Оглавление статьи
Изменения в 2021 году
Средства, направляемые из центрального и территориальных бюджетов государственным медучреждениям рамками ОМС, не покрывают потребностей населения получения качественной медпомощи. Не обеспечивают полного спектра необходимых для лечения спектра медицинских услуг. В связи с этим, граждане вынуждены обращаться в частные поликлиники и оплачивать лечение из личных средств.
По инициативе Всероссийского союза страховщиков (ВСС) в 2017 году подготовлен проект реформы обязательного медицинского страхования, который был направлен на рассмотрение специалистов Центра стратегических разработок (ЦСР), а результат доработки проекта – позволил Минфину составить концепцию реформирования ОМС.
Реформа предусматривает введение в законодательство РФ следующих новшеств:
- Застрахованные лица по ОМС будут иметь возможность выбрать для лечения медучреждение не зависимо от формы собственности. То есть, предусматриваться охватить договорами о сотрудничестве подавляющее большинство больниц, поликлиник, медицинских центров.
- Реализуя право обращения к частным лечебные заведения, полис ФОМС оплатит стоимость лечения частично, а расходы по компенсации финансовой разницы будут возложены на потенциального пациента. Таким образом, гражданин будет определять необходимость, но не возможность, обращения к частнику, исходя из своих возможностей, помощи государства.
- Рассматривается возможность применения такого способа оплаты не только медпомощи рамками отечественных медучреждений, а даже при обращении к иностранным специалистам за пределами страны.
Начало проведения реформы запланировано на 2021 год. Первоочередные меры предусматривают:
- завершение внедрения разно уровневой сети медицинских учреждений (первичной медпомощи, территориальных медучреждений, специальных высокотехнологичных клиник);
- продолжение оптимизации системы обучения, повышения профессионального уровня медицинского персонала;
- начать внедренческую деятельность по научным, техническим новационным разработкам в повседневную работу медиков;
- закончить регулирование отношений частной и государственной медицины.
Федеральный закон о фонде обязательного медицинского страхования
В соответствии с нормами закона застрахованные лица получают право на возмещение ущерба, который может быть причинен работниками медицинского или страхового учреждения по причине ненадлежащего исполнения возложенных на них обязанностей. Застрахованные лица также имеют право на защиту персональных данных и получение информации об условиях и уровне качества предоставляемой медицинской помощи. Помимо прав участники программ обязательного медицинского страхования наделены рядом обязанностей, с которыми также можно ознакомиться с помощью изучения положений законодательного акта.
Про федеральные медицинские организации
С 2021 года к ведению Российской Федерации отнесено финансовое обеспечение предоставления застрахованным лицам специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, оказываемой медицинскими организациями, функции и полномочия учредителей в отношении которых осуществляют Правительство Российской Федерации или федеральные органы исполнительной власти (далее – федеральные МО), в соответствии с едиными требованиями базовой программы обязательного медицинского страхования (статья 5 ФЗ № 326 дополнена пунктом 11).
Отмечается, что федеральная МО включается в единый реестр медицинских организаций на основании заявки на распределение ей объемов медпомощи, речь о которой идет выше. Заявку на следующий год необходимо подать до 25 декабря 2020 года, а в последующие годы – не позднее 1 сентября текущего года на следующий год.
Тарифы на оказание специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи в федеральных МО будут устанавливаться не тарифным соглашением, о котором сказано в части 2 статьи 30 ФЗ № 326, а непосредственно Правительством РФ в составе базовой программы ОМС (часть 3.1 статьи 30 ФЗ № 326).
Частью 3.1 статьи 35 ФЗ № 326 определено, что в базовой программе ОМС отдельно устанавливаются нормативы объемов предоставления медицинской помощи, оказываемой федеральными МО (специализированной, в том числе высокотехнологичной, в стационарных условиях и условиях дневного стационара), в расчете на одно застрахованное лицо, нормативы финансовых затрат на единицу объема предоставления указанной медицинской помощи, а также перечень заболеваний, состояний (групп заболеваний, состояний), при которых указанными медицинскими организациями оказывается медпомощь.
При этом такие объемы предоставления МП распределяются и перераспределяются между федеральными МО с учетом мощностей таких организаций и объемов оказываемой медицинской помощи за счет иных источников финансирования. Порядок распределения и перераспределения указанных объемов устанавливается Правительством Российской Федерации.
Введена статья 39.1 ФЗ № 326 о договоре на оказание и оплату медицинской помощи в рамках базовой программы ОМС, регулирующая правоотношения между федеральными МО и ФФОМС. В рамках данного договора страховые медицинские организации (далее также СМО) исключены из схемы взаимодействия с федеральными МО. По указанному договору на ФФОМС возложены определенные обязанности, в т.ч. по оплате оказанной медицинской помощи и по проведению контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи.
Отметим также и то, что изменения коснулись статьи 16 ФЗ № 326 о правах застрахованных лиц. Так ФЗ № 326 в новой редакции предоставляет право застрахованному лицу на выбор медицинской организации (как и было ранее). Однако из новых норм следует, что застрахованный может обратиться в федеральную МО для оказания ему специализированной, в том числе высокотехнологичной, медпомощи по направлению, порядок которого определяется Минздравом. Проект порядка такого направления был опубликован еще 25 ноября 2020 года на портале проектов НПА.
Федеральная медицинская МО имеет право оказывать первичную медико-санитарную и скорую медицинскую помощь в соответствии с территориальной программой. А оказание специализированной, в т.ч. высокотехнологичной, медицинской помощи в рамках территориальной программы будет возможно в случае распределения ей объемов предоставления МП комиссией по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования ОМС (часть 2.3 статьи 15 ФЗ № 326).
Финансирование Госпрограммы ОМС согласно федеральному закону
Размер взносов утверждается в каждом субъекте на основе соглашения между исполнительной властью, территориальным фондом, страховой организацией и медучреждением. Структура тарифа (статьи затрат) определяется федеральным исполнительным органом.
В его состав включены:
- заработная плата персонала и начисления на нее;
- стоимость лекарств, инструмента, расходных материалов;
- питание больных;
- оплата диагностики в других учреждениях;
- коммунальные платежи;
- социальные отчисления для медработников;
- услуги связи, интернета;
- установка программного обеспечения и поддержка;
- приобретение оборудования до 100 тыс. руб.
Установленная норма возмещения за оказанную услугу застрахованному лицу в поликлинике (больнице) является постоянной для всех страховых организаций данного региона. Про страховку автомобиля без страхования жизни расскажет эта ссылка.
На видео Финансирование Госпрограммы ОМС:
https://youtube.com/watch?v=PrBp6jW5oFQ
Доходная часть Федерального фонда состоит:
- из обязательных страховых взносов;
- сумм штрафов и пени;
- недопоступивших платежей;
- дотаций из Федерального бюджета;
Расходные статьи Федерального страхового фонда:
- субвенции территориальным фондам;
- выполнение обязательств Правительства;
- содержание аппарата.
Бюджет территориального фонда формируется на основе:
- дополнительных отчислений по ОМС от предприятий и организаций;
- региональных платежей на оказание услуг, не входящих в базовую программу;
- дотаций из ФСС;
- начисленных недоимок, штрафов, пени.
Территориальные фонды при недостаточности собственных средств получают субвенции (дотации) из Федерального фонда.
Финансовая поддержка осуществляется при выполнении следующих условий:
- выполнение требования о страховании неработающего населения в объеме, указанном в бюджете региона;
- его соответствия показателю, рассчитанному по федеральному нормативу;
- ежемесячном перечислении 1/12 от утвержденной годовой суммы в ФСС.
Расходы терфондов – это, главным образом, выполнение региональных программ ОМС.
В составе Федерального и территориального фондов создается нормированный запас, необходимый для стабильного финансирования, размер и порядок использования которых определяют высшие федеральные и региональные органы. Про полис ОМС от Росгосстрах читайте тут.
Кто получает преимущества
Закон о реформе ОМС, вступивший в силу с 1 января 2021 года позволил оптимизировать систему здравоохранения. В частности, это касается улучшению финансирования медицинских учреждений федерального уровня, к которым относятся клиники при университетах и др.
Ранее эти учреждения финансировались властями региона по остаточному принципу, что негативно влияло на уровень заработной платы сотрудников и обеспеченность клиник необходимым оборудованием и медикаментами.
ИНТЕРЕСНО!
Благодаря принятию этого законодательного акта ситуация может измениться, так как в действие вступает механизм целевого финансирования. В конченом итоге это отразится и на гражданах РФ – те пациенты, которые нуждались в получении высокотехнологичной помощи, смогут получить ее быстрее и качественнее.
Когда обращаться за помощью в страховую
Любой гражданин имеет право обратиться в филиал страховой компании, в которой был получен полис за консультацией либо с жалобой по причине:
Когда должна помочь страховая компания:
- ненадлежащего качества лечения;
- отказа в предоставлении медицинской помощи (отказ в плановой госпитализации по направлению врача, непредоставление диагностической помощи по направлению лечащего врача);
- взимания денежных средств за медицинскую помощь (кроме помощи, не включенной в полис ОМС);
- вынуждения приобретения средствами пациента лекарств при стационарном лечении.
Обратиться для получения ответа на вопросы или консультации в страховую компанию можно устно, письменно, через сайты страховой, по телефонам горячей линии.
Жалобы и претензии необходимо отправлять в письменном виде. Срок рассмотрения любого обращения граждан может составлять до 60 дней.
Правила оформления полиса
Чтобы получить полис необходимо подать заявление в пункте выдачи полисов.
Подать заявление можно лично либо через представителя. К заявлению необходимо предоставить обязательный пакет документов, который зависит от категории граждан:
Дети до 14 лет:
- свидетельство о рождении;
- СНИЛС (при наличии);
- паспорт законного представителя (родителей).
Дети и взрослые от 14 лет:
- паспорт;
- СНИЛС.
Иностранцам, временно проживающим в России:
- паспорт иностранного гражданина с отметкой о разрешении на временное проживание в России;
- СНИЛС (если есть).
Иностранцам, постоянно проживающим в России:
- паспорт;
- вид на жительство;
- СНИЛС (при наличии).
необходимо предоставить удостоверение беженца либо другой документ, который подтверждает статус беженца.
Лицам, не имеющим гражданства РФ, для оформления страховки потребуется паспорт иностранного гражданина, вид на жительство и СНИЛС.
Если нет возможности предъявить оригинал паспорта или СНИЛС, то можно предоставить копии документов, предварительно заверив их у нотариуса.
В день обращения будет выдан временный полис, заверенный подписью и печатью, срок действия полиса – 30 дней.
полностью заменяет обычный полис ОМС до момента его получения, со всеми вытекающими правами и обязанностями. По временному полису можно осуществить любое лечение в рамках стандартной программы ОМС.
Также граждане РФ могут получить электронный полис в виде пластиковой карточки, что необходимо указать заранее в заявлении.
Если в заявлении не будет отображено ваше желание получить электронный полис, то будет выдан полис бумажного образца.
На пластиковом полисе установлен электронный чип, в котором будет сохранена вся, необходимая для медицинской помощи, информация о владельце.
На самом полисе содержится основанная информация о застрахованном:
- номер полиса;
- ФИО;
- дата рождения;
- подпись.
Это необходимо на случай отсутствия в поликлиниках и стационарах электронного считывающего устройства.
Общие положения закона
ФЗ 326 об обязательном медицинском страховании РФ был принят Государственной Думой 19 ноября 2010 года, а одобрен Советом Федерации 24 ноября 2010 года. Последние изменения в нем произошли 28 декабря 2016 года. В нем 11 глав и 53 статьи. Краткая характеристика ФЗ об обязательном медицинском страховании — регулирование и контроль правоотношений между гражданами и учреждениями, проводящими обязательную медицинскую страховку (ФЗ о страховании в РФ здесь:), регламентирование положений, прав и обязанностей сотрудников и населения, суммы оплаты взносов, процессы и способы реализации, нюансы проведения мероприятий.
Краткое содержание Федерального закона 326 «Об обязательном медицинском страховании»:
- В первой главе описаны общие положения закона. Описаны цели, задачи и на какую сферу закон влияет. Оформлены другие законы, нормативы и акты, влияющие на эту область. Дан список используемых в тексте понятий и терминов и определения этих терминов. Описаны основные обязательства и принципы осуществления мед. страхования;
- В главе второй даны списки прав, обязанностей и полномочий органов гос. власти и федеральных органов субъектов Российской Федерации в сфере предоставления населению мед. страхования;
- В главе номе три оформлены категории лиц и субъекты, обязанные к страхованию. Даны описания категорий лиц, подробности приобретения страховки для каждой категории. Описаны учреждения, находящиеся на разных территориях страны, в которых можно получить медицинскую страховку;
- В четвертой гл. даны списки прав и обязанностей граждан, получающих страховку, лиц, предоставляющих ее и всех медицинских организаций, где ее можно приобрести;
- В гл. пять оформлена экономическая сторона настоящего закона. Предоставлены списки стоимости разных видов страхования, описаны способы оплаты, размеры взносов, сроки и порядок оплаты. Оформлена ответственность граждан при отказе от оплаты и получения медицинского страхования. Описаны бюджеты фондов и организаций, способы пополнения резервов, тарифы на оплату и т. д.;
- В шестой даны и описаны другие законы и нормативы, регулирующие Федеральный и территориальный фонды;
- В седьмой описаны базовые и территориальные процессы, мероприятия и программы по мед. страхованию;
- В восьмой главе оформлены списки и категории с описанием договоров в области мед. страхования;
- В главе девятой описаны способы и процессы контроля за организациями и учреждениями, предоставляющими медицинскую страховку. Оформлены причины, по которым можно подать жалобу, способы и форма подачи;
- В главе номер десять описаны полисы и единый учет граждан, получивших страховку. Оформлены правоотношения между мед. учреждениями и фондами;
- В гл. 11 даны заключительные и дополнительные требования, положения и условия закона.
Медицинское страхование на территории Российской Федерации является обязательным для каждого гражданина. Во время страховых случаев, при помощи полиса, гражданин может получить бесплатную медицинскую помощь.
Что еще ждать
Основные положения проекта реформы, кроме прочего, предполагают изменения подходов к установленным страховым вопросам, сопровождению заключённых договоров, в том числе:
- расширятся полномочия и возможности частных страховиков;
- дополнительно к классической модели страхования может быть добавлен, как отдельный субъект, корпоративный страхователь;
- предусматривается возможность организации частных медучреждений для оказания медпомощи населения рамками страхового покрытия.
По информации Центра исследований реформ, проводимая оптимизация отраслей медицины, снизила общее количество медучреждений. С нулевых до пятнадцатого года их количество сократилось вдвое (с 10.7 тыс. до 5.4 тыс. медучреждений), а места в стационарах, за этот же период, сократились на 27.55%.
Вместе с тем, реформа предлагают кардинальное изменение отношения к следующему:
- Финансовое положение медработников (независимо от уровня подготовки персонала) должно быть увеличено, минимум на 200.0%.
- Принятие мер законодательного характера, уравнивающих права врачей, практикующих в больших городах, а также на остальной территории страны.
- Разработку, техническое обеспечение, системы онлайн консультаций врачебного состава территориальных медучреждений со специалистами медицинских институтов, ведущих профильных клиник, для оперативного и правильного определения диагноза пациента.
Общие положения
Федеральное законодательство, регламентирующее систему медицинского страхования, достаточно обширно.
Необходимо выделить несколько основных положений:
- Система обязательного страхования направлена на обеспечение бесплатной медицинской помощи за счет средств фондов.
Простым языком это означает, что все граждане РФ обеспечены равными условиями предоставления медпомощи за счет государственного бюджета и средств ОМС. - Финансирование системы ОМС осуществляется из территориальных и федерального фондов ОМС.
Устойчивость системы обеспечивается обязанностью уплаты страховых взносов, размер которых регламентируется законодательством. Уплату взносов обязаны производить работодатели, в число которых входят и индивидуальные предприниматели, адвокаты и нотариусы, занимающие частной практикой. - За неработающих граждан взносы осуществляются из бюджета субъектов РФ.
Вопросы и ответы
В чём будут ущемлены права пациентов по новому закону ОМС
На сегодняшний день против поправок, которые были внесены в работы системы обязательного медицинского страхования выступают преимущественно страховые организации, которые лишились части своих привилегий.
По их мнению, пациентов может ожидать:
- ограничение их прав в вопросе выбора лечебного учреждения
- сбой в работе системы выдачи направлений, выдаваемых по месту проживания пациента и возврат к системе квот
- ограничение контроля со стороны страховых компаний и, как следствие, ухудшение качества оказываемых гражданам медицинских услуг
- потеря возможности лечиться в платных клиниках по полису ОМС
Какая система действует сейчас
До наступления 2021 года система ОМС действовала иначе. Страховые компании исполняли роль посредников в системе оказания медицинских услуг пациентам – больница оказывала услугу гражданину, а затем предъявляла счет страховой компании, которая, в свою очередь, предоставлял соответствующие документы в фонд обязательного медицинского страхования, из которого деньги перечислялись в больницу.
При этом одной из главных задач страховой компании являлась обеспечение качества услуг, предоставляемых пациентам в медицинских учреждениях. Список обязательств при этом закреплялся в договоре, который оформлялся при получении гражданином полиса ОМС.
Дополнительно страховые компании осуществляли проверки качества оказываемых медицинских услуг. Проводилась независимая экспертиза, а за нарушения, найденные в ее рамках, на медучреждения накладывались штрафы.
ИНТЕРЕСНО!
За ведение дел пациентов страховики получали от 1 до 2% от суммы, которая перечислялась лечебному учреждению из ФФОМС.
Есть ли выгода для больниц
Исключение посредников, в роли которых выступали страховые организации, позволило увеличить финансирование медицинских учреждений федерального уровня. Выгоден для лечебных учреждений и более прозрачный контроль за оказанием медицинских услуг, который будет осуществляться специалистами ФФОМС.
ВАЖНО!
Таким образом, с вступлением нового закона об ОМС в силу с января 2021 года ответственность за оказание медицинской помощи населению берет на себя государство в лице ФФОМС, а из схемы финансирования лечебных учреждений убирается посредническое звено в виде страховых компаний. Все это должно привести к повышению качества медицинских услуг, оказываемых населению, и доступности помощи для граждан.
Чтобы уточнить интересующую Вас информацию по этому или другому вопросу обратитесь к юристу-консультанту с помощью формы ниже или позвоните по номеру, указанному на сайте
Более подробно о консультации можно узнать на странице Консультация.
Что такое ОМС?
В соответствии с Федеральным законом ОМС обязательное медицинское страхование относится к обязательному виду социального страхования, которое представляет собой систему государственных экономических, организационных и правовых мер. Данные меры направлены на гарантированное бесплатное оказание застрахованным лицам медицинского обслуживания при наступлении страховых случаев (событий). Компенсационные выплаты предусмотрены за счет денежных средств Фонда обязательного медицинского страхования, но в рамках действующей территориальной программы ОМС и в законодательно установленных случаях в рамках базовой программы ОМС.
Уплата страховых взносов
Размер и порядок расчета тарифов устанавливается законодательством РФ. Расчетный период считается один календарный год. Страхователи должны ежеквартально представлять отчет по уплаченным взносам.
Ответственность за нарушение данных требований предусмотрена в виде недоимки, а также пеней и штрафов. Пени начисляются за каждый просроченный день в установленном порядке самим страхователем. Ставка для расчета пени признается одна трехсотая ставки Банка России. Пени уплачиваются вместе с основной суммой задолженности.
Если страхователь самостоятельно не насчитывает себе пени, то взыскание всех штрафных санкций предусмотрено в судебном порядке.
Заключительные и переходные положения
В рамках данной системы предусматривается включение в действие дополнительных региональных программ, финансируемых дополнительно из средств федерального и местного бюджета. Порядок и форма отчетности по реализации данных программу устанавливается федеральными органами.
Оказание бесплатной высокотехнологичной помощи, которая не включена в базовую программу, возможно при выделении дополнительных вливаний бюджета в территориальную программу.
Данное законодательство распространяет свое действие на всех лиц, включенных в перечень. Данный закон вступил в силу с начала 2011 года и действует по настоящий день.
Что такое ОМС?
ОМС — обязательное медицинское страхование, которое обеспечивает всем гражданам Российской Федерации при получении бесплатной медицинской помощи.
Основанием для предоставления услуги по системе ОМС является полис, который выдает страховая организация.
На получение полиса имеют право следующие категории граждан:
- все работающие граждане РФ;
- неработающие граждане (дети, студенты, пенсионеры, безработные состоящие на учете в центре занятости);
- иностранные граждане, проживающие на территории РФ на постоянной или временной основе;
- иностранцы – работники органов ЕАЭС и граждане Евразийского экономического союза;
Базовая — стандартная программа ОМС определяет виды медпомощи, перечень страховых случаев.
В рамках стандартной программы оказывается:
- профилактическая медицинская помощь;
- первичная медицинская помощь;
- скорая помощь (за исключением эвакуации воздушным транспортом – самолетами, вертолетами);
- диагностика заболеваний;
- стационарное и амбулаторное лечение;
- вакцинация;
- покупка лекарств по льготным ценам;
- диспансеризация детей;
- ведение беременности, роды и послеродовых период.
Предполагаемые результаты нововведений
Расчёты ЦСР показывают, что к 2024 году передовыми отраслями развития государства станут здравоохранение и образование. Финансирование этих областей достигнет уровня ведущих стран мира на душу населения, затраты возрастут в 3.2 раза. Пути достижения этих целей связаны с выполнением следующих задач:
- Распределения средств между государственными медицинскими и образовательными программами развития. Результат может быть представлен увеличением финансирования медицины с 3.3 до 4.3% ВВП.
- Возможностью населения равной степенью использовать услуги государственных, частных медучреждений.
- Расширение перечня, бесплатных при ОМС, лекарственных препаратов.
- Уточнения категорий льготных слоёв населения, получающих бесплатные лекарства.
- Введение превентивных мер сохранения здоровья населения, в их числе:
- дальнейшая работа по предупреждению алкоголизма (меры ограничения торговли алкоголем, ужесточение мер воздействия);
- создание условий для массового занятия спортом, физкультурой;
- введение в программу обучения школ занятий направленных на здоровый образ жизни;
- стимулирование работающего населения для занятий в спортивных учреждениях, в том числе до 30.0 тыс. рублей материально.
- Организация работы медучреждений, направленная на раннее выявление, лечение заболеваний на начальных стадиях.
- Активное участие граждан в профилактической работе по предупреждению заболеваний, их профилактике
Минздрав России предполагает, что плановое внедрение положений реформы должно проводиться, с одновременным выполнением закона 326 Федеральный Закон об обязательном медицинском страховании в РФ. Комплекс указных выше мер, к 2025 году, предоставит возможность увеличить в стране средний показатель продолжительности жизни до семидесяти шестилетнего возраста, при сегодняшних – шестидесяти шести у мужчин, семидесяти семи – женщин. Одновременно, должно произойти снижение смертности трудящегося населения, которое должно составить не более трёхсот восьмидесяти на сто тысяч человек (сегодня пятьсот тридцать), детские смерти уменьшаться с 5.4 до 4.5 на одну тысячу рожденных живыми.
Подробнее про систему ОМС в России читайте далее.
Ждем ваших вопросов.
На сайте работает юрист, который разъяснит все моменты закона.
Просьба оценить пост и поставить лайк.
https://youtube.com/watch?v=Z76G6yD-PZQ
Замена полиса
Существует ряд случаев, в которых обязательно необходимо заменить полис ОМС.
Замена полиса должна производиться в следующих случаях:
- смена одной страховой на другую (допустимо 1 раз в год, заявление необходимо подать не позднее 1 ноября);
- изменение страховой компании при смене места жительства, если страховая там не представлена;
- потеря либо повреждение полиса;
- прекращения работы страховой в регионе проживания;
- (ФИО, пол, паспорт);
- выявлении ошибок в выданном полисе.
Для замены необходимо обратиться в СК для заполнения заявления по установленной форме и предоставить специалистам следующие документы:
Необходимые документы:
- паспорт/временное удостоверение личности либо свидетельство о рождении (для детей до 14 лет);
- СНИЛС.
После подачи будет выдан временный документ — полис, который действителен в течение одного месяца до изготовления основного.
При переезде в другой регион — проверьте работает ли в нем ваша страховая компания.
Если полис получен в небольшой региональной страховой компании, при переезде в другой регион, где отсутствует представительство этой страховой, необходимо заменить медицинский полис.
В плановой медпомощи с этим страховым полисом будет отказано, так как медицинская организация не получит денежные средства за ваше обслуживание.
Чтобы избежать такой ситуации необходимо своевременно заменить полис ОМС.
Бумажный полис нового образца при смене страховой компании не меняют: на обратной стороне бумажного полиса делают отметку, а сам документ остается прежним.
Порядок оказания медпомощи
Порядок действий утвержден Минздравом России. Медицинская помощь должна оказываться в рамках территориальной программы ОМС. Она может быть 3 видов: плановая, неотложная и экстренная.
В соответствии с законодательством РФ, застрахованный не должен платить за медуслуги в государственных МО, за стационарное лечение, за размещение в общих палатах и другое. Полный список содержится в приказе Минздрава РФ от 28.02.2019 г.
Также в законе прописаны действия в случае нарушения прав застрахованных. Человек должен обратиться к страховому представителю, который предоставит информационную поддержку, проконтролирует качество предоставляемых услуг, организует рассмотрение жалобы.
В СК можно обращаться не только при отказе в предоставлении или получении некачественной медпомощи, но также при нарушении сроков врачебной помощи или же требовании оплаты за полученные услуги.
Гражданам РФ необходимо знать свои права в рамках ОМС, поскольку они касаются самого важного для человека – его здоровья и жизни. Зная ФЗ, можно требовать качественного медобслуживания в лучших медицинских организациях.
Заключение
Целью реформирования системы ОМС является обеспечение доступности медицинской помощи гражданам, которые нуждаются в медицинской помощи с использованием современных методов лечения. Медицинские организации федерального подчинения, подавшие соответствующую заявку и включенные в единый реестр, смогут заключить договоры непосредственно с ФФОМС и предоставлять специализированную медицинскую помощь (в том числе, высокотехнологичную) в рамках базовой программы ОМС. Федеральные медицинские организации параллельно могут оказывать первичную помощь в соответствии с территориальной программой ОМС.
ФФОМС будет проводить контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, оказываемой медицинскими организациями федерального подчинения.
Реформа повлекла снижение нормативного размера средств, предоставляемых территориальным фондом ОМС страховой медицинской организации, на расходы на ведение дела по ОМС, который устанавливается в диапазоне от 0,8% до 1,1% от суммы средств, поступивших в страховую медицинскую организацию по дифференцированным подушевым нормативам (ранее от 1% до 2%).
Разумеется, преобразования в системе здравоохранения вызвали острую общественную дискуссию.
Представители Министерства здравоохранения убеждены, что нормативы отчислений на ведение дел во многих регионах и без того невысоки, изъятие средств сопряжено с возвратом части полномочий страховщика ФФОМС, издержки страховых организации снижаются за счет подключения сервисов госуслуг и многофункциональных центров.
Сторонники реформы отмечают, что недофинансирование федеральных центров со стороны субъектов приводило к оттоку квалифицированных специалистов. С другой стороны, высокотехнологичная помощь является дорогостоящей и неподъемной для некоторых региональных бюджетов, а новый порядок позволит расширить доступ пациентов к ней. Прямое финансирование, по мнению спикера Государственной Думы В. Володина, позволить исключить «лишнее» звено в виде страховых медицинских организаций.
Некоторые эксперты высказываются о поспешности легализации двух подсистем ОМС вместо ранее существовавшей единой, поскольку такой подход может породить неравные возможности получения медицинской помощи для разных категорий пациентов. Кроме того, тот факт, что тарифы для федеральных и иных медицинских организаций будут формироваться по-разному, вызывает опасения их возможное несправедливое неравенство.
Кроме того, страховые организации, будучи независимыми, по мнению ряда экспертов, способны более эффективно контролировать качество предоставляемой медицинской помощи, чем «огосударственный» ФФОМС в отношении «прогосударственных» медицинских организаций. Правительство утверждает, что к проведению контроля будут привлекаться независимые эксперты.
Таким образом, можно заключить, что централизация свойственная всем сферам общественной жизни, нашла выражение в медицине.
Очевидно, что для медицинских организаций федерального подчинения изменения повлекут, как минимум, увеличение бюрократической нагрузки – подача заявок, заключение договоров с ФФОМС в рамках базовой программы и параллельно с ТФОМС и страховыми организациями в целях реализации территориальной программы и администрирование финансовых потоков из различных источников.
Вместе с тем, рынку страховых медицинских организаций реформа дает негативный сигнал, объявляя их «лишним» звеном, по крайней мере, в части обеспечения инновационного лечения. Остается открытым вопрос, почему применительно к одному и тому же учреждению, в оставшейся части услуг, они по-прежнему необходимы и будет ли в дальнейшем урезаться их сфера деятельности.
Кроме того, на первом этапе пациенты также могут столкнуться с неопределенностью в части инстанции, куда следует обращаться при ненадлежащем лечении. Вряд ли все из них способны четко классифицировать течение своей болезни по видам оказанной медицинской помощи. Долгое время пациенты вообще не знали, как защитить свои права, но на сегодняшний момент, благодаря СМИ, люди привыкли звонить по номеру горячей линии, указанному в полисе ОМС. Теперь же некоторым их них придется освоить еще один канал подачи жалоб, который, к тому же, территориально удален от ряда регионов по сравнению с региональными страховыми организациями.