Освоение основной образовательной программы

Оглавление статьи

Содержание учебного предмета

В структуре рабочей программы по ФГОС на вопрос «чему учить» отвечает раздел «Содержание учебного предмета, курса». В нем рассматриваются названия тем (разделов) курса и их краткое содержание. Дается характеристика  основных содержательных линий и тем (понятия, термины, явления и т.д., изучаемые в данной теме).

Здесь же указываются планируемые контрольные, практические, лабораторные работы, экскурсии, направления проектной и научно-исследовательской деятельности обучающихся. Если есть резерв времени, то показывается, как он будет использоваться. Вопросы регионального компонента по предмету тоже включаются в этот пункт.

Содержание учебного курса составляется на уровень обучения (начальная школа, основная школа или средняя школа) с разбивкой по классам. Это обеспечивает преемственность в обучении предмету в пределах одной ступени обучения. Учитель должен знать, что уже известно ученикам, на какие знания можно опираться при изучении нового материала, а что является новым

Это особенно важно в том случае, если учитель работает не во всех классах, а ведет параллель

Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 октября 2015 г. № 08-1786 “О рабочих программах учебных предметов”

18 ноября 2015

Департамент государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России (далее — Департамент) в связи с участившимися обращениями из субъектов Российской Федерации по вопросам составления рабочих программ учебных предметов сообщает.

В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (далее — ФГОС) рабочие программы учебных предметов, курсов являются обязательным компонентом содержательного раздела основной образовательной программы образовательной организации.

Рабочие программы учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы с учетом основных направлений программ, включенных в структуру основной образовательной программы, и должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

В соответствии ФГОС рабочие программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать:

1) пояснительную записку, в которой конкретизируются цели общего образования с учетом специфики учебного предмета;

2) общую характеристику учебного предмета, курса;

3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане;

4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;

5) содержание учебного предмета, курса;

6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;

7) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности;

8) планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.

Педагогическими работниками, как показывает практика, при составлении своей рабочей программы копируется в полном объеме примерная основная образовательная программа (примерная рабочая программа учебного предмета) и объем такой рабочей программы может достигать до 600 страниц. Документ такого объема, безусловно, не может выполнять функцию эффективного инструмента для учителя и формально является документом, составленным для администрации образовательной организации.

В целях снижения административной нагрузки педагогических работников общеобразовательных организаций Департаментом подготовлены изменения в федеральные государственные образовательные стандарты общего образования в части требований к рабочим программам учебных предметов.

Основными элементами рабочей программы учебного предмета, курса, в соответствии с подготовленными изменениями, являются:

1) планируемые предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;

2) содержание учебного предмета, курса с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности;

3) календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

Программы курсов внеурочной деятельности должны содержать:

1) личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности;

2) содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности;

3) календарно-тематическое планирование.

Кроме того, авторские программы учебных предметов, разработанные в соответствии с требованиями ФГОС и с учетом примерной основной образовательной программы соответствующего уровня образования, также могут рассматриваться как рабочие программы учебных предметов. Решение о возможности их использования в структуре основной образовательной программы принимается на уровне образовательной организации.

В настоящее время Минобрнауки России также подготовлены изменения в Порядок формирования федерального перечня учебников (далее — Порядок), в том числе в части расширения требований к учебникам. Предполагается, что в федеральный перечень учебников будут включаться учебники, имеющие методическое пособие для учителя, содержащее материалы по методике преподавания, изучения учебного предмета (его раздела, части) или воспитания; в том числе примерную рабочую программу учебного предмета, разработанную в соответствии с требованиями ФГОС.

До вступления в силу указанных изменений во ФГОС и Порядок с Рособрнадзором достигнута договоренность о снижении требований к рабочим программам учебных предметов в ходе контрольных мероприятий, проводимых органами контроля (надзора) на территории субъектов Российской Федерации.

Департамент просит довести указанную информацию до сведения руководителей общеобразовательных организаций.

Директор Департамента А.В. Зырянова

Зачем нужны стандарты образования

Федеральные стандарты образования в России применяются с 2004 года. Они призваны упорядочить и улучшить нынешнюю систему, помочь ученикам эффективнее осваивать программы различных уровней и переходить со ступени на ступень. 

ФГОС обеспечивают:

  • Единство образовательного пространства Российской Федерации. Это значит, где бы вы ни жили, в Москве, Калининграде или Владивостоке, ваш ребёнок везде будет получать примерно одинаковые знания.
  • Преемственность основных образовательных программ. Детский сад готовит к начальной школе, начальная школа — к средней и так далее. На каждой ступени ребёнок должен получать всё необходимое, чтобы без проблем продвигаться вверх по образовательной лестнице.   
  • Вариативность содержания образовательных программ. Учат одному и тому же, но по-разному. Главное, чтобы в итоге ребёнок обладал набором установленных государством компетенций.

ФГОС является основой всех основных образовательных программ.

По федеральным образовательным стандартам пишут учебники и методички, определяют, сколько времени уделить тому или иному предмету, решают, как проводить аттестации и какие задания будут на ЕГЭ. Словом, ФГОС — это фундамент образовательного процесса.

Обзор документа

Даны разъяснения по вопросу составления рабочих программ учебных предметов.

Как показывает практика, педагогические работники при составлении своей рабочей программы копируют в полном объеме примерную основную образовательную программу (примерную рабочую программу учебного предмета). Объем такой рабочей программы может достигать до 600 страниц. Этот документ, безусловно, не может выполнять функцию эффективного инструмента для учителя и формально составляется для администрации образовательной организации.

Чтобы снизить административную нагрузку на педагогов, планируется изменить требования к рабочим программам учебных предметов.

Основными элементами рабочей программы учебного предмета (курса) в соответствии с подготовленными изменениями являются планируемые предметные результаты освоения предмета (курса), его содержание с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности, календарно-тематическое планирование с отражением количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

Программы курсов внеурочной деятельности должны включать личностные и метапредметные результаты освоения курса, его содержание с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности, календарно-тематическое планирование.

Кроме того, могут использоваться авторские программы учебных предметов, разработанные в соответствии с требованиями госстандарта и с учетом примерной основной образовательной программы.

Минобрнауки России также предлагает расширить требования к учебникам. В их федеральный перечень хотят включать учебники, имеющие методическое пособие для учителя, содержащее материалы по методике преподавания, изучения учебного предмета (его раздела, части) или воспитания; в т. ч. примерную рабочую программу учебного предмета, разработанную в соответствии с госстандарта.

До вступления в силу указанных изменений Рособрнадзором достигнута договоренность о снижении требований к рабочим программам учебных предметов в ходе контрольных мероприятий, проводимых органами контроля (надзора) на территории субъектов Федерации.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Полный текст теста по требованиям ФГОС к среднему (полному) общему образованию с ответами

1. Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися

а. программы обучении, утвержденной муниципальным органом управления

б. основной и дополнительной образовательных программ

в. основной образовательной программы

а. требования региональных органов управления образованием

б. требования родителей к уровню подготовки обучающихся

в. региональные, национальные и этнокультурные потребности народов Российской Федерации

3. Основная образовательная программа определяет

а. цели, задачи и перечень изучаемых дисциплин

б. перечень дисциплин и требования к результатам их освоения

в. цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса

а. внеурочную деятельность

б. дополнительную деятельность по подготовке к ЕГЭ

в. дополнительную профориентационную деятельность

а. достижение обучающимися образовательных результатов в соответствии с требованиями, установленными Стандартом

б. достижение обучающимися образовательных результатов в соответствии с требованиями региональных органов управления

в. достижение обучающимися образовательных результатов в соответствии с требованиями учредителей образовательного учреждения

6. Освоение обучающимися основной образовательной программы завершается

а. обязательной государственной (итоговой) аттестацией выпускников

б. экзаменами по выбору

в. выпускной контрольной работой

7. Требования к условиям реализации основной образовательной программы характеризуют

а. кадровые, материально – технические и организационные условия реализации основной образовательной программы

б. кадровые, финансовые, материально-технические и иные условия реализации основной образовательной программы

в. учебные и кадровые условия реализации основной образовательной программы

а. конкурсная работа или реферат

б. учебное исследование или учебный проект

в. реферат или творческая работа

а. 4/5, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, – 1/5 от общего объёма основной образовательной программы

б. 3/4, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, – 1/4 от общего объёма основной образовательной программы

в. 2/3, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, – 1/3 от общего объёма основной образовательной программы

10. Основная образовательная программа может включать

а. как один, так и несколько учебных планов, в том числе учебные планы различных профилей обучения

б. два учебных плана: основной и вариативный

в. только один учебный план

а. образовательное учреждение

б. муниципальный орган управления образованием

в. региональный орган управления образованием

а. осуществляет администрация образовательного учреждения

б. обучающийся может осуществить самостоятельно

в. обучающийся не имеет права самостоятельно осуществлять

а. требованиям учредителей образовательного учреждения

б. квалификационным характеристикам по соответствующей должности

в. требованиям, установленным региональными органами управления

а. наличие аппаратно – программных средств

б. наличие служб поддержки применения ИКТ

в. наличие подключения образовательного учреждения к сети Интернет

15. Стандарт включает в себя требования

а. к результатам освоения основной образовательной программы; к уровню подготовки обучающихся к ЕГЭ; к условиям реализации основной образовательной программы

б. к структуре основной образовательной программы; к условиям реализации основной образовательной программы; к условиям реализации дополнительных образовательных программ

в. к результатам освоения основной образовательной программы; к структуре основной образовательной программы; к условиям реализации основной образовательной программы

Дополнительные и примерные программы

Дополнительные программы дошкольного образования. На основании п. 6 ст. 14 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение в соответствии со своими уставными целями и задачами может вводить дополнительные образовательные программы к основным образовательным программам и оказывать дополнительные образовательные услуги за пределами определяющих его статус основных образовательных программ.

Оказание дополнительных образовательных услуг (платных, бесплатных) и реализация дополнительных образовательных программ осуществляется только по желанию родителей (их законных представителей) на договорной основе. Использование дополнительных образовательных программ в дошкольном образовании (далее — дополнительные программы) стало возможным с развитием новых, гибких форм обучения дошкольников в творческих мастерских, кружках, секциях и т.д., организуемых в дошкольных учреждениях и на их базе. В ряде регионов Российской Федерации (Краснодарский, Ставропольский края, Архангельская, Вологодская, Нижегородская, Ростовская области и др.) дополнительные программы создают полную систему профессионального образования для детей от детского сада до высшего образования.

Дополнительные программы включают образовательные программы различной направленности: художественно-эстетического цикла, этнокультурные, культурологические, интеллектуально-развивающие, коммуникативно-лингвистические, экологические, физкультурно-оздоровительные, различной пенитенциарной направленности и др. В некоторых случаях в качестве дополнительных программ могут использоваться подпрограммы дошкольного образования.

Дополнительные образовательные программы не могут проводиться вместо или в рамках основной образовательной деятельности за счет времени, отведенного на проведение основных образовательных программ дошкольного образования (прогулки, сон, основные занятия, игры).

Модельные образовательные программы. В отличие от различных авторских программ (основных, дополнительных), примерная образовательная программа не является конкретным рабочим документом, определяющим содержание и специфику деятельности учителя на каждый день.

В соответствии с пунктом 5 статьи 14 Закона РФ «Об образовании» разработка примерных образовательных программ организуется государственными органами управления образованием на основе государственных образовательных стандартов. Целью разработки примерных программ является реализация требований к обязательному минимуму содержания основных образовательных программ, расширение трактовки государственных стандартов каждого уровня образования, обеспечение преемственности общего образования на всех его уровнях. В области дошкольного образования, при отсутствии государственного образовательного стандарта дошкольного образования, основой для разработки примерных программ являются проект и «Предварительные (примерные) требования к содержанию и методам обучения и воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях». В примерной программе дошкольного образования примерные блоки содержания основных компонентов дошкольного образования представлены крупными блоками, что позволяет разработчикам программы создавать различные образовательные модули для конкретных типов центров дошкольного образования и варьировать содержание образования в соответствии с региональными, национальными, местными или сложившимися традициями в воспитании детей.

Примерная программа содержит обязательные критерии результатов образования детей на основе нормативных показателей физического и психического развития ребенка на каждой возрастной ступени дошкольного детства, минимальные требования к оснащению образовательного процесса в дошкольных центрах (минимум оборудования, наглядных пособий для демонстрационных целей и индивидуального использования). При разработке инновационных (вариативных) программ на основе примерных программ можно расширить объем содержания и более глубоко представить отдельные темы (блоки) примерной программы, чтобы на практике реализовать принцип вариативности в дошкольном образовании.

Три поколения стандартов

ФГОС принято делить на три поколения — в зависимости от того, в каких годах они применялись. 

<<Форма демодоступа>>

Первое поколение ФГОС

Были приняты в 2004 году и назывались государственными образовательными стандартами. Аббревиатура ФГОС ещё не использовалась. Основной целью Стандарта 2004 года был не личностный, а предметный результат, ввиду чего Стандарт быстро устарел. Во главу ставился набор информации, обязательной для изучения. Подробно описывалось содержание образование: темы, дидактические единицы.

Второе поколение образовательных стандартов

ФГОС второго поколения разрабатывались с 2009 по 2012 год и действуют до 2020 года. Акцент в них сделан на развитие универсальных учебных умений, то есть способности самостоятельно добывать информацию с использованием технологий и коммуникации с людьми. Фокус сместили на личность ребёнка. Много внимания уделено проектной и внеурочной деятельности. Предполагается, что обучающиеся по федеральным государственным стандартам 2 поколения должны любить Родину, уважать закон, быть толерантными и стремиться к здоровому образу жизни.

Третье поколение ФГОС

Переход на новые образовательные стандарты третьего поколения будет осуществлён в сентябре 2021 года. Обсуждение новых ФГОС началось ещё весной 2018, и с тех пор прорабатывается их грядущее внедрение. Рассмотрим подробнее отличия ФГОС второго и третьего поколения. 

Как утвердить ООП

Рассмотрите проект ООП на педагогическом собрании. Если есть замечания и предложения, поручите доработать.

Окончательную версию документа утвердите одним из способов – грифом «Утверждаю» или приказом.

Гриф утверждения разместите в правом верхнем углу титульного листа ООП. Укажите наименование своей должности. Поставьте подпись, инициалы, фамилию и дату утверждения. Выровняйте строки по левому краю или отцентруйте относительно самой длинной строки.

Если утверждаете ООП приказом, то на титульном листе программы поставьте гриф со словом «Утверждено» и укажите в нем реквизиты приказа: дату и номер ().

Если по уставу педагогический совет должен согласовать ООП, поставьте на титульном листе гриф согласования. Не дублируйте гриф по тексту ООП или на первых листах ее компонентов. Например, сведения о согласовании и утверждении не нужны на страницах учебного плана или календарного графика, поскольку ООП – это единый документ.

2015-2016 уч/год

Образовательный предмет

класс

   аннотация титульный лист

Рабочая программа

 
     

математика

      скачать         

 

 

 

 8

скачать 

скачать

 

скачать

 

 9

скачать 

скачать

 

скачать

 

10

скачать 

скачать

 

скачать

 

10 проф

скачать 

 

скачать

 

скачать

 

 

 11

скачать

 

скачать

 

скачать

 

 

 11 электив

 

скачать

 

 
   
   
   

Русский язык

 7

скачать

скачать

 

скачать

 

 8

скачать

скачать

 

скачать

 

 9

скачать

скачать

 

скачать

 

 10

скачать

скачать

 

скачать

 

 11

скачать

скачать

 

скачать

 

 10 проф

скачать

скачать

 

скачать

 

скачать

 

скачать

 

скачать

 

скачать

 
   
   
     

7

скачать

скачать

 

скачать

 

 8

скачать

скачать

 

скачать

 

 8

скачать

скачать

 

скачать

 

 9

скачать

скачать

 

скачать

 

Литература

 8

скачать

скачать

 

скачать

 

 9

скачать

скачать

 

скачать

 

 10

скачать

скачать

 

скачать

 

скачать

 

скачать

 

скачать

 

скачать

 

скачать

 

скачать

 

скачать

 

скачать

 

Иностранный язык

7

скачать

скачать

 

скачать

 

8

скачать

скачать

 

скачать

 

9

скачать

скачать

 

скачать

 

10-11

скачать

скачать

 

скачать

 

10-11

скачать

скачать

 

скачать

 

скачать

скачать

 

скачать

 

10 углубл 

скачать

скачать

 

скачать

 

10-11 электив 

скачать 

 

скачать

скачать 

 

10-11 электив 

скачать 

скачать

скачать 

 

 
   
   

Информатика и ИКТ

скачать

скачать

 

скачать

 

 8

скачать

скачать

 

скачать

 

 9

скачать

скачать

 

скачать

 

 10 проф

скачать

скачать

 

скачать

 

 10

скачать

скачать

 

скачать

 

 11

скачать

скачать

 

скачать

 
   
   
   
   
   

7

скачать

 

скачать

 

скачать

 

 

Физика 

8

скачать

 

скачать

 

скачать

 

 

9

скачать

 

скачать

 

скачать

 

 

10

скачать

 

скачать

 

скачать

 

 

11

скачать

 

скачать

 

скачать

 

 

10-11 профиль

скачать

 

скачать

 

скачать

 

 

10 электив 

 

скачать

 
   
   
     

 астрономия электив

9

   

скачать

 

 

Химия

8

скачать

 

скачать

 

скачать

 

 

9

скачать

 

скачать

 

скачать

 

 

10

скачать

 

скачать

 

скачать

 

 

11

скачать

скачать

 

скачать

 
10-11 профиль

скачать

 

скачать

 

скачать

 

 

11 электив профиль

скачать

скачать

скачать

 

 

9 электив

скачать

скачать

скачать

 

 

скачать

 

скачать

 

скачать

 

скачать

 

скачать

 

скачать

 
     

Биология

7-9

скачать

скачать

 

скачать

 

8

скачать

 

скачать

 

9

скачать

скачать

скачать

 

10

скачать

скачать

 

скачать

 

11

скачать

скачать

 

скачать

 

10 профиль

скачать

 

скачать

 

скачать

 

 

11 профиль эл 

скачать

скачать

 

9 электив 

скачать

скачать

 

 10 профиль электив

скачать

скачать

 
   
   

История

 7

скачать

скачать

 

скачать

 

 8

скачать

скачать

 

скачать

 

 9

скачать

скачать

 

скачать

 

 10

скачать

скачать

 

скачать

 

 11

скачать

скачать

 

скачать

 

 9 электив

скачать

скачать

 

 10 электив

скачать

скачать 

 

 
   
   
   

Обществознание

 7

скачать

скачать

 

скачать

 

 8

скачать

скачать

 

скачать

 

 9

скачать

скачать

 

скачать

 

 10

скачать

скачать

 

скачать

 

 11

скачать

скачать

 

скачать

 

 9 электив

скачать

скачать

 

11 электив 

скачать

скачать

 

География

 8-9

скачать

скачать

 

скачать

 

 10-11

скачать

скачать

 

скачать

 

 7

скачать

скачать

 

скачать

 

скачать

 

скачать

 

скачать

 

скачать

 

скачать

 

скачать

 

скачать

 

скачать

 
   
   
   
   

Музыка

 7

скачать

скачать

 

скачать

 

 8-9

скачать

скачать

 

скачать

 

скачать

 

скачать

 

скачать

 

скачать

 

скачать

 

скачать

 

скачать

 

скачать

 

скачать

 

скачать

 

скачать

 

скачать

 

скачать

 

скачать

 

скачать

 

скачать

 

скачать

 

скачать

 

ИЗО

7

скачать

 

скачать

скачать

 

 

8

скачать

 

скачать

скачать

 

 

9

скачать

 

скачать

скачать

 

 

скачать

 

скачать

 

скачать

 

скачать

 
   
   

черчение 

 9 электив

скачать

скачать

 
   

 экономика

 10

скачать

скачать

 

скачать

 

 10

скачать

скачать

 

скачать

 

 

скачать

 

скачать

 

скачать

 

скачать

 

скачать

 

скачать

 

скачать

 

скачать

 

Физическая культура

7-9

скачать

 

скачать

 

скачать

 

 

10-11

скачать

 

скачать

 

скачать

 

 
   

 История Сибири

11

скачать

 

скачать

 

скачать

 

 
   
     
   

7 м

скачать

скачать

 

скачать

 

 8 м

скачать

скачать

 

скачать

 

 10-11 м

скачать

скачать

 

скачать

 

 7 д

скачать

скачать

 

скачать

 

 Технология

 8 д

скачать

скачать

 

скачать

 

 10 д

скачать

скачать

 

скачать

 

 11 д

скачать

скачать

 

скачать

 

скачать

 

скачать

 

скачать

 

скачать

 

скачать

 

скачать

 

скачать

 

скачать

 

ОБЖ

 7-9

скачать

скачать

скачать

 

 10-11

скачать

скачать

скачать

 

скачать

 

скачать

 

скачать

 

скачать

 

скачать

 

скачать

 

скачать

 

скачать

 

скачать

 

скачать

 

ВТМ

 7

скачать

скачать

 

скачать

 

Искусство родного края

 8

скачать

скачать

 

скачать

 

скачать

 

скачать

 

скачать

 

скачать

 
   

скачать

 

скачать

 

скачать

 

скачать

 

скачать

 

скачать

 

ОВП

10-11

скачать

скачать

 

скачать

 

 8

скачать

скачать

 

скачать

 

 9

скачать

скачать

 

скачать