Как дать ребёнку образование, если обычная школа не устраивает

Оглавление статьи

Дополнительное образование

Конечно же, процесс обучения не может проходить только в одном направлении. Таким образом, существует еще один вид получения знаний, правда, не основных. Речь идет о дополнительном образовании, или кружках.

Виды обучения в школе значительно отличаются от тех, что присутствуют в кружках. Здесь нет экзаменов, а соответственно, ребенок полностью расслаблен. Учащийся ходит на занятия и получает ту информацию, которая ему интересна. Если ребенок, например, точно уверен, что хочет стать, скажем, мебельщиком, то кружок, в котором преподают «труды» (так называется этот предмет в школах), будет более чем полезен. Или если девочка хочет быть домохозяйкой, то курсы по кулинарии и шитью ей очень помогут в дальнейшей жизни.

Средства

Средства обучения — это объекты, которые учитель использует для учебного процесса и презентации материалов.

Основа интерактивного обучения — это наглядность, так как 80% информации воспринимается ребёнком именно с помощью зрения. 

Среди них часто выделяют:

  • интерактивные доски;
  • интерактивные приставки, проекторы, дисплеи;
  • робототехнику и конструкторы LEGO;
  • интерактивный стол;
  • беспроводной планшет;
  • документ-камеру — прибор, под который кладётся учебник и его изображение проецируется на компьютер и интерактивную доску;
  • интерактивную песочницу, в которой, кроме песка, есть проектор и программное обеспечение, создающее дополнительную реальность;
  • мобильный планетарий — купол с проектором внутри;
  • компьютеры и оргтехнику.

Отдельно стоит отметить электронное обучение, где проводятся интерактивные вебинары и онлайн-конференции. 

Формы интерактивного обучения

Формы обучения — это виды занятий. Здесь от учителя нужно больше активности и творчества, чем при других вариантах проведения уроков. При этом при подготовке к каждой конкретной теме или предмету можно использовать разные формы или их комбинацию:

  • Мастер-классы —  передача практического опыта от учителя к ученикам.
  • Интерактивные вебинары — традиционная лекция вместе с  дискуссией, разбором, демонстрацией слайдов или фильмов.
  • Кейсы — решение конкретной ситуации.
  • Голосование, опросы — обсуждение, в ходе которого ученики активно включаются в поиск истины, открыто делятся мнениями и учатся аргументировать свою точку зрения.
  • Мозговой штурм — совместное генерирование идей и поиск нестандартных творческих решений.
  • Проекты — самостоятельная работа над поставленной задачей.
  • Тренинги — совместный поиск решения проблемы с последующим обсуждением.
  • «Микрофон» — высказывание одного ученика по поставленной проблеме, остальные не комментируют.
  • «Броуновское движение» — хаотичное передвижение по классу в поиске решения.
  • Дебаты — обоснованные и аргументированные высказывания двух сторон.
  • Деловые игры — обыгрывание ситуаций.
  • «Аквариум» — разновидность деловых игр, где участники, которых не задействовали в процессе, комментируют происходящее.
  • Ротационные тройки — работа в группе из трёх человек, в которой состав меняется при каждом следующем задании.
  • Пары и малые группы — работа вдвоём и более.
  • «Дерево решений» —  работа с ватманами: группы записывают решение ситуации, а затем меняются ватманами, добавляя свои идеи на ватман соседей.


Основные формы и методы интерактивного обучения‍

Очная форма

У высшего образование существует несколько направлений, по которым проводится процесс получения знаний. Начнем мы разговор с самой распространенной категории — очной формы обучения.

Сама по себе она схожа с посещением школы — студент должен ходить на лекции (пропускать без уважительной причины и справок их нельзя), сдавать сессию, экзамены и зачеты. Посещаемость обучающихся должна проверяться и контролироваться.

Начинаются занятия с самого утра (обычно в 8:20-8:30) и заканчиваются вечером (максимально после 20:00). Весь день у ребят занят, времени на работу и какие-то свои дела практически не остается. Обучение по очной форме проводится в течение всего года за исключением июля-августа 5-6 дней в неделю. Воскресенье — это общепринятый выходной день.

Общие сведения

Форма обучения (от лат. forma – наружный вид, внешнее очертание) как дидактическая категория обозначает внешние характеристики организации учебного процесса, связанные с числом учащихся, временем и местом обучения, а также порядком его осуществления.

При этом форма обучения связана и с его внутренней, содержательно-процессуальной стороной. Эта связь определяется такими факторами, как цель, методы, приемы, средства, содержание и структурирование изучаемого материала.

Форма организации обучения — это способ упорядочивания взаимодействия участников обучения, способ его существования.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

Можно ли по желанию

Перевод на домашнее обучение по собственному желанию законодатель назвал семейным образованием. Это вид индивидуального обучения, которое предусматривает получение школьником образования на дому в силу семейных обстоятельств.

Показания к надомному образованию

Надомное образование не связано с медицинскими показаниями состояния здоровья детей. Для перевода на домашнее обучение достаточно желания, а причинами перевода могут стать:

  • систематические пропуски уроков в связи с профессиональными спортивными увлечениями, увлечением искусством. Дети, заняты в спортивных школах, посещающие соревнования и сборы, ученики, школ искусств, регулярно участвующие в конкурсах, не могут постоянно посещать занятия в школе. В таком случае перевод домой разумное решение для получения среднего образования и аттестата;
  • высокий уровень способностей. Среднеобразовательная программа рассчитана на детей со стандартными способностями к обучению и восприятию информации. Ученикам, которые заметно опережают своих одноклассников в развитии, нелегко подстроиться под процесс обучения, несоответствующий их возможностям. Детям скучно на уроках. Это негативно влияет на их отметки и моральное состояние. Семейное обучение – решение проблемы;
  • особенности трудоустройства родителей. Регулярные переводи родителей из города в город в силу рабочих обстоятельств, заставляют их переводиться из школы в школу. Это вредит не только успеваемости ученика, но и его моральному здоровью. Избежать постоянного изменения круга общения, учителей, коллектив в целом, нарушения психики поможет семейное образование;
  • религиозные, идеологические побуждения родителей, исходя из которых нельзя отдавать детей в общеобразовательную школу. Домашнее образование поможет получить школьный аттестат и избежать разногласий;
  • сложности в общении с преподавателями и одноклассниками. Часто дети сталкиваются с такими проблемами, не позволяющими полноценно посвящать себя процессу обучения.

Важно! Часто дети с трудом переживают отрыв от одноклассников. При выборе домашнего обучения стоит учитывать его желание

Дома дети могут получать знания как с родителями, так и с преподавателями со своей школы или репетиторами. Индивидуальные занятия школьников на домашнем обучении с преподавателями со школы оплачиваются родителями отдельно, а аттестации ученик будет сдавать наравне с другими школьниками.

Виды аттестаций

Школьники на семейном обучении сдают два типа аттестаций: промежуточную и итоговую. Обе они имеют свои специфики.

Специфика промежуточной аттестации:

  • сдается каждую четверть, посеместрово или по итогу учебного года;
  • может быть в устной, письменной или смешанной форме;
  • срок сдачи определятся учебным заведением.

Специфика итоговой аттестации:

  • ученик допускается до сдачи при условии наличия всех оценок по промежуточным аттестациям;
  • в 9-м классе сдается в виде ОГЭ, в 11-м в виде ЕГЭ;
  • проходит для всех учеников в одночасье согласно срокам, выбранным для сдачи такого рода экзаменов.

Что делать и о чём нужно подумать, если вы решили организовать семейную школу

Сегодня в России существуют разные семейные школы, которые ведут платный набор новых учеников. Вы можете записать ребёнка в одну из понравившихся или даже создать свою. Если вы хотите присоединиться к уже существующей школе семейного типа, плюсом будет то, что вам не придётся создавать организацию с нуля. Очевидный минус — вам нужно будет подстраиваться под уже устоявшиеся в семейной школе порядки

Если же вы готовы организовать семейный класс самостоятельно, мы подготовили для вас список необходимых шагов и вопросов, на которые стоит обратить внимание. 

Шаг 1

Перевести ребёнка на семейное обучение. Подробный гайд по тому, как устроен этот процесс, вы можете найти на нашем сайте. Если ваш ребёнок до этого учился в государственной школе, нужно будет отчислиться из неё. К государственной школе вы будете прикрепляться раз в год перед сдачей экзаменов. Подавать заявление лучше за пару месяцев до конца учебного года.

Шаг 2

Найти единомышленников. Этот вопрос можно обсудить со своими знакомыми и друзьями, у которых тоже есть дети. Если ребёнок занимается в каком-то кружке, в художественной или музыкальной школе, можно поговорить с другими родителями из вашей группы. Другой вариант — дать объявление в соцсетях.

Шаг 3

Определиться с форматом обучения. Ответьте себе на вопросы:

     — сколько дней в неделю вы можете заниматься, чтобы освоить программу и чтобы детям хватало времени на спорт, хобби и отдых;     — какая продолжительность урока кажется вам наиболее подходящей для вашего ребёнка;      — хотите ли вы разбивать учеников школы по возрастам или ребята могут учиться все вместе;     — важны ли вам очные занятия или вы предпочитаете онлайн-уроки;      — как вы и ваш ребёнок относитесь к домашним заданиям.

Шаг 4

Подобрать преподавателей

Важно найти учителей, которым вы будете доверять как компетентным специалистам. Их можно поискать, например, на репетиторских сайтах

Ответьте себе на вопросы:

     — чего вы ждёте от учителя;      — нужен ли вам сильный педагог-предметник, который сможет легко выходить за рамки школьной программы;      — важно ли вам, чтобы учитель имел психологическое или педагогическое образование;     — какого опыта работы вы ждёте от репетитора: школьного стажа, опыта подготовки к государственным экзаменам;     — будет ли преподаватель готовить детей к олимпиадам

Шаг 5

Вместе с другими родителями и учителями согласуйте учебную программу

Важно также решить, по каким критериям вы будете оценивать работу преподавателей и успех детей в освоении материала, так как не во всех семейных школах ставят оценки

Шаг 6

Решите, какие дополнительные занятия, помимо стандартных школьных предметов, вам нужны. В зависимости от интересов детей можно попробовать договориться о сотрудничестве с разными организациями: музыкальной школой или спортивными секциями, ботаническим садом или историческим музеем. Некоторые государственные учреждения и даже частные организации предоставляют льготы для групповых посещений или аренды помещений.

Шаг 7

Расписать общий бюджет школы, в который будут входить расходы на аренду помещения и зарплату преподавателям, а также (опционально) экскурсии, дополнительные занятия для детей, покупка учебников и оборудования для занятий, например микроскопы для уроков биологии. 

Как перейти на заочное обучение в школе

Перевод на заочное обучение в школе осуществляется по договорённости с администрацией. Обычно родители пишут заявление на заочное обучение в школе на имя её директора. 

Для заявления нет жёстко регламентированного законодательством образца, но многие образовательные учреждения предоставляют свой. Уточните у администрации школы, есть ли такой. Если нет, пишите произвольно. 

В тексте важно указать: 

  • кому оно адресовано; 
  • от кого исходит; 
  • ФИО ученика и класс, в котором он обучается; 
  • просьбу перевести на заочную форму; 
  • дату перевода; 
  • перечень предметов, по которым необходим перевод; 
  • подтверждение ознакомления с образовательной программой, учебным планом и порядком аттестации; 
  • дату подачи и подпись.

Если локальными актами организации не запрещено заочное обучение, администрация школы рассмотрит заявление родителей и издаст приказ о смене формы обучения для конкретного ученика. В теории можно перейти на заочку и по отдельным предметам, но это лучше обсудить с администрацией школы. 

<<Форма с консультацией>>

Что такое надомное обучение

Надомное обучение — это способ организации учебного процесса для детей, которые серьёзно больны. По закону надомное обучение не является самостоятельной формой получения образования. 

Путаница между семейным и надомным видами обучения возникает потому, что в обоих случаях ребёнок находится в домашней обстановке. Но надомная учёба — не форма обучения, а вынужденная мера для детей с инвалидностью. Надомнику назначаются учителя, которые получают зарплату в школе. 

При сохранности интеллекта ребёнок может учиться по общеобразовательным программам, но на дому или в больнице. Например, если необходимо по часам ставить инъекции или школа не приспособлена для инвалидной коляски.

Ребёнок на надомном обучении остаётся в контингенте школы: получает учебники, пишет контрольные и сдаёт экзамены. При желании он может посещать некоторые уроки в школе, а если есть возможность — учиться с применением дистанционных образовательных технологий.

‍Перечень заболеваний, дающих право на надомное обучение, утверждён Министерством здравоохранения в 2016 году. Для перевода ребёнка на такое обучение необходимо заключение медико-социальной экспертизы и заявление родителей.

На основании медицинских документов и нормативных актов субъекта Федерации школа издаёт приказ об организации индивидуального обучения на дому, а также утверждает индивидуальный учебный план, расписание, определяет учителей, которые будут посещать ребёнка.

Плюсы надомного обучения

  • Даёт возможность больным детям учиться в обычных, а не специализированных школах.
  • Позволяет не отстать от школьной программы во время длительного лечения или реабилитации.

Минусы надомного обучения

  • Можно воспользоваться только при наличии у ребёнка определённых диагнозов, инвалидности или во время длительного лечения или реабилитации.
  • В учебный план при надомном обучении в школе включаются только основные дисциплины. По технологии, ОБЖ и прочим «необязательным» предметам ребёнок, скорее всего, не будет аттестован.  
  • Часто у преподавателей нет ни материальной, ни личной заинтересованности, и они не очень добросовестно относятся к обязанностям в отношении надомников.
  • Практически полное отсутствие социализации ребёнка при надомном обучении.

<<Форма семейного образования>>

Формы получения образования вне организации

Главное отличие от получения образования в организации заключается в том, что ответственность за качество знаний лежит не на школе, а на родителях или самом учащемся.

Обеспечить ребёнка основным общим образованием обязаны родители. Поэтому до получения аттестата за 9 класс обучение вне школы называется семейным. Решение о переходе на эту форму принимают мама с папой с учётом интересов ребёнка.

В 10–11 классах, а также если совершеннолетний человек в своё время не доучился и решил наверстать упущенное, эта форма именуется самообразованием. Ответственность — на обучающемся.

Что такое семейное образование

Семейное образование (СО) как форма обучения — гибкая и вариативная. Родители вправе выбирать любую программу и по-разному организовывать учебный процесс. Никто не будет спрашивать, как конкретно учится ребёнок, главное, чтобы сдавал аттестации.

Аттестации на семейной форме и на самообразовании сдаются экстерном. Ведь экстернат — это не отдельная форма обучения, а форма аттестации на семейном образовании и самообразовании. 

<<Блок перелинковки>>

Давайте разберём основные виды семейного образования.

  1. Хоумскулинг. Ребёнок обучается в семье и прикрепляется к школе несколько раз в год для сдачи промежуточных аттестаций. Родители могут преподавать сами, нанимать репетиторов или подключать онлайн-школы. В последнем случае семейное обучение часто путают с надомным и дистанционным, но, как вы уже поняли, это разные вещи.
  2. Анскулинг. То же самое, только ребёнок не придерживается какой-то программы и не прикрепляется к школе для сдачи аттестаций вплоть до 9 класса.  
  3. Альтернативные школы. Родители практически полностью делегируют обучение ребёнка, но тщательно выбирают систему. Это могут быть Монтессори- или Вальдорф-школы, демократические школы или школы одного дня, учебные заведения, работающие по различным авторским методикам, и, конечно же, цифровые школы.

Семейная форма обучения подойдёт, если:

  • ребёнку тесно в рамках классической школы, он хочет учиться больше, лучше и быстрее;
  • ребёнок совмещает с учёбой профессиональный спорт или концертную деятельность;
  • он не успевает за темпом других детей, и ему нужен особый подход;
  • у ребёнка конфликты с одноклассниками или учителями;
  • у ребёнка слабое здоровье, но нет инвалидности, либо не нравится вариант надомного обучения;
  • семью не устраивает традиционная школьная система, нет контакта с администрацией школы и преподавателями;
  • семья часто переезжает или живёт в другой стране, но хочет, чтобы у ребёнка был российский аттестат.

<<Форма семейного образования>>

Что такое самообразование

Самообразование — это форма получения образования вне школы. То же самое, что семейное образование, только этот термин употребляется в отношении учащихся старше 15 лет или тех, кто уже получил основное общее образование, то есть окончил 9 классов.

Форма самообразования подойдёт, если подросток: 

  • хочет пройти программу 10-11 класса ускоренно;
  • уже начал работать и хочет совместить получение полного среднего общего образования с профессиональной деятельностью; в этом случае также можно поступить на заочное обучение или на очное обучение в вечернюю школу;
  • хочет оптимизировать учебный процесс, высвободив больше времени для подготовки к экзаменам или олимпиадам.

Кому подойдёт альтернативное образование

Согласно социологическому исследованию, проведённому специалистами МГУ в 2018 году, большинство родителей выбирают альтернативное образование для своих детей потому, что недовольны качеством знаний, предлагаемых обычной школой.

Не менее частой причиной оказывается желание избавить ребёнка от чрезмерных учебных нагрузок. 

Большую группу родителей привлекает возможность совмещать альтернативное образование с профессиональным обучением (спортивным, музыкальным, художественным и так далее).

Четверть опрошенных не устраивала напряжённая психологическая обстановка в обычных школах.  

Похожие термины:

  • программа, которая утверждается Министерством образования РФ, является базисной в работе по данному профилю и может быть рекомендована в качестве примерной по той или иной образовательной напра

  • образовательная программа, составленная конкретным автором или группой авторов, направленная на реализацию оригинальной концепции в области обучения и воспитания.

  • учебно-методическая документация, определяющая объем и содержание образования определенного уровня и (или) направленности, требования к условиям образовательного процесса и планируемые результ

  • нормативно-управленческий документ, характеризующий специфику содержания образования и особенности организации образовательного процесса. Образовательная программа учреждения показывает, ка

  • образовательная программа, на основании которой в общеобразовательном учреждении разрабатываются или реализуются иные, чем это принято в массовой (традиционной) практике: философско-педагогиче

  • программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом их психофизического развития, индивидуальности и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушени

  • общеобразовательная или профессиональная образовательная программа (по конкретной профессии, специальности) определенного уровня и направленности, содержание которой не предусмотрено соответ

  • программа, измененная с учетом особенностей организации и формирования детских объединений, режима и временных параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результат

  • программа, целью которой является изменение содержания, организационно-педагогических основ и методов обучения, предложение новых областей знания, внедрение новых педагогических технологий.

  • учебно-методическая документация (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов), опре

  • комплексная программа, определяющая идеологию, ценности, цели, организацию, содержание, средства и методы образования в конкретном образовательном учреждении. О.п. является составной частью прог

  • Совокупность учебно-методической документации, включающей в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и ка

  • (лекториев, тематических семинаров, практикумов, тренингов, офицерских курсов и иных видов обучающих курсов) – дополнительная образовательная программа, направленная на удовлетворение познават

  • комплекс учебно-методической документации, определяющей основные характеристики (цели, содержание, объем, организационно-педагогические условия, формы аттестации, планируемые результаты) получ

Школы с альтернативными методиками

Альтернативное образование в России получают в нескольких типах школ. 

У каждой авторской школы свой подход к образованию. Как правило, ученикам предоставляется больше свободы, а основной акцент сделан не на зубрёжке фактов, а на воспитании личности. Так, в демократической системе Тубельского каждый ученик может участвовать в управлении школой, а оценки школьники ставят себе сами.

В школе Щетинина нет классов и уроков в привычном понимании — занятия ведутся в разновозрастных группах, где дети обучают друг друга. 

Среди отечественных систем альтернативного образования есть ещё более оригинальные, например «Школа диалога культур». В ней последовательность классов соответствует разным стадиям развития общества — античность, средневековье, новое время и так далее. В каждом классе дети изучают научные и культурные достижения определённой эпохи. 

Школы Монтессори 

Суть педагогики Монтессори заключается в том, чтобы предоставить ребёнку свободу познания мира — каждый учащийся получает знания в том объёме, в котором его интересует данный предмет. Взрослые играют второстепенную роль — они не наставляют ребёнка, а помогают заинтересоваться предметом, найти ответы на свои вопросы и разобраться во всём самостоятельно. Дети учатся в своём темпе, не соревнуясь между собой.

Школы-парки

Похожая система реализована в школах-парках — ребята разного возраста учатся по собственному желанию и без ограничений по времени. В каждой школе-парке есть ученики-гости (те, кто пока только знакомятся с системой), ученики-клиенты (ребята, которым нужна помощь учителя по конкретным вопросам) и ученики-подмастерья, уже заинтересованные в конкретном предмете и помогающие учиться другим.

Вальдорфские школы

<<Перелинковка2>>‍  

Вальдорфские школы позволяют ребёнку учиться в своём темпе, без принуждения и системы оценок. Ребёнок сам выбирает, что ему интересно и реализует сильные стороны своей натуры под мягким руководством учителя

Большое внимание уделяется физическому труду, нравственному и эмоциональному развитию. 

Домашнее обучение

Надомные занятия организуются для детей, которые не могут посещать школу по состоянию здоровья. Педагоги занимаются с ними дома по общей или специальной адаптированной программе. Она составляется исходя из психофизического состояния ребенка и в соответствии с его интеллектуальными возможностями.

В процессе обучения ребенок должен освоить образовательные программы начального, основного и (по желанию) среднего образования. В учебный план включаются дисциплины:

  • Русский язык;
  • Литература;
  • Математика;
  • Биология;
  • Химия;
  • Физика;
  • География;
  • История;
  • Иностранный язык;
  • Совмещенный курс окружающего мира и ОБЖ.

Продолжительность уроков регулируется в зависимости от состояния здоровья и составляет от 25 минут до 1.5-2 часов в день. В соответствии с санитарными нормами недельная нагрузка составляет:

  • Не более 8 часов в начальной школе;
  • 10 часов для учеников 5-8 классов;
  • 11 часов в 9 классе;
  • 12 часов для старшеклассников.

Дети получают учебники, пособия, пользуются школьной библиотекой. Как и другие ученики, пишут контрольные работы, проходят тестирования, сдают экзамены. Надомное обучение может проводиться дистанционно в заочной форме. Но такой способ больше подходит старшеклассникам, способным самостоятельно организовать свое рабочее время.

Дистанционно могут обучаться дети с сохранным интеллектом, не имеющие медицинских противопоказаний к использованию монитора. За получение образования и аттестата отвечает образовательное учреждение.

Кто имеет право на домашнее обучение

На надомное образование в России имеют право дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалиды. Существует перечень болезней, при которых их переводят на индивидуальное обучение на дому. Он утвержден приказом Минздрава № 436н от 20.06.2016 г.

В него входят соматические (телесные) заболевания, психоневрологические (шизофрения, острые психозы, тяжелые неврозы), продолжительное восстановление после хирургических вмешательств или травм, нарушения поведения. Решение о необходимости надомного образования принимает психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК). В своих рекомендациях она указывает степень ограничения способности ребенка к обучению.

Как перейти на надомное обучение

Узнать, как перевести ребенка на домашнее обучение можно в школе или департаменте образования. Что нужно сделать родителям:

  1. Обратиться к участковому педиатру за справкой, что ребенок нуждается в индивидуальном обучении на дому. Врач даст направление на ПМПК. На время реабилитации врач должен указать в справке период, в течение которого ребенок не сможет ходить в школу. Минимальный срок составляет один месяц, максимальный — один учебный год.
  2. Подать заявление о переходе на домашнее обучение директору школы и одновременно направить письменное уведомление об этом в районный или городской отдел образования.
  3. Обсудить с завучем индивидуальный план учебы, в который будут внесены обязательные предметы, установить количество учебных часов в неделю.

Родители первоклассника с ОВЗ должны обратиться в департамент (отдел) образования. Им дадут список школ, куда можно прикрепить ребенка. После получения необходимых справок директор школы издает соответствующий приказ. В нем указывается учебная программа и преподаватели, которые будут вести занятия. Родителям выдается журнал учета часов, освоенного материала и успеваемости ученика. В конце года по этому журналу выставляются итоговые оценки. В случае успешного освоения программы он переводится в следующий класс.