Что такое лицензия на образовательную деятельность и почему она так важна

Оглавление статьи

Какие виды образовательной деятельности существуют

Единой и универсальной классификации не существует, так как речь идёт о многогранной и сложной структуре. Например, можно усваивать одну или несколько дисциплин, учитывать или нет уже имеющийся опыт.

Если начинать с основ, то образовательную деятельность можно разделить на уровни:

1. Общее. Сюда относится дошкольное, начальное (с 7 лет, длится 4 года), основное (5 лет); и среднее (2 года).

2. Профессиональное. Относят среднее, его продолжительность полностью зависит от выбранного направления и организации, затем идёт высшее, которое сейчас подразделяется так:

  • бакалавриат (4 года),
  • специалитет (5 лет),
  • магистратура (2-2,5 года).

3. Дополнительное образование, которое выбирается по желанию человека. Им часто выступают курсы по повышению уровню квалификации или перепрофилирование.

По форме обучения подразделяют на два вида:

  1. В семье, на дому. При такой форме обязательная промежуточная и итоговая аттестация для контроля процесса.
  2. На общих основаниях в официальном учреждении. Она учитывает личные потребности ученика и занятость педагога.

Образовательная деятельность, в силу многогранности целей, проявляется во множестве форм и воплощений, по сути, это совместный труд ученика и учителя. Процесс должен вовлекать каждого участника, проявляясь в музыке, игре, исследованиях, труде, коммуникациях, творчестве и других формах проведения занятий. Каждая деталь важна для развития личности.

Способы обучения:

  • воспитание моральных и духовных ценностей;
  • теория;
  • исследование и анализ;
  • развитие психических процессов.

Ребёнок с самого рождения вовлекается в процессы обучения. Знания копятся всю жизнь, чтобы передаться дальше, следующему поколению.

Рабочее время (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

Оно формируется в соответствии с занимаемой должностью специалиста. В рабочее время сотрудника учебного заведения входит:

  1. Образовательная педагогическая деятельность.
  2. Воспитательная работа.
  3. Индивидуальное взаимодействие с учениками.
  4. Исследовательская, научная и творческая работа.
  5. Прочая деятельность, предусмотренная в должностной инструкции или в индивидуальном плане. К ней, например, относится диагностическая, методическая, подготовительная работа и пр.

Конкретные обязанности специалиста устанавливаются в трудовом договоре и должностной инструкции. Соотношение преподавательской и прочей образовательной деятельности в рамках рабочей недели либо учебного года устанавливается соответствующими локальными актами организации. При этом учитываются квалификация и специальность сотрудника, а также число часов по плану.

Уровни

Чтобы личность получила соответствующий целям уровень квалификации в той или иной профессии, выделяют такие уровни образования.

Общее образование

Оно является основой для получения образования более высокого уровня. К нему относятся: дошкольное, начальное, основное, среднее.
Обучающиеся на этом этапе приобретают важнейшие качества, необходимые для реализации личности. От того, какое качество общего образования получает человек, зависит успешность обучения на следующих ступенях.Признаки этого уровня: доступность и бесплатность.

Профессиональное

Этот уровень состоит из средней и высшей ступени. Сентябрь 2003 г. — важная дата, так как РФ присоединилась к Болонскому процессу

Важность этого шага связана с интеграцией нашей страны в общеевропейское пространство. В связи с этим, выделяют бакалавриат и магистратуру как ступени обучения

Профессиональное образование предоставляет возможность получить знания и умения по конкретной специальности, добиться жизненного успеха.

Дополнительное

Дополнительное обучение обеспечивает возможность для непрерывного образования. Бывает бесплатным и коммерческим.

Основные понятия

Целью процесса образования является обучение и воспитание человека в любом возрасте. Воспитание необходимо для правильного становления и развития личности, выработки нравственных и духовных ценностей, приучения к принятым нормам поведения в социуме. Обучение позволяет овладеть необходимыми умениями, навыками или знаниями, развить определенные способности и научиться практически применять полученные сведения в повседневной жизни.

Для понятия «образовательная деятельность» определение используется, чтобы обозначить процесс образования и следования в обучении людей специально созданным программам обучения. Образовательная программа чаще всего представляется как совокупность различных методических и оценочных материалов, программ ведения учебных дисциплин и предметов, календарного графика обучения и прочего и образует единый комплекс, который включает в себя планируемые результаты, содержание и объем.

Лицо, осваивающее рекомендованную образовательную программу, является обучающимся. Оно получает новые знания чаще всего под непосредственным контролем и руководством педагогического работника, заключившего договор с образовательной организацией на выполнение обязанностей по обучению и воспитанию.

Процесс передачи знаний осуществляется с помощью различных средств образования. Сюда входят разнообразное оборудование, приборы, компьютеры, визуальные и аудиосредства, информационные ресурсы и прочие необходимые объекты.

Типы и виды образовательных организаций

Разделение образовательных организаций проводится в связи с разным подходом и уровнем подготовки согласно возрасту обучаемых.

Дошкольные

Эти организации отвечают всем надлежащим требованиям к воспитанию и заботе о детях до 7 лет, а также подготовке их к следующей ступени образования (в частности, к школе). Существует несколько видов различных по своей сути учреждений этой категории:

ясли (детский сад для раннего возраста: 1–3 года). Занимаются ранней адаптацией детей в социуме и организуют общеобразовательную подготовку по соответствующей программе;

детский сад. Действует по программе общеразвивающей направленности, воспитанники проходят активную социализацию и приобретают навыки взаимодействия;

детский сад для предшкольного возраста. Необходим для детей в возрасте от 5 до 7 лет для получения необходимых первичных умений и мотивации к дальнейшему обучению в школе;

детский сад для детей с ограниченными возможностями (компенсирующий). Оказывает услуги по общеразвивающим направлениям с обязательной коррекцией одного или нескольких типов физических и психических отклонений здоровья.

Общеобразовательные

Обеспечивается получение образования детьми в возрасте 7–18 лет. При этом каждый ребёнок может проходить отдельные ступени:

начальная школа. Прививает детям первичные навыки к обучению, отрабатывает необходимые навыки (счёт, письмо, чтение), воспитывает основы культуры поведения в обществе, здорового образа жизни и самоконтроля;

средняя общеобразовательная школа. Занимается программами начального, основного и среднего общего образования. По окончании обучающийся получает документ (аттестат), позволяющий претендовать на дальнейшее обучение или устраиваться на работу;

гимназия. Реализует образовательную деятельность в основном и среднем звене с углублённым изучением гуманитарных предметов (иностранные языки, русский язык и литература, культурология, философия и т. д.);

лицей. Основной упор делается на естественно-научные и физико-математические предметы. Именно в лицеях практикуются занятия по специальным индивидуализированным планам и программам.

Профессиональные

В этих учреждениях обучаются выпускники общего и среднего школьного звена. По окончании им выдаётся диплом о среднем профессиональном образовании, разрешающий работу по полученной специальности. Только базовую подготовку осуществляют техникумы, а базовую и углублённую – колледжи.

Высшего образования

Выпускники школ с неполным средним образованием (на базе 11 классов) или средних специальных учебных заведений после сдачи определённых экзаменов могут приступить к получению данного уровня образования. Помимо образовательной функции, вузы в большинстве своём реализуют и научную. Чаще всего выделяют:

университет. Обеспечивает получение высшего образования, либо профессиональной переподготовки кадров по любой выбранной специальности. Позволяет реализовать научный потенциал в широком спектре наук. Выступает в качестве методологического и научного центра;

академию. Отличается от университета более узкой направленностью научных исследований. Также выпускает специалистов (бакалавров, магистров) в различных областях профессиональной деятельности;

институт. Предусматривает подготовку высококвалифицированных кадров, занимается научными и прикладными исследованиями, но при этом не считается методологическим центром.

Методы

Образовательная деятельность может осуществляться по-разному, каждый ее аспект имеет свои особенности. В зависимости от поставленных задач и преследуемых целей выделяются несколько способов обучения:

  1. Методы воспитательной деятельности. Они направлены на формирование нравственных и духовных ценностей обучающихся. Это могут быть, например: самооценка, раскаяние, подражание, поступок, побуждение. Эти действия можно подразделить на две группы: теоретические и практические. Теоретическая деятельность применяется для нахождения и обоснования практической деятельности, которая, в свою очередь, позволяет сознательно менять элементы мира.
  2. Методы учебной деятельности. Они по своей природе близки к научно-исследовательской деятельности ученого. Подразделяются на теоретические и эмпирические методы. Теоретические методы используются для осуществления различных мыслительных операций (например, анализ, сравнение, индукция, фантазия) и позволяют на их основе выстраивать гипотезы, заниматься постановкой проблем, выявлять противоречия, выдвигать научные теории. Эмпирические методы направлены на ведение практической деятельности (написание сочинений, проведение опытов и экспериментов, конспектирование, выполнение упражнений).
  3. Метод развития обучающегося. Используется для совершенствования психических процессов. Развитие происходит либо целенаправленно с помощью тренировок памяти, эмоций, внимания и т. д., либо попутно при воспитании и обучении.

Специфика занятий

Образовательная деятельность детей имеет определенную специфику. В первую очередь она проявляется в самой структуре занятий. В частности, в раннем возрасте они проводятся в форме игр. Количество детей, принимающих участие в занятии, будет зависеть не только от конкретного их возраста, но и от содержания учебного плана. Работа должна обладать наглядно-действенным характером. В старших группах дети привлекаются к организации обстановки занятия. Это очень способствует усилению познавательного интереса. Между тем ключевое значение будут иметь характер постановки и содержание задач. С течением времени дети приучаются к установленным правилам поведения. Специалист регулярно напоминает о них до и во время занятия. По завершении преподаватель вместе с детьми формирует общий вывод. При этом специалист создает такие условия, при которых итоговый вывод стал бы результатом умственной работы обучающихся.

Особенности системы образования

В педагогическом процессе система образования занимает лидирующую позицию, поскольку она обеспечивает не только передачу формальных знаний об окружающей действительности и существующих в окружающем мире законов, правил, закономерностей, но и оказывает влияние на развитие и формирование личности человека. Поэтому базой системы образования является регулирование и направление общения, деятельности и взаимодействия всех субъектов образовательного процесса на формирование личностных качеств и свойств, являющихся необходимыми для самореализации каждой личности на конкретном этапе культурно-исторического развития государства и общества в целом.

Любая образовательная система в независимости от времени и места существования подвергалась реформациям. Особенности образования в России и мире определяются несколькими факторами:

  • Имеющийся уровень развития общественного производства, совершенствование его научных и технических направлений, что обуславливает возрастание требований к подготовке будущих специалистов и соответствующему уровню развития учебно-воспитательных учреждений страны. Таким образом, в странах с более высоким уровнем развития сеть специализированных учебных заведений больше, постоянно формируются все новые и происходит их развитие.
  • Государственная политика относительно образовательной системы, оказывающая непосредственное влияние на развитие всех типов учебно-воспитательных учреждений страны, на их функциональные особенности и интересы различных сословий.
  • Исторический опыт, особенности нации и этноса, нашедшие свое отражение в сфере народного образования.
  • Педагогические факторы, среди которых выделяют раннее воспитание детей, профессионально-техническое обучение, для подготовки молодежи к будущей профессиональной деятельности.

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Каждая образовательная система имеет структуру, в которой выделяют 3 больших раздела.

На схеме представлены структурные компоненты системы образования, которые являются базовыми. Если не учитывать специальное, профессиональное и дополнительное образование, то целостность непрерывного образования была бы разрушена. Именно поэтому в структуру образования включены внешкольные образовательные учреждения и последипломное образование.

Помимо прочего, система образования направлена на создание оптимальных условий для подготовки молодежи к трудовой деятельности, адекватного восприятия окружающей действительности, социума и внутренней жизни государства, поэтому система образования также включает в себя:

  • Образовательные организации.
  • Государственные образовательные стандарты и планы, которые координируют деятельность образовательных учреждений.
  • Органы управления.

На сегодняшний день существует три системы управления образованием: централизованная, децентрализованная и смешанная, которые подробно разобраны в таблице:

Система Особенности
централизированная Управление принадлежит Министерству образования страны и его органам на местах.
децентрализированная Управление в руках местных органов власти и положение школ в значительной степени зависит от самостоятельности населения.
смешанная Характерно распределение функций между центральными и местными органами власти.

Аттестация и государственная аккредитация

Существует в целом единый порядок аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений независимо от вида и формы собственности. Он установлен Законом «Об образовании», а также Положением о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений. Перечень, формы и требования к содержанию документов, представляемых конкретными видами учебных заведений, определены Минобразованием России в Приказах от 3 июля 2001 г. N 2578 (для вузов) и от 2 июля 2001 г. N 2574 (для учреждений среднего специального образования).

Аттестация — это основная форма государственно-общественного контроля над качеством обучения в образовательных учреждениях. С ее помощью определяют, соответствуют ли содержание, уровень и качество подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов. Аттестацию проводят по заявлению образовательного учреждения один раз в пять лет, если иное не предусмотрено законом.

Для получения аттестации необходимо, чтобы не менее половины выпускников учебного заведения получили положительный результат в ходе итоговой аттестации в течение предшествующих трех лет подряд. Затраты на проведение аттестации оплачиваются образовательным учреждением. Нормативы трудозатрат для определения стоимости этих работ устанавливает орган (служба), проводящий аттестацию.

В настоящее время аттестацию НОУ, как и других учреждений образования, проводят государственные органы управления образованием субъектов РФ или федеральные органы. Например, департамент лицензирования, аттестации и аккредитации Минобразования России.

Организация, которая проводит аттестацию, создает специальную комиссию. В ее состав включаются представители образовательных и научных учреждений, методических служб и т.д. Порядок работы комиссии и сроки прохождения аттестации утверждает проводящий ее орган.

Пакет документов, который представляют учреждения образования, включает:

  • заявление;
  • копию устава;
  • копию лицензии;
  • учебный план образовательного учреждения;
  • гарантийное письмо об оплате проведения аттестации;
  • данные о результатах итоговых аттестаций выпускников в течение трех последних лет.

Другие материалы, отражающие специфику образовательной деятельности, можно представить дополнительно.

По итогам работы аттестационная комиссия составляет заключение, на основании которого в двухнедельный срок издается приказ о признании образовательного учреждения аттестованным или нет по соответствующим образовательным программам. Приказ и копия заключения в течение двух недель должны быть отправлены руководителю учебного заведения и его учредителям.

В случае отказа повторная аттестация по той же программе может проводиться по требованию образовательного учреждения только через 12 месяцев. Отрицательное заключение может быть обжаловано в суде не по существу, а только в связи с нарушениями в процедуре аттестации.

Положительное заключение аттестационной комиссии — условие для получения государственной аккредитации. Если в аттестации отказано, то образовательное учреждение, уже имеющее государственную аккредитацию, может ее лишиться.

Получив государственную аккредитацию, НОУ имеет право выдавать своим выпускникам документы об образовании государственного образца и пользоваться гербовой печатью.

Для получения госаккредитации образовательное учреждение представляет в создаваемую аккредитационную комиссию (коллегию) документы: заявление; копии документов об аттестации; копию лицензии. А кроме того — сведения об образовательном учреждении, перечисленные в п.22 упомянутого Положения о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений.

В ходе аккредитации комиссия (коллегия) устанавливает тип, вид и категорию образовательного учреждения. Документ о государственной аккредитации (или об отказе) выдается образовательному учреждению в двухнедельный срок после принятия соответствующего решения

Важно отметить, что при реорганизации (изменении организационно-правовой формы, статуса) образовательного учреждения свидетельство о его государственной аккредитации утрачивает силу

Филиалы образовательных учреждений проходят лицензирование, аттестацию и государственную аккредитацию по отдельности, в общем порядке. За исключением филиалов учреждений дистанционного образования.

Е.В.Масютина

Юрист

Основные средства (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

Образовательная (педагогическая) деятельность реализуется с использованием различных приемов. Их принято разделять на 5 категорий:

  1. Информационные и материальные средства. В традиционном понимании к ним относят наглядные пособия, оборудование и прочие предметы, с помощью которых осуществляется познавательная деятельность.
  2. Языковые средства. Эта категория считается достаточно обширной. В нее входят не только разговорные (родной и иностранные) языки, но и специализированные. К последним, например, относят языки дорожных знаков, электрических схем, чертежей, искусства и так далее.
  3. Логические средства. Словесно-дискурсивное мышление считается высшей степенью проявления умственных способностей. Логические средства формируются у человека постепенно посредством наглядно-действенного и образного восприятия. Они способствуют формированию умений ставить и понимать вопросы, находить варианты их решения, производить необходимые для этого операции в уме и делать верные выводы.
  4. Математические средства. Они формируются с появлением у ребенка представлений о числах и счете. Развитие математических средств продолжается в процессе изучения точных наук.

Стоит сказать, что совершенствование указанных выше инструментов является достаточно обширной и почти не изученной проблемой. Ее исследование крайне необходимо в настоящее время. Совершенствование средств будет оказывать влияние на развитие образовательной деятельности в целом.

Классификация

Различают следующие виды работы в зависимости от содержания учебных программ:

  1. Комбинированная образовательная деятельность – это сочетание различных методов и форм либо дидактических задач, которые не имеют логической связи. К примеру, после рисования проводится подвижная игра.
  2. Комплексная образовательная деятельность – это работа, предполагающая реализацию задач разными средствами при наличии между ними ассоциативных связей. Например, после беседы о правилах пожарной безопасности начинается рисование тематического плаката. В данном случае одно действие доминирует, а следующее его дополняет.
  3. Интегрированная образовательная деятельность. Она предполагает соединение знаний из разных дисциплин на равной основе. При этом интеграция не является механической либо произвольной. Программа образовательной деятельности в этом случае должна формироваться так, чтобы знания обогащали и дополняли друг друга в процессе решения дидактических задач.

В настоящее время приоритетной считается комплексная работа. Она позволяет решать несколько задач одновременно.

Средства

Для осуществления образовательной деятельности используются различные средства обучения. Информационные и материальные средства представляют собой игры, учебные пособия, специальное оборудование и прочие предметы, созданные другими людьми для ведения образовательной деятельности.

Остальные средства изучения используются обучающимися самостоятельно. Это языковые средства, включающие в себя разговорные языки (родной и иностранный) и специализированные (дорожные знаки, чертежи, электросхемы), специфические научные (математические, физические).

Логические средства позволяют проявить умственные способности. Они формируются путем образного восприятия и наглядно-действенного. Благодаря этим средствам личность учится задавать вопросы и давать на них ответы, решать проблемы, делать выводы, совершать различные умственные операции.

Действие математических средств начинается с формирования представлений о числах и умении счета. Впоследствии происходит развитие математических средств при дальнейшем изучении точных наук.

Совершенствование процесса образовательной деятельности является одной из актуальных и насущных проблем современного мира. Неслучайно законы об образовании в РФ подвергаются постоянным изменениям с целью развития образовательной системы.

Минимальными знаниями об образовательной деятельности должен обладать каждый человек, неважно, является ли он педагогическим работником или обучающимся. Это позволит правильно воспитать и вырастить будущее поколение, обладающее духовными ценностями, развитым интеллектом и хорошими физическими данными

Что такое образовательная лицензия

Лицензия на образовательную деятельность — это документ, дающий право организации осуществлять образовательную деятельность на территории Российской Федерации. 

Лицензия необходима организациям и учебным заведениям, которые реализуют образовательные программы в любом формате: дистанционно или очно. В наше время тематика образовательных программ очень широка: от курсов иностранных языков до йоги. 

Не стоит путать лицензию на право ведения образовательной деятельности с государственной аккредитацией. Последняя подтверждает соответствие образовательных программ организации федеральным государственным образовательным стандартам образовательной деятельности. Лицензия же является подтверждением законности осуществления образовательной деятельности.

Какие виды педагогической деятельности существуют

Педагогическая деятельность способна успешно реализовываться только в целостном педагогическом процессе, добиваясь намеченных целей за счёт комплексного использования всех средств и способов донесения знаний до обучающегося, и применяя для этого разнообразные её виды.

Выделяют семь основных видов педагогической деятельности.

  1. Образовательная – глобальный процесс, предполагающий своей целью целостное развитие и становление личности обучающегося в течение длительного периода с помощью комплекса систематических действий, предусмотренных образовательными стандартами. Это процесс формирования знаний, умений и навыков по разным аспектам жизни общества, предлагаемый в объёме, который способны усвоить обучающиеся обусловленного возрастного уровня и развития.
  1. Воспитательная — совокупность целенаправленных действий, направленная на организацию оптимальных условий для личностного роста и становления у воспитуемого специальных знаний; идей, принципов, нравственных и политических ориентиров, а также его подготовки к дальнейшей бесконфликтной жизни в обществе.
  1. Обучающая – представляет собой целенаправленный академический процесс формирования совокупности знаний, умений и навыков учащегося, в котором они доводятся учителем до определённого уровня, являющего собой цель обучения, за счёт организации и стимулирования учебно-познавательной деятельности.
  1. Инженерно-педагогическая – сложное многокомпонентное явление, включающее в себя как педагогическую деятельность – дающую возможность организовать систему профессионального обучения и воспитания и производственно-технологическую – обеспечивающую учебно-производственный процесс в мастерских и лабораториях учреждения. Педагогическая практика в этом тандеме выступает доминантной составляющей, в то время как производственно-технологическая часть имеет инструментальный характер, являясь средством обучения.
  1. Социально-педагогическая – направлена, на социальную защиту несовершеннолетних, а также организацию помощи для нормализации их психологического состояния, межличностных, семейных и общественных отношений. Ставит целью социализацию обучающихся, получение ими образовательного и социокультурного опыта и создание условий их самореализации и адаптации в обществе.
  1. Общественно-педагогическая – учебно-воспитательная работа, основанная на добровольных началах и выходящая за пределы должностных обязанностей педагога, а иногда и образовательного учреждения. Выражается в неформальном учебно-воспитательном общении с обучающимися, руководстве и организации их внеклассной и внешкольной активности (учебной, досуговой, развивающей), участием в школьных и внешкольных культурно-спортивных мероприятиях.
  1. Научно-исследовательская педагогическая – направлена на получение новых знаний об учебно-воспитательных взаимоотношениях в паре учитель – ученик, а также о формах их развития, совершенствования и реализации. Изучая совокупность таких взаимоотношений, она разрабатывает предписания, стандарты и модели формирования практической деятельности, к которой относятся все вышеназванные виды.

Структура работы (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

Осуществление образовательной деятельности условно разделяется на три части. Они неразрывно связаны общей методикой и содержанием. Этими частями выступают: начало, ход и завершение деятельности. Ключевая задача преподавателя состоит в четком определении цели процесса. Специалист должен установить, какой характер будет носить образовательная деятельность: развивающий или исключительно обучающий. В последнем случае при взаимодействии со взрослым происходит накопление необходимого опыта. При развивающем характере деятельности дети сами добывают знания, используя полученные навыки. В процессе занятия преподаватель привлекает к участию всех детей с учетом индивидуальных особенностей каждого из них. В ходе взаимодействия у детей формируются навыки, способность анализировать и контролировать свое поведение.

Юридический статус специалистов (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

Под правовым положением педагогического работника следует понимать комплекс его трудовых, социальных гарантий, компенсаций, ограничений, ответственности и обязанностей. Они устанавливаются в законодательстве. В России статус педработников считается особенным в обществе. В соответствии с этим формируются надлежащие условия для осуществления ими своей педагогической деятельности. В России специалистам предоставляются свободы и права, государственные гарантии, социальная поддержка, направленные на обеспечение высокого профессионального уровня сотрудников, повышения их значимости, а также престижа работы.