Основное общее образование — это вторая ступень общего образования. школы основного общего образования

Оглавление статьи

Hello world

Возраст: от 7 летСайт: https://hwschool.onlineТелефон: +7(958)580−25−77Стоимость: по запросу

Если вы хотели, чтобы ваш ребенок научился программировать — в этой школе можно записать его на индивидуальные онлайн-занятия с живым преподавателем.

На первом уроке:

  • Ребенок напишет свою первую программу или сделает сайт;
  • Вы увидите, как проходят занятия, а ребенок увлечется программированием;
  • Ребенок увидит, что программировать гораздо интереснее, чем играть.

Предлагаемые варианты курсов:

Для начинающих

  • научится создавать приложения на языке Scratch;
  • узнает как использовать звуки, анимации и взаимодействовать с пользователем;
  • применит знания из школьных предметов в собственных программах;
  • получит постоянный доступ к учебным материалам и обновлениям;
  • обучение у наставника поможет расти быстрее и не забросить обучение.

Создание сайтов

  • возможность создавать сайты, их мобильные версии а также браузерные игры;
  • научится работать с программами, которые программисты используют в работе;
  • получит постоянный доступ к учебным материалам и обновлениям;
  • обучение у наставника поможет расти быстрее и не забросить обучение;
  • даётся возможность пройти стажировку в IT компании

Создание компьютерных программ

  • возможность создавать приложения и игры, запускать их у себя на компьютере и у друзей;
  • научится работать с программами, которые программисты используют в работе;
  • получит постоянный доступ к учебным материалам и обновлениям;
  • обучение у наставника поможет расти быстрее и не забросить обучение;
  • даётся возможность пройти стажировку в IT компании.

Современные требования к компетенциям выпускников

Александр Кондаков, доктор педагогических наук и генеральный директор компании «Мобильное электронное образование», в первую очередь отметил, что как руководителя IT-компании его не устраивает текущий уровень подготовки кадров — причём как в СПО, так и в высшем образовании

При этом, по словам спикера, ему совершенно не важно, сдал человек ЕГЭ или не сдал, есть ли у него диплом вуза или колледжа, — гораздо важнее то, что он умеет

Когда мы говорим о компетенциях и навыках, личностных качествах работников, которые нужны сегодняшнему работодателю, это прежде всего навыки проектной, исследовательской деятельности, способность работать в команде, эмоциональный и социальный интеллект и многое-многое другое, что сегодня мы называем функциональной грамотностью и закладываем в программу формирования и развития личности выпускника на уровне СПО.

Александр Кондаков, д-р пед. наук, генеральный директор компании «Мобильное электронное образование», член-корреспондент РАО

Знания и умения выпускников, необходимые для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, в общении и социальных отношениях, — это, по словам Кондакова, индикатор не только качества образования, но и инвестиционной привлекательности страны.

В отношении сокращения сроков обучения по программам СПО спикер допускает, что это не обязательно ухудшит общеобразовательную подготовку учащихся. По его мнению, получив базовые знания, умения и компетенции, выпускник сможет самостоятельно находить информацию, необходимую для решения конкретных задач, применять полученный опыт как в повседневной жизни, так и в проектно-исследовательской деятельности. Современность, как правило, ставит перед людьми задачи, находящиеся вне конкретных предметных областей, и в их решении вряд ли помогут фундаментальные знания сами по себе

Поэтому, считает Кондаков, крайне важно уметь адаптироваться в сложном и постоянно меняющемся мире, в том числе профессиональном. Поэтому натаскивание на конкретные задания, как в ОГЭ и ЕГЭ, очень неэффективно

Таким образом, среди главных направлений развития общеобразовательных программ спикер выделяет четыре:

  • развитие личности ученика;
  • сфера труда, то есть ориентация на практико-прикладную деятельность;
  • общественный контекст, то есть формирование у учащихся социального интеллекта, способности активно участвовать в жизни сообщества;
  • научный контекст — применение фундаментальных знаний в конкретных жизненных ситуациях.

В заключение Кондаков отмечает, что если переориентировать образовательные программы с учётом особенностей развития экономики, современного общества и культуры, основывать их на проектной деятельности, то это может принести позитивные результаты.

Обновление ФГОС

Сейчас в России для школьников действуют ФГОС второго поколения. Он разрабатывался с 2009 по 2012 год. Акцент в нём сделан на развитие универсальных учебных умений, то есть способности самостоятельно добывать информацию с использованием технологий и коммуникации с людьми. Много внимания уделяется проектной и внеурочной деятельности. Предполагается, что обучающиеся по федеральным государственным стандартам должны любить Родину, уважать закон, быть толерантными и стремиться к здоровому образу жизни.

Звучит неплохо. Но действующие ФГОС до сих пор ругают: за бюрократический язык, расплывчатость формулировок, подмену привычных «знаний» и «умений» какими-то «компетенциями» и многое другое.

Шквал критики обрушился и на новые государственные образовательные стандарты, обсуждение которых началось весной 2018 года. Учителя русского языка и литературы возмущены закрытым перечнем книг, которые должны будут читать дети, а преподаватели ОБЖ недоумевают, как пятиклашкам рассказывать про «репродуктивное здоровье». 

Куда можно поступить после 11 класса

Выпускникам с 11 классами образования открыта дорога в любой вуз, надо лишь сдать все необходимые экзамены. Можно поступить и в среднее специальное учебное заведение, тем более на некоторые отделения даже там принимают лишь по окончании старшей школы.

Подводя итог, можно отметить, что одиннадцатилетка дает комплексные фундаментальные знания по основным дисциплинам. Учатся в старшей школе преимущественно те, кто намерен в дальнейшем получать сложную, требующую высшего образования профессию. Хотя в последнее время интерес российских учеников к средним специальным учебным заведениям повышается. С одной стороны, перед выпускниками ссузов сегодня открываются неплохие перспективы, с другой – многие стремятся уйти после 9 класса в колледж, техникум или училище, чтобы не сдавать ЕГЭ.

Привлекательность ССУЗов в 2020

  • На уровне власти: сегодня стоит острая потребность экономики в рабочих. В 2015 дефицит был признан Государственной Думой при обсуждении плана Минобрнауки по совершенствованию академической системы. Сопредседатель профсоюза «Университетская солидарность», бывший замминистра труда РФ Павел Кудюкин считает: «Среднее профессиональное образование иногда лучше связано с потребностями рынка труда, чем высшее».
  • По данным рекрутингового агентства Superjob.ru: привлекательность ССУЗов среди студентов и выпускников возрастает. В первую очередь, возрастающая популярность связана с разочарованием в высших учреждениях, которые дают всё меньше конкурентных преимуществ. С другой стороны, наблюдается спрос на рабочие направления, которые более востребованы на рынке труда.
  • Абитуриенты: всё чаще родители и дети приходят к мысли – поступление в вуз можно отложить, а сейчас важнее получить рабочую профессию, гарантирующую стабильный доход и конкурентоспособность. По данным ВШЭ доля абитуриентов, поступающих в училища, возросла до 51% в 2019 и превысила численность учащихся в университетах. Но далеко не всегда интерес к ССУЗам «монетизируется» должным образом – студенты часто дают низкую оценку качеству и не удовлетворены карьерными перспективами. Одна из причин привлекательности ССУЗов – отсутствие необходимости сдавать ЕГЭ. Кроме того, после окончания училища или колледжа, студенты могут уверенно поступить в университет. Поэтому часто училища становятся альтернативой школам, качество которых сильно скачет.

Новый ФГОС 2020

Федеральные государственные образовательные стандарты обновляются примерно раз в 10 лет. Новые ФГОС будут утверждены в конце 2019 года, а во втором квартале 2020 года завершится работа по обновлению основных школьных программ. Окончательный переход на новые ФГОС запланирован на сентябрь 2021 года. Чем они отличаются от предыдущих? 

Главной задачей ФГОС третьего поколения заявлена конкретизация требований к обучающимся. Дело в том, что в предыдущей редакции Стандарт включал только общие установки на формирование определённых компетенций. Учебные учреждения сами решали, что именно и в каком классе изучать, поэтому образовательные программы разных школ отличались, а результаты обучения не были детализированы. Предполагается, что новые ФГОС 2020 года определяют чёткие требования к предметным результатам по каждой учебной дисциплине.

                                                      Министр просвещения Российской Федерации Ольга Васильева

Основные изменения, внесённые в проекты современных ФГОС:

  • Чётко прописаны обязательства образовательного учреждения (в частности, школы) перед учениками и родителями.
  • Сделан акцент на развитие «мягких» навыков — метапредметных и личностных.
  • Подробно указан перечень предметных и межпредметных навыков, которыми должен обладать ученик в рамках каждой дисциплины (уметь доказать, интерпретировать, оперировать понятиями, решать задачи).
  • Расписан формат работы в рамках каждого предмета для развития этих навыков (проведение лабораторных работ, внеурочной деятельности и так далее).
  • Зафиксированы контрольные точки с конкретными результатами учеников (сочинение на 300 слов, словарный запас из 70 новых слов ежегодно и тому подобное).
  • Строго обозначено, какие темы должны освоить дети в определённый год обучения. Содержание тем по новому ФГОС не рекомендовано менять местами (ранее это допускалось). 
  • Учитываются возрастные и психологические особенности учеников всех классов. Главное, чтобы ребята не были перегружены. Кроме того, в последнем образовательном стандарте уточнено минимальное и максимальное количество часов, необходимых для полноценной реализации основных образовательных программ. Определено базовое содержание программы воспитания, уточнены задачи и условия программы коррекционной работы с детьми с ОВЗ.

Предполагается, что образовательные стандарты третьего поколения улучшат современную образовательную систему и конкретизируют её задачи.

Аттестат об основном общем образовании: особенности

Данный документ обладает такой же важной ролью, как и аттестат за 11 класс. Это обусловлено возможностью отказаться от обучения в школе, отдав предпочтение колледжу или училищу

Таким образом, аттестат об основном общем образовании обладает особенным значением, предполагающим возможность для решения относительно дальнейших действий в продвижении в сфере образования.

Аттестат за 9 класс

После завершения 9-ого класса без аттестата документы никуда не примут: ни в колледж, ни в училище, ни в 10 класс

При этом документ потребуется, вне зависимости от того, когда же было завершено обучение в школе, ведь это позволяет ориентироваться в существующем законодательстве и установленных стандартах, которые непременно нужно принимать во внимание.. Каким должен быть аттестат об основном общем образовании? Какие важные сведения он должен включать в себя?

Каким должен быть аттестат об основном общем образовании? Какие важные сведения он должен включать в себя?

  1. ФИО ученика.
  2. Полное название школы.
  3. Точный год выпуска из 9-ого класса.
  4. Полученные отметки по всем предметам.

Важно отметить, что настоящие бланки обладают специальными степенями защиты, благодаря чему гарантируется устранение любых рисков, связанных с решением документальных вопросов. При этом уже не используются документы старого образца, так как прежние технологии и нормы заполнения полностью устарели и утратили юридическую силу

Аттестат, получаемый за 9 класс, — это гарантия возможности для продолжения обучения на желаемую профессию или же получения полного общего образования. По данной причине о документе все-таки нужно позаботиться, вне зависимости от дальнейших жизненных планов, которые могут быть изменены кардинальным образом в любое время.

Как выглядит аттестат за 9 класс?

  • Твердая обложка выполняется в фиолетовом цвете. Прежде документ оформляли в кофейном цвете.
  • Размер составляет 215 на 305 миллиметров.
  • На лицевой стороне обложки можно увидеть Государственный герб РФ, а также надписи «Аттестат об основном общем образовании» и «Российская Федерация».
  • Внутренняя сторона полностью оклеена высококачественной бумагой. При этом предполагается реализация водяных знаков, в результате чего гарантируется идеальная защита от всевозможных подделок.
  • Затем идет титульный лист, размер которого составляет 205 на 209 миллиметров. Для его размещения в обложке используется приклеенная планка. Нужно отметить, что титульный лист создается с водяными знаками и специальными оттисками, причем цвет должен быть бледно-бирюзовым.
  • Предполагается обязательное наличие номера документа.
  • Затем предусмотрены все важные сведения: ФИО выпускника 9-ого класса, дата выдачи документа, название школы, печать и подпись директора.
  • Приложение печатают на светло-бирюзовой бумаге, выполненной в формате А4.
  • Для защиты от возможных подделок на бумагу наносят специальную фоновую композицию с использованием красок, которые должны светиться в ИК, а также в УФ лучах.
  • Выпускники девятого класса всегда получают аттестат, которые обладает визуальными отличиями: красная обложка, наличие надписи «С отличием» на титульном листе, уникальная нумерация.

Обычные школы и детсады

Итак, переводы с канцелярского на общечеловеческий язык.

  1. ГБДОУ – государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение (детский сад, ясли).
  2. МБДОУ – муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение (все те же самые заведения, что и в случае с ГБДОУ). Иногда букву «Б» пропускают и пишут просто МДОУ.
  3. ГБОУ – государственное бюджетное образовательное учреждение (школа, лицей, гимназия, учебный комбинат, комплекс). Бывает так, что садик входит в школьный комплекс, тогда ГБДОУ – это подразделение ГБОУ.
  4. МБОУ – муниципальное бюджетное образовательное учреждение (те же школы, лицеи и т. д., но с финансированием из бюджета города).
  5. МКОУ – муниципальное казенное образовательное учреждение (опять те же самые школы всех видов с прямым финансированием из госбюджета, обычно городского, реже – регионального).
  6. СОШ – средняя образовательная школа: обычная школа, без всяких затей. Как правило эта аббревиатура используется в сочетании с «МКОУ» – МКОУ СОШ.
  7. МАОУ – муниципальное автономное образовательное учреждение. Ничего нового: это снова школы, гимназии, лицеи и так далее с государственным финансированием.
  8. МКШ – малокомплектная школа. Расположены такие учебные заведения в сельской местности, в них учится немного учеников (несколько десятков), параллельных классов нет. Бывает и так, что какого-то класса вовсе нет, потому что в населенном пункте нет детей соответствующего возраста, которых надо учить. В совсем маленьких МКШ 8–10 учеников разного возраста могут сидеть в одном классе и заниматься вместе по всем предметам. Это «вымирающий вид» учебных заведений, за существование которого изо всех сил борются жители небольших сёл.
  9. СУНЦ – специализированный учебный научный центр. Это школа-интернат для одаренных детей при высшем учебном заведении. Пример – знаменитый центр Колмогорова при МГУ.

Казенное, бюджетное или автономное учебное заведение школа – для родителей большой разницы нет, потому что все эти учреждения бесплатные, финансируются из бюджетов разных уровней, просто отличаются механизмы этого финансирования и возможности школ распоряжаться своим имуществом.

Тем не менее небольшое отличие может быть: иногда у государственных школ и детских садов оснащение лучше, чем у муниципальных. У автономных образовательных учреждений больше возможностей предоставлять дополнительные платные услуги (организовывать кружки, проводить факультативы и т. д).

Недавно с легкой руки Минпросвещения появилась еще пара не фигурирующих в официальных названиях антонимичный аббревиатур:

  • ШНОР– школа с низкими образовательными результатами (у выпускников скромные результаты ОГЭ и ЕГЭ, да и ВПР – всероссийские проверочные работы, по сути, это годовые контрольные работы – тоже баллами не радуют).
  • ШВОР– школа с высокими образовательными результатами. В этом учебном заведении все с точностью до наоборот – результаты ОГЭ и ЕГЭ выпускников хоть в рамочку на стенку вешай и за результаты ВПР учителей хвалят.

Электронная гимназия АНПОО «МАНО»

Сайт: http://eschool.mano.pro/Телефон: 8 800 100 84 42, 8 (3812) 95-10-37Стоимость: от 500 рублей

Электронная гимназия АНПОО «МАНО» обучает школьников с 1 по 11 класс.

Создана с применением дистанционных образовательных технологий, порядок применения которых регламентирован Министерством просвещения РФ.

В гимназии представлены все предметы школьной программы, которые разработаны в соответствии с ФГОС. Учебные материалы (видеоуроки, конспекты, тесты, тренажёры) доступны в любое время. К каждому ученику гимназии обеспечивается индивидуальный подход.

Преимущества гимназии:

  • удобная организация процесса обучения,
  • отсутствие пространственного и временного ограничения в учебе,
  • доступность материала в любое время с любых электронных носителей,
  • возможность повторения урока неограниченное количество раз,
  • видео с объяснением учителя для каждого урока,
  • интерактивные тесты к каждому уроку,
  • возможность обучения в каникулы и во время карантина.

Обучаясь в гимназии, Вы сможете:

  • получить аттестат государственного образца;
  • подготовится к сдаче ВПР, ОГЭ, ЕГЭ;
  • подтянуть отдельные предметы, которые Вам необходимы.

Гимназия может заменить репетитора при повторении материала и поможет усвоить новые темы, если учеба дается нелегко или требует дополнительного объяснения.

В гимназию можно зачисляться для прохождения промежуточной аттестации как по всем предметам образовательной программы определенного класса, так и по отдельным предметам.

Вы можете самостоятельно выбрать удобное время и определить темп просмотра заданий, время выполнения которых не ограничено.

В создании уроков принимали участие лучшие преподаватели: кандидаты и доктора педагогических наук, высококвалифицированные специалисты, имеющие большой опыт профессиональной работы в области педагогики, психологии, менеджмента, инновационной деятельности.

В процессе обучения в гимназии учителя проверят выполненные задания, выставят оценку в электронный журнал и помогут разобрать ошибки.

Также электронная гимназия предлагает Вам авторские онлайн-курсы для детей младших и старших классов:

  • Школа шахмат «Mano Chess» (поступенчатый курс с нуля до уверенного шахматиста, с 6 лет);
  • Школа бизнеса и трейдинга «Bussines Land» (курс обучит основам ведения бизнеса-трейдинга, разработан для учеников начиная с 5 класса);
  • Школа «Компьютерного моделирования и программирования на языке C#» (курс обучит основам моделирования и программирования на языке C#», разработан для учеников начиная с 7 класса).

По окончание курсов вы получите официальные документы о дополнительном образовании.

Что такое ГВЭ

Государственный выпускной экзамен — это упрощённая версия аттестации в 9 и 11 классах. Её сдают ребята, у которых есть ограничения по здоровью. Если ученик хочет сдавать ГВЭ вместо ОГЭ или ЕГЭ, нужно пройти специальную комиссию, состоящую из психологов, медиков и педагогов. 

Комиссия определяет наличие или отсутствие у выпускника ограниченных возможностей здоровья и выдаёт специальное заключение. Имея на руках этот документ, выпускник и его семья могут выбирать, какая форма итоговой аттестации подходит им больше.

ГВЭ предусматривает различные послабления: 

  • Формат экзамена определяется на основании заключения медицинской комиссии. Иногда право выбора формата экзамена предоставляется самому выпускнику прямо на самом экзамене. Например, на ГВЭ по русскому языку можно выбирать между написанием изложения или сочинения. 
  • Время экзамена всегда увеличено на 1,5 часа.
  • Для тех выпускников с ограниченными возможностями здоровья, которые не могут явиться на экзамен, организуется его проведение на дому: приходят два организатора, а квартира оснащается системой видеонаблюдения. 

Уровни общего образования в России

Как и в большинстве стран, среднее образование в РФ многоступенчатое, причем на каждом этапе перед педагогами ставятся новые задачи. Так, детские сады призваны помочь ребенку адаптироваться в социуме и подготовиться к школе. В начальных классах дети приспосабливаются к учебному процессу и привыкают работать как на уроках, так и самостоятельно дома

В старшей школе большое внимание уделяется выбору будущей профессии

Дошкольное

Детский сад – первый шаг ребенка в образовательном процессе. Здесь малыши учатся выстраивать отношения с окружающими и самостоятельно познавать мир, получают начальное культурное и эстетическое воспитание. Учебная программа в садах ненасыщенная и рассчитана всего на 2-3 часа в день. Дети рисуют, лепят, мастерят, поют и танцуют. В последний год перед школой они учатся азам чистописания и чтения. По правилам, в детский сад ребенок ходит с 2 до 7 лет. Посещать дошкольные учреждения в России необязательно, этот вопрос решают родители. Но даже если они не против, мест в садах часто не хватает, и ребенок остается дома. Если мама и папа при этом не развивают малыша сами, в начальную школу он попадает неподготовленным и отстает от большинства сверстников.

Начальное

Базовое образование, которое готовит ребёнка к изучению сложных для него наук. Именно с 1 по 4 класс у детей окончательно формируются навыки самостоятельной работы. В начальную школу в России принимают с 6 с половиной лет. Учеба здесь длится четыре года. При поступлении ребенок проходит тестирование, в ходе которого психологи определяют уровень его интеллектуального развития. Первое полгода школьникам не выставляют отметки, но далее знания уже оцениваются по общепринятой пятибалльной системе. Со второго класса современные методисты нередко включают в образовательную программу иностранный язык и уроки компьютерной грамотности.

Основное общее

Девятилетний курс, по завершении которго ребенок получает документ о неполном среднем образовании. С ним можно продолжить учебу в техникуме, колледже или училище, чтобы освоить там профессию. В конце 9 класса выпускники проходят государственную аттестацию и сдают ОГЭ по всем основным дисциплинам. Провалив госэкзамен, ученик имеет право его пересдать. Девятилетка в России обязательна.

Среднее (полное) общее

Это и есть то образование, которое получают в 10 и 11 классах. Последние в совокупности также именуют старшей школой, а пойти в неё могут подростки, успешно сдавшие ОГЭ. По окончании одиннадцатилетки школьник получает аттестат, который дает ему право поступать как в среднее специальное, так и в высшее учебное заведение.

Среднее образование в России: 6 самых популярных вопросов

Понятие имеет размытое значение, поэтому вызывает много путаницы у абитуриентов. Ответим на популярные вопросы:

Что такое среднее общее образование в России?

Традиционное название образовательной ступени, которая находится между начальными классами и высшим учреждением. Общая ступень соответствует 10-11 классам. В качестве синонимов используют понятие «общее» и слова, в разной степени близкие: «основное общее», «полное общее», «полученное в школе», «начальное профессиональное», «техническое». Ступень сформировалась в средних веках в Европе, в России появилась в XIX веке как часть гимназической системы. Аттестат зрелости отражает содержание программы, которая в разных странах построена по-своему.

Что такое среднее специальное образование?

Название промежуточной ступени между школой и университетом. Получить подготовку можно в колледжах, техникумах, лицеях — их главное отличие от вузов в уровне подготовки. В ССУЗах, дают базовый уровень подготовки. В программе изучение профессий на базе общего уровня + подготовка по выбранному направлению. Массовое появление системы ССУЗов запущено в советское время в 1920-е-1930-е под руководством А.В. Луначарского, считавшего такую подготовку насущным вопросом для молодой советской республики.

Среднее специальное образование — это 11 классов?

Невозможно получить подобную подготовку в школе: необходимо поступить в колледж, техникум или училище. В СССР система ССУЗов была более широкой, но сегодня её упразднили. В техникумах освоить профессию можно за 2-4 года. ССУЗы осуществляют образовательную деятельность с целью углубления деятельности на базе основного общего, (полного) общего или начального профессионального уровня.

Что такое начальное профессиональное образование?

С 2013 года эту разновидность включили в систему профессионального обучения. Под НПО понимают начальный уровень подготовки рабочих. В советское время получить начальную подготовку можно было в ПТУ, в настоящее время ПТУ переименованы в профессиональные технические лицеи и колледжи. Поступить сюда можно на базе 9 или 11 классов.

Аттестаты зрелости в России и за границей: равны или нет?

В XX веке шла активная разработка методов стандартизации качества с целью взаимного признания аттестатов зрелости разными странами. В итоге государства можно разделить на 4 группы:

  • Подписавшие конвенцию об эквивалентности дипломов
  • С частично признаваемыми аттестатами
  • Подписавшие билатеральные соглашения и взаимно признающие аттестаты
  • Дипломы ряда государств не признаются в Европе.

Россия входит во вторую категорию: основная причина – в разной длительности программ. На Западе учёба в школах длится 12 лет, у нас – 11. Другая причина – несоответствие стандартов ЕГЭ в части набора дисциплин.

Профессиональная ориентация образовательных программ

Елена Комарницкая, кандидат педагогических наук и проректор Института развития профессионального образования (ИРПО), отметила, что программы подготовки в учреждениях СПО должны в первую очередь развивать компетенции, которые будут необходимы выпускнику в рабочей деятельности.

Здесь и возникает сложность: общеобразовательные дисциплины в техникумах и колледжах, как правило, преподают бывшие школьные учителя. Порой они даже совмещают преподавание в школе и учреждении СПО, не меняя подход к программе.

Среди существующих проблем Комарницкая также отметила недостаточную интеграцию общеобразовательных учебных предметов и профессиональных дисциплин. По её словам, содержание применяемых в СПО учебников тоже не отражает специфику получаемой профессии или специальности.

Комарницкая сообщила, что ИРПО сейчас активно работает над решением этих проблем в рамках федерального проекта «Современная школа». Внедрение методик преподавания общеобразовательных дисциплин с учётом профессиональной направленности программ СПО — одна из его важных целей.

Это внедрение планируется проводить в несколько этапов:

  1. Разработка концепции преподавания общеобразовательных дисциплин с учётом профессиональной направленности программ СПО, реализуемых на базе среднего общего образования.
  2. Разработка методик преподавания по восьми общеобразовательным дисциплинам: русский язык, литература, иностранный язык, математика, история (или «Россия в мире»), физическая культура, ОБЖ, астрономия.
  3. Повышение квалификации преподавателей общеобразовательных дисциплин по дополнительной профессиональной программе.
  4. Апробация методик преподавания вышеназванных дисциплин с учётом профессиональной направленности программ СПО.
  5. Разработка примерных рабочих программ, фондов оценочных средств для промежуточной аттестации по восьми общеобразовательным дисциплинам с учётом профиля по укрупнённым группам профессий и специальностей.

Комарницкая подчеркнула, насколько важно связать общеобразовательную подготовку с развитием профессиональных компетенций, формировать у обучающихся определённые практические навыки. Людмила Шаповалова, кандидат педагогических наук и начальник управления профессионального образования Департамента образования Белгородской области, согласна с тем, что уровень общеобразовательной подготовки в техникумах и колледжах недостаточно высокий — особенно это заметно в технических программах

И в качестве приоритетного направления называет работу над восполнением недостатка знаний учащихся — как математики и физики, так и других дисциплин

Людмила Шаповалова, кандидат педагогических наук и начальник управления профессионального образования Департамента образования Белгородской области, согласна с тем, что уровень общеобразовательной подготовки в техникумах и колледжах недостаточно высокий — особенно это заметно в технических программах. И в качестве приоритетного направления называет работу над восполнением недостатка знаний учащихся — как математики и физики, так и других дисциплин.

Невозможно стать классным сварщиком, не зная законов Ома. Невозможно стать техником-механиком, не владея элементами черчения.

Людмила Шаповалова, канд. пед. наук, начальник управления профессионального образования департамента образования Белгородской области

Кроме профилизации обучения, которую Шаповалова называет главной задачей, она также отмечает важность дополнительной подготовки для тех студентов, которые после окончания техникума или колледжа планируют поступать в вузы. В Белгородской области таких выпускников около 30%, а через несколько лет, по прогнозам, их количество вырастет до 50%

Для них Шаповалова предлагает ввести программы дополнительного образования, финансируемые из федерального или регионального бюджета.

Другие грядущие изменения

Шахматы в начальной школе

Увеличится количество школ, в которых занятия шахматами станут обязательными для начальных классов по новому стандарту образования. Они заменят третий урок физкультуры. Для первоклассников нагрузка составит 33 часа в год, для остальных учеников — 34 часа. Учителя проходят дополнительную подготовку.

Второй иностранный язык

Помимо шахмат, обязательным предметом во многих школах станет второй иностранный — он вводится в рамках реализации новых ФГОС. Сейчас школы решают эту задачу поэтапно. За один день повсеместно ввести второй иностранный не получится. 

ЕГЭ по иностранному языку

В 2020 иностранный язык не будет обязателен для сдачи на ЕГЭ, но по новому стандарту образования его планируется включить в перечень обязательных предметов с 2022 года. Экзамен будет разделён на два уровня: базовый и профильный. Возможно, в 2021 году будет проведена первая массовая апробация. Скорее всего, обязательным иностранным станет английский — язык международного общения. 

ЕГЭ по истории

Вопреки опасениям школьников и родителей, обязательного ЕГЭ по истории в 2020 году не будет. Более того, нет ни одного документа или стандарта нового поколения, предполагающего включение этого предмета в число обязательных и в более отдалённой перспективе. Подобное изменение в части любого предмета потребует несколько лет для разработки и обсуждения экзаменационной модели для обязательного экзамена, её апробации и доработки. Такая работа не ведётся в настоящее время ни по одному из предметов, кроме иностранного языка.

Модернизация

В школах 50 регионов России в следующем году планируют открыть более 2000 классов с современной техникой: 3D-принтерами, интерактивными панелями, конструкторами по робототехнике и VR-очками. Планируется, что к 2024 году таких центров в российских школах будет 16 тысяч.