Правовые основы государственного управления в сфере образования

Оглавление статьи

Введение

В современных условиях модернизации системы образования в РФ развиваются различные тенденции управления и руководства образовательной системой.

Содержание понятия об управлении и руководстве в педагогической теории раскрывается по-разному. Так, по мнению одних, управление по отношению к руководству является частным понятием и его функцией; другие предполагают, что руководство есть функция управления, считают управление прерогативой государственных органов народного образования, а руководство – сферой отдельного руководителя; третьи пользуются исключительно термином управление, понимая его как организованную и планомерную деятельность соответствующих органов (государственных и местных) и отдельных лиц, направленную на упорядочение, совершенствование  и развитие образования, школ и других учебно-воспитательных организаций. В последних исследованиях понятия об управлении и руководстве педагогическими системами рассматриваются в диалектическом единстве. Управление предполагает осуществление следующего цикла действий: планирования, организации, стимулирования, контроля и анализа результатов педагогического процесса, а руководство связано с осуществлением задач управления непосредственно в работе с людьми.  

Примечания

  1. Закон РСФСР от 14 июля 1990 года № 101-1 «О республиканских министерствах и государственных комитетах РСФСР» // Ведомости Совета народных депутатов и Верховного совета РСФСР. 1990. № 7. Ст. 100.
  2. Указ Президента РСФСР от 10 ноября 1991 № 186 «О Министерстве образования РСФСР» // Ведомости Совета народных депутатов и Верховного совета РСФСР. 1991. № 46 (14 ноября). Ст. 1573.
  3. ↑ Указ Президента РСФСР от 28 ноября 1991 № 242 «О реорганизации центральных органов государственного управления РСФСР» // Ведомости Совета народных депутатов и Верховного совета РСФСР. 1991. № 48 (28 ноября). Ст. 1696.
  4. ↑ Закон РСФСР от 25 декабря 1991 № 2094-1 «Об изменении названия государства Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1992. № 2 (9 января). Ст. 62.
  5. ↑ Указ Президента РФ от 14 августа 1996 г. № 1177 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» // Российская газета. 1996. № 155 (15 августа).
  6. Указ Президента РСФСР от 11 ноября 1991 № 186 «О Министерстве науки и технической политики РСФСР» // Ведомости Совета народных депутатов и Верховного совета РСФСР. 1991. № 46 (14 ноября). Ст. 1579.
  7. Закон Российской Федерации от 21 апреля 1992 года № 2708-I «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики» // Данный закон вступил в силу с момента опубликования в «Российской газете» 16 мая 1992 года.
  8. ↑ Закон РФ № 4547-1 «О реорганизации федеральных органов управления высшим образованием» // Российская газета. 1993. № 45 (6 марта).
  9. Указ Президента РФ от 30 апреля 1998 г. № 483 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» // Российская газета. 1998. № 87 (7 мая).
  10. ↑ Указ Президента РФ от 25 мая 1999 г. № 651 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» // Российская газета. 1999. № 102 (29 мая).
  11. Указ Президента РФ от 17 мая 2000 г. № 867 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» // Российская газета. 2000. № 97 (20 мая).
  12. ↑ Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» // Российская газета. 2004. № 50 (12 марта).
  13. ↑ . Российская газета (15 мая 2018). Дата обращения: 16 мая 2018.

Система и правовое положение органов исполнительной власти, осуществляющих управление в области образования и науки

Государственное управление в области науки и образования осуществляют Министерство просвещения Российской Федерации, Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, а также Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки и Федеральное агентство по делам молодежи, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации.

Министерство просвещения Российской Федерации (Минпросвещения России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сферах:

  • общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования;
  • профессионального обучения;
  • дополнительного образования детей и взрослых;
  • воспитания, опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан;
  • социальной поддержки и социальной защиты обучающихся.

Министерство также осуществляет функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых, воспитания.

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации (Минобрнауки России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сферах:

  • высшего образования и соответствующего дополнительного профессионального образования;
  • научной, научно-технической и инновационной деятельности, нанотехнологий, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности;
  • социальной поддержки и социальной защиты обучающихся, молодежной политики.

Министерство также осуществляет функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере высшего образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, включая деятельность федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров, уникальных научных стендов и установок, федеральных центров коллективного пользования, ведущих научных школ, национальной исследовательской компьютерной сети нового поколения и информационное обеспечение научной, научно-технической и инновационной деятельности.

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере государственной регламентации образовательной деятельности, функции по контролю и надзору в сфере образования и науки, а также функции по признанию образования и квалификации, полученных в иностранном государстве.

Государственное управление в данной сфере также осуществляет Федеральное агентство по делам молодежи (Росмолодежь) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере государственной молодежной политики, реализации во взаимодействии с общественными организациями и движениями, представляющими интересы молодежи, мероприятий, направленных на обеспечение здорового образа жизни молодежи, нравственного и патриотического воспитания и на реализацию молодежью своих профессиональных возможностей.

Контрольные вопросы

  1. Правовые основы государственного управления в области образования и науки.
  2. Система и компетенция положение органов исполнительной власти, осуществляющих управление в области образования и науки.

показать содержание

Региональный и муниципальный уровень

Региональный уровень управления образованием представлен органами государственной власти, которые находятся в субъектах РФ и управляют сферой образования.

В их состав входят управления образования РФ, включая министерства, комитеты, департаменты и др. Они отличаются от федеральных органов тем, что занимаются осуществлением функционального управления системой образования в рамках конкретного региона.

Что касается муниципального уровня управления образованием, то он включает органы местного самоуправления, расположенные в муниципальных районах и городских округах. С их помощью там осуществляется управление сферой образования.

Также полномочиями в этой сфере наделены, в частности, отделы образования (отделы народного образования). Они формируются определенными муниципальными органами власти и осуществляют управление учебными заведениями муниципального уровня.

Замечание 3

Важнейшая особенность организации системы управления этого уровня заключается в том, что органы местного самоуправления (муниципальные органы) не могут являться органами государственного управления и власти (12 статья Конституции РФ). По этой причине муниципальные учебные заведения нельзя считать формально государственными.

Таким образом, реализация гарантий со стороны государства, которые провозглашает Конституция РФ, происходит с помощью сети формально негосударственных учебных заведений.

Для системы управления образованием, как и любой другой системы, необходимо постоянное совершенствование и развитие. Для этой цели производится разработка Федеральных целевых программ развития образования, которые утверждает Правительство РФ.Такие программы предусматривают систему мероприятий в области обеспечения доступного и качественного образования, которое соответствует требованиям инновационного социально ориентированного развития нашего государства.

В состав стратегических задач Программ можно включить:

  • модернизацию общего и дошкольного образования в качестве института социального развития;
  • приведение состава и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда;
  • развитие востребованности услуг в сфере образования и совершенствование системы оценки качества.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Современные предпосылки развития управления системой образования

В настоящее время в РФ идет становление новой системы образования – совокупности образовательных программ и стандартов, сети образовательных организаций и органов управления, а также комплекса принципов, определяющих функционирование системы, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет. 1). Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей оперирования информацией, творческим решением проблем науки и рыночной практики с акцентом на индивидуализацию образовательных программ. 2). Традиционные способы информации – устная и письменная речь, телефонная и радиосвязь уступают место компьютерным средствам обучения, использованию телекоммуникационных сетей глобального масштаба. 3). Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учениками. 4). Особая роль отводится духовному-нравственному воспитанию личности, становлению нравственного облика Человека. 5). Намечается дальнейшая интеграция образовательных факторов: школы, семьи, микро- и макросоциума. 6).  Увеличивается роль науки в создании педагогических технологий, адекватных уровню общественного знания. 7). В Российском образовании провозглашен сегодня принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам образовательных организаций выбирать и конструировать процесс по любой модели, включая авторские. В этом направлении идет и прогресс образования: разработка различных вариантов его содержания, использование возможностей современной дидактики в повышении эффективности образовательных структур; научная разработка и практическое обоснование новых идей и технологий. При этом важен своего рода диалог различных педагогических систем и технологий обучения, апробирование в практике новых форм – дополнительных и альтернативных государственной системе образования, использование в современных российских условиях целостных педагогических систем прошлого.

Характер системы образования в любом государстве определяется социально-экономическим, политическим строем, культурно-историческими, национальными особенностями страны. Требования общества к образованию выражаются в системе принципов государственной образовательной политики.  В настоящее время в основу модернизации системы образования РФ положены такие принципы:

  • гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, право личности на свободное развитие;
  • единство федерального образования при праве на своеобразие образования национальных и региональных культур;
  • общедоступность образования и адаптивность системы образования к потребностям обучаемых;
  • светский характер образования в государственных учреждениях;
  • свобода и плюрализм в образовании;
  • демократический, государственно-общественный характер управления, самостоятельность образовательных учреждений.

Эти принципы определяют основные направления, приоритеты образовательной политики и, следовательно, характер образования и специфику образовательных организаций в стране.

Одна из отличительных особенностей современной системы образования – переход от государственного к государственно-общественному управлению образованием. Основная идея государственно-общественного управления образованием состоит в том, чтобы объединить усилия государства и общества в решении проблем образования, предоставить учителям, учащимся, родителям больше прав и свобод в выборе содержания, форм и методов организации учебного процесса, в выборе различных типов образовательных учреждений. Выбор прав и свобод личностью делает человека не только объектом образования, но и его активным субъектом, самостоятельно определяющим свой выбор из широкого спектра образовательных программ, учебных заведений, типов отношений.

1991—1996 годы

Министерство образования Российской Федерации (1991—1996)

  • 14 июля 1990 года Министерство народного образования РСФСР переименовано в Министерство образования РСФСР .
  • 10 ноября 1991 года — преобразовано, включив в себя кроме Министерства образования РСФСР также Государственный комитет РСФСР по молодежной политике и Государственный комитет РСФСР по делам науки и высшей школы (в части высшей школы) .
  • 28 ноября 1991 года вопросы высшей школы переданы в Министерство науки, высшей школы и технической политики РСФСР .
  • 25 декабря 1991 года переименовано в Министерство образования Российской Федерации в связи с изменением наименования государства .
  • 14 августа 1996 года упразднено с передачей его функций в Министерство общего и профессионального образования РФ .

Основным содержанием работы министерства в этот период было проведение школьной реформы, направленной на деидеологизацию, демократизацию и обновление отечественного образования. В 1992 году на основании разработанного в министерстве проекта был принят закон «Об образовании», ключевой в данной области. Начат процесс создания частных учебных заведений. Академия педагогических наук СССР преобразована в Российскую академию образования.

Министры образования РФ:

  1. Днепров, Эдуард Дмитриевич (14 июля  — 4 декабря ).
  2. Ткаченко, Евгений Викторович (23 декабря  — 14 августа ).

Министерство науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации (1991—1993)

  • 11 ноября 1991 года образовано как Министерство науки и технической политики РСФСР на базе Государственного комитета РСФСР по делам науки и высшей школы (в части науки) и Государственного комитета СССР по науке и технологиям  (в дальнейшем в состав министерства был включен еще ряд бывших ведомств СССР).
  • 28 ноября 1991 года в связи с передачей вопросов высшей школы из Министерства образования РСФСР преобразовано в Министерство науки, высшей школы и технической политики РСФСР .
  • 25 декабря 1991 года (или 16 мая 1992 года) переименовано в Министерство науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации в связи с изменением наименования государства 
  • 6 марта 1993 года преобразовано в Министерство науки и технической политики РФ, утратив функции управления высшим и послевузовским образованием, перешедшие ко вновь образованному Госкомвузу РФ .

Министр науки, высшей школы и технической политики РФ:

  1. Салтыков, Борис Георгиевич (11 ноября  — 14 августа )

Государственный комитет по высшему образованию Российской Федерации (1993—1996)

  • 6 марта 1993 года образован путём выделения из состава Министерства науки, высшей школы и технической политики РФ .
  • 14 августа 1996 года упразднен с передачей его функций в Министерство общего и профессионального образования РФ .

Председатель Госкомвуза РФ:

  1. Кинелёв, Владимир Георгиевич (21 апреля  — 14 августа ).

Найдено научных статей по теме — 15

Кризис управления в системе образования

Владимир Дунаев

Диспропорции белорусской образовательной системы и низкое качестве человеческого капитала не являлись новостью и раньше, но лишь в последнее время представители власти вслед за независимыми экспертами начали говорить об этом вслух

Системное управление педагогическим образованием

Жилина Алла Ивановна

В статье исследуются понятия системного управления педагогическим образо-ванием с современных позиций теории систем.

О роли рейтингов в управлении системой образования

Тарасенко Феликс Петрович

На примере образовательных систем обсуждаются трудности, возникающие в практике управления социальными системами на основе рейтингового оценивания состояний управляемых объектов.

Управление качеством в системе высшего образования

Семченко Анжелика Ахмеджановна

The article defines the basics of quality management in higher education in our country, given the opinions of scholars about the definition of quality in higher education, analyzes the main trends in the development in the area.

Вопросы инноваций в системе управления образованием

Шендерей Павел Эдуардович, Романова Ираида Николаевна, Шендерей Евгений Эдуардович, Климова Ольга Владимировна

В настоящей работе рассматриваются вопросы, возникающие в процессе реализации систем управления инновационным образованием.

Системный подход к управлению качеством образования

Бегимкулова Вилоят Каландаровна

В данной статье рассматривается системный подход к управлению качеством образования.

Проблемы управления системой образования Азербайджана

Алиева Севиндж Надир Кызы

Перемены, происходящие в нашей республике, в том числе и в системе образования, заставляют по-новому взглянуть на задачи социологии образования.

Корпоративная система управления качеством образования

Поляков Владимир Михайлович

Представлены основные методологические принципы создания интегрированной системы управления университетом и качеством образовательных услуг.

Управление качеством в системе высшего образования США

Гугелев Александр Владимирович, Семченко Анжелика Ахмеджановна

В научной статье рассмотрены основные современные теории и проблемы, связанные с управлением качеством в системе высшего профессионального образования США.

Социальные технологии в управлении системой образования

Дусенко Светлана Викторовна

Рассматриваются актуальность и значимость использования в образовательном процессе соци-альных технологий, способствующих изменению социальных ситуаций или социальных систем, азначит, совершенствованию управления системой российск

Модели управления многоуровневыми системами образования

Алпатов Юрий Михайлович, Молчанов Сергей Валерьевич, Грудцына Людмила Юрьевна

В статье приводится анализ моделей управления многоуровневыми системами образования в современном российском законодательстве об образовании

Выводы

Именно такая ориентация управления образовательной деятельности позволяет выделить ряд принципов, которыми следует руководствоваться в процессе многоплановой, длительной и трудоемкой перестройки всех звеньев управления образовательной организацией. К числу наиболее важных следует отнести:

  • принцип гуманизации, основывающийся на переориентации учебно-воспитательного процесса на личность, её гармоничное развитие, усиление внимания к жизненным интересам, мотивам поведения человека как высшей ценности общества;
  • принцип индивидуализации, требующий учета различий в интеллектуальной, эмоциональной, потребностно-волевой сферах личности, особенностей физического состояния, уровня психического развития каждого учащегося, возможностей его включения в групповые и коллективные формы учебно-воспитательной работы, в систему межличностных отношений;
  • принцип дифференциации, ориентированный на создание необходимых условий для наиболее полного проявления способностей каждого учащегося и обеспечивающий возможность и свободу выбора индивидуального пути развития каждой личности с учетом её интересов, мотивов, ценностных установок;
  • принцип гуманитаризации, предполагающий усиление внимания к учебным дисциплинам гуманитарного цикла, обогащение естественнонаучных и технических дисциплин материалом, раскрывающим борьбу научных идей, человеческие судьбы ученых-первооткрывателей, зависимость социально-экономического и научно-технического прогресса от личностных, нравственных качеств человека, его творческих способностей, профессиональной компетенции;
  • принцип демократизации, создающий предпосылки для развития активности, инициативы, творчества педагогов и учащихся, широкого участия общественности в управлении образованием;
  • принцип интеграции, основывающийся на объединении всех воспитательных сил общества, органическом единстве школы, семьи, общественности, культуры, средств массовой коммуникации .