№ 850-пп о порядке и условиях обеспечения мер социальной поддержки граждан по оплате жилья и коммунальных услуг

Оглавление статьи

Льготы многодетным семьям

Государство заинтересовано в решении демографической проблемы. За последние 50 лет рождаемость в нашей стране существенно снизилась. Поэтому семьи, которые решились на рождение или же усыновление трех и более детей, имеют право на определенные скидки. В каждом регионе местное самоуправление самостоятельно решает, какие могут быть предоставлены льготы многодетной семье в соответствии с законом «О мерах по социальной поддержке многодетных семей». В большинстве случаев родители имеют право бесплатно получать лекарства, выписываемые по рецепту, детям младше шести лет. Кроме того, предоставляется скидка в размере 30 % на оплату коммунальных услуг. В учебных учреждениях родители освобождаются от уплаты взносов.

Оказание социальной помощи многодетным семьям происходит также и в натуральной форме. Детям полагается оздоровительный отдых в санитарно-курортных зонах. По решению местного органа самоуправления, многодетным семьям могут быть бесплатно предоставлены билеты в цирк или зоопарк. Кроме того, семья с несовершеннолетними детьми имеет право получить от государства земельный участок безвозмездно. Его можно использовать для сельскохозяйственных нужд или же под строительство дома.

Многодетным матерям полагаются также пенсионные льготы. Женщина, которая имеет страховой стаж, может выйти на заслуженный отдых в 50 лет вместо 55. Кроме того, будет отличаться размер пенсионных выплат. Окончательная сумма будет зависеть от места работы женщины, а также количества воспитанных в семье детей.

Проездные льготы

Проездные льготы предоставляются также школьникам

Основная категория лиц, претендующих на проездные льготы – это пенсионеры. Также сюда можно отнести:

  • несовершеннолетних;
  • учащихся средних и высших учебных заведений на очном отделении;
  • родители-одиночки;
  • многодетные семьи;
  • инвалиды;
  • ветераны труда;
  • ветераны боевых действий и др.

Власти каждого субъекта РФ могут расширять этот перечень по необходимости согласно действующему законодательству.

Существуют также Единый социальный проездной билет, приобретение которого стоит определенную сумму, но приобретая его можно совершать бесплатные поездки на различных видах транспорта, таким образом экономя денежные средства.

Жилищные льготы

Жилищные льготы могут варьироваться от льгот на ЖКХ до льгот на покупку жилья

Перечень жилищных льгот довольно разнообразен. Он распространяется на такие услуги, как:

  • оплата услуг ЖКХ;
  • покупка жилья в кредит;
  • предоставление жилья и др.

Многие жилищные льготы имеют ограничения в размере суммы, площади жилья и других условий предоставления.

От оплаты за жилье освобождаются граждане, имеющие звание Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации, полные квалеры ордена Славы, члены их семейств.

На право субсидирования могут претендовать:

  1. граждане, чьи расходы на услуги ЖКХ превышают их общий доход более, чем на 22%;
  2. граждане, переехавшие с Крайнего Севера.
  3. Компенсации на оплату ЖКХ доступны для:
  4. пенсионеров;
  5. военнослужащих и их семей;
  6. сотрудников ФСИН, МВД РФ и т.д.

Льготы могут предоставляться в частичном виде, то есть например, при освобождении от платы за жилье, коммунальные услуги льготник продолжает оплачивать.

Как оформить льготы?

Социальные льготы и гарантии имеют разные категории граждан. Чтобы ими воспользоваться, необходимо выяснить, к какой из этих категорий вы относитесь, и собрать все необходимые документы. Некоторые из этих документов имеют весьма ограниченный срок действия, поэтому начать сбор необходимых бумаг следует с тех, у которых этот срок наиболее длительный. Оформить положенные льготы можно в отделении МФЦ по месту жительства.

Если вы не имеете представления, какие именно бумаги необходимы для предоставления той или иной льготы, обратитесь в МФЦ, консультанты дадут полный список этих документов.

Дифференциация льгот

Как правило, виды социальных льгот дифференцируются по контингентам граждан, которые имеют на них право. В обществе всегда существуют люди, которые в силу различных не зависящих от них причин не имеют возможности приобретать для себя средства для существования в полном объеме. К таким гражданам прежде всего относятся дети, старики и инвалиды различных категорий. В российском законодательстве для них предусматривается широкий спектр льгот на социальное обеспечение. Льготы право получить имеют:

  • многодетные семьи;
  • дети-сироты;
  • семьи, где воспитываются дети-инвалиды;
  • узники концентрационных лагерей в прошлом;
  • жертвы политических репрессий;
  • Герои России и СССР и т.д.

Категории граждан, имеющих право на федеральные социальные льготы

  • Социальные льготы ветеранам Основание для установления льгот:
  • Социальные льготы бывшим несовершеннолетним узникам фашизма Основание для установления льгот:
  • Социальные льготы инвалидам Основание для установления льгот:
  • Социальные льготы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Основание для установления льгот:
  • Социальные льготы гражданам, имеющим особые заслуги и выдающиеся достижения Основание для установления льгот:
    • Закон Российской Федерации от 15 января 1993 г. N 4301-I «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы»
    • Федеральный закон от 9 января 1997 г. N 5-ФЗ «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы»
  • Социальные льготы гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС Основание для установления льгот:
  • Социальные льготы гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие аварии на ПО «Маяк» Основание для установления льгот:
  • Социальные льготы гражданам, пострадавшим от ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне Основание для установления льгот:
  • Социальные льготы гражданам из подразделений особого риска Основание для установления льгот:

Предоставление мер социальной поддержки граждан в форме социальных льгот предусматривает для отдельных категорий граждан:

  • Оплату в размере 50% занимаемой общей площади жилых помещений и коммунальных услуг;
  • Прием вне конкурса для обучения за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования;
  • Внеочередное обслуживание учреждениями связи, культурно-просветительными и спортивно-оздоровительными учреждениями, предприятиями розничной торговли и бытового обслуживания;
  • Внеочередной прием в учреждения социального обслуживания;
  • Преимущество при вступлении в жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан;
  • Внеочередную установку квартирного телефона и пр.

В настоящее время льготные категории граждан продолжают получать 50%-ую скидку на оплату в сфере ЖКХ, хотя со временем ожидается, что порядок предоставления жилищных льгот будет приведен в соответствие с Жилищным кодексом РФ и понятие «льгота» будет заменено на понятие «компенсация».

Пока же процесс замены натуральных льгот денежными выплатами осуществляется в соответствии с Федеральным законом N 122-ФЗ от 22 августа 2004 года «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», известным больше как закон «о монетизации льгот».

Монетизация льгот в сфере ЖКХ дает возможность предприятиям жилищно-коммунального хозяйства оформлять квитанции на оплату услуг для льготников на полную сумму оплаты, а ежемесячная денежная компенсация на оплату жилищно-коммунальных услуг производится на их собственные индивидуальные банковские счета.

Пособие по безработице

Уровень жизни граждан в первую очередь зависит от величины дохода. Но попасть на хорошо оплачиваемое место удается не всем. Некоторые по ряду причин вообще остаются без работы. Государственная социальная помощь назначается гражданам, которые признаются безработными службой занятости населения. Независимо от того, по каким причинам гражданин остался нетрудоустроенным, размер денежного пособия будет определяться в процентном отношении к среднему заработку за последние полгода. Если заявитель ранее не работал, размер пособия будет минимальным, т. е. не превысит 3000 рублей.

Социальная помощь гражданам оказывается не только в финансовой форме. Сотрудники службы занятости помогают человеку найти занятие, соответствующее его образованию и навыкам. От предлагаемого места работы человек имеет право отказаться. После третьего отказа гражданина снимают с учета службы занятости, а социальная помощь больше не предоставляется. Первые три месяца гражданину выплачивают пособие в размере 75 % от средней заработной платы за последние шесть месяцев. Последующие четыре месяца выплачивается лишь 60 %, а далее – 45 %. Помощь безработным оказывается не дольше 12 месяцев.

Срочные социальные услуги

При крайней необходимости пенсионеру предоставят срочные социальные услуги (по ст.21 442-ФЗ).  Для получения неотложной помощи пенсионеру необходимо обратиться в службу соцзащиты. Информация о том, что пенсионер попал в сложную ситуацию, требующую оперативной помощи, может поступить в органы соцзащиты от медицинских, образовательных и других организаций.

Перечень неотложных социальных услуг и порядок их предоставления отличается по субъектам и может включать в свой состав:

  • обеспечение горячим питанием, набором продуктов, одеждой и обувью, другими предметами первой необходимости;
  • содействие в получении временного жилого помещения;
  • юридическую помощь в целях защиты прав и законных интересов получателей социальных услуг;
  • экстренную психологическую помощь с привлечением психологов и священнослужителей.

Образовательная сфера

Государственная соцпрограмма имеет направление в развитии образовательной системы.

Социальная программа в сфере образования предусматривает выполнение таких целей:

  1. Привлечь инвестиционные средства под постройку новых школ, ВУЗов и для создания учебных, лабораторных, хозяйственных инфраструктур соответствующих заведений;
  2. Преобразование в системе получения высшего образования. Основным заданием является сформировать около 60 высших учебных заведений, где будут учитываться главные региональные отрасли экономики;
  3. Внедрение стандартов образования в средне-специальных и высших заведениях, что соответствуют современным условиям;
  4. Введение системы контроля за высшим и профессиональным образованием на федеральном и региональном уровне.

Льготы на земельный налог

Кто имеет социальные льготы по уплате налога на земельный надел? Согласно п. 5 закона НК РФ № 391, необлагаемая налоговая база по отношению земельного участка, который находится в собственности (бессрочном пользовании) налогоплательщика, уменьшается на сумму равную 10 тыс. рублей для следующих категорий граждан:

  • Герои РФ или СССР.
  • Полные кавалеры Ордена Славы.
  • Инвалиды, которые имеют 3-ю степень ограничения трудовой деятельности.
  • Граждане с 1-й и 2-й группой инвалидности, установленной до 01.01.2004.
  • Инвалиды детства.
  • Инвалиды и ветераны ВОВ и боевых действий.
  • Чернобыльцы и граждане, подвергшиеся радиационному воздействию при аварии на производстве «Маяк» в 1957 году.
  • Граждане, которые стали инвалидами или перенесли лучевую болезнь при учениях или испытаниях любых видов ядерных установок, в том числе космических установок и ядерного оружия.

Субъекты и объекты социальной защиты населения

Организация социальной защиты населения реализуется органами муниципальной власти  в более широком смысле  и она  включает в себя не только прямую социальную защиту семьи, материнства и детства, охрану здоровья, но и косвенно, охрану окружающей среды, медицинскую помощь, образование, занятость, охрану труда, предоставление отдельных видов социального обеспечения, предоставление образовательных услуг, регулирование МРОТ, прожиточного минимума, государственный контроль за ценами, налогообложение и т.д. В связи с чем, необходимо определить субъектов и объектов социальной защиты населения. На рисунке 1 представлена характеристика субъектов и объектов социальной защиты населения.

Субъекты и объекты социальной  защиты населения

Существует несколько подходов к определению и характеристике понятия «социальная защита».

Первый подход называется системным, с позиции данного подхода организация социальной защиты населения рассматривается как определенная система гарантий, мероприятий и действия со стороны органов муниципальной власти.

Следующий подход называется институциональным, данный подход основан на представлении социальной защиты населения как социального института, призванного решать проблемы населения определенно муниципальной территории.

Действенный подход характеризуется через соотношение защиты населения с принятием и реализацией определенных решений по социально значимым вопросам  в области социальной защиты населения на территории муниципального образования. И последний, инструментальный подход характеризуется отношением социальной защиты населения как одного из инструментов общей социальной политики, проводимой в муниципальном образовании, органами местного самоуправления.

Все приведенные подходы к определению понятия «социальная защита населения», на наш взгляд, в той или иной степени отражают определенные аспекты или составляющие данного понятия, при этом некоторые понятия ориентированы не на раскрытие сущности категории, а на комплекс мер по реализации конкретных гарантий, что является недостатком этих понятий. Исходя из представленных выше подходов, можно сформировать единое, в полной мере отражающее точное и полное определение социальной защиты населения понятие.

Организация социальной защиты населения – это функционально – институционная система, определяющая основные направления в области реализации государственной и региональной социальной политики, местными органами власти, направленной на обеспечение достойной жизни населения, развития личности и формирования социальной стабильности общества за счет создания соответствующими его субъектами форм и видов защиты от наступления негативного воздействия и последствий социально – экономических рисков, на территории определенных муниципальных образований.

Законодательное регулирование вопроса

Права и обязанности граждан, политического строя страны прописаны в Конституции РФ. Это главный документ государства, выступающий гарантом оказания всесторонней помощи населению. Фундаментом выступает социальная основа, создающая условия для достойного существования и личностного развития людей.

Правовая и организационная сторона вопроса, затрагивающая механизм финансового обеспечения многодетных семей, одиноких граждан и иных социальных слоёв населения, уровень дохода которых не превышает прожиточного минимума, изложена в Федеральном Постановлении №178 от 1999 года, принятого на очередном заседании ГосДумы.

Перечень льгот, размер и виды социальной помощи, порядок назначения пособий прописан и регулируется законом «О государственной социальной помощи», а в федеральном акте «О прожиточном минимуме РФ» от 1997 года изложены основные понятия и представлен регламент для проведения расчётов минимального уровня доходов населения.

Налоговые льготы

Всем российским пенсионерам, независимо от места проживания, предоставляются налоговые льготы:

  1. По налогу на имущество. Пенсионеры не платят налог на имущество в отношении одного дома, квартиры, дачи в собственности.
  2. Льготные условия предоставления имущественных налоговых вычетов. Пенсионеры могут перенести налоговый вычет на три предыдущих года, чтобы получить его в полном размере – до 260 тыс.р.
  3. Освобождение от уплаты НДФЛ по пенсионным доходам (ст. 217 НК РФ).
  4. Льготы по земельному налогу или освобождение от платы лиц пенсионного возраста (ст.319 НК). Из полной кадастровой стоимости участка налоговая вычтет стоимость 6 соток и на остаток – начислит земельный налог. Соответственно, если в собственности пенсионера участок до 6 соток – платить налог ему не нужно. Освобождение от земельного налога для пенсионеров действуют также в ряде муниципальных образований.

Транспортный налог относится к региональным. Поэтому решение об освобождении пенсионеров от платы на машину принимают местные власти. Например, в Санкт-Петербурге пенсионеры могут не платить транспортный налог за один автомобиль.

Что требуется для получения социальной помощи?

Перед людьми, попавшими в сложную ситуацию, стоит вопрос, как получить социальную помощь. Чтобы получить поддержку такого характера в РФ, необходимо собрать документы, которые подтверждают состав семьи, документы о доходах семьи, приложить заявление на получение помощи от Государства.

В соцзащите принимают письменное заявление, указывают список необходимых документов, которые требуется донести (т.к. для каждой причины установлен свой комплект документов). Далее представитель соцзащиты имеет право проверить данные, т.е. провести дополнительную проверку бумаг, предоставленных для получения помощи

В случае если гражданин предоставил ложную информацию или скрыл от органов что-то важное, органы власти оставляют за собой право вынести отрицательное решение

Господдержка может быть отклонена или же прекращена по другим причинам:

  • доход семьи (гражданина) стал соответствовать прожиточному минимуму или превысил его;
  • гражданин, получавший выплаты, получил наказание в виде лишения свободы;
  • гражданин начал получать полное государственное обеспечение;
  • смерть человека, получавшего социальную помощь.

Об изменениях, касающихся основанием выплат или их размера, гражданин обязан сообщить в ближайшие 14 дней со дня произошедших изменений. В таком случае при увеличении дохода, изменении состава семьи необходимо обратиться в соцзащиту.

Льготы для пенсионеров, вышедших на заслуженный отдых

Пенсионеры, не желающие прекращать свою рабочую деятельность, могут воспользоваться дополнительными привилегиями.

  1. При увольнении сотрудника по собственному желанию работодатель не имеет права заставлять его отрабатывать обязательный срок.
  2. Предоставление отпуска за свой счёт: 2 недели для пенсионеров по старости, 35 дней для участников ВОВ и не более 2 месяцев для инвалидов.

Пенсионеры, инвалиды имеют право на получение внеочередного неоплачиваемого отпуска в удобное для них время

В остальном граждане, которые работают на пенсии, могут получать такие же пособия и льготы, что и другие неработающие пожилые люди.

Бесплатное протезирование зубов пенсионерам

Бесплатное протезирование зубов не входит в базовую программу ОМС. Это значит, что в России не устанавливают бесплатные протезы всем владельцам полиса, даже пенсионного возраста.

Но регионы и территориальная программа ОМС могут устанавливать категории граждан, которым положены льготные протезы. Так, согласно  Закону Москвы от 3 ноября 2004 года №70 «О мерах социальной поддержки ..» бесплатное протезирование в Москве допускается для следующих категорий граждан:

  • ветеранов;
  • инвалидов;
  • ликвидаторов аварий на ЧС;
  • ветеранам труда;
  • реабилитированных лиц;
  • пенсионеров;
  • почетных доноров.

В Тульской области скидка 50% на протезирование предоставляется только малоимущим пенсионерам со среднедушевым доходом меньше прожиточного минимума.

В Санкт-Петербурге бесплатное протезирование полагается пенсионерам, которые отработали в городе не менее 20 лет и имеющие трудовой стаж до 45 лет – для мужчин и 40 лет – для женщин.

Также льготное протезирование гарантируется на федеральном уровне для военных пенсионеров (по ст.16 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»).  Для получения права на бесплатные протезы военнослужащий должен отслужить не менее 20 лет и уволиться по состоянию здоровья или не менее 25 лет – и уволиться по любым основаниям.

Задачи властных структур

Власти должны обязательно разграничить полномочия, ответственность и права в данной сфере между государственной властью РФ, ее субъектами и местным самоуправлением. Федеральный уровень предполагает установление общих условий, правовых и организационных основ, на которых применяются меры социальной поддержки. Социальные услуги основываются на нормативной законодательной базе, формированием которой и будут заниматься федеральные власти. Именно они определят параметры существующей бедности и те механизмы, которые смогут её преодолеть. Их же прерогативой является разработка методик только адресного порядка по оказанию государственной помощи. Федеральные власти также будут осуществлять контроль на всех этапах поддержки, проверять законность решений, которые принимаются на региональных уровнях.

А вот конкретные меры социальной поддержки граждан, размеры и виды оказываемой помощи, дополнительные условия для её получения будут определяться на региональном уровне. Местное самоуправление будет непосредственно эту помощь предоставлять, поскольку оно по своей природе максимально приближено к населению. Главное — решить задачу в определении потребностей субъектов РФ относительно финансирования социальной помощи и при этом учитывать необходимость выравнивания субсидий между бюджетами. Несмотря на всё вышеизложенное, государственная социальная помощь будет всегда осуществляться из бюджетов субъектов РФ.

Обслуживание нетрудоспособных пожилых людей

В преклонном возрасте люди не могут вести прежний образ жизни и самостоятельно справляться со своими делами, поэтому им требуется посторонняя помощь. Чтобы создать стимул у населения для ухода за престарелыми людьми и без особых проблем найти человека, который будет ухаживать за пенсионером, государством предусмотрено поощрение, размер которого составляет 1200 р. Эту сумму ежемесячно прибавляют к пенсии подопечного.

Право на уход за пожилым человеком с последующим получением поощрения может оформить любой человек независимо от того, проживает он с подопечным или нет, а также приходится ли он ему родственником. Однако если лицо, осуществляющее уход, имеет официальное трудоустройство или получает другие социальные выплаты, то рассчитывать на поощрение он не может.

Опекуны, ухаживающие за пенсионерами, могут рассчитывать на поощрение в размере 1200 рублей

Основные принципы

Систему соц. защиты создавали в России, чтобы в ее основу легли основные принципы:

  • соблюдение честного партнерства при взаимоотношении частных организаций с государственными структурами;
  • экономической справедливости, каждый гражданин должен сам себя и свою семью обеспечить, а государство выравнивает их возможности, справедливым распределением средств;
  • адаптивности, система должна усовершенствоваться;
  • приоритета государственных программ, государство помогает людям достичь материального уровня для нормальной жизни, если они сами не способны себя обеспечить.

Справка! В соц. обеспечении присутствуют превентивные меры соцзащиты, когда региональные учреждения определяют факторы риска общественного направления, организуют предоставление услуг.

Структура системы социальной защиты населения

Рассматривая структуру социальной защиты населения, следует выделить ее следующие сферы (рис.2).

Структура системы социальной защиты населения

Рассмотрим каждую сферу, представленную на рисунке более подробно.

1. Сфера производства материальных услуг, включает в себя область социально-ответственного бизнеса, способствующая созданию условий, которые позволяют индивиду самостоятельно заработать доход и снизить зависимость от поддержки муниципальными органами власти.

2. Сфера государственных социальных услуг направлена на организацию мероприятий по формированию условий в области воспроизводства населения, обеспечения его достойным уровнем жизни, укрепление семьи, сохранением здоровья, увеличением лет продолжительности жизни, а также профессиональной и гуманитарной подготовке, организации здорового и культурного досуга, отдыха, социальной безопасности.

3. Сфера негосударственных социальных услуг представляет собой совокупность различных видов социальных услуг, которые реализуются силами общественных объединений и некоммерческих организаций, а их прямое и косвенное влияние можно проследить в изменениях социальных процессах, связанных с организацией социальной защиты населения.

В рамках организации социальной защиты населения, управление социальной защитой населения должно быть направлено на граждан, в т.ч., на незащищенные слои населения (дети, пенсионеры, дети, оставшиеся без попечения родителей), а также на участников военных действий, людей имеющих ограничения в физических возможностях, людей с низким уровнем дохода, находящемся на уровне ниже прожиточного минимума, людей имеющих трех и более детей, вынужденных переселенцев и т.п. Таким образом, это все те категории людей, которые действительно нуждаются в дополнительной поддержке общества и государства.

При этом стоит отметить, что организация социальной защиты населения направлена не только на защиту выше перечисленных категорий граждан, по сути, являющихся или имеющих статус незащищенных слоев населения, но и на такие категории населения как: студенты, безработные и т.д., являющихся обычными гражданами, именно поэтому Россия провозглашается социальным государством, в Конституции РФ термин «социальная защита» можно встретить в статье 7.

Понятие принципов права социального обеспечения

Принципы права – это основополагающие идеи, руководящие начала, определяющие сущность и направление развития правовых норм в конкретной сфере общественных отношений, которые либо непосредственно закрепляются в правовых нормах, либо прямо следуют из их содержания.

Студентам не следует путать принципы права с принципами правотворчества, принципами правоприменения и др. Как справедливо указывает И.К.Дмитриева, позиции ученых в определении указанных принципов не всегда совпадают, а порой значительно различаются. К принципам правотворчества относятся: законность, демократизм, гуманизм, научность, профессионализм, своевременность, исполнимость и др. В качестве принципов правоприменения в юридической литературе выделяют: законность, обоснованность, целесообразность, справедливость, эффективность.

По сфере действия принципы права принято классифицировать на: общеправовые, свойственные всем отраслям права; межотраслевые, отражающие общие черты нескольких отраслей; отраслевые, характеризующие специфику конкретной отрасли; внутриотраслевые, касающиеся отдельных институтов.

Общеправовые принципы представляют собой основные начала, определяющие наиболее существенные черты права конкретной страны. К их числу обычно относят принципы социальной справедливости, гуманизма, равноправия, законности и др. Эти принципы формируются под воздействием общепризнанных принципов и норм международного права.

Отраслевые принципы характеризуют наиболее существенные черты конкретной отрасли права. Через них преломляются общеправовые и межотраслевые принципы права.

Обобщенное выражение принципов советского права социального обеспечения содержится в трудах В.С.Андреева, А.Н.Егорова, А.Д.Зайкина, Р.И.Ивановой, В.А.Тарасовой. В качестве отраслевых принципов права социального обеспечения они указывали: всеобщность социального обеспечения; всесторонность и многообразие видов социального обеспечения; обеспечение за счет государственных и общественных средств; высокий уровень обеспечения; единство и дифференциация условий и правовых норм о социальном обеспечении; участие трудящихся в осуществлении социального обеспечения.

В постсоветский период формулировка принципов стала одним из направлений законотворческой деятельности в сфере социального обеспечения. В частности, в Федеральном Законе от 10.12.1995 г. «Об основах социального обслуживания в РФ» закреплены принципы предоставления социальных услуг. В нем указаны следующие принципы социального обслуживания: адресность; доступность; добровольность; гуманность; приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации; конфиденциальность; профилактическая направленность. До принятия названного закона перечисленные принципы формулировались в виде основных прав граждан пожилого возраста и инвалидов при получении социальных услуг (ст.5-8 ФЗ от 02.08.1995 г. «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»).

Ученые, занимающиеся исследованиями в области социального обеспечения, по-разному формулируют отраслевые принципы права социального обеспечения.

Анализ различных позиций позволяет отнести к отраслевым принципам права социального обеспечения:

  • всеобщность социального обеспечения;
  • дифференциацию правового регулирования в зависимости от условий труда (вредные, тяжелые и пр.), природно-климатической зоны, продолжительности трудового (страхового) стажа, причин нуждаемости и других факторов;
  • гарантированность социального обеспечения при наступлении социальных рисков, установленных законом;
  • ориентацию социального обеспечения на достойный уровень жизни.

Кроме общих принципов, есть принципы, специфические для разных организационно-правовых форм социального обеспечения – социального страхования и социальной помощи. В частности, в ст.4 Федерального Закона от 16.07.1999 г. «Об основах обязательного социального страхования» закреплены основные принципы его осуществления, большинство из которых отражает особенности финансирования и управления обязательным социальным страхованием. К принципам права социального обеспечения можно отнести лишь всеобщий обязательный характер социального страхования и государственную гарантию исполнения обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика.

Студенты должны разграничивать принципы права, принципы правотворчества и правоприменения, понимать сущность принципов права, уметь раскрыть содержание каждого принципа.