Образовательные системы: понятие, общая характеристика. министерство образования рф

Оглавление статьи

Законодательство и правовое регулирование образования

Право на получение образование гражданам нашей страны гарантировано Конституцией Российской Федерации (ст. 43), а все вопросы, связанные с этим, находятся в ведении государства и его субъектов.

Основным документом, регулирующим систему образования, является Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Согласно документу, указы, распоряжения, постановления и прочие документы в образовательной сфере могут приниматься не только на федеральном, но также и на региональном и муниципальном уровнях, как дополнения к основным общегосударственным законам.

Роль образования в жизни общества

  • Передает социальный опыт. Молодые люди усваивают культурные ценности, становятся “продуктами” своей среды. Так общество обеспечивает порядок.
  • Социализация личности. Обществу необходимы квалифицированные кадры. Это позволяет ему развиваться.
  • Социальный отбор. Благодаря образованию, люди занимают определенную ступень в социальной иерархии.
  • Социальный контроль. Ученики определенное время проводят в школе под контролем педагогов. Многие получают дополнительное образование в кружках, клубах, спортивных секциях и т.п. В учебных заведениях поддерживается дисциплина, регулируются отношения. Все это способствует стабильности общества.

Функции образования определяются актуальными задачами современного этапа развития.

Развитие системы образования

Концепция изложена Правительством РФ в Постановлении от 23.05.15 № 497 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы».

Программа направлена на формирование ряда условий для эффективного развития образования в России, направленных на обеспечение доступного качественного образования, которое будет отвечать современным требованиям социально ориентированного общества в целом.

Задачами для достижения поставленной цели являются:

  • Формирование и интеграция инноваций структурного и технологического характера в среднем профессиональном и высшем образовании.
  • Разработка и внедрение комплекса мер по развитию эффективной и привлекательной системы дополнительного обучения детей, научной и творческой среды в образовательных заведениях.
  • Формирование такой инфраструктуры, которая бы обеспечила условия для подготовки высококвалифицированных кадров в условиях современного рынка.
  • Формирование востребованной системы оценки качества самого образования и его образовательных результатов.

Реализация Программы разбита на 2 этапа:

  • 2016-2017 – апробация и внедрение мер, начатых с момента старта Федеральной реформы образования.
  • 2018-2020 – изменение структур образования, распространение новых образовательных программ, внедрение новых технологий и многое другое.

Средства обучения

Определение 5

Средствами обучения называют совокупность материальных, технических, информационных и организационных ресурсов, используемых для обеспечения различных методов обучения.

Самая сложная группа технических средств учебного заведения – компьютеры. Материальные объекты, изображения, учебники, дидактические материалы рассматриваются в качестве средств обучения.

Для понимания содержания предложенного понятия выделено несколько уровней. На ступени отдельного учебного заведения в категорию средств обучения включены:

  • материальные средства (знание с наличием учебного оборудования);
  • организационные средства (системы и методы обучения, их продолжительность и характер).

Изучение отдельных предметов предусматривает выделение нескольких групп средств обучения:

  • словесные (учебная литература, пособия, дополнительные источники);
  • визуальные ( микроскоп, дифракционная решетка, диаскоп и другие);
  • аудиальные (проигрыватели);
  • аудиовизуальные (проектор, телевизор,);
  • средства автоматизации процесса обучения (лингвистические кабинеты, компьютеры, телекоммуникационные сети);
  • учебно-методические материалы, размещенные на сайте учебного заведения.

Современные модели организации обучения

Структурные компоненты образовательной системы являются фундаментальными элементами, уникальными для системы образования. Их шесть:

  • Цель — «важнейшая составляющая любой педагогической системы, обуславливающая факт ее создания»;
  • Учебная информация, «которая должна быть получена отдельными лицами».
  • Педагогическая коммуникация «является средством, с помощью которого организуется деятельность учащихся по получению образовательной информации в соответствии с целями педагогической системы».
  • Учащиеся, «конкретная группа людей, нуждающихся в специальном образовании, подготовке или обучении».
  • Педагоги, «соответствующие целям системы, обладающие определенной информацией и средствами коммуникации и обладающие психологическими знаниями об объекте педагогического воздействия»;
  • Результат — знания, умения, навыки, способности, сформировавшиеся у студента к концу функционального периода системы, т.е. к моменту окончания обучения.
  • гностические, в том числе действия, связанные с процессом накопления новых знаний о системе и ее компонентах в процессе решения педагогических задач;
  • проектирование, которое включает в себя действия, связанные с упреждающим планированием задач и путей их решения;
  • конструктивный, связанный с подбором и комплексным построением содержания учебно-педагогической информации
  • коммуникативным, с действиями, связанными с построением педагогически адекватных отношений между участниками педагогического процесса
  • организация, связанная с реализацией педагогической концепции и организацией взаимодействия между участниками процесса
  • Корректировка, связанная с перестройкой деятельности педагогической системы в зависимости от степени ее успешности.

По мнению В.П. Беспалько, «система — это любой процесс, происходящий при определенных условиях в совокупности с этими условиями». Более того, В.П. Беспалько считает, что педагогическая система, будучи замкнутой, изменяет активность других компонентов в зависимости от требований социальной системы, предъявляемых хотя бы к одному из ее элементов, который в данный момент является системообразующим.

Педагогический процесс происходит в педагогической системе (ПС), объединенной компонентами (частями), которая остается стабильной перед лицом изменений. Если изменения (нововведения) превышают определенный запас прочности, система рушится, и на ее месте появляется новая система с различными характеристиками.

«Педагогическая система — это очень стабильное и сильное сочетание элементов». Структура любой педагогической системы (древней или средневековой, буржуазной или социалистической), — пишет профессор В.П. Беспалько, — представляется сегодня следующим взаимосвязанным набором вариантов.

Ученики; Образовательные цели (общие и частные); содержание образования процессы образования (фактическое воспитание и обучение) учителя (или TSO — технические средства обучения); Организационные формы воспитательной работы».

Особенности системы образования

В педагогическом процессе система образования занимает лидирующую позицию, поскольку она обеспечивает не только передачу формальных знаний об окружающей действительности и существующих в окружающем мире законов, правил, закономерностей, но и оказывает влияние на развитие и формирование личности человека. Поэтому базой системы образования является регулирование и направление общения, деятельности и взаимодействия всех субъектов образовательного процесса на формирование личностных качеств и свойств, являющихся необходимыми для самореализации каждой личности на конкретном этапе культурно-исторического развития государства и общества в целом.

Любая образовательная система в независимости от времени и места существования подвергалась реформациям. Особенности образования в России и мире определяются несколькими факторами:

  • Имеющийся уровень развития общественного производства, совершенствование его научных и технических направлений, что обуславливает возрастание требований к подготовке будущих специалистов и соответствующему уровню развития учебно-воспитательных учреждений страны. Таким образом, в странах с более высоким уровнем развития сеть специализированных учебных заведений больше, постоянно формируются все новые и происходит их развитие.
  • Государственная политика относительно образовательной системы, оказывающая непосредственное влияние на развитие всех типов учебно-воспитательных учреждений страны, на их функциональные особенности и интересы различных сословий.
  • Исторический опыт, особенности нации и этноса, нашедшие свое отражение в сфере народного образования.
  • Педагогические факторы, среди которых выделяют раннее воспитание детей, профессионально-техническое обучение, для подготовки молодежи к будущей профессиональной деятельности.

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Каждая образовательная система имеет структуру, в которой выделяют 3 больших раздела.

На схеме представлены структурные компоненты системы образования, которые являются базовыми. Если не учитывать специальное, профессиональное и дополнительное образование, то целостность непрерывного образования была бы разрушена. Именно поэтому в структуру образования включены внешкольные образовательные учреждения и последипломное образование.

Помимо прочего, система образования направлена на создание оптимальных условий для подготовки молодежи к трудовой деятельности, адекватного восприятия окружающей действительности, социума и внутренней жизни государства, поэтому система образования также включает в себя:

  • Образовательные организации.
  • Государственные образовательные стандарты и планы, которые координируют деятельность образовательных учреждений.
  • Органы управления.

На сегодняшний день существует три системы управления образованием: централизованная, децентрализованная и смешанная, которые подробно разобраны в таблице:

Система Особенности
централизированная Управление принадлежит Министерству образования страны и его органам на местах.
децентрализированная Управление в руках местных органов власти и положение школ в значительной степени зависит от самостоятельности населения.
смешанная Характерно распределение функций между центральными и местными органами власти.

Учреждения дошкольного образования

Учебно-воспитательный процесс в рамках системы ДО реализует сеть ДОУ. Наиболее распространенным учреждением данного типа является детский сад. Кроме того, в России существуют и другие виды ДОУ:

Общеразвивающие ДОУ. Как правило, в общеразвивающих детских садах приоритетным выделяется одно или несколько направлений воспитания (например, интеллектуальное, физическое или художественное).
Детские сады компенсирующего типа. Такие учреждения предназначены для детей с какими-либо отклонениями в развитии.
ДОУ присмотра и оздоровления. В таких ДОУ приоритетно осуществляются оздоровительные, санитарно-гигиенические и профилактические мероприятия.
Комбинированные учреждения. В состав комбинированного детского сада могут входить группы для детей с различными отклонениями, оздоровительные и общеобразовательные группы.
Центры дошкольного развития

Это ДОУ, где равное внимание уделяется оздоровлению, психическому и физическому развитию, коррекции возможных отклонений всех воспитанников.

В рамках дошкольного образования в России воспитывается 63 % (5,8 млн) детей соответствующего возраста. При этом еще около миллиона детей числятся в очереди на получение места в ДОУ.

Помимо привычных типов ДОУ, в настоящее время развитие получили группы кратковременного пребывания детей (интересно, что такие группы родители выбирают не вместо обычных детских садов, а параллельно с ними), дошкольные группы на базе школ или учреждений ДО, а также обучение детей в рамках семейного воспитания.

Как было раньше

Предыдущая советская система отличалась наличием достаточно жестких учебных планов, составление которых осуществлялось централизованно. Такие планы основывались на том, что ученики постоянно зарабатывали факто-логические познания в различных предметах, направленных на узкие специализации. Основной акцент делался на науку, а также на инженерное дело, в то время как каким-либо педагогическим инициативам со стороны учителей или школьного руководства практически не отводилось никакого места.

Образовательные системы СССР предусматривали наличие общего учебного плана для всех обслуживаемых школ, и его составление осуществлялось под пристальным руководством со стороны правительственных учреждений. Производство учебников осуществлялось монопольно государством, и при этом они были абсолютно бесплатными. Таким образом, полностью отсутствовала структурированная система оценки образовательных стандартов в масштабе нации, а все потребности определялись в соответствии с централизованным планированием распределения рабочих сил.

Непрерывное профессиональное обучение

Несколько последних десятилетий Россия реформирует профессиональное обучение в соответствии с запросами экономики и промышленности.

Совершенствование профобразования сводится:

  • к преодолению отставания содержания программ от требований производств;
  • существенному изменению структуры кадровой подготовки;
  • повышению эффективности использования бюджетных средств.

Значительная роль в этом процессе отводится оптимизации образования в начальных и средних профессиональных учреждениях. Качественные сдвиги ожидаются после реструктуризации и объединения со школьным специализированным образованием.

Управление образовательной системой в РФ

На верхней ступени стоит Министерство образования и науки, занятое выработкой доктрины учебной сферы и составлением нормативно-правовых документов. Далее располагаются федеральные агентства и исполнители муниципального уровня. Коллективы местного самоуправления следят за реализацией вышедших актов в структурах образования.

Любая управленческая организация имеет свои четко прописанные полномочия, которые передаются от высшего уровня к низшему, не обладающему правами на реализацию некоторых действий в образовательной политике. Это не означает делегирование права на финансирование тех или иных мероприятий без согласования с вышестоящей структурой.

Инспектирование общего соблюдения законодательных положений ведет государственно-общественная система управления образованием в РФ. Входящие в нее организации заняты в основном вопросами функционирования школ и контролем выполнения принципов:

  • гуманного и демократичного подхода в управлении;
  • систематичности и целостности;
  • правдивости и полноты сведений.

Чтобы политика была последовательной, в стране существует система органов управления образованием следующих уровней:

  • центрального;
  • вневедомственного;
  • республиканского;
  • автономно-областного;
  • автономно-окружного.

Благодаря сочетанию централизованного и децентрализованного управления удается обеспечивать работу администраторов и общественных организаций в интересах коллективов. Это создает плацдарм для внедрения управленческих постановлений без дублирования и приводит к повышению координации действий всех подразделений образовательной системы.

Гимназии

Государственная образовательная система построена таким образом, что у преимущественного большинства людей понятие «гимназия» ассоциируется с определенной элитарностью, то есть с такими престижными учреждениями, в которых дети могут получить образование за счет связей и богатства, и где их стараются активно подготавливать к работе на различных руководящих постах.

На самом деле характеристика образовательных систем показывает, что такой формат используется в закрытых учебных заведениях, которые в большинстве случаев являются частными. Именно они предоставляют возможность на основной и старших ступенях школьного обучения вносить в образовательные планы новые предметы, среди которых логика, экономика, филология или какие-либо другие, необходимые для более эффективного ведения конкретной деятельности (например, предпринимательской). При этом гимназии в большинстве своем представляют собой государственные образовательные учреждения среднего типа, и здесь получают знания дети, имеющие повышенную мотивацию к обучению.

Точно так же, как и в остальных типах таких заведений, здесь предлагается возможность получения такого образования, которое будет достаточным для дальнейшего обучения в университете. Стоит отметить, что именно это составляет существенное различие между гимназиями России и Германии, так как в последней их окончание позволяет только поступать в вуз. Помимо того, формирование коллективов учащихся в таких заведениях в России начинается еще с первого класса. При желании можно перейти из другого формата школы в подобные учебные заведения, причем переводиться можно как на основной ступени образования, так и по ее завершении. В таком случае выпускникам девятого класса также вручают аттестаты о получении основного среднего образования, после чего они уже самостоятельно принимают решение о том, нужно ли им оставаться здесь для получения полного среднего или отправиться в какое-нибудь учреждение с профессиональным уклоном.

Последствия реформы и проблемы развития образования в России

Российское образование, которое было недофинансировано в 90-х годах и подвергается принципиальным изменениям с 2010, по оценкам многих экспертов, начало сильно терять в качестве. Здесь можно выделить ряд проблем, из-за которых образование не только не развивается, но скатывается вниз.

Во-первых, снизился социальный статус учителей, преподавателей. Это относится не только к степени уважения к подобному труду, но и к уровню оплаты и социальных государственных гарантий.

Во-вторых, мощная бюрократическая система, не дающая молодым и талантливым ученым получать научных степеней и званий.

В-третьих, ликвидация образовательных критериев и стандартов, выстраиваемых десятилетиями, и от того ставших прозрачными и доступными для понимания всем интересующимся.

В-четвертых, введение ЕЭГ как экзамена, сводящегося всего лишь к оценке памяти обучающегося по тем или иным предметам, но никак не способствующего развитию логики, творческого мышления.

В-пятых, внедрение новых видов систем обучения: бакалавриата (4 года) и магистратуры (6 лет). Уход от программ обучения по специалитету (5 лет) привел к тому, что теперь рассчитанные на 5 лет программы урезаны до минимума, а программы магистратуры изобилуют дополнительными и зачастую совсем не нужными предметами для обучения будущего магистранта.

Образование — Уровни образования

  • Образование

  • Уровни образования

  • О языках, на которых осуществляется образование (обучение)

  • Об учебных предметах, курсах, дисциплин (модулей), предусмотренных соответствующей образовательной программой. Образовательные программы

  • Учебные планы

  • Аннотации к рабочим программам дисциплин (по каждой дисциплине в составе образовательной программы с приложением их копий (при наличии)

  • Календарный учебный график

  • Методические и иные документы, разработанные образовательной организацией для обеспечения образовательного процесса, в виде электронного документооборота

  • Численность обучающихся по реализуемым образовательным программам за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов Российской федерации, местных бюджетов и по договорам об образовании за счет средств физических или юридических лиц

  • Выписка из реестра лицензий на осуществление образовательной деятельности

  • Все страницы

Страница 2 из 10

Уровни образования

I уровень (прогимназия) — начальное общее образование (1-4 классы, нормативный срок обучения 4 года) обеспечивает развитие обучающихся, овладение чтением, письмом, счетом, основными умениями, навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, навыками самоконтроля учебных действий, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни.

В прогимназии вводятся развивающие программы, которые позволяют подготовить обучающихся к успешному освоению учебных программ на последующих ступенях.

Начальное образование является базой для получения основного общего образования.

Основные результаты обучения и воспитания обучающихся прогимназии:

  • личностные — готовность и способность обучающихся к саморазвитию
  • метапредметные — освоение обучающимися УУД (познавательными, регулятивными, коммуникативными),
  • предметные — освоенный в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению новых знаний.

II уровень — основное общее образование (5-9 классы, нормативный срок обучения 5 лет) обеспечивает освоение обучающимися общеобразовательных программ основного общего образования, условия становления и формирования личности обучающегося, его склонностей, интересов и способностей к социальному самоопределению.

Основное общее образование включает два блока:

  1. 5-6 классы, основная цель — адаптация обучающихся к новым организационным формам обучения;
  2. 7-9  классы, основная цель — предпрофильная подготовка обучающихся.

Цели обучения на втором уровне образования:

  • формирование прочных, устойчивых, глубоких знаний основ наук;
  • повышение мотивации обучения через активизацию познавательной деятельности, диагностика и развитие общих и специальных способностей;
  • выявление детей с высоким уровнем познавательных способностей и возможностей для последующего обучения в профильных классах за счет обучения по углубленным программам, сопровождаемого диагностикой и тестированием;
  • определение профиля последующего обучения, наиболее соответствующего личным качествам обучающегося.

Основное общее образование является базой для получения среднего (полного) общего образования.

III уровень — среднее общее образование — (10-11 классы, профильное обучение, нормативный срок обучения 2 года) является завершающим этапом общеобразовательной подготовки, обеспечивающее дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предметам социально-гуманитарного, физико-математического, информационно-технологического, химико-биологического профилей, освоение обучающимися общеобразовательных программ среднего (полного) общего образования, развития устойчивых познавательных интересов и творческих способностей обучающегося, формирования навыков самостоятельной учебной деятельности на основе дифференциации обучения.

Цели обучения на третьем уровне образования:

  • развитие оптимальных условий для получения полноценного среднего (полного) общего образования с углубленным изучением ряда профильных предметов и освоением навыков поисково-исследовательского характера;
  • профильная ориентация обучающихся; реализация индивидуальных образовательных программ.

Среднее общее образование является основой для получения начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования

В дополнение к обязательным предметам в рамках государственного образовательного стандарта вводятся предметы по выбору самих обучающихся (элективные курсы, факультативы) в целях реализации интересов, способностей и возможностей личности. 

  • << Назад
  • Вперёд >>

Структура

Система образования в России состоит из нескольких компонентов:

  • Государственные требования и стандарты образования, разрабатываемые на федеральном уровне.
  • Программы образования, состоящие из разных видов, направлений и уровней.
  • Учреждения в сфере образования, а также педагогический состав, непосредственно сами ученики и их законные представители.
  • Органы управления образованием (на федеральном, региональном и муниципальном уровнях) и созданные при них органы совещательного или консультативного характера.
  • Организации, призванные обеспечивать образовательную деятельность и проводить оценку ее качества.
  • Различные объединения, работающие в образовательной сфере (юридические лица, работодатели, общественные структуры).

Что такое структура процесса обучения

Определение

Обучение — целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по усвоению знаний, умений и навыков.

Процесс обучения состоит из двух неотъемлемых взаимодействующих элементов: учения и преподавания. Его особенностью является то, что это действие возможно только при обязательном наличии обоих субъектов, т.е. педагога и ученика.

Примечание

Преподавание невозможно без ученика, а учение без преподавания считается саморазвитием.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

Данный процесс строится на 4 правилах, относящихся:

  1. К ученику, т.е. к системе «ученик — учитель».
  2. К учебному материалу.
  3. К правилам обучения в соответствии с внешними факторами: условия, место, время, положение. Другими словами, эффективность использования методов и приемов при определенных условиях.
  4. К учителю, т.е. к преподаванию.

Для достижения эффективной образовательной деятельности предполагается установление субъектных отношений между педагогом и учеником. Последний, в свою очередь, выступает объектом преподавания, но субъектом учения. Объектом же его деятельности является содержание образования. Педагог в этом случае выступает субъектом преподавания. Его деятельность также направлена на содержание образования.

Типы образовательных учреждений

В РФ представлены различные виды образовательных учреждений, дающих базовое и специальное образование:

  • дошкольные;
  • общеобразовательные;
  • профессиональные;
  • организации высшего образования;
  • организации дополнительного и профессионального дополнительного образования.

Таким образом, образование, являющиеся базовым социальным институтом, удовлетворяет важнейшие общественные потребности. Оно представляет собой многоуровневый комплекс взаимосвязанных компонентов и служит мощным регулятором социальных процессов. Из видео ниже, которое мы предлагаем вам посмотреть, вы также сможете узнать интересную информацию о том, насколько актуально сегодня хорошее образование и как выбрать правильное направление.

Как функционирует

Российская система образования — это мощная совокупность четырех сотрудничающих структур.

  1. Федеральные стандарты и образовательные требования, которые определяют информационную составляющую учебных программ. В стране реализуются два вида программ – общеобразовательные и специализированные, то есть профессиональные. Оба вида подразделяются на основные и дополнительные.

К основным общеобразовательным программам относят:

  • дошкольные;
  • начальные;
  • основные;
  • средние (полные).

Основные профессиональные программы подразделяются следующим образом:

  • средние профессиональные;
  • высшие профессиональные (бакалавриат, специалитет, магистратура);
  • послевузовское профессиональное обучение.

Современная система образования в России предполагает несколько форм обучения:

  • в стенах аудиторий (очная, очно-заочная (вечерняя), заочная);
  • внутрисемейное;
  • самообразование;
  • экстернат.

Также допускается сочетание перечисленных учебных форм.

  1. Научные и образовательные институции. Они функционируют для реализации учебных программ.

Образовательное учреждение — это структура, занятая осуществлением учебного процесса, то есть реализацией одной или нескольких обучающих программ. Учебное учреждение также обеспечивает содержание и воспитание учащихся.

Схема системы образования в РФ выглядит так:

  • Первое звено — дошкольное обучение (детские садики, ясли-садики, центры раннего детского развития, прогимназии).
  • Второе звено — общеобразовательные заведения (школы, лицеи, гимназии), предлагающие начальное, основное и среднее образование.
  • Третье звено — среднее профобразование (училища, техникумы, лицеи, колледжи).
  • Четвертое звено — высшее образование (университеты, институты, академии).
  • Пятое звено — послевузовское образование (аспирантуры, докторантуры, ординатуры).

Учреждения образования бывают:

  • государственными (регионального и федерального подчинения);
  • муниципальными;
  • негосударственными, то есть частными.

Все они являются юридическими лицами.

Типы образовательных заведений:

  • дошкольные;
  • общеобразовательные;
  • начального, общего, высшего профобучения и послевузовского профобразования;
  • военного высшего профобразования;
  • дополнительного образования;
  • специального и корректирующего обучения санаторного типа.

ІІІ. Структуры, осуществляющие управленческие и контрольные функции.

ІV. Объединения юридических лиц, общественных групп и общественно-государственных компаний, работающих в системе образования РФ.