Порядок проведения аттестации государственных служащих

Подготовлены поправки в порядок проведения аттестации государственных гражданских служащих

Минтрудом России разработан соответствующий проект Указа Президента РФ; он содержит изменения в Положение о проведении аттестации государственных гражданских служащих РФ, утвержденное Указом Президента РФ от 01.02.2005 № 110.

Предлагается расширить перечень целей аттестации госслужащих. Наряду с подтверждением соответствия служащего замещаемой должности указываются такие цели, как:

• оценка профессионализма и компетентности госслужащего с учетом должностного положения;

• стимулирование гражданских служащих к должностному росту и профессиональному развитию.

Кроме того, планируется установить возможность дополнительного проведения внеочередной аттестации по инициативе представителя нанимателя в случае неудовлетворительных результатов ежегодной оценки профессиональной служебной деятельности гражданского служащего, а также принятия решения о возможности назначения служащего на равнозначную или вышестоящую вакантную должность или включения в кадровый резерв для замещения вакантной должности в порядке должностного роста. При этом служащему могут предоставить право предложить представителю нанимателя провести в отношении него внеочередную аттестацию для назначения на равнозначную или вышестоящую вакантную должность или включения в кадровый резерв.

Одновременно предусматривается возможность проведения ежегодной оценки профессиональной служебной деятельности гражданского служащего в межаттестационный период. Речь идет об оценке результатов исполнения гражданским служащим должностных обязанностей и соблюдения должностного регламента, достаточности знаний и умений гражданского служащего для исполнения должностных обязанностей. Предполагается, что результаты ежегодной оценки будут отражаться в отзыве непосредственного руководителя, в котором может быть сделан вывод о необходимости проведения внеочередной аттестации. Отзыв будет поступать в кадровую службу для использования при проведении аттестации.

В числе нововведений также утверждение Правительством РФ единой методики проведения аттестации и ежегодной оценки профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих РФ. В ней намерены закрепить порядок проведения аттестации и ежегодной оценки профессиональной служебной деятельности гражданских служащих.

Для физических лиц
Для юридического лица
Подписка на эл.версию

27.08.2019, 09:48

Кого нельзя подвергать оценке?

Не все сотрудники подлежат аттестационной проверке. Отдельные категории работники не должны включаться в список аттестуемых:

  1. Сотрудники, работающие на госслужбе 11 месяцев и меньше.
  2. Сотрудники, которым уже исполнилось 60 лет.
  3. Женщины в положении.
  4. Матери, которыенаходятся в отпуске по уходу за детьми.
  5. Женщины, после декрета вернувшиеся на работу и отработавшие 11 месяцев и менее.
  6. Руководители, заключившие срочный контракт.
  7. Помощник (или «советник»), работающие по срочному контракту.
  8. Работники, которые сдали квалификационный экзамен 11 месяцев назад и менее.
  9. Сотрудники, аттестация которых состоялась менее трех лет назад.

Для чего нужна аттестация сотрудников?

К тому же данная проверка позволяет выявить наиболее талантливых и перспективных из них, а в будущем учитывать их кандидатуры для замещения вакансий вышестоящих должностей.

С другой стороны, аттестация является серьезным инструментом кадровой политики. Сотрудники, оценка которых вызывает сомнения в их подготовленности, направляются затем на дополнительные учебные курсы и переподготовку. А работники, показавшие неудовлетворительный результат, освобождаются от работы.

Цель проведения аттестации сотрудников:

  • оценить соответствие уровня профессиональной подготовки государственного служащего квалификационным требованиям;
  • направлять на переподготовку и повышение квалификации госслужащих, результаты служебной деятельности которых вызывают сомнения;
  • выявить наиболее перспективных государственных служащих для дальнейшего продвижения их по службе;
  • избавляться от государственных служащих, не соответствующих занимаемой должности.

Заключительный этап

Завершающим этапом проведения аттестации является реализация решений, принятых аттестационной комиссией. Аттестационная комиссия обобщает рекомендации и предложения, принятые в отношении аттестуемых гражданских служащих по улучшению их работы, повышению квалификации или прохождения профессиональной переподготовки, целесообразность которых была выявлена в процессе проведения аттестации.

Аттестационная комиссия может принять один из четырех вариантов решения, предусмотренных Законом:

  1. соответствует замещаемой должности гражданской службы;
  2. соответствует замещаемой должности гражданской службы и рекомендуется к включению в установленном порядке в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;
  3. соответствует замещаемой должности гражданской службы при условии успешного прохождения профессиональной переподготовки или повышения квалификации;
  4. не соответствует замещаемой должности гражданской службы.

В последних двух случаях в течение одного месяца издается правовой акт с формулировкой: а) направляется на профессиональную переподготовку или повышение квалификации; б) понижается в должности.

Заключение аттестационной комиссии о том, что гражданский служащий по уровню своей фактической квалификации не соответствует занимаемой должности или выполняемой работе, порождает у представителя нанимателя право расторгнуть служебный контракт с данным гражданским служащим. В данном случае, когда гражданский служащий отказался от направления его для прохождения профессиональной переподготовки, повышения квалификации или от перевода на другую должность гражданской службы, представитель нанимателя получает законное право уволить гражданского служащего по собственной инициативе на основании пп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 37 Закона.

Официальный статус аттестации позволяет использовать ее результаты в целях увольнения работника.

Однако, решая вопрос по существу, следует иметь в виду, что работник может пойти в суд и что судебная практика исходит из недопустимости расторжения служебного контракта по мотивам недостаточной квалификации с гражданским служащим.

В этом случае придется доказывать, что увольнение было произведено законно и правильно. О правомерности увольнения могут свидетельствовать следующие доказательства.

Порядок проведения аттестации предполагает соблюдение следующих правил:

а) наличие нормативной основы (положения об аттестации в организации);

б) осуществление процедуры проведения аттестации комиссией, создаваемой в порядке, устанавливаемом соответствующим положением;

в) выводы аттестационной комиссии о деловых качествах работника будут подлежать оценке в совокупности с другими доказательствами. Здесь необходимо помнить, что прописано в должностном регламенте сотрудника, поскольку в результате может выйти так, что комиссия проверяла навыки работника, которые не входили в его обязанности;

г) работодатель обязан представить доказательства, свидетельствующие о том, что служащий отказался от направления его для прохождения профессиональной переподготовки, повышения квалификации или от перевода на другую должность гражданской службы.

Поэтому кадровым службам необходимо позаботиться о том, чтобы присутствовали все документы, которые вместе с аттестационным листом отражают ход аттестации, а также содержат сведения о квалификации работника.

В любом случае четкое соблюдение всех этапов проведения процедуры, своевременность принятия решений по итогам аттестации, юридическая обоснованность (легитимность) таких решений никогда не приведут к проигрышу работодателя.

В заключение хочется напомнить, что аттестация не должна проводиться ради самой процедуры. Она может быть эффективной, только если будет лишена признаков формальности, будет объективной. В ходе аттестации оцениваются знания работника, профессиональные навыки, опыт, качество работы (эффективность трудовой деятельности, достижение поставленных задач и конкретных результатов и т.п.). В результате проведенной проверки делается вывод о соответствии (несоответствии) работника занимаемой должности (выполняемой работе).

С.А.Заварихина

Главный специалист

юридического отдела УФК

по Хабаровскому краю

Результаты аттестации

По результатам прохождения экзамена госслужащими комиссия создает аттестационный лист и добавляет его в протокол проверки профессионализма госслужащих. Аттестационный лист должен содержать сведения о том насколько сотрудник соответствует той должности, которую он занимает. Возможные формулировки по итогам экзамена:

  • госслужащий соответствует или не соответствует должности;
  • работник соответствует должности при условии прохождения дополнительного обучения (курсов повышения квалификации);
  • сотрудник соответствует должности и является ценным специалистом в данном государственном учреждении.

Документ с итогами аттестации должен быть подписан госслужащим. Таким образом подтверждается факт ознакомления лица с личным уровнем соответствия должности. Аттестационный лист подлежит хранению в личном деле каждого работника государственного органа.

После того, как результаты экзамена зафиксированы и донесены до сведения госслужащего, они подлежат обработке. Не более чем через месяц после аттестации работодатель или его представитель должны создать специальный акт. Этот документ должен отражать решение нанимателя о направлении сотрудника на курсы по повышению квалификации, понижении в должности или включение работника в список ценных работников для карьерного роста лица.

Подготовка документов

Абсолютно на каждого служащего, подлежащего аттестации, готовится пакет документов, указанный в положении. Обязательные среди них:

  • аттестационный лист с результатами предыдущей аттестации (допустимо представлять в электронном виде);
  • отзыв об исполнении сотрудниками обязанностей, подписанный руководителями и самим служащим (разрешено представлять в электронном виде);
  • отчеты о проделанной работе;
  • выписка из личного дела с информацией о специальности, стаже службы, включении в кадровый резерв государственного органа, наличии поощрений и награждений, имеющихся дисциплинарных взысканиях, иными важными сведениями. Этот документ готовит кадровая служба.

Отзыв об исполнении служащим обязанностей готовят и передают в аттестационную комиссию не позднее, чем за две недели до даты проверки.

* * *

В заключение перечислим по порядку действия, которые должен совершить представитель нанимателя для оценки профессиональных навыков и знаний гражданских служащих:

  1. сформировать аттестационную комиссию;
  2. составить список подлежащих аттестации госслужащих;
  3. подготовить и утвердить график аттестации;
  4. ознакомить подлежащих аттестации служащих с графиком аттестации;
  5. сформировать пакет документов для работы аттестационной комиссии;
  6. подготовить приказ (распоряжение) о проведении заседания аттестационной комиссии;
  7. провести заседание аттестационной комиссии;
  8. оформить результаты аттестации;
  9. ознакомить с результатами служащих, прошедших аттестацию;
  10. в течение месяца принять решение в отношении каждого аттестованного служащего.

Кроме этого, отметим, что хотя Положение не требует от представителя нанимателя утверждения локального нормативного акта о проведении аттестации, его целесообразно утвердить, поскольку кроме обязательных положений необходимо также предусмотреть и дополнительные правила, без которых сложно принять решение по результатам аттестации (например, следует закрепить критерии, по которым служащий включается в кадровый резерв по результатам аттестации).

Л. Куревина

Эксперт журнала

«Казенные учреждения:

бухгалтерский учет и налогообложение»

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА РАБОТЫ АТТЕСТАЦИОННОЙ КОМИССИИ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В соответствии с Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3215; 2006, N 6, ст. 636; 2007, N 10, ст. 1151, N 16, ст. 1828, N 49, ст. 6070; 2008, N 13, ст. 1186, N 30 (ч. II), ст. 3616, N 52 (ч. I), ст. 6235; 2009, N 29, ст. 3597, ст. 3624, N 48, ст. 5719, N 51, ст. 6150, ст. 6159; 2010, N 5, ст. 459, N 7, ст. 704, N 49, ст. 6413, N 51 (ч. III), ст. 6810; 2011, N 1, ст. 31, N 27, ст. 3866, N 29, ст. 4295, N 48, ст. 6730, N 50, ст. 7337; 2012, N 50 (ч. IV), ст. 6954, N 53 (ч. I), ст. 7620, ст. 7652; 2013, N 14, ст. 1665, N 19, ст. 2326, ст. 2329, N 23, ст. 2874, N 27, ст. 3441, ст. 3477), указами Президента Российской Федерации «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 6, ст. 437; 2013, N 12, ст. 1242), «О порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Российской Федерации и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня)» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 6, ст. 438; 2011, N 47, ст. 6620), «О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 6, ст. 440; 2006, N 31 (ч. I), ст. 3459; 2011, N 24, ст. 3408, N 47, ст. 6620), от 19.11.2007 N 1554 «О порядке присвоения и сохранения классных чинов юстиции лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы, и установлении федеральным государственным гражданским служащим месячных окладов за классный чин в соответствии с присвоенными им классными чинами служащим месячных окладов за классный чин в соответствии с присвоенными им классными чинами юстиции» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 48 (ч. II), ст. 5952; 2008, N 13, ст. 1257, N 21, ст. 2430, N 39, ст. 4422; 2009, N 16, ст. 1901; 2011, N 24, ст. 3408, N 47, ст. 6620, N 48, ст. 6878; 2012, N 7, ст. 817, N 15, ст. 1731, N 19, ст. 2325, N 51, ст. 7169, N 53 (ч. И), ст. 7866; 2013,N42,ст. 5342,N49(ч. VII), ст. 6400) приказываю:

1. Утвердить Порядок работы аттестационной комиссии Министерства юстиции Российской Федерации согласно приложению.

2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра А.А. Смирнова.

Министр А.В. КОНОВАЛОВ

УТВЕРЖДЕН приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 09.04.2014 N 72

Обжалование результатов аттестации

У сотрудника есть полное право обжаловать любое решение, принятое на его счет. Это касается как заключения, составленного аттестационной комиссией на последнем этапе тестирования, так и решения, принятого работодателем уже по итогам пройденной проверки. Работник может начать обжалование как во внутрислужебных органах, через трудовой спор, так и сразу в судовом порядке.

Обе процедуры нужно проводить в тех порядках, которые установлены для них законодательством Российской Федерации и Трудовым Кодексом. Там говорится о том, что обжаловать решение комиссии можно при помощи назначения трудового спора, во время которого будет проходить заседание и слушание всех участников конфликта.

И если трудовой спор закончился, а согласие между сторонами не настигло, то в таком случае сотрудник имеет полное право обратиться к соответствующим организациям, чтобы те занялись решением вопроса в судебном порядке.

Как проходит аттестация госслужащих

Основная законодательная норма, утверждающая статус этих специалистов — это Федеральный закон от 27.07.2004 № 79 ФЗ, аттестация госслужащих тоже частично подчиняется ему. Законодательство различает два основных вида государственных служащих:

  • Служащий, работающий в федеральном органе;
  • Служащий, занимающий должность в гражданском органе субъекта РФ.

Аттестация госслужащих проводится для того, чтобы определить, соответствует ли специалист занимаемой должности

Она проводится достаточно тщательно и под пристальным вниманием со стороны правительства. Государственным служащие должны соответствовать множеству критериев и требований, чтобы хорошо выполнять свою работу

А учитывая цену ошибки, которую могут допустить эти люди, не удивительно, что правительство уделяет столько внимание их подготовке и проверке профессиональных знаний и навыков.

Аттестация работников государственных учреждений – не единственный существующий вид проверки знаний. Также подобную оценку навыков должны проходить все специалисты, должности которых имеют большое влияние на жизнь внутри государства. В этот список входят:

  • Судьи;
  • Исполнительный руководитель предприятия или производства;
  • Специалист, отвечающий за безопасность и охрану труда;
  • Педагогический персонал учебных заведений;

Это далеко не полный список всех профессий, которые должны проходить периодическую проверку профессиональных знаний.

Проведение аттестации государственных служащих состоит из таких процедур:

  • Перед началом аттестации орган, ответственный за начало проверки, занимается составлением целей и задач;
  • Ответственные служащие берутся за разработку мероприятий, которые должны подготовить предприятие к проверке;
  • Аттестационная комиссия составляет список всех сотрудников, которые должны пройти аттестацию. Потом они начинают собирать всю доступную информацию по каждому из проверяемых служащих. Они изучают её, полностью разбирают, анализируют и в итоге получают обобщенные данные о сотруднике;
  • Аттестационная комиссия начинает официальную процедуру проверки знаний. Во время неё служащий должен продемонстрировать, что он до сих пор соответствует требованиям, которые выдвигаются к его должности;
  • После того, как проверка знаний закончилась, аттестационная комиссия занимается подготовкой общих рекомендаций по каждому из проверенных сотрудников;
  • Комиссия занимается определением порядка, в котором будут приниматься решения по каждому из сотрудников. На этом этапе специалисты определяют, какой разряд будет присвоен служащему, стоит ли выделить материальные поощрения работникам;
  • Составляется список мероприятий, которые нужно провести, чтобы улучшить качество показателей государственных служащих. Также на этом этапе комиссия занимается определением возможных рисков и последствий для каждого из принятых решений.

На процедуру проведения аттестации, и то, в каком порядке она должна проводиться, влияют несколько нормативных актов, кроме Федерального закона, который указан выше. Это ФЗ №119 от 31.07.1995 и указ Президента №353 от 09.03.1996. Эти законодательные акты следует изучить, чтобы лучше понимать, по каким процессам проходит проверка знаний государственных служащих Российской Федерации.

Проведение аттестации

По завершении всей необходимой подготовительной работы аттестационная комиссия в соответствии с принятым представителем нанимателя правовым актом и утвержденным графиком аттестации гражданских служащих приступает к ее проведению, руководствуясь при этом прежде всего Законом о государственной гражданской службе и Положением о проведении аттестации гражданских служащих.

Отметим, что основным документом, содержащим информацию о ходе и результатах аттестации, является протокол заседания аттестационной комиссии. Протокол ведет в установленном порядке секретарь этой комиссии. В протоколе указывается:

  • дата заседания комиссии;
  • присутствующие члены аттестационной комиссии;
  • фамилия, имя, отчество, занимаемая должность и место работы (подразделения) аттестуемого гражданского служащего.

В протокол заседания комиссии также вносится краткое содержание сообщения аттестуемого о гражданской службе по замещаемой должности, заданные ему вопросы и ответы на них.

В обязательном порядке в протоколе отражается оценка деятельности аттестуемого гражданского служащего и результаты голосования: количество голосов «за» и «против» конкретной оценки работы аттестуемого, а также рекомендации аттестационной комиссии в его адрес. Надлежаще оформленный протокол подписывают председатель, заместитель председателя, секретарь и члены аттестационной комиссии, присутствующие на заседании. После их подписи в протокол не допускается вносить дополнения и изменения. Не допускаются также подчистки и помарки.

Обсуждение профессиональных и личных качеств аттестуемого гражданского служащего применительно к его должностным обязанностям и полномочиям должно быть объективным и доброжелательным. Вместе с тем обсуждение и обмен мнениями членов аттестационной комиссии относительно аттестуемого должны проходить в обстановке объективной требовательности и принципиальности. Вопросы членов аттестационной комиссии аттестуемому гражданскому служащему должны относиться главным образом к его профессиональной деятельности. Это способствует более объективной оценке служебных обязанностей аттестуемого и степени соответствия его занимаемой должности.

В помощь руководителю подразделения при составлении отзыва на аттестуемого можно предложить примерный перечень показателей для оценки квалификации служащего (см. таблицу):

N

Показатели, характеризующие

квалификацию гражданского

служащего

Категории должностей гражданских

служащих

Руководители

Специалисты

Обеспечивающие

специалисты

1

Образование

+

+

+

2

Стаж работы по специальности

+

+

+

3

Профессиональная

компетентность

+

+

+

4

Знание нормативных актов,

регламентирующих установленную

сферу профессиональной

служебной деятельности

+

+

5

Знание отечественного опыта

по профилю профессиональной

служебной деятельности

+

6

Умение оперативно принимать

решения по достижению

поставленных целей

+

+

7

Качество выполненной работы

+

+

+

8

Способность адаптироваться

к новой ситуации и принимать

новые подходы к решению

возникающих проблем

+

+

9

Своевременность выполнения

должностных обязанностей,

ответственность за результаты

служебной деятельности

+

+

+

10

Умение работать с документами

+

+

+

11

Способность прогнозировать

и планировать, организовывать,

координировать и регулировать,

а также контролировать

и анализировать работу

подчиненных

+

12

Способность в короткие сроки

осваивать технические

средства, обеспечивающие

повышение производительности

труда и качества работы

+

+

+

13

Служебная этика, стиль общения

+

+

+

14

Способность к творчеству,

введению инновационных

технологий

+

+

+

15

Участие в управленческом

процессе принятия решений

+

+

16

Способность к самооценке

+

+

+

Кадровая служба может разработать и другие критерии оценки результатов труда и порядок их учета, выбрать те навыки и личностные качества, которые являются профессионально важными для каждой должности (типа должностей), и построить так называемые профили успешности. Можно определить порядок проведения самой процедуры оценки.

По мнению автора, разработка современных методик оценки результатов деятельности государственных служащих на аттестациях имеет свое дальнейшее развитие, так как это заложено в мероприятиях по внедрению на государственной службе эффективных технологий и современных методов кадровой работы в рамках одного из направлений Программы Президента РФ, утвержденной Указом от 10.03.2009 N 261 «О Федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009 — 2013)».