Реферат на тему: воинская обязанность

Оглавление статьи

ОБЖ

§ 30. Основные понятия о воинской обязанности

«Воинская обязанность — это установленный законом долг граждан нести службу в рядах Вооружённых Сил и выполнять другие обязанности, связанные с обороной страны» (Ожегов С. И. Словарь русского языка).

В Федеральном законе «Об обороне» указано, что в целях обороны создаются Вооружённые Силы Российской Федерации и устанавливается воинская обязанность граждан. Содержание воинской обязанности граждан Российской Федерации определено Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе».

Воинская обязанность предусматривает:

  • воинский учёт;

  • обязательную подготовку к военной службе;

  • призыв на военную службу;

  • прохождение военной службы по призыву;

  • пребывание в запасе;

  • призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

Рис. Российские танкисты на учениях

В период мобилизации, в период военного положения и в военное время воинская обязанность определяется соответствующими законами и нормативными правовыми актами и предусматривает:

  • призыв на военную службу по мобилизации, в период военного положения и в военное время;

  • прохождение военной службы в период мобилизации, в период военного положения и в военное время;

  • военное обучение в период военного положения и в военное время.

Мобилизация — комплекс мероприятий по переводу на военное положение Вооружённых Сил, экономики государства и органов государственной власти страны.

Военное положение — особый правовой режим, вводимый на территории Российской Федерации или в отдельных её местностях в соответствии с Конституцией Российской Федерации Президентом Российской Федерации в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии.

Военное время — период фактического нахождения государства в состоянии войны. Характеризуется существенными изменениями во всех сферах жизни государства и межгосударственных отношений, введением законов военного времени.

В соответствии с Федеральным законом «Об обороне» Президент Российской Федерации, являясь Верховным главнокомандующим Вооружёнными Силами Российской Федерации, в случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии против Российской Федерации, возникновения вооружённых конфликтов, направленных против нашего государства, объявляет общую или частичную мобилизацию, вводит на территории страны или в отдельных её местностях военное положение, отдаёт приказ о ведении военных действий.

Рис. Воинская часть проходит торжественным маршем

Выводы

  1. Несение службы в рядах Вооружённых Сил — почётная обязанность граждан Российской Федерации.

  2. Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» определяет содержание воинской обязанности граждан Российской Федерации.

  3. Воинская обязанность в период военного положения и в военное время определяется Федеральным законом «Об обороне».

Вопросы

  1. С какой целью устанавливается воинская обязанность граждан Российской Федерации?

  2. Какие мероприятия составляют содержание воинской обязанности граждан?

  3. Какие мероприятия определяют содержание воинской обязанности в период мобилизации и в военное время?

  4. Какое должностное лицо в Российской Федерации может объявить общую мобилизацию и ввести на территории страны военное положение?

Задания

  1. Сформулируйте для себя понятие, что представляет воинская обязанность.

  2. Запомните основные составляющие воинской обязанности и обоснуйте для себя их значение.

Дополнительный материал к § 30

Именной Указ Петра I «О сборе рекрут с людей разного звания и всеобщем вооружении в случае нужды» (1707 г.)

Три тысячи человек собрать из Московских жилых людей Боярских и из деловых и из Подмосковных крестьян молодых и добрых. А которые собраны с городов и деревень дальних, распустить, а добрых зачесть, и быть им только на Москве, а никуда не посылать; а жить им по старым местам, и для того сделать по улицам Съезжие дворы.

Рис. Пётр Великий — создатель русской регулярной армии

Приказных чинов людей обложить по приказам, а городовых по городам по препорции доходов их; ямщикам с Московских с трёх вытей, а с городовых с четырёх вытей человек, со всем, что драгуну принадлежит… С монастырских и Архирейских на своей же плате 80 или 100 человек (а буде возможно и больше) собрать.

Кроме пеших, ещё 200 человек собрать конных, а со скольких дворов или инаким образом, о том разверстать с совету, а собранных зачесть в указанное число, только худых и зело старых выкинуть; также чтоб отнюдь из крестьян не было, но все из дворовых, под казнью.

Административный порядок защиты прав военнослужащих

Военнослужащие имеют право обращаться лично, а также направлять письменные обращения (предложения, заявления или жалобы) в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам.

  1. представлять дополнительные материалы или ходатайствовать об их истребовании;
  2. знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения его обращения, не содержащими сведения, относящимися к государственной или иной охраняемой законом тайне, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц;
  3. получать письменный ответ по существу поставленных в обращении (предложении, заявлении или жалобе) вопросов или уведомление о переадресации письменного обращения (предложения, заявления или жалобы) в иные органы или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение указанных вопросов;
  4. обращаться с жалобой на принятое по обращению (предложению, заявлению или жалобе) решение или на действия (бездействие) в связи с рассмотрением обращения (предложения, заявления или жалобы) в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  5. обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения (предложения, заявления или жалобы).

Военная служба по контракту

Статьи 32-35 Закона устанавливают порядок поступления на военную службу по контракту. Контракт о прохождении военной службы заключается между гражданином и Министерством обороны РФ или иным федеральным органом исполнительной власти, где, согласно закону, предусмотрена военная служба. 
В контракте о прохождении службы закрепляются добровольность поступления гражданина на службу, срок службы, в течение которого гражданин обязуется проходить службу, и условия контракта. Условия контракта о прохождении службы включают в себя обязанность гражданина проходить военную службу в ВС РФ либо в других войсках и воинских формированиях в течении установленного контрактом срока, добросовестно исполнять общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих, установленные законом, а также право гражданина на соблюдение его прав и прав членов его семьи, включая получение социальных гарантий и компенсаций. 
Гражданин, поступающий на военную службу по контракту, должен владеть русским языком, соответствовать всем медицинским и профессионально-психологическими требованиям военной службы к конкретным военно-учетным специальностям. Для определения соответствия проводятся специальные мероприятия:

  1. медицинское освидетельствование, по результатам которого дается заключение о годности гражданина к военной службе;
  2. мероприятия по профессиональному психологическому отбору, по результатам которых выносится заключение о профессиональной пригодности гражданина к военной службе по контракту по конкретным воинским должностям:
  • рекомендуется, в первую очередь, — первая категория;
  • рекомендуется — вторая категория;
  • рекомендуется условно — третья категория;
  • не рекомендуется — четвертая категория.

Что такое военная служба

Военная служба в России всегда считалась почетной обязанностью, священным долгом, исключительным по важности и необходимости.Исполнение обязанностей военной службы в ВС РФ предусматривает непосредственное участие в боевых действиях, повседневную боевую подготовку, другие виды подготовки и обучения, постоянное совершенствование каждым военнослужащим своего воинского мастерства, несение боевого дежурства, гарнизонной и внутренней  службы, соблюдение требований воинской дисциплины. Военная служба имеет ряд существенных отличий по сравнению с другими видами государственной службы

Она требует от военнослужащих полной самоотдачи, высокой профессиональной подготовки, особой ответственности за исполнение обязанностей

Военная служба имеет ряд существенных отличий по сравнению с другими видами государственной службы. Она требует от военнослужащих полной самоотдачи, высокой профессиональной подготовки, особой ответственности за исполнение обязанностей.

За нарушения, допущенные при исполнении служебных обязанностей или при уклонении от их исполнения, к военнослужащим предусмотрены более строгие меры воздействия, чем за аналогичные нарушения граждан, состоящим на государственной службе.

К гражданам, проходящим военную службу, предъявляются повышенные требования, особенно к состоянию здоровья, образовательному уровню, морально-психологическим качествам и уровню физической подготовленности.

Граждане, поступившие на военную службу, принимают военную присягу на верность  своей Родине – Российской Федерации.

Одним из принципов строительства ВС РФ является единоначалие. Оно заключается в наделении командира (начальника) все полнотой распорядительной власти по отношению к подчиненным и возложении на него персональной ответственности перед государством за все стороны жизни и деятельности воинской части, подразделения и каждого военнослужащего. Единоначалие выражается в праве командира (начальника) единолично принимать решения, отдавать приказа в строгом соответствии с требованиями законов и воинских уставов и обеспечивать их выполнение. Обсуждение приказа недопустимо, а неповиновение или другое неисполнение приказа является строгим воинским преступлением.

По своему служебному положению и воинскому званию одни военнослужащие по отношению к другим могут быть начальниками или подчиненными. Начальники, которым военнослужащие подчинены по службе, являются прямыми начальниками.

По своему воинскому званию начальниками являются состоящие на военной службе: маршал РФ, генералы армии, адмиралы флота, генералы, адмиралы, старшие и младшие офицеры. Сержанты и старшины, являются начальниками для солдат и матросов одной с ними части.

Начальник имеет право отдавать подчиненному приказы и требовать их выполнения. Подчиненные обязаны беспрекословно выполнять приказы начальника. 

Для военнослужащих устанавливается военная форма одежды и знаки различия, которые утверждаются Президентом РФ.

Военнослужащие при исполнении обязанностей военной службы, а при необходимости и во внеслужебное время имеют право на хранение, ношение, применение и использование оружия.

Правовые основы военной службы

Правовой основой военной
службы являются Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие
федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в
области обороны, военной службы и статуса военнослужащих, международные
договоры Российской Федерации.

Обязанными являются руководители, другие должностные лица (сотрудники) организаций, осуществляющих воинский учет и призыв на военную службу, а также должностные лица органов местного самоуправления:

  1. Уведомление граждан об обращениях (вызовах) военных комиссариатов районов, городов, не имеющих районного деления, других муниципальных (административно-территориальных) образований (далее — военные комиссариаты) или других органов, осуществляющих воинский учет;
  2. обеспечить своевременную явку граждан по запросам (вызовам) военных комиссариатов или других органов, осуществляющих воинский учет;
  3. В двухнедельный срок по требованию уполномоченных или иных органов, осуществляющих воинский учет, предоставить необходимые для внесения в документы о воинском учете сведения о гражданах, состоящих на воинском учете, о лицах, состоящих на воинском учете, и о лицах, не состоящих на воинском учете, но обязанных это сделать.

Руководители организаций,
осуществляющих эксплуатацию жилья, и должностные лица (работники) этих
организаций, на которых возложена работа по постановке на воинский учет, в
двухнедельный срок уведомляют органы военного комиссариата или иные органы,
осуществляющие постановку на воинский учет, об изменении состава граждан,
имеющих постоянное место жительства или пребывания более трех месяцев (далее —
«временное пребывание») и состоящих или подлежащих постановке на
воинский учет.

Органы внутренних дел обязаны в пределах своей компетенции:

  1. по требованию военных комиссаров или иных органов, осуществляющих воинский учет, предоставить в двухнедельный срок сведения, необходимые для внесения в документы о постановке граждан на воинский учет
  2. осуществлять розыск и, при наличии законных оснований, арест граждан, уклоняющихся от постановки на учет, призыва на военную службу или от прохождения воинской службы или обучения
  3. в двухнедельный срок представить в военный комиссариат или иные органы, осуществляющие воинский учет, сведения о случаях, когда граждане, не состоящие на воинском учете, но обязанные состоять на воинском учете, а также сведения о лицах, получивших гражданство Российской Федерации и обязанных состоять на воинском учете.

Учреждения ЗАГСа обязаны в
двухнедельный срок уведомлять военные комиссариаты или иные органы,
осуществляющие воинский учет, о внесении изменений в записи актов гражданского
состояния граждан, состоящих на воинском учете или подлежащих постановке на
воинский учет.

Органы дознания и
предварительного следствия обязаны в двухнедельный срок уведомить военные
комиссариаты или иные органы, ответственные за постановку на воинский учет, о
прекращении уголовного дела в отношении граждан, состоящих или подлежащих
постановке на воинский учет, либо о передаче такого уголовного дела в суд.

Федеральные суды в двухнедельный срок отчитываются перед военными комиссариатами или другими органами, осуществляющими воинский учет:

  • о возбуждении или прекращении уголовного дела в отношении граждан, состоящих или подлежащих постановке на воинский учет
  • по вступившим в законную силу приговорам в отношении граждан, состоящих на воинском учете или подлежащих постановке на воинский учет, с направлением в военные комиссариаты или иные органы, осуществляющие воинский учет, а также в отношении граждан, осужденных к принудительному труду, к исправительным работам, ограничению свободы, аресту или лишению свободы

Учреждения государственной
службы, имеющие медицинскую и социальную профессиональную квалификацию, обязаны
в двухнедельный срок явиться в военные комиссариаты или иные органы,
осуществляющие постановку на воинский учет, с заявлением о признании граждан,
состоящих или подлежащих постановке на воинский учет в качестве инвалидов.

Оглавление книги открыть закрыть

ОБ авторах1 ВЛИЯНИЕ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА2 ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ КАК СИСТЕМА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА3 СВЯЗЬ ОБРАЗА ЖИЗНИ С ПРОФИЛАКТИКОЙ ЗАБОЛЕВАНИЙ. ЗНАЧЕНИЕ СОБЛЮДЕНИЯ ПРАВИЛ ЛИЧНОЙ И ОБЩЕСТВЕННОЙ ГИГИЕНЫ4 ЗАКАЛИВАНИЕ ОРГАНИЗМА, ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА5 ЗДОРОВЬЕ МОЛОДЕЖИ И ЛИЧНАЯ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ В ЕГО СОХРАНЕНИИ6 ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ И ИХ СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ7 ВЛИЯНИЕ АЛКОГОЛЯ НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА8 КУРЕНИЕ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА9 ТАБАЧНЫЙ ДЫМ, ЕГО СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ, ВЛИЯНИЕ ТАБАЧНОГО ДЫМА НА ОКРУЖАЮЩИХ10 НАРКОМАНИЯ И ТОКСИКОМАНИЯ, ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ11 ПОСЛЕДСТВИЯ УПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИКОВ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА12 МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОЗАВИСИМОСТИ13 ВЕНЕРОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ И ИХ ПРОФИЛАКТИКА14 СПИД И ЕГО ПРОФИЛАКТИКА15 НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ИНФЕКЦИОННЫЕ БОЛЕЗНИ, ПРИЧИНЫ ИХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ16 МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ ИНФЕКЦИЙ17 КЛАССИФИКАЦИЯ ОСНОВНЫХ ФОРМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА18 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА19 ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТРУДА20 ОБЩИЕ САНИТАРНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОИЗВОДСТВЕННЫМ ПОМЕЩЕНИЯМ И РАБОЧИМ МЕСТАМ21 ПРОМЫШЛЕННАЯ ВЕНТИЛЯЦИЯ И КОНДИЦИОНИРОВАНИЕ22 ТРЕБОВАНИЯ К ОСВЕЩЕНИЮ ПОМЕЩЕНИЙ И РАБОЧИХ МЕСТ23 ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ВИБРАЦИЯ И ЕЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ЧЕЛОВЕКА24 ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ШУМ И ЕГО ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ЧЕЛОВЕКА25 АКУСТИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ, ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА И ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОРГАНИЗМ26 КЛАССИФИКАЦИЯ ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ ПО СТЕПЕНИ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА27 ВЛИЯНИЕ НА ЧЕЛОВЕКА ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫХ ПОЛЕЙ И ИЗЛУЧЕНИЙ (НЕИОНИЗИРУЮЩИХ)28 ИОНИЗИРУЮЩИЕ ИЗЛУЧЕНИЯ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ29 ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ЧЕЛОВЕКА30 ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ ДОВРАЧЕБНОЙ ПОМОЩИ ПРИ КРОВОТЕЧЕНИИ31 ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ ДОВРАЧЕБНОЙ ПОМОЩИ ПРИ ПЕРЕЛОМАХ32 ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ ДОВРАЧЕБНОЙ ПОМОЩИ ПРИ РАНАХ33 ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ ДОВРАЧЕБНОЙ ПОМОЩИ ПРИ УТОПЛЕНИИ34 ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ ДОВРАЧЕБНОЙ ПОМОЩИ ПРИ ОЖОГАХ, ОБМОРОЖЕНИЯХ35 ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ ДОВРАЧЕБНОЙ ПОМОЩИ ПРИ ОТРАВЛЕНИИ36 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РАБОТОДАТЕЛЯ ЗА НАНЕСЕНИЕ УЩЕРБА ЗДОРОВЬЮ РАБОТНИКОВ37 БИОСФЕРА И МЕСТО В НЕЙ ЧЕЛОВЕКА38 АТМОСФЕРА, ЕЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ И ПОСЛЕДСТВИЯ39 ВОДА, ЕЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ И ПОСЛЕДСТВИЯ4 CОСТАВ И РАСЧЕТ ВЫПУСКОВ СТОЧНЫХ ВОД В ВОДОЕМЫ41 СРЕДСТВА ЗАЩИТЫ ГИДРОСФЕРЫ42 ПОЧВА, ЕЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ И ПОСЛЕДСТВИЯ43 ЗАЩИТА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ОТ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ44 ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС, ЕГО ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ45 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ЗАЩИТЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ46 ПОНЯТИЕ ЧС47 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЧС ПРИРОДНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ48 ЕДИНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧС (РСЧС)49 ЗАКОНОДАТЕЛЬНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧС ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА50 МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ51 КОНСТИТУЦИЯ РФ И ДРУГИЕ ЗАКОНЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПРАВОВУЮ ОСНОВУ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ52 ВОЕННАЯ СЛУЖБА ПО ПРИЗЫВУ И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ53 ОРГАНИЗАЦИЯ ПРИЗЫВА НА ВОЕННУЮ СЛУЖБУ. ОСНОВАНИЕ И ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ОТСРОЧКИ И ЛЬГОТ ПРИЗЫВНИКАМ54 ВОИНСКИЕ ЗВАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РФ. ВОЕННАЯ ФОРМА ОДЕЖДЫ55 КАК ВЛИЯЮТ НА ОРГАНИЗМ ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ПОЛЯ И ИЗЛУЧЕНИЯ56 КАК ВЛИЯЮТ НА ОРГАНИЗМ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ПОЛЯ

Урок 15Воинская обязанность

Основные понятия о воинской обязанности

Воинская обязанность установлена в целях реализации гражданами Российской Федерации обязанности по защите Отечества в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

Структура и содержание воинской обязанности граждан Российской Федерации приведены на схеме 25.

Воинская обязанность граждан в период мобилизации, военного положения и в военное время определяется федеральными конституционными законами, федеральными законами, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Она предусматривает:• призыв на военную службу по мобилизации, в период военного положения и в военное время;
• прохождение военной службы в период мобилизации, военного положения и в военное время;
• военное обучение в период военного положения и в военное время.

Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» определяет, что военная служба — это особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, а также иностранными гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, органах и воинских формированиях (схема 26).

Военная служба приоритетна перед другими видами государственной службы и иной деятельностью. Она имеет некоторые особенности.

Основные из них заключаются в следующем:• во-первых, выполнение обязанностей военной службы сопряжено с риском для здоровья, а нередко и жизни;
• во-вторых, к этой службе привлекают лишь граждан, достигших определенного возраста и отвечающих установленным требованиям по состоянию здоровья и физическому развитию;
• в-третьих, для военнослужащих предусмотрены специальные звания, единая форма одежды и знаки различия, специальная система аттестования;
• в-четвертых, права и обязанности военнослужащих регламентированы специальным законодательством;
• в-пятых, лица, проходящие военную службу, в особом порядке несут дисциплинарную, административную, материальную и уголовную ответственность.

Граждане Российской Федерации проходят военную службу по призыву и в добровольном порядке (по контракту).

Правовой основой воинской обязанности и военной службы являются Конституция Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области обороны, воинской обязанности, военной службы, статуса военнослужащих, международные договоры Российской Федерации.

Вопросы

1. Какие нормативные правовые акты регламентируют воинскую обязанность и военную службу граждан Российской Федерации?

2. В чем заключается воинская обязанность граждан Российской Федерации?

3. В каких войсках, воинских формированиях и органах исполняют граждане Российской Федерации военную службу?

4. Почему военная служба приоритетна по сравнению с другими видами государственной службы?

Правовая регламентация

Первый и основной закон, регламентирующий воинскую обязанность в Российской Федерации – это Конституция РФ. Именно конституция устанавливает:

  • категории граждан, подлежащих срочному призыву;
  • принципы срочного призыва;
  • возможность альтернативного прохождения службы.

Все остальные законы и подзаконные акты являются способами реального исполнения положений Конституции, то есть актами, регламентирующими тот или иной аспект применения конституционных норм.

В настоящее время регламентация осуществляется на основании следующих нормативных актов:

  • Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»;
  • Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»;
  • Положения о порядке прохождения военной службы, утв. Указом Президента РФ от 16.09.1999 N 1237;
  • общевоинского Устава Вооруженных Сил РФ;
  • Устава внутренней службы вооруженных сил РФ;
  • дисциплинарного Устава Вооруженных сил РФ;
  • строевого устава Вооруженных сил РФ;
  • корабельного Устава Вооруженных сил РФ;
  • Устава караульной и гарнизонной службы Вооруженных сил РФ;
  • иных нормативных актов министерств и ведомств, издаваемых в соответствии с вышеуказанными нормативными правовыми актами.