Государственный образовательный стандарт и его функции

Оглавление статьи

Младшая ступень образования

Во ФГОС о начальной школе содержатся, среди прочих, следующие важные положения:

  • Урок в первый год обучения должен длиться не более 35 минут, а в последующее время он достигает стандартных 45. Также в первом классе добавляются дополнительные каникулы – в марте.
  • В ФГОС начальной школы также прописано требование к наличию в учебной программе занятий по освоению навыков работы с компьютером. Сегодняшние дети должны начинать печатать на клавиатуре одновременно с освоением письма. Это положение стандарта вызвало как многочисленные возмущения со стороны родителей, так и одобрения. Обычно занятия в младшей школе с использованием компьютеров находят положительные отзывы у тех мам и пап, которые сами вынуждены сталкиваться ежедневно с необходимостью работы с электронными технологиями в своей профессиональной деятельности.
  • Среди прочих главных понятий стандарта следует выделить такое как «образовательная среда». Этот термин включает в себя в том числе и техническое оснащение учебных учреждений. Согласно требованиям, присутствующим в этом документе, в школе должен быть оборудован отдельный интерактивный класс, а также в каждом кабинете необходимо иметь один компьютер. Эта техника используется не только для выполнения тестов и получения информации в электронном виде, но и с целью поддержания связи между школой и родителями. Такое взаимодействие осуществляется с помощью ресурса, который носит название dnevnik.ru. Он содержит информацию об успеваемости каждого из учеников.

Методическая основа

Новый стандарт стал основой для проведения внутреннего мониторинга качества российского образования. Благодаря обновленным стандартам осуществляется переподготовка, подготовка, а также повышение квалификации работников системы образования. Федеральный закон установил, что в каждом стандарте должны быть три основных вида требований. В первую очередь это определенные требования к структуре образовательной программы: объем, соотношение обязательной и вариативной частей.

Особое внимание ФГОС уделяет условиям, создаваемым для успешной реализации образовательного процесса: финансовому, кадровому, техническому оснащению. Образовательные стандарты второго поколения включают результат обученности по каждой учебной дисциплине, входящей в обязательный минимум российского образования

Образовательные стандарты второго поколения включают результат обученности по каждой учебной дисциплине, входящей в обязательный минимум российского образования.

Перечень обязательных школьных предметов

Федеральный государственный образовательный стандарт в общеобразовательных школах состоит из перечня учебных дисциплин, условно разделенных на базовые и профильные.

К первой группе относят предметы, ориентированные на установление мировоззренческих взглядов, культуры окружающего общества. Задачи, которые ставят перед собой педагоги данного дисциплинарного комплекса, заключаются в общеобразовательном воспитании и развитии детей, а также в формировании правильной социальной позиции.

Блок профильных учебных предметов направлен на выявление личных возможностей учащихся. Исходя из индивидуальных качеств ребенка, специальные дисциплины ориентируют его на дальнейшее получение профессионального образования, а затем и трудовой деятельности.

Государственный стандарт среднего образования или его федеральный компонент устанавливает в школах России следующие обязательные предметы:

  • русский язык, литература, иностранный язык;
  • история, обществознание, естествознание, мировая художественная культура;
  • математика, информатика и ИКТ, Физика;
  • химия, биология, технология, география;
  • экономика, право;
  • ОБЖ, физическая культура.

Остальные дисциплины не нашли обязательного закрепления в федеральном государственном образовательном стандарте школьных программ. Ученики, прошедшие весь путь обучения, завершают общеобразовательную подготовку прохождением обязательной итоговой аттестации. После чего, определившись с дальнейшим родом деятельности, они могут продолжить учебу для получения высшего и средне-специального профессионального образования.

Три поколения стандартов

ФГОС принято делить на три поколения — в зависимости от того, в каких годах они применялись.

<<Форма демодоступа>>

Первое поколение ФГОС

Были приняты в 2004 году и назывались государственными образовательными стандартами. Аббревиатура ФГОС ещё не использовалась. Основной целью Стандарта 2004 года был не личностный, а предметный результат, ввиду чего Стандарт быстро устарел. Во главу ставился набор информации, обязательной для изучения. Подробно описывалось содержание образование: темы, дидактические единицы.

Второе поколение образовательных стандартов

ФГОС второго поколения разрабатывались с 2009 по 2012 год и действуют до 2020 года. Акцент в них сделан на развитие универсальных учебных умений, то есть способности самостоятельно добывать информацию с использованием технологий и коммуникации с людьми. Фокус сместили на личность ребёнка. Много внимания уделено проектной и внеурочной деятельности. Предполагается, что обучающиеся по федеральным государственным стандартам 2 поколения должны любить Родину, уважать закон, быть толерантными и стремиться к здоровому образу жизни.

Третье поколение ФГОС

Переход на новые образовательные стандарты третьего поколения будет осуществлён в сентябре 2021 года. Обсуждение новых ФГОС началось ещё весной 2018, и с тех пор прорабатывается их грядущее внедрение. Рассмотрим подробнее отличия ФГОС второго и третьего поколения.

Критика ФГОС – основные аспекты специалистов

Президент РФ В.Путин дал поручение правительству – систематически обновлять содержание общего образования «на основе результатов мониторинговых исследований и с учетом современных достижений науки и техники». На протяжении всего 2017 года шла разработка и жаркие дебаты вокруг ФГОС.

С весны 2018 года ведутся активные обсуждения новых образовательных стандартов, сопровождающиеся непрекращающимся шквалом критики. Преподаватели ОБЖ хватаются за голову с мыслями, как рассказывать учащимся 5-х классов о репродуктивном здоровье, учителя русского языка и литературы высказывают возмущение по поводу закрытого перечня книг, необходимого к прочтению детям.

Что представляет собой структура ФГОС

Каждый стандарт включает три вида требований, которые прописаны в ФЗ от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ:

  • Требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе, к финансовым, кадровым, материально-техническим и прочим условиям. Какое оборудование и учебники нужны? Сколько понадобится учителей и других специалистов?
  • Требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёма, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, которая создается участниками процесса образования. Какие предметы изучать? Что делать для развития умений получать знания? Какая должна быть схема оценки результатов учебы? Что должен представлять собой план учебного процесса?
  • Требования к результатам освоения образовательных программ. К учету принимаются следующие показатели: оценки учащегося, его коммуникативные навыки, самостоятельность, присутствие собственного мнения, а также другие личностные и метапредметные навыки.

Стандарты в сфере дошкольного образования

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, разработанный в соответствии с новым нормативно-правовым актом, требует от учреждений досконального анализа осуществления педагогической деятельности. Основополагающим принципом ФГОС дошкольного образования является активизация методической работы воспитателей, педагогов.

При этом главной целью учебно-методических разработок считают создание в детских садах соответствующей среды, в рамках которой каждый педагог будет способен реализовать собственный профессиональный потенциал.

Базисный и типовой учебный план

Государственные образовательные стандарты устанавливаются в учебных планах. Учебный план — это нормативный документ, определяющий предметы, изучаемые в школе, порядок изучения предметов по годам обучения и количество часов, отведенных на каждый предмет по классам. Структура учебного плана ярко выражает социальный заказ, в рамках которого реализуется система образования.

В практике общего среднего образования используется несколько типов учебных планов: 1) базовый учебный план; 2) стандартный учебный план; 3) рабочий учебный план, то есть учебный план конкретной школы.

Основным документом является базисный учебный план. Базовый учебный план общеобразовательной школы является частью государственного стандарта для данного уровня образования. Он утвержден Министерством образования Республики Беларусь и служит основой для разработки типовых и предметных учебных программ. Он также является исходным документом для финансирования школ.

Базисный учебный план общеобразовательной школы как часть государственного стандарта содержит следующие положения:

1) Продолжительность обучения в школьных годах (общая и для каждого уровня общего среднего образования);

2) Недельная учебная нагрузка по предметам базового образования на каждой ступени общей средней школы, обязательного обучения по выбору учащегося и элективного обучения.

3) Максимальная недельная обязательная учебная нагрузка для учащихся, включая преподавание по выбору.

4) Общий объем оплачиваемой государством нагрузки на учителей, включая обязательные и факультативные занятия и внеклассные мероприятия.

На основе базисного учебного плана разрабатываются и утверждаются Министерством образования типовые учебные планы для всех типов учебных заведений. Типовые учебные планы носят рекомендательный характер.

Области знаний по новым стандартам

Если анализировать дошкольное образование, в нем можно выделить пять направлений деятельности. Познавательное развитие предполагает формирование у дошкольников стойкого познавательного интереса к социальным и природным явлениям.

Речевое направление связано со способностью дошкольников выстраивать правильную речь. Художественно-эстетическое развитие предполагает знакомство детей с музыкальными и художественными произведениями, формирование мелкой моторики во время занятий, создание условий для проявления индивидуальных творческих особенностей.

В социально-психологическом разделе предполагается адаптация школьников к жизни в классном коллективе, привитие малышу навыков коммуникативного общения, создание благоприятного климата для развития.

Физическое направление подразумевает проведение оздоровительных процедур, спортивных занятий, знакомство с правилами безопасного поведения.

Какие степени бывают

Если взглянуть на дипломы
бакалавров и магистров, можно заметить, что их формулировки отличаются от тех,
что обнаруживаются у специалистов. Последним присуждалась

квалификация

XXX по

специальности

YYY.

Студентам, попавшим в
двухуровневую систему, присуждают

квалификацию
(степень)

бакалавра или магистра по

направлению подготовки

ZZZ.

С квалификацией все
относительно понятно. Выпускник получает право заниматься профессиональной
деятельностью. Слово «степень» же нередко вводит в заблуждение.

Происходит это из-за
того, что Россия еще не полностью следует Болонским рекомендациям. В Европе и
США «бакалавр» и «магистр» — это ученые степени, в РФ же — всего лишь
академические. Проще говоря, в российской практике она означает лишь окончание
соответствующего цикла обучения, а не приобщение к миру науки. Даже несмотря на
то, что магистры тоже пишут диссертации.

Для наглядности представим
иерархии степеней и сопоставим их.

Европа
и США
Россия
Доктор наук
Ph.D. (дословно — доктор
философии, по сути — доктор наук)
Кандидат наук
M.S. (дословно — магистр
наук)
B.S. (дословно — бакалавр
наук)

Таким образом, где в
России наука только начинается, в странах Болонской декларации она уже
достигает потолка.

Похожие термины:

  • цели обучения и воспитания, обязательные требования к образованию, закреплённые в особых нормативных документах. В Российской Федерации введены по Закону об образовании 1992 года. Согласно Закону,
  • образовательные стандарты дам обучающихся с отклонениями в развитии.
  • основной документ, определяющий образовательный уровень, который должен быть достигнут выпускниками независимо от форм получения образования.
  • нормативные документы, устанавливающие преимущественные нормы, параметры, правила, показатели уровня качества обучения, а также термины, обозначения и другие характеристики образования для обес
  • Документ, устанавливающий общие требования к содержанию и уровню подготовки выпускников подготовительных факультетов, обеспечивающих предвузовскую подготовку студентов-иностранцев по русском
  • государственный образовательный стандарт, принятый на данный период Министерством образования РФ, устанавливающий образовательный уровень, который должен быть достигнут учащимися для получени
  • нормативный правовой акт, устанавливающий обязательные требования к образованию определенного уровня и (или) профессии, специальности и направления подготовки.
  • комплекс норм и положений, согласующих основные требования к содержанию, срокам обучения и качеству освоения этого содержания со стороны субъектов;
  • образовательные стандарты, устанавливаемые при реализации образовательных программ для обучающихся с отклонениями в развитии.
  • Под стандартом основного общего среднего образования понимается система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал (социал
  • Создание условий для эффективной реализации традиционных функций стандартов как средства нормативно-правового регулирования системы образования: выступать инструментом организации и координа
  • составная часть государственных образовательных стандартов, определяемая федеральными органами народного образования и устанавливаемая по каждому уровню образования, в которой определяется о
  • компоненты образовательных стандартов, утвержденных к применению органами управления народным образованием на подведомственных им территориях.
  • стандарт, реализуемый в пределах образовательных программ начального профессионального или среднего профессионального образования с учетом профиля получаемого профессионального образования.

ФГОС ВО по направлениям бакалавриата

В  разделе ФГОС ВО  сайта www.fgosvo.ruразмещаются федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (ФГОС ВО; ФГОС 3+), приведенные в соответствие с требованиями ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 29.12.2012 N 273-ФЗ.

Тексты ФГОС ВО обновлены с учетом последних приказов Минобрнауки России.

Доступ к текстам ФГОС ВО не ограничивается.  

Замечания и предложения просим высылать на fgosvo@mail.ru

010000  МАТЕМАТИКА И МЕХАНИКА

020000  КОМПЬЮТЕРНЫЕ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ НАУКИ

030000  ФИЗИКА И АСТРОНОМИЯ

040000  ХИМИЯ

050000  НАУКИ О ЗЕМЛЕ

060000  БИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

070000  АРХИТЕКТУРА

080000  ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИИ СТРОИТЕЛЬСТВА

090000  ИНФОРМАТИКА И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА

100000  ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

110000  ЭЛЕКТРОНИКА, РАДИОТЕХНИКА И СИСТЕМЫ СВЯЗИ

120000  ФОТОНИКА, ПРИБОРОСТРОЕНИЕ, ОПТИЧЕСКИЕ И БИОТЕХНИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ И ТЕХНОЛОГИИ

130000  ЭЛЕКТРО- И ТЕПЛОЭНЕРГЕТИКА

140000  ЯДЕРНАЯ ЭНЕРГЕТИКА И ТЕХНОЛОГИИ

150000  МАШИНОСТРОЕНИЕ

160000  ФИЗИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ И ТЕХНОЛОГИИ

170000  ОРУЖИЕ И СИСТЕМЫ ВООРУЖЕНИЯ

180000  ХИМИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

190000  ПРОМЫШЛЕННАЯ ЭКОЛОГИЯ И БИОТЕХНОЛОГИИ

200000  ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ПРИРОДООБУСТРОЙСТВО

210000  ПРИКЛАДНАЯ ГЕОЛОГИЯ, ГОРНОЕ ДЕЛО, НЕФТЕГАЗОВОЕ ДЕЛО И ГЕОДЕЗИЯ

220000  ТЕХНОЛОГИИ МАТЕРИАЛОВ

230000  ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИИ НАЗЕМНОГО ТРАНСПОРТА

240000  АВИАЦИОННАЯ И РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА

250000  АЭРОНАВИГАЦИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ АВИАЦИОННОЙ И РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ

260000  ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИИ КОРАБЛЕСТРОЕНИЯ И ВОДНОГО ТРАНСПОРТА

270000  УПРАВЛЕНИЕ В ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ

280000  НАНОТЕХНОЛОГИИ И МАТЕРИАЛЫ

290000  ТЕХНОЛОГИИ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

340000  СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО

350000  СЕЛЬСКОЕ, ЛЕСНОЕ И РЫБНОЕ ХОЗЯЙСТВО

360000  ВЕТЕРИНАРИЯ И ЗООТЕХНИЯ

370000  ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

380000  ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

390000  СОЦИОЛОГИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА

400000  ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

410000  ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ И РЕГИОНОВЕДЕНИЕ

420000  СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО

430000  СЕРВИС И ТУРИЗМ

440000  ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

450000  ЯЗЫКОЗНАНИЕ И ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

460000  ИСТОРИЯ И АРХЕОЛОГИЯ

470000  ФИЛОСОФИЯ, ЭТИКА И РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

480000  ТЕОЛОГИЯ

490000  ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

500000  ИСКУССТВОЗНАНИЕ

510000  КУЛЬТУРОВЕДЕНИЕ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРОЕКТЫ

520000  СЦЕНИЧЕСКИЕ ИСКУССТВА И ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО

530000  МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО

540000  ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ВИДЫ ИСКУССТВ

580000  ВОСТОКОВЕДЕНИЕ И АФРИКАНИСТИКА

Как происходит обновление ФГОС

В настоящее время в России работают ФГОС, так называемого, второго поколения. Эти государственные стандарты разрабатывались с 2009 по 2012 год. Основной акцент ФГОС сделан на развитие универсальных учебных умений. Проще говоря, на способности самостоятельно добывать необходимую информацию, используя общение с людьми и технологии. Внеурочной и проектной деятельности уделяется много внимания.

Предполагается, что учащиеся, которые получают знания по ФГОС, должны быть законопослушными, любить свою Родину, проявлять толерантность, стремиться к спорту и здоровому образу жизни.

Неплохие планы и лозунги. Но сколько критики обрушивается на действующие сегодня ФГОС: и формулировки расплывчатые, и язык бюрократический, и то, что привычные «знания» подменяются какими-то «компетенциями» и масса других недовольств.

Целевые ориентиры

Новые стандарты исключают бесконечные итоговые и промежуточные аттестации знаний в дошкольных учреждениях. Необходимо осуществить проверку не заученных фактов, а оценить психологическую готовность дошкольника к последующему обучению в школе. Именно поэтому были сформулированы ориентиры ФГОС для ДОУ, которые позволяют определить настрой ребенка к поступлению в первый класс.

Ребенок должен положительно относиться к себе, окружающим людям, миру. За время нахождения в ДОУ он должен научиться самостоятельности, инициативности, познакомиться с нормами, правилами, требованиями социума. Согласно возрастным особенностям, у дошкольника должны быть сформированы речевые навыки, крупная и мелкая моторика, развита наблюдательность и любознательность.

Положение магистратуры в структуре СО

Что предшествует

: Для поступления необходим диплом о законченном высшем образовании.
Бакалавром является абитуриент или специалистом — неважно. Магистру, если он
пожелает получить еще одну узкую специализацию, в приеме тоже не откажут.. Также рекомендуем:

Как сформировать портфолио для поступления в магистратуру

Также рекомендуем:

Как сформировать портфолио для поступления в магистратуру

Сколько учиться

: Желающие продолжить обучение на этом уровне садятся за парту еще на 2-2,5
года. За это время нужно не только освоить предлагаемую программу, но и
написать диссертацию. Перезачет дисциплин и сокращение срока обучения не
предусмотрены.

Куда поступать

: Желающие поступить в магистратуру ограничены в выборе вуза по сравнению с
абитуриентами-бакалаврами. Аккредитацию на магистерские программы получают
далеко не все вузы.

Куда дальше

: Магистру открывается путь в науку, и он имеет право поступать в
аспирантуру. Примут его и на обучение по программам ДПО.

Докторантура

Раньше докторантура
вместе с аспирантурой образовывала пласт послевузовского профессионального
образования. Теперь аспирантура выведена в структуру высшего образования, а докторантура
сохранила свой прежний статус.

В Законе об образовании докторантура
не упоминается вовсе. Никакого диплома по ее окончании не выдают. Поэтому можно
сделать вывод, что в структуру СО на данный момент она не входит.

Согласно

Постановлению
Правительства РФ от 24.09.2013 №842

«О порядке присуждения ученых
степеней», обучение в ней необязательно. Так что фактически в докторантуру
поступают, чтобы стать «своим» для кафедры и в дальнейшем для диссертационного
совета.

Что предшествует

: Докторантом может стать только кандидат наук

При этом неважно,
заканчивал ли он аспирантуру или был соискателем. Ну а поскольку кандидатом
наук без высшего образования не стать, оно подразумевается по умолчанию.

Сколько учиться

: На законодательном уровне утвержден максимальный срок — 3 года. Если для
подготовки докторской диссертации достаточно меньшего времени, учиться все 3
года необязательно. Главное — прописать необходимый период в договоре с
принимающей организацией.

Куда поступать

: Поскольку докторантура — не уровень образования, аккредитация для
реализации соответствующих программ не предусмотрена. Однако при вузе,
обучающем докторантов, должен быть действующий диссертационный совет по
аналогичным направлениям подготовки.

Куда дальше

: Защита докторской диссертации — это логическое завершение длительного
образовательного процесса.

Также рекомендуем:

Зачем писать докторскую диссертацию

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС)

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают: 1) единство образовательного пространства Российской Федерации; 2) преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.

В соответствии с решением Правительства Российской Федерации в 2005 году начата разработка стандарта общего образования второго поколения. По поручению Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по образованию координационным центром и основным исполнителем проекта по разработке стандарта общего образования является Российская академия образования. Коллектив разработчиков состоит из семнадцати групп, возглавляемых известными учеными Российской академии наук (РАН) и Российской академии образования (РАО), каждая из которых отвечает за конкретное направление работы.

В основу стандарта положены новые принципы его построения. Образовательный стандарт, являющийся отражением социального заказа, рассматривается разработчиками проекта как общественный договор, согласующий требования к образованию, предъявляемые семьей, обществом и государством и представляет собой совокупность трех систем требований:1) требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса; 2) требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям; 3) требования к результатам освоения основных образовательных программ.

В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования (статья 10 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»):1) дошкольное образование;2) начальное общее образование (1-4 классы);3) основное общее образование (5-9 классы);4) среднее общее образование (10-11 классы).

В настоящее время введены в действие все четыре стандарта:- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. N 1155. Вступил в силу с 1 января 2014 года.- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО). Приказ Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. N 373. Введен в действие с 1 января 2010 года. К нему разработана Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. — Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО). Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. N 1897. Введен в действие с 1 февраля 2011 года.- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (ФГОС СОО). Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. N 413. Введен в действие со 2 июля 2012 года.

По материалам сайтов:  standard.edu.ru ,  mon.gov.ru , www.prosv.ru

Если материал вам понравился, нажмите кнопку вашей социальной сети:

Уровни и виды образования

И хотя психологи все чаще говорят о процессе образования как о неотъемлемой стадии взросления ребенка с первых дней его жизни, четкое разграничение уровней образования начинается только с детского сада – первого социального опыта ребенка вне семьи. Согласно законодательству, в России установлены такие уровни образования:

  1. Общее образование и его уровни: дошкольное, начальное общее, основное и среднее общее образование.
  2. Уровни профессионального образования: среднее профессиональное образование, бакалавриат, магистратура и подготовка кадров высшей квалификации.

Общее образование (дошкольные и школьные учреждения) предусматривает базовое формирование мировоззрения человека, знакомство с разными предметными областями науки – естествоведением, биологией, химией, физикой, литературой, языками и т.д. Этот уровень образования должен помочь развить базовые личностные навыки учеников и определить последующее профессиональное развитие компетенций каждого человека.

Хотя основой всего образования у нас принято считать школу, не менее важную социальную функцию выполняют домашнее образование, ясли и детские сады. Также существует система дополнительного образования, которая включает обучение в разных кружках, секциях, музыкальных, художественных и спортивных школах – все эти активности помогают раскрыть способности ребенка.

Профессиональное образование – это специальная подготовка по определенному направлению. К системе этого уровня образования сегодня можно отнести школы с углубленным изучением чего-либо, лицеи, колледжи, институты, кружки, семинары и секции.

За процесс образования отвечают министерства и местные ведомства государственного, федерального, городского уровней. Учебная система государственного образования является стандартизированной и делится на такие ступени:

  • дошкольные учреждения;
  • общеобразовательные учреждения (школы, лицеи и гимназии);
  • учреждения среднего профессионального образования (училища, техникумы, колледжи);
  • высшие учебные заведения (университеты, академии, институты, консерватории и высшие военные училища).

Согласно конституции РФ, каждый гражданин должен получить полное общее образование, т.е. освоить учебную программу 11 классов школьной системы, которая состоит из трехуровневой системы образования – начального, основного и полного высшего образования. В том случае, если ученик переходит после 9 класса в спецучилище, кроме профессиональной подготовки он также должен освоить необходимые знания полного общего образования 10 и 11 классов.

Таким образом, образование не только формирует основу для будущей социализации человека в обществе, но и выполняет часть духовных и ценностных функций наравне с наукой и искусством.

Образование, наука и искусство – это важные институты, которые тесно взаимосвязаны между собой, но в то же время имеют разные социальные функции. Образование – это передача знаний от поколения к поколению, формирование общего понимания мира и ценностей. Это своеобразная парадигма, которая создает общность. Система образования не создает нового знания, ее главная цель – формирование систематического и специфического знания о мире, обществе и человеке.

В отличие от образования, цель науки – это как раз и есть создание нового знания, идей, концепций. Если в основании образования лежит систематическая передача знаний с целью формирования общей картины мира, то в основании науки лежит творчество, познание мира и новые открытия. Главные функции науки:

  • познавательная;
  • прогностическая;
  • мировоззренческая;
  • изобретательная.

Не менее важную роль в формировании личности занимает и развитие творчества, креативности. За эту часть способностей человека отвечает современное знание об искусстве и эстетике

Начиная с раннего детства, очень важно развивать у ребенка его творческие наклонности, которые в будущем помогут ему не бояться проявлять себя и вносить вклад в развитие общества

Все эти стороны общественной жизни предусмотрены и регулируются законодательством, которое гарантирует доступ к образованию каждому гражданину страны.