Оглавление статьи
Контракт со служащими — содержание
Данный документ состоит из нескольких разделов, включающих все необходимые сведения о регулировании трудовых отношений.
- Обязанности и права для обеих сторон, участвующих в подписании документа.
- Личные данные, лица, поступающего на службу и того, кто выступает от имени работодателя, а также название госорганизации.
В контракте должны быть оговорены все нюансы обязанностей служащего – именно их он должен придерживаться, выполняя свою работу
- Обязательным разделом являются сведения об условиях контракта: — указание подразделения государственной организации; — название должности гражданина; — дата, когда служащий должен приступить к работе; — должностной регламент (права и обязанности, поступающего на службу гражданина); — сведения о медицинском и других типах страхования гражданина; — права и обязанности работодателя; — информация об условиях осуществления деятельности, а также компенсации, полагающиеся гражданам, осуществляющим свою работу во вредных, тяжелых и опасных условиях; — режим времени службы и отдыха (это указывается в тех случаях, когда график работы отличается от распорядка работы государственной организации; — основная з/плата, доплаты и надбавки по результатам работы служащего, которые устанавливаются ФЗ и правовыми нормативными актами; — ротационные нюансы гражданских служащих (ФЗ №395-ФЗ от 06.12.2011 года).
По условиям, установленным в организации, при приеме граждан на определенные должности для них может быть установлен испытательный срок, в течение которого они должны показать руководству свои профессиональные возможности
- Кроме вышеназванных аспектов в документе, могут быть отображены и другие нюансы:— испытательный срок работы (ст.27 настоящего закона); — сохранение в тайне служебных сведений, которые относятся к гос. тайне; — если гражданин, поступающий на службу, проходит обучение за счет бюджетных денег, он обязан подтвердить свое намерение после его окончания, отработать указанный в договоре срок по получаемой профессии (ФЗ №185 от 02.07.2013 года и № 337-ФЗ от 03.08.2018 года); — результативность работы служащего и условия ее оплаты; — другие условия, которые не ставят служащего в худшее положение относительно ФЗ и ТЗ.
- Первоначальный вариант контракта не может быть изменен без согласия работника — этот процесс осуществляется по обоюдному согласию письменно.
В некоторых случаях руководство организации заключает с гражданами срочный контракт. Этот фактор должен быть разъяснен служащему устно и включен в оформляемый документ
- Если оформляется срочный контракт, в нем обязательно дается информация о сроки его действия, а также факторы, указывающие на причины заключения именно этого варианта документа.
- Ответственность обеих сторон за ненадлежащее исполнение или не исполнение, прописанных в контракте, а также в ФЗ и ТК обязанностей.
- Запрещено обязывать служащего выполнять обязанности, которые не указаны в контракте, а также в регламенте, установленном для его должности.
- Контракт подготавливается в 2-х экземплярах, и оба удостоверяются двумя сторонами. Один из них должен находиться у работника, а другой помещается в личное дело. Стандарт структуры контракта утверждается Президентом РФ.
Служебный контракт и трудовой договор
В Федеральном законе от 27.05.2003 N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (далее — Закон N 58-ФЗ) законодатель, упоминая впервые о служебном контракте, не раскрывает в полной мере, что же это такое и какую роль он играет в служебных отношениях. В отличие от Закона N 58-ФЗ, Закон N 79-ФЗ много внимания уделяет служебному контракту, его форме и содержанию, особенностям заключения, изменения и расторжения, тем самым отграничивая государственно-служебные отношения от трудовых.
В соответствии со ст. 23 Закона N 79-ФЗ служебный контракт — это соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы. Одна сторона служебного контракта — это представитель нанимателя, которым является руководитель государственного органа, лицо, замещающее государственную должность, либо представитель руководителя или лица, осуществляющие полномочия нанимателя от имени РФ или субъекта РФ. Другая сторона контракта — гражданин, поступающий на гражданскую службу, или гражданский служащий.
Несмотря на то что по своему содержанию служебный контракт достаточно близок трудовому договору, он имеет свои специфические особенности. Выделим некоторые принципиальные различия.
Например, в качестве основания возникновения трудовых правоотношений между работником и работодателем выступает трудовой договор. Основанием же возникновения служебных отношений является акт государственного органа о назначении на должность гражданской службы, и только потом заключается служебный контракт. Еще отметим, что предмет трудового договора — соглашение об осуществлении работником определенной трудовой функции, предмет же служебного контракта — должностные обязанности гражданского служащего.
Служебный контракт заключается в письменной форме в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр контракта передается гражданскому служащему, другой хранится в личном деле нанимателя. Для придания служебному контракту особого статуса законодатель выделяет его существенные условия (ст. 24 Закона N 79-ФЗ):
- наименование замещаемой должности гражданской службы с указанием подразделения государственного органа;
- дата начала исполнения должностных обязанностей;
- права и обязанности гражданского служащего, должностной регламент;
- виды и условия медицинского страхования гражданского служащего и иные виды его страхования;
- права и обязанности представителя нанимателя;
- условия профессиональной служебной деятельности, компенсации и льготы, предусмотренные за такую деятельность в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях;
- режим служебного времени и времени отдыха (если он для гражданского служащего отличается от служебного распорядка государственного органа);
- условия оплаты труда (размер должностного оклада гражданского служащего, надбавки и другие выплаты, в том числе связанные с результативностью его профессиональной служебной деятельности);
- виды и условия социального страхования, связанные с профессиональной служебной деятельностью.
Обращаем внимание на п. 2 ст
27 Закона N 79-ФЗ: в случае установления государственному служащему испытательного срока данное условие должно содержаться и в служебном контракте, и в акте о назначении. Иначе гражданский служащий будет считаться принятым на работу без испытательного срока. При этом в отличие от испытательного срока, установленного ТК РФ, который не может превышать трех месяцев, продолжительность испытания гражданского служащего может колебаться от трех месяцев до одного года.
Отметим, что законодатель достаточно четко регламентирует форму служебного контракта. Его примерная форма установлена Указом Президента РФ N 159 <1>.
<1> Указ от 16.02.2005 N 159 «О примерной форме служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации».
Сокращение штата или ликвидация организации
Служащему, поступающему на госслужбу, необходимо знать, как сложатся его рабочие отношения при возникновении обстоятельств, когда организация прекращает свою работу или в ней планируется сокращение.
- В вышеназванных случаях трудовые отношения со служащим продолжаются, если он дает свое письменное согласие на перевод на другую должность в другой организации, которая будет выполнять функции ликвидированного учреждения или же в другом гос. органе, учитывая следующие условия: — специальность, квалификация, профессиональная подготовка, длительность стажа службы по специальности гражданина; — проф. образование, наличие дополнительного образования, стаж службы и возможность адаптации на новом месте службы в плане специализации.
Для выявления квалификации работающего контингента, чтобы произвести правильный выбор сотрудников, которые должны остаться на службе, проводится аттестация коллектива
- О переводе или увольнении в связи ликвидации организации служащий должен быть письменно предупрежден за два месяца. Причем гражданин собственноручно подписывает документ о том, что он ознакомлен с предлагаемыми условиями.
- За два месяца до ликвидации организации или сокращения ее штата руководство может инициировать аттестационный процесс для определения преимуществ отдельных служащих на предоставления им возможности остаться в учреждении или же для перевода их в другой госорган.
- Преимуществом пользуются работники с более высокой квалификацией, подтвержденной аттестацией, направленной подготовкой, с более длительным рабочим стажем и т.д.
- Другая должность должна быть предложена служащему в течение двух месяцев по итогам аттестационной комиссии до ликвидации организации или сокращения ее штата.
- Если гражданина не устраивают предложенные условия перевода, контракт с ним прерывается по его сокращению из штата (настоящий ФЗ статья №37 ч.1, п.8.2) или ликвидации организации (настоящий ФЗ статья №37 ч.1, п.8.3).
- Работодатель может в сложившихся обстоятельствах, получив согласие служащего, разорвать с ним контракт до того, как истечет его срок. При этом гражданину выплачивается компенсация, равная его з/плате за оставшийся период до окончания срока уведомления о прекращении контракта.
О происходящих изменениях в режиме функционирования государственного учреждения служащие должны быть предупреждены за два месяца до произведения перемен
Чем отличается трудовой договор от эффективного контракта?
Программа обозначает, чем отличается эффективный контракт от трудового договора. Эффективный контракт обладает следующими особенностями:
- конкретизирует деятельность, которую сотрудник осуществляет в учреждении;
- содержит критерии, по которым оценивается эффективность выполняемой сотрудником трудовой функции;
- определяет меры социальной поддержки, которые может получить сотрудник государственного или муниципального учреждения;
- содержит перечень (или ссылку на него) выплат стимулирующего характера, на которые может претендовать работник в случае успешного выполнения своей трудовой функции в соответствии с установленными критериями и показателями;
- описывает качество услуг, которому должна соответствовать деятельность конкретного сотрудника.
Кроме того, отличие эффективного контракта от трудового договора заключается и в том, что в него включается условие о вознаграждении для работника в том случае, когда учреждением достигаются установленные показатели эффективности.
Рекомендуемая форма такого контракта утверждена приложением № 3 к Программе. Прием новых сотрудников учреждения осуществляется с особенностями, установленными рекомендациями по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта, утвержденными приказом Минтруда от 26.04.2013 № 167н.
Временное замещение должности
Это действие обусловлено статьей №30, которая состоит из следующих пунктов.
- Работодатель вправе в случае возникшей необходимости перевести служащего временно, на период до 1 месяца, на должность в том же госучреждении, с обязанностями, не оговоренными в контракте, с оплатой соответственно этой должности, но не ниже той, которая оговорена в контракте. Этот вид перевода допустим при ЧС, возникших на предприятии. Однако служащего не могут перевести на должность, которая противопоказана ему по состоянию здоровья.
- Перевод на должность временно отсутствующего служащего не более, чем на один месяц в календарном году.
- Перевод на должность, не оговоренную в контракте, и относящуюся к должностям более высокой группы с предоставлением оклада, предназначенного для этой должности, но не ниже установленного в контракте, с гарантиями и надбавками нового места работы.
В случае крайней необходимости служащий может быть перемещен на должность отсутствующего работника, но не больше, чем на один месяц
Временное замещение должности гражданской службы
Данные нормы предусматривает ст. 30 Закона о гражданской службе. Нанимающая сторона имеет право при необходимости, связанной со службой, переводить гражданского служащего на другую должность, не предусмотренную служебным контрактом, в том же государственном органе с заработной платой, соответствующей временно замещаемой должности, но не ниже размера ранее выплачиваемой заработной платы. Такие переводы случаются, если необходимо предотвратить катастрофу, во время аварии на производстве, стихийного бедствия, если необходимо предотвратить несчастный случай, при временной приостановке службы по экономическим, техническим, организационным причинам, для замещения временно отсутствующего гражданского служащего. Если служащий не может занимать должность, предложенную ему временно, по состоянию здоровья, он на нее переведен быть не может. Временный перевод не может превышать один месяц в течение календарного года.
По договоренности сторон нанимающая сторона может назначить гражданского служащего на должность, относящуюся к группе должностей более высокого статуса, при этом должен быть установлен оклад по замещаемой должности, но не ниже ранее получаемого оклада, с надбавками и социальными гарантиями.
Если гражданский орган реорганизуется, либо при сокращении должности государственно-служебные отношения продолжаются:
- при предоставлении службы по специальности в том же или другом государственном органе в соответствии с уровнем квалификации служащего, его образования и стажа;
- при направлении служащего на переподготовку или повышение квалификации.
Замечание 7
Гражданско-служебные отношения прекращаются в случае сокращения должностей гражданской службы.
Если государственный орган ликвидируется, служебные отношения продолжаются:
- при предоставлении службы по специальности в государственном органе, которому переданы полномочия ликвидированного органа или в другом государственном органе с учетом квалификации, образования и стажа служащего;
- при направлении служащего на переподготовку или повышение квалификации.
Если служащий отказывается от этих предложений, он освобождается от замещаемой должности и увольняется с гражданской службы.
При сокращении должности нанимающая сторона должна предупредить служащего за два месяца до сокращения письменно. В это время может быть проведена аттестация гражданских служащих, и по ее результатам служащим могут быть предложены иные должности. Преимуществами пользуются более квалифицированные служащие, с высоким уровнем профессионального образования, с продолжительным служебным стажем, показавшие высокие аттестационные результаты. Если служащий согласен расторгнуть контракт без предупреждения и подтверждает это письменно, нанимающая сторона может сделать это.
При реорганизации, ликвидации или сокращении должности служащий получает компенсационную выплату в размере 4-месячного денежного содержания, выходное пособие не выплачивается.
Статья 32 Закона о государственной гражданской службе регулирует нормы отстранения от занимаемой должности. Нанимающая сторона отстраняет от должности гражданского служащего в следующих случаях:
- при появлении служащего в нетрезвом состоянии;
- при отсутствии документов о плановом обучении, проверке знаний в области охраны труда;
- при вынесении судебного решения об отстранении служащего от должности.
Служащий не допускается до исполнения своих обязанностей до тех пор пока конфликт интересов не будет урегулирован, на период проведения проверки, которая касается достоверности сведений о доходах, имуществе и имущественных обязательствах, сведений, которые предоставлялись при приеме на работу, соблюдения служащим ограничений и запретов, предусмотренных федеральным законодательством.
Замечание 8
При создавшихся условиях работник может быть отстранен от должности не более чем на 60 дней со дня принятия решения об урегулировании конфликта или о проведении проверки. Этот срок может быть увеличен до 90 дней.
При этом денежное содержание сохраняется. Если служащий виновен, то нанимающая сторона отстраняет служащего на весь период до устранения обстоятельств, явившихся причиной отстранения. В этом случае денежное содержание не сохраняется за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством
Испытание на гражданской службе
При заключении служебного контракта с гражданином, который устраивается на государственную службу, устанавливается испытательный термин сроком от одного месяца до года. В процессе проверяется соответствие занимаемой должности. Прекратить испытательный срок можно в любое время, если новый сотрудник покажет высокие способности.
Не устанавливается испытательный термин если:
- Гражданин, получивший среднее профессиональное, высшее образование, устраивается на работу впервые.
- Осуществляется перевод из одной должности на другую, в связи с сокращением, упразднением государственного органа.
- Граждане и служащие, которым законодательство гарантирует сохранение рабочего места.
По окончанию испытательного термина служащему присваивается классный чин. В срок не учитывается период временной потери трудоспособности, когда не было возможности фактически выполнять вои обязанности. При получении неудовлетворительных результатов представитель нанимателя имеет право расторгнуть служебный контракт до истечения установленного испытательного срока. О своем решении наниматель должен в письменной форме уведомить служащего за 3 дня до расторжения договора. Если срок стек, а служащий продолжает выполнять обязанности, он считается успешно прошедшим испытание.
Решение нанимателя может быть обжаловано в суде. Кроме этого, служащий имеет право сам инициировать расторжение контракта в период испытательного срока. О своем решении уведомляет нанимателя в письменной форме за 3 дня до написания заявления об уходе по собственному желанию.
Испытательный срок
Согласно статье 27 в редакции ФЗ №509-ФЗ от 31.12.2014 года, для вновь поступающих на службу граждан при отсутствии опыта работы может быть установлен срок испытания, который может варьироваться от месяца до года. За этот период руководство сможет убедиться в способностях гражданина к службе в предложенных условиях.
Срок испытания устанавливается в следующих случаях.
Случаи, когда может быть установлен испытательный срок | Период испытательного срока |
---|---|
При назначении служащего на должность Президентом РФ или Правительством РФ | от одного месяца до одного года |
При назначении на должность гражданина, ранее выполнявшего обязанности гражданского служащего | от одного до шести месяцев |
При назначении служащего на должность в порядке перевода из другого государственного органа | от одного до шести месяцев |
Для «новичков» нередко устанавливается испытательный срок
Существуют также обстоятельства, когда срок испытания не устанавливается:
- для граждан впервые поступающих на службу по распределению, после окончания учебных заведений;
- для граждан, принимаемых на должность переводом, связанным с сокращением или ликвидацией другого гос. органа;
- для граждан, имеющих гарантии по сохранению для них должности.
Далее следует обозначить условия периода испытания:
- в период срока испытания служащий выполняет свои функции и имеет все права и гарантии, предусмотренные для служащих законодательством;
- по окончании назначенного срока, служащему должен быть присвоен классный чин;
- в срок испытания не входит период, когда служащий был нетрудоспособен, а также периоды невыполнения им его непосредственных обязанностей по каким-либо причинам;
- если гражданин в процесс испытания показал неудовлетворительную работу, работодатель вправе прекратить контракт, за три дня предупредив служащего о том, что он не выдержал испытание с указанием конкретных причин;
Если увольнение было произведено незаконно, то служащий вправе обратиться в суд для восстановления справедливости
- служащий имеет право обжаловать свое увольнение через суд;
- когда установленный срок истек, считается, что служащий выдержал испытание;
- сам служащий также вправе расторгнуть контракт в процессе прохождения испытания, поставив в известность руководство о своем решении за три дня до увольнения.
Прекращение служебного контракта — не всегда увольнение с госслужбы
Основания прекращения служебного контракта схожи с порядком, предусмотренным в трудовом законодательстве. А вот то, что прекращение служебного контракта не всегда влечет за собой увольнение гражданского служащего, является отличительной особенностью таких отношений.
Ст. 33 закона № 79-ФЗ предусматривает ряд оснований, по которым прекращение служебного контракта сопряжено с увольнением служащего с гражданской службы. Исключение составляет предусмотренный п. 5 ч. 1 указанной статьи перевод служащего с его согласия или по его заявлению в другой государственный орган. Если служащий не переходит на службу другого вида (например, военную), то он остается на госслужбе.
Служащего увольняют со службы. Однако он включается в кадровый резерв при прекращении контракта по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон (ст. 39 закона № 79-ФЗ). К таким обстоятельствам относятся случаи:
- призыва на военную службу;
- восстановления на службе по решению суда служащего, который ранее занимал эту должность;
- избрания или назначения гражданского служащего на выборную должность в государственный орган, орган местного самоуправления;
- наступления обстоятельств непреодолимой силы (войны, катастрофы, бедствия).
*** Служебный контракт отличает от трудового договора нормативное регулирование. Если оформление договора урегулировано ТК РФ, то к контрактам применяют специальный закон № 79-ФЗ. К служащим установлены более жесткие требования, чем к обычным работникам, потому в контракт включают ряд дополнительных условий
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.
Заключение служебного контракта
Основанием для заключения служебного контракта служит приказ государственного органа о назначении на должность.
Гражданин обязан предоставить при принятии на службу:
- заявление о замещении должности;
- анкету в письменной форме за подписью заполнившего ее;
- паспорт;
- трудовую книжку;
- СНИЛС;
- документ из налоговых органов;
- документ воинского учета;
- диплом об образовании:
- справки о доходах, имуществе и имущественных обязательствах.
Служебный контракт не может быть причиной ухудшения условий прохождения гражданской службы и ущемлять права служащего.
После того, как контракт подписан сторонами, он считается действующим. Нанимающая сторона обязана ознакомить при приеме гражданского служащего с внутрислужебными документами, распорядком и другими документами, имеющими отношение к должностным обязанностям поступившего на службу. Гражданин получает служебное удостоверение установленного образца.
Контрактом может быть предусмотрен испытательный срок с целью проверки на соответствие замещаемой должности. Испытательный срок может быть разным и варьироваться от 3 месяцев до 1 года. Если условие об испытательном сроке в контракте отсутствует, это означает, что служащий принят на работу без испытания. Испытательный срок не устанавливается:
- беременным;
- впервые поступающим на гражданскую службу после получения образования, когда в период получения образования был заключен договор о прохождении гражданской службы;
- для граждан, принятых на должность руководителя или помощника;
- для граждан, которые переведены на службу по причине реорганизации или ликвидации гос. органа.
Если служащий переведен из другого государственного органа, не по причине реорганизации или ликвидации учреждения, ему назначается испытательный срок от 3 до 6 месяцев. По окончании испытания гражданскому служащему присваивается классный чин, если он отсутствует. Если во время испытательного срока наступила нетрудоспособность, этот период не засчитывается. Если испытательный срок закончился с неудовлетворительным результатом, нанимающая сторона имеет право:
- вернуть гражданского служащего на ранее занимаемую должность;
- расторгнуть контракт до истечения испытательного срока, предупредив служащего письменно за три дня, указав причины расторжения контракта.
Замечание 5
Гражданский служащий, не прошедший испытательный срок, может обратиться в суд и обжаловать решение нанимающей стороны.
Гражданский служащий также может расторгнуть контракт по собственному желанию, предупредив об этом нанимающую сторону письменно за три дня.
Условие об испытательном сроке в законе трактуется как исключительно договорное. Правильнее было бы определить так: «служебным контрактом предусматривается условие об испытательном сроке с целью проверить соответствие служащего замещаемой должности. Отсутствие в контракте такого условия означает, что служащий принят на работу без испытания».
Если служащий переведен на другую должность по причине, предусмотренной законодательством, и продолжает трудиться в этом же государственном учреждении, либо в другом государственном учреждении, либо в другой местности вместе с государственным учреждением, требуется согласие служащего в письменной форме. Если служащий в результате медицинского обследования предоставляет документы о невозможности исполнять свои должностные обязанности по состоянию здоровья, ему предоставляется иная должность гражданской службы. Если служащий отказывается переходить на предложенную должность либо такая должность отсутствует, контракт прекращает свое действие, гражданский служащий освобождается от должности и увольняется. Об этом говорится в ст.33 Закона о государственной гражданской службе. Если служащий переводится на иную должность, но при этом не изменяются его должностные обязанности, это не является переводом на иную должность и согласия служащего не требуется.
Если условия профессиональной деятельности существенно изменены по инициативе нанимающей стороны, то гражданский служащий, продолжая свою деятельность, может требовать изменений условий служебного контракта. Если условия работы меняются, гражданский служащий должен получить письменное уведомление за два месяца до вступления их в силу. Если гражданин не согласен с изменением условий контракта, нанимающая сторона имеет право освободить его от должности и уволить с гражданской службы.
Замечание 6
Если гражданский служащий отказался от предложенной должности письменно в связи с тем, что изменились условия работы, действие контракта прерывается.
Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!
Описать задание