Фз о социальном обеспечении

Оглавление статьи

Социальное обслуживание населения: основные виды и краткая характеристика понятия

В соответствии со ст. 20 ФЗ РФ от 28.12.2013 г. № 442 «Об основах социального обслуживания граждан в РФ» (далее — Закон) получателям социальных услуг с учетом их индивидуальных потребностей предоставляется целый ряд виды социальных услуг.

Ниже перечислены виды социальных услуг и дана их краткая характеристика.

  • Социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности получателей социальных услуг в быту;
  • социально-медицинские, направленные на поддержание и сохранение здоровья получателей социальных услуг путем организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения за получателями социальных услуг для выявления отклонений в состоянии их здоровья;
  • социально-психологические, предусматривающие оказание помощи в коррекции психологического состояния получателей социальных услуг для адаптации в социальной среде, в том числе оказание психологической помощи анонимно с использованием «телефона доверия»;
  • социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и развитии личности получателей социальных услуг, формирование у них позитивных интересов (в том числе в сфере досуга), организацию их досуга, оказание помощи семье в воспитании детей;
  • социально-трудовые, направленные на оказание помощи в трудоустройстве и в решении других проблем, связанных с трудовой адаптацией;
  • социально-правовые, направленные на оказание помощи в получении юридических услуг, в том числе бесплатно, в защите прав и законных интересов получателей социальных услуг;
  • услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов;
  • срочные социальные услуги.

Федеральный закон от 17 июля 1999 г

Недостаточная финансовая обеспеченность расходных обязательств субъектов РФ приводит к большим диспропорциям в уровне социального обеспечения населения регионов-доноров и дотационных регионов. Степень социальной защищенности человека стала определяться местом его жительства.

Настоящее издание представляет собой постатейный комментарий к Федеральному закону от 17 декабря 2001 г.

Предоставление срочных социальных услуг в целях оказания неотложной помощи осуществляется в сроки, обусловленные нуждаемостью получателя социальных услуг, без составления индивидуальной программы и без заключения договора о предоставлении социальных услуг.

При формировании общественного совета по независимой оценке качества на новый срок осуществляется изменение не менее трети его состава.

Поставщики не имеют права ограничивать свободы, права или интересы получателей услуг, а также применять психологическое или физическое насилие в отношении обслуживаемых лиц.

Обязательное социальное страхование — часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.

Субъекты обязательного социального страхования — участники отношений по обязательному социальному страхованию.

Права и обязанности получателей услуг

Получателем услуг является человек, на которого направлена работа государства по социальному обеспечению. Получатель обладает рядом важных прав, среди которых стоит выделить:

  • уважительное отношение к поставщикам услуг;
  • свободный выбор поставщика;
  • возможность отказа от получения услуг;
  • участие в формировании программ индивидуального характера;
  • требования по соблюдению санитарных, гигиенических и прочих норм, а также многое другое.

В обязанности получателя услуг входит своевременное информирование поставщиков об отказе в получении работ или же изменении ряда обстоятельств. Получатель должен соблюдать условия заключенного договора, а также предоставлять государственным органам всю необходимую для получения услуг документацию.

Стационарное социальное обслуживание

В стационарных учреждениях социальные услуги предоставляются лицам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе. Им создаются необходимые условия жизнедеятельности, а именно, оказывается медицинская, психологическая и социальная помощь, питание и уход, организуется занятие посильной трудовой деятельностью, проведение отдыха и досуга.

С учетом возраста, состояния здоровья и некоторых других факторов создаются различные типы учреждений: интернаты для престарелых и инвалидов; пансионаты для ветеранов труда; психоневрологические интернаты; детские дома и приюты и пр.

В стационарные учреждения для престарелых и инвалидов принимаются лица пенсионного возраста, а также инвалиды старше 18 лет, не имеющие трудоспособных детей или родителей, обязанных по закону их содержать. В первоочередном порядке в дома-интернаты принимаются инвалиды и участники Великой Отечественной войны, члены семей погибших военнослужащих, а также умерших инвалидов и участников войны. При наличии свободных мест разрешается временное проживание указанных лиц сроком от двух до шести месяцев.

Не допускается помещение детей-инвалидов с физическими недостатками в стационарные учреждения социального обслуживания, предназначенные для проживания детей с психическими расстройствами.

Лица, проживающие в стационарах, имеют право:

  • на условия проживания, соответствующие санитарно-гигиеническим требованиям, и уход;
  • первичную медико-санитарную и стоматологическую помощь, бесплатную специализированную медицинскую и протезно-ортопедическую помощь в соответствии с территориальными программами ОМС;
  • добровольное участие в лечебно-трудовом процессе с учетом медицинских рекомендаций;
  • свободное посещение нотариусом, адвокатом, родственниками и другими лицами;
  • сохранение занимаемого по договору найма или аренды жилого помещения в домах государственного, муниципального и общественного жилого фонда в течение шести месяцев со дня поступления в стационар и др.

Администрация стационара обязана:

  • соблюдать права человека и гражданина;
  • обеспечивать неприкосновенность личности и безопасность;
  • выделять супругам изолированное жилое помещение для совместного проживании;
  • предоставлять возможность пользоваться телефонной связью и почтовыми услугами за плату в соответствии с действующими тарифами;
  • создавать возможность беспрепятственного приема посетителей в дневное и вечернее время;
  • обеспечивать сохранность личных вещей;
  • предоставлять возможность пользоваться телефонной и почтовой связью и пр.

Печальным и тревожным явлением современной России служит постоянное увеличение числа беспризорных детей и детей-сирот. Для их социальной реабилитации создаются специализированные учреждения (центры для несовершеннолетних, социальные приюты для детей и подростков, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей и др.).

Право на прием в учреждение имеют следующие категории несовершеннолетних:

  • оставшиеся без попечения родителей;
  • нуждающиеся в социальной реабилитации и экстренной медико-социальной помощи;
  • испытывающие трудности в общении с родителями, сверстниками, педагогами и другими лицами;
  • проживающие в неблагополучных семьях;
  • подвергшиеся физическому или психологическому насилию;
  • отказавшиеся жить в семье или учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Не допускается помещение в учреждение детей с заболеваниями, требующими активного медицинского вмешательства, а также находящихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, психически больных, совершивших преступление.

Правовые нормативные акты субъектов Российской Федерации

Мнение эксперта
Куртов Михаил Сергеевич
Юрист-практик с 15-летним стажем. Специализируется на гражданском и семейном праве. Автор десятков статей на юридическую тематику.

Под социальным обслуживанием в Законе «О социальном обеспечении» понимается деятельность государственных властей по оказанию различных услуг гражданам. Под социальной услугой понимается определенное полезное действие в области народного обеспечения.

Этот вид страхового обеспечения предназначен для компенсации убытков, которые могут понести некоторые категории граждан при определённых обстоятельствах. Наступление периода временной нетрудоспособности вызывает резкое снижение материального благосостояния, поэтому государство берёт на себя заботу о финансовом обеспечении граждан.

Система социального страхования предоставляет денежные выплаты в следующих случаях:

  • беременность и роды;
  • рождение ребёнка;
  • уход за ребёнком до 1,5 лет;
  • погребальные выплаты.

Попробуйте ещё раз.», «B1T_SOIR_CUSTOM_DIALOG_ERROR_SEND_T_SUCCESS» : «Ваше сообщение отправлено.

Под страховым обеспечением подразумевается денежная сумма, которая выплачивается застрахованному лицу в случае наступления страхового случая. В этой ситуации страховое обеспечение является системой возмещения убытков.

Соц. страхование, как единая система включает в себя ряд вторичных подсистем, каждая из которых содержит свой перечень страховых случаев.

Социальное развитие имеет огромное значение для удовлетворения нужд и чаяний людей во всем мире и для выполнения обязанностей правительств и всех секторов гражданского общества.

К ним можно отнести следующие Указы Президента РФ: от 26 декабря 2006 г. № 1455 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами», от 18 февраля 2005 г. № 176 «Об установлении ежемесячной доплаты к пенсиям отдельным категориям пенсионеров» и другие.

При этом общественный совет по независимой оценке качества привлекает к своей работе представителей общественных объединений, осуществляющих деятельность в сфере социального обслуживания, общественной палаты для обсуждения и формирования результатов такой оценки. Число членов общественного совета по независимой оценке качества не может быть менее чем пять человек.

Ритуальные услуги

Условия предоставления ритуальных услуг регулируются Федеральным законом от 12.01.1996 г. № 8 «О погребении и похоронном деле».

Погребение – это обрядовые действия по захоронению тела (останков) человека после его смерти в соответствии с обычаями и традициями, а также санитарными требованиями. Погребение может осуществляться путем предания тела умершего земле (захоронение в могилу, склеп), огню (кремация с последующим захоронением урны с прахом), воде (захоронение в воду).

Местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами, стенами скорби, крематориями.

В число гарантированных бесплатных услуг входят:

  • оформление документов,
  • предоставление и доставка гроба и других обрядовых предметов,
  • перевозка тела на кладбище или в крематорий,
  • погребение (или кремация с последующей выдачей урны).

Стоимость услуг по указанному гарантированному перечню возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в 10-дневный срок за счет средств:

  • ПФР – на погребение не работавших пенсионеров;
  • ФСС РФ – на погребение работавших лиц или их детей;
  • бюджетов – на погребение не работавших лиц.

Субъекты РФ утверждают сметы расходов на гарантированные услуги по погребению.

Лица, отказавшиеся от получения похоронных услуг по гарантированному перечню и осуществляющие погребение за свой счет, имеют право на единовременное социальное пособие в размере 1000 руб. В районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях пособие выплачивается с учетом районного коэффициента.

Выплата социального пособия на погребение производится в день обращения на основании справки о смерти:

  • органом, в котором умерший получал пенсию;
  • организацией, в которой работал умерший либо работает один из родителей или другой член семьи умершего несовершеннолетнего;
  • органом социальной защиты населения по месту жительства в случаях, если умерший не работал и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 196 дней беременности.

Социальное пособие на погребение выплачивается, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня смерти.

Отказ в предоставлении на безвозмездной основе услуг, предусмотренных гарантированным перечнем, а также отказ в выплате социального пособия на погребение супругу, родственникам, законному представителю умершего или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2000 до 5000 рублей (ст. 5.41 КоАП РФ).

показать содержание

Протезно-ортопедическая помощь

Право инвалидов на протезно-ортопедическую помощь закреплено в Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.1993 г. (ст.27) и в Федеральном законе от 24.11.1995 г. «О социальной защите инвалидов в РФ» (ст.28). Постановлением Правительства РФ от 12.12.2004 г. № 771 утверждены Правила обеспечения в 2005 г. инвалидов техническими средствами реабилитации, протезно-ортопедическими изделиями за счет средств федерального бюджета. Федеральный Перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, установлен распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 г. № 2347-р.

Заявление о предоставлении или замене технического средства реабилитации (протеза, протезно-ортопедического изделия и т.п.) подается в исполнительный орган Фонда социального страхования РФ (ФСС) по месту жительства вместе с паспортом и индивидуальной программой реабилитации. Это заявление должно быть рассмотрено в 15-дневный срок.

О постановке на учет территориальный орган ФСС уведомляет заявителя и высылает направление на получение (изготовление) необходимого средства (изделия) в организации, отобранной по конкурсу.

Если техническое средство реабилитации не может быть предоставлено инвалиду, а также если он приобрел его за свой счет, то выплачивается компенсация в размере фактически понесенных расходов, но не более стоимости того изделия, которым должен быть обеспечен инвалид по индивидуальной программе реабилитации. Решение о выплате компенсации принимается территориальным органом ФСС на основании заявления и документов, подтверждающих фактические расходы. Выплата производится путем почтового перевода или перечисления средств на лицевой банковский счет.

Отказ инвалида (ветерана) от получения технического средства реабилитации, протеза, протезно-ортопедического изделия, а также приобретение изделия, не рекомендованного индивидуальной программой реабилитации, не дают права на получение компенсации.

Выданные бесплатно изделия не подлежат отчуждению (продаже или дарению) третьим лицам.

Ремонт выданных средств реабилитации, протезов, протезно-ортопедических изделий, осуществляется бесплатно на основании поданных заявлений.

Сроки пользования техническими средствами реабилитации, протезами, протезно-ортопедическими изделиями устанавливаются Минзравсоцразвития РФ.

Первичное и сложное протезирование проводится в лечебно-профилактических учреждениях или стационарах протезно-ортопедических предприятий.

Расходы на проезд инвалида и сопровождающего его лица к месту нахождения протезно-ортопедического предприятия, а также на проживание (в случае изготовления протезов в амбулаторных условиях), возмещаются протезно-ортопедическим предприятием за счет средств бюджета ФСС при предъявлении документов.

Оплата расходов на проживание производится не более чем за 7 дней в одну поездку. По решению территориального органа ФСС оплата может производиться не более чем за 14 дней при условии изготовления протеза в течение одной поездки.

Финансирование расходов на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется за счет средств федерального бюджета, передаваемых на эти цели ФСС РФ, а инвалидов из числа лиц, осужденных к лишению свободы и отбывающих наказание в исправительных учреждениях, – за счет средств, выделяемых из федерального бюджета на содержание учреждений и органов, исполняющих наказания.

Финансирование

В главе 8 Закона «О государственном социальном обеспечении» рассказывается про финансовое обеспечение рассматриваемой системы. В законе указываются источники финансирования. Здесь стоит выделить:

  • благотворительные пожертвования и взносы;
  • средства получателей платных услуг;
  • доходы от деятельности предпринимательского характера, которую может реализовывать инстанция по социальному обеспечению;
  • средства из российской бюджетной системы.

Согласно законам в области социального обеспечения, порядок расходования получаемых из бюджета денежных средств устанавливается исполнительным федеральным или уполномоченным региональным органом власти в РФ.

Следующая
Судебные вопросыСрок рассмотрения и подачи апелляционной жалобы по гражданскому делу

Виды социального обслуживания населения, в том числе инвалидов, в РФ

Услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов:

  • обучение инвалидов (детей-инвалидов) пользованию средствами ухода и техническими средствами реабилитации;
  • проведение социально-реабилитационных мероприятий в сфере социального обслуживания;
  • обучение навыкам поведения в быту и общественных местах;
  • оказание помощи в обучении навыкам компьютерной грамотности.

Срочные виды услуг гражданам во всех формы социального обслуживания:

  • обеспечение бесплатным горячим питанием или наборами продуктов;
  • обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости;
  • содействие в получении временного жилого помещения;
  • содействие в получении юридической помощи в целях защиты прав и законных интересов получателей социальных услуг;
  • содействие в получении экстренной психологической помощи с привлечением к этой работе психологов и священнослужителей;
  • оказание материальной помощи;
  • организация экстренной медико-психологической помощи;
  • содействие в трудоустройстве.

Необходимо отличать виды социально-медицинского обслуживания в РФ, оказываемого в рамках Закона, и набор социальных услуг, о котором идет речь в ст. 6.2 ФЗ РФ от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», в который включены: обеспечение необходимыми лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов; предоставление путевок на санаторно-курортное лечение; бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

Кроме того, от социальных услуг необходимо отличать социальное сопровождение (ст. 22 Закона), под которым понимается содействие гражданам, в том числе родителям, опекунам, попечителям, иным законным представителям несовершеннолетних детей, в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам. Такой вид социальных услуг в России, как сопровождение, осуществляется путем привлечения организаций, предоставляющих такую помощь, на основе межведомственного взаимодействия. Мероприятия по социальному сопровождению отражаются в индивидуальной программе.

Трудная жизненная ситуация

Социальная услуга предоставляется при наступлении конкретных юридических фактов, которые в документах называются трудной жизненной ситуацией.

Определение 5

Трудная жизненная ситуация — ряд обстоятельств, нарушающих жизнедеятельность человека, которые он не в состоянии преодолеть сам.

Если обратиться к юридической литературе, то тяжелыми жизненными обстоятельствами называют события, которые значимы для человека и связаны с его потребностями, ценностями. Эти события оказывают влияние на поведение, состояние, мировоззрение человека. Жизненные ситуации бывают устоявшимися и трудными. Трудные ситуации нарушают привычный порядок жизни, ставят перед человеком неразрешимые проблемы. Если такая ситуация наступает, человек чувствует себя беспомощным, его будущее неопределенно, возникает новая система требований к субъекту, а в результате стресс, психологический срыв, психическое расстройство.

Тяжелые обстоятельства могут наступить в связи с болезнью, травмой, частичной или полной утратой способности обслуживать себя, потерей родителей, семейным неблагополучием (жестокое обращение, асоциальное поведение членов семьи), наличием ВИЧ у члена семьи, наркотической , алкогольной зависимостью, наличием в семье инвалидов, в том числе и детей-инвалидов, бедностью, потерей жилья, ущербом в результате ЧП, стихийных бедствий, войн и по другим причинам.

Когда человек не в состоянии справиться с наступившими обстоятельствами, государство оказывает помощь в их преодолении.

Пример 1

Потеря имущества в результате стихийного бедствия требует немедленных социальных действий: размещения пострадавших, организации питания, медицинской помощи, мероприятий по восстановлению документов, обеспечения одеждой и предметами первой необходимости.

В трудной жизненной ситуации может оказаться как отдельный человек, так и семья. Можно выделить несколько категорий граждан, нуждающихся в социальной помощи государства:

  • граждане, имеющие инвалидность;
  • пожилые граждане, лишенные способности обслуживать себя;
  • дети, потерявшие родителей, безнадзорные и беспризорные дети, подвергшиеся жестокому обращению в семье, находящиеся в социально-опасном положении;
  • малоимущие граждане;
  • граждане, потерявшие жилье;
  • женщины, подвергшиеся физическому и психологическому насилию;
  • граждане, оказавшиеся в эпицентре катастроф, стихийных бедствий, войн, беженцы, вынужденные переселенцы.

Социальные услуги могут быть предоставлены семьям следующих категорий:

  • малоимущие;
  • имеющие в своем составе детей-сирот;
  • состоящие из пожилых людей;
  • оказавшиеся в чрезвычайной ситуации;
  • имеющие детей-инвалидов;
  • имеющие детей с умственными, физическими и психическими отклонениями.