Надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства

Оглавление статьи

Общие требования

Порядок проведения проверок и основания регламентированы ст. 360 ТК РФ и Федеральным законом № 294 о защите прав юрлиц и предпринимателей при осуществлении надзора. К ведомственному контролю относятся:

  • допустимые виды проверок (плановые, внеплановые, целевые, комплексные);
  • конкретные должности, имеющие право на его осуществление;
  • правила оформления результатов инспекций;
  • периодичность и плановость проверок.

Проверке подлежат:

  • правильность составления трудовых договоров, соответствие их содержания требованиям ст. 57 ТК РФ;
  • соблюдение режима рабочего времени и времени отдыха;
  • соблюдение трудового распорядка, дисциплины и охраны труда;
  • своевременность направления работников на профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации;
  • оплата труда, соответствие заработной платы МРОТ и в случае допущенных задержек или невыплат выполнение работодателем требований материальной ответственности сторон трудового договора.

Как организовать

Шаг 1. Издать распорядительный документ о проведении ведомственной проверки или действовать на основании утвержденного плана. В документе нужно указать:

  • название проводящего проверку органа;
  • Ф.И.О. и должность тех, кто проведет процедуру;
  • наименование учреждения, в отношении которого организованы мероприятия;
  • цель, задача, формат проверки;
  • срок проведения;
  • список мероприятий для выполнения задач контроля;
  • список документов для изучения в ходе процедуры;
  • даты начала и окончания.

Шаг 2. Заверить копию распорядительного документа печатью (при ее наличии).

Шаг 3. Вручить копию проверяемой организации перед началом процедуры.

Внеплановая проверка

Такой вид проверки призван осуществить мониторинг соблюдения трудовых норм в отношении работников, а также устранение отклонений предыдущих мероприятий.

Основания для включения во внеплановую проверку:

  • окончание периода для устранения нарушений по итогам предыдущей проверки;
  • получение вышестоящим органом обращения по поводу нарушений в подведомственной организации.

По факту принятия решения о внеплановом контроле вышестоящая организация разрабатывает и утверждает распорядительный акт. Внеплановая проверка осуществляется в форматах изучения документов или выездном.

Статья 202. Механизм осуществления внутреннего контроля по безопасности и охране труда

1. В целях осуществления внутреннего контроля за соблюдением требований безопасности и охраны труда в организациях, осуществляющих производственную деятельность, с численностью более пятидесяти работников работодатель создает службу безопасности и охраны труда, которая подчиняется непосредственно первому руководителю организации или лицу, им уполномоченному.

2. Типовое положение о службе безопасности и охраны труда в организации разрабатывается уполномоченным государственным органом по труду.

3. Работодатель с численностью работников до пятидесяти человек вводит должность специалиста по безопасности и охране труда с учетом специфики деятельности либо обязанности по обеспечению безопасности и охраны труда возлагает на другого специалиста.

4. Служба безопасности и охраны труда или специалист, указанный в пункте 3 настоящей статьи, вправе:

1) беспрепятственно посещать и осматривать производственные, бытовые и другие помещения;

2) осуществлять контроль за разработкой и выполнением профилактических мероприятий по созданию безопасных и здоровых условий труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний в структурных подразделениях организации;

3) выдавать работникам структурных подразделений организации обязательные для выполнения указания о принятии мер по устранению выявленных нарушений по безопасности и охране труда.

5. Служба безопасности и охраны труда или специалист, указанный в пункте 3 настоящей статьи, обязаны:

1) ежемесячно проводить анализ состояния и причин производственного травматизма и профессиональных заболеваний в организации, разрабатывать мероприятия по предупреждению и включать их в электронные базы данных организации для постоянного хранения;

2) организовывать обучение, проверку знаний по вопросам безопасности и охраны труда работников организации;

3) обеспечивать соблюдение порядка расследования несчастных случаев, связанных с трудовой деятельностью.

6. Организация безопасности и охраны труда у субъектов малого предпринимательства может осуществляться на договорной основе с физическими или юридическими лицами.

Кто может осуществлять контроль?

Согласно п. п. 2, 3 Положения N 875 федеральный государственный надзор в сфере труда осуществляется федеральной инспекцией труда, состоящей из Роструда и его территориальных органов (государственных инспекций труда):

  • руководителем Роструда — главным государственным инспектором труда РФ;
  • заместителем руководителя Роструда — заместителем главного государственного инспектора труда РФ;
  • начальником структурного подразделения центрального аппарата Роструда — заместителем главного государственного инспектора труда РФ;
  • заместителем начальника структурного подразделения Роструда — главным государственным правовым инспектором труда РФ;
  • заместителем начальника структурного подразделения Роструда — главным государственным инспектором РФ по охране труда;
  • начальниками отделов структурного подразделения Роструда, на которых возложены вопросы организации и осуществления федерального государственного надзора в сфере труда, их заместителями, являющимися главными государственными инспекторами труда;
  • главными государственными инспекторами труда, старшими государственными инспекторами труда, государственными инспекторами труда отделов структурного подразделения Роструда;
  • руководителями государственных инспекций труда — главными государственными инспекторами труда в соответствующем субъекте РФ;
  • заместителями руководителей государственных инспекций труда — заместителями главных государственных инспекторов труда в соответствующем субъекте РФ (по направлениям деятельности);
  • начальниками отделов надзора и контроля государственных инспекций труда, их заместителями, являющимися главными государственными инспекторами труда соответствующих инспекций труда;
  • главными государственными инспекторами труда, старшими государственными инспекторами труда, государственными инспекторами государственных инспекций труда.

Задачи и полномочия ФИТ

На основании ст.355 ТК существует ряд задач, которые находятся в области решения деятельности ФИТ:

  • обеспечивать следование и защиту трудовых прав и свобод людей, сюда же входит право на ряд надежных условий труда;
  • гарантировать то, чтобы работодатели следовали трудовому законодательству и иным нормативно-правовым актам, в состав которых входит ряд норм трудового права;
  • гарантировать направление работодателю и работникам данные относительно самых эффективных средств и методов следования положениям трудового законодательства и нормативно-правовых актов, которые содержат ряд норм трудового права;
  • доводить до сведения необходимого органа государственной власти факты нарушений, действий или злоупотреблений, не попадающих по действие закона и иного нормативно-правового акта.

Один из ключевых принципов работы государственного инспектора труда состоит в самостоятельности, которая говорит о том, что государственный инспектор труда во время реализации своих прав и обязанностей:

  • выступает в качестве полномочного представителя государства и находится под его защитой;
  • самостоятелен от государственного органа и должностного лица;
  • руководствуется исключительно Конституцией РФ, федеральным законом и иным нормативно-правовым актом.

Для того чтобы выполнять поставленные задачи, ФИТ предоставляют ряд широких полномочий, осуществить которые возможно исключительно при соблюдении вышеуказанных принципов.

Рассмотрим ключевые данные полномочия:

заниматься государственным надзором и контролем за тем, как соблюдаются в компаниях трудовое законодательство и ряд иных нормативно-правовых актов, которые содержат ряд норм трудового права;
анализировать обстоятельства и причины нарушений, которые выявлены, в результате чего важно принять меры относительно устранения и восстановления прав граждан, которые были нарушены;
рассматривать на основании законодательства РФ ряд дел относительно административных правонарушений;
направлять в необходимом порядке соответствующую информацию в ряд федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, правоохранительных органов и судов;
заниматься надзором и контролем за тем, как соблюдается установленная система расследований, а также как учитываются несчастные случаи во время производства;
обобщать практику использования, анализировать то, что стало причиной нарушения трудового законодательства и других нормативно-правовых актов, которые содержат ряд норм трудового права, подготавливать соответствующие предложения по их улучшению;
анализировать картину и причины производственного травматизма и работать над предложениями относительно его профилактики, принимать участие в процессе расследования несчастных случаев на производстве или проводить такие расследования независимо;
принимать необходимые меры относительно привлечения в необходимом порядке ряд квалифицированных специалистов для того, чтобы обеспечить применение положений трудового законодательства и других нормативно-правовых актов, которые относятся к охране здоровья и безопасности сотрудников в момент их деятельности, а также относительно получения данных о воздействии используемых методов, применяемых материалов и способов на состояние здоровья и безопасность сотрудника;
запрашивать у федерального органа исполнительной власти и его территориального органа, органа исполнительной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления, органа прокуратуры, судебного органа и иных компаний и безвозмездно получать от них данные, необходимые для того, чтобы выполнить возложенные на ФИТ задачи;
проводить личный прием и рассматривать заявления, письма, жалобы и другие обращения сотрудников относительно нарушения их трудовых прав, принимать меры относительно устранения нарушений, которые выявлены, и восстанавливать нарушенные права;
информировать и консультировать работодателя и работника относительно вопросов соблюдения трудового законодательства и ряда других нормативно-правовых актов, которые содержат ряд норм трудового права;
информировать общественность относительно выявления нарушений трудового законодательства и других нормативно-правовых актов, которые содержат ряд норм трудового права, проводить разъяснительную работу относительно трудовых прав сотрудников;
подготавливать и публиковать ежегодные доклады относительно соблюдения трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, которые содержат ряд норм трудового права, и представлять их в необходимом порядке Президенту РФ и Правительству РФ.

Статья 204. Порядок введения в действие настоящего Кодекса

1. Настоящий Кодекс вводится в действие с 1 января 2016 года.

2. Установить, что с 1 января 2017 года:

1) подпункт 64) пункта 1 статьи действует в следующей редакции:

«64) специализированные организации по проведению аттестации производственных объектов — организации, осуществляющие деятельность по проведению аттестации производственных объектов по условиям труда, обладающие квалифицированными кадрами и имеющие в своем составе испытательные лаборатории, аккредитованные в соответствии с законодательством Республики Казахстан;»;

2) подпункт 4) пункта 1 статьи действует в следующей редакции:

«4) с иностранцами и лицами без гражданства, временно пребывающими на территории Республики Казахстан, до получения разрешения местного исполнительного органа на привлечение иностранной рабочей силы либо справки о соответствии квалификации для самостоятельного трудоустройства, выданной в порядке, определяемом уполномоченным органом по вопросам миграции населения, иностранным работникам, либо до получения разрешения трудовому иммигранту, выдаваемого органами внутренних дел в порядке, установленном Министерством внутренних дел Республики Казахстан, или без соблюдения ограничений или изъятий, установленных законами Республики Казахстан;»;

3) подпункт 6) пункта 1 статьи действует в следующей редакции:

«6) в пределах устанавливаемых законодательством Республики Казахстан сроков осуществления трудовой деятельности иностранными работниками, прибывающими для самостоятельного трудоустройства, выданных местным исполнительным органом разрешений на привлечение иностранной рабочей силы либо выданного органами внутренних дел разрешения трудовому иммигранту;»;

4) подпункт 1) пункта 1 статьи действует в следующей редакции:

«1) при отзыве местными исполнительными органами разрешения на привлечение иностранной рабочей силы либо истечении срока действия вида на жительство;»;

5) подпункт 3) статьи действует в следующей редакции:

«3) заключения трудового договора с иностранцами и лицами без гражданства без получения в установленном порядке справок о соответствии квалификации для самостоятельного трудоустройства либо разрешения на привлечение иностранной рабочей силы или без соблюдения ограничений или изъятий, установленных законами Республики Казахстан;».

3. Признать утратившими силу со дня введения в действие настоящего Кодекса:

1) Трудовой кодекс Республики Казахстан от 15 мая 2007 года (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2007 г., N 9, ст. 65; N 19, ст. 147; N 20, ст. 152; N 24, ст. 178; 2008 г., N 21, ст. 97; N 23, ст. 114; 2009 г., N 8, ст. 44; N 9-10, ст. 50; N 17, ст. 82; N 18, ст. 84; N 24, ст. 122, 134; 2010 г., N 5, ст. 23; N 10, ст. 48; N 24, ст. 146, 148; 2011 г., N 1, ст. 2, 3; N 11, ст. 102; N 16, ст. 128; 2012 г., N 3, ст. 26; N 4, ст. 32; N 5, ст. 41; N 6, ст. 45; N 13, ст. 91; N 14, ст. 92; N 15, ст. 97; N 21-22, ст. 123; 2013 г., N 2, ст. 13; N 3, ст. 15; N 7, ст. 36; N 9, ст. 51; N 10-11, ст. 56; N 14, ст. 72, 75; N 15, ст. 78, 81; N 16, ст. 83; N 23-24, ст. 116; 2014 г., N 2, ст. 10; N 7, ст. 37; N 8, ст. 44, 49; N 11, ст. 67; N 14, ст. 84; N 16, ст. 90; N 19-I, 19-II, ст. 96; N 21, ст. 122; N 23, ст. 143; 2015 г., N 1, ст. 2; N 3, ст. 13; N 7, ст. 33; N 8, ст. 45; N 10, ст. 50; N 11, ст. 56; N 14, ст. 72; N 15, ст. 78);

2) Закон Республики Казахстан от 15 мая 2007 года «О введении в действие Трудового кодекса Республики Казахстан» (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2007 г., N 9, ст. 66).

 
Основные источники публикуемых текстов нормативных правовых актов: газета «Казахстанская правда», база данных справочно-правовой системы Adviser, Интернет-ресурсы online.zakon.kz, adilet.zan.kz, другие средства массовой информации в Сети.
Хотя информация получена из источников, которые мы считаем надежными и наши специалисты применили максимум сил для выверки правильности полученных версий текстов приведенных нормативных актов, мы не можем дать каких-либо подтверждений или гарантий (как явных, так и неявных) относительно их точности.
Компания «КАМАЛ-Консалтинг» не несет ответственности за любые последствия какого-либо применения формулировок и положений, содержащихся в данных версиях текстов нормативных правовых актов, за использование данных версий текстов нормативных правовых актов в качестве основы или за какие-либо упущения в текстах публикуемых здесь нормативных правовых актов.

Ответственность за нарушение трудового законодательства

За нарушение трудового законодательства предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность.

Основным видом нарушений трудового законодательства являются административные правонарушения. Именно их обычно устанавливают инспекторы труда. Рассмотрим меры ответственности за наиболее распространенные нарушения.

Так, ст. 5.27 КоАП РФ устанавливает общую норму: нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц — в размере от 1000 до 5000 руб.;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 1000 до 5000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на юридических лиц — от 30 000 до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

В соответствии с ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ нарушение законодательства о труде и охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

Значительно реже на практике встречается применение ст. 5.28 КоАП РФ: уклонение работодателя или лица, его представляющего, от участия в переговорах о заключении, изменении или дополнении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного законом срока проведения переговоров, а равно необеспечение работы комиссии по заключению коллективного договора, соглашения в определенные сторонами сроки влечет наложение административного штрафа в размере от 1000 до 3000 руб.

Непредоставление же работодателем или лицом, его представляющим, в срок, установленный законом, информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения, в соответствии со ст. 5.29 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа в размере от 1000 до 3000 руб.

Необоснованный отказ работодателя или лица, его представляющего, от заключения коллективного договора, соглашения влечет наложение административного штрафа в размере от 3000 до 5000 руб. (ст. 5.30 КоАП РФ).

Административная ответственность предусмотрена также за нарушение или невыполнение работодателем или лицом, его представляющим, обязательств по коллективному договору, соглашению, административный штраф в размере от 3000 до 5000 руб. А увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки предполагает ответственность в виде административного штрафа в размере от 4000 до 5000 руб. (ст. ст. 5.31, 5.34 КоАП).

Уголовная ответственность за нарушение трудового законодательства установлена ст. 143 УК РФ

Так, нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда, совершенное лицом, на котором лежали обязанности по соблюдению этих правил, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, наказывается штрафом в размере до 200 тыс. руб

или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до одного года. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, наказывается лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Хотелось бы обратить особое внимание на размеры штрафов: по ст. 5.27 КоАП РФ нарушение законодательства о труде и охране труда индивидуальными предпринимателями влечет наложение штрафа в размере до 5000 руб., юридическими лицами — до 50 000 руб

Кроме этого, предусмотрено приостановление деятельности до 90 суток.

Как оформить результаты

Порядок проведения проверок различными органами при ведомственном надзоре одинаков, но результат и цели отличаются. При государственном ведомственном контроле цель — разобраться в причинах возникновения нарушений. Результат проверки оформляется в форме акта, который затем вручается под подпись должностному лицу проверяемой организации для подготовки объяснений по выявленным нарушениям. В оформленном акте нужно указать:

  • число, время и место составления;
  • наименование проводившего проверку органа;
  • реквизиты распорядительного документа, на основании которого шла проверка;
  • Ф.И.О. и должности аудиторов;
  • наименование учреждения, которое было проверено;
  • даты и период проведения контрольных процедур;
  • информацию по итогам, включая обнаруженные отклонения и лица, их допустившие;
  • информацию об ознакомлении или отказе ознакомиться с актом представителей проверенного учреждения;
  • подписи аудиторов, которые провели контрольные процедуры.

К акту проверки нужно приложить документы-обоснования по обнаруженным отклонениям (протоколы, объяснения и т. п.).

Документ формируется по окончании мероприятий в 2 экземплярах. Один передается в проверенную организацию под подпись. При отказе поставить подпись нужно составить акт об этом факте. Далее можно направить акт заказным письмом с уведомлением по почте.

Проверенное учреждение может предоставить документ с разногласиями с приложением подтверждающих позицию бумаг. В случае отказа работодателя дать такие пояснения в акте делается соответствующая отметка.