Особенности увольнения с госслужбы по собственному желанию

Оглавление статьи

Порядок увольнения

Процедура увольнения государственного работника по инициативе начальства проходит следующим образом:

  • работника приглашают в отдел кадров соответствующего департамента, где его ознакамливают с приказом об увольнении и ставит свою подпись;
  • работник получает обходной лист и начинает процесс передачи своих дел согласно установленной в ведомстве процедуре;
  • в день увольнения работник прибывает в отдел кадров, сдает обходной лист и получает копию приказа и трудовую книжку.

В случае увольнения по собственному желанию процесс аналогичен:

  • работник прибывает в отдел кадров своего ведомства и предоставляет соответствующее заявление, написанное собственноручно;
  • следующие этапы аналогичны.

Уведомление

В случае, когда работник уволился (или был уволен) с государственной службы, а затем заключил новый трудовой договор (не имеет значения где), его новый работодатель обязан отправить соответствующее уведомление на его прежнее место работы.

Справка! Уведомление отправляется в течение 10-ти дней с момента принятия бывшего госслужащего на новую работу. При этом не имеют значения основания, по которым он прекратил работать в государственных органах.

Приказ об увольнении

Приказ об увольнении имеет форму Т-8. Однако по закону такой бланк не имеет строго установленного образца, и каждое ведомство может выпускать свой собственный документ, либо составлять его в свободной форме.

Расчет

Вне зависимости от оснований отстранения от службы работнику выплачивается вся заработная плата за отработанный период, а также все премии, надбавки, пособия и прочее.

В случае ликвидации ведомства или штатного сокращения сотрудник получает компенсацию, размер которой составляет денежное содержание за четыре месяца.

Если работник отказывается переводиться на другое место работы, то его отстраняют и выплачивают пособие в размере двухнедельного заработка.

Причины для увольнения тех, кто состоит на госслужбе

Перечень случаев увольнения по решению работодателя достаточно велик и подразумевает совершение серьезных правонарушений.

Основание для увольнения Расшифровка
При несоответствии должности По этой причине возможно два варианта: · Служащий не может работать по состоянию здоровья и в подтверждение этому есть заключение врача. При этом увольнение проводится по п.10 ч.1 ст.33 закона №79-ФЗ

· Проведенная аттестация подтвердила низкую квалификацию

Служащий не выполняет свою работу и при этом уже имеет взыскание При первом нарушении дисциплины уволить за невыполнение трудовых обязанностей нельзя, а вот если служащий уже был наказан за подобный проступок, то увольнение можно провести
Если допущено грубое нарушение в работе Сразу несколько проступков могут послужить причиной увольнения: · Если нет веской причины, а сотрудник отсутствовал на работе более 4 часов

· Нахождение на работе в состоянии опьянения

· Разглашение секретной информации

· Воровство

· Нарушение техники безопасности, которое повлекло последствия

Утрата доверия Достаточно новое понятие, введено не так давно. Закреплено в Трудовом кодексе. При увольнении по этому основанию работодатель обязан выдать все причитающиеся при увольнении суммы. Если служащий нанес материальный ущерб, то взыскать его можно будет через суд
В других случаях Есть еще несколько случаев, когда работодатель может уволить госслужащего: · Если руководитель принял решение, которое в итоге нанесло урон госимуществу

· Предоставление ложных документов

· В случаях, предусмотренных частью 1 статьи 37 закона №79-ФЗ от 27.07.2004 года

Большинство госслужащих дорожат своим местом и стараются не нарушать установленные порядки.

Нормативная база увольнения гражданского служащего

Основным нормативом, регламентирующим все особенности увольнения государственных служащих, является ФЗ № 79 от 27.07.2004г. В частности, основными статьями в части увольнения гражданских работников являются следующие:

  • Ст. 33 описывает общие положения по разрыву трудовых отношений с гражданским подчиненным;
  • Ст. 34 постановляет, что действие договора между государственным нанимателем и сотрудником может быть аннулировано в любой промежуток времени по соглашению сторон;
  • Ст. 35 фиксирует, как осуществляется прекращение действия срочного соглашения;
  • Ст. 36 описывает особенности увольнения, когда сотрудник желает уволиться по собственному желанию и направляет управленцу заявление;
  • Ст. 37 регламентирует порядок снятия с гражданской должности, когда инициатором процесса становится руководитель структуры;
  • Ст. 39 определяет различия между терминами «увольнение» и «освобождение от государственных должностных обязанностей», а также регламентирует процесс увольнения по объективным причинам, на которые ни одна из сторон соглашения не имеет влияния.

Помимо указанных нормативов, к госслужащим также применим ряд положений ст. 81 ТК РФ. Однако большинство государственных структур опирается при увольнении подчиненных именно на федеральные законы касательно конкретных органов власти.

Также на основании Постановления Правительства РФ №700 от 08.09.2010г. была сформулирована дополнительная информация для госслужащих, планирующих уйти с работы по собственному желанию. Основной целью данного постановления является оказание помощи при разрыве трудового соглашения, разъяснение нюансов в данном процессе, а также в процедуре предоставления сотрудникам окончательного расчета.

https://youtube.com/watch?v=7MH380F2T6M

https://youtube.com/watch?v=GC748hBYzl0

https://youtube.com/watch?v=7Q0kE5IxriI

Процедура увольнения

Любая процедура, связанная с трудоустройством граждан имеет порядок, закрепленный Кодексом и соответствующими нормативными актами. Увольнение госслужащего по собственному желанию или по инициативе руководителя практически не отличается от аналогичного, не связанного с государственными органами, действия.

Оповещение

Если гражданин решил уволиться с государственной службы по личному желанию, необходимо написать и подать заявление о расторжении контракта. Составляется в двух идентичных экземплярах, на втором принимающий сотрудник (секретарь, отдел кадров, бухгалтер) ставит отметку – именно с этой даты начинается отсчет периода отработки (14 дней). Возможно увольнение в любой день по следующим основаниям:

  • выход на пенсию;
  • расторжение контракта на условиях, согласованных сторонами в добровольном порядке;
  • поступление в ВУЗ (только очная форма);
  • изменение состояния здоровья в худшую сторону (если продолжение службы невозможно по очевидным причинам);
  • назначение на другую должность после выборов;

Могут возникнуть и другие причины. Если повод уважительный, не противоречит действующему законодательству, возможно расторжение без предварительного оповещения и отработки.

Если расторжение договора является инициативой работодателя, работника также необходимо уведомить в письменной форме. Стандартный срок – не позднее, чем за три дня до предполагаемой даты.

Приказ об увольнении

На основании письменного заявления или распоряжения руководителя отдел кадров государственного органа готовит приказ на увольнение (является стандартным документом при расторжении рабочего договора). В тексте указывают:

  1. личные данные сотрудника;
  2. реквизиты организации;
  3. основания для завершения рабочих отношений;
  4. сроки трудоустройства, порядок и размеры выплат.

Расчет

В последний официальный рабочий день с работником производят окончательный расчет – начисление и перевод денежных средств, положенных к выплате от предприятия. Некоторые являются обязательными и относятся ко всем категориям наемных сотрудников (в том числе государственным):

  1. зарплата за действительно отработанное время;
  2. компенсация неиспользованных отпусков, выходных;
  3. материальная помощь (если положена).

Кроме начислений производятся удержания, если необходимо. Например, переведены денежные средства за будущую командировку, но поездка не состоялась в связи с увольнением.

Вакансии в другом госоргане.

Согласно Правилам кадровая служба органа, в котором происходит сокращение в связи с реорганизации должностей, или органа, которому переданы функции упраздненного органа, не позднее чем за 30 дней до дня предстоящего увольнения служащего осуществляет поиск вакантных должностей государственной гражданской службы в иных государственных органах, в том числе посредством официального сайта федеральной государственной информационной системы «Единая информационная система управления кадровым составом государственной гражданской службы Российской Федерации», на котором размещаются списки вакантных должностей государственной гражданской службы в государственных органах, расположенных в той же местности, а при их отсутствии – должности в иных государственных органах, расположенных в другой местности в пределах РФ.

При поиске необходимо учитывать категории и группы замещаемой государственным гражданским служащим должности, область и вид его профессиональной служебной деятельности, уровень его квалификации, профессионального образования и стаж государственной гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки.

Не позднее чем за 25 дней до предстоящего увольнения кадровая служба вручает служащему под подпись уведомление, подписанное представителем нанимателя или уполномоченным им лицом, о предложении вакантных должностей с приложением списка этих должностей.

Служащий в течение двух рабочих дней со дня ознакомления с уведомлением подает в кадровую службу заявление с просьбой направить его анкету в государственные органы, в которых им выбраны вакантные должности, или отказывается от предложенных должностей.

Не позднее двух рабочих дней со дня получения заявления кадровая служба направляет в государственные органы письма с просьбой рассмотреть кандидатуру служащего на замещение вакантной должности и предоставить государственному органу, в котором сокращаются должности или которому переданы функции упраздняемого органа, соответствующую информацию. В письме указываются выбранные служащим должности и дата окончания двухмесячного срока. Также прикладывается анкета служащего.

Кадровая служба государственного органа, получившего письмо, не позднее трех рабочих дней со дня его получения направляет ответ о готовности рассмотрения кандидатуры гражданского служащего, претендующего на замещение вакантной должности, или об отказе в рассмотрении его кандидатуры (с обоснованием). Если представитель нанимателя государственного органа или уполномоченного им лица готов рассмотреть кандидатуру служащего, в ответе указывается информация о месте, дате и времени проведения собеседования.

Переписка между государственными органами может осуществляться с использованием средств факсимильной связи, электронной почты или иных средств связи, позволяющих зафиксировать факт их получения адресатом.

Информация, поступившая от государственного органа, доводится кадровой службой до сведения служащего под подпись в течение одного рабочего дня, следующего за днем поступления информации.

Решение, принятое представителем нанимателя государственного органа по итогам собеседования с гражданским служащим, претендующим на замещение вакантной должности, направляется кадровой службой этого государственного органа не позднее трех дней со дня собеседования в письменном виде в кадровую службу государственного органа, направившую запрос, которая доводит ответ до сведения служащего под подпись в течение одного рабочего дня, следующего за днем поступления информации.

Если представитель нанимателя принял решение о предоставлении служащему вакантной должности, с его согласия осуществляется перевод. При этом служащему может быть поставлено условие о прохождения им профессиональной переподготовки или повышения квалификации по образовательной программе, соответствующей области и виду профессиональной служебной деятельности по выбранной должности государственной гражданской службы, которое будет осуществлено за счет бюджетных ассигнований, выделенных этому госоргану.

Специальные основания прекращения служебного контракта

К специальным основаниям, необходимым для прекращения служебного контракта, а также освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы причисляют:

  1. Расторжение служебного контракта по обоюдному соглашению сторон (статья тридцать четыре Закона № 79-ФЗ).
  2. Расторжение срочного служебного контракта по окончанию срока его действия (статья тридцать пятая Закона).
  3. Расторжение служебного контракта по инициативе гражданского служащего, который поставил об этом в известность представителя нанимателя строго в письменной форме в срок за две недели (стать тридцать шестая Закона).
  4. Расторжение служебного контракта по собственной инициативе официального представителя нанимателя (статья тридцать седьмая); в такой ситуации в Законе есть несколько ограничений по отношению к представителю нанимателя в свободе расторжения контракта. Оно допустимо исключительно в тех ситуациях, которые перечислены в пунктах с первого по пятый статьи тридцать третьей Закона № 79-ФЗ. Перечень подобных ситуаций не ограничен, он содержит в качестве основания даже единоразовое грубое нарушение гражданским служащим, который замещает должность категории «руководитель», собственных должностных обязанностей, что повлекло за собой причинение вреда госоргану и (либо) нарушение российского законодательства. Формулировки данных оснований нередко расплывчаты и несоразмерны.
  5. Прекращение служебного контракта по обстоятельствам, которые никак не зависят от воли сторон (часть вторая тридцать девятой статьи ФЗ № 79-ФЗ). Такими случаями считаются точно указанные в Законе следующие основания: осуждение гражданского служащего к наказанию, которое исключает возможность замещения должности гражданской службы, по судебному приговору, который вступил в законную силу; признание гражданского служащего в полной мере нетрудоспособным согласно официальному медицинскому заявлению; признание гражданского служащего недееспособным либо же ограниченно дееспособным судебным решением, которое уже имеет законную силу; достижение гражданским служащим предельного возраста пребывания на данной гражданской службе. Гибель или же смерть гражданского служащего или признание его безвестно отсутствующим либо же объявление его умершим согласно решению суда, уже имеющему законную силу тоже считаются основаниями для прекращения служебного контракта с исключением данного служащего из реестра гражданских лежащих; применение непосредственно к гражданскому служащему административного наказания, такого как дисквалификация.
  6. Прекращение служебного контракта из-за нарушения обязательных правил во время заключения такового контракта (статья сорок Закона).
  7. Расторжение служебного контракта из-за выхода гражданского служащего из гражданства РФ (статья сорок один).

Замечание 1

Считается, что данные основания прекращения госслужбы носят трудовой характер в намного большей мере, чем государственно-служебный. В значительной степени роднит с трудовым правом редко применяемое в сфере госслужбы информирование выборного профсоюзного органа во время расторжения служебного контракта, которое предусматривается тридцать восьмой статьей Закона № 79-ФЗ, в котором говорится о том, что во время принятия решения касательно возможного расторжения служебного контракта с гражданскими служащими, согласно статье тридцать третьей данного ФЗ, представитель нанимателя строго в письменном виде информирует об этом выборный профсоюзный орган не позже, нежели за два месяца до сокращения данной должности гражданской службы. Отсылка к профсоюзу делает госслужащего не в полной мере государственным, так как интересы госслужащего не способны иметь отличия от интересов государственных, и поэтому не способны защищаться профсоюзными организациями. Помимо этого, согласно современному трудовому законодательству России профсоюзов в одной организации может быть сразу несколько.

Трудным с теоретической точки зрения можно назвать вопрос о том, может ли Президент страны либо иное должностное лицо, которое было избрано населением на срок в несколько лет, уйти с поста по своему желанию? Разве не считается безответственным оставить доверившихся ему граждан без избранного ими в соответствии с законом индивида у власти? Но конкретно это и случилось 30 декабря 1999 года во время смены Б.Н. Ельцина и.о. Президента страны В.В. Путиным. Свобода расторжения служебного контракта превращает госслужбу в обычный трудовой найм.

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Оформление личной карточки и трудовой книжки

В последний день работы государственному служащему под расписку выдается трудовая книжка. В ней делается запись о причине (основании) его увольнения. Как и в приказе, кадровый работник будет ссылаться на соответствующие пункты статьи 33 закона о госслужбе, а не на статью 77 ТК. Сам приказ – его номер и дата издания – вписывается в последнюю графу трудовой книжки, как документ, на основе которого в ней делалась запись о прекращении службы.

Вместе с ней, госслужащему выдается специальная памятка, где ему напоминают о необходимости соблюдать определенные правила поведения и об обязанности не разглашать секретные сведения.

Сведения, указанные в трудовой книжке, дублируются в личной карточке покидающего службу работника, где делается отметка о его увольнении. Личное дело чиновника сдается в архив.

В связи с утратой доверия

Закон одним из оснований прекращения служебного контракта называет: увольнение в связи с утратой доверия.

А именно — увольнение за виновные действия работника, обслуживающего денежные или товарные ценности, что приводит к утрате доверия со стороны работодателя.

В Федеральном законе № 79 указаны основания, по которым служащий теряет доверие своего руководителя:

  1. Служащий не принял мер по урегулированию конфликтов, стороной которых он являлся;
  2. Не представил сведения о доходах, имуществе, имущественных обязательств, а равно и предоставил недостоверные сведения;
  3. Государственных гражданский служащий работал в коммерческих организациях (получав за это денежное вознаграждение);
  4. Служащий осуществляет предпринимательскую деятельность;
  5. Служащий входит в состав некоммерческих неправительственных организаций, и действующих в России (при условии, когда это разрешено нормами международного права и таковых договоров).
  6. Госслужащий или члены его семьи открывают, хранят счета за пределами РФ, а также пользуются иностранными финансовыми инструментами.

По вышеуказанным основаниям госслужащий увольняется со службы, предварительно работодателем издается соответствующий приказ о дисциплинарном взыскании и при достаточном суммарном факте вины со служащим расторгается контракт, с соответствующей записью в трудовую книжку.

Так же можно решить вопрос «миром» руководитель и служащий договариваются о прекращении служебных отношений по обоюдному согласию, т.е. прекращение контракта по собственной инициативе работника.

Это все сугубо индивидуально, все будет зависеть от степени утраты доверия и личного отношения руководителя к работнику.

Можно ли восстановиться на госслужбе?

Если служащий увольняется по собственному желанию, у него есть 2 недели, чтобы забрать заявление. Когда расторжение контракта уже произошло по истечении двухнедельного срока, вернуться на службу невозможно. В этом случае следует обратиться к представителю нанимателя и узнать, свободна ли интересующая должность. При положительном ответе можно снова трудоустроиться.

Если же прекращение контракта произошло по инициативе нанимателя и служащий считает это незаконным, ему необходимо обратиться в суд и исковым заявлением, где будет указаны законные основания, по которым увольнение должно быть признано неправомерным, а также все обстоятельства дела.

Как оформить заявление

Основанием для увольнения с госслужбы считается заявление. Гражданин обязан подготовить его самостоятельно. Форма бумаги нормативно-правовыми актами не закреплена. Документ оформляется в соответствии с форматом, используемым в конкретном учреждении. Бумага обязательно пишется от руки. Машинописные заявки не принимаются. Обращаться нужно непосредственно к работодателю или его представителю. Если в бланке указать руководителя отдела, в котором осуществляется госслужба, это будет признано ошибкой. Потребуется переоформление бумаги.

Заявление должно содержать ряд обязательной информации. В бланке потребуется отразить:

  • данные руководителя органа исполнительной власти;
  • ФИО и должность заявителя;
  • название;
  • просьба об увольнении с указанием должности;
  • дата, с которой гражданин хочет расторгнуть трудовой контракт по собственной инициативе;
  • дата подготовки заявления и подпись с расшифровкой.

Заполнение заявки требует соблюдения стандартных норм делопроизводства. Так, данные о руководителе и заявителе отражаются в шапке, которая располагается в правом верхнем углу. Название документа нужно разместить чуть ниже по центру. Затем следует основная часть. Бумага заканчивается датой и подписью. Чтобы не допустить ошибок, рекомендуется использовать готовый образец.

Устного уведомления недостаточно. Документ в обязательном порядке должен быть составлен письменно. В иной ситуации действия работодателя считаются незаконными. Лицо в последующем сможет обжаловать подобное увольнение.

Готовая бумага предоставляется в отдел кадров. Действие нужно выполнить, чтобы уведомить работодателя о собственном желании. Правила двухнедельной отработки на госслужащих распространяется.

Если сторонам удалось договориться, допустимо освобождение раньше указанного срока. Момент прекращения трудовой деятельности выбирает само лицо, если уходит на заслуженный отдых, переезжает в новое место жительства, или имели место быть нарушения со стороны руководителя.

По сокращению штатов

Прекратить служебные отношения с госслужащим можно так же и по основанию: сокращение штата.

При таком стечении обстоятельств отношения со служащим продолжаются, если ему предоставляется должность в упраздняемом государственном органе, либо в органе, которому переданы функции этого госоргана, с письменного согласия сокращаемого работника.

По требованиям трудового закона служащему выдается письменное уведомление о предстоящем сокращении выдается за два месяца до этого факта. В случае болезни или отпуска служащего, датой увольнения будет служить следующий день после выхода.

Для справки! Находящегося в декретном отпуске служащего сократить нельзя.

Какие выплаты положены увольняющимся чиновникам

Увольняясь с госслужбы, гражданин вправе рассчитывать на определенные денежные выплаты. Их виды и размер зависят от того, на каком основании был расторгнут служебный контракт.

Увольнение с госслужбы по собственному желанию

Добровольно уходя в отставку с государственной службы, чиновник получает в день увольнения:

  • денежное содержание – за отработанный им период;
  • различные дополнительные выплаты, предусмотренные федеральными, региональными или локальными документами;
  • компенсацию за отпуск (если он не был использован).

Увольнение госслужащего по сокращению штата

Когда увольнение со службы чиновника связано с сокращением штата или ликвидацией организации, где он работал, выходное пособие ему не выплачивается. Однако госслужащий получает компенсацию равную денежному содержанию за 4 месяца. Если его собрались сократить (или упразднить госорган, являющийся местом службы) в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях, у чиновника есть возможность претендовать на выплату за 5-й и 6-й месяца.

Увольнение в связи с утратой доверия

Даже когда с чиновником расстаются по такому неприятному основанию, при увольнении работодатель обязан выплатить все полагающиеся ему деньги, а именно:

  • причитающееся денежное содержание (зарплату) за фактически отработанное время — с региональными и прочими надбавками;
  • компенсацию за не отгулянный отпуск;
  • иные обязательные выплаты, предусмотренные служебным контрактом или другими актами.

Даже если увольняемый со службы работник своими действиями нанес материальный ущерб работодателю, с ним должны полностью рассчитаться. Представитель нанимателя может организовать судебный процесс, и попытаться принудительно взыскать с работника нужную сумму – на основе представленных суду доказательств. Но удержать ее самостоятельно он не вправе.

Увольнение с госслужбы по состоянию здоровья

Если гражданин вынужден уволиться со службы из-за ухудшившегося здоровья, то при некоторых ситуациях он вправе рассчитывать на дополнительную денежную выплату, равную 4-м среднемесячным окладам. Увольняющиеся чиновники получают ее в следующих случаях:

  • если из-за болезни они не исполняли свои обязанности более четырех месяцев;
  • если по состоянию здоровья они не могут работать на прежнем месте, а от другой предложенной должности решили отказаться.

Когда контракт с госслужащим расторгается по этой причине, в качестве основания для увольнения указываются «обстоятельства, не зависящие от воли сторон», и следует ссылка на п.10 ч.1 ст.33 закона о государственной службе.

Кто такие госслужащие и чем они отличаются от обычных работников

Госслужащий – это работник, который выполняет свои трудовые функции на госслужбе. Выделяют два вида госслужащих:

  1. Федеральные. Они получают свое вознаграждение из федерального бюджета. К таким служащим относятся военные, служащие федеральных органов, государственных компаний
  2. Гражданские госслужащие в субъектах. Они трудятся в регионах и доход получают из региональных бюджетов

Иными словами все, кто работает в органах государственной власти, являются госслужащими. В отличие от обычных работников такие служащие имеют некоторые преимущества:

  • Можно получать бесплатное медицинское обслуживание в государственных медицинских организациях. Перечень таких услуг открытый
  • Госслужащие периодически проходят обучение для повышения уровня своей квалификации
  • Они имеют более продолжительный отпуск
  • Служащим положены дополнительные премии
  • У них имеются льготы при покупке жилья и устройстве детей в детский сад
  • На госслужбе можно сделать неплохую карьеру
  • При выходе на пенсию сохраняется часть льгот

Освобождение служащего от занимаемой должности

В законодательстве РФ существуют два понятия, касающиеся прекращения должностных обязанностей госслужащего, которые не стоит путать. К ним относится его освобождение от занимаемой должности и официальное увольнение.

Комментарий специалиста

Горчаков Владимир

Юрист

Если служащего освобождают от занимаемой должности, трудовые отношения не прерываются и его, в соответствии статьи 39 №79-ФЗ, обязаны зачислить в резерв, хотя контракт и прерывается. При увольнении же служащего происходит аннулирование контракта, сопровождающееся полным прекращением взаимоотношений с нанимателем.

Освобождением от должности могут сопровождаться следующие обстоятельства:

  • призыв служащего на армейскую службу;
  • назначение его на общественную должность, например для выполнения профсоюзных обязанностей;
  • в связи с выходом на пенсию;
  • форс-мажорные события: катастрофы, связанные с природными явлениями, локальные военные действия и т. д.
  • также служащего могут освободить от должности по сокращению штатов.

При увольнении по воле нанимателя некоторые обстоятельства требуют от него выполнения определенных действий:

  • когда увольнение связано с несоответствием служащего должности, которую он занимает, то перед расторжением контракта наниматель обязан ему предложить должность, соответствующую его деловым качествам;
  • если служащий откажется от предложенной должности, то свой отказ он должен оформить письменно;
  • если госслужащего освобождают от занимаемой должности и определяют в резерв, а он на протяжении трех месяцев не приступает к выполнению обязанностей в новой должности, предложенной ему, то его из резерва кадров исключают, а затем увольняют;
  • при увольнении в связи с плохим состоянием здоровья служащего, не позволяющим в полной мере выполнять свои обязанности, а также в связи со смертью служащего, основанием расторжения контракта считается причина, не зависящая от желания сторон;

Важно! Госслужащего, принятого на должность с испытательным сроком, могут уволить на испытательном сроке, если он не устроил нанимателя, т. к не соответствует предъявляемым требованиям

Приказ об увольнении госслужащего

На основании представленного сотрудником заявления, кадровая служба госоргана издает приказ о его увольнении по собственной инициативе – в соответствии с п.3, ч.1, ст. 33 закона № 79 о государственной службе.

Приказ оформляется и при увольнении госслужащего по иным основаниям, которые также фиксируются в документе. При этом ссылка идет не на статьи и пункты Трудового кодекса, а на соответствующие нормы закона о госслужбе. Например, если причиной для увольнения стала проваленная чиновником аттестация, следует сослаться на п.4, ч.1 ст. 33 ФЗ № 79, а не на п.4 ч.1 ст. 77 ТК.

В приказе указываются:

  • номер служебного контракта и дата его заключения;
  • дата его прекращения;
  • Ф.И.О и должность увольняющегося чиновника;
  • основание для расторжения контракта;
  • сроки выплаты и размер полагающихся компенсаций;
  • дата издания документа и подпись руководителя госоргана.

Основания увольнения

Служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с нее в случае:

1. Несоответствия служащего замещаемой должности гражданской службы:

А) по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением;

Б) вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации.

1.1. Утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Законом о госслужбе и Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

2. Неоднократного неисполнения гражданским служащим без уважительных причин должностных обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание.

3. Однократного грубого нарушения гражданским служащим должностных обязанностей:

А) прогула (отсутствия на служебном месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение служебного дня);

Б) появления на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;

В) разглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, и служебной информации, ставших известными служащему в связи с исполнением им должностных обязанностей;

Г) совершения по месту службы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, растраты, умышленного уничтожения или повреждения такого имущества, установленных вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях;

Д) нарушения служащим требований охраны профессиональной служебной деятельности (охраны труда), если это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия (несчастный случай на службе, аварию, катастрофу) либо заведомо создавало реальную угрозу наступления таких последствий.

4. Совершения виновных действий гражданским служащим, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему представителя нанимателя.

5. Принятия служащим, замещающим должность гражданской службы категории «руководители», необоснованного решения, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иное нанесение ущерба имуществу государственного органа.

6. Однократного грубого нарушения служащим, замещающим должность гражданской службы категории «руководители», своих должностных обязанностей, повлекшего за собой причинение вреда государственному органу и (или) нарушение законодательства РФ.

7. Предоставления гражданским служащим представителю нанимателя подложных документов или заведомо ложных сведений при заключении служебного контракта.

8. Прекращения допуска гражданского служащего к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей требует допуска к таким сведениям.

8.1. Отсутствия на службе в течение более четырех месяцев подряд в связи с временной нетрудоспособностью, если законодательством РФ не установлен более длительный срок сохранения места работы (должности) при определенном заболевании или если для определенной категории граждан законодательством РФ не предусмотрены гарантии по сохранению места работы (должности).

9. В иных случаях, предусмотренных Законом о госслужбе и другими федеральными законами (ч. 1 ст. 37 Закона о госслужбе).

Юридическая помощь

Госслужащий, как любой другой работающий гражданин, имеет право уволиться с работы по собственному желанию. Препятствий для этого нет и в 2021 году, но процедура «расставания» с работниками государственных структур несколько отличается от стандартных схем. Возможны нарушения со стороны работодателя. В таких случаях смело можно жаловаться в Трудовую инспекцию и защищать свои права в суде. Поскольку дела, связанные с увольнением госслужащих, затрагивают не только положения Трудового кодекса и предполагают оперирование другими законодательными актами, рекомендуем обращаться к опытным юристам. Участие профессионалов позволяет успешно решить большинство трудовых споров в досудебном порядке. При необходимости ваши интересы будут достойно представлены в суде.