Общие положения о госслужбе в рф. краткий обзор законов 79 и 58 фз

Оглавление статьи

Кто такие рабочие и служащие

В все наемные сотрудники организаций и предприятий разных форм собственности дифференцируются на рабочих и служащих. Между этими категориями есть принципиальная разница.

Рабочие – это люди, принимающие непосредственное участие в производстве материальных ценностей. Также они занимаются перевозкой пассажиров и грузов, ремонтными работами, обслуживанием поддержанием оборудования, оказанием сервисных услуг и т. д.

Их профессиональная обязанность – это физический труд, за который они получают оплату в основном на сдельно-премиальной основе в соответствии с утвержденными тарифными разрядами (от 2 до 8). Результат труда рабочего можно «пощупать руками», точно измерить и посчитать.

Служащие – это сотрудники, выполняющие работу нефизического характера, для занятия которой необходима профессиональная подготовка разных уровней (ее получают в ссузах и вузах, на курсах). Заняты такие работники в самых разных сферах экономики:

  • промышленность (проектировщики, инженеры, руководители цехов и отделов);
  • медицина (врачи);
  • сфера услуг (менеджеры, ИТ-специалисты);
  • торговля (консультанты, кассиры, продавцы);
  • образование (репетиторы, учителя, преподаватели, воспитатели);
  • государственная служба (чиновники, военные, полицейские) и др.

За свою работу они получают вознаграждение в виде должностного оклада, предусмотренного законодательством, а также дополнительных надбавок и премий. Результат труда служащих, как правило, нельзя точно измерить, его можно только оценить теоретически и довольно субъективно, принимая в расчет успехи подразделения (организации) или качество выполнения какой-то задачи.

Рабочие в основном трудятся в цехах предприятий, на строительных площадках, в поле, на кухне, в шахтах, животноводческих фермах и т. д. Служащие выполняют свои задачи в офисах, аудиториях, классах, больничных палатах. На производстве они в основном исполняют руководящие и контролирующие функции.

Обязанности

Люди государевы, что бы они ни делали, в первую очередь заботятся о сохранении целостности государства, исполнении его законов. Это их основная обязанность. Кроме того, они работают с населением, соблюдают права и законные интересы всех граждан. Если человек обратился в государственный орган, ему должны дать полноценный, всеобъемлющий ответ на вопрос. Служащим надлежит поддерживать уровень квалификации, развиваться, изучать новые законы и иные материалы. Они обязаны подчиняться приказам, независимо от собственного мнения по их поводу. Единственным исключением является незаконность распоряжения. В этом случае следует поставить в известность начальство. Знаете, у этих людей нагрузка такова, что приходится постоянно работать, чтобы соответствовать положению. Потому сокращение госслужащих неизменно, как шутят в Сети, приводит к их увеличению. Обязанностей и требований много, людей, им соответствующих, поди поищи. Это только со стороны кажется, что госслужба – сплошной мед с сахаром. На самом деле деньги там зарабатывают, а не получают. Несогласным предлагается самим попробовать пожить в таких жестких рамках. Удачи!

Образование групп по категорийности персонала

Классификация персонала производится исходя из следующих критериев:

  1. Руководящий состав.
  2. Специалисты в структуре организации.
  3. Рабочий персонал.
  4. Обслуживающий персонал.

В состав руководящего состава входят следующие работники:

  • директора и начальники;
  • управляющие работники;
  • начальники участков;
  • мастера участков;
  • заместители по всем направлениям.

К специалистам относят следующих работников: бухгалтеры, экономисты, инженеры, юристы, социологи, нормировщики и иные. К служащим относят: секретарей, чертежников, агентов, учетчиков, делопроизводителей и иных.

Персонал подразделяется на: производственный и вспомогательный.

Кто не относится к госслужащим в Российской Федерации

Учитывая, что диапазон возможных профессий государственных служащих чрезвычайно широк, а также наличие многих схожих концепций, часто возникает различная путаница в отношении того, кто все еще является участником системы и органов государственной службы, а кто нет это с точки зрения закона. И во многом легче заранее определить, кто в России не является государственным чиновником в принципе. И это:

  • Сотрудники региональных и муниципальных органов власти. Хотя муниципальные служащие имеют практически идентичный статус государственным служащим, с точки зрения правовой системы они не являются государственными служащими, поскольку, в первую очередь, представляют не все государство в целом, а отдельные регионы.

  • Рабочие госпредприятий. В Российской Федерации есть много стратегических предприятий, управление которыми осуществляется посредством владения контрольным пакетом акций Российской Федерацией как государством. При этом сотрудники таких компаний не имеют дополнительных социальных гарантий и в принципе не считаются государственными служащими.
  • Сотрудники бюджетных учреждений. Вы можете узнать больше о том, чем государственные служащие отличаются от государственных служащих и почему они не совпадают. В целом следует понимать, что работа в бюджетном учреждении не делает человека государственным служащим.
  • Судьи. Лица, участвующие в отправлении правосудия в Российской Федерации, не являются государственными служащими. Они относятся к отдельной категории людей с разными принципами правового регулирования. Однако те, кто оказывает услуги судебной системе, уже считаются государственными служащими.

Статус людей на выборных должностях в России довольно неоднозначен. Таким образом, в контексте действующего законодательства и судебной практики они могут как признаваться государственными служащими в одних случаях, так и не признаваться таковыми в других.

Определения

Ранее, в советские времена, не было разграничений на государственных служащих и просто служащих. Представленные понятия обладали схожим правовым статусом – этому свидетельствовали и специализированные документы, в которых указывалось место работы и социальное положение в качестве рабочего, крестьянина или служащего. Следовательно, в представленную категорию включали всех, кто не подходил в прочие категории. Сюда попадали не только работники госучреждений, но и учителя, военные, врачи и даже некоторые работники других отраслей негосударственных структур.

В отдельные периоды отдельные представители науки пытались дать определение государственным служащим. Особо часто это возникало на фоне реформ конца 50-х годов прошлого столетия. Многочисленные попытки зачастую сводились к необходимости разделения понятия на узкую и широкую трактовку. В общем смысле в представленную категорию служащих относятся работники умственного труда, которые относятся к государственному управлению. Сюда относятся управленческие органы, армия, учреждения образования, медицина и так далее.

В общем смысле государственными служащими ранее считались работники умственного труда, которые находятся на гособеспечении

На текущий момент такого разграничения нет – понятие приобрело четкую трактовку в соответствующем документе 1995 году. Здесь имеется полное определение направления деятельности, содержание функций.

Что касается деления государственной службы, то она делится на три разновидности. В ФЗ No58, статье 13 представлена следующая трактовка: под ГС следует понимать гражданина РФ, который осуществляет узконаправленную деятельность на должности, соответствующей направлению службы. Его значение осуществляется посредством специального акта и сопровождается служебным контрактом. За выполнение обязательств служащему выплачивается заработная плата за счет бюджета. На основании этого можно выделить следующие основные признаки ГС:

  • гражданин РФ;
  • связывается с деятельностью ГС;
  • получает денежное вознаграждение из бюджета.

С гражданскими служащими заключается служебный контракт

В ряде статей ФЗ перечисляются и другие признаки служащего. Если последние обобщить и представить на рассмотрение, то получится следующее определение: это гражданин РФ, который имеет возраст 18-65 лет, владеет государственным языком, имеет соответствующее образование и выполняет гражданский долг за денежное вознаграждение. В представленном понятии раскрыто 6 признаков, но основным из них считается исполнение обязательств, которые вверены должностью. Все остальные считаются вытекающими факторами.

На основании этого можно сделать вывод, что ГС занимает должность в аппарате власти

Важно отметить, что деятельность полит. руководителей, а также депутатов, министров и губернаторов не являются госслужащим

Ныне гражданский служащий занимает должность в аппарате власти

Какие существуют классификации и возможные градации гражданских служащих по различным признакам? Представленный вопрос не имеет четкого представления в законодательных актах, что необходимо связывать с невозможностью представить четкой градации по представленному вопросу. Тем не менее имеются негласное деление по отдельным признакам. Самым старым считается по уровню государственного подчинения и управления.

Это деление возникло с момента существования госслужбы. На территории России появилось еще до советского времени. В период становления СССР градация сохранилась и использовалась.

В середине 19 века появилась другая структура, которая сохранилась до сих пор и позволяет делить служащих. ГС, как и власть, делится на исполнительную, законодательную и судебную

Обратите внимание, что после Октябрьской революции такое деление прекратилось, тогда законодательная была объединена с исполнительной. С 1993 года в России опять возникло деление на три составных элемента

От законодательной отделилась исполнительная.

Выделяют несколько видов гражданских служащих

Следует отметить, что государственное управление выполняется последовательно, в полном соответствии с нормами права. Тем не менее, имеются некоторые перекосы, которые связываются с доминированием той или иной ветви. Это считается неотъемлемой частью властных отношений, и полного баланса не существует. Кроме различий по ветвям власти, существует деление по внутренним и организационным формам.

Пенсия

В российском законодательстве предусмотрены следующие виды пенсий государственных гражданских служащих:

  • по выслуге лет плюс страховые отчисления;
  • по инвалидности (при наличии).

Пенсионные выплаты по выслуге лет предоставляются федеральным и муниципальным работникам, имеющим определенный стаж (в государственной службе) и возраст. Для работников в государственных органах субъектов пенсионные выплаты регламентируются законами на уровне субъектов РФ. Обязательное требования – достижение пенсионного возраста (женщины – 55 лет, мужчины – 60).

Если служащий непрерывно проработал на государственной службе 16 лет, в 2018 году ему полагается пенсия, равная 45 % от среднемесячного заработка. Стоит отметить, что, в соответствии с изменениями в законе о пенсионном обеспечении в России, трудовой стаж с каждым годом увеличивается. Так, в 2026 году и в последующие годы работники могут получить пенсию по выслуге только при стаже, равном 20 годам на государственной службе.

Профессиональные обязанности

Поскольку перечень профессий государственных служащих очень велик, невозможно полностью описать их обязанности. Но мы можем выделить основные функции, применимые к должностным лицам различных ведомств:

  • контроль текущих дел в соответствующем секторе или сфере деятельности и планирование ее дальнейшего развития;
  • формулировать предложения по совершенствованию функционирования объектов на вверенной территории, способы и методы реализации этих проектов;
  • обучение.
  • рассмотрение жалоб и предложений граждан и общественных организаций, принимающих посетителей;
  • участие в конференциях, встречах и других мероприятиях, работа и представительство;
  • хранить государственные секреты и другую конфиденциальную информацию;
  • координация деятельности подчиненных;
  • поиск путей решения возникающих проблем;
  • контроль за исполнением законодательных и нормативных актов, а также ранее принятых решений;
  • гарантировать законные права граждан;
  • работа с документами (законодательные изменения, входящая и исходящая корреспонденция, проекты решений);

Особенностью деятельности государственных служащих является то, что они обязаны действовать строго в рамках законодательства при управлении государственными ресурсами и общественными процессами.

Классификация видов государственной службы

При классификации государственной службы по видам, должны быть определены критерии специфического правового регулирования. Но подобная классификация, исходя из принципа единства государственной службы в едином государстве, может превратиться в зависимости от специализации государственных органов, в простое перечисление полномочий государственных служащих при реализации ими через их деятельность тех же государственных полномочий.

Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» N 58 закрепил виды, на которые делится государственная служба. Но подобное деление ставит скорее новые вопросы, чем решает старые. Бабелюк Е.Г. не без оснований ставит под сомнение выделение нового, более универсального вида государственной службы, которая в настоящее время урегулирована российским законодательством, — это государственной гражданской службы. Она отмечает, что «Как представляется, сохранение организационно-должностной модели для гражданской службы, не отвечает современным потребностям общества.  При наделении федеральных агентств, которые являются самостоятельными видами федеральных органов исполнительной власти, функциями по оказанию государственных услуг все сложнее провести их разграничение с государственными учреждениями, иными государственными организациями (государственными внебюджетными фондами, Центральным банком РФ и другими), которые имеют государственно-властные полномочия. 

Статья 2 указанного Федерального закона закрепляет систему государственной службы, которая включает в себя следующие виды: 

  • государственную гражданскую службу;
  • военную службу;
  • государственную службу иных видов. 

При подобном критерии разграничения государственной службы, вряд ли такое понимание системы надолго сохранится неизменной. Также к государственной службе отнести, к примеру, работу на объектах атомной энергетики, которую вряд ли можно считать правоохранительной или государственной службой иных видов. Федеральный закон «О государственной службе российского казачества» от 05.12.2005 N 154-ФЗ к государственной службе относится данный вид деятельности.

Различное правовое регулирование органов, которые осуществляют государственную власть, а также установление различного статуса государственных должностных лиц, эту власть реализующих, приводит к сложностям в функционировании всего государственного аппарата, различиям в их статусе, неопределенности статуса некоторых областей государственной службы. Это нерационально с точки зрения, как существа государственной службы, так и юридической техники. 

В Федеральном законе «О системе государственной службы Российской Федерации» закреплено определение для каждого вида государственной службы. 

Типы государственных служащих в России

Основная статья: Государственная служба Российской Федерации

Согласно российскому законодательству выделяются следующие государственные служащие:

  • федеральные государственные служащие:
    • военнослужащие;
    • федеральные государственные гражданские служащие;
    • государственные служащие иных видов, статусы которых устанавливаются федеральными законами;
  • государственные гражданские служащие субъекта Российской Федерации.

Федеральный государственный служащий — работник, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счёт средств федерального бюджета.

Государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации — работник, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации и получающий денежное содержание (вознаграждение) за счёт средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

В случаях, предусмотренных Федеральным Законом, государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации может получать денежное содержание (вознаграждение) также за счёт средств федерального бюджета.

Государственными служащими субъекта Российской Федерации могут быть только гражданские служащие (служащие, состоящие на правоохранительной или военной службе (военнослужащий), являются только федеральными государственными служащими).

Перспективы профессий служащих

В быстро меняющемся современном мире профессии постоянно появляются и исчезают. Человеку, который думает о своем будущем, необходимо искать специальность, которая будет актуальна на рынке труда в течение длительного времени (учитель, строитель или фармацевт, например).

Один из современных трендов – это профессии на стыке, казалось бы, несовместимого – своего рода гуманитарные технологи или технологичные гуманитарии. К таким новым специальностям относятся:

  • системный биотехнолог – специалист по замене морально и технически устаревших решений в разных отраслях новыми биотехнологичными продуктами. К примеру, он поможет транспортным компаниям перестроиться на работу на биотопливе вместо дизельного горючего, а строительным – заменить бетон и цемент инновационными биоматериалами;
  • архитектор медоборудования – специалист одновременно в области инженерной и компьютерной графики, электроники, материаловедения, обладающий развитым пространственным мышлением, разбирающийся в анатомии и физиологии человека, биосовместимости материалов и приборов, к тому же эксперт по медицинской и технической безопасности;
  • оператор кросс-логистики – профессионал, в обязанности которого входит разработка оптимального способа перевозки людей и доставки грузов разными видами транспорта. Также одна из его задач – перераспределений нагрузки на транспортные сети;
  • IT-проповедник – специалист, к религии никакого отношения не имеющий. Его задача состоит в общении с потенциальными конечными пользователями IT-продуктов и продвижению новых цифровых решений среди тех, кто консервативно настроен и скептически относится к передовым технологиям.

Поэтому при наличии соответствующих способностей стоит получить высшее образование по нескольким профилям – новые профессии пока еще только формируются, но уже в ближайшие годы остро потребуются кросс-функциональные специалисты, способные работать на должностях служащих «нового поколения», а офисный планктон, перекладывающий бумажки с места на место, отправится в утиль (или на переквалификацию).

Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия служащие подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем
пройти тест на профориентацию от
Профгид.
Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь.
Узнать больше >>

Заработная плата

Профессия «госслужащий» считается престижной и хорошо оплачиваемой, хотя средняя заработная плата государственного служащего по стране составляет от 35 до 45 тысяч рублей в месяц. Но разброс в этом секторе достаточно широк: опытные менеджеры на высоких должностях получают гораздо больше молодых специалистов.

В структуру заработной платы государственных служащих входят:

  • официальная зарплата;
  • пособие на особые условия труда или работу с государственной тайной;
  • финансовая помощь в планировании отпуска.
  • приз;
  • ежемесячная надбавка за выслугу лет, которая увеличивается в зависимости от выслуги лет;
  • бонус за классный чин;

Кроме того, у людей, которые работают на государство, есть ряд преимуществ:

  • бесплатная медицинская помощь в специализированных центрах;
  • регистрация детей в дошкольных учреждениях без очереди;
  • повышение пенсии и сохранение определенных гарантий пенсионерам государственной службы.
  • бесплатное повышение квалификации;
  • возможность получить субсидию на покупку дома;
  • компенсация стоимости бензина, если работа предполагает использование собственного автомобиля;
  • оплачиваемый отпуск с увеличением его продолжительности;

Такой подход к мотивации сотрудников обеспечивает низкую текучесть кадров и стабильную работу всей системы.

Направления, специальности и учебные заведения по профилю подготовки

Профессия «государственный служащий» требует высшего образования по направлению работы чиновника. Однако для того чтобы стать профессиональным госслужащим, можно пройти и обучение чисто управленческим специальностям: «государственное и муниципальное управление», «региональное управление», «муниципальное управление», «государственное регулирование экономики» и др.

В идеале, чтобы стать высококлассным профессионалом и претендовать на высокие должности, сотруднику желательно закончить профильный вуз, а затем еще и получить образование государственного менеджера. Например, получив диплом экономиста, а затем управленца, можно претендовать на работу в профильном министерстве.

Программы подготовки муниципальных и государственных служащих сейчас есть во многих высших учебных заведениях страны. Остановимся на некоторых их них:

  • Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, имеющий целый ряд филиалов по стране (Липецк, Тула, Омск и др.);
  • Государственный университет управления (г. Москва);
  • Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации имеет Институт государственной службы и управления в Москве и ряд филиалов в регионах страны (Челябинск, Волгоград, Нижний Новгород, Тамбов и др.);
  • Новосибирский государственный университет экономики и управления;
  • Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики.

Кому подходит

Разобравшись, что такое госслужба и кто такой государственный служащий, рассмотрим, как стать чиновником в нашей стране. Для начала нужно проанализировать, какие профессии, относящиеся к госслужбе, подходят для имеющегося у претендента образования.

Затем нужно подавать на конкурс документы: заявление, анкету, диплом, военный билет, страховое свидетельство и др. При зачислении на младшие должности конкурс может не проводиться. Для должностей руководителей и старших специалистов обязательным является наличие высшего образования, обслуживающие специалисты могут иметь среднее специальное образование.

От чиновника требуется обладать такими качествами, как:

  • профессионализм и навыки работы по закрепленному направлению;
  • ответственность и терпение;
  • умение работать с документами и руководить людьми;
  • логическое мышление и аналитические способности;
  • хорошая память;
  • коммуникабельность и корректность.

Чаще всего человек становится госслужащим, чтобы реализовать свои амбиции, получить стабильную работу с достойной зарплатой. Но при этом для чиновников действует целый ряд ограничений. Им нельзя:

  • заниматься предпринимательской или другой деятельностью, предполагающей оплату труда, кроме творческой, педагогической и научной;
  • получать вознаграждение от других лиц за выполнение своей работы;
  • использовать в своих целях служебное положение, служебный автомобиль и другие средства обеспечения;
  • участвовать в деятельности политических партий;
  • работать в подчинении или управлять лицами, с которыми находится в родстве и др.

За нарушение этих ограничений чиновник увольняется с госслужбы и может быть привлечен к административной или уголовной ответственности.