Оглавление статьи
Содержание и форма служебного контракта
О них говорится в 24 статье ФЗ № 79. В норме дается перечень сведений, которые в обязательном порядке должны указываться в служебном контракте. Это в первую очередь Ф. И. О. гражданина, поступающего на службу, и наименование госоргана (Ф. И. О. представителя работодателя).
В соглашении также должны закрепляться следующие существенные условия:
- Наименование должности, которую гражданин будет замещать, название подразделения, в котором она установлена.
- Дата начала служебной деятельности.
- Обязанности и права гражданина, должностной регламент.
- Условия и виды медицинского и иного страхования лица.
- Обязанности и права представителя работодателя.
- Условия осуществления трудовой деятельности, льготы и компенсации, установленные за работу в тяжелых, опасных или вредных условиях.
- Режим отдыха и работы. Сведения об этом должны присутствовать в соглашении, если распорядок госслужащего отличается от распорядка госоргана.
- Условия выплаты вознаграждения, закрепленные ФЗ № 79 и иными нормативными актами. В этом пункте должен указываться размер оклада, надбавки и иные отчисления, в том числе предусмотренные за эффективность деятельности госслужащего.
- Условия и виды соцстрахования.
Продлевается ли служебный контракт автоматически?
Срочный служебный контракт, как и трудовой договор, прекращает действовать по истечении срока его действия. Об этом гражданский служащий должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за семь дней до дня освобождения от замещаемой должности и увольнения со службы (ч. 1 ).
К сведению: о расторжении трудового договора в связи с истечением срока его действия работник должен быть предупрежден в письменной форме не менее чем за три календарных дня до увольнения (ч. 1 ).
Отметим: ч. 4 установлено, что в случае, когда ни одна из сторон не потребовала расторжения срочного трудового договора в связи с истечением срока его действия и работник продолжает работу после истечения срока действия трудового договора, условие о срочном характере этого договора утрачивает силу и он считается заключенным на неопределенный срок.
Подобного положения в Законе № 79-ФЗ нет. При этом согласно нормы трудового права применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Законом № 79-ФЗ. Но применяется ли норма к вопросу о признании срочного служебного контракта бессрочным – не совсем понятно. Судебная практика противоречива.
Одни суды считают, что правила ч. 4 применяются и к служебному контракту (см., например, Апелляционное определение Свердловского областного суда от 27.04.2017 по делу № 33-5726/2017). Соответственно, если гражданский служащий не будет уведомлен о прекращении действия срочного служебного контракта, представитель нанимателя теряет возможность уволить служащего в связи с истечением срока действия контракта по п. 2 ч. 1 .
Другие же считают, что, поскольку Закон № 79-ФЗ не содержит нормы, аналогичной , когда ни одна из сторон не потребовала расторжения срочного служебного контракта, он не может считаться продленным на неопределенный срок. Кроме этого, из содержания , , п. 2 ч. 1 , суды делают вывод, что гражданин, давая согласие на заключение служебного контракта на определенный срок в установленных законодательством случаях, знает о его прекращении по истечении заранее оговоренного временного периода и соглашается на прохождение государственной гражданской службы на определенных в контракте условиях (апелляционные определения Владимирского областного суда от 18.06.2013 по делу № 33-1944/2013, Алтайского краевого суда от 27.04.2016 по делу № 33-4743/2016).
Поскольку правила заключения и прекращения срочного служебного контракта установлены Законом № 79-ФЗ, и нормы, аналогичной , в нем нет, а трансформация срочного трудового договора в бессрочный предусмотрена в Трудовом кодексе как исключение из правил (п. 2 ч. 1 ), мы придерживаемся мнения, что положения на служебные отношения не распространяются. И даже если служащего не уведомили о прекращении действия срочного контракта, уволить его можно в любое время в связи с истечением срока действия контракта, если для этого будут основания (например, достижение служащим предельного возраста).
* * *
Итак, действие срочного служебного контракта может быть про-длено, но только с согласия служащего. При этом продление может осуществляться путем заключения дополнительного соглашения (при условии, что общий срок действия не превысит пять лет) либо путем заключения нового контракта.
Что касается трансформации срочного служебного контракта в контракт на неопределенный срок, учитывая неопределенность в этом вопросе, рекомендуем представителям нанимателя просто не допускать подобных ситуаций и не забывать направлять служащим, у которых заканчивается срок контракта, соответствующие уведомления.
Давыдова Е. В.,эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
Отправить другу
Особенности применения норм
При анализе пункта 1 2 части 9 статьи ФЗ № 79 многие юристы обращают внимание на союз «или», который не согласуется с п. 1 ч
4 ст. 25 этого же нормативного акта. Из указанных положений следует, что не с некоторыми, а со всеми руководителями можно заключить контракт и на неопределенный, и на конкретный срок.
В соответствии с пунктом 2 ч. 2 ст. 9, с советниками (помощниками) соглашение оформляется на период, ограниченный временем действия полномочий руководителя. Но, как выше было указано, с последним можно заключить и срочный, и бессрочный договор. Соответственно, по мнению юристов, целесообразно предусмотреть в законе норму, закрепляющую возможность оформления контракта с советниками (помощниками) также на неопределенный срок.
Плюсы и минусы
Положительные моменты в использовании данного типа взаимодействия, работодатель может увидеть при найме бригады, что не потребует от него постоянного контроля над деятельностью строителей (иных специалистов).
Оплата будет произведена по качественном завершении работ, после чего проводятся взаиморасчёты. Эта форма отношений не предусматривает выплат отпускных и оплаты больничных листов, что даёт возможность некоторой экономии.
При не исполнении определённых обязанностей или их некачественном исполнении, работодатель вправе не выплачивать заработную плату, в том числе – через суд или на основании закона о правах потребителей. Эти категории лиц увольняются без особых юридических последствий для нанимателя.
Нечёткость юридической основы приводит к тому, что отношения принимают размытый характер, в силу чего управление работами затрудняется.
Нередко такой тип отношений привлекает ненадёжных или недобросовестных партнёров, так как штрафные санкции при таком виде найма урегулировать и вменить более чем сложно.
ВНИМАНИЕ! Если работодатель оформляет трудовым соглашением виды работ, подлежащие оформлению по ТК РФ, ему вменяется ответственность на основании
ч.3 ст.5.27 КоАП
, с назначением штрафных санкций.
Положительные моменты для наёмных рабочих (специалистов) в том, что процедура требует минимума предоставляемой документации, характеристик и подтверждения квалификации.
Устройство на работу, как и увольнение по её завершении, производится быстро.
Это даёт возможность управлять своим временем и подстраиваться под получение заказов по усмотрению. Так как график работ гибкий, удобно распоряжаться расписанием.
Предлагаем ознакомиться Как сделать выдел доли в натуре
Негативными можно назвать мизерные гарантии, получаемые от нанимающего лица. Увольнение может последовать при малейшем нарушении, когда требование на выходное пособие придётся отстаивать в суде, без гарантии признания иска.
При наступившем заболевании придётся подгонять сроки поставки услуг или срывать их, что чревато разрывом отношений. Ещё хуже, если проведение работ зависит от поставки ресурса со стороны заказчика или третьих лиц.
Дата начала исполнения служебных обязанностей
Существенным условием служебного контракта является дата начала исполнения должностных обязанностей. Интересно, что Закон о гражданской службе, в отличие от трудового законодательства, не содержит указания о последствиях невключения данного условия в служебный контракт. Согласно ст. 61 ТК РФ, если в трудовом договоре не определен день начала работы, то работник должен приступить к работе на следующий рабочий день после вступления договора в силу.
Между тем данный вопрос имеет большое практическое значение. Так, в трудовом законодательстве существует институт аннулирования трудового договора, т.е. фактически признания его незаключенным. В соответствии со ст. 61 ТК РФ, если работник не приступил к работе в установленный день начала работы, то работодатель имеет право аннулировать трудовой договор. Аннулированный трудовой договор считается незаключенным. Этот институт имеет значение, когда заключивший трудовой договор работник по неизвестным причинам на работу не явился. Работодатель при этом оказывается в весьма сложной ситуации, поскольку до выяснения причин отсутствия работника на работе он не вправе расторгнуть с ним договор (например, за прогул). Для разрешения этой ситуации, которая вполне может иметь место и на государственной службе, и существует норма об аннулировании трудового соглашения. Как нам представляется, в силу принципа субсидиарного регулирования эта норма трудового законодательства может применяться и в отношении гражданского служащего. Вместе с тем такое аннулирование возможно, если установлена дата начала работы или службы.
Интересным представляется и вопрос об определении даты начала исполнения служебных обязанностей в том случае, когда с гражданским служащим, достигшим 60 лет, служебный контракт на неопределенный срок перезаключается на срочный в соответствии с ч. 5 ст. 25 Закона о гражданской службе.
Прежде всего, что отмечается в специальной литературе, не совсем понятно, что именно законодатель имел в виду под словом «перезаключение» служебного контракта. «Применив новый термин «перезаключение» служебного контракта, Закон не определяет, что следует понимать под этим термином. Если учесть, что данное положение Закона содержится в статье, регламентирующей срок служебного контракта, то можно предположить, что речь идет только о его сроке» .
При таком подходе под перезаключением служебного контракта, очевидно, следует понимать внесение в него изменения, касающегося только его срока (неопределенный срок меняется на срок определенный). При этом все другие условия служебного контракта, видимо, должны быть сохранены. В контексте данной логической линии в специальной литературе отмечается: «Если гражданский служащий продолжает исполнение должностных обязанностей по прежней должности гражданской службы, то в прежний служебный контракт должны быть внесены изменения, связанные с датой окончания действия служебного контракта. Условие контракта о дате начала исполнения должностных обязанностей в этом случае не подвергается изменениям. Дату окончания действия служебного контракта следует указать конкретно (число, месяц, год)» .
Однако возможна и иная точка зрения, если под «перезаключением» понимать расторжение служебного контракта, заключенного на неопределенный срок, и заключение срочного служебного контракта. В этом случае дата начала работы по новому служебного контракту, очевидно, должна быть иной. Как нам представляется, этот вопрос должен быть однозначно решен в законе или подзаконном акте.
Порядок изменения существенных условий служебного порядка
Итак, согласно ст. 29 Закона N 79-ФЗ в случае изменения существенных условий профессиональной служебной деятельности по инициативе представителя нанимателя при продолжении гражданским служащим профессиональной служебной деятельности без изменения должностных обязанностей допускается изменение определенных сторонами существенных условий служебного контракта. О таком изменении служащий должен быть уведомлен представителем нанимателя в письменной форме не позднее чем за два месяца.
Изменения существенных условий оформляются в виде дополнительного соглашения к служебному контракту.
Если служащий не согласен на замещение должности гражданской службы и прохождение гражданской службы в том же или другом государственном органе в связи с изменением существенных условий контракта, представитель нанимателя вправе освободить служащего от замещаемой должности и уволить с гражданской службы. При этом ему должна быть предложена для замещения иная должность гражданской службы. В случае отказа контракт с ним прекращается в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона N 79-ФЗ: отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта.
Обратите внимание! Уведомление служащего об изменении существенных условий контракта и предложение вакантной должности в связи с такими изменениями, а также отказ служащего от предложенной должности должны быть оформлены в письменном виде. Отметим, что в отличие от увольнения по п
7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ в связи с отказом работника от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора, когда работнику в силу ст. 178 ТК РФ выплачивается выходное пособие в размере двухнедельного заработка, при увольнении служащего по п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона N 79-ФЗ выплата выходных пособий этим Законом не установлена
Отметим, что в отличие от увольнения по п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ в связи с отказом работника от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора, когда работнику в силу ст. 178 ТК РФ выплачивается выходное пособие в размере двухнедельного заработка, при увольнении служащего по п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона N 79-ФЗ выплата выходных пособий этим Законом не установлена.
Здесь следует напомнить, что в силу ст. 73 Закона N 79-ФЗ федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ, законы и нормативные правовые акты субъектов РФ, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Законом N 79-ФЗ. Исходя из данной статьи при увольнении служащего по п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона N 79-ФЗ применяется положение ст. 178 ТК РФ и выплачивается выходное пособие.
Однако такая точка зрения на практике не поддерживается. О том, что положения ст. 178 ТК РФ при увольнении служащего по указанному основанию не применяются, говорится, например, в Письме Минздравсоцразвития России от 10.05.2011 N 17-3/834. Такую же позицию занимают суды (например, см. Определение Пермского краевого суда от 09.03.2011 по делу N 33-2106).
Должности государственной службы
Прежде чем перейти к подробному рассмотрению гражданского контракта (ГК), для начала стоит разобраться, какие должности относятся к данной категории служащих, а также в некоторых подробностях их деятельности.
Граждане, выполняющие профессиональную деятельность на должностях организаций, имеющих полномочия государственных органов федерального или регионального значения, а также занимающие государственные посты, относятся к категории служащих.
Государственные служащие подразделяются по нескольким критериям, от которых зависит, какой контракт будет с ними заключен и на какой период
Существует два подразделения государственных служащих.
- Должности федерального значения, их перечень утверждается Президентом РФ. Эта категория лиц работает на государственных постах РФ.
- Должности в службах регионального значения РФ, утверждаются на уровне субъектов страны. Лица, относящиеся к этой категории, обеспечивают качественную работу органов государственных служб РФ в регионах.
Кроме того, служащие госслужб подразделяются на четыре категории и пять групп.
Законодательство РФ выделяет следующие четыре категории служащих.
Должности служащих | Вид служебного контракта по времени исполнения профессиональных обязанностей |
Руководящие работники государственных органов, а также их подразделений, и их заместители | Эта категория служащих может быть назначена вышестоящим руководством на конкретный срок или же на неопределенный период |
Помощники или советники руководящих лиц | С этой категорией работников оформляется срочный контракт, то есть, они выполняют свои обязанности, работая с конкретным руководителем, а при его увольнении уходят вместе с ним |
Специалисты — лица, обеспечивающие качественную работу государственным органам | Срок контракта специалистов не ограничивается по срокам, на службу принимаются, как правило, на конкурсной основе |
Обеспечивающие специалисты. Их функциональные обязанности относятся к организационной, информационной, документационной, финансово-хозяйственной, а также хозяйственной сфере деятельности в государственных органах. В отличие от специалистов, они занимаются решением вспомогательных задач. | Служебный контракт с ними заключается на общих основаниях и не ограничивается по срокам, если они устраиваются на свободную, а не на замещаемую должность |
Существует определенная классификация госслужащих
Распределение по группам осуществляется по принципу младшая-высшая. Каждая из них должна соответствовать определенным условиям и призвана выполнять установленные для них функции.
Группы должностей государственных служащих | Категории должностей государственных служащих |
Высшая группа | Руководители, помощники, специалисты |
Главная группа | Специалисты и обеспечивающие специалисты |
Ведущая группа | Руководители, помощники, специалисты и обеспечивающие специалисты |
Старшая группа | Специалисты и обеспечивающие специалисты |
Младшая группа | Обеспечивающие специалисты |
Требования к минимальному уровню профессионального образования, а также к стажу работников.
Категории и группы должностей государственных гражданских служащих | Категории должностей | Требования к образованию и наличию минимального стажа работы |
Высшая группа | Руководители, помощники (советники), специалисты | Высшее образование, специалитет, магистратура. Стаж не менее четырех лет государственной службы, работы по специальности |
Главная группа | Специалисты и обеспечивающие специалисты | Высшее образование, бакалавриат. Стаж не менее двух лет государственной службы, работы по специальности |
Ведущая группа | Руководители, их советники, специалисты, обеспечивающие специалисты | Высшее образование, бакалавриат. Без предъявления к стажу |
Старшая группа | Специалисты, обеспечивающие специалисты | Для специалистов высшее образование, для обеспечивающих специалистов среднее- специальное образование. Без предъявления к стажу |
Младшая группа | Обеспечивающие специалисты | Среднее-специальное образование. Без предъявления к стажу |
Для работы госслужащим нужны определенные стаж, образование
Здесь нужно уточнить, что минимальный стаж для поступления на конкретную должность регламентируется региональными законами, с ориентированием на УП РФ №16 от 16.01.2017 года с редакцией от 12.10.2017 года
Временное замещение должности гражданской службы
Данные нормы предусматривает ст. 30 Закона о гражданской службе. Нанимающая сторона имеет право при необходимости, связанной со службой, переводить гражданского служащего на другую должность, не предусмотренную служебным контрактом, в том же государственном органе с заработной платой, соответствующей временно замещаемой должности, но не ниже размера ранее выплачиваемой заработной платы. Такие переводы случаются, если необходимо предотвратить катастрофу, во время аварии на производстве, стихийного бедствия, если необходимо предотвратить несчастный случай, при временной приостановке службы по экономическим, техническим, организационным причинам, для замещения временно отсутствующего гражданского служащего. Если служащий не может занимать должность, предложенную ему временно, по состоянию здоровья, он на нее переведен быть не может. Временный перевод не может превышать один месяц в течение календарного года.
По договоренности сторон нанимающая сторона может назначить гражданского служащего на должность, относящуюся к группе должностей более высокого статуса, при этом должен быть установлен оклад по замещаемой должности, но не ниже ранее получаемого оклада, с надбавками и социальными гарантиями.
Если гражданский орган реорганизуется, либо при сокращении должности государственно-служебные отношения продолжаются:
- при предоставлении службы по специальности в том же или другом государственном органе в соответствии с уровнем квалификации служащего, его образования и стажа;
- при направлении служащего на переподготовку или повышение квалификации.
Замечание 7
Гражданско-служебные отношения прекращаются в случае сокращения должностей гражданской службы.
Если государственный орган ликвидируется, служебные отношения продолжаются:
- при предоставлении службы по специальности в государственном органе, которому переданы полномочия ликвидированного органа или в другом государственном органе с учетом квалификации, образования и стажа служащего;
- при направлении служащего на переподготовку или повышение квалификации.
Если служащий отказывается от этих предложений, он освобождается от замещаемой должности и увольняется с гражданской службы.
При сокращении должности нанимающая сторона должна предупредить служащего за два месяца до сокращения письменно. В это время может быть проведена аттестация гражданских служащих, и по ее результатам служащим могут быть предложены иные должности. Преимуществами пользуются более квалифицированные служащие, с высоким уровнем профессионального образования, с продолжительным служебным стажем, показавшие высокие аттестационные результаты. Если служащий согласен расторгнуть контракт без предупреждения и подтверждает это письменно, нанимающая сторона может сделать это.
При реорганизации, ликвидации или сокращении должности служащий получает компенсационную выплату в размере 4-месячного денежного содержания, выходное пособие не выплачивается.
Статья 32 Закона о государственной гражданской службе регулирует нормы отстранения от занимаемой должности. Нанимающая сторона отстраняет от должности гражданского служащего в следующих случаях:
- при появлении служащего в нетрезвом состоянии;
- при отсутствии документов о плановом обучении, проверке знаний в области охраны труда;
- при вынесении судебного решения об отстранении служащего от должности.
Служащий не допускается до исполнения своих обязанностей до тех пор пока конфликт интересов не будет урегулирован, на период проведения проверки, которая касается достоверности сведений о доходах, имуществе и имущественных обязательствах, сведений, которые предоставлялись при приеме на работу, соблюдения служащим ограничений и запретов, предусмотренных федеральным законодательством.
Замечание 8
При создавшихся условиях работник может быть отстранен от должности не более чем на 60 дней со дня принятия решения об урегулировании конфликта или о проведении проверки. Этот срок может быть увеличен до 90 дней.
При этом денежное содержание сохраняется. Если служащий виновен, то нанимающая сторона отстраняет служащего на весь период до устранения обстоятельств, явившихся причиной отстранения. В этом случае денежное содержание не сохраняется за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством
Прекращение служебного контракта — не всегда увольнение с госслужбы
Основания прекращения служебного контракта схожи с порядком, предусмотренным в трудовом законодательстве. А вот то, что прекращение служебного контракта не всегда влечет за собой увольнение гражданского служащего, является отличительной особенностью таких отношений.
Ст. 33 закона № 79-ФЗ предусматривает ряд оснований, по которым прекращение служебного контракта сопряжено с увольнением служащего с гражданской службы. Исключение составляет предусмотренный п. 5 ч. 1 указанной статьи перевод служащего с его согласия или по его заявлению в другой государственный орган. Если служащий не переходит на службу другого вида (например, военную), то он остается на госслужбе.
Служащего увольняют со службы. Однако он включается в кадровый резерв при прекращении контракта по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон (ст. 39 закона № 79-ФЗ). К таким обстоятельствам относятся случаи:
- призыва на военную службу;
- восстановления на службе по решению суда служащего, который ранее занимал эту должность;
- избрания или назначения гражданского служащего на выборную должность в государственный орган, орган местного самоуправления;
- наступления обстоятельств непреодолимой силы (войны, катастрофы, бедствия).
*** Служебный контракт отличает от трудового договора нормативное регулирование. Если оформление договора урегулировано ТК РФ, то к контрактам применяют специальный закон № 79-ФЗ. К служащим установлены более жесткие требования, чем к обычным работникам, потому в контракт включают ряд дополнительных условий
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.
Особенности применения норм
При анализе пункта 1 2 части 9 статьи ФЗ № 79 многие юристы обращают внимание на союз «или», который не согласуется с п. 1 ч
4 ст. 25 этого же нормативного акта. Из указанных положений следует, что не с некоторыми, а со всеми руководителями можно заключить контракт и на неопределенный, и на конкретный срок.
В соответствии с пунктом 2 ч. 2 ст. 9, с советниками (помощниками) соглашение оформляется на период, ограниченный временем действия полномочий руководителя. Но, как выше было указано, с последним можно заключить и срочный, и бессрочный договор. Соответственно, по мнению юристов, целесообразно предусмотреть в законе норму, закрепляющую возможность оформления контракта с советниками (помощниками) также на неопределенный срок.
Типы контрактов по сроку их длительности
В статье №25 названного закона указан весь перечень типов контрактов. Итак, при оформлении на должность служащего с ним могут быть заключены два типа документа — контракт на постоянную работу, т.е. на неопределенный период, или срочный контракт.
Срочный вариант заключается на один-пять лет, если другой срок не оговорен в ФЗ. Его оформляют, если гражданина нельзя трудоустроить постоянно.
Случаи, когда заключаются срочные служебные контракты | Пояснение |
---|---|
Замещения отдельных должностей гражданской службы категории «руководители», а также должностей гражданской службы категории «помощники (советники)» | Со всеми руководящим работниками, а также их помощниками заключаются срочные договора в связи с тем, что они могут быть переведены на другую работу или же их работа не удовлетворит вышестоящее руководство |
Замещения должности гражданской службы на период отсутствия гражданского служащего, за которым в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами сохраняется должность гражданской службы | В этом случае, гражданин принимается на службу на период отсутствия основного работника, находящегося в декретном отпуске, в отпуске по уходу за ребенком, на больничном листе из-за длительной болезни, находящегося в длительной командировке |
Замещения должности гражданской службы после окончания обучения гражданином, заключившим договор о целевом обучении в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования с обязательством последующего прохождения гражданской службы; (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ) | С гражданами, которые обязаны пройти гражданскую службу после прохождения обучения на бюджетной основе |
Замещения должности гражданской службы в дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации, иных представительствах Российской Федерации и представительствах государственных органов, находящихся за пределами территории Российской Федерации | Со служащими, представляющими РФ за ее пределами, выполняющие работу послов, консулов и т.п., а также работниками торговых представительств за рубежом. |
Замещения должности гражданской службы в государственном органе, образованном на определенный срок или для выполнения определенных задач и функций | Со служащими организаций, которые созданы на определенный срок и будут ликвидированы после выполнения поставленных задач |
Замещения временной должности гражданской службы или должности гражданской службы на период временного отсутствия гражданского служащего по соглашению сторон служебного контракта | В случае, если основной работник по каким-либо причинам отсутствует длительный срок с разрешения руководства, т.е. находится в неоплачиваемом отпуске |
Замещения должности гражданской службы, по которой частью 14 статьи 50 настоящего Федерального закона установлен особый порядок оплаты труда | В случае, если основной служащий по согласованию с руководством работает временно не на полную ставку. |
Замещения должности гражданской службы в порядке ротации (п. 7.1 введен Федеральным законом от 06.12.2011 N 395-ФЗ) | Если характер работы в организации предполагает периодический перевод работников в разные подразделения (ротация) |
Существуют определенные ситуации, когда заключается именно срочный договор
Кроме этого существуют, и другие причины заключения срочных договоров – они оговорены в ФЗ и других нормативных документах.
Заключение служебного контракта
Основанием для заключения служебного контракта служит приказ государственного органа о назначении на должность.
Гражданин обязан предоставить при принятии на службу:
- заявление о замещении должности;
- анкету в письменной форме за подписью заполнившего ее;
- паспорт;
- трудовую книжку;
- СНИЛС;
- документ из налоговых органов;
- документ воинского учета;
- диплом об образовании:
- справки о доходах, имуществе и имущественных обязательствах.
Служебный контракт не может быть причиной ухудшения условий прохождения гражданской службы и ущемлять права служащего.
После того, как контракт подписан сторонами, он считается действующим. Нанимающая сторона обязана ознакомить при приеме гражданского служащего с внутрислужебными документами, распорядком и другими документами, имеющими отношение к должностным обязанностям поступившего на службу. Гражданин получает служебное удостоверение установленного образца.
Контрактом может быть предусмотрен испытательный срок с целью проверки на соответствие замещаемой должности. Испытательный срок может быть разным и варьироваться от 3 месяцев до 1 года. Если условие об испытательном сроке в контракте отсутствует, это означает, что служащий принят на работу без испытания. Испытательный срок не устанавливается:
- беременным;
- впервые поступающим на гражданскую службу после получения образования, когда в период получения образования был заключен договор о прохождении гражданской службы;
- для граждан, принятых на должность руководителя или помощника;
- для граждан, которые переведены на службу по причине реорганизации или ликвидации гос. органа.
Если служащий переведен из другого государственного органа, не по причине реорганизации или ликвидации учреждения, ему назначается испытательный срок от 3 до 6 месяцев. По окончании испытания гражданскому служащему присваивается классный чин, если он отсутствует. Если во время испытательного срока наступила нетрудоспособность, этот период не засчитывается. Если испытательный срок закончился с неудовлетворительным результатом, нанимающая сторона имеет право:
- вернуть гражданского служащего на ранее занимаемую должность;
- расторгнуть контракт до истечения испытательного срока, предупредив служащего письменно за три дня, указав причины расторжения контракта.
Замечание 5
Гражданский служащий, не прошедший испытательный срок, может обратиться в суд и обжаловать решение нанимающей стороны.
Гражданский служащий также может расторгнуть контракт по собственному желанию, предупредив об этом нанимающую сторону письменно за три дня.
Условие об испытательном сроке в законе трактуется как исключительно договорное. Правильнее было бы определить так: «служебным контрактом предусматривается условие об испытательном сроке с целью проверить соответствие служащего замещаемой должности. Отсутствие в контракте такого условия означает, что служащий принят на работу без испытания».
Если служащий переведен на другую должность по причине, предусмотренной законодательством, и продолжает трудиться в этом же государственном учреждении, либо в другом государственном учреждении, либо в другой местности вместе с государственным учреждением, требуется согласие служащего в письменной форме. Если служащий в результате медицинского обследования предоставляет документы о невозможности исполнять свои должностные обязанности по состоянию здоровья, ему предоставляется иная должность гражданской службы. Если служащий отказывается переходить на предложенную должность либо такая должность отсутствует, контракт прекращает свое действие, гражданский служащий освобождается от должности и увольняется. Об этом говорится в ст.33 Закона о государственной гражданской службе. Если служащий переводится на иную должность, но при этом не изменяются его должностные обязанности, это не является переводом на иную должность и согласия служащего не требуется.
Если условия профессиональной деятельности существенно изменены по инициативе нанимающей стороны, то гражданский служащий, продолжая свою деятельность, может требовать изменений условий служебного контракта. Если условия работы меняются, гражданский служащий должен получить письменное уведомление за два месяца до вступления их в силу. Если гражданин не согласен с изменением условий контракта, нанимающая сторона имеет право освободить его от должности и уволить с гражданской службы.
Замечание 6
Если гражданский служащий отказался от предложенной должности письменно в связи с тем, что изменились условия работы, действие контракта прерывается.
Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!
Описать задание