Оглавление статьи
Основные понятия
Целью процесса образования является обучение и воспитание человека в любом возрасте. Воспитание необходимо для правильного становления и развития личности, выработки нравственных и духовных ценностей, приучения к принятым нормам поведения в социуме. Обучение позволяет овладеть необходимыми умениями, навыками или знаниями, развить определенные способности и научиться практически применять полученные сведения в повседневной жизни.
Для понятия «образовательная деятельность» определение используется, чтобы обозначить процесс образования и следования в обучении людей специально созданным программам обучения. Образовательная программа чаще всего представляется как совокупность различных методических и оценочных материалов, программ ведения учебных дисциплин и предметов, календарного графика обучения и прочего и образует единый комплекс, который включает в себя планируемые результаты, содержание и объем.
Лицо, осваивающее рекомендованную образовательную программу, является обучающимся. Оно получает новые знания чаще всего под непосредственным контролем и руководством педагогического работника, заключившего договор с образовательной организацией на выполнение обязанностей по обучению и воспитанию.
Процесс передачи знаний осуществляется с помощью различных средств образования. Сюда входят разнообразное оборудование, приборы, компьютеры, визуальные и аудиосредства, информационные ресурсы и прочие необходимые объекты.
Средства
Для осуществления образовательной деятельности используются различные средства обучения. Информационные и материальные средства представляют собой игры, учебные пособия, специальное оборудование и прочие предметы, созданные другими людьми для ведения образовательной деятельности.
Остальные средства изучения используются обучающимися самостоятельно. Это языковые средства, включающие в себя разговорные языки (родной и иностранный) и специализированные (дорожные знаки, чертежи, электросхемы), специфические научные (математические, физические).
Логические средства позволяют проявить умственные способности. Они формируются путем образного восприятия и наглядно-действенного. Благодаря этим средствам личность учится задавать вопросы и давать на них ответы, решать проблемы, делать выводы, совершать различные умственные операции.
Действие математических средств начинается с формирования представлений о числах и умении счета. Впоследствии происходит развитие математических средств при дальнейшем изучении точных наук.
Совершенствование процесса образовательной деятельности является одной из актуальных и насущных проблем современного мира. Неслучайно законы об образовании в РФ подвергаются постоянным изменениям с целью развития образовательной системы.
Минимальными знаниями об образовательной деятельности должен обладать каждый человек, неважно, является ли он педагогическим работником или обучающимся. Это позволит правильно воспитать и вырастить будущее поколение, обладающее духовными ценностями, развитым интеллектом и хорошими физическими данными
Устав
В ст. 25, ч. 1 ФЗ №273 определено, что в образовательной организации должен присутствовать документ, устанавливающий основные положения ее деятельности. Им является устав. Этот документ утверждается в порядке, определенном законодательством. В части второй указанной статьи предусмотрен перечень условий, которые должны присутствовать в уставе. Так, в документе указываются сведения о:
- Типе организации.
- Учредителе.
- Реализуемых образовательных программах с указанием направленности или уровня обучения.
- Компетенции и структуре административного аппарата учреждения, сроках его полномочий, порядке его создания.
В устав также включается и иная информация, предусмотренная в российском законодательстве.
Какие виды образовательной деятельности существуют
Единой и универсальной классификации не существует, так как речь идёт о многогранной и сложной структуре. Например, можно усваивать одну или несколько дисциплин, учитывать или нет уже имеющийся опыт.
Если начинать с основ, то образовательную деятельность можно разделить на уровни:
1. Общее. Сюда относится дошкольное, начальное (с 7 лет, длится 4 года), основное (5 лет); и среднее (2 года).
2. Профессиональное. Относят среднее, его продолжительность полностью зависит от выбранного направления и организации, затем идёт высшее, которое сейчас подразделяется так:
- бакалавриат (4 года),
- специалитет (5 лет),
- магистратура (2-2,5 года).
3. Дополнительное образование, которое выбирается по желанию человека. Им часто выступают курсы по повышению уровню квалификации или перепрофилирование.
По форме обучения подразделяют на два вида:
- В семье, на дому. При такой форме обязательная промежуточная и итоговая аттестация для контроля процесса.
- На общих основаниях в официальном учреждении. Она учитывает личные потребности ученика и занятость педагога.
Образовательная деятельность, в силу многогранности целей, проявляется во множестве форм и воплощений, по сути, это совместный труд ученика и учителя. Процесс должен вовлекать каждого участника, проявляясь в музыке, игре, исследованиях, труде, коммуникациях, творчестве и других формах проведения занятий. Каждая деталь важна для развития личности.
Способы обучения:
- воспитание моральных и духовных ценностей;
- теория;
- исследование и анализ;
- развитие психических процессов.
Ребёнок с самого рождения вовлекается в процессы обучения. Знания копятся всю жизнь, чтобы передаться дальше, следующему поколению.
Обучающиеся
Образовательная деятельность – это процесс, в который вовлечены не только педагогические работники, но и обучающиеся — физические лица, занимающиеся освоением образовательной программы. В зависимости от выбранной организации, уровня получаемого образования и формы обучения, обучающиеся могут называться:
- воспитанниками, обучающимися в ДОУ или получающими общее образование с одновременным проживанием в организации;
- учащимися – лицами, получающими общее образование;
- студентами, осваивающими профессиональное или высшее образование;
- аспирантами и ординаторами – лицами, обучающимися в аспирантуре и ординатуре;
- экстернами, зачисленными в организацию для прохождения аттестации.
Каждый обучающийся имеет право на:
- самостоятельный выбор организации и формы обучения, в том числе и сразу нескольких при желании;
- отсрочку от призыва в армию;
- каникулы – перерывы, запланированные для отдыха и других целей;
- получение бесплатного образования в порядке, установленном ФЗ № 273 об образовании;
- участие в управлении организацией;
- пользование всеми информационными и библиотечными ресурсами, объектами культуры и спорта и прочими возможностями, предоставляемыми организацией;
- совмещение учебы с работой.
Обучающиеся должны:
- соблюдать дисциплину, выполнять внутренние правила распорядка и требования устава;
- аккуратно относиться к имуществу учреждения;
- добросовестно изучать образовательную программу;
- заботиться о своем нравственном, физическом и умственном самосовершенствовании;
- с уважением относиться к другим обучающимся и работникам организации.
Виды НОУ
В контексте 237-ФЗ выделяют три самостоятельных понятия:
-
Организация, предоставляющая образовательные услуги на постоянной основе, реализующая хотя бы одну образовательную программу и, как вариант, обеспечивающую содержание учеников/воспитанников.
- Образовательная организация – действующая на основании лицензии некоммерческая структура, для которой предоставление образовательных услуг – ключевой вид уставной деятельности.
- Осуществляющая обучение организация, для которой образовательная деятельность является дополнительной.
Ранее нормативно была определена следующая типология образовательных организаций:
- дошкольные
- общеобразовательные (от начального до полного общего образования)
- начального, среднего, высшего, последипломного профобразования
- дополнительного образования для совершеннолетнихкорректирующие (для учеников с ограниченными возможностями или отклонениями в развитии)
- для фактических и социальных сирот
- дополнительного образования для несовершеннолетних
237-ФЗ в текущей редакции не разделяет НОУ или образовательные организации на конкретные виды. Между тем, 237-ФЗ содержит ссылку на необходимость указания организационно-правовой формы и типа образовательной организации непосредственно в ее наименовании. Выделяют следующие виды НОУ:
- дошкольные (детсад, ясли)
- общеобразовательные (школа, интернат, гимназия)
- профессиональная (техникум, лицей)
- высшего образования (институт, академия)
- дополнительного образования (дворец детского творчества, школ искусств)
- организация дополнительного профобразования (институт повышения квалификации)
В зависимости от сферы деятельности, особенностей целевой аудитории и образовательной программы НОУ могут быть разных типов.
Госрегистрация НОУ
Будучи юридическим лицом, НОУ подлежит госрегистрации в ЕГРЮЛ, постановке на учет в ФНС, пенсионном и других фондах. Для госрегисрации НОУ необходимы следующие документы:
Программы обучения
- программы обучения
- подтверждение местонахождения (например, свидетельство о праве собственности на учредителя + гарантийное письмо, договор аренды)
- документы будущего руководителя (паспорт и справка об ИНН)
- документы учредителя
- учредители – физлица с российским гражданством
- копии паспортов
- справка о присвоении ИНН
Пакет документов, касающийся учредителей, зависит от их статуса.
Граждане РФ подают:
- копию паспорта
- справку о присвоении ИНН
Физлица иностранцы подают:
- подтверждающий личность документ (например, загранпаспорт иноземного государства) с нотариально заверенным переводом
- подтверждение права ПМЖ в РФ
- справка о присвоении ИНН (если иностранец получал такой код в РФ)
Российские организации подают:
- свидетельство о госрегистрации либо о внесении сведений в ЕГРЮЛ (выбор документа в зависимости от даты госрегистарции компании)
- Устав
- учредительный договор
- свидетельство о постановке на налоговый учет
- доверенность на представителя юрлица
Иностранные юридические лица подают:
- Устав
- выписку из реестра юрлиц своей страны
- справку ФНС о присвоении налогового номера в РФ
- справку из банковского учреждения о наличии расчетного счета
- доверенность на представителя, уполномоченного провести регистрационные действия
Правовой статус
Негосударственное образовательное учреждение (НОУ) является юридическим лицом (ст.12 Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» (далее — Закон «Об образовании»)). А любое юридическое лицо подлежит государственной регистрации (ст.51 Гражданского кодекса РФ). И основным нормативным актом в этом случае является Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон «О госрегистрации»).
Поскольку учреждение — это некоммерческая организация, собственник создает ее исключительно ради управленческих, социально-культурных и иных некоммерческих целей (п.1 ст.120 Гражданского кодекса РФ, п.1 ст.9 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»). Как и всякое юридическое лицо, образовательное учреждение считается созданным с момента его госрегистрации.
Однако для того, чтобы начать работать в качестве образовательного учреждения, необходимо получить лицензию. Исключение составляет деятельность в виде разовых лекций, стажировок, семинаров и других видов обучения, после которых не выдаются документы об образовании и (или) квалификации, а также индивидуальная трудовая педагогическая деятельность.
Итак, учитывая сказанное, учебное заведение, не имеющее статуса юридического лица, не сможет получить лицензию на право ведения образовательной деятельности, аттестацию и государственную аккредитацию.
После получения лицензии в соответствии с Законом «Об образовании» некоммерческая образовательная организация, включая НОУ, может применять установленные законодательством льготы, в первую очередь налоговые. Так, непредпринимательская, то есть не направленная на извлечение прибыли и распределение ее между учредителями деятельность учебных учреждений освобождается от некоторых налогов. В том числе от налога на землю.
Учредителями образовательного учреждения могут выступать, помимо органов государственной власти и местного самоуправления, отечественные и иностранные организации всех форм собственности и их объединения, общественные и религиозные организации, зарегистрированные на территории РФ. А также граждане РФ и иностранные граждане.
Примечание редакции. В соответствии со ст.ст.46 и 47 Закона «Об образовании» образовательное учреждение может вести предпринимательскую деятельность, предусмотренную его уставом. Если доход от платной образовательной или иной предусмотренной уставом НОУ деятельности не инвестируется непосредственно в образовательное учреждение или на нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса, то в своей предпринимательской деятельности такое учреждение приравнивается к предприятию. И подпадает под действие законодательства РФ в области предпринимательства.
Правовое регулирование создания и деятельности учебного заведения — как государственного, так и негосударственного — строится на общих принципах и регламентируется в большинстве случаев одними и теми же нормативными актами. Поэтому деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями, утвержденными Правительством РФ. Именно на их основе разрабатываются уставы. А вот для НОУ эти документы являются лишь примерными.
Приступая к регистрации, важно помнить следующее. Поскольку собственник создает образовательное учреждение по своей инициативе, ему не имеют права отказать в регистрации юридического лица по мотивам нецелесообразности
Это написано в ст.33 Закона «Об образовании».
Школьные образовательные учреждения
В современной России существуют разные формы, типы образовательных учреждений:
- начальная общеобразовательная школа;
- основная школа;
- полная (средняя) школа;
- учреждения с углубленным изучением отдельных предметов;
- сменная (вечерняя) школа;
- гимназия;
- центр образования;
- кадетские школы;
- ИТУ (заведения при исправительно-трудовых учреждениях).
Образовательные учреждения для ребят младшего школьного возраста функционируют на основе специально разработанной программы. Целью подобных учреждений является создание оптимальных условий для развития гармоничной личности учащихся.
Школы — основные типы образовательных учреждений в России, укрепляющие физическое и психическое здоровье детей. Начальные предназначены для детей от трех до десяти лет. В таком образовательном учреждении задействованы педагогические работники, родители (либо законные представители) и сами воспитанники.
Между дошкольными учреждениями и начальной ступенью обучения существует преемственность в физическом, художественном, эстетическом, интеллектуальном направлении
Именно в самом начале обучения важно сформировать в ребятах любознательность, коммуникативность, познавательную способность. Для подобных целей введены федеральные государственные стандарты второго поколения
Согласно им выпускник 4 класса (начальной ступени образования) должен иметь собственную гражданскую позицию, быть патриотом своей страны, бережно относиться к традициям, природе, семейным ценностям. Младшие школьники обязаны получить навыки самостоятельного мышления, представлять целостность картины мира.
В школах существует и вторая ступень обучения – общее девятилетнее образование. Здесь присутствуют уже другие типы и виды образовательных учреждений: гимназии, лицеи. Первые предполагают углубленное обучение по одному либо нескольким предметам. В РФ часто гимназии взаимосвязаны с высшим профессиональным образованием, в таких учебных заведениях работают преподаватели академий, университетов.
Ребята с пятого класса вовлекаются в проектную и исследовательскую деятельность, проводят эксперименты на базе научно-исследовательских лабораторий. В лицеях кроме классических образовательных программ, утвержденных Министерством образования РФ, реализуется дополнительная профильная подготовка. В гимназистах формируется трудолюбие, воспитывается уважение к старшему поколению, любовь к родному языку, правам и свободам личности. Выпускники этих элитных учреждений легко адаптируются в современном обществе, поступают в престижные вузы, быстрее находят свой профессиональный и жизненный путь.
Целью любого государственного образовательного учреждения считается формирование полноценной личности на основе усвоения минимума по ФГОСу второго поколения. Все основные типы образовательных учреждений, функционирующих в России, являются бесплатными, доступными для граждан нашей страны в возрасте от 7 до 17 лет.
При наличии запроса со стороны родителей в школах открывают специальные группы продленного дня. Под присмотром опытных наставников школьники делают домашние задания, посещают выставки в музеях, обедают в столовой. Кроме того, при соответствующем согласовании в ОУ можно открывать специальные классы компенсирующего обучения.
Педагогические работники
Право на преподавание имеют лица, обладающие высшим или средним профобразованием и отвечающие профстандартам и требованиям квалификационных справочников. Каждый специалист получает некоторые свободы и права, соцподдержку, государственные гарантии, направленные на повышение значимости преподавательской работы.
Для ведения основной образовательной деятельности педагогическим работникам предоставляются определенные полномочия:
- свободный выбор форм и методов преподавания;
- самостоятельный подбор методических пособий и информационных материалов;
- сопричастность к управлению образовательным учреждением, вхождение в состав коллегий;
- осуществление научной, экспериментальной, творческой, исследовательской и других видов деятельности;
- защита чести и достоинства, обращение в комиссию по спорным вопросам, участие в деятельности общественных профорганизаций;
- участие в выработке календарных графиков и учебных планов.
Педагогические работники обязаны:
- относиться с уважением к другим работникам и обучающимся;
- воспитывать и давать образование, развивать у обучающихся творческие способности, инициативность, самостоятельность, патриотизм, трудолюбие;
- повышать свой профуровень;
- периодически проходить проверки на соответствие занимаемой должности;
- соблюдать правила внутреннего распорядка учреждения и его устав.
Аттестация и государственная аккредитация
Существует в целом единый порядок аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений независимо от вида и формы собственности. Он установлен Законом «Об образовании», а также Положением о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений. Перечень, формы и требования к содержанию документов, представляемых конкретными видами учебных заведений, определены Минобразованием России в Приказах от 3 июля 2001 г. N 2578 (для вузов) и от 2 июля 2001 г. N 2574 (для учреждений среднего специального образования).
Аттестация — это основная форма государственно-общественного контроля над качеством обучения в образовательных учреждениях. С ее помощью определяют, соответствуют ли содержание, уровень и качество подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов. Аттестацию проводят по заявлению образовательного учреждения один раз в пять лет, если иное не предусмотрено законом.
Для получения аттестации необходимо, чтобы не менее половины выпускников учебного заведения получили положительный результат в ходе итоговой аттестации в течение предшествующих трех лет подряд. Затраты на проведение аттестации оплачиваются образовательным учреждением. Нормативы трудозатрат для определения стоимости этих работ устанавливает орган (служба), проводящий аттестацию.
В настоящее время аттестацию НОУ, как и других учреждений образования, проводят государственные органы управления образованием субъектов РФ или федеральные органы. Например, департамент лицензирования, аттестации и аккредитации Минобразования России.
Организация, которая проводит аттестацию, создает специальную комиссию. В ее состав включаются представители образовательных и научных учреждений, методических служб и т.д. Порядок работы комиссии и сроки прохождения аттестации утверждает проводящий ее орган.
Пакет документов, который представляют учреждения образования, включает:
- заявление;
- копию устава;
- копию лицензии;
- учебный план образовательного учреждения;
- гарантийное письмо об оплате проведения аттестации;
- данные о результатах итоговых аттестаций выпускников в течение трех последних лет.
Другие материалы, отражающие специфику образовательной деятельности, можно представить дополнительно.
По итогам работы аттестационная комиссия составляет заключение, на основании которого в двухнедельный срок издается приказ о признании образовательного учреждения аттестованным или нет по соответствующим образовательным программам. Приказ и копия заключения в течение двух недель должны быть отправлены руководителю учебного заведения и его учредителям.
В случае отказа повторная аттестация по той же программе может проводиться по требованию образовательного учреждения только через 12 месяцев. Отрицательное заключение может быть обжаловано в суде не по существу, а только в связи с нарушениями в процедуре аттестации.
Положительное заключение аттестационной комиссии — условие для получения государственной аккредитации. Если в аттестации отказано, то образовательное учреждение, уже имеющее государственную аккредитацию, может ее лишиться.
Получив государственную аккредитацию, НОУ имеет право выдавать своим выпускникам документы об образовании государственного образца и пользоваться гербовой печатью.
Для получения госаккредитации образовательное учреждение представляет в создаваемую аккредитационную комиссию (коллегию) документы: заявление; копии документов об аттестации; копию лицензии. А кроме того — сведения об образовательном учреждении, перечисленные в п.22 упомянутого Положения о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений.
В ходе аккредитации комиссия (коллегия) устанавливает тип, вид и категорию образовательного учреждения. Документ о государственной аккредитации (или об отказе) выдается образовательному учреждению в двухнедельный срок после принятия соответствующего решения
Важно отметить, что при реорганизации (изменении организационно-правовой формы, статуса) образовательного учреждения свидетельство о его государственной аккредитации утрачивает силу
Филиалы образовательных учреждений проходят лицензирование, аттестацию и государственную аккредитацию по отдельности, в общем порядке. За исключением филиалов учреждений дистанционного образования.
Е.В.Масютина
Юрист
Школа-интернат
Данный тип ОУ создают в первую очередь для помощи в воспитании талантливых и одаренных детей. Среди принципов, используемых в образовательном процессе, выделяют следующие: гуманизм, демократия, общечеловеческие ценности, автономность, светский вариант обучения. Такие школы могут быть нескольких видов: лицеи-гимназии, гимназии-интернаты. Для зачисления чада в такое заведение родители (законные представители) пишут заявление о приеме. В исключительных случаях ребенок становится учеником школы-интерната по решению муниципальных органов власти, органов опеки. В интернатах, создаваемых для развития талантливых российских школьников, выбирается определенное направление деятельности: физическое, музыкальное, интеллектуальное.
Что называют образовательной деятельностью
Процесс получения знаний не остановить, им можно (и стоит) заниматься в любом возрасте. Он помогает гармоничному развитию личности, вырабатывает определённые духовные ценности и прививает нормы поведения, принятые в обществе. Обучение даёт теорию и практику, этот момент крайне важен, так как каждый человек должен уметь грамотно применять полученные знания в жизни и работе. Образовательная деятельность – это целый комплекс всевозможных мероприятий, направленных на достижение вышеуказанной цели:
- график проведения занятий;
- методические пособия;
- оценочные материалы для проверки;
- различные информационные ресурсы;
- использование специального оборудования;
- программы по каждому предмету.
Образовательная деятельность регулируется на государственном уровне, где указаны основные принципы.
- Каждый человек имеет право получить образование.
- Обучение преследует только гуманные цели и воспитывает патриотизм, ответственность, трудолюбие, бережное отношение к природе.
- Свобода в личностном росте.
- Можно выбирать форму и учреждение в соответствии с личными потребностями и наклонностями, развивая сильные стороны.
- Образовательные учреждения сочетают в себе открытый информационный характер и право на автономию и демократичный характер управления.
- Педагоги могут сами выбирать программы для учеников.
- Все отношения базируются и регулируются при помощи договорной системы.
- Должна присутствовать здоровая конкуренция между учебными учреждениями.
Государство заинтересовано в качественном образовании, потому что от этого фактора напрямую зависит будущее страны. Полноценные личности с гармоничным развитием, умением мыслить и анализировать помогут и дальше сохранить опыт народа, давая себе и стране импульс для развития дальше, освоения новых полей деятельности и научных открытий.
Лицензирование, аттестация и аккредитация образовательного учреждения
Аккредитация
Образовательная деятельность в России подлежит лицензированию. Лицензия обязательна к получению для организаций, которые обучают по программам дошкольного, общего, последипломного, дополнительного образования. Кроме того, лицензия нужна для профориентации, оказания услуг военного образования, подготовки научных кадров.
В России не подлежит лицензированию только индивидуальная трудовая деятельность, связанная с оказанием образовательных услуг, организация и проведение разовых лекций, семинаров и мастер-классов, если по их окончании не выдаются документы об образовании повышении квалификации. В силу ст. 33 237-ФЗ образовательные лицензии бессрочны.
НОУ подлежат обязательной аттестации, которая является формой государственного и социального контроля за деятельностью образовательных учреждений. Суть процедуры сводится к установлению соответствия содержания образовательных программ, уровня и качества подготовки выпускников всем требованиям госстандартов.
Аккредитация НОУ проводится Минобрнауки России на договорной основе. Инициирует аттестацию само НОУ, в связи с запасом права выдачи документов об образовании гособразца. Аттестация включает такие этапы:
- самообследование
- внешняя аттестационная экспертиза
- вынесение комиссионного решения
Аккредитация – это официальное признание факта соответствия образовательных услуг НОУ госстандартам. Главнейшим последствием аккредитации НОУ является их включение в систему централизованного государственного или муниципального финансирования. Кроме государственной аккредитации, проводимой органами государственной власти в значительном порядке существует также общественная аккредитация.
https://youtube.com/watch?v=oaUAAnUMFWw
Таким образом, НОУ – это некоммерческая негосударственная организация, за плату предоставляющая образовательные услуги на договорной основе. НОУ могут функционировать в разных сегментах рынка от дошкольного до профессионально-технического. Однако наибольшее количество НОУ в РФ являются ВУЗами.
Напишите свой вопрос в форму ниже
Статья 23 (ч. 1)
Типы образовательных организаций различаются в зависимости от учебных планов, которые они реализуют. В них могут включаться основные или дополнительные дисциплины. В соответствии с этим, выделяют:
- Дошкольные организации.
- Профессиональные учебные заведения.
- Общеобразовательные организации.
- Вузы.
В ДОУ реализуются учебные планы дошкольной направленности. Кроме этого, в задачи этих учреждений входит уход и присмотр за детьми. Профессиональные учебные заведения представлены техникумами, колледжами и пр. В них реализуются программы среднего профобразования. В вузах, как правило, предусматривается бакалавриат и магистратура. Кроме этого, в таких учебных заведениях ведется научная работа. Общеобразовательная школа реализует учебные планы в начальных, средних и старших классах. Учреждение принимает детей, окончивших ДОУ и подготавливает их в течение 10 лет к поступлению в вуз.