«управление и оптимизация производственного предприятия»

Оглавление статьи

Социальные гарантии и компенсации муниципальным служащим

Поступление на муниципальную службу, а также ее прохождение строго регламентировано законом. Законодатель четко устанавливает перечень прав и обязательств служащего и дает пояснения относительно целей утверждения ряда дополнительных социальных гарантий данной категории служащих, недоступных для прочих слоев населения. Меры социальной поддержки устанавливаются с целью:

  • компенсации существующих в силу специфики деятельности ограничений в различных сферах жизни общества;
  • обеспечения стабильности проф. состава кадров;
  • увеличения мотивации качественного выполнения работы;
  • обеспечения соблюдения прав служащих муниципалитетов;
  • повышения социальной защищенности служащих.

Все актуальные социальные гарантии, утвержденные для муниципальных служащих, можно разделить на 2 группы. К 1-ой группе относятся привилегии, которые устанавливались для того, чтобы гарантировать нормативно-правовые условия работы муниципального служащего. Среди таковых:

  1. Создание условий труда, которые способствовали бы эффективному осуществлению должностных функций и соблюдению инструкций. Речь может идти о:
    • предоставлении запрашиваемых сведений;
    • выделении служебного транспортного средства;
    • выдаче необходимых материалов, например, оргтехники т.д.
  2. Выплата оклада без задержек и полностью:
    • оплата труда должна производиться минимум дважды в месяц, разрешается выплачивать сперва аванс, а затем основную часть денежного содержания, но сумма аванса не должна быть меньше чем оплата работы за фактически проведенное на рабочем месте время;
    • когда зарплата будет выплачена, наниматель должен предъявить служащему расчетный лист, где прописаны все составляющие оклада, суммы и основания удержаний и общий размер зарплаты;
    • при задержке выплат на более чем 15 дней муниципальный служащий имеет право написать заявление на имя руководителя и прекратить работать до тех пор, пока зарплата не будет выплачена (вернуться на рабочее место можно сразу после получения извещения о готовности начальства произвести оплату) – государственные служащие, в отличие от муниципальных, такой привилегией не располагают.
  3. Право на отдых, выраженное в установлении приемлемого рабочего графика и продолжительности трудового дня, возможностью отдыхать в выходные, праздники и в течение основного оплачиваемого отпуска раз в год.

Гарантии, относящиеся ко 2-ой группе, призваны обеспечить условия жизни служащего вне работы, но в итоге утверждены с целью создания оптимальной рабочей среды. К таковым относятся:

  1. Обеспечение защиты самого муниципального служащего и его семьи от неправомерных действий, угроз, насилия, связанных с выполнением служебных обязанностей.
  2. Государственное соц. страхование от утраты работоспособности и болезни, возникшей во время несения службы или по ее завершении (если причиной стало выполнение служебных обязанностей).
  3. Государственное страхование от имущественного вреда и причинения ущерба здоровью по причине выполнения служебных обязанностей.
  4. Назначение пенсии за выслугу лет и пенсии по инвалидности, определение пенсионных выплат по случаю потери кормильца для семьи умершего служащего, смерть которого наступила по причине несения службы.
  5. Обеспечение медицинским обслуживание самого служащего и его семьи во время несения муниципальной службы и по ее завершении. Каких-либо особых нормативных актов на счет оказания мед. услуг муниципальным служащим нет, поэтому они, как и все прочие граждане страны, получают возможность бесплатного пользования услугами поликлиник на основании медицинского полиса. В отдельных случаях, например, при отравлениях и травмах, помощь может быть получена и без предъявления медицинского полиса.

Должность муниципальной службы. Муниципальный служащий

Должность муниципальной службы — это должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии или лица, замещающего муниципальную должность.

Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым региональным законом. Такой реестр представляет собой перечень наименований должностей муниципальной службы, классифицированных по органам местного самоуправления, избирательным комиссиям, группам и функциональным признакам должностей, определяемым с учетом исторических и иных местных традиций.

Должности муниципальной службы подразделяются на группы: высшие, главные, ведущие, старшие и младшие должности муниципальной службы.

Законом субъекта Российской Федерации могут быть предусмотрены классные чины муниципальных служащих и установлен порядок их присвоения, а также порядок их сохранения при переводе муниципальных служащих на иные должности муниципальной службы и при увольнении с муниципальной службы. Такие классные чины указывают на соответствие уровня профессиональной подготовки муниципальных служащих квалификационным требованиям для замещения должностей муниципальной службы.

Муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета. Лица, исполняющие обязанности по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления, избирательных комиссий муниципальных образований, не замещают должности муниципальной службы и не являются муниципальными служащими.

Понятие и принципы муниципальной службы

Муниципальная служба — это профессиональная деятельность, которая осуществляется на постоянной основе на муниципальной должности, не являющейся выборной. Таким образом, депутаты, члены выборного органа местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления, члены избирательных комиссий муниципальных образований, действующих на постоянной основе и являющихся юридическими лицами, с правом решающего голоса муниципальными служащими не являются.

Правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к муниципальным должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований.

Федеральный закон от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» установил общие принципы организации муниципальной службы и основы правового положения муниципальных служащих в Российской Федерации.

Основными принципами муниципальной службы являются:

  • приоритет прав и свобод человека и гражданина;
  • равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к муниципальной службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего;
  • профессионализм и компетентность муниципальных служащих;
  • стабильность муниципальной службы;
  • доступность информации о деятельности муниципальных служащих;
  • взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;
  • единство основных требований к муниципальной службе, а также учет исторических и иных местных традиций при прохождении муниципальной службы;
  • правовая и социальная защищенность муниципальных служащих;
  • ответственность муниципальных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;
  • внепартийность муниципальной службы.

Финансирование муниципальной службы осуществляется за счет средств местного бюджета.

Минимально необходимые расходы муниципальных образований на муниципальную службу учитываются федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Федерации при определении минимальных местных бюджетов.

Муниципальная служба и государственная гражданская служба тесно связаны между собой. Эта взаимосвязь обеспечивается посредством:

  • единства основных квалификационных требований к должностям гражданской службы и должностям муниципальной службы;
  • единства ограничений и обязательств при прохождении гражданской службы и муниципальной службы;
  • единства требований к подготовке, переподготовке и повышению квалификации гражданских служащих и муниципальных служащих;
  • учета стажа муниципальной службы при исчислении стажа гражданской службы и стажа гражданской службы при исчислении стажа муниципальной службы;
  • соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий гражданских служащих и муниципальных служащих;
  • соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших гражданскую службу, и граждан, проходивших муниципальную службу, и членов их семей в случае потери кормильца.