Оглавление статьи
Муниципальные образования, где осуществляется местное самоуправление
Местное самоуправление осуществляется в пределах следующих МО:
- городское поселение – город или поселок, где управление осуществляется непосредственно населением либо через выборные органы;
- сельское поселение – территория одного или нескольких сельских населенных пунктов, где управление осуществляется непосредственно населением либо через выборные органы;
- муниципальный район – несколько поселений и межселенных территорий, объединенных территориально, где управление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческой направленности непосредственно населением либо через выборные органы, которые наделены правом осуществления отдельных гос. полномочий федеральными законами и законами субъектов РФ;
- городской округ – поселение городского типа, не находящееся в составе муниципального района, органы местного самоуправления решают вопросы местного значения и отдельные гос. полномочия, определенные законом;
- городской округ с внутригородским делением – городской округ, где образованы внутригородские районы как муниципальные образования;
- внутригородской район – МО городского типа, находящееся на части территориального городского округа с внутригородским делением, где управление осуществляется непосредственно населением либо через выборные органы. Внутригородские районы образуются в соответствии с законами субъекта РФ и уставом городского округа;
- внутригородская территория города федерального значения – часть города, где управленческая деятельность осуществляется непосредственно населением либо через выборные органы.
Муниципальная служба может быть создана в пределах МО и созданных в нем органов. Служащие муниципалитетов осуществляют функции местного самоуправления и практически воплощают задачи, поставленные перед местными органами. Деятельность муниципального служащего связана с обеспечением полномочий местных органов, призванных от имени населения решать проблемы, имеющие локальный характер. Служащим муниципалитетов не свойственны бюрократические проявления в отличие от гос. служащих, потому что население контролирует их деятельность.
Определение 2
Органы на местах – часть профессионального публично-властного аппарата страны, обладающая самостоятельностью.
Задачи и функции муниципальной службы
Муниципальная служба должна обеспечивать права и свободы человека в рамках МО, реализовывать положения основного документа страны, федеральных законов, законодательства субъектов РФ, уставных документов МО, НПА органов местного самоуправления. В обязанности муниципальной службы входит создание оптимальных условий жизни населения МО в соответствии с интересами, обычаями и традициями. Служба должна формировать условия для работы органов на местах, профессионально обеспечивать данную деятельность, а также защищать интересы и права населения. Муниципальной службой готовятся и принимаются решения в пределах допустимых полномочий, организуются мероприятия по их исполнению.
Замечание 1
Основная задача муниципальной службы – обеспечение самостоятельного решения населением вопросов местного значения через органы местного самоуправления и непосредственно.
Можно перечислить несколько основных функций службы.
Планирование. Служба разрабатывает программы долгосрочного характера, составляет планы деятельности на короткие и длительные периоды по решению задач местного самоуправления. При помощи планирования служба формулирует условия, необходимые для решения вопросов, устанавливает последовательность обеспечения этих условий, определяет порядок конкретной деятельности по решению того или иного вопроса, указывает на то, какими должны быть результаты деятельности. Муниципальной службой осуществляется планирование по правотворческой, финансовой деятельности, по исполнению федерального законодательства, по проведению мероприятий на территории.
Регулирование. Служба упорядочивает общественные отношения в области управления на местах, устанавливает связи между субъектами.
Распорядительство. Муниципальная служба дает конкретные указания исполнителям.
Координация. Служба устанавливает взаимоотношения между органами местного самоуправления и гражданами, организациями, местными органами других МО, органами гос. власти субъектов РФ, федеральными органами гос. власти. Также связь устанавливается между структурными подразделениями и муниципальными служащими.
Контроль. Служба устанавливает насколько соответствует состояние дел требуемому стандарту, изучает и оценивает результаты муниципальной деятельности, устанавливает что намечено и что сделано в системе управления МО. Муниципальная служба проверяет насколько качественно, полно и своевременно выполнены задачи субъектами правовых отношений.
Учет и информационное обеспечение. Служба проводит сбор сведений о результативности деятельности органов на местах, о движении финансовых средств, об объектах муниципальной собственности.
Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!
Описать задание
Глава I. Общие положения
Статья 1. Муниципальная должность
1. Муниципальная должность — должность, предусмотренная уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, с установленными полномочиями на решение вопросов местного значения и ответственностью за осуществление этих полномочий, а также должность в органах местного самоуправления, образуемых в соответствии с уставом муниципального образования, с установленными кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного органа местного самоуправления и ответственностью за исполнение этих обязанностей.
2. Муниципальные должности подразделяются на:
выборные муниципальные должности, замещаемые в результате муниципальных выборов (депутаты, члены выборного органа местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления), а также замещаемые на основании решений представительного или иного выборного органа местного самоуправления в отношении лиц, избранных в состав указанных органов в результате муниципальных выборов;
иные муниципальные должности, замещаемые путем заключения трудового договора.
Статья 2. Муниципальная служба
1. Муниципальная служба — профессиональная деятельность, которая осуществляется на постоянной основе на муниципальной должности, не являющейся выборной.
2. Статус депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления настоящим Федеральным законом не устанавливается.
Статья 3. Право граждан Российской Федерации на равный доступ к муниципальной службе
Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к муниципальной службе независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.
Статья 4. Законодательная основа муниципальной службы
1. Муниципальная служба в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, конституциями, уставами субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации.
2. Законодательное регулирование вопросов муниципальной службы осуществляется субъектами Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами.
3. На муниципальных служащих распространяется действие законодательства Российской Федерации о труде с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.
Статья 5. Основные принципы муниципальной службы
Муниципальная служба основана на принципах:
1) верховенства Конституции Российской Федерации, федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации над иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении муниципальными служащими должностных обязанностей и обеспечении прав муниципальных служащих;
2) приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия;
3) самостоятельности органов местного самоуправления в пределах их полномочий;
4) профессионализма и компетентности муниципальных служащих;
5) ответственности муниципальных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;
6) равного доступа граждан к муниципальной службе в соответствии с их способностями и профессиональной подготовкой;
7) единства основных требований, предъявляемых к муниципальной службе в Российской Федерации, а также учета исторических и иных местных традиций;
8) правовой и социальной защищенности муниципальных служащих;
9) внепартийности муниципальной службы.
Статья 6. Финансирование муниципальной службы
1. Финансирование муниципальной службы осуществляется за счет средств местного бюджета.
2. Минимально необходимые расходы муниципальных образований на муниципальную службу учитываются федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации при определении минимальных местных бюджетов.
Общие положения закона
ФЗ РФ о муниципальной службе был принят Государственной Думой 7 февраля 2007 года, а одобрен Советом Федерации 21 февраля 2007 года. Последние изменения в нем произошли 26 июля 2017 года. 25 ФЗ содержит 10 глав и 38 статей. Этот закон регламентирует, регулирует и контролирует правоотношения и принципы процессов, по которым граждане Российской Федерации, иностранные лица и лица без гражданства поступают на муниципальную службу.
О последних нововведениях в ФЗ №131 читайте тут:
Краткое содержание закона о муниципальных служащих:
- В первой главе описаны общие положения закона. Описаны цели и задачи закона, на какую сферу он влияет. Даны определения особых терминов, включая определение фразы муниципальная служба. Оформлены законы, акты и нормативы, влияющие на эту область кроме описываемого закона. Даны нюансы и принципы работы служащих и работников, а также принципы поступления граждан. Описаны правоотношения муниципальных служащих с другими государственными органами;
- В главе номер два дан список категорий должностей муниципальных служб, особый реестр, в котором ведется учет работников, принципы классификации. Описаны категории, по которым отбираются лица для поступления на работу;
- Третья глава описывает статус и систему работы муниципального служащего. Дан список обязанностей, прав и полномочий. Даны также запреты и ограничения. Разъясняется должность и отношения муниципального работника с гражданами и органами власти. Оформлены способы урегулирования конфликтов и спорных ситуаций. Описаны сведения об имущественной отчетности, обязательстве, в котором служащий отчитывается о доходах и расходах;
- В четвертой гл. оформлен процесс и мероприятия по поступлению гражданина на муниципальную службу. Способы поступления, необходимые документы, конкурсные места. Процесс проведения аттестации лица, необходимые для этого знания и навыки. Описаны ситуации и причины для расторжения договора о работе с поступившим на службу гражданином;
- В гл. пять всего две статьи. В одной описано рабочее время, трудовые обязанности и предписания. В другой статье оформлена система отпусков и подробное описание получения, сроков и оплаты отдыха;
- В шестой оформлены нюансы и особенности оплаты труда, стажа и сроков работы. Дан список гарантий, описана пенсия для гражданина и членов его семьи при разных ситуациях;
- В седьмой всего две статьи. В одной статье описаны способы и причины поощрения муниципального работника, процессы получения премии и предписания для ее получения. В другой оформлена ответственность и способы наказания, штрафы и т. д.;
- В восьмой главе описана работа кадрового отдела с каждым поступившим на службу гражданином. У каждого работника есть личное дело и персональные данные, а также реестр с учетом, где оформляется вся информация о лице, меняющаяся и дополняющаяся при необходимости;
- В главе девять описана экономическая сторона работы муниципальных служб, а также программы повышения квалификации и развития работников, процессы, мероприятия, способы и нюансы;
- В главе номер десять оформлены заключительные и дополнительные положения, требования и условия закона.
Кроме описываемого закона, на область муниципальной службы влияют другие Федеральные законы, Конституция Российской Федерации. Каждый поступивший на работу гражданин подписывает трудовой договор.
Структура местных органов
В местные органы входят:
- представительный орган МО;
- глава МО;
- администрация;
- контрольно-счетный орган МО;
Представительный орган МО избирается населением, состоит из депутатов, которые представляют интересы своих избирателей и от их имени принимают решения общеобязательного характера, действующие на территории МО.
Глава МО является высшим должностным лицом, наделен полномочиями исполнительно-распорядительного плана и решает проблемы локального характера.
Администрация является исполнительно-распорядительным органом МО. Устав МО наделяет ее полномочиями по решению местных вопросов и отдельными гос. полномочиями, предусмотренными законодательством.
В целях обеспечения внешнего финансового контроля на территории МО образуется контрольно-счетный орган МО.
Определение 3
Служба в органах местного самоуправления называется муниципальной службой.
В Законе о муниципальной службе изложены положения о поступлении на службу граждан РФ, граждан иностранных государств на основании международных договоров, положения о прохождении муниципальной службы и ее прекращении, положения об определении статуса муниципального служащего.
Закон конкретизируется законодательством субъектов РФ и уставными документами МО.
Определение 4
Муниципальная служба – профессиональная деятельность граждан, осуществляемая на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора.