Гуманитарный профиль обучения: что это и кому нужно

Оглавление статьи

Этап 3. Разработка

Итогом этого этапа должен стать учебный план образовательной программы. И здесь нам понадобятся результаты исследований, проведённых на предыдущих этапах.

Как разработать драфт учебного плана

Учебный план — это перечень дисциплин и практик, последовательность их изучения (в каком семестре какая дисциплина изучается), количество часов, которое отводится на изучение каждой из них, и информация о форме контроля (зачёт, зачёт с оценкой, экзамен).

Учебный план разрабатывается с опорой на исследования и анализ, который проводился на предыдущих этапах проектирования образовательного опыта. Анализ статей, публикаций даёт понимание контекста профессии и отрасли, анализ конкурентов — помогает сформировать уникальное торговое предложение нашей образовательной программы, а анализ рынка и вакансий — понять, какие навыки нужны будущему выпускнику.

  • Определитесь с направлением подготовки и уровнем образования (бакалавриат, специалитет, магистратура).
  • Опирайтесь на проведённое на этапе 1 исследование, особенно в части анализа конкурентов. Посмотреть учебные планы по похожим программам всегда полезно. Нет ничего зазорного в том, чтобы подглядеть, как у кого построен курс. По крайней мере, можно понять, как он не должен выглядеть (если программа конкурентов кажется вам неудачной), а если повезёт, то можно поймать полезный инсайт и придумать выгодное УТП.
  • Составьте драфт учебного плана отдельными большими блоками — что-то вроде прототипа или плана-схемы будущей программы.

На этом этапе снова загляните во ФГОС или в собственный образовательный стандарт, если он есть у вуза, чтобы уточнить обязательные дисциплины базовой части учебного плана.

Соберите учебный план с указанием названий дисциплин, количества зачётных единиц и количества часов, отведённых на каждую из дисциплин.

Зачётная единица — это обозначение того, сколько времени от всей программы заложено на ту или иную дисциплину. Чем сложнее дисциплина, чем больше информации она в себе несёт, тем больше часов требуется на её освоение.

Из каких частей состоит учебный план

Во время разработки учебного плана нужно заложить логику построения программы. Лучше всего сделать это схематично. Например, можно отрисовать её в Miro или любым другим удобным способом. Такая визуализация будет полезна как для самого методиста, так и для экспертов.

Учебный план строится из трёх основных элементов:

  1. Базовая часть — дисциплины и практика, которые формируют как универсальные, так и обязательные профессиональные компетенции. В эту часть включаются обязательные дисциплины, которые перечислены во ФГОС, — философия, иностранный язык, история, безопасность жизнедеятельности, физическая культура. Также в эту часть учебного плана включаются дисциплины, составляющие основу будущей профессии. Они формируют общие профессиональные компетенции и являются базой или неким трамплином для изучения узкоспециализированных предметов (например, дискретная математика и теория алгоритмов — базовые предметы для направления «Прикладная информатика»).
  2. Вариативная часть — здесь на базе той основы, которая заложена в первой части, создаётся несколько возможных специализаций (направленностей). Трек каждой специализации выстраивается по грейдам: постепенно усложняется программа обучения внутри конкретной специализации. Студент может как выбрать конкретную специализацию, так и ознакомиться с несколькими специализациями на базовом уровне.
  3. Факультативы — это элективные курсы, которые студент может выбирать для изучения. Наличие факультативов позволяет создать более персонализированную индивидуальную образовательную траекторию. Мы в Skillbox обычно предлагаем в каждой программе высшего образования на выбор три вида таких курсов.

Виды факультативов:

  • Дополнительная специализация: студент выбирает предметы, которые напрямую не связаны с его специальностью.
  • Культурный электив: участие в культурном проекте (например: театр, музыкальная группа).
  • Элективные курсы по гибким навыкам: это позволяет проработать слабые стороны, которые у каждого студента свои (тайм-менеджмент, публичные выступления, эффективные коммуникации).

Фз «о дополнительном образовании»

Образование в современном мире во многом определяет перспективы человека, его возможности.

Не все «угадывают» со специальностью в плане ее востребованности, но, к счастью, существует дополнительное образование, которое позволяет каждому освоить новую профессию.

Для определения государственной политики по этому вопросу в 2001 году был разработан Фз «о дополнительном образовании», но его так и не приняли. В настоящее время этот вопрос регулируется статьей 75 федерального закона 273 «Об образовании».

Статья 75 «Дополнительное образование детей и взрослых»

Глава 10 Федерального закона № 273 рассматривает вопрос о дополнительном образовании в целом. Наиболее пристального внимания заслуживает статья 75 настоящего закона. В ней описываются основные моменты этого вопроса, включая задачу дополнительного образования, классификацию программ и требования к участникам.

Теперь о каждом пункте подробнее.

Пункт 1

Первый пункт статьи 75 ФЗ 273 описывает цели и особенности дополнительного образования. Это включает раскрытие имеющегося потенциала, развитие человека на интеллектуальном, нравственном и физическом уровне. В случае с творческими профессиями, развиваются не только профессиональные навыки, но и фантазия ученика.

https://youtube.com/watch?v=eciZpnraOgs

Всегда должен учитываться возраст последнего, наряду с его физическими и психологическими особенностями

Ребенок, взрослый, интроверт, экстраверт — педагоги обязаны принимать во внимание все эти моменты

Пункт 2

Второй пункт статьи 75 ФЗ 273 классифицирует программы дополнительного образования, подразделяя их на общеразвивающие и предпрофессиональные. Каждая — со своими особенностями и допустимыми категориями учащихся.

Общеразвивающие программы не имеют ярко выраженной специфики, но способствуют лучшей интеграции человека в общество, помогают ему расширить свой кругозор и улучшают физическую форму учащегося. Участвовать в подобных учебных программах могут как дети, так и взрослые (разумеется, при разделении на разные группы).

Пункт 3

В этом пункте статьи 75 ФЗ 273 указываются требования к участникам общеобразовательных программ. Или — в большинстве случаев — их отсутствие. Особые требования возможны только если обучение достаточно специфическое, и ученик должен соответствовать особым критериям в плане физического и/или интеллектуального уровня развития.

Ознакомьтесь  ФЗ 294 с изменениями

Пункт 4

Важная составляющая ст. 75 федерального закона № 273, которая регулирует содержание и сроки дополнительных учебных программ.

должно быть утверждено организацией, осуществляющей образовательную деятельность. При этом, как правило, планируемый курс проверяется официальными органами на соответствие федеральным государственным требованиям.

Пункт 5

Данный пункт 75 статьи федерального закона № 273 определяет особенности и критерии проведения дополнительных предпрофессиональных курсов. При этом он ссылается на другие статьи настоящего ФЗ.

Ссылки относятся к следующим пунктам:

  • Ст. 83, п. 3-7. В них описываются особенности предпрофессиональных программ в области искусств:
    • № 3 — цели программ, места проведения;
    • № 4 — инстанции, устанавливающие перечень программ;
    • № 5 — инстанции, устанавливающие требования , структуре и реализации;
    • № 6 — принципы отбора участников в предпрофессиональных программах в области искусств;
    • № 7 — форма и порядок проведения итоговой аттестации.
  • Ст. 84, п. 4 и 5. В них описываются особенности предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта:
    • № 4 — требования , структуре и принципам реализации;
    • № 5 — принципы отбора участников (в первую очередь, в отношении физической подготовки).

Изменения в Фз «о дополнительном образовании»

Федеральный закон № 273 вступил в силу в 2012 году, и на сегодняшний день в него были внесены многочисленные поправки и изменения. Это коснулось и главы 10 «О дополнительном образовании».

Последняя редакция настоящего Федерального закона дополнила статью № 76 пояснениями по вопросу контроля за дополнительными профессиональными программами образования. Теперь курсы, связанные с кадастровым учетом или оценкой контрольно-кассовой техники, регулируют соответствующие федеральные органы исполнительной власти.

Статья № 75 Федерального закона об образовании не претерпела изменений ни в последней редакции, ни в более ранних.

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста

Задать свой вопрос можно в форме ниже, в окошке онлайн-консультанта справа, внизу экрана или позвонив по номерам (круглосуточно и без выходных):

Направления, специальности, укрупненные группы

Направление подготовки (специальность) – это общая профессиональная сфера, в рамках которой вузы готовят бакалавров, специалистов, магистров. Направление может включать сразу несколько специальностей, предполагающих наличие разных компетенций: например, в «Педагогическое образование» входят самые разные специальности – педагоги начальной и средней школы, дополнительного образования, учителя математики, химии, английского языка и т. д.

В бакалавриате студенты получают общую профессиональную подготовку, поэтому на этом уровне образования вузы набирают на направления. В специалитете студентов готовят к конкретной профессиональной деятельности, поэтому их принимают на учебу по специальностям.

Направления и специальности собраны в укрупненные группы. Например, в «Языкознание и литературоведение» (код 45.00.00) на уровне бакалавриата входят 4 направления (по сути, это специальности, как и в специалитете, и обычно их так и называют):

  • 45.03.01 Филология.
  • 45.03.02 Лингвистика.
  • 45.03.03 Фундаментальная и прикладная лингвистика.
  • 45.03.04 Интеллектуальные системы в гуманитарной сфере.

Для каждого направления и специальности разработан ФГОС – федеральный образовательный стандарт, им присвоены коды (приказ Минобрнауки ).

Укрупненные группы объединены в области образования.

Код специальности – это шифр из последовательных двузначных кодов, указывающий на классификацию направления или специальности в ОКСО – Общероссийском классификаторе специальностей по образованию. Первые две цифры – это код укрупненной группы (всего их 57), вторые две – код уровня образования, последние две – код специальности, направления подготовки, а для СПО – профессии.  

Например: 01.03.01 Математика. В этом шифре:

  • 01 – код укрупненной группы (Математика и механика)
  • 03 – уровень образования, бакалавриат
  • 01 – код конкретной специальности в группе.

Коды уровней высшего образования:

  • 03 – бакалавриат;
  • 04 – магистратура;
  • 05 – специалитет;
  • 06 – аспирантура;
  • 07 – адъюнктура;
  • 08 – ординатура;
  • 09 – ассистентура-стажировка.

Направленность (профиль) образовательной программы – это узкая специализация в рамках общего направления. Какой именно она будет, зависит от содержания программы, которую разработает вуз. Например, у направления «Прикладная математика и информатика» 01.03.02 может быть несколько десятков профилей (направленностей): прикладная информатика в экономике, химии, биологии; программное обеспечение транспортных систем и т. д. Поэтому при поступлении надо внимательно изучать профили направлений, на который идет набор в вуз.

Направленность образования

Определение 1

Учебная направленность – это общее определение эффекта, результата реализации образовательной программы, от которого зависит ее содержание, технологии, способы, формы организации образовательного процесса.

Итоги освоения учениками содержания образовательных программ определяются степенью обучения. Однако, в целом – это конкретизированный, унифицированный объем предметных знаний, умений гарантирующий личности социальную адаптацию и профилизацию.

Данный аспект определения направленности образовательной программы на итог в комбинации «цель-результат» оказывает воздействие на модели подхода к оцениванию работы образовательного учреждения, производительности, где доминантным является познание конечной цели образования. Нужно соотносить уровень и тенденции образовательной программы с учебными намерениями и расписанием занятий, что подтверждает факт реализации данной программы. Проведение оценочных мероприятий позволяет выявить уровень подготовки учеников и степень реализации программы обучения.

Определение 2

Проводить оценку программы образования в конкретном учреждении можно посредством сопоставления поставленных задач и степени их реализации.

Обоснование целей образовательной программы обязано быть максимально упрощенным, точным и определенным. Это необходимо для эффективного анализа степени реализации цели и формирования определенного дидактического процесса, способного обеспечить решение поставленной задачи в максимально короткие сроки. Однако процесс формулировки не совершенен, поскольку неотъемлемой его частью является человек со своими особенностями настроения, темперамента, нрава и других личностных качеств.

Помимо этого в практике существует немало примеров, когда четко сформулированная цель не только не давала результата, но приводила к совершенно непредсказуемым последствиям ее реализации. Следовательно, рассуждая о результативности образовательного процесса конкретного учреждения необходимо помнить о степени активности или пассивности учащихся, их стремления к достижению поставленной цели и других косвенных аспектах неизбежно оказывающих влияние на весь образовательный процесс.

Зачастую результат не заметен сразу, поскольку эффект от педагогического воздействия может актуализироваться в течение многих лет. В свете этого факта цепочка «цель-результат» не должна трактоваться упрощенно и конкретно. Образованию, как процессу, присуща причинно-следственная неопределенность, а соответствие целей и эффектов образования многогранно.

Задача конкретного учебного занятия и образовательной программы, в общем, обязана четко формулироваться, быть следовательной, однозначной и диагностичной. Однако, чем выше степень контроля процесса обучения в учреждении, тем вариативнее, неопределеннее система и тем более комбинированными должны быть цели. Следовательно, выводы о согласовании эффектов с поставленными целями могут быть получены через групповое исследование компонентов процесса обучения.

Дополнительное образование предполагает

Курсы Мало кто не слышал о курсах. Сейчас есть курсы по изучению определенных дисциплин, по подготовке к поступлению в ВУЗы и т.п. Курсы, по окончанию которых слушатель получает дополнительное образование предполагают обучение от 30 до 100 часов обучения.

В результате чего человек получает сертификат о выполненной программе (если это краткосрочные курсы, предполагающие дополнительные знания в конкретной сфере – тайм-менеджмент, заполнение планов и отчетов и т.п.) либо же удостоверение о навыках работы (долгосрочные курсы, которые обучают необходимым навыкам в конкретной сфере).

Второе высшее образование Второе высшее образование не относится ни к одному из вышеперечисленных.

Отдельное место в законе отводится развитию самых юных участников процесса получений знаний для обеспечения их профориентации и адаптации к жизни во взрослом обществе. Государство также призвано выявлять и всячески поддерживать детей, имеющих выдающиеся способности.

Типы дополнительного образования

Дополнительное образование в соответствии с законом рф предполагает

  • тесты
  • Юриспруденция
  • Нормативно-правовое обеспечение образования
  • законодательство, регулирующее отношения в области образования
  • выбрать тему…1. законодательство, регулирующее отношения в области образования2. права ребенка и формы его правовой защиты в законодательстве рф3. особенности правового обеспечения профессионально-педагогической деятельности4. нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных учреждений следующая тема 1. Право образовательного учреждения на выдачу своим выпускникам документа государственного образца о соответствующем уровне образования возникает с момента его …
  • 1) государственной аккредитации
  • 2) лицензирования
  • 3) регистрации
  • 4) аттестации

2.

дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Консультация на тему: федеральный закон о дополнительном образовании Целью «Программы развития педагогического образования России на 2001-2010 годы» является …

  • 1) создание условий для развития системы непрерывного педагогического образования
  • 2) разработка региональных программ подготовки педагогических кадров
  • 3) обновление правовых основ непрерывного педагогического образования
  • 4) создание сбалансированности государственного общественного и личностного приоритетов в образовании

9.РФ + · частное лицо · коммерческая организация · орган местного самоуправления 7.Отношения между учредителем и общеобразовательным учреждением, не урегулированные уставом учреждения, определяются … · договором, заключенным между учредителем и общеобразовательным учреждением + · соглашением · контрактом · приказом 8.

Разграничение полномочий между руководителем и органами самоуправления общеобразовательного учреждения определяется … · Уставом общеобразовательного учреждения + · Законом Российской Федерации «Об образовании» · администрацией школы · Советом школы 10.

Дополнительное образование в соответствии предполагает

Можно уверенно говорить, что оно претендует на стратегическую роль. Сейчас существует большое количество вызовов.

И если мы сможем найти на них ответы, то это выведет нас на новый в качественном плане уровень жизни, тогда как попустительство может поставить страну на грань катастрофы.

Система образования имеет огромную ценность, поскольку именно от неё зависит то, какой же будет жизнь через двадцать, тридцать и сорок лет.

https://youtube.com/watch?v=jWAMN2Kt4qs

Дополнения позволяют решать задачи социологического, культурного и экономического будущего. Иными словами, сейчас мы конструируем будущее, в котором будем жить. Роль концепции Сейчас человеку нужно обучаться всю свою жизнь. Увы, государство пока что не может взять на себя обеспечение этой задачи в полной мере.

Кем можно работать

В первую очередь, естественно-научный профиль открывает двери в профессию медика. Здесь много направлений и возможностей. Согласно исследованию «Работа.ру» и «СберИндекс», медработник (в частности, фармацевт) станет одной из самых востребованных профессий в 2021 году.

Но естественно-научный профиль — не только про медицину. Можно стать специалистом в сфере геодезии и землеустройства, экологии и природоустройства, геологии и разработки полезных ископаемых, биоинженерии, реконструкции и реставрации объектов культурного наследия, ландшафтной архитектуры и других направлений.

Вот несколько профессий, куда можно попасть после естественно-научного профиля: 

  • биолог/биохимик в качестве специалиста по технической поддержке и биоаналитике — ездит в командировки, отвечает за установку и обучение пользованию оборудованием, которое продаёт его компания;
  • биомедицинский инженер — конструирует медицинское оборудование и протезы;
  • биоинформатик — исследует крупномасштабные биологические проблемы с учётом больших объёмов данных, разбирается в молекулярной биологии, генетике, компьютерных науках, математике и статистике; 
  • иммунолог — оценивает состояние защитных сил человека, создаёт вакцины и лекарства, лечит патологии и реабилитирует;
  • урбанист-эколог — проектирует новые города на основе экологических биотехнологий. Уже сейчас высокотехнологичные зелёные города строят в Китае, Арабских Эмиратах и странах Европы;
  • биохимический инженер — занимается созданием нового оборудования, роботизированных систем и программного обеспечения для биотехнологических и медицинских лабораторий; 
  • молекулярный диетолог — разрабатывает индивидуальные схемы питания, основанные на данных о молекулярном составе пищи с учётом результатов генетического анализа человека и особенностей его физиологических процессов;
  • биофармаколог — создаёт новые биопрепараты с заданными свойствами. Уже сегодня ряд важных лекарств — например, пенициллин и инсулин — производится при помощи генномодифицированных бактерий. 

Появляются и смежные профессии будущего. Вот лишь некоторые из «Атласа новых профессий». Многие существуют на рынке уже сейчас: 

  • ИТ-генетик — занимается программированием генома под заданные параметры, в частности, предотвращение развития наследственных заболеваний;
  • эколог-логист — отвечает за снижение экологического следа, вызванного транспортировкой товаров (выбросы CO₂), разрабатывает логистические решения, оптимизирует маршруты и цепочки поставок, чтобы снизить выбросы; 
  • архитектор живых систем — проектирует технологии замкнутого цикла с участием генетически модифицированных организмов и микроорганизмов, например, рассчитает необходимую мощность биореакторов или тщательно продумает систему переработки мусора;
  • ветеринар-реабилитолог — реабилитирует диких животных, пострадавших из-за разливов нефти, и занимается программами «отпугивания» от зон загрязнения, чтобы предотвращать гибель животных;
  • специалист по преодолению системных экологических катастроф — работает с катастрофами, которые растянуты во времени и осознаются людьми постепенно. Например, тихоокеанская пластиковая свалка или тающая вечная мерзлота. 

Поступление

Правила набора в профильный 10 класс разрабатывают региональные министерства образования. Обычно отбор проходит с учетом результатов ОГЭ по профилирующим предметам – именно их надо выбрать в дополнение к обязательным русскому и математике, записываясь в 9 классе на выпускной экзамен.

ФИПИ рекомендовал (не в ультимативном порядке) уровень проходных баллов для зачисления в профильные 10 классы. В целом школы придерживаются уровня этих отметок.

Предмет ОГЭ

Проходной балл в профильный 10 класс

Максимум за экзамен

На тройку

Русский

26

33

15

Математика

19 – на физико-математический

7 из них – за геометрию

32

8

18 – на экономику

5 из них – за геометрию

18 – на естественные науки

6 из них – за геометрию

Информатика

14

19

4

Химия

27

40

10

Биология

23

31

12

Физика

30

43

11

Обществознание

28

35

14

Иностранные языки

55

68

29

География

23

31

12

Литература

26

39

14

История

24

34

10

В пятибалльной системе проходной балл в профильный класс – это примерно твердая четверка с плюсом, то есть 4,5. Также при отборе учитывается портфолио ученика – все его достижения: аттестат за 9-й класс с отличием, похвальные грамоты, победы в олимпиадах, конкурсах.

В течение учебного года в 10 классе можно изменить профиль обучения. Для этого надо, чтобы не было задолженностей на уже пройденной программе, и придется досдать разницу по предметам нового профиля. В 11 классе можно перейти на универсальный профиль – тоже если за прошлый год нет академических задолженностей.

Правила приема обучающихся на обучение по дополнительным образовательным программам

Правила приема обучающихся в МКОУ «Пристенская СОШ» на обучение по дополнительным образовательным программам

1. Настоящие Правила регламентируют прием обучающихся на обучение по дополнительным образовательным программам в Муниципальном казенном общеобразовательном учреждении «Пристенская средняя общеобразовательная школа» Пристенского района Курской области (далее – образовательная организация, ОО).

2. Настоящие Правила составлены в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденным приказом Минобрнауки России от 29.08.2013 г. № 1008 (зарегистрирован в Минюсте РФ 27 ноября 2013 г., рег. № 30468), уставом ОО.

3. Образовательная организация реализует дополнительные общеобразовательные программы с учетом запроса участников образовательных отношений и имеющихся в ОО условий.
4. К освоению дополнительных общеобразовательных программ допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования, если иное не обусловлено спецификой реализуемой образовательной программы.
5. Прием на обучение по дополнительным образовательным программам несовершеннолетних обучающихся, не имеющих основного общего образования, осуществляется по заявлению их родителей (законных представителей), иных граждан – по их личному заявлению.

6. Прием на обучение по дополнительным образовательным программам оформляется приказом директора образовательной организации в течение 7 рабочих дней после приема документов.

7. Прием на обучение по дополнительным образовательным программам за счет средств физических и (или) юридических лиц регламентируется отдельными локальными нормативными актами.
8. В случае приема на обучение по дополнительным образовательным программам за счет средств физических и (или) юридических лиц изданию приказа о приеме лица на обучение предшествует заключение договора об образовании.
9. К освоению дополнительных образовательных программ допускаются лица без противопоказаний по состоянию здоровья. При приеме в объединения по интересам необходимо медицинское заключение о состоянии здоровья обучающегося.
10. Прием на обучение по дополнительным образовательным программам в ОО проводится на принципах равных условий приема для всех поступающих.
11. Образовательная организация вправе осуществлять прием граждан на обучение по дополнительным общеобразовательным программам сверх установленного учредителем Учреждения муниципального задания на оказание муниципальных услуг за плату на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях.
12. В работе объединений по интересам при наличии условий и согласия руководителя объединения по интересам могут участвовать совместно с детьми их родители (законные представители) без включения в основной состав.
13. Образовательная организация обязана ознакомить обучающегося, поступающего на обучение по дополнительным образовательным программам, и (или) его родителей (законных представителей) со своим уставом, с лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с образовательными программами и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности, права и обязанности обучающихся. Факт такого ознакомления фиксируется в заявлении о приеме и заверяется личной подписью поступающего и (или) родителей (законных представителей) ребенка.

ч.3 ст.75 ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
в соответствии с п.1 ч.3 ст.44 ФЗ «Об образовании в РФ» родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования … организации, осуществляющие образовательную деятельность, … факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность
ч.2 ст.53 ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
ч.1 ст.55 ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Основные разновидности

Программы развития дополнительного образования детей можно разделить на следующие разновидности:

  • Типовая программа дополнительного образования детей, которая служит своего рода эталоном и нормативом в определенном направлении обучения, поскольку официально утверждена Министерством образования.
  • Адаптированная общеобразовательная программа дополнительного образования детей, то есть модифицированная с учетом специфики конкретного учреждения.
  • Авторские программы дополнительного образования детей – творческий и интеллектуальный продукт педагогического коллектива или отдельного преподавателя. Часто такие ПДО являются экспериментальными и отличаются новыми подходами и особой актуальностью.

Положительные и отрицательные качества в личности современного учителя

Личность учителя – это сложное социально-психологическое образование, формирующееся из подструктур. В истории педагогики требования к этой личности были сформулированы многими деятелями своего времени, но и современное общество обозначило ряд критериев, которым должен отвечать педагог сегодня. К таким требованиям относится:

  • Корректность, любознательность, гибкость, неординарность, чувство юмора, терпеливость, реформаторство, мудрость, тактичность, энергичность, грамотность.
  • Устойчивость к раздражителям, работоспособность, концентрация в стрессовых ситуациях, доброта, активность, умение сохранять тонус на протяжении всего рабочего дня.
  • Сдержанность в выражении чувств и эмоций, терпеливость, уравновешенность, собранность, четкая дикция и умение грамотно излагать мысли.
  • Высокая работоспособность, многозадачность, импровизация, непринужденность, легкость общения, способность подстраиваться под ситуацию и окружающую обстановку.

В педагогической практике существуют обозначенные качества, которые не должны сопровождать личность современного учителя, а именно:

  • Корысть, эгоизм.
  • Равнодушие к учащимся.
  • Низкий уровень убеждений и идеалов.
  • Низкий уровень интеллектуального развития.
  • Безынициативность, безволие, несобранность, отсутствие выдержки, целеустремленности, находчивости.
  • Наличие психических заболеваний.
  • Серьезные нарушения работы опорно-двигательного аппарата.
  • Ярко выраженные дефекты слуха и речи.

В процессе профессионального отбора и медицинских освидетельствований выявляется степень готовности гражданина к профессии педагога. Таким образом, личность учителя начинает свое становление еще до начала освоения профессии как таковой.

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Преподаватель – как субъект педагогической деятельности

Определение 1

Учитель – профессионал, обладающий компетенцией в осуществлении деятельности педагогического направления в рамках образовательного учреждения.

Определение 2

Компетентная деятельность педагога – это труд, при котором на высоком уровне обеспечивается профессиональная деятельность, общение, реализуются личностные качества преподавателя и достигаются высокие результаты при передаче знаний к младшему поколению.

Основными свойствами субъективности являются:

  • Психофизиологические.
  • Профессионально-педагогические и предметные знания.
  • Направленность личности.

Помимо перечисленных свойств, основным требованием современного профессионального педагога является четкость его социально-профессиональной позиции, в которой он выражает себя, как субъект педагогической деятельности.

Определение 3

Позиция преподавателя – совокупность интеллектуальной, волевой, эмоционально-оценочной точки зрения на мир в профессиональной деятельности, представляющей источник активности педагога.

Данная позиция представляется социальным и профессиональным компонентом. В основе социальной позиции заложены взгляды, ценности и убеждения, сформировавшиеся в процессе становления личности. При выборе направления профессиональной деятельности важнейшими регулирующими факторами становятся профессиональные установки, индивидуальные особенности личности, темперамента, характера.

В рамках данной темы стоит рассмотреть и такие понятия как «педагогический талант» и «педагогическая квалификация».

Определение 4

Под понятием «педагогический талант» подразумевается высокий уровень индивидуальных способностей создающих условия для успешного, творческого выполнения профессиональных обязанностей.

Определение 5

Термин «педагогическая квалификация» определяется как особенность подготовленности кадра к осуществлению профессиональной деятельности, а именно комплекс полученных знаний, умений и навыков.

Таким образом, педагогический талант, подкрепленный профильными знаниями, умениями и навыками, является основой формирования образа высококвалифицированного современного педагога.

Что такое образовательная программа

На сегодняшний день в педагогической науке и практике разработано и используется множество определений обучающей (образовательной) программы, но в каждом из них отображаются основные функции этого интеллектуального продукта, которые заключаются в следующем:

  • раскрытие основной концепции и схемы осуществления педагогического процесса определенной направленности;
  • отражение используемого в процессе обучения материального, ресурсного и интеллектуального обеспечения;
  • обозначение планируемого результата обучения и фиксирование технологий его достижения.

Программа дополнительного образования детей — это не просто продукт творческой деятельности, а внутренний нормативный документ, регламентирующий ход и направление педагогического процесса, и, для того чтобы она обрела нужный статус, ее необходимо провести через определенные процедуры, а именно:

  • анализ и обсуждение ПДО на методическом совете (так называемая «внутренняя экспертиза») на соответствие основной деятельности учреждения, его локальным актам и требованиям к содержанию данного вида обучения;
  • внешняя оценка и рецензирование ПДО специалистами другого учреждения;
  • защита проекта на педагогическом совете;
  • утверждение документа директором, выпускающим соответствующий приказ.