Понятие, признаки и особенности метода права социального обеспечения

Условия обучения

Получить среднее специальное образование по данному направлению могут выпускники 9 и 11 классов. В первом случае обучение длится 2 года и 10 месяцев, а во втором – 1 год и 10 месяцев. Многие высшие учебные заведения выпускают дипломированных юристов, подготовленных для работы в сфере социального обеспечения. Код специальности – 40.02.01.

Учебными заведениями устанавливаются различные формы обучения:

  • очная;
  • очно-заочная (вечернее отделение);
  • заочная.

В каждом заведении составляется свой список вступительных экзаменов. Учитываются результаты ЕГЭ и оценки в школьном аттестате. В вузах и колледжах действуют льготные условия для поступления некоторых категорий граждан – инвалидов, сирот и детей, чьи родители участвовали в ликвидации на ЧАЭС. В учебных заведениях проводятся Дни открытых дверей, где абитуриенты могут подробнее узнать о правилах поступления и особенностях построения учебного процесса.

Специалист по праву и социальному обеспечению может работать юристом

Социальный юрист занимается поддержкой населения в обширном спектре вопросов. Например, начислением материальной государственной и региональной помощи, назначением льгот, перерасчетом долгов по ЖКХ. В сфере семейного неблагополучия, отстаивая интересы социально незащищенных граждан, помощью при нужде улучшения жилищных условий и так далее. Юрист этого профиля может работать в гос. учреждениях, в многофункциональных центрах, организациях социального обеспечения, юридических бюро с пятидневным графиком и оплатой от 30 000 рублей.

Начинающий специалист легко может влиться в эту сферу посредством прохождения стажировки в муниципальных органах власти или в коммерческих организациях.

Социальный юрист может зарабатывать посредством фриланса, практикуя консультации и помощь гражданам в частном порядке, открыв собственное дело.

Для начала карьеры, необходимо пройти программу подготовки в техникуме или в вузе (можно и дистанционно). Стоимость обучения на факультетах «Права и организации социального обеспечения» от 20 000 за семестр.

Понятие источника права социального обеспечения

Термин «источник права» обычно имеет два значения:

  1. раскрывает причину создания права. Государство выступает в основном правообразующей силой, закрепляющей в праве волю и интересы народа.
  2. характеризует его юридическую природу. В этом смысле оно определяет результаты правотворческой деятельности.

Источник права – исходящие от государства или официально признаваемые им формы выражения и закрепления норм права.

Для российского права характерно то, что основными его источниками являются нормативные правовые акты. В отличие от других правовых актов нормативные акты рассчитаны на неоднократное применение.

Источники права социального обеспечения — это различные нормативные правовые акты, регулирующие тот комплекс общественных отношений, который составляет предмет данной отрасли права (т.е. общественные отношения в сфере социального обеспечения).

В источниках права социального обеспечения России отражены материальные условия жизни нашего общества, с их изменениями меняются и источники права социального обеспечения. В настоящее время это происходит довольно часто, в связи с чем законодательство в области социального обеспечения быстро обновляется.

Специалист по кадрам

Специалист по кадрам предприятия – человек, который занимается вопросами, касающимися персонала организации. Это могут быть ведение приказов о кадровых перестановках (перевод, увольнение, принятие на должность), расчет трудового стажа, подбор персонала на вакантные должности фирмы, контроль за трудовой дисциплиной и так далее.

Сотрудник отдела кадров может устроиться, как и на государственные предприятия (например, медицинские и образовательные учреждения), так в частные компании (будь то развлекательный центр или гипермаркет электроники). График у таких работников пятидневный, а зарплата, которая зависит от спектра обязанностей, начинается от 35 000 рублей и выше.

Для полноценного карьерного роста необходимы знания средне – специальной, а лучше высшей образовательной программы (в том числе и дистанционной) по направлениям, изучающих социальную работу, право или менеджмент. Семестр в вузе будет стоить от 20 000 рублей.

Понятия социального обеспечения и защиты

Социальная политика выступает в качестве целенаправленного влияния органов местного самоуправления, государства, общественных объединений на систему общественных отношений для улучшения быта и условий населения.

Социальная защита граждан – это система общественных взаимоотношений, которые направлены на обеспечение нормального уровня жизнеобеспечения населения. К ней можно отнести деятельность государства, общественных объединений, органов местного самоуправления, учреждений по созданию благоприятного уровня жизни населения, организаций по охране детей и материнства, профессиональной подготовке граждан, материальному обеспечению, а также по обслуживанию нуждающихся лиц и людей с инвалидностью.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Элементы и функции социальной защиты 410 руб.
  • Реферат Элементы и функции социальной защиты 280 руб.
  • Контрольная работа Элементы и функции социальной защиты 240 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость Социальная защита граждан – это практическая деятельность по реализации главных направлений социальной политики. Она производится на базе нормативно-правовых и законодательных документов, материальных ресурсов и состоит из организаторской работы учреждений, органов и организаций.

Замечание 1

Благодаря мероприятиям социальной защиты населения осуществляется материальная помощь матерям, производится охрана окружающей природной среды, реализуются образовательные и медицинские услуги, осуществляется трудоустройство безработных слоев населения, поддерживаются малоимущие семьи материальными благами, минимизируются последствия экономической реформы. Органы местного управления и государство в целом помогают гражданам с приобретением жилого помещения и другого имущества (с помощью приватизации жилья, муниципальных и государственных предприятий, земель, семейных и других частных организаций).

Нужна консультация преподавателя в этой предметной области? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Социальное обеспечение является основным блоком социальной защиты граждан и имеет узконаправленные параметры действия. Обеспечение сложилось как система защиты населения от наступления тех жизненных обстоятельств, что могут повлечь за собой снижение или утрату дохода, а также малообеспеченность. Данные жизненные обстоятельства называются социально-экономическими рисками, и их можно классифицировать следующим образом:

  1. Обстоятельства биологического характера: беременность, рождение ребенка, заболевание или общие травмы, наступление инвалидности, достижение пенсионного возраста.
  2. Обстоятельства производственного характера: профессиональные заболевания, несчастный случай на производстве, военная травма, болезнь, полученная во время прохождения военной службы, инвалидность, выслуга лет.
  3. Обстоятельства экономического характера: инфляция, безработица, малообеспеченность.
  4. Обстоятельства демографического характера: многодетность, сиротство, неполная семья.

Лучшие колледжи в Москве

Азам профессии обучают в следующих учебных заведениях Москвы:

  1. Столичном профессиональном колледже, работающем с 2007 г. и обеспечивающем высокий уровень подготовки студентов.
  2. Колледже № 16.
  3. Гуманитарном техникуме экономики и права.
  4. Раменском колледже.
  5. Красногорском колледже и его Шаховском филиале.
  6. Колледже, основанном на базе Российского нового университета.
  7. Московском юридическом университете имени О. Е. Кутафина.
  8. Московском промышленно-экономическом колледже.
  9. Колледже Российского государственного социального университета.
  10. Колледже по подготовке социальных работников.

В некоторых учреждениях есть бюджетное и коммерческое отделения, а в других обучение проводится только на платной основе.

Понятие принципов права социального обеспечения

Принципы права – это основополагающие идеи, руководящие начала, определяющие сущность и направление развития правовых норм в конкретной сфере общественных отношений, которые либо непосредственно закрепляются в правовых нормах, либо прямо следуют из их содержания.

Студентам не следует путать принципы права с принципами правотворчества, принципами правоприменения и др. Как справедливо указывает И.К.Дмитриева, позиции ученых в определении указанных принципов не всегда совпадают, а порой значительно различаются. К принципам правотворчества относятся: законность, демократизм, гуманизм, научность, профессионализм, своевременность, исполнимость и др. В качестве принципов правоприменения в юридической литературе выделяют: законность, обоснованность, целесообразность, справедливость, эффективность.

По сфере действия принципы права принято классифицировать на: общеправовые, свойственные всем отраслям права; межотраслевые, отражающие общие черты нескольких отраслей; отраслевые, характеризующие специфику конкретной отрасли; внутриотраслевые, касающиеся отдельных институтов.

Общеправовые принципы представляют собой основные начала, определяющие наиболее существенные черты права конкретной страны. К их числу обычно относят принципы социальной справедливости, гуманизма, равноправия, законности и др. Эти принципы формируются под воздействием общепризнанных принципов и норм международного права.

Отраслевые принципы характеризуют наиболее существенные черты конкретной отрасли права. Через них преломляются общеправовые и межотраслевые принципы права.

Обобщенное выражение принципов советского права социального обеспечения содержится в трудах В.С.Андреева, А.Н.Егорова, А.Д.Зайкина, Р.И.Ивановой, В.А.Тарасовой. В качестве отраслевых принципов права социального обеспечения они указывали: всеобщность социального обеспечения; всесторонность и многообразие видов социального обеспечения; обеспечение за счет государственных и общественных средств; высокий уровень обеспечения; единство и дифференциация условий и правовых норм о социальном обеспечении; участие трудящихся в осуществлении социального обеспечения.

В постсоветский период формулировка принципов стала одним из направлений законотворческой деятельности в сфере социального обеспечения. В частности, в Федеральном Законе от 10.12.1995 г. «Об основах социального обслуживания в РФ» закреплены принципы предоставления социальных услуг. В нем указаны следующие принципы социального обслуживания: адресность; доступность; добровольность; гуманность; приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации; конфиденциальность; профилактическая направленность. До принятия названного закона перечисленные принципы формулировались в виде основных прав граждан пожилого возраста и инвалидов при получении социальных услуг (ст.5-8 ФЗ от 02.08.1995 г. «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»).

Ученые, занимающиеся исследованиями в области социального обеспечения, по-разному формулируют отраслевые принципы права социального обеспечения.

Анализ различных позиций позволяет отнести к отраслевым принципам права социального обеспечения:

  • всеобщность социального обеспечения;
  • дифференциацию правового регулирования в зависимости от условий труда (вредные, тяжелые и пр.), природно-климатической зоны, продолжительности трудового (страхового) стажа, причин нуждаемости и других факторов;
  • гарантированность социального обеспечения при наступлении социальных рисков, установленных законом;
  • ориентацию социального обеспечения на достойный уровень жизни.

Кроме общих принципов, есть принципы, специфические для разных организационно-правовых форм социального обеспечения – социального страхования и социальной помощи. В частности, в ст.4 Федерального Закона от 16.07.1999 г. «Об основах обязательного социального страхования» закреплены основные принципы его осуществления, большинство из которых отражает особенности финансирования и управления обязательным социальным страхованием. К принципам права социального обеспечения можно отнести лишь всеобщий обязательный характер социального страхования и государственную гарантию исполнения обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика.

Студенты должны разграничивать принципы права, принципы правотворчества и правоприменения, понимать сущность принципов права, уметь раскрыть содержание каждого принципа.

Основные современные критерии социального обеспечения

К основным признакам, по которым обеспечение можно назвать социальным, относятся:

• Источники финансирования. Социальное обеспечение должно предоставляться за счет специальных фондов, образуемых государством. В настоящее время финансирование социального обеспечения происходит за счет специальных внебюджетных фондов: социального страхования, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, Государственного фонда занятости населения РФ, а также средств государственного бюджета, республиканского и территориальных фондов социальной поддержки населения.

• Круг лиц, подлежащих обеспечению. На сегодняшний день таковыми являются: нетрудоспособные (по старости, инвалидности, выслуге лет); лица, потерявшие кормильца; беременные женщины; дети; семьи, имеющие детей; безработные; лица, имеющие статус беженцев и вынужденных переселенцев; ветераны войны и труда; лица, пострадавшие от воздействия радиации; лица, награжденные орденами боевой и трудовой славы; Герои Советского Союза и России; жители блокадного Ленинграда; лица, награжденные медалью «За оборону Ленинграда»; бывшие узники концлагерей, гетто; лица, подвергшиеся репрессиям и впоследствии реабилитированные. Круг этих лиц устанавливается применительно к конкретным видам обеспечения.

• Условия предоставления обеспечения. Право на тот или иной вид обеспечения устанавливается для определенных групп из вышеперечисленных граждан только при наступлении соответствующих обстоятельств, указанных в законе (достижение определенного возраста, инвалидность, смерть, рождение гражданина и т. д.).

• Цель предоставления обеспечения. Сегодня финансирование социального обеспечения происходит за счет специальных фондов, средств государственного бюджета, республиканского и территориальных фондов социальной поддержки населения. Предоставляя гражданам тот или иной вид обеспечения, государство преследует определенные цели. Их можно условно подразделить на ближайшие, промежуточные, конечные.

Управление в области социального обеспечения – классификация, законодательная основа, правовой статус

Координирование процесса социального обслуживания и защиты представляет собой один из важнейших аспектов в области социального обеспечения.

Определение 1

Управление – это осуществление деятельности, включающее контроль, координацию процессов, направленных на реализацию поставленных задач и выполнение установленных функций.

Управление социальным обеспечением состоит из двух составляющих – общего и оперативного управления.

Сам по себе процесс сформирован с учетом следующих организационно-правовых форм социального обеспечения:

  • обязательное социальное страхование;
  • социальное обеспечение отдельных категорий граждан за счет, выделяемых из государственного бюджета;
  • государственная социальная помощь.

Общее управление в области социального обеспечения на территории Российской Федерации реализуется с помощью Правительства РФ, представленного Государственной Думой, которая осуществляет единую государственную политику относительно соблюдения прав граждан в социальной сфере, регламентируемых Конституцией Российской Федерации, сфере здравоохранения, помогает в решении проблем семьи, материнства, детства.

Правительством России реализуется и контролируется деятельность министерств и органов исполнительной власти федерального уровня.

Оперативное управление органами социальной сферы обеспечивается денежными средствами, выделяемыми из государственного бюджета. Ответственность за оперативное управление возложена на государственные органы исполнительной власти, Министерство труда Российской Федерации, Министерство здравоохранения России, Министерство образования и науки Российской Федерации, Министерство обороны, а также на государственные структуры, которые являются подведомственными.

Реализация функций оперативного управления социальным страхованием возложена на социальные не государственные внебюджетные фонды – Пенсионный Фонд России, Фонд Социального Страхования, Фонд обязательного медицинского страхования. Основная задача регламентируется законодательством и заключается в обеспечении прав застрахованных лиц по социальному страхованию в случае возникновения страхового случая. При этом стоит заметить, что Пенсионный Фонд России хоть и не входит в систему органов государственной исполнительной власти, но его правовой статус содержит в себе составляющие, которые аналогичны статусу государственных органов управления.

Пример 1

Деятельность фонда можно охарактеризовать специальной целью, задачами и функциями фондов, возложенными на них и закрепленными на уровне законодательства, которые направлены на финансирование социальных программ. Компетентность фонда определена совокупностью прав и обязанностей, а также предоставлением властных полномочий.

Фонд имеет право управлять государственной собственностью в пределах предоставленных ему прав; наделен полномочиями применения принудительного воздействия для исполнения правовых норм. Правовой статус Пенсионного Фонда России закреплен не в только в Положении о Пенсионном Фонде России, но гражданским законодательством, которым регламентируются требования как к юридическому лицу, которое было создано как государственное учреждение. Эти особенности распространяются и на Фонд социального страхования.

Структура предмета права социального обеспечения

Структура предмета права социального обеспечения определена на основании условий того, как возникают и функционируют отношения социального обеспечения и объекты данных отношений. В указанных отношениях каждое жизненное событие (страховой, социальный случай, группа однородных событий) соответствует конкретному объекту отношений (виды материальных благ и услуг), при помощи которых происходит удовлетворение потребностей граждан в качестве участников общественных отношений.

На основании этого были сформированы различные по форме, но родственные по содержанию, а потому взаимосвязанные группы отношений, составляющие ядро предмета права социального обеспечения. Таковыми являются пенсионные отношения, основой которых является факт достижения гражданином возрастной границы, инвалидность, выслуга лет, потеря кормильца; отношения, связанные с предоставлением различных пособий – временная нетрудоспособность, беременность и роды, дети и другие. Сюда также включены отношения, связанные с оказанием медицинской помощи, социальным обслуживанием, социальной поддержке, гос. соц. помощи и т.д.

Определение 2

Группа нематериальных отношений – это связи, которые возникают как результат действий субъектов (носителей) указанных отношений (граждане и органы, которые предоставляют обеспечение). Ее частью являются отношения, связанные с установлением фактов, имеющих юридическое значение, с предоставлением обеспечения на основании юридической ответственности сторон данных отношений, по рассмотрению споров.

Каждый элемент включает в себя ряд взаимосвязанных компонентов и обладает индивидуальной структурой. В пенсионные отношения, например, включены отношения связанные с обеспечением пенсией по возрасту, инвалидности, выслуге лет, социальной пенсии. Обладают внутренним строением и другими элементами структуры предмета права социального обеспечения.

Также необходимо обращать внимание на динамизм общественных отношений, которые составляют предмет права социального обеспечения. Он может проявляться в появлении новой группы отношений, которая вызвана на основании потребностей общественной жизни

Такими, например, могут быть отношения, связанные с предоставлением помощи людям, которые пострадали от радиационного воздействия, были незаконно репрессированы, беженцы или вынужденные переселенцы, связанные с государственной социальной помощью малообеспеченным слоям населения.

Выбор способа защиты права

Обеспечение правовой защиты – обязанность государства, специальные органы которого отвечают за те или иные сферы общественной жизни, в которых может возникнуть угроза нарушения прав личности. Например, законодательством закреплено несколько возможных способов защиты гражданских прав (ст. 12 ГК РФ):

1) признание права;

2) пресечение противоправных действий и восстановление того первоначального состояния в правах, которое этими действиями было нарушено;

3) признание недействительными юридических действий граждан и организаций, актов органов власти как на государственном, так и на муниципальном уровне, а также неприменение судами указанных актов, если они противоречат закону;

4) самозащита;

5) присуждение к исполнению соответствующего обязательства в натуре, помимо штрафа или иной денежной компенсации;

6) компенсация материального (возмещение убытков) и морального вреда;

7) взыскание неустойки (штрафа) – денежной суммы, которую должник обязан выплатит кредитору в случае ненадлежащего исполнения или неисполнения обязательства (ст. 330 ГК РФ);

8) изменение или прекращение правоотношения.

Приведенный перечень способов, однако, не является исчерпывающим, поэтому граждане также вправе прибегать (в рамках закона) к иным различным способам правовой защиты как самостоятельно, так и с помощью профессиональных юристов, консультацию которых можно получить в специальных центрах правовой защиты. Выбор истцом того или иного способа защиты права, когда федеральным законом для отдельных категорий дел не предусмотрены конкретные способы защиты, осуществляется по его усмотрению (ст. 9 ГК РФ) и определяется спецификой защищаемого права и характером правонарушения

Следует отметить, что, несмотря на важность правильного определения квалификации спорного правоотношения, возможная ошибка в таком определении или в выборе истцом ненадлежащего способа защиты права не является основанием для отказа судом в принятии искового заявления, его возвращения или оставления без движения (п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»)

Может показаться, что данная правовая позиция порождает неопределенность в вопросе о соотношении права суда на юридическую квалификацию спорного правоотношения и права истца на выбор гражданско-правового способа защиты

Однако, принимая во внимание тот факт, что изменение предмета и основания иска – суть принципа диспозитивности – это прерогатива истца, а суд лишь вправе уточнять предмет иска, не выходя за рамки искового требования и не изменяя его по своей инициативе, названная выше неопределенность устраняется, и судьба процесса в данном случае будет зависеть от волеизъявления истца

В то же время на практике переквалификация требования зачастую происходит без какого-либо ознакомления сторон, что ограничивает права и интересы  как истца, чьи интересам может не соответствовать новый способ защиты, так и ответчика, который будет приводить контраргументы в рамках выбранного истцом, а не судом способа защиты, что негативно влияет на состязательность в процессе.

Таможенник

Сотрудник таможенной службы занимается контролем всевозможных перемещений через границу. В область этого контроля входят сами пассажиры, багаж, транспортные средства, продовольственные товары, осмотр и учет грузов. Также таможенник ответственен за оформление сопутствующей документации и за взыскание таможенных платежей.

Сотрудник таможенной службы участвует в расследовании правонарушений в сфере этой отрасли права. Работники трудятся в аэропортах, на вокзалах в зонах таможенного контроля. Начинающий соискатель без опыта работы может претендовать на должность рядового инспектора с окладом от 35 000 рублей, со временем поднимаясь по карьерной лестнице до начальника отдела или целого подразделения.

Для успешного устройства на вакантное место необходим диплом о прохождении программы подготовки по специальности «Право и организация социального обеспечения» или «Таможенное дело» (в том числе и дистанционно), стоимость прохождения которой начинается от 40 000 рублей.

Социально-правовой профиль охватывает настолько много сфер и направлений жизнедеятельности государства, что вакансии для специалистов, прошедших соответствующие программы подготовки, будут актуальны всегда.

Для этого направления характерна возможность карьерного роста, вероятность опробовать себя в различных направлениях, реализовав весь внутренний потенциал. А также допустимость организации собственного дела и высокий уровень оплаты труда.

Несмотря не возможные сложности при обучении (юридические и социальные дисциплины требуют повышенной концентрации памяти и внимания), профессионал на этом поприще всегда останется востребованным в любой организации.

Дифференциация условий, определяющих право на социальное обеспечение

Система общественных отношений, регулируемых правом социального обеспечения, является сложной и многообразной. Социальное обеспечение не может игнорировать такие факторы, как пол, возраст, условия прошлого труда, состояние здоровья и прочие обстоятельства, влияющие на трудоспособность и во многих случаях приводящие к утрате источника средств существования. Они непосредственно отражаются в содержании конкретных институтов и норм, обусловливают их дифференциацию. Критерии дифференциации могут не иметь никакой связи с субъектом отношений, т.е. носить объективный характер: природно-климатические условия, вредные, тяжелые и особо вредные условия прошлого труда, либо зависеть от субъективных свойств участников правоотношений, например, физиологических особенностей и состояния здоровья (женщины, несовершеннолетние, инвалиды).

Нормы, освобождающие от исполнения части материальных обязанностей или устанавливающие дополнительные права для отдельных категорий населения, либо для лиц, имеющих особые заслуги перед государством, являются специальными нормами (льготами). В юридической литературе льготы обычно рассматривают как исключение из общих правил, отклонение от единых требований, способ юридической дифференциации либо в качестве средства наиболее полного удовлетворения потребностей субъектов-получателей.

С помощью льгот физические лица, являющиеся субъектами права социального обеспечения, получают дополнительные права или освобождаются от исполнения части обязанностей (например, бесплатный проезд на городском транспорте, бесплатная выдача лекарств и т.п.).

Льготы можно классифицировать по:

  • субъектам (пенсионеры, инвалиды, Герои СССР и РФ, ликвидаторы аварии на ЧАЭС и пр.);
  • содержанию (досрочная трудовая пенсия, 50% оплата жилья и коммунальных услуг, внеочередная установка телефона и др.);
  • источникам финансирования (страховые взносы, бюджеты различных уровней) и другим признакам.

Дифференциация объективно необходима в целях выравнивания материального положения различных групп социально незащищенных граждан и восстановления их статуса как полноценных членов общества. Однако дифференциация не должна быть чрезмерной, не должна возлагать на систему социального обеспечения слишком большую финансовую нагрузку.

Вместе с тем, досрочное пенсионное обеспечение должно быть сохранено для работников тех отраслей экономики, в которых улучшение условий труда невозможно по объективным причинам. В дальнейшем дифференциация пенсионного обеспечения в связи с условиями труда будет осуществляться с помощью профессионального пенсионного страхования, законопроект о котором находится в стадии разработки.

Условия предоставления социальной помощи дифференцируются в зависимости от среднедушевого дохода, возраста, состояния здоровья и других факторов.

В 2004 г. на основе мониторинга системы льгот произведено их упорядочение. Вместо предоставления льгот в натуральной форме правительство осуществило их монетизацию. Основным направлением оказания социальной помощи инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, ветеранам боевых действий, лицам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда», и некоторым другим категориям населения становится предоставление набора социальных услуг. При этом разрешено заменять набор социальных услуг денежной компенсацией установленного размера по заявлению получателя.

Финансирование большинства прежних льгот и введение новых передано на уровень субъектов РФ и муниципальных образований (ФЗ от 22.08.2004 г. № 122).

Государственное (обязательное) социальное страхование

Основной организационно-правовой формой является государственное (обязательное) социальное страхование. В настоящее время она преобразуется в соответствии с принципами, адекватными рыночным отношениям.

Обязательному социальному страхованию подлежат наемные работники и другие лица, круг которых определен законом.Применительно к государственному (обязательному) социальному страхованию страховыми случаями могут быть отсутствие спроса на труд (безработица), болезнь, инвалидность, старость, смерть кормильца и другие. Их перечень устанавливается законом.

Суть государственного социального страхования заключается в разложении социального риска между работодателями, наемными работниками и другими занятыми лицами, подлежащими обязательному социальному страхованию, и государством. Причем утрата заработка и другие указанные обстоятельства могут быть отнесены к категории социального (массового) риска и охвачены обязательным социальным страхованием только в том случае, если они вызваны социально-значимыми причинами, которые с точки зрения государства являются уважительными. В частности, утрата заработка может быть следствием безработицы, временной нетрудоспособности, инвалидности и др. Дополнительные расходы могут быть результатом самых разных причин: наличием иждивенцев, в том числе несовершеннолетних детей; инвалидностью; потребностью в медицинской помощи и лечении, стихийными бедствиями и другими чрезвычайными событиями.

Для финансирования государственного социального страхования на федеральном и локальном уровнях созданы централизованные фонды, которые функционируют как внебюджетные финансовые системы. К федеральным фондам социального страхования относятся: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Государственный фонд занятости населения РФ. Они образуются за счет страховых взносов работодателей, различных групп занятого населения, определенных в законе, и дотаций государства.

Задачи фондов заключаются не только в обеспечении собираемости необходимых средств, но и в помещении их в государственные проекты, ценные бумаги и другие надежные инвестиции, гарантирующие получение прибыли, необходимой для индексации пенсий, пособий и других социально-страховых выплат.

Таким образом, государственное (обязательное) социальное страхование является формой организации осуществления застрахованными лицами права на социальное обеспечение в случаях утраты заработка или другого источника средств существования вследствие болезни, трудового увечья или профессионального заболевания, безработицы, инвалидности, беременности и родов, старости, потери кормильца и других установленных законом обстоятельств, а также на медицинскую помощь за счет средств внебюджетных страховых фондов.