Служба в органах внутренних дел является

Оглавление статьи

Управление

Руководство работой МВД осуществляет глава государства. Возглавляет институт министр. Назначение его на должность, а также освобождение от нее осуществляется президентом в соответствии с представлением председателя правительства. Министр несет индивидуальную ответственность за реализацию задач и полномочий, которые возлагаются на МВД, а также за осуществление госполитики в сфере ВД. Должностное лицо имеет заместителей. Они назначаются и освобождаются от должности президентом также в соответствии с представлением председателя правительства. Министр может иметь 8 заместителей.

Служба в органах внутренних дел Российской Федерации

Она осуществляется на должностях начальствующего и рядового состава. Они устанавливаются министром ВД. Служба в органах внутренних дел также осуществляется на должностях высшего руководящего состава. Они утверждаются президентом. Особый порядок, в соответствии с которым проходит служба, установлен законодательством, ведомственными нормативными документами. Работа сотрудников основывается на тех же принципах, что и строится функционирование всей структуры МВД. Кроме указанных выше основных положений, можно выделить следующие:

  1. Приоритет интересов государства.
  2. Выполнение обязанностей на всей территории страны.
  3. Единоначалие ОВД.
  4. Компетентность и профессионализм.
  5. Политическая нейтральность.
  6. Ответственность за все принимаемые решения.
  7. Правовая и социальная защищенность.
  8. Справедливое вознаграждение за работу.
  9. Продвижение по службе в соответствии с результатами труда и с учетом квалификации и способностей.

Испытательный срок при поступлении на службу

Для гражданина, поступающего на службу в ОВД, в целях проверки уровня его подготовки и соответствия должности, на замещение которой он претендует, устанавливается испытание на срок от двух до шести месяцев. При поступлении на службу на должность, при замещении которой присваивается специальное звание полиции, испытательный срок должен быть не менее трех месяцев (п. 1 ст. 24 Закона N 342-ФЗ).

На период испытания кандидат назначается стажером на соответствующую должность без присвоения ему специального звания.

Испытание не устанавливается для граждан (п. 10 ст. 24 Закона N 342-ФЗ):

  1. назначаемых на должности высшего начальствующего состава;
  2. поступающих в образовательные учреждения высшего профессионального образования МВД для обучения по очной форме;
  3. назначаемых на должности по результатам конкурса.

По решению руководителя МВД или уполномоченного руководителя испытание может не устанавливаться также для граждан, ранее проходивших службу в федеральных органах исполнительной власти на должностях, по которым предусмотрено присвоение специальных (воинских) званий (п. 11 ст. 24 Закона N 342-ФЗ).

В период испытания со стажером заключается срочный трудовой договор, на него распространяется действие трудового законодательства, а также п. п. 1 — 3 ст. 68 Закона N 342-ФЗ в части, регулирующей страховые гарантии сотрудникам.

Не засчитываются в срок испытания период временной нетрудоспособности стажера и другие периоды, когда он фактически не выполнял служебные обязанности. Увеличение срока испытания на период временной нетрудоспособности, а также на время его отсутствия на службе по иным уважительным причинам оформляется приказом уполномоченного руководителя.

Срок испытания засчитывается в стаж службы в ОВД (выслугу лет) (п. 9 ст. 24 Закона N 342-ФЗ).

Судебная практика по 342 ФЗ

Предлагается к рассмотрению несколько судебных практик.

Гражданский иск МВД к Харбову Э.А. с требованием взыскать средства, потраченные на обучение

Гр. Харбов был принят на очную форму обучения в МВД с последующей отработкой в 5 лет. После окончания ВУЗа он отслужит 1,9 года, чем нарушил контракт. Предъявлена сумма к возмещению за вычетом отслуженного времени.

На судебном процессе истец не присутствовал (предъявлено заявление о рассмотрении дела без участия представителя МВД), ответчик тоже (место нахождения не установлено).

Решение суда – удовлетворение иска в полном объеме.

Общие сведения

Общая информация о ФЗ 342 от 30.11 2011 о службе в ОВД имеет 14 глав и 98 статей:

  • основные правила;
  • названия должностей и званий в ОВД;
  • правовое положение сотрудника;
  • официальные отношения внутри органов;
  • процесс продвижения по службе;
  • присвоение званий;
  • безоговорочное исполнение приказов, изданных МВД;
  • порядок работы и отдыха;
  • социальное и правовое обеспечение сотрудников;
  • конфликтные ситуации и их урегулирование;
  • организация состава кадров;
  • окончание службы в ОВД;
  • службы финансов внутри министерства;
  • заключение.

Действующий федеральный закон регулирует права и обязанности, которые возникли во время поступления, выслуги и после окончания службы в ОВД РФ.

Особо важные статьи 342 ФЗ

Рассмотрим ФЗ 342 органов внутренних дел, а именно краткое содержание некоторых статей.

Статья №12 указывает на главные обязанности служащего ОВД:

  • регламент конституции РФ знает и соблюдает;
  • знает и исполняет должностной регламент;
  • во время исполнения службы соблюдает права и интересы граждан;
  • периодически проходит курсы повышающие квалификацию;
  • не разглашает секретную информацию.

Статья №13 указывает на поведение служащего ОВД:

  • к предполагаемому злоумышленнику соблюдает нейтралитет;
  • тактично и вежливо относится к гражданам и сослуживцам;
  • заботится о чести и достоинстве.

Статья №22 говорит об особенностях, которые присутствуют при заключении договора с лицом, имеющим желание вступить в ОВД.

Статья №30 гласит, что при переводе сотрудника должность сохраняется.

Статья №31 говорит о возложении обязанностей при замещении вышестоящего по службе сотрудника и сроках замещения.

Статья №49 описывает грубые нарушения:

  • неаргументированное отсутствие на рабочем месте;
  • огласка секретной информации;
  • непрохождение медкомиссии;
  • незаконные действия в отношении российских подданных и сотрудников.

Статья №50 описывает наказания, предусмотренные законодательством в виде:

  • замечания;
  • выговора;
  • строгого выговора;
  • предупреждения;
  • понижения в чине;
  • взыскания (привлечение к материальной ответственности);
  • отстранение от службы.

Статья №52 определяет правила должностной проверки.

Статья №56 описывает предоставление основных и личных отпусков.

Статья №57 устанавливает основной отпуск продолжительностью в 45 дней.

Статья №61 устанавливает максимально 10 дневный отпуск по личным причинам. Количество таких отпусков не ограничено.

Статья №72 описывает решение споров в суде.

Статья №84 устанавливает причины для расторжения контракта:

  • ухудшение здоровья;
  • нужда в заботе о малолетнем ребенке или ребенке-инвалиде;
  • нужда о заботе за престарелыми или родственниками-инвалидами.

Заявление о предстоящем уходе подают не позднее, чем за 30 дней до отставки. Законодательство РФ не предусматривает увольнения сотрудника без предупреждения.

Общие сведения об органах внутренних дел

ОВД выполняет существенный объем задач, связанных с обеспечением общественного порядка, как то: охрана базовых прав и свобод граждан, зашита правопорядка, контроль над общественной безопасностью (предотвращение преступлений, их выявление и пресечение и пр.) и т.д. ОВД является тем органом, который принимает и незамедлительно реагирует на обращения потерпевших или свидетелей правонарушений.

Пример 1

Статистика деятельности ОВД РФ, к примеру, за 2014 такова: число зарегистрированных обращений о преступных деяниях, административных нарушениях и прочих происшествиях – 29 288,5 тыс. (рост по отношению к предыдущему году составил 3,2%). Всего за 2014 год было зарегистрировано 2 166,4 тыс. уголовных преступлений, и этот показатель ниже, чем в предыдущем году на 1,8%.

Эффективность работы органов внутренних дел в 2014 году отражают и такие показатели:

  • средний уровень преступности в стране (на 100 000 человек) составил 1 507,9 тыс. преступлений, и это на 31,2 пункта ниже, чем в 2013 году;
  • среднее число тяжких и особо тяжких преступлений (на 100 000 человек) уменьшилось с 375, 1 (2013 год) до 365,7 (2014 год).

Чтобы понять, насколько обширен вклад структуры органов ОВД в решение вопросов общественной безопасности, можно также привести следующую статистику: в 2013 году 74,5 % общего числа предварительно расследованных преступлений было расследовано представителями ОВД. Средняя нагрузка на одного следователя ОВД – 38 уголовных дела, и этот показатель самый высокий среди всех правоохранительных органов.

Во главе всей структуры органов внутренних дел стоит Министерство Внутренних Дел (МВД) Российской Федерации.

Министерство Внутренних дел РФ

Определение 1

Министерство внутренних дел есть федеральный орган исполнительной власти, в ведомстве которого находятся вопросы разработки и внедрения принципов государственной политики относительно нормативно-правового регулирования в области внутренних дел. Разработка государственной позиции по вопросам миграции также является зоной ответственности МВД РФ.

Руководство деятельностью Министерства Внутренних Дел осуществляется Президентом России (согласно положениям Указа Президента № 636, 21.05.2012 г.). Непосредственной главой МВД является Министр, которого назначает и освобождает от должности Президент. На Министра МВД возлагается личная ответственность за качество внедрения государственной политики в области внутренних дел.

В непосредственном подчинении у Министра МВД находятся его заместители, чье количество определяется Президентом, и им же данные лица принимаются на должность и освобождаются с нее.

Штат следователей МВД – самый крупный во всей системе органов, чья деятельность связана с защитой правопорядка, представлен 43,5 тысячами сотрудников, что составляет 65% всего следственного корпуса России. Указанные цифры вполне оправданы, учитывая показатели работы и нагрузки, приведенные в примерах выше.

Статус МВД закреплен в Положении о МВД России, и здесь же (п.3 Положения) определен круг задач, стоящих перед МВД РФ:

  • подготовка и внедрение принципов политики государства в области внутренних дел;
  • регулирование вопросов в области внутренних дел посредством применения правовых норм;
  • охрана прав и свобод, жизни и здоровья граждан России, граждан иных государств, находящихся на территории России и лиц, не имеющих гражданства;
  • обеспечение общественного порядка, общественной безопасности, охраны собственности;
  • противодействие преступности;
  • управление деятельностью органами внутренних дел и внутренними войсками;
  • реализация охранительных мер социального и правового характера относительно сотрудников ОВД, служащих внутренних войск, государственных гражданских служащих структуры МВД;
  • социально-правовое обеспечение сотрудников структуры МВД; лиц, уволенных со службы в ОВД; лиц, уволенных с военной службы; членов семей перечисленных лиц и прочих граждан, обеспечение которых, согласно законодательству России, подведомственно МВД.

Должностной перевод сотрудника ОВД

Сотрудника ОВД переводят только с письменного согласия самого сотрудника.

Вышестоящая должность подразумевает более высокое звание и оплату труда. Перед переводом сотрудника на вышестоящую должность он обязательно проходит аттестацию, за исключением резервного случая.

Равнозначная должность подразумевает одинаковый чин и оклад. Такой перевод выполняется, если:

  • есть необходимость в замещении;
  • есть заключение о состоянии здоровья от военно-врачебной комиссии;
  • личные или семейные обстоятельства;
  • идет сокращение;
  • сотрудника восстанавливают в ранее занимаемой должности;
  • окончился срочный трудовой договор;
  • прекращен доступ к конфиденциальной информации на данной должности;
  • присутствуют родственники на вышестоящий должностях.

Нижестоящая должность подразумевает более низкое звание и соответственно оклад. Перевод выполняется:

  • из-за уровня здоровья определяемого военно-врачебной комиссией;
  • из-за личных или семейных факторов;
  • при сокращении;
  • при дисциплинарном взыскании;
  • при восстановлении на службе сотрудника, но отсутствии равнозначной должности;
  • когда прекращен допуск к конфиденциальной информации на данной должности;
  • когда сотрудник отказывается от перевода на равнозначную должность;
  • когда сотрудник не соответствует занимаемой должности;
  • когда на вышестоящих должностях работают близкие родственники.

Причины увольнения без согласия служащего

Причины для разрыва трудового договора и отставки:

  • болезнь, приведшая к служебной негодности;
  • признание судом сотрудника недееспособным;
  • нет возможности перевода, служащий отказывается от перевода;
  • приобретение гражданства другой страны;
  • фиктивные документы, предоставляемые при служебном поступлении;
  • служащий отказывается от перевода, связанного с родственными связями;
  • призвание на военную службу;
  • проступок, который порочит честь мундира;
  • нарушены обязательные правила во время подписания договора;
  • срок контракта закончился;
  • отказ от перевода на должность, равнозначную нынешней;
  • утрата доверия.

Наличие одной из этих причин способствует увольнению без согласия сотрудника.

Структура ОВД

Органы внутренних дел включают в себя:

  1. Центральный аппарат Министерства ВД, кроме главного командования внутренними войсками МВД.
  2. Территориальные подразделения.
  3. Научно-исследовательские, санаторно-курортные, медико-санитарные организации, образовательные учреждения.
  4. Окружные управления по материально-техническому снабжению.
  5. Зарубежные представительства.
  6. Прочие подразделения и организации, сформированные для реализации полномочий и задач, возложенных на ОВД.

Кроме этого, каждый из перечисленных институтов выстраивает собственную систему органов в соответствии с тем или иным уровнем (федеральным, территориальным, районным и пр.).

Другие функции

Органы внутренних дел Российской Федерации участвуют в обеспечении режима ЧС и военного положения при их введении на территории страны либо в отдельных ее регионах. Структуры обеспечивают проведение мероприятий в рамках военного времени и единой госсистемы ликвидации и предупреждения чрезвычайных ситуаций. ОВД организуют и проводят мобилизационную подготовку в системе МВД, контролируют и координируют работу ФМС в данной сфере. Органы внутренних дел обеспечивают выполнение мероприятий ГО, способствуют повышению стабильности функционирования внутренних войск в военное время и при возникновении ЧС в мирных условиях.

Структуры участвуют в территориальной обороне, в совместных действиях с ВС, прочими формированиями. Органы внутренних дел организуют специальные воинские перевозки в границах страны в интересах ОВД и ВС в соответствии с межведомственными соглашениями и правительственными постановлениями и в интересах соответствующих институтов исполнительной власти. По решению президента ОВД обеспечивают участие своих сотрудников, солдат внутренних войск и госслужащих в мероприятиях по восстановлению либо поддержанию международной безопасности и мира.

Кто вправе служить в ОВД

Поступая в ВУЗ на дневную форму обучения, курсант становится служащим ОВД. В высшие учебные заведения МВД вправе поступать лица и до 18 лет.

Сотрудник, впервые вступивший в ОВД, приводится к присяге. Текст присяги утвержден в ст. 28 ФЗ 342 РФ.

Законодательство предусматривает ограничения в возрасте для поступающих на службу:

  • 35 лет, на должностную замену;
  • 25 лет, для поступающих в ВУЗы МВД на дневную форму обучения.

Предельный возраст для граждан с воинским званием:

  • 50 лет, если звание ниже подполковника;
  • 55 лет, если звание полковник.

Ситуации, в которых будет отказано в приеме в ОВД:

  • судебное признание о недееспособности;
  • судимость, вне зависимости от того погашена она или снята;
  • несоответствующие медицинские показатели;
  • близкое родство с руководством ОВД;
  • не гражданин России, подданный другой страны;
  • фальсификация данных при зачислении на службу;
  • наличие документа подтверждающего возможность постоянно проживать на территории другой страны;
  • преследуемый уголовно;
  • частые правонарушения;
  • уголовное преследование прекращено в связи со сроком давности;
  • несогласие с обязанностями сотрудника ОВД.

Лица, желающие стать сотрудниками МВД, в обязательном порядке проходят тест на наркотики, психотропные и токсические вещества, а также зависимость от алкоголя.

Должностные требования для отбора:

  • уровень образования;
  • стаж службы в ОВД или по профессии;
  • профессиональные навыки и знания;
  • состояние здоровья.

Военный врач дает заключение о годности в определенной категории.

Об отпусках

Виды оплачиваемых отпусков, предоставляемых сотруднику полиции:

  • основной трудовой;
  • дополнительный (второй);
  • каникулы (для курсантов дневной формы обучения);
  • по личным факторам;
  • больничный;
  • после окончания ВУЗа МВД.

Каждый год служащему МВД предоставляется основной трудовой и дополнительный отпуск. Трудовой отпуск не больше 60 дней, зависит от выслуги лет. Половину отпускных дней по желанию сотрудника компенсируют в денежном эквиваленте.

Для матерей предоставляется отпуск по уходу за ребенком на 3 года.

Педагогический коллектив в основном отдыхает во время каникул курсантов.

Сотрудникам, имеющим ненормированный рабочий день, полагаются дополнительные отгулы.

При увольнении сотруднику МВД предоставляются неиспользованные отпуска.

Руководитель ФОИВ оформляет распоряжение на отпуск, на возможность разделить, соединить, перенести его, возмещение компенсацией части отпуска, отзыв служащего из отпуска.

Задачи

Деятельность органов внутренних дел базируется на принципах:

  1. Соблюдения и уважения свобод и прав человека и гражданина.
  2. Гласности.
  3. Гуманизма.
  4. Законности.
  5. Подконтрольности.

Положение о службе в органах внутренних дел формулирует пределы полномочий, а также определяет ключевые задачи института. К последним, в частности, относят:

  1. Обеспечение защиты свобод и прав граждан в рамках своих полномочий.
  2. Организацию в пределах компетенции предупреждения, пресечения, выявления, расследования и раскрытия преступлений.
  3. Обеспечение охраны правопорядка в обществе.
  4. Предупреждение и пресечение административных правонарушений.
  5. Осуществление госконтроля оборота оружия.
  6. Организацию госохраны имущества и организаций.
  7. Обеспечение безопасности на дорогах.
  8. Контроль частной охранной и детективной деятельности, а также вневедомственной охраны на территории страны.

Правовой статус должностей

В соответствии с ним формируются ключевые обязательные требования к кандидату. С момента замещения соответствующей должности субъект становится сотрудником ОВД. Служащий органа ВД является гражданином страны, имеющим свободы, права и обязанности, установленные для всех Конституцией и прочими нормативными актами. Вместе с этим, с момента замещения должности он получает соответствующий статус.

Это обеспечивает его участие в государственно-служебных отношениях. Занимая определенную должность, лицо наделяется специальными обязанностями и правами, за реализацию которых он несет ответственность. Осуществляя свои полномочия, сотрудник ОВД использует юридические возможности в соответствии со своей компетенцией, согласно закону, присяге и контракту. При исполнении своих обязанностей субъект находится под государственной защитой по ФЗ № 45. Никто, за исключением должностных органов и лиц, прямым образом уполномоченных на это, не может вмешиваться в деятельность сотрудника ОВД.

Административная работа

В органах внутренних дел российской исполнительной власти проводятся мероприятия, направленные на:

  1. Охрану порядка на территории государства.
  2. Производство по делам, связанным с административными правонарушениями, включенным в компетенцию ОВД.
  3. Обеспечение безопасности на автотрассах страны, разработку и внедрение мероприятий по предотвращению ДТП, уменьшению тяжести последствий аварий, организацию и выполнению специальных надзорных, контрольных и разрешительных функций в сфере БДД.

Органы внутренних дел Российской Федерации проводят также лицензионную работу в сферах, подлежащих лицензированию, контролируют отношения, возникающие в них.

Должности и специальные звания в ОВД

Согласно ст. 6 Закона N 342-ФЗ перечень типовых должностей в ОВД и соответствующих им специальных званий утверждается Президентом РФ. На основании этого перечня руководителем МВД с учетом особенностей функционирования этих органов могут учреждаться соответствующие типовым должностям по своему правовому статусу должности с иными наименованиями — нетиповые должности.

Должности в ОВД подразделяются на (ст. 7 Закона N 342-ФЗ):

  1. должности начальствующего состава: высшего, старшего, среднего, младшего;
  2. должности рядового состава.

Специальные звания по должностям в ОВД присваиваются в соответствии с Законом N 342-ФЗ.

В частности, п. 2 ст. 8 Закона N 342-ФЗ учреждены следующие специальные звания:

    Должность  
                    Специальные звания
 Рядовой состав
Рядовой полиции, рядовой внутренней службы, рядовойюстиции
 Младший        начальствующий состав        
- младший сержант полиции, младший сержант внутреннейслужбы, младший сержант юстиции;- сержант полиции, сержант внутренней службы, сержантюстиции;- старший сержант полиции, старший сержант внутреннейслужбы, старший сержант юстиции;- старшина полиции, старшина внутренней службы, старшинаюстиции;- прапорщик полиции, прапорщик внутренней службы,прапорщик юстиции;- старший прапорщик полиции, старший прапорщик внутреннейслужбы, старший прапорщик юстиции
 Средний        начальствующий состав        
- младший лейтенант полиции, младший лейтенант внутреннейслужбы, младший лейтенант юстиции;- лейтенант полиции, лейтенант внутренней службы,лейтенант юстиции;- старший лейтенант полиции, старший лейтенант внутреннейслужбы, старший лейтенант юстиции;- капитан полиции, капитан внутренней службы, капитанюстиции
 Старший        начальствующий состав        
- майор полиции, майор внутренней службы, майор юстиции;- подполковник полиции, подполковник внутренней службы,подполковник юстиции;- полковник полиции, полковник внутренней службы,полковник юстиции
 Высший         начальствующий состав        
- генерал-майор полиции, генерал-майор внутренней службы,генерал-майор юстиции;- генерал-лейтенант полиции, генерал-лейтенант внутреннейслужбы, генерал-лейтенант юстиции;- генерал-полковник полиции, генерал-полковник внутреннейслужбы, генерал-полковник юстиции;- генерал полиции РФ

Система органов внутренних дел

Федеральным институтом, осуществляющим функции по разработке и реализации госполитики и нормативному регулированию в сфере ВД и миграции, является МВД. Построение системы органов обуславливается разными полномочиями, которыми наделяются структуры, входящие в нее. Она включает в себя горизонтальные и вертикальные связи. В последнем случае система состоит из:

  1. Центрального аппарата — на федеральном уровне.
  2. Главных управлений по округам, транспортных ведомств — на окружном уровне.
  3. Оперативных бюро, центров спецназначения, линейных подразделений на воздушном, водном, железнодорожном транспорте — на межрегиональном уровне.
  4. Министерств по республикам, управлений (главных в том числе) по прочим субъектам — на региональном уровне.
  5. Отделов, ведомств, подразделений по городам, районам, прочим муниципальным образованиям, на режимных и особо важных объектах, на комплексе «Байконур», воздушном, железнодорожном, водном транспорте — на районном уровне.

Горизонтальные связи представлены следующим образом:

  1. Органы внутренних дел, полиция в том числе.
  2. Внутренние войска.
  3. Подразделения и организации, сформированные для реализации полномочий и задач, возложенных на МВД.

Борьба с преступностью

Положение о службе в органах внутренних дел определяет ключевые направления их работы. Одним из них выступает борьба с преступностью. В рамках противодействия незаконным посягательствам органы внутренних дел осуществляют:

  1. Дознание, предварительное следствие по уголовным преступлениям, отнесенным к их компетенции.
  2. Организацию и непосредственное проведение оперативно-розыскной работы и экспертно-криминалистических мероприятий.
  3. Выявление, предотвращение, пресечение, расследование и раскрытие преступлений, отнесенных к тяжким и особо тяжким, совершенных криминальными сообществами, организованными группами, отличающиеся межрегиональным или транснациональным характером или вызывающие широкий общественный резонанс.
  4. Обеспечение государственной защиты свидетелей, потерпевших и прочих участников судопроизводства по уголовным делам, судей, следователей, прокуроров, должностных лиц контролирующих и правоохранительных структур, прочих субъектов, защищаемых законом.
  5. Выявление, пресечение, предотвращение, расследование и раскрытие, проведение ревизий и проверок финансово-хозяйственных операций на предприятиях, организациях, в учреждениях вне зависимости от их форм собственности.
  6. Принятие мер, направленных на борьбу с экстремизмом.