Оглавление статьи
Материальные проблемы.
Обеспечить в семье необходимый материальный достаток – это обязанность мужа. Однако в жизни случается разное и заработок у супруга может уменьшиться. В таких случаях жёнам рекомендуется учесть эти обстоятельства и уменьшить свои расходы, дабы не нарушить благотворный микроклимат в семье.
Но порой жёнам не хватает терпения, что выливается в бесконечные претензии к супругу. Есть также такая категория женщин, которым никогда не хватает заработка мужа, сколько бы денег он ни приносил домой.
Здесь можно привести в качестве примера жён Пророка Мухаммада ﷺ, которые часто из-за отсутствия еды в доме не ели по нескольку дней. Но при всём при этом любили и уважали своего мужа, были ему опорой во всём.
Дорогие сёстры, будьте и вы опорой своим мужьям, поддержите их. Когда у мужчины есть дома крепкий тыл, ему легко преодолеть все проблемы в делах на работе. А следовательно и домой он будет возвращаться в хорошем расположении духа
Условия развода у мусульман
Ислам занимает усредненную позицию в отношении к разводу в сравнении с христианским и иудейским законами. Брак, по Исламу, является священным и не может быть расторгнут без основательных причин. Супругов наставляют употребить все возможные средства для сохранения брака, если появляется опасность его распада. Развод не отвергается, если нет другого выхода.
Как последнее средство, Ислам признает развод, но он предупреждается всеми возможными способами. Ислам признает право обоих супругов прекратить их супружеские отношения. Ислам дает мужу право для совершения талак (развод), более того, в отличие от Иудаизма, наделяет жену правом расторжения брака путем процедуры, которая известна под названием кула. Развод у мусульман — это разрыв супружеских взаимоотношений, выраженный словесно, или письменно, или знаком.
Суть развода у мусульман заключается в том, что он порицаем, так как из-за него утрачиваются достоинства брака, распадается семья. Однако, учитывая то, что иногда развод неизбежен, так как брак причиняет страдания одному из супругов, либо по другой причине, Аллах проявил милость к рабам Своим и разрешил развод, не связывая его с какими-либо наказаниями. Если мужчина не любит жену и не может продолжать супружеские отношения с ней, то он вправе дать ей развод. Однако при этом должны быть соблюдены следующие условия:
1. Нельзя давать мусульманке развод в период ее менструального цикла. Если мужчина разведется с женщиной в период, когда у нее менструации, то он нарушает запрет. Развод в этом случае признается недействительным, а она должна оставаться в доме мужа до окончания менструаций. После этого, ей дается развод, если муж желает его осуществить. После завершения второго цикла менструаций муж может ее оставить или дать ей развод. 2. Если муж вступал с женой интимные отношения после завершения цикла, то давать ей развода нельзя до тех пор, пока не выяснится: забеременела она или нет. Если муж вступал в интимные отношения с женой после завершения менструаций и вознамерился дать ей развод, то с разводом он должен подождать до завершения нового цикла менструаций, как бы долго они ни длились. После этого он, не вступая в интимные отношения, может дать ей развод. При этом не имеет значения, забеременела она или нет. Сказал Всевышний Аллах: О Пророк! Когда разводитесь вы с женами, то разводитесь с ними в установленный для них срок, и отсчитывайте срок…(Сура Развод, 65:1) Сказал Ибн Аббас (да будет доволен Аллах ими обоими): «Не давайте ей развода, когда у нее менструации, либо когда вы имели с нею половые сношения после завершения менструаций. Дайте развод, когда у нее менструации завершатся». Нельзя заявлять о разводе сразу более одного раза. Например говорить: «Ты — разведена два раза», или: «Ты — разведена три раза», или: «Ты — разведена, ты — разведена, ты — разведена». Повторять трижды «Ты — разведена» запрещено в соответствии с хадисом Пророка (мир ему и благословение Аллаха), который сказал о человеке, объявившем развод трижды: «Разве можно играть Писанием Аллаха в то время, как я нахожусь среди вас». Многие не знают предписаний, касающихся развода, и разводятся, когда им вздумается, не обращая внимания на то, когда и сколько раз это допустимо. Раб Аллаха должен придерживаться границ, установленных Аллахом, и не переходить их. Всевышний Аллах сказал: «Кто переходит границы Аллаха, тот обидел самого себя». (Сура «Развод», 65:1) Он также сказал: «А если кто переступает границы Аллаха, тот — неправедный». (Сура «Корова», 2:229)
Развод в чрезвычайных и критических ситуациях
Муж является обладателем права на развод, он может воспользоваться этим правом в критических или чрезвычайных ситуациях. Это такие ситуации, как развод под влиянием выпитого алкоголя или данный в шутку, в состоянии болезни или под угрозой увечья или смерти.
Пошутил о разводе
Случай, когда развод сделан в шутку, сурово порицается Исламом, как и любое пренебрежительное отношение к заповедям Всевышнего Аллаха. Мусульманин должен быть рассудительным и серьезным в своей повседневной жизни, и если муж позволяет себе шутки в отношении вопросов религиозных, то это легкомысленное отношение к заповедям Аллаха, будет засчитано как пренебрежение самой к Исламу. Талак – религиозная заповедь, переданная через хадисы и аяты Корана, и если такое случилось, то такой развод ислам считает действительным. Пророк Мухаммад ﷺ сказал об этом: «Есть 3 вещи, которые серьезны и всерьез, и в шутку: заключение брака, развод и возвращение жены после развода с возвратом или талак ар-радж‘и».
Поскольку практика разводов в шутку – явление, имевшее место задолго до современного Ислама, Всевышним Аллахом был ниспослан аят, в котором сказано: «Не считайте знамения Аллаха шуткой» (2:231).
Дал развод будучи в алкогольном опьянении
Случай, когда развод сделан в пьяном виде, тоже Ислам считает действительным, поскольку для развода мужу достаточно сказать одно или несколько слов, а Всевышний Аллах не снимает с пьяного ответственности за его дела и поступки. Обращаясь к мусульманам, Всевышний Аллах говорит: «О вы, которые уверовали! Не творите молитвы, будучи пьяными, пока не станете понимать то, что говорите» (4:43). По словам Пророка Мухаммеда ﷺ, любой развод является действительным, «кроме развода несовершеннолетнего и умалишенного».
В случае с разводом, данным в состоянии алкогольного опьянения, важно учитывать то, как человек вошел в это состояние: если такое состояние наступило в результате потребления продуктов дозволенных и естественных, то ученые придерживаются мнения, что развод такого человека не будет считаться действительным. А если человек опьянел в результате употребления запретных продуктов, то его развод будут считать действительным
Такими продуктами считают водку, вино, пиво, виски, гашиш и прочие наркотики.
Развод данный по принуждению
Случай, когда развод сделан под угрозой увечья или смерти, будет считаться недействительным — такого мнения придерживается большинство ученых, поскольку человек не хочет делать этого, а его заставляют. Доказательством такого положения можно считать слова Всевышнего Аллаха Священной Книге Коран: «Гнев Аллаха падет на тех, кто отрекся от Аллаха, а раньше верил в Него, если только он не был принужден к отречению, но сохранял в сердце приверженность к вере. Гнев падет на того, кто раскрыл неверию сердце. Таким и уготовано великое наказание» (16:106). Муж, который под угрозой жизни или здоровью согласился на развод, может вернуться к своей супруге без каких-либо препятствий. Также доказательством этого, может служить хадис Пророка Мухаммеда ﷺ, в котором сказано: «Воистину, Аллах снял ответственность с моей уммы в случае ошибки, забывчивости и угрозы насилия».
РАЗВОД В ИСЛАМЕ
Вопросам развода следует уделить особое внимание, потому что отсутствие знаний об этом может привести к действиям, прекращающим никях, даже если супруги сами не подозревают об этом и будут продолжать жить, совершая при этом большой грех
Развод бывает двух видов:
Однозначный – при этом муж произносит слово, имеющее одно значение не зависит от намерения. Пример: муж говорит жене: «Я разошелся с тобой» или «Ты разведена». В этом случае произошел развод независимо от того, какое намерение было у мужчины, в гневе говорил он это или в шутку.
А также считается разводом, если мужчина на вопрос: «Ты сейчас развелся со своей женой», ответит: «Да».
Смысловой – при этом муж произносит слово с намеком – зависит от намерения. Примеры: мужчина говорит своей жене: «Я не хочу тебя больше видеть» или «Ты мне больше не нужна», или «Выйди вон», «Уезжай» или «Ты свободна». Если у него было намерение развестись, то данные слова являются разводом, иначе не являются.
Свободный мужчина может развестись с женой не более трех раз. Трехкратный развод может производиться как в различное время, так и одновременно. Если мужчина говорит жене: «Я развелся с тобой троекратно», или если он сказал: «ты разведена», и его намерение при этом было – что это троекратный развод. В этих случаях развод засчитывается как троекратный развод даже в её отсутствии.
После трехкратного развода, мужчина уже не может вновь жениться на бывшей жене, пока не произойдут следующие пять условий:
- Прошел срок её ‘идда после развода с бывшим мужем.
- Вышла замуж за другого мужчину.
- С новым мужем был совершен половой акт.
- Был развод со вторым мужем.
- Прошел ее срок ‘идда после развода со вторым мужем.
По этому вопросу все Исламские ученые имеют единогласное мнение. Если мужчина повторяет жене три раза подряд слова: «Ты разведена», причем с намерением, что подтверждает один развод, то это – один развод, иначе – троекратный.
Развод «с условием» также считается действительным. Например, если муж скажет жене: «Ты разведена, если пойдешь к соседке», то при выполнении условия, то есть когда она пойдет к соседке, их брак нарушится. А если муж говорит жене: «Ты разведена», то этот развод не связан с какими-либо условиями.
Если муж все-таки хочет развестись, то необходимо различать следующие три вида развода:
Развод по сунне – когда мужчина дает своей жене развод в чистом периоде, в котором не был совершен половой акт.
Развод-бид‘ий (является грехом) – когда мужчина разводится с женой в период менструации или послеродовых выделений, или в чистом периоде, в котором совершил с ней половой акт.
Развод, который не является ни Сунной и ни бид‘ий:
— Если мужчина разводится с его женой, во время её беременности.
— Если вообще не имел с ней половых отношений.
Примечание: если один из супругов отступил от Ислама, то их брак нарушается в том случаи между супругами еще ни разу не было полового акта. А также никах нарушается, если был половой акт, но вероотступник не вернулся в Ислам до истечения срока аль-‘идда.
Как предотвратить развод в исламе
В Коране прямо говорится, что развод ненавистен Богу. Нельзя разорвать священные узы брака только из-за того, что жена надоела или просто перестала нравиться. Мусульманин должен уважительно относиться к своей жене, запрещено проявлять к ней агрессию, а тем более физическое насилие. Женщине в случае возникновения конфликтов в семье не рекомендуется отказывать мужчине в близости.
Ислам требует от супругов приложить все усилия для сохранения семьи, потому что в случае развода страдают не только они, но и дети, друзья, родственники. Недаром у мусульман придумана процедура с тремя разводами. Она дает мужчине и женщине дополнительное время на обдумывание. Если один из супругов подрывает брак, то второй – обязан приложить все силы, чтобы сохранить его.
Но если примирение все же невозможно, то расставаться следует мирно, не усугубляя развод ссорами. Нередко в исламе талак называют «развязыванием узла». Также предписывается после развода позаботиться о детях.
Развод в руках мужа — почему?
Один из самых частых вопросов – почему именно мужу принадлежит право развода. Для этого существуют неоспоримые причины, среди которых и то, что женщина является более эмоциональной по своей натуре, а мужчина отличается более рациональным и практичным подходом к жизни.
Поскольку развод является шагом очень серьезным, его следует обдумать и не действовать под влиянием эмоции. Муж способен подойти к этому вопросу более взвешенно, поскольку после развода последует целый ряд неприятных моментов, которые он будет обязанным решить: необходимо позаботиться о материальном обеспечении женщины и детей, выплате махра и алиментов, определению дальнейшей судьбы несовершеннолетних детей, их воспитанию и возможности видеться со своим отцом или матерью, поэтому муж отнесется к вопросу развода серьезно, а женщина может принимать решения под влиянием эмоций.
https://youtube.com/watch?v=1Yrbe57riIA
Виды развода в исламе
В исламе различают три вида развода (талака) со стороны мужчины:
- предварительный;
- полный;
- окончательный.
Предварительный талак не является расторжением брака. Отношения между супругами могут быть возобновлены на протяжении идды. Это срок, который составляет три менструальных цикла или три месяца, если жена беременна.
Для инициации неокончательного развода мужчине достаточно заявить об этом вслух. Мужчина может написать свое решение на бумаге и дать прочитать супруге.
Муж может передумать и возобновить отношения после предварительного талака. Для этого ему достаточно сообщить о своем решении или просто поцеловать женщину, вступить в близость с ней. Сделать это нужно до конца идды. Согласия супруги не требуется.
Смысл предварительного развода – дать супругам возможность пересмотреть свои отношения и не разрушать семью.
Полный развод мужчина дает жене, если решил окончательно расстаться с ней. В период идды ему запрещается входить в покои бывшей жены, а ей – наряжаться или пытаться другими способами соблазнять мужчину.
Подобный вид расторжения отношений наступает и в том случае, если разорвать их просит жена, выплатив супругу выкуп. Обычно такие вещи происходят по предварительной договоренности.
Разрыв брака считается полным в случае объявления мужчиной троекратного развода жене единовременно. Также после первого талака, если между супругами еще не было половых отношений. В последнем случае муж выплачивает жене половину махра, а она может сразу же сочетаться новым браком.
Первые два талака считаются малым разводом, так как после них супруги еще могут восстановить законные отношения.
Талак становится окончательным, если мужчина объявляет об этом своей супруге три раза. После него женщина сможет вернуться к супругу только после союза с другим мужчиной и развода с ним.
Более правильным считается полный талак, который был израсходован не единовременно, а раз за разом. Подобный развод более соответствует Корану и Сунне.
Как мусульманская религия подходит к вопросу развода
Есть лишь два условия для счастливой семейной жизни – это уважение и любовь, но оба эти чувства должны быть взаимными. Не будет счастливой та семья, в которой каждый супруг будет все время отстаивать свою точку зрения и не будет уважать мнение другого, и такую семью не спасет и рождение ребенка. Всевышний Аллах создал человека не только с чувством любви, но и с другими сильными чувствами, среди которых и негативные, такие как ненависть. Всего один шаг отделяет любовь от ненависти — так говорят не зря. Человек в семейной жизни может обнаружить совершенно неожиданные качества – агрессивность, грубость, нетерпимость. Все эти особенности, которые имеет человеческая природа, Всевышний Аллах знал, когда возлагал на человека обязанности в вопросах брака. Предписания Ислама и Шариата в вопросах развода также учитывают такие особенности, которые имеют люди.
Если в Католицизме развод после заключения брака невозможен, то Ислам такого положения не имеет и не удерживает вместе тех людей, которые несчастливы друг с другом, характеры которых не сходятся и затрудняют их семейную жизнь, даже если в этой семье есть ребенок. Развод в Исламе – это предупреждение возникновения греховных ситуаций и поступков у людей, которые вынуждены оставаться вместе из-за ребенка, но вынуждены искать на стороне того, чего в семейной жизни им не хватает: если люди в браке совершенно чужие друг другу, совершенно по-разному смотрят на мир, если вместе они ужиться не могут, то от необходимости сохранять этот никому не нужный брачный союз Ислам их освобождает.
Великим благом для мусульман является дозволенность развода в Исламе, поскольку дарит возможность двум людям найти для себя подходящую пару еще раз, дает второй шанс на счастливую семейную жизнь. Сказано Всевышним Аллахом: «Если разведутся супруги, то Всевышний Аллах обеспечит каждого из них из Своей Милости, ибо Аллах – Объемлющий и Мудрый» (сура Ан-Ниса | Женщины, 130 аят).
Расторжение брака или талак в Исламе разрешен, в аятах Священной Книги Коран и в хадисах дается разъяснение порядка совершения развода по Шариату. Однако дозволенность развода не означает, что развестись можно просто и легко в любую минуту.
Мусульмане понимают, что талак – это самое крайнее средство для решения семейных проблем, и Пророк Мухаммад ﷺ назвал талак самым неприятным для Всевышнего Аллаха из дозволенного, однако этот хадис считается слабым.
https://youtube.com/watch?v=KX9aqeRcjcU
https://youtube.com/watch?v=Lur2gy70byA
Кто имеет больше прав на ребёнка после развода (талак)?
Передается от ‘Абдуллаха ибн ‘Амра, да будет доволен Аллах им и его отцом, что одна женщина сказала: «О Посланник Аллаха! Это мой сын. Живот мой был для него вместилищем, грудь моя была для него источником, а колени мои — уютным прибежищем. А теперь его отец развёлся со мной и хочет забрать его у меня».
Посланник Аллаха ﷺ сказал ей:
أَنْتِ أَحَقُّ بِهِ مَا لَمْ تَنْكِحِي
Ты имеешь больше прав на него, пока не выйдешь замуж» (Абу Дауд 2276).
В этом хадисе говорится о случае, если ребёнок ещё совсем мал и не способен принимать самостоятельные решения, исходя из соображений вреда и пользы.
Если же ребёнок уже достаточно взрослый, то прежде всего необходимо обратить внимание на его собственное желание. Так, Абу Маймуна Сальма, вольноотпущенник из числа жителей Медины, человек, достойный доверия, передаёт:
Так, Абу Маймуна Сальма, вольноотпущенник из числа жителей Медины, человек, достойный доверия, передаёт:
Однажды, когда я сидел вместе с Абу Хурайрой, к нему подошла персиянка со своим сыном. Муж дал ей развод и теперь каждый из них желал оставить ребёнка себе.
Она сказала по-персидски: «Мой муж хочет забрать моего сына». Абу Хурайра сказал ей по-персидски: «Тяните жребий». Тогда пришёл её муж и сказал: «Кто оспаривает моё право на сына?»
Абу Хурайра сказал: «Я говорю это лишь потому, что слышал, как к посланнику Аллаха ﷺ пришла одна женщина, когда я сидел у него, и сказала: «О Посланник Аллаха! Мой муж хочет забрать у меня сына, а ведь мой сын уже подрос, и может принести воды из колодца Абу Инабы, и помогает мне!»
Посланник Аллаха ﷺ сказал:
اسْتَهِمَا عَلَيْهِ
Тяните жребий
Её муж сказал: «Кто оспаривает моё право на сына?»
Тогда Пророк ﷺ сказал:
هَذَا أَبُوكَ، وَهَذِهِ أُمُّكَ فَخُذْ بِيَدِ أَيِّهِمَا شِئْتَ
Это твой отец, а это — твоя мать. Возьми за руку кого хочешь». Ребёнок взял мать за руку, и она ушла вместе с ним»» (Абу Дауд 2277).
Однако, при этом не следует забывать, что в вопросе опеки над детьми приоритетным фактором является именно польза для ребёнка.
Поэтому, не смотря на возраст ребёнка, опеку над детьми следует поручать тому из родителей, кто очевидно лучше справляется со своими родительскими обязанностями.
Очень важно, чтобы родители подошли к вопросу воспитания детей максимально ответственно и без эмоций, избрав для него наилучший вариант и договорившись между собой. В случае возникновения разногласий между родителями в вопросах опекунства, решение в интересах ребёнка должен принимать судья
Основными критериями при этом являются богобоязненность, состояние здоровья, условия жизни, образование родителей и другие, имеющие значение в деле воспитания ребёнка, факторы
В случае возникновения разногласий между родителями в вопросах опекунства, решение в интересах ребёнка должен принимать судья. Основными критериями при этом являются богобоязненность, состояние здоровья, условия жизни, образование родителей и другие, имеющие значение в деле воспитания ребёнка, факторы.
Мнение богословов об обстоятельствах развода
Исламские богословы негативно относятся к разводу, но полагают, что иногда он является необходимой мерой и меньшим из зол. В этом случае талан лучше провести как можно быстрее, по возможности сохранив между супругами добрые отношения.
Имам Бухари еще в IX веке писал о здравомыслии супругов, которые принимают решение о разводе. В своем трактате он выделил целую главу, посвященную расторжению брака в состоянии ярости или сильного гнева. Мудрец полагал, что подобный талак недействителен. Также богослов считал, что не могут отвечать за свои действия люди, находящиеся в состоянии помешательства или опьянения.
Сподвижник Пророка Ибн Аббас называл талак, который объявили в состоянии опьянения, ничтожным. Он полагал, что человек в подобном состоянии не обладает рассудком и волей.
Процесс развода у мусульман
Процедура расставания в мусульманской семье не так проста, как это кажется поначалу. Во-первых, необходимо соблюсти особую процедуру, а во-вторых, после развода возникают определенные обязательства с обеих сторон, после чего супруги освобождаются от семейных уз. Развод допускается по инициативе женщины и мужа, однако в зависимости от того, кто инициатор, возникают некоторые особенности в процедуре.
Этапы действий:
- Назначение мужчиной и женщиной судьи, в чьи функции входит примирение супругов.
- Если не удалось примириться, верующие получают право на освобождение от уз семьи. В зависимости от того, кто хочет развестись, различают следующие виды разводов: если инициатива исходит от мужчины, процедуру называют «талак», а если от женщины – «хуль».
- Для проведения развода в мусульманском браке от мужчины требуется трехкратное произнесение талака, либо письменное оповещение, однако между каждым из талаков должно пройти 3 месяца «идды» (ожидания), в течение которого супруги не должны иметь интимной близости.
- Если инициатива исходит от жены, то должна быть веская причина в виде вины супруга. Супруга может требовать развод, обращаясь к судье и доказывая, что мужчина не исполнял обязанности супруга. Если муж не дает развод, для получения разрешения на прекращение брачного союза, потребуется привести доказательства, что муж вел себя аморально, не следовал Корану. Частой причиной служит прелюбодейство или переход в другую веру с отказом от ислама.
С точки зрения мусульман, развод – самое нелюбимое, но разрешенное действие, и супруги должны сделать все, чтобы избежать расставания, вместе преодолевая семейные сложности.
Развод в чрезвычайных и критических ситуациях
Муж является обладателем права на развод, он может воспользоваться этим правом в критических или чрезвычайных ситуациях. Это такие ситуации, как развод под влиянием выпитого алкоголя или данный в шутку, в состоянии болезни или под угрозой увечья или смерти.
Пошутил о разводе
Случай, когда развод сделан в шутку, сурово порицается Исламом, как и любое пренебрежительное отношение к заповедям Всевышнего Аллаха. Мусульманин должен быть рассудительным и серьезным в своей повседневной жизни, и если муж позволяет себе шутки в отношении вопросов религиозных, то это легкомысленное отношение к заповедям Аллаха, будет засчитано как пренебрежение самой к Исламу. Талак – религиозная заповедь, переданная через хадисы и аяты Корана, и если такое случилось, то такой развод ислам считает действительным. Пророк Мухаммад ﷺ сказал об этом: «Есть 3 вещи, которые серьезны и всерьез, и в шутку: заключение брака, развод и возвращение жены после развода с возвратом или талак ар-радж‘и».
Поскольку практика разводов в шутку – явление, имевшее место задолго до современного Ислама, Всевышним Аллахом был ниспослан аят, в котором сказано: «Не считайте знамения Аллаха шуткой» (2:231).
Дал развод будучи в алкогольном опьянении
Случай, когда развод сделан в пьяном виде, тоже Ислам считает действительным, поскольку для развода мужу достаточно сказать одно или несколько слов, а Всевышний Аллах не снимает с пьяного ответственности за его дела и поступки. Обращаясь к мусульманам, Всевышний Аллах говорит: «О вы, которые уверовали! Не творите молитвы, будучи пьяными, пока не станете понимать то, что говорите» (4:43). По словам Пророка Мухаммеда ﷺ, любой развод является действительным, «кроме развода несовершеннолетнего и умалишенного».
В случае с разводом, данным в состоянии алкогольного опьянения, важно учитывать то, как человек вошел в это состояние: если такое состояние наступило в результате потребления продуктов дозволенных и естественных, то ученые придерживаются мнения, что развод такого человека не будет считаться действительным. А если человек опьянел в результате употребления запретных продуктов, то его развод будут считать действительным
Такими продуктами считают водку, вино, пиво, виски, гашиш и прочие наркотики.
Развод данный по принуждению
Случай, когда развод сделан под угрозой увечья или смерти, будет считаться недействительным — такого мнения придерживается большинство ученых, поскольку человек не хочет делать этого, а его заставляют. Доказательством такого положения можно считать слова Всевышнего Аллаха Священной Книге Коран: «Гнев Аллаха падет на тех, кто отрекся от Аллаха, а раньше верил в Него, если только он не был принужден к отречению, но сохранял в сердце приверженность к вере. Гнев падет на того, кто раскрыл неверию сердце. Таким и уготовано великое наказание» (16:106). Муж, который под угрозой жизни или здоровью согласился на развод, может вернуться к своей супруге без каких-либо препятствий. Также доказательством этого, может служить хадис Пророка Мухаммеда ﷺ, в котором сказано: «Воистину, Аллах снял ответственность с моей уммы в случае ошибки, забывчивости и угрозы насилия».
Развод данный при смерти
Случай. Когда развод сделан в состоянии болезни, если муж находится в здравом уме, будет считаться действительным. Этот вопрос рождает также вопрос о том, может ли лишить наследства развод, который был дан в болезни. Если идда женщины не закончилась до того, как умрет муж, то она может получить наследство. Если же причина была лишить наследства жену, то такой развод не будет считаться действительным.