Статья 43. реестры государственных гражданских служащих российской федерации

Содержание и задачи ОКПДТР

Код содержит информацию о:

  • принадлежности работника к рабочим или служащим;
  • характере выполняемых им работ;
  • применяемых тарифах;
  • уровне квалификации;
  • способе выплат;
  • степени тяжести и вредности работы;
  • уровне автоматизации рабочего места;
  • категории должности;
  • месте штатной единицы в иерархии.

Задачи классификатора

  1. Сбор и обобщение сведений о всех профессиях и должностях, имеющихся на территории РФ в единую структуру.
  2. Создание статистического отчета о состоянии рынка труда.
  3. Оценка состояния рабочей силы по степени квалификации.
  4. Анализ условий труда и заработной платы.
  5. Учет количества работников, занятых в разных сферах деятельности.
  6. Интеграция в мировую статистическую систему.
  7. Выявление среднего образовательного уровня для создания условий к переподготовке, повышению профессионального уровня кадров.
  8. Обеспечение корректности внесения наименования должностей и профессий в документы при приеме на работу персонала.

Что такое гражданская служба

Законодатель определяет это как профессиональную служебную деятельность граждан России, направленную на обеспечение исполнения полномочий федеральных и региональных госорганов, а также лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и субъектов. Такое определение содержится в статье 3 Федерального закона от 27.07.2004 № 79. Другими словами, это профессиональная деятельность в органах власти различных уровней. Например, Федеральной налоговой службе или Федеральной службе судебных приставов.

Выделяют два вида гражданской госслужбы: федерального и регионального уровня. Отличаются они друг от друга принадлежностью учреждений к федеральному или региональному органу власти.

У тех, которые относятся к федеральным структурам, более широкие полномочия, круг вопросов для принятия решений носит глобальный характер или затрагивает как федеральные, так и региональные интересы. Если вопрос касается также и региональной деятельности, то по ним решения принимаются совместно со структурами, относящимися к субъектам РФ.

Региональные подразделения полномочны принимать решения, касающиеся деятельности отдельных регионов, или же действовать совместно с вышестоящими органами при решении общих вопросов.

Три блока в позициях классификатора

  1. Идентифицирующий. Представляет собой составной код, включающий в себя пять цифр подряд, составляющих номер и одну отдельно – контрольное число. В первой зашифрована информация о профессии или должности. Последующие четыре – просто порядковый номер в реестре. Контрольное число определяется исходя из унифицированной методики для его расчета.
  2. С названием объекта. Каждому коду соответствует наименование должности или профессии. Оно подлежит использованию именно в таком виде, в котором дано, и не может изменяться в организации, его использующей по желанию. Названия расположены по алфавиту.
  3. Информационный. В нем находятся коды, называемые фасетными. Они обозначают соответствие кода профессии кодам тарифов по ЕТКС и кодам старого классификатора ОКЗ.

Фасетные коды отражают такие признаки и особенности профессий:

  • 01 – разновидности работ и производственной деятельности;
  • 02 – разряды тарифов;
  • 03 – уровни квалификации;
  • 04 – условия выплат за труд;
  • 05 – трудовые условия;
  • 06 – оснащение оборудованием;
  • 07 – профессии в производстве.

Как проверяют, что кандидаты соответствуют требованиям

Чаще всего при приеме на должность проводится конкурс, который состоит из двух этапов.

Первый этап: объявляется начало приема документов, чаще всего через сообщение в печатном виде или на официальном интернет-ресурсе соответствующего органа госвласти, которому требуется работник. Все соискатели в определенный срок предоставляют отделу кадров запрошенный перечень документов.

На втором этапе отбора конкурсная комиссия оценивает представленные кандидатуры по документам, проверяет соответствие кандидата квалификационным требованиям и определяет наиболее соответствующего кандидата путем голосования.

Тех, кто не прошел персональный конкурс по необходимым качествам, могут зачислить в кадровый резерв и вернуться к рассмотрению его кандидатуры при освобождении иной вакансии.

Обязательно ли применять ОКПДТР

Необходимость применения классификатора относительно конкретной штатной единицы находится в прямой зависимости от условий, закрепленных в трудовом договоре. А обязательные составляющие этого вида договора регулируются нормами ст. 57 ТК РФ. В соответствии со статьей он должен включать сведения о трудовой функции работника:

  • перечень конкретных задач, обязательных к выполнению на должности;
  • работу, соответствующую штатному расписанию;
  • специальность;
  • профессию;
  • квалификацию.

Если нормы федерального законодательства предусматривают льготные условия, компенсационные выплаты, ограничивающие факторы для определенной должности или профессии, их наименования должны использоваться в неизменном виде, в соответствии с ОКПДТР или иными справочниками и положениями Правительства РФ, содержащими стандарты. Обязательными условиями, например, могут быть:

  • пенсия;
  • наличие вредности или тяжелых работ;
  • дополнительный отпуск;
  • включение разряда по тарифам в отношении работников;
  • применение тарифов относительно работ.

Что такое гражданская служба

Законодатель определяет это как профессиональную служебную деятельность граждан России, направленную на обеспечение исполнения полномочий федеральных и региональных госорганов, а также лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и субъектов. Такое определение содержится в статье 3 Федерального закона от 27.07.2004 № 79. Другими словами, это профессиональная деятельность в органах власти различных уровней. Например, Федеральной налоговой службе или Федеральной службе судебных приставов.

Выделяют два вида гражданской госслужбы: федерального и регионального уровня. Отличаются они друг от друга принадлежностью учреждений к федеральному или региональному органу власти.

У тех, которые относятся к федеральным структурам, более широкие полномочия, круг вопросов для принятия решений носит глобальный характер или затрагивает как федеральные, так и региональные интересы. Если вопрос касается также и региональной деятельности, то по ним решения принимаются совместно со структурами, относящимися к субъектам РФ.

Региональные подразделения полномочны принимать решения, касающиеся деятельности отдельных регионов, или же действовать совместно с вышестоящими органами при решении общих вопросов.

В статье 8 Федерального закона от 27.07.2004 № 79 говорится, что должности федеральной гражданской службы учреждаются федеральным законом или указом президента, а должности гражданской службы субъектов Российской Федерации учреждаются законодательными актами регионального уровня, которые разрабатываются на основании требований этого закона.

Однако все они, независимо от уровня, делятся следующим образом:

  • категории: руководители, помощники (советники) специалисты, обеспечивающие специалисты;
  • группы: высшие, главные, ведущие, старшие, младшие;
  • классные чины: действительный государственный советник, государственный советник, советник-референт, секретарь 1, 2 или 3 класса и т. д.

Классификация группы должностей государственной гражданской службы, таблица

Категории и группы должностей государственной гражданской службы также различаются между собой присвоенным классным чином. Классные чины присваиваются госслужащим в пределах группы соответственно занимаемой должности. Если гражданские служащие приняты на определенный срок, то для получения классного чина они должны сдать квалификационный экзамен. Исключением из этого правила являются руководители и помощники (советники), относящиеся к высшей и главной группам. Назначение и освобождение по ним производится напрямую президентом или правительством РФ.

В пределах ведущей старшей и младшей групп классный чин присваивается руководителем организации (представителем нанимателя), к которой относится должность.

Последовательность присвоения классных чинов и их соответствие и сохранение при переходе из одной структуры госвласти в другую на региональном уровне определяется субъектом РФ самостоятельно на основании положений, изложенных в ст 11 Федерального закона от 27.07.2004 № 79.

На федеральном уровне данный порядок, а также соотношение классных чинов госслужащих, воинских и специальных званий, классных чинов юстиции и прокурорских работников определяется указами президента РФ.

Эти положения также устанавливаются в вышеуказанной статье.

Деление на категории должностей государственной гражданской службы, группы и чины нужно учитывать при составлении штатного расписания и планировании фонда оплаты труда, а также при разработке и внедрении служебного регламента госслужащего.

Полный перечень наименований с указанием кодов и делением на группы содержится в «Реестре должностей государственной гражданской службы», утвержденном Указом Президента РФ от 31.12.2005 № 1574 (ред. от 23.08.2017).

Категории должностей государственной гражданской службы

Действующее законодательство позволяет выделить следующие категории:

  1. Руководители (и их замы) государственных органов и их структурных подразделений, которые либо назначаются на определенный срок, либо не имеют ограничений сроков своей деятельности. Обладают широкими административно-распорядительными полномочиями, правом издавать нормативно-правовые акты и обязательные распоряжения.
  2. Помощники (советники). Их основная функция заключается во всестороннем содействии политикам — лицам, замещающим госдолжности и руководителям госорганов. С этой категорией заключается срочный служебный контракт — с уходом своего начальника уходят и они.
  3. Специалисты. Это граждане, суть работы которых — профессионально обеспечивать выполнение государственными органами поставленных перед ними функций и задач. Эта категория не имеет ограничений по срокам полномочий и получает работу по итогам конкурсного отбора.
  4. Обеспечивающие специалисты. Занимаются организационным, информационным, документационным, финансово-экономическим и хозяйственным обеспечением деятельности госорганов. То есть, в отличие от предыдущей категории, эти специалисты выполняют вспомогательные, а не профессиональные функции. Работают на общих основаниях, без каких-либо ограничений по срокам.

Из каких разделов и блоков состоит

Классификатор разделен на два основных раздела:

  • по рабочим;
  • по служащим.

К рабочим относятся сотрудники, занятые непосредственно в производстве. Они выполняют работу, результатом которой является реальный продукт. Местом работы может быть цех, мастерская, строящийся дом и т. п. Оно обычно оборудовано большим количеством технических средств, инвентаря, предназначенных для работы с материалами. Главный ресурс в труде рабочего – физическая сила и крепкое здоровье. Оплата для многих профессий сдельная. Рабочее время зависит от характера деятельности. Может устанавливаться в любое время суток. Например, строительство дорог проводится в ночное время. Наличие высшего образования для таких работ не требуется.

Служащие – это административный персонал. К ним относятся бухгалтера, менеджеры, секретари, любые другие специалисты офиса и руководящий состав. Они работают с информацией. Главные ресурсы служащего – интеллект, знания, профильное образование. Рабочее место оборудовано телефоном, компьютером, факсом на столе. График работы четко оговоренный, устанавливается один раз, при приеме на работу, фиксируется в трудовом договоре. Время работы дневное. На должности служащих принимают после окончания вуза.

Случай из судебной практики

Господин Н. работал по трудовому договору механиком. В фирме произошли изменения, и по решению руководства отдел Н. переименовали, договоры с сотрудниками перезаключили. Н. был ознакомлен с новой должностной инструкцией под роспись, но не был согласен с нововведениями, касающимися его должности. Не устраивало то, что работая механиком, кроме прежних обязанностей, от него требовали выполнять еще и функции уборщика, охранника. Документально требования были зафиксированы в должностной инструкции. Выражал недовольство в устной форме. Начальство не приняло его точку зрения. Н. подал иск в суд, так как считал, что требования руководства не соответствуют установленным в ОКПДТР характеристикам по должности механика.

Суд не удовлетворил иск, объяснив это тем, что ст. 8 ТК РФ позволяет организациям самостоятельно разрабатывать внутренние нормативные документы.

Должностная инструкция относится к внутренним нормативным актам. Есть правила Госстандарта, на которые стоит опираться при создании документа. Но законодательством не установлено жестких правил ее разработки. Поэтому работодатель имеет право вносить нормы на свое усмотрение, с учетом специфики деятельности фирмы и требований к должности.

Стандарты ОКПДТР в ряде случаев имеют рекомендательный характер. Если исходя из особенностей деятельности нет в них необходимости, за неиспользование наказаний не предусмотрено. Моменты, при которых положения классификатора должны быть учтены обязательно, установлены законодательно на федеральном уровне.

Где и кем применяется

Используется в производственной среде, везде, где принимаются в штат рабочие и служащие. Присваивают его сразу при приеме на работу. Код отражается в документах бухгалтерии и отдела кадров. Наиболее часто используют его в таких случаях:

  1. При составлении документов: трудового договора, личной карточки Т-2, приказа на увольнение, вступление в должность. В них вносится ОКПДТР.
  2. Для принятия решений о выплате компенсаций, применении льгот.
  3. Определение наименования будущей должности, исходя из ее характеристик.
  4. Занесение должности в штатное расписание.
  5. Предоставление отчетов о начислениях в пенсионный фонд.
  6. Назначение пенсии за выслугу.

Младшие должности

Последняя группа должностей государственной гражданской службы — это работа младших советников или секретарей государственной службы I, II и III классов. Аналогично воинским: I класс — это главный корабельный старшина. II класс — старшина 1 ст. или сержант, старшина 2 ст. или младший сержант. III класс — старший матрос или ефрейтор, рядовой матрос. Разница в званиях обычной службы или военно-морской.

В прокурорской практике референты II, III классов и все младшие должности не присутствуют. Специальные должности, соответствующие секретарям I класса — старший сержант или старшина полиции, юстиции. II класса — сержант полиции или юстиции. III класса — рядовой полиции или юстиции.

Таким образом, существует пять групп должностей государственной гражданской службы, которые делятся по четырем основным категориям. Каждой группе гражданской службы соответствует какое-либо воинское звание, уточняемое специальным званием.

Данная система не была разработана в один прекрасный день, но начиная с Табели о рангах совершенствовалась со временем и сегодня предстала именно в таком свете. Знание структуры должностей помогает поставить цель, если гражданин хочет работать в этом направлении или лучше понять устройство государственного аппарата Российской Федерации.

Высшие должности

Все группы делятся по принадлежности к федеральным или региональным структурам власти. К высшей группе относятся те, которым присвоен в пределах группы классный чин действительный государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3 класса. Чин присваивает президент РФ.

Служащим в структурах госслужбы субъекта РФ в пределах группы присваивается классный чин действительный государственный советник субъекта Российской Федерации 1, 2 или 3 класса. Присвоение чина для этого вида осуществляется правительством РФ.

В других органах федеральной исполнительной власти чин присваивается руководителем федерального госоргана.

Эта категория включает в себя такие должности, как помощник президента Российской Федерации, заместитель руководителя администрации президента Российской Федерации — пресс-секретарь президента Российской Федерации.

Как правило, служащие, занимающие их, относятся к администрации президента, Совета безопасности РФ и аналогичным структурам власти.