Низкий средний балл аттестата: все кончено или шансы на поступление есть?

Оглавление статьи

На кого пойти учиться после 9 класса

Все средние специальные учебные заведения сейчас официально считаются «профессиональными образовательными организациями». Чаще всего их называют колледжами или техникумами, но эти наименования практически ничего не значат – некоторые ссузы просто сохраняют те названия, под которыми были известны на протяжении многих лет.

Поступление в любой ссуз проходит по среднему баллу аттестата (на который влияют результаты ОГЭ). Как правило, выпускникам 9 классов с тройками проще поступить в те учебные заведения, которые раньше относились к разряду техникумов. В любом случае стоит выяснить, какие колледжи есть в твоем городе и для поступления в какие из них достаточно невысоких оценок (обычно узнать проходные баллы прошлого года можно на официальном сайте учреждения). Мы же составили список направлений подготовки в колледжах, наиболее доступных для абитуриентов с тройками в аттестатах:

  1. Строительные. Маляр, штукатур, фрезеровщик, кровельщик, электромонтажник – это лишь небольшая часть профессий, востребованных (и неплохо оплачиваемых) в строительстве и ремонте. Некоторые из них считаются сугубо мужскими, тогда как, например, среди маляров достаточно много девушек.
  2. Технические. Ты можешь стать слесарем, металлургом, электромехаником, автомехаником. Главное – выбрать профессию, которая, во-первых, будет тебе нравиться, а во-вторых, – будет востребована там, где ты собираешься жить после завершения обучения.
  3. Аграрные. Возможно, тебя заинтересует ветеринария, кинология, агрономия, растениеводство, садово-парковое строительство. В перспективе эти специальности позволят устроиться на работу на сельскохозяйственные предприятия, в ветеринарные клиники и другие государственные и частные компании и учреждения.

  4. Экономические. В колледже можно отучиться на бухгалтера, экспедитора, менеджера по закупкам и т. п. – это профессии, которые востребованы всегда на всех предприятиях.
  5. Медицинские. На уровне среднего специального образования ты можешь изучить сестринское и акушерское дело, фармацию, лабораторную диагностику. Только помни, что от качества работы медиков зависят жизнь и здоровье других людей, поэтому постарайся учиться усерднее, чем в 9 классе школы.
  6. Юридические. Для того чтобы построить карьеру в области юриспруденции, понадобится получить высшее образование. Однако и после юридического колледжа ты сможешь попытаться устроиться на работу юрисконсультом, помощником адвоката или нотариуса.
  7. Педагогические. Если тебе нравится работать с детьми и помогать другим людям, ты можешь поступить в ссуз, чтобы получить профессии педагога младших классов, воспитателя, социального работника. Они всегда востребованы, а в частных образовательных учреждениях – еще и хорошо оплачиваемы.
  8. Связанные со спортом и туризмом. Возможно, в твоем аттестате после 9 класса будут красоваться тройки, но ты в отличной физической форме и хотел бы связать свою профессию со спортом. Или ты плохо разбираешься в физике и химии, но зато интересуешься историей или географией и мечтаешь стать, например, туроператором или гидом. Оба варианта открывают тебе дорогу в колледжи, специализирующиеся на спорте и рекреации.
  9. Кулинарные. Повар, пекарь, кондитер, обвальщик и другие профессии всегда востребованы в заведениях общественного питания, гипермаркетах, в пищевых цехах предприятий. И оценки по многим предметам не так уж и важны для успешного освоения этих профессий.
  10. Творческие. Наконец, если ты не очень «дружишь» со школьными предметами, но у тебя есть способности к какому-то виду искусства: например, к танцам, пению, рисованию, актерству, – ты можешь поступить в ссуз на соответствующую специальность и стать хореографом, иллюстратором, флористом и так далее.

Итак, куда можно поступить троечнику после 9 класса? Надо постараться подобрать несколько вариантов из ссузов в твоем населенном пункте. Ты имеешь право подать документы сразу в неограниченное количество образовательных учреждений, и в твоем случае – когда не можешь быть на 100 % уверен в том, что попадешь в выбранный колледж – лучше перестраховаться. Постарайся выбирать не только по проходному баллу, но и исходя из своих предпочтений, ведь так тебе будет гораздо легче и интереснее учиться, а потом и работать.

Пример расчета GPA

В дипломе студента бакалавриата следующие оценки:

1 Философия Зачёт

2 История права Зачёт

3 Правоведение 4 (Хорошо)

4 Французский язык 5 (Отлично)

5 Математика 5 (Отлично)

6 Теория статистики Зачёт

7 Информатика 5 (Отлично)

8 Основы менеджмента 5 (Отлично)

9 Макроэкономика 5 (Отлично)

Всего 9 предметов: 3 зачета, 6 экзаменов.

Сделав несложный расчет, получим значения среднего балла:

44/9 = 4.88 с учетом зачетов или 29/6 = 4.83 без их учета.

Заявите максимально возможный GPA

Например «4.88 out of 5», получил о Вас лучшее представление.

Помимо оценок по школьным предметам в аттестате, немаловажную роль играет средний бал. Расчет среднего балла школьного аттестата производится определенным образом и впоследствии влияет на дальнейшее обучение. Посчитать средний балл аттестата можно и самостоятельно. Для этого понадобятся лишь аттестат, калькулятор и знание математики.

Алгебра, геометрия и ОГЭ – что пойдет в аттестат

В учебном плане школы предмет «математика» может быть разделен на два отдельных курса – алгебру и геометрию, и за каждую дисциплину годовая оценка выводится отдельно. Но в аттестате есть общая графа только для математики в целом. В этом случае вычисляется среднее арифметическое трех оценок: за каждый предмет и за ОГЭ. Конечный результат пойдет в аттестат за 9 класс.

На примере:

За год по алгебре – 5, по геометрии – 4. На ОГЭ девятиклассник получил за всю математику 4. Среднее арифметическое: (5 + 4 + 4) : 3 = 13 : 3 = 4,3. Результат округляется до четырех. Именно эта оценка ставится в аттестат.

Таблица оценок в аттестат за ОГЭ по математике – округленное среднее арифметическое за два предмета (алгебра + геометрия) и экзамен

Алгебра

Геометрия

ОГЭ

Аттестат

5

5

5

5

5

5

4

5

5

4

5

5

5

4

4

4

5

5

3

4

5

3

5

4

5

3

3

4

5

4

3

4

5

3

4

4

4

4

4

4

4

4

5

4

4

5

5

5

4

5

4

4

4

5

3

4

4

4

3

4

4

3

5

4

4

5

3

4

4

3

4

4

4

3

3

3

3

3

3

3

3

4

4

4

3

4

5

4

3

5

4

4

3

5

3

4

3

3

5

4

3

3

4

3

3

4

3

3

3

5

3

4

Комбинаций оценок за год и за ОГЭ, при которых в аттестат пойдет тройка, немного – всего четыре.

Экстернам, которые учились в форме семейного образования или по неаккредитованным программам и прошли в аккредитованной школе ГИА за 9 класс, в аттестат за все четыре предмета (русский, математику и два «выборных») пойдет среднее арифметическое оценок за промежуточную аттестацию и ОГЭ.

Подробно правила заполнения аттестатов за 9 класс и методика подсчета оценок (пункт 5.3) изложены в приказе Минпросвещения .

Какие требования к GPA предъявляют вузы США

  • 4 балла — топовые вузы уровня Лиги Плюща

  • 3.5–4 балла — университеты из национального рейтинга топ-20

  • 2.5–3.5 балла — университеты из национального рейтинга топ-200

Вступительные требования можно посмотреть в разделе “Admissions” на сайте университета. Например, в Stanford University средний GPA равняется 3.95, в American University — 3.66, в Hult International Business School — 3.04. 

Если вы не круглый отличник, в Harvard University вашу заявку вряд ли станут рассматривать. Но в престижные вузы все-таки можно поступить даже с не очень высокими оценками в аттестате.

Совет от IQ Consultancy

В Америке можно сменить вуз на любом этапе обучения. Вы поступаете в университет с более низкими вступительными требованиями, улучшаете свой средний балл, а по окончании первого курса (или по достижении нужного GPA) подаете документы в другое учебное заведение.

Повысить GPA в старших классах американской школы помогают программы Advanced Placement (AP), на которых предметы изучают на университетском уровне. На сайтах американских вузов оценку с учетом глубины курса называют Weighted GPA. Например, в Harvard University средний GPA равняется 4.18 — балл, который невозможно получить без предметов уровня AP.

Что нужно сделать, чтобы получить аттестат

Помимо вышеперечисленных дисциплин, существует список предметов, по которым необходимо сдать основной государственный экзамен. К ним относятся:

  • русский язык;
  • математика;
  • две дисциплины по выбору самого школьника.

ОГЭ по этим предметам необходимо сдать как минимум на «тройку», что позволит после девятого класса получить аттестат. Если по итогам экзамена ученик получает «2», он имеет право на пересдачу, которая осуществляется не позднее, чем через 30 дней. Сама экзаменационная оценка в аттестат не вносится, так как итоговый результат рассчитывается по схеме, о которой мы рассказали раньше.

Требования к среднему баллу

Достаточный средний балл — это основное требование при поступлении; в большинстве вузов это просто высокий, а не высший балл. Поскольку каждый вуз выдвигает свои требования, имеет смысл подавать документы сразу в несколько вузов, выбирая среди них как учебные заведения с высоким, так и с более низким конкурсом.

Интересно!

Средний балл аттестата 1,5 позволяет поступить почти в любой немецкий вуз. Балл от 1,5 до 3 позволяет поступить на большинство программ.

Поступление в немецкий вуз открывает огромные перспективы, и это доступный шаг для большинства выпускников школ. Основной критерий, по которым происходит зачисление на бесплатную учебу — средний балл аттестата, который выпускники школ из СНГ могут примерно рассчитать, воспользовавшись Баварской формулой для перевода оценок. Если средний балл не так высок, как хотелось бы, есть эффективные способы повысить его. Какие это способы, как выбрать вуз и подать документы? Поинтересуйтесь у специалистов.

Что происходит в 2020 году

Длительные карантинные меры, направленные на предотвращение дальнейшего инфицирования населения, принесли неожиданные последствия для обычной жизни россиян. Они отразились на всех важных событиях и повлияли на дальнейший их ход. Это коснулось и поступления школьников в различные учебные заведения после 9 класса.

Многие родители оказались в сложном положении из-за коронавируса. Некоторым пришлось оформлять отпуск за свой счет, а то и вовсе сидеть без работы. Многие и ранее рассчитывали только на бюджет при продолжении детьми дальнейшего образования.

Поступление в техникум или колледж — это двойной бонус: получение среднего полного образования и профессии, ступенька для возможности продолжить его в ВУЗе. Однако экстремальные условия внесли свои коррективы в планы и заставили задуматься, какой балл аттестата нужен для их исполнения:

  • Ранее на исполнение желаний могли повлиять обязательные итоговые экзамены и два необязательных по выбору. Однако они отменены на официальном уровне. Такое положение закреплено на законодательном уровне не только в Госдуме и Совфеде, но и подписано Правительством России.
  • Отмена таких важных этапов означает, что выставление отметок в аттестат пройдет по упрощенной форме – их внесут только на основании годовых отметок, полученных во второй половине года. Большая роль отводится и результатам дистанционного обучения – новой формы получения знаний для широких кругов. Но ее минусом является то, что она не до конца разработана. Такая форма обучения воспринимается как временная мера.
  • Перенесены и сроки подачи документов – если ранее они заканчивались в июле, то теперь можно поступать вплоть до 25 ноября, особенно если свободные места все еще имеются в наличии.

Однако даже при таких пертурбациях и решающем влиянии оценок из основного документа, полученного выпускником без ОГЭ, единого ответа на вопрос о необходимом количестве баллов нет.

При этом с подачей документов могут возникнуть разночтения, поскольку ССУЗы – средние специальные учебные заведения, получили от правительства карт-бланш на принятие мер по обеспечению дальнейшего учебного процесса по собственному разумению.

Досье третье. Алексей Владимирович. Историк

Историк у нас не плохой мужик, но какой-то очень “зашуганный” что ли. Не знаю как это еще назвать.
Иногда у меня вообще ощущение, что он всех боится.

Директора боится, завуча боится, даже наш шумный класс и то боится. И мне это не кажется, я не придумал это себе. Так и есть.

Вы бы видели, что с ним творилось перед открытым уроком. Да и на самом уроке тоже. У него же даже губы дрожали. Зачем он только вообще соглашается на всякие открытые уроки…

Еще он очень зависим от чужого мнения. Все время ссылается на слова директора или завуча. Меняется в лице, если ему сказать, что это слова директора.

А еще он не переносит никаких шуток в свой адрес, ему все время кажется, что все думают о нем плохо.

История. Действуем

С Алексеем Владимировичем легче, чем с остальными. Нужно дать ему почувствовать себя главным и нужным, сославшись при этом на мнение других людей. Сергей Васильевич — учитель химии — отличный вариант.

Я решил не просить Алексея Владимировича об исправлении оценок, а посоветоваться с ним, стоит ли этим заниматься. Я сразу отдал инициативу в его руки, он чувствовал, что от его решения все зависит.

Выглядело это так.

Алексей Владимирович, можно я войду. Мне нужен ваш совет.
Входи.
Алексей Владимирович, я хочу после 9 класса в колледж поступать, для этого нужны хорошие оценки. Я уже взялся за исправление трояков за четверть, но не знаю, стоит ли еще стараться “4” на “5” исправить. У меня по вашему предмету “4”, поэтому я и решил именно у вас спросить. Сергей Васильевич сказал, что надо и над четверками поработать тоже

Мне ваши уроки нравятся и наверное мог и на пятерку готовиться, но мне важно что вы скажете.

Алексей Владимирович заулыбался. А затем стал вести себя очень необычно — раскованно, даже я бы даже сказал не раскованно, а развязано. Начал говорить мне о независимости, что нужно быть самим собой, идти к цели, никого не слушая.

Ему не шло такое поведение абсолютно, выглядело фальшиво и неестественно. Но ему хотелось побыть в этой роли, и он в нее “влез”.

Пусть. Каждый человек имеет право хоть немного побыть тем, кем ему хочется.

Об исправлении четверки по истории мы договорились легко.

Впереди была биология. Ох, уж эта биология.

Как считать средние для разнородных данных

В ситуациях с подсчетом заработной платы важно учитывать вес каждого значения. Это означает, что зарплаты олигархов и банкиров получили бы вес, например, 0,00001, а зарплаты продавцов — 0,12. Это цифры с потолка, но они приблизительно иллюстрируют распространенность олигархов и продавцов в российском обществе

Это цифры с потолка, но они приблизительно иллюстрируют распространенность олигархов и продавцов в российском обществе.

Таким образом, для подсчета среднего средних или среднего значения в разнородном массиве данных, требуется использовать среднее арифметическое взвешенное. Иначе вы получите среднюю зарплату по России на уровне 27 000 рублей. Если же вы хотите узнать свою среднюю оценку по математике или среднее количество забитых шайб выбранного хоккеиста, то вам подойдет калькулятор среднего арифметического.

Стандартный способ вычисления

Самый простой и известный способ найти среднее арифметическое набора чисел — это воспользоваться специальной кнопкой на ленте Microsoft Excel. Выделяем диапазон чисел, расположенных в столбце или в строке документа. Находясь во вкладке «Главная», жмем на кнопку «Автосумма», которая расположена на ленте в блоке инструментов «Редактирование». Из выпадающее списка выбираем пункт «Среднее».

После этого, с помощью функции «СРЗНАЧ», производится расчет. В ячейку под выделенным столбцом, или справа от выделенной строки, выводится средняя арифметическая данного набора чисел.

Этот способ хорош простотой и удобством. Но, у него имеются и существенные недостатки. С помощью этого способа можно произвести подсчет среднего значения только тех чисел, которые располагаются в ряд в одном столбце, или в одной строке. А вот, с массивом ячеек, или с разрозненными ячейками на листе, с помощью этого способа работать нельзя.

Например, если выделить два столбца, и вышеописанным способом вычислить среднее арифметическое, то ответ будет дан для каждого столбца в отдельности, а не для всего массива ячеек.

Аргументы СРЗНАЧ

  • число1 – первое число или диапазон чисел, для расчета среднего арифметического;
  • число2 (Опционально) – второе число или диапазон чисел для расчета среднего арифметического. Максимальное количество аргументов функции – 255.

Для расчета проделайте следующие шаги:

  • Выделите любую ячейку;
  • Напишите в ней формулу =СРЗНАЧ(
  • Выделите диапазон ячеек, для которого требуется сделать расчет;
  • Нажмите клавишу “Enter” на клавиатуре

Функция рассчитает среднее значение в указанном диапазоне среди тех ячеек, в которых есть числа.

Как получить аттестат особого образца (с отличием) за 9 класс?

С 2019 года вступили в силу новые правила для получения аттестата с отличием. Такой документ будет выдаваться учащимся в том случае успешной сдачи всех экзаменов и при наличии отметок «отлично» по всем предметам за учебный год. 

Аттестат об окончании 9 класса может быть красным или фиолетовым. Это зависит от оценок в документе. Ежегодно правительство меняет правила его заполнения. Недавно аттестаты стали печататься на специальной бумаге для того, чтобы исключить подделку документа. Для получения аттестата об основном общем образовании необходимо пройти всю учебную программу и сдать ОГЭ. Если школьник не сдал экзамены, его могут оставить учиться на второй год или выдать справку о том, что учащийся обучался в школе. Его могут принять в учебную организацию и после прохождения учебного плана выдать аттестат.

Что будет, если не сдать экзамены в девятом классе, смотрите в следующем видео:

Как ставятся оценки в аттестат: система выставления

Система выставления оценок в аттестат довольно проста и складывается всего из шести оценок по каждому из предметов. Берут общее количество всех полугодовых и годовых оценок,полученных за 10-й и 11-й классы по каждому предмету, суммируют их и делят на 6. Так получают среднее арифметическое и округляют его до целого числа.

Посчитать свою оценку можно самостоятельно, значение легко рассчитывается.

При этом действуют математические правила округления. Десятичные значения, начинающиеся на числа до 5 округляются до предыдущего целого, а десятичные, начинающиеся на 5 и больше — до следующего целого.

Пример:

У ученика были оценки 4, 4, 3, 3, 4, 4. Какая оценка будет в аттестате?

Ответ: Рассчитываем среднее арифметическое данных значений.

(4 + 4 + 3 + 3 + 4 + 4) : 6 = 3,66

Округляем до целого и получаем итоговую оценку 4. Именно она будет в аттестате.

Но нужно понимать, что у оценок может быть разный вес. Например, за контрольную ученик получил 3 балла, а за домашнюю работу 4. В этом случае итоговая оценка будет 3 балла, так как контрольная обладает большей значимостью.

Полученные баллы по ЕГЭ не влияют на отметку в аттестате.

Оценки за пробные предварительные ЕГЭ могут поставить в учебный журнал, но также не могут быть проставлены в аттестат. Важный нюанс: школа может самостоятельно устанавливать регламенты выставления оценок в школьном журнале. Заранее проконсультируйтесь с заведующим по учебной части и заранее ознакомьтесь с особенностями формирования отметок в вашей школе.

Красный аттестат

Красный аттестат или, как его официально называют, «аттестат с отличием» получить сложнее, чем базовый, однако именно он дает ряд преимуществ при поступлении. Так, абитуриент с таким аттестатом может получить дополнительно до 10 баллов. Сколько конкретно баллов будет добавлено, решает индивидуально каждый вуз. Можно заранее найти информацию на сайте институтов о том, как оценивается у них аттестат с отличием.

Кроме этого, аттестат даст преимущество в случае, когда несколько претендентов набрали равное количество баллов.

И наконец, некоторые вузы принимают отличников без вступительных экзаменов.

Условия для получения красного аттестата

  1. Итоговые пятерки по всем учебным дисциплинам за десятый и одиннадцатый классы.
  2. Набрано не менее 70 баллов по Единому государственному экзамену по математике (профильной) и русскому языку. Для базовой математики действует не балльная система, а стандартные оценки. Для красного аттестата по ней нужно будет получить «отлично».

Тем, кто находится на самообразовании

Не все учащиеся посещают государственные школы, некоторые предпочитают учиться дома или в частных заведениях. Для них правила получения аттестата отличаются.

Во-первых, для выставления оценок в документ об окончании школы они должны иметь как минимум удовлетворительные результаты по итогам проверочной аттестации по всем дисциплинам.

Во-вторых, аттестат вручает уже не учебное заведение, а государственный орган, который проводит проверку и аттестацию. Но при этом в самом аттестате не будет указано, что ученик находился на иной форме обучения.

Посчитайте баллы по профильным дисциплинам в аттестате

Приемная комиссия смотрит на отметки по профильным дисциплинам при совпадении среднего балла у нескольких абитуриентов. У кого они выше, тот и выходит вперед в списке на зачисление.

При поступлении в колледж «Галактика» учитывайте один из следующих предметов (в зависимости от конкретной специальности):

  • химию ― 31.02.06 «Стоматология профилактическая» и 43.02.12 «Технология эстетических услуг»;
  • физику ― 31.02.04 «Медицинская оптика»;
  • математику ― 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)», 38.02.03 «Операционная деятельность в логистике» и 38.02.04 «Коммерция (по отраслям)»;
  • географию ― 43.02.10 «Туризм»;
  • право ― 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения».

Попробуйте выбрать направление  с профильным предметом, по которому у вас пятерка, и присвоить ему первый приоритет в заявлении. Это может повысить шансы.

Как посчитать GPA самостоятельно

Можешь произвести расчёт и самостоятельно, например, если хочешь проверить данные калькулятора. Для этого следуй нашей инструкции.

Шаг 1. Переведи российские оценки в американскую систему.

Российская оценка      Обозначение 4-балльная шкала (США)
5 Отлично 4
4 Хорошо 3
3 Удовлетворительно 2
2 Неудовлетворительно 1

Российской оценке соответствует оценка на балл ниже по американской шкале.

Пример перевода оценок:

Предмет Количество часов Российская оценка Американская оценка
Философия 102 Отлично 4
Отечественная история 189 Хорошо 3
Русский язык и культура речи  151 Хорошо 3
Математика 200 Удовлетворительно 2

Шаг 2. Умножь полученные оценки по американской системе на количество часов для каждого предмета и сложи всё.

4*102 (Философия) + 3*189 (Отечественная история) + 3*151 (Русский язык) + 2*200 (Математика) = 1 828

Оценку за предмет Философия (4) умножаем на количество часов (102) прибавляем оценку за Отечественную историю (3), умноженную на количество часов (189), производим те же расчёты с остальными предметами.

Шаг 3. Считаем общее количество часов по всем предметам:

102+189+151+200 = 642

Шаг 4. Делим сумму оценок с учётом часов (1 828) на общее количество часов (642).

1828 ÷ 642 = 2.84

Итог: твой GPA по четырём предметам — 2.84.

Досье четвертое. Ирина Сергеевна. Биолог

Иногда мне кажется, что главное жизненное предназначение Ирины Сергеевны состоит в том, чтобы заботиться обо всём, что попадается ей на пути.

Может быть кому-то эта забота и нравится, но лично меня от нее тошнит. Поэтому чем меньше я вижу эту “славную” женщину, тем проще моей психике.

Чужие огорчения наша биологичка воспринимает как свои собственные. Это на самом деле ужасно. Представьте, если кто-то в классе повздорил, она сочувствует обоим!

Она не за что не скажет правду в глаза. Ну конечно, человек же расстроится.

Чтобы она исправила мне оценки достаточно будет подойти к ней, рассказать про поступление, про высокий проходной балл, а потом сказать волшебную фразу: “Ну войдите в моё положение…”

И все. Этого достаточно. Даже делать не нужно ничего особо.

Но не могу я так! Понимаете?! Не могу! Сволочью себя буду ощущать. Если не хуже.

Биология. Действуем

И вдруг меня осенило: “Почему мне обязательно нужно пользоваться добротой биологички?” Я могу просто подойти, объяснить ситуации и попросить дать задание для улучшения оценок.

Смотрите, я же не прошу ставить оценки мне просто так. Я готов работать для этого, как и на той же самой химии. Разве в этом случае моё поведение недостойно? Совсем нет.

Я просто увлекся немного всей этой психологией и стал искать сложные пути, в то время когда простой путь был у меня перед глазами.

Разговор с Ириной Сергеевной получился очень хороший. Я не провоцировал её на проявление жалости и ей, как мне показалось, было от этого намного комфортнее.

Я стал лучше к ней относится после этого общения. Никогда не думал, что исправление оценок покажет мне учителей совсем с другой стороны. И эта сторона мне нравится.