждой дисциплине для развития навыков, прописанных в новом ФГОС;

  • строгие требования к ежегодным результатам учеников (контрольные точки) — например, увеличение словарного запаса на 70 слов в год;

  • четко прописаны темы, которые должны пройти школьники за год обучения;

  • подробно учтены психолого-педагогические и возрастные особенности школьников.

Введение новых проектов ФГОС 2021 года направлено на снижение нагрузки с учащихся. В регламентах прописано количество занятий, необходимых для полного освоения учебных программ — указаны максимум и минимум часов. Отдельно были учтены условия работы с детьми с ОВЗ.