Права и обязанности родителей в сфере образования ребёнка

Оглавление статьи

Международно-правовая база

Конвенция о правах инвалидов

 государства-участники
 государства, которые подписали, но не ратифицировали
 государства, которые не подписали

Право на образование отражено в статье 26 Всеобщей декларации прав человека , которая гласит:

Право на образование было подтверждено в Конвенции ЮНЕСКО о борьбе с дискриминацией в области образования 1960 г. , Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. , Конвенции 1981 г. о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин , Конвенции 1989 г. ребенок и Конвенция о правах инвалидов 2006 года .

В Африке как Африканская хартия прав человека и народов 1981 г., так и Африканская хартия прав и благосостояния ребенка 1990 г. признают право на образование.

В статья 2 первого протокола от 20 марта 1952 г. к Европейской конвенции о правах человека гласит, что право на образование признается как право человека и понимается как право на образование. Согласно Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах , право на образование включает право на бесплатное обязательное начальное образование для всех, обязательство развивать среднее образование, доступное для всех, в частности, путем постепенного введения бесплатного среднего образования, поскольку а также обязательство развивать равный доступ к высшему образованию, в частности, путем постепенного введения бесплатного высшего образования. Право на образование также включает обязанность предоставлять базовое образование лицам, не закончившим начальное образование. Помимо этих положений о доступе к образованию, право на образование включает в себя также обязательство устранять дискриминацию на всех уровнях образовательной системы, устанавливать минимальные стандарты и повышать качество. Европейский суд по правам человека в Страсбурге применил эту норму , например , в Бельгии лингвистического случае . Статья 10 Европейской социальной хартии гарантирует право на профессиональное образование .

Согласно конституции Индии в соответствии с 86-й поправкой к закону 2002 года, предоставляется право на бесплатное и обязательное образование до 6–14 лет.

Право на образование как одно из конституционных прав человека

В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование.

2. Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

3. В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

4. В Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни.

5. В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления:

1) создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья;

2) оказывается содействие лицам, которые проявили выдающиеся способности и к которым в соответствии с настоящим Федеральным законом относятся обучающиеся, показавшие высокий уровень интеллектуального развития и творческих способностей в определенной сфере учебной и научно-исследовательской деятельности, в научно-техническом и художественном творчестве, в физической культуре и спорте;

3) осуществляется полностью или частично финансовое обеспечение содержания лиц, нуждающихся в социальной поддержке в соответствии с законодательством Российской Федерации, в период получения ими образования.

Поиск Лекций

Обязательства государств в отношении права на образование.

Право на образование предусматривает определенные обязательства со стороны правительства. Государства должны уважать, защищать и осуществлять право на образование.

Обязательство уважать требует от государств воздерживаться от принятия мер, которые прямо или косвенно затрудняют или препятствуют осуществлению права на образование. Государства должны, в частности, уважать свободу родителей выбирать частные или государственные учебные заведения для обучения своих детей и право обеспечивать религиозное и нравственное воспитание своих детей в соответствии со своими собственными убеждениями. Следует в равной степени уважения относится к обучению мальчиков и девочек, как и представителей всех религиозных, этнических и языковых групп.

Обязательство защищать требует от государств принимать законодательные, административные и иные меры для недопущения посягательств со стороны третьих лиц на осуществление права на образование. Государствам следует обеспечить, чтобы частные школы не допускали дискриминационную практику или не применяли телесные наказания.

Обязательство осуществлять требует от государств принятия соответствующих законодательных, административных, бюджетных, судебных, стимулирующих и иных мер содействующих и помогающих отдельным лицам и общинам пользоваться правом на образование. Лучшим примером для иллюстрации данной обязанности является статья 14 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, согласно которой новые государства-участники, которые еще не установили обязательное бесплатное начальное образование, обязаны «выработать и принять подробный план мероприятий для постепенного проведения в жизнь — в течение разумного числа лет … принципа обязательного бесплатного всеобщего образования».

Закон по стране

Канада

Право на образование не предусмотрено в Канадской хартии прав и свободы , поскольку , хотя Канада присоединилась к основным международным конвенциям ООН, она реализована только в Международном пакте о гражданских и политических правах. И не включен права International Пакт об экономических, социальных и культурных правах в свой Устав, хотя ему, вероятно, следовало сделать это в соответствии со своими международными обязательствами по последнему договору. В канадском законодательстве нормы международных конвенций не имеют приоритета над нормами национального права.

С другой стороны, канадские провинции могут включить право на образование в свои провинциальные квазиконституционные законы. Например, в статье 40 Квебекской хартии прав и свобод человека говорится, что «каждый имеет право в той степени и в соответствии со стандартами, которые предусмотрены законом, на бесплатное государственное образование» . Однако это положение имеет меньшую обязательную силу, чем права, предусмотренные статьями с 1 по 38 Хартии, поскольку статья 52 CDLP гласит, что проверка конституционности законов не распространяется на права, выходящие за рамки Хартии ». Раздел 38, что означает что законодатель может свободно принимать законы, которые противоречат правам, изложенным в разделах 39 и последующих, без ограничения формы Хартии. Но право на бесплатное государственное образование по-прежнему является правом в соответствии с Квебекской хартией, и судья в принципе обязан осуществлять это право, если ему не препятствует какой-либо статутный закон.

Франция

Во Франции право на образование было закреплено законодательно только в законе Жоспена 1989 года. В настоящее время это предусмотрено Кодексом об образовании в статьях L111-1 и последующих.

В контексте французского секуляризма для понимания пользы образования сначала использовались другие ссылки, в основном государственная служба образования, свобода образования и свобода совести.

Утверждение наднационального права на образование, со второй половины XX — го  века, предшествовал измененный закон.

Однако эффективность французского права на образование еще предстоит повысить, потому что даже если образование остается обязательным, а школа является бесплатной и светской, некоторые дети не могут ходить в школу (дети, живущие в трущобах, за границей, некоторые дети без сопровождения, дети-инвалиды, так далее.). Кроме того, некоторые права детей не всегда соблюдаются, что может усилить неравенство.

Советская система образования.

Советская власть решила проблему грамотности радикальным методом. Заставляли учиться всех независимо от возраста, была так называемая культурная революция. В период существования советской власти в стране было создано лучшее в мире школьное образование. Советская школа много взяла из русской дореволюционной и дополнила доступностью образование.

Образование в советское время было:

  1.  доступным,
  2. бесплатным.

Образование  стало обязанностью советского гражданина.

Это на некоторое время снизило заинтересованность в получении знаний. Доступность редко является стимулом.

Советский ребенок получал в основном десятилетнее образование. Если учащийся не справлялся с программой или просто не хотел, ему давали закончить восемь классов и он отправлялся в училище, где получал рабочую профессию.

По нынешним меркам, советские ученики получали хорошее образование. По звучащему иногда мнению советский троечник — это современный отличник.

Высшее образование, выпускник тоже получал бесплатно. Если он сдавал вступительные экзамены, имел хороший аттестат, то получить высшее образование он мог бесплатно. И в советское время можно было получить высшее образование не одно.

Влияние приватизации на право на образование

Приватизация образования может оказать положительное влияние на некоторых социальных групп , в виде повышения доступности возможностей для обучения, более родительского выбора и более широкий спектр учебных программ . Однако это также может иметь негативные последствия в результате недостаточного или неадекватного мониторинга и регулирования со стороны государственных органов (школы без лицензий, наем неподготовленных учителей и отсутствие гарантии качества), что может привести к рискам для социальной сплоченности и солидарности. Особое беспокойство вызывает: «Маргинальные группы не могут получить большую часть положительных воздействий, а также несут непропорционально тяжелое бремя негативных воздействий приватизации». Кроме того, неконтролируемая плата, взимаемая частными поставщиками, может подорвать всеобщий доступ к образованию . В более общем плане это может отрицательно сказаться на реализации права на качественное образование и на реализации равных образовательных возможностей.

Дополнительное частное репетиторство, или «теневое образование», которое представляет собой один из конкретных аспектов приватизации образования, также растет во всем мире. Частное репетиторство, часто являющееся признаком плохо функционирующей школьной системы,, как и другие проявления частного образования, может иметь как положительные, так и отрицательные последствия для учащихся и их учителей. С одной стороны, обучение может быть адаптировано к потребностям более медленных учеников, а учителя могут дополнять их школьную зарплату. С другой стороны, плата за частное репетиторство может составлять значительную долю дохода домохозяйства , особенно среди бедных, и, следовательно, создавать неравенство в возможностях обучения. А тот факт, что некоторые учителя могут прилагать больше усилий к частному обучению и пренебрегать своими обычными обязанностями, может отрицательно сказаться на качестве преподавания и обучения в школе. Рост теневого образования, финансовые ресурсы, мобилизуемые отдельными лицами и семьями, а также опасения по поводу возможного неправомерного поведения учителей и коррупции побуждают некоторые министерства образования пытаться регулировать это явление.

История права на образование.

До эпохи Просвещения образованием детей в Европе занимались главным образом их родители и церковь. Только со становлением современного светского государства образование стало рассматриваться как предмет общественного интереса и ответственности государства. В начале 16-го и 17-го столетия выдающиеся философы Джон Локк и Жан-Жак Руссо сформулировали в своих работах основы современной концепции индивидуального права на образование.

Вместе с тем, в таких классических документах, утверждающих права личности, как британский Билль о правах 1689 года, американская Декларация независимости 1776 года или французская Декларация прав человека и гражданина 1789 года, не содержалось никаких положений, непосредственно относящихся к праву на образование.

В связи с зарождением идей социализма и либерализма в 19-м веке право на образование все чаще стало рассматривается в качестве одного из основных прав человека. К. Маркс и Ф. Энгельс предложили воспринимать государство в качестве партнера или слуги общества. Либеральные и антиклерикальные мыслители 19-го века также повлияли на развитие образовательных прав, защищая и продвигая идею освобождения науки, исследований и преподавания от вмешательства церкви и государства.

Во второй половине 19-го века право на образование получает явное признание. Конституция Германской империи 1871 года содержала раздел, озаглавленный «Основные права немецкого народа», аналогичным образом в немецкую Веймарскую конституцию 1919 года был включен раздел «Образование и школьное обучение», в котором прямо признается обязанность государства гарантировать образование на основе системы бесплатного и обязательного школьного обучения.

Различные международные договоры, заключенные после Первой мировой войны и, в частности, Женевская декларация прав ребенка в 1924 года, способствовали признанию права на образование на международном уровне.

В течение 20-го право на образование было закреплено в ряде международных пактов и конвенций о правах человека, а также включено в национальные конституции или нормы внутреннего законодательства большинства стран.

Какую форму обучения выбрать

Следующие ориентиры помогут понять, какая форма обучения подойдёт вашему ребёнку:

  • Очное обучение подойдёт, если ребёнку нравится ходить в массовую школу, отсутствуют конфликты или претензии к образовательному процессу, вас устраивает качество обучения. 
  • Очно-заочное обучение подойдёт, если у ребёнка есть дополнительные занятия (например, профессиональный спорт или творческая карьера), и нужно больше свободного времени. 
  • Заочное обучение подойдёт, если вас устраивает школьная программа, но вы хотите, чтобы ребёнок осваивал её самостоятельно. 
  • Семейное обучение и самообразование подойдут, если вас не устраивает качество обучения в массовой школе, ребёнку не нравится туда ходить, у него есть дополнительные хобби (любительские или профессиональные), нужен индивидуальный подход или вы часто переезжаете. 

II.2. Конституционные гарантии права на образование

Право на образование

Основные принципы государственной политики в области образования.

Гуманистический характер образования.

Общедоступность образования.

Светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

Свобода и плюрализм в образовании.

Автономность образовательных учреждений и государственный характер управления образованием.

Федеральная программа развития образования Российской Федерации.

Российское законодательство и реальная практика. Факторы фактической дискриминации в области образования: разные возможности получения образования в городской и сельской местности и в разных регионах страны; различия в качестве получаемого образования вследствие нехватки учителей в отдаленных местностях и в сельских районах; различия в уровнях материально-технической оснащенности образовательных учреждений и квалификации учителей; ограниченные возможности каждого в получении качественного образования, в том числе и на родном языке.

Материальные гарантии права граждан на образование. Государственное финансирование образования. Последствия высокого уровня недофинансированное государственного и муниципального образования.

Доступность образовательных услуг

Рекомендуемая форма проведения занятия — беседа с элементами «мозгового штурма».

Разнообразие видов и форм получения образования. Доступность образовательных услуг дошкольного образовательного учреждения. Система общего образования. Учреждения начального и среднего профессионального образования. Специализированные учебно-воспитательные учреждения.

Виды учебных заведений, дающих получение высшее профессионального образования в Российской Федерации: университет, академия, институт, колледж. Диплом о высшем образовании государственного образца.

Негосударственные высшие учебные заведения. Лицензирование и аккредитация негосударственных вузов.

Послевузовское профессиональное образование с целью повышения уровня образования и квалификации. Получение ученой степени.

Общедоступность и бесплатность получения образования. Порядок возмещение затрат на обучение граждан в платных негосударственных образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию.

Дата добавления: 2017-12-16; просмотров: 333; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных |

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

ПРАВА ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ

Впервые в истории российского семейного права СК РФ устанавливает права детей в семье. При этом дети рассматриваются как самостоятельные участники отношений с отцом и матерью, другими родственниками. Здесь все положения приведены в соответствии в соответствии с Конвенцией о правах ребенка, участником которой является Россия.

Основные права ребенка по СК РФ:

право жить и воспитываться в семье (ст. 54 СК РФ)

Это право включает:

право знать своих родителей (ст. 7 Конвенции о правах ребенка);

права на заботу со стороны своих родителей, предполагающее удовлетворение родителями жизненно важных интересов и потребностей ребенка, уважение его человеческого достоинства;

право на совместное проживание с родителями другого государства (п. 2 ст. 20 Конвенции о правах ребенка);

право на общение с родителями и другими родственниками (ст. 55 СК РФ). Право на общение с родителями вытекает из права жить и воспитываться в семье. а право общаться с другими родственниками (в основном проживающими отдельно) является важнейшим правом, обеспечивающим полноценное развитие ребенка, приобретением им навыков общения с другими членами общества и адекватного восприятия окружающих;

право на защиту своих прав и законных интересов (ст. 56 СК РФ). Защита прав и интересов может осуществляться самим ребенком или его представителями. Несовершеннолетний, признанный в установленном порядке полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, имеет право сам защищать свои права и интересы, а несовершеннолетний, не обладающий полной дееспособностью до достижения совершеннолетия, также может самостоятельно защищать свои права в случае невыполнения родителями своих обязанностей по воспитанию и образованию ребенка, а равно в случае их жестокого обращения с ним или иного злоупотребления родительскими правами. Во всех иных случаях защиту прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних осуществляют родители, усыновители, приемные родители, опекуны, попечители, а предусмотренных СК РФ случаях – органы опеки, попечительства и прокуратура;

право выражать свое мнение (ст. 57 СК РФ). Закрепление этого права в СК РФ подчеркивает, что ребенок является личностью и его мнением надо считаться. Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы. Поэтому ребенку предоставляется возможность быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства, затрагивающего интересы. Закон не указывает возраста, по достижении которого ребенок обладает этим правом, а только указывает, что обязан учет мнения ребенка, достигшего возраста 10 лет, если это не противоречит его интересам. В ст

12 Конвенции о правах ребенкаговориться, что взглядам ребенка уделяется внимание в соответствии с его возрастом и зрелостью. При такой трактовке судья может быть нарушено органом государственной власти, которой призван это право защищать;

право на имя, отчество и фамилию (ст

58 СК РФ). Имя ребенку дается по соглашению родителей, а при отсутствии такого соглашения – по указанию органа опеки и попечительства, данного непосредственно органу загса. Отчество присваивается по имени отца, если иное присвоение отчества не основано на национальном обычае. Фамилия ребенка определяется фамилиями родителей, ему по соглашению родителей присваивается фамилия одного из них, а при отсутствии соглашения разногласия разрешаются органом опеки и попечительства.

Имущественные права детей установлены ст. 60 СК РФ, при этом следует помнить, что права собственности на имущество своих родителей ребенок не имеет, как и родители – на имущество ребенка. СК РФ впервые законодательно закрепил положение, согласно которому несовершеннолетние дети могут сами заиметь своих детей и принимать участие в их воспитании, а по достижении 16 лет самостоятельно осуществлять родительские права в отношении своих детей. После появления ребенка связи со своими родителями не утрачивают и в праве рассчитывать на их поддержку как законных представителей их интересов. До достижения несовершеннолетними родителями 16-летнего возраста рожденному ими ребенку органом опеки и попечительства может быть назначен опекун, который будет осуществлять воспитание ребенка, не являться этих родителей (п. 2 ст.62 СК РФ).

Право на образование в международном праве.

Право на образование имеет прочное основание в международном праве в области прав человека. Оно закреплено в нескольких универсальных и региональных документах по правам человека. Примерами являются:

  • Всеобщая декларация прав человека (ст. 26);
  • Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (ст. 13 и 14);
  • Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (ст. 10);
  • Конвенция о права ребенка (ст. 28 и 29).

На региональном уровне:

  • Европейская конвенция о правах человека и основных свободах (ст. 2 Протокола № 1);
  • Американская конвенция о правах человека (ст. 13 Дополнительного протокола к Американская конвенция о правах человека в области экономических, социальных и культурных прав)
  • Африканская хартия прав человека и народов (ст. 17).

Компоненты права на образование.

В Замечаниях общего порядка 13 Комитета по Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах указаны четыре взаимосвязанных компонента права на образование, а именно: наличие, доступность, приемлемость и адаптируемость.

Наличие – на территории страны должно быть открыто достаточное количество учебных заведений и программ. Количество необходимых для их функционирования ресурсов обусловлено множеством факторов, включая уровень развития государства. Например, для всех учреждений и программ, по всей видимости, потребуются специализированные здания, санитарно-технические системы для обоих полов, безопасная питьевая вода, квалифицированные преподаватели, получающие конкурентоспособную на внутреннем рынке зарплату, соответствующие учебные материалы и пособия и т. д. Развитые страны могут позволить себе более дорогостоящие объекты и оснащение такие, как библиотеки, компьютерное оборудование и информационные технологии.

Доступность – образовательные учреждения и программы должны быть доступны для всех без какой-либо дискриминации на территории государства. Доступность имеет три взаимосвязанных критерия:

  1. недопущение дискриминации – образование должно быть доступно для всех, особенно для наиболее уязвимых групп населения, де-юре и де-факто без дискриминации по каким бы то ни было признакам;
  2. физическая доступность – образование должно быть в пределах безопасной физической доступности: географическое размещение образовательных учреждений должно производиться с учетом удобства посещения (например, районные школы), внедряться современные технологии (например, программы «дистанционного обучения»);
  3. экономическая доступность – образование должно быть доступным для всех. Этот критерий доступности зависит от дифференциальной формулировки статьи 13 (2) Международного пакта в отношении начального, среднего и высшего образования: тогда как начальное образование должно быть «бесплатным для всех», государства должны стремиться к постепенному введению бесплатного среднего и высшего образования.

Приемлемость – форма и содержание образования, включая учебные планы и методики преподавания, должны быть приемлемыми (например, учитывать культурные особенности и быть надлежащего качества) для учащихся и в соответствующих случаях для родителей. Школы также должны соответствовать стандартам охраны здоровья и безопасности, учителя должны иметь соответствующую профессиональную квалификацию, а дисциплинарная политика не должна умалять «достоинство» ребенка.

Адаптивность – образование должно быть достаточно гибким, чтобы адаптироваться к потребностям меняющегося общества и отвечать потребностям учащихся, находящихся в разных социальных и культурных условиях. Например, образовательные программы должны адаптироваться к потребностям детей из разных социальных и расовых групп, детей, которые не говорят на основном языке школьной системы, и детей с ограниченными возможностями.

Оценка выполнения


4As

Осуществление права на образование можно оценить с помощью системы 4 As, которая утверждает, что для того, чтобы образование было значимым правом, оно должно быть доступным, доступным, приемлемым и адаптируемым. Концепция 4 As была разработана бывшим Специальным докладчиком ООН по праву на образование Катариной Томашевски , но не обязательно является стандартом, используемым во всех международных документах по правам человека, и, следовательно, не является общим руководством по трактовке права на образование в соответствии с национальными стандартами. закон.

В рамках концепции «4 ас» предлагается, чтобы правительства как основные носители обязанностей уважали, защищали и осуществляли право на образование, делая образование доступным, доступным, приемлемым и адаптируемым. Рамки также возлагают обязанности на других участников образовательного процесса: ребенка, который как привилегированный субъект права на образование обязан соблюдать требования обязательного образования , родителей как «первых учителей» и профессиональных педагогов, а именно: учителя .

4 As были дополнительно проработаны следующим образом:

Доступность — образование, финансируемое государством, является всеобщим, бесплатным и обязательным. Должна быть надлежащая инфраструктура и помещения с соответствующими книгами и материалами для студентов. Здания должны соответствовать стандартам безопасности и санитарии, например иметь чистую питьевую воду . Активный набор, надлежащее обучение и соответствующие методы удержания должны гарантировать, что в каждой школе имеется достаточно квалифицированного персонала.

Доступность — все дети должны иметь равный доступ к школьным услугам, независимо от пола, расы, религии, этнической принадлежности или социально-экономического статуса. Следует приложить усилия для обеспечения включения маргинализированных групп, включая детей беженцев, бездомных или лиц с ограниченными возможностями; Короче говоря, должен быть всеобщий доступ к образованию, то есть доступ для всех. Детям, попадающим в бедность, следует предоставить доступ к образованию, поскольку оно способствует росту их умственного и социального состояния. Не должно быть никаких форм сегрегации или отказа в доступе к каким-либо студентам. Это включает обеспечение наличия надлежащих законов против любого детского труда или эксплуатации, препятствующих получению детьми начального или среднего образования. Школы должны находиться на разумном расстоянии для детей в пределах общины, в противном случае учащимся, особенно тем, которые могут проживать в сельской местности, должен быть предоставлен транспорт, чтобы обеспечить безопасность и удобство пути в школу. Образование должно быть доступным для всех, а учебники, принадлежности и форма должны предоставляться учащимся без дополнительных затрат.

Приемлемость — качество предоставляемого образования должно быть свободным от дискриминации, актуальным и культурно приемлемым для всех учащихся. Не следует ожидать, что студенты будут придерживаться каких-либо конкретных религиозных или идеологических взглядов. Методы обучения должны быть объективными и беспристрастными, а доступные материалы должны отражать широкий спектр идей и убеждений

В школах следует уделять особое внимание здоровью и безопасности, включая устранение любых форм телесных наказаний. Следует поддерживать профессионализм сотрудников и преподавателей.

Адаптивность — образовательные программы должны быть гибкими и адаптироваться к социальным изменениям и потребностям сообщества

В школах следует уважать религиозные или культурные праздники, чтобы они могли принимать учащихся, а также обеспечивать надлежащий уход за учащимися с ограниченными возможностями.

Ряд международных НПО и благотворительных организаций работают над реализацией права на образование, используя правозащитный подход к развитию .