Начальное образование: доступность и качество

Оглавление статьи

Начальное образование сегодня

В настоящее время начальное образование в России развивается в контексте международной программы ЮНЕСКО «Образование для всех».

Начальное образование занимает ведущее место в системе непрерывного образования, является базовой ступенью и является обязательным в соответствии с ФЗ «Об образовании в РФ». Обучающиеся, которые не освоили программу начального общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования (ст.66).

Также в соответствии с законодательством начальное образование направлено на формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности.

Как мы видим, начальное образование ставит перед собой целью не только лишь изучение основных дисциплин, но и личностное развитие ребенка. Именно на этой ступени государству необходимо обеспечить доступность, качество и эффективность образования.

Основными тенденциями образования:

  • сосуществование и сотрудничество государственного, негосударственного и семейного образования;
  • построение вариативных учебных планов;
  • система вариативных технологий, направленных на развитие личности и т. д.

Следует отметить, что современное начальное образование в России имеет и положительные, и отрицательные черты

Решение многих проблем касательно качества начального образования в школе, возможно лишь на государственном уровне и определяется политикой государства.

В последнее время государственные органы приняли ряд мер для улучшения ситуации:

  • принятие ФГОСа;
  • расширение финансовых и правовых полномочий школы и др.

Однако, остается существовать и множество проблем. Решение этих проблем на локальном уровне достигается крайне редко.

Проблема контроля качества начального образования сегодня требует практического решения. Нужны такие показатели, которые смогут использоваться для оценки именно начального, а не общего образования. Нет критериев, которые учитывали бы особенности развития именно этой ступени образования. Те показатели, которые используются сейчас для оценивания качества образовательного процесса в начальной школе, сохраняют ряд существенных недостатков.

Также остается и проблема подготовки кадров для начальной школы. В начальные классы часто приходят дети с разным уровнем подготовки, к каждому ребенку зачастую требуется особый подход.

Нужно ли нам развивать систему начального образования? Есть ли пути решения актуальных проблем?

Остается еще много неразрешенных вопросов…

Особое место в развитии начального образования занимает XVIII в.

К концу XVII в. стала утрачиваться доминирующая роль православного образования. Все большее развитие получала светская педагогика.

Начало в развитии образования особенно ярко проявилось в деятельности Петра I. Экономические и политические преобразования того времени требовали большего количества грамотных профессионалов. Для этого создавалась государственная система образования.

При Петре I была предпринята попытка создания в России государственных начальных школ. Стали открываться цифирные школы для детей от 10 до 15 лет. Основная цель — подготовка к государственной службе. Цифирные школы рассматривались как подготовительный этап для последующей профессиональной подготовки.

Предполагалось, что эти школы будут рассчитаны не только для детей дворян. Но реализовать это в достаточной мере не удалось, поскольку для предупреждения прогулов к ученикам зачастую применяли жестокие дисциплинарные меры.

Похожие термины:

  • обязательная первая ступень общего образования и необходимое условие для продолжения обучения на последующих ступенях в общеобразовательном учреждении; имеет целью воспитание и общее развитие

  • в Украине длится 4 года. К его получению допускаются дети, которым на момент начала обучения (до 1-го сентября) исполнилось 6 лет и по результатам медицинского и психологического обследования не име

  • имеет целью подготовку работников квалифицированного труда (рабочих, служащих) по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего образования. По отдельны

  • многоуровневая, полифункциональная, открытая, динамическая система обучения, воспитания и развития будущих специалистов рабочих квалификаций, функционирующая на основе взаимодействия трех стр

  • область профессиональной педагогики, в которой рассматриваются содержание, формы и методы подготовки рабочих и технических служащих, а также их обучения новым профессиям.

  • образовательное учреждение, реализующее программы начального профессионального образования, имеющее целью подготовку работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) по всем основным

  • учреждения, включающие: профессиональное училище (строительное, швейное, сельское и т.п.); профессиональный лицей (технический, коммерческий и т.п.); учебно-курсовой комбинат (пункт), учебно-производ

  • реестр профессий и специальностей, подготовка по которым осуществляется в системе начального профессионального образования и регулируется на государственном уровне в соответствии с Законом РФ

  • документы государственного образца, определяющие содержание начального общего образования, закладывающие основы функциональной грамотности учащихся, основные умения и навыки учебного труда, о

  • Методическая служба – часть педагогической системы, состоящей из множества взаимосвязанных подсистем, обладающих общими структурными и функциональными элементами, подчиненных единым целям вос

  • . Одной из самых сложных проблем современной российской системы профессионального образования является установление ее федерально-региональных принципов управления и разработка на их основе но

  • лица, принятые для обучения по образовательной программе начального профессионального образования.

  • тип образовательного учреждения, реализующий образовательную программу начального профессионального образования.

  • государственное, муниципальное или негосударственное образовательное учреждение, имеющее своей целью подготовку работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) по всем основным напра

Дистанционное образование

Данная система является новой, специфичной формой обучения, которая отличается от традиционных. Дистанционное образование выделяется иными целями, задачами, содержанием, средствами, методами и формами взаимодействия. Преобладающим становится использование компьютерных технологий, телекоммуникаций, кейс-технологий и проч.

В связи с этим наиболее распространённые виды такого обучения следующие:

  • Первый — опирается на интер­активное телевидение. При его реализации возникает непосредственный визуальный контакт с аудиторией, которая находится на расстоянии от преподавателя. В настоящее время этот вид недостаточно разработан и очень дорогостоящ. Однако он является необходимым, когда демонстрируются уникальные методики, лабораторные опыты и новые знания в той или иной области.
  • Второй вид дистанционного обучения опирается на компьютерные телекоммуникационные сети (региональные, глобальные), имеющие раз­личные дидактические возможности (текстовые файлы, мультимедийные технологии, видеоконференции, электронная почта и прочее). Это распространенный и недорогой вид дистанционного обучения.
  • Третий сочета­ет в себе компакт-диск (базовый электронный учебник) и глобальную сеть. Благодаря большим дидактическим возможностям этот вид является оптимальным как для вузовского и школьного обучения, так и при повышении квалификации. Компакт-диск имеет массу преимуществ: мультимедийность, интерактивность, наличие большого объема информации при минимальных финансовых потерях.

Понятие «Система образования»

Система образования – это целенаправленно разработанный обществом социальный институт, которому свойственна организованная система связей и социальных норм, соответствующих конкретному обществу, его потребностям и требованиям, предъявляемым к социализированной личности. Для более глубокого понимания структуры системы образования необходимо разобраться в каждом из ее компонентов по отдельности.

Для начала следует понять, какое понятие вкладывается в термин «образование». В узком смысле — это процесс усвоения знаний, обучение и просвещение. Если брать более широкий смысл определения, то образованием является среда социальной жизни, создающая внешние и внутренние условия, необходимые для гармоничного развития личности в процессе познания культурных ценностей, норм и моделей поведения. Другая формулировка определяет образование как синтез процессов обучения, учения, воспитания, самовоспитания, развития и социализации. Из чего выходит, что образование – это многоуровневое пространство, способствующее созданию условий для развития и саморазвития личности. На 20 сессии Генеральной конфедерации ЮНЕСКО было сформулировано следующее понятие: образование – это процесс и результат совершенствования способностей и поведения личности, в результате которого она достигает социальной зрелости и индивидуального роста. Нередко под определением образования понимают формирование духовного образа человека, происходящее под влиянием нравственных и духовных ценностей, взятых за эталон в конкретном обществе. Образование – это также процесс воспитания и совершенствования личности, в котором играет значимую роль не столько объем приобретенных знаний, навыков и умений, сколько грамотное сочетание их с качествами личности, умением самостоятельно распоряжаться своими знаниями, направляя деятельность на непрерывное саморазвитие и самосовершенствование.

Система образования в России и мире определяется как многообразие конкретных компонентов, находящихся в определенных отношениях и связях и образующих целостную, единую концепцию. Поэтому, рассматривая образование с позиции системы, чаще всего дается определение: «совокупность образовательных учреждений страны, а именно дошкольных, начальных, средних, средне-специальных, высших и послевузовских образовательных организаций, а также внешкольных учреждений». Довольно часто систему образования рассматривают как модель, объединяющая институциональные структуры, основной целью которых является создание оптимальных условий для обучения, как активной деятельности субъектов воспитательного процесса.

Определение 1

Таким образом, система образования – это структура учебно-воспитательных учреждений, существующая в масштабах страны. В систему входят ясли, детские сады, начальные и общеобразовательные учреждения, специализированные и профессиональные школы, колледжи, техникумы, внешкольные организации, ВУЗы. Часто в данную систему также входят образовательные учреждения для взрослых и культобразовательные заведения.

Базой образовательной системы является тип образования, которых существует несколько:

  • Дошкольное образование. Его функции выполняют ясли и детские сады.
  • Элементарное (начальное) образование, длительность которого, в зависимости от государства, составляет от 5 до 9 лет. В России к начальному образованию относится девятилетнее обучение.
  • Среднее. Школы с 4-6 летним сроком обучения.
  • Высшее образование. В категорию входят институты, академии, университеты, высшие технические училища, некоторые колледжи. Срок обучения может достигать 7 лет.

Образование — Уровни образования

  • Образование

  • Уровни образования

  • О языках, на которых осуществляется образование (обучение)

  • Об учебных предметах, курсах, дисциплин (модулей), предусмотренных соответствующей образовательной программой. Образовательные программы

  • Учебные планы

  • Аннотации к рабочим программам дисциплин (по каждой дисциплине в составе образовательной программы с приложением их копий (при наличии)

  • Календарный учебный график

  • Методические и иные документы, разработанные образовательной организацией для обеспечения образовательного процесса, в виде электронного документооборота

  • Численность обучающихся по реализуемым образовательным программам за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов Российской федерации, местных бюджетов и по договорам об образовании за счет средств физических или юридических лиц

  • Выписка из реестра лицензий на осуществление образовательной деятельности

  • Все страницы

Страница 2 из 10

Уровни образования

I уровень (прогимназия) — начальное общее образование (1-4 классы, нормативный срок обучения 4 года) обеспечивает развитие обучающихся, овладение чтением, письмом, счетом, основными умениями, навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, навыками самоконтроля учебных действий, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни.

В прогимназии вводятся развивающие программы, которые позволяют подготовить обучающихся к успешному освоению учебных программ на последующих ступенях.

Начальное образование является базой для получения основного общего образования.

Основные результаты обучения и воспитания обучающихся прогимназии:

  • личностные — готовность и способность обучающихся к саморазвитию
  • метапредметные — освоение обучающимися УУД (познавательными, регулятивными, коммуникативными),
  • предметные — освоенный в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению новых знаний.

II уровень — основное общее образование (5-9 классы, нормативный срок обучения 5 лет) обеспечивает освоение обучающимися общеобразовательных программ основного общего образования, условия становления и формирования личности обучающегося, его склонностей, интересов и способностей к социальному самоопределению.

Основное общее образование включает два блока:

  1. 5-6 классы, основная цель — адаптация обучающихся к новым организационным формам обучения;
  2. 7-9  классы, основная цель — предпрофильная подготовка обучающихся.

Цели обучения на втором уровне образования:

  • формирование прочных, устойчивых, глубоких знаний основ наук;
  • повышение мотивации обучения через активизацию познавательной деятельности, диагностика и развитие общих и специальных способностей;
  • выявление детей с высоким уровнем познавательных способностей и возможностей для последующего обучения в профильных классах за счет обучения по углубленным программам, сопровождаемого диагностикой и тестированием;
  • определение профиля последующего обучения, наиболее соответствующего личным качествам обучающегося.

Основное общее образование является базой для получения среднего (полного) общего образования.

III уровень — среднее общее образование — (10-11 классы, профильное обучение, нормативный срок обучения 2 года) является завершающим этапом общеобразовательной подготовки, обеспечивающее дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предметам социально-гуманитарного, физико-математического, информационно-технологического, химико-биологического профилей, освоение обучающимися общеобразовательных программ среднего (полного) общего образования, развития устойчивых познавательных интересов и творческих способностей обучающегося, формирования навыков самостоятельной учебной деятельности на основе дифференциации обучения.

Цели обучения на третьем уровне образования:

  • развитие оптимальных условий для получения полноценного среднего (полного) общего образования с углубленным изучением ряда профильных предметов и освоением навыков поисково-исследовательского характера;
  • профильная ориентация обучающихся; реализация индивидуальных образовательных программ.

Среднее общее образование является основой для получения начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования

В дополнение к обязательным предметам в рамках государственного образовательного стандарта вводятся предметы по выбору самих обучающихся (элективные курсы, факультативы) в целях реализации интересов, способностей и возможностей личности. 

  • << Назад
  • Вперёд >>

Особенности программы

Основные принципы программы:

  • обеспечение учащихся знаниями в соответствии с требованием ФГОС,
  • формирование у школьников необходимых для учёбы навыков,
  • создание мотивации к изучению всех школьных предметов,
  • ориентирование работы на результат,
  • духовно-нравственное развитие учащихся,
  • привитие школьникам уважения к родной культуре и традициям,
  • воспитание бережного отношения к природе,
  • формирование целостной картины мира.

Ведущим принципом «Школы России» является применение в обучении проблемно-поискового метода, который позволяет сформировать у школьников навыки коммуникации, работы с информацией, планирования и рефлексии.  

Программа построена на достижениях традиционной русской педагогики и уделяет большое внимание патриотическому воспитанию учащихся. Материалы УМК призваны сформировать у школьников преданность Отечеству и малой Родине, интерес к родному языку и культуре, а также уважительное отношение к национальным ценностям всех народов России

Помимо этого, УМК ориентирован на развитие у детей качеств, соответствующих понятиям о человечности: доброты, эмпатии и отзывчивости.     

<<Форма курс 1-4>>

Профобразование

Развитие системы образования в России невозможно представить без полноценного формирования личности, которое достигается при овладении глубокими знаниями, профессиональными умениями, навыками и солидными компетенциями по одной или нескольким профессиям. Реформирование профобразования призвано обеспечить прогресс каждому обучающемуся.

К основным направлениям совершенствования профобразования относятся:

  • укрепление и расширение материальной основы профобразования;
  • создание на предприятиях центров практики;
  • привлечение к подготовке кадров профессионалов-производственников;
  • повышение качества обучения специалистов.

Современная система образования в РФ подразумевает расширение профессиональной составляющей.

До начала XIX века сохранялась тенденция преимущественного обучения детей вне школы

В каждом сословии продолжали существовать традиции профессионального обучения. В высших сословиях начальное образование также получалось дома.

Реформа народного образования в начале XIX века затронула и начальное образование. Основная направленность реформирования была связана с постепенным сближением женской и мужской образовательных систем.

Но начальное образование, предназначенное для низших сословий, носило утилитарный характер, а также продолжало оставаться преимущественно для лиц мужского пола.

Началом реформы можно считать создание в 1802 году Министерства народного просвещения. Основной задачей являлось создание отвечавшей духу времени образовательной системы.

Образование формировалось на основе преемственности и развития того, что было создано при Екатерине II. Малые училища реорганизовывались таким образом, что первый класс становился приходской школой, а бывший второй класс — уездным училищем с добавлением еще одного класса. Третий и четвертый классы главного училища становились младшими классами гимназии.

Существовали и некоторые проблемы

В первые годы реализации реформы, когда не хватало подготовленных учителей, надежды возлагались на выпускников духовных семинарий. Но в докладе Министра просвещения от 20 мая 1803 года отмечалось, что в существующих семинариях нет ни одного подготовленного воспитанника семинарии к занятию учительского места.

Реализация реформы сдерживалась и тем, что к тому времени у людей еще не выработалась привычка обучать детей в общественных учебных заведениях.

Успеху развития начального образования мешало и отсутствие согласия между смотрителями и учительским персоналом.

Общее образование

В соответствии с законами Российской Федерации общее образование включает в себя:

  • Начальное общее образование (от 6 до 10 лет, 1-4 класс)
  • Основное общее образование (от 10 до 15 лет, 5-9 класс)
  • Полное общее образование (от 15 до 17 лет, 10-11 класс)

Достигнув возраста шести лет, ребенок получает начальное образование. Свое чадо родители могут отдать в школу, гимназию или лицей. Гимназия и лицей от школы отличаются тем, что там происходит более углубленное изучение предметов, либо вводят дополнительные предметы, которые пригодятся учащимся, поступающим в высшие учебные заведения.

После окончания начального образования, дети в возрасте 10 лет проходят основное общее образование. Обучение длится 5 лет. По окончании 9 класса ученику выдается аттестат о среднем образовании, с которым он может продолжить обучение в 10 классе школы, гимназии или лицея.

Полное общее образование — это последняя степень общего образования, которая продолжается в течение 2 лет. Затем в 11 классе ученики сдают экзамены и получают аттестаты о полном среднем образовании.

Школа советского периода

Становление советской системы образования можно разделить на следующие этапы:

  • В 1918 году были приняты «Положение о единой трудовой школе» и «Декларация о единой трудовой школе». Введён запрет на религиозные учения. Школа стала двухступенчатой: на первой ступени обучали детей с 8 до 13 лет, на второй — с 14 до 17 лет. Открылись бесплатные трудовые школы, где изучали письмо, чтение, математику, но уклон был на труд. 
  • В 1930-х годах школа стала авторитарной — утратилась ценность личности и главной целью обучения стало воспитание коммунистов. В это время введено обязательное начальное образование.
  • В годы войны образование пережило сильный кризис — не хватало учителей, учебной литературы, ученики работали на заводах. 
  • В 1958 году началась школьная реформа. Обучение стало 10-летним, а получение среднего образования — обязательным.
  • С 1980 года дети стали обучаться 11 классов. Введена система поощрения в виде медалей. 
Педагогика советского периода складывалась в тяжёлые времена для народа, но шла по восходящей линии. Именно в советское время сложилась система обучения, которой мы пользуемся по большей части до сих пор.

Начальная школа в России

В России начальное общее образование считается обязательным и общедоступным. Обучение детей в начальных школах обычно начинается с достижения ими возраста шести лет шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет.

Очевидно, что именно начальное образование формирует те общеучебные навыки и умения, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. Школьники, успешно завершившие начальное общее образование, продолжают обучение на ступени основного общего образования.

Обязательные предметы

Следующие предметы устанавливаются обязательными к изучению в начальных школах на федеральном уровне:

  • Русский язык;
  • Литературное чтение;
  • Иностранный язык;
  • Математика;
  • Окружающий мир;
  • Изобразительное искусство;
  • Музыка;
  • Технология;
  • Физическая культура;
  • Основы религиозных культур и светской этики (4 класс).

При этом делаются скидки на наличие в школе условий для обучения некоторым предметам. Так иностранный язык по программе должен изучаться со второго класса при наличии в образовательном учреждении необходимых условий. Аналогично при наличии необходимых условий в рамках предмета Технология с третьего класса изучается раздел «Практика работы на компьютере (использования информационных технологий)».

Русский язык и Литературное чтение представлены в федеральной образовательной программе в двух вариантах: для школ с обучением на русском языке и для школ с обучением на родном (нерусском) языке.

Умения и навыки

В результате усвоения предметного содержания начального общего образования ученики приобретают новые учебные умения, навыки и осваивают новые способы деятельности.

Познавательная деятельность

Школьник должен уметь наблюдать за объектами окружающего мира: описывать наблюдаемый объект и характеризовать происходящие с ним изменения. Кроме того, он должен уметь сравнивать два объекта, выявлять сходства и различия, а также объединять объекты по общему признаку, отличать часть от целого.

Учащийся должен иметь навыки проведения измерений простейшими измерительными приборами и использовать эти измерения для построения количественных соотношений и решения задач.

Ученик должен уметь решать творческие задачи, импровизировать, составлять план действий и разыгрывать воображаемые ситуации.

Речевая деятельность и работа с информацией

Сюда входит работа с учебными, художественными и научно-популярными текстами: осознанное чтение вслух и про себя, определение темы и главной мысли текста. Школьник должен уметь строить высказывания, выражающие его мысль, как простые, так и сложные.

Учащийся должен овладеть умениями работы с информацией и использования компьютера для этих целей. Он должен уметь строить табличное представление некоторой модели, а также упорядочивать данные по данному критерию.

Организация деятельности

Ученик должен иметь навыки выполнения простейших алгоритмов, самостоятельно определять последовательность действий для решения учебных и прикладных задач. Кроме того, он должен уметь оценивать результаты своей деятельности, выявлять и описывать возникшие трудности и самостоятельно находить пути их устранения. Более того, он должен предвидеть возможные трудности заранее и стараться их избежать.

Школьник должен привыкать к учебному сотрудничеству. Он должен уметь общаться с товарищами, договариваться с ними, при необходимости распределять между ними работу, оценивать свой вклад в общее дело и общий результат деятельности.

Основная школа

Современная система школьного образования в России основному курсу отводит 5 лет обучения — до 9 класса включительно. За это время ученики приобретают базисные знания по программным дисциплинам. Почти во всех школах учебный процесс примерно одинаков и проводится по предметно-кабинетной методике: урок за уроком дети перемещаются из одной аудитории в другую.

У каждого класса есть свой классный руководитель. Это преподаватель, освобожденный от педагогической практики или ведущий свой предмет, но по совместительству отвечающий за вверенный ему коллектив и способный оперативно решать организационные и административные вопросы.

По окончании этапа обучения в основной школе ученики проходят государственную итоговую аттестацию (ГИА) в форме основного государственного экзамена — ОГЭ. В случае удовлетворительной сдачи выпускники получают аттестат об основном общем образовании.

После окончания основной школы ученики могут перейти в старшие классы или продолжить обучение в ссузах (средних специальных учебных заведениях).

Новая школа в России

В 2012 году был принят действующий закон «Об образовании». Он считается одним из самых демократичных в мире, поскольку выделяет такую форму получения образования как семейное обучение. Это очень важный этап в истории образования в России, который определил его дальнейшее развитие. В наши дни ребёнок абсолютно легально может не посещать обычную школу с её классно-урочной системой, а осваивать программу самостоятельно или в онлайн-школе. 

В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» обучаются дети из 47 стран мира. Занятия ведут преподаватели из МГУ, МФТИ, ВШЭ. Уроки можно просматривать в режиме «реального времени» или в записи.

Выводы

После распада СССР общее образование в России потеряло свою однородность. В советское время всех школьников готовили примерно одинаково, давая практически идентичный набор знаний по всем предметам. О качестве советского школьного образования до сих пор идут ожесточенные споры. Одни говорят, что ничего лучше для воспитания и образования граждан до сих пор не придумано, другие — что советское образование пичкало детей бесполезными знаниями и не учило самостоятельности.

Так или иначе в современной России больше в ходу практико-ориентированный подход. Предполагается, что уже с 8-9 класса школьник должен знать, кем он станет в будущем и в какой вуз будет поступать. К этому стоит добавить огромное количество учебников и программ обучения, неодинаковый уровень квалификации педагогов и картина получится совсем пестрой. Основной вывод, который следует сделать родителям: озаботиться выбором будущей школы следует заранее, задолго до того, как ребенок пойдет в первый класс.