Организация и деятельность органов опеки, попечительства и патронажа с присвоением квалификации «специалист органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних» (340ч)

Оглавление статьи

Подготовка потенциальных принимающих родителей:

ОЧНАЯ форма обучения:

6 недель

Занятия проводятся в период с сентября по июнь согласно установленному годовому расписанию: 

ОЧНО-ЗАОЧНАЯ форма обучения:

от 8 недель, но не более 6 месяцев

Занятия проводятся круглогодично.

Сопровождение слушателей уже принявших детей (поддержки и сопровождения):

Однократное обучение 2 месяца и поддержка в течение 6 месяцев и далее  полугодовые абонементы поддержки.

1 курс «Базовый» — подготовка к приему ребенка в семью

Мы приглашаем граждан, желающих принять ребенка в семью – усыновителей и опекунов. Это основной, базовый курс.

Цели курса — помочь слушателю разобраться в своих чувствах и намерениях, дает системные знания по всем областям знаний, необходимых для успешного и надёжного создания новой семьи, позволяет морально и практически подготовиться к приему ребёнка

Этот курс позволяет слушателю:

• Разобраться в требованиях, предъявляемых к усыновителям и опекунам. 
• Освоить процедуру подготовки документов.
• Реально оценить собственные силы и возможности для принятия ребёнка в семью.
• Разобраться во влиянии генетики и социальных факторов на развитие ребёнка.
• Понять особенности развития и состояния здоровья детей из учреждений.
• Узнать о реалиях тайны усыновления, о проблемах контакта с биологическими родственниками.
• Узнать про типичные родительские ошибки, ожидания и разочарования. 
• Научиться интерпретировать поведение детей в процессе их адаптации в семье.
• Обменяться опытом по воспитанию детей, обустройству дома, общению с окружающими и социумом в процессе подготовки и принятия ребенка в семью.

Далее:Ознакомиться с Программой Курсов | Преподаватели Школы | Запись на Курсы

2 курс «Поддержка» — сопровождение и развитие компетенций

Мы приглашаем граждан, принявших детей  в свои семьи – усыновителей и опекунов. 

Прежде всего, этот курс будет полезен родителям, принявшим ребенка недавно и находящимся ещё на самом трудном этапе — на стадии адаптации. Это примерно первый год-два с момента принятия ребенка. 

Цели курса: 

Моральная поддержка недавно принявших в семью ребенка родителей – консультирование, обсуждение ситуаций и помощь в поиске внутренних и внешних ресурсов. Обсуждение типичных ситуаций в части поведения детей, супруга, соседей. Сопровождение это регулярное общение не только для выработки стратегии и тактики, но и для моральной поддержки, снятия тревожности, проработки страхов. По мере необходимости к сопровождению привлекаются все нужные специалисты, а так же опытные принимающие родители готовые поделится опытом. Всё это позволяет не только решать все возникающие задачи, но и чувствовать себя значительно уверенней и спокойней.
Этот курс позволит слушателю
• Получить индивидуальные консультации специалистов психолога, специалиста по социальным вопросам  по системе интернет-телефонии — Скайп, в закрытой конференции в переписке.
• Получить реальное сопровождение специалистов при изменении формы устройства и оформлении документов на ребенка через консультирование, предоставление нормативных актов, помощь в подготовке текстов заявлений, обращений.
• Провести аудит подготовленных документов на предмет правильности оформления  и т.д.
• Узнать как компенсировать моральные травы и негативный опыта, полученный детьми в кровной семье и учреждениях.
• Повысить свои родительские компетенций в области воспитания, взаимодействия с ребенком и членами семьи.
• Узнать как объяснить ребенку его происхождение. Как выстроить отношение к кровным родственникам, получить материалы для работы с ребенком.
• Обменяться опытом по воспитанию детей, обустройству нового быта, общению с окружающими и социумом – обсуждение в сообществе, проведение «встреч» выпускников.
В ближайшее время мы организуем  систему персонального наставничества,  когда  опытные родители со сходными для новичков ситуациями смогут делиться своим опытом. Такая очная консультация у нас уже существует см.»Беседка».
В курс «Поддержка» включен ряд тем «Базового» курса. Это позволит тем, кто не проходил «Базовый» курс получить базу для дальнейшего развития компетенций и лучше понимать новый материал. Если вы не проходили 1 «Базовый курс», пожалуйста, внимательно ознакомьтесь со всеми темами курса («Базовый» курс имеет выденный вид).

Далее: Ознакомиться с Программой Курсов | Преподаватели Школы | Правила для Слушателей | Запись на Курсы

Для того, чтобы ЗАПИСАТЬСЯ НА ЗАНЯТИЯ или ЗАДАТЬ ВОПРОС

просто позвоните:

+7 (495) 723-98-91

или

+7 (903) 572-99-39

(с 9:00 до 21:00 часа)

или отправьте запрос на адрес:

Цели Школы приемных родителей

Занятия в ШПР разработаны для реализации следующих задач:

  • Психологическая подготовка кандидатов на усыновление для принятия ребенка в семью;
  • Воспитание умения преодолевать возникающие трудности в воспитании несовершеннолетнего;
  • Уметь находить сильные и слабые стороны свои и своих родственников;
  • Знакомство с нормами семейного права;
  • Изучение психологических и физиологических особенностей ребенка в разные возрастные периоды.

Занятия проводятся в форме тренингов, практикумов, семинаров. Кандидатам в усыновители предоставляется возможность не только получить знания от специалистов, но и поделиться собственным опытом друг с другом. По окончанию курса будущие родители смогут определиться в правильности своего решения, делают осознанный выбор в отношении пола и возраста ребенка, которого хотят взять в семью.

Существующая практика показала, что некоторые кандидаты в усыновители после посещения занятий отказываются от этого статуса или берут время на раздумье перед тем, как взять малыша. Такое поведение гораздо менее травмирующее по отношению к несовершеннолетнему, чем когда неготовые к этому семьи берут ребенка, а затем возвращают его в казенное учреждение.

Одной из главных проблем, с которой сталкиваются усыновители, считаются сложности в поведении детей, которые провели несколько месяцев (а иногда лет) в детском доме или интернате. На курсах приемных родителей взрослых учат справляться с ними и сводить к минимуму появление возможных неприятностей. Кроме того, кандидатам в усыновители рассказывают сложности в адаптации ребенка в новых условиях и способы сделать ее легче.

Институт коучинга приёмных родителей

В настоящее время АНО Центр развития социальных проектов начинает реализацию программы дистанционного дополнительного образования для замещающих родителей «Помогающий родитель» (Онлайн институт коучинга (консультирования) приемных родителей). Программа осуществляется при поддержке Фонда президентских грантов.

Ее целью является подготовка опытных приемных родителей к роли консультанта замещающих семей по вопросам воспитания приемного ребенка и разрешения кризисных ситуаций. Программа обучения рассчитана на 100 ак.час., включая базовые курсы лекций по возрастной психологии, психологии и педагогике семьи, социальной психологии, медиации, основам здоровья в детском и подростковом возрасте и др. В ходе программы будут разбираться вопросы психологии и педагогики замещающего родительства, особенности сопровождения семей, принявших на воспитании подростков, сиблингов, детей ОВЗ, юридические аспекты, связанные с защитой имущественных и неимущественных прав подопечных и пр. Также предусмотрены практические занятия, проверочные работы, тестирование. Основу занятий будут составлять реальные кейсы. По результатам обучения участники программы получат официальный документ о прохождении программы дополнительного образования.

Прохождение замещающими родителями программы дополнительного образования: повысит их уровень родительских компетенций; сформирует профессиональные компетенции консультанта, что позволит работать волонтером в службе сопровождения (а при наличии высшего профессионального образования — сотрудником службы) или стать наставником приемных семей; даст возможность преподавать в школе приемных родителей.

Реализация комплексной программы дополнительного образования замещающих родителей предоставит замещающим родителям, желающим оказывать поддержку другим семьям, все необходимые знания и навыки для дальнейшего сопровождения замещающих семей. А дистанционная форма реализации программы обеспечит ее доступность участникам из любого субъекта РФ. Обучение замещающих родителей знаниям и технологиям сопровождения кризисных семей повысит качество сопровождения замещающих семей в целом, и, как следствие, позволит сократить число возвратов детей в организации для детей-сирот.

Участником проекта дополнительного образования смогут стать замещающие родители (любой формы семейного устройства): а) имеющие высшее педагогическое, психологическое, правовое образование и предоставившие рекомендацию от органа опеки и попечительства или официально зарегистрированного регионального объединения замещающих семей, успешно прошедшие вступительное испытание; б) имеющие высшее образование, активно участвующие в общественной работе по подготовке и поддержке замещающих родителей, и предоставившие рекомендации от органа опеки и попечительства и (или) официально зарегистрированного регионального объединения замещающих семей, успешно прошедшие вступительное испытание.

Вступительным испытанием является предоставление слушателем кейса из своего опыта или опыта знакомых приемных семей, в котором описывается ситуация/ проблема, связанная с приемным ребенком (детьми), и ее решение (как удачное, так и неудачное). Кейс описывается в свободной форме в электронном виде и прикладывается к заявке.

Занятия по программе будут проводиться в онлайн формате с 1 марта по 30 июня 2021 года.

В программе может принять участие только один из родителей от одной замещающей семьи.

Для участия в программе необходимо направить заявку и документы см. Приложение

Заявки принимаются с 25 января по 10 февраля по электронному адресу: info@centrrsp.ru

С 15 по 28 февраля будет проходить заочный отбор кандидатов на зачисление в программу. Кандидаты успешно прошедшие зачисление будут проинформированы об этом по электронной почте.

В связи с чем, предлагаем Вам направить информацию о данной программе в региональные отделения Совета, а также руководителям региональных организаций замещающих семей для донесения этой информации до замещающих родителей.

Необходимые документы:1. Заявка по форме 2. Рекомендация от органа опеки или объединения замещающих семей (по форме)3. Кейс (в свободной форме)4. Согласие на обработку персональных данных. Заявки принимаются только при наличии полного комплекта документов на каждого участника.

doc, 27 Kb

В помощь приемным родителям

Алтайский край
Амурская область
Архангельская область
Астраханская область
Белгородская область
Брянская область
Владимирская область
Волгоградская область
Вологодская область
Воронежская область
Еврейская автономная область
Забайкальский край
Ивановская область
Иркутская область
Кабардино-Балкарская Республика
Калининградская область
Калужская область
Камчатский край
Карачаево-Черкесская Республика
Кемеровская область
Кировская область
Костромская область
Краснодарский край
Красноярский край
Курганская область
Курская область
Ленинградская область
Липецкая область
Магаданская область
Москва
Московская область
Мурманская область
Ненецкий автономный округ
Нижегородская область
Новгородская область
Новосибирская область
Омская область
Оренбургская область
Орловская область
Пензенская область
Пермский край
Приморский край
Псковская область
Республика Алтай
Республика Башкортостан
Республика Бурятия
Республика Дагестан
Республика Ингушетия
Республика Калмыкия
Республика Карелия
Республика Коми
Республика Марий Эл
Республика Мордовия
Республика Саха (Якутия)
Республика Северная Осетия – Алания
Республика Татарстан
Республика Тыва
Республика Хакасия
Ростовская область
Рязанская область
Самарская область
Санкт-Петербург
Саратовская область
Сахалинская область
Свердловская область
Смоленская область
Ставропольский край
Тамбовская область
Тверская область
Томская область
Тульская область
Тюменская область
Удмуртская Республика
Ульяновская область
Хабаровский край
Ханты-Мансийский автономный округ
Челябинская область
Чеченская Республика
Чувашская Республика
Чукотский автономный округ
Ямало-Ненецкий автономный округ
Ярославская область
Республика Адыгея
Показать больше

«Мы в шоке и не знаем, кому верить»

Хорошего мнения о приемной семье придерживается и глава администрации Заковряшинского сельсовета Наталья Тюменцева. Она рассказывает, что братья жили в «большом доме с несколькими спальнями», хорошо учились, участвовали в школьной самодеятельности — выступали на концертах и читали стихи.

— Нормальная семья — дети чистенькие, хорошо одеты. Когда были морозы, отец возил их в школу на машине. Мы в шоке от последних новостей и не знаем, кому верить, — говорит собеседница «Известий».

По словам Тюменцевой, об исчезновении мальчиков стало известно вечером 2 октября. Главе администрации позвонил участковый, к которому обратились опекуны детей. В тот день они уезжали в город по делам и, вернувшись, не застали подростков дома.

— Они начали искать ребят. Мы тоже стали собирать людей, думали, может, они пошли в рощу, какие-то заброшенные дома. А нашли их у одного из сельских пастухов — дети познакомились с ним летом, когда пасли овец. К нему приехала полиция, мальчиков увезли в больницу, где с ними работали врачи и психологи, а затем в детский дом, — рассказывает Наталья Тюменцева.

Главный специалист по опеке и попечительству крутихинского комитета по образованию Ольга Незамаева рассказала, что дети теперь содержатся в детском доме, «продолжают обучаться, гуляют и общаются со сверстниками».

— Опекунов отстранили по факту устных заявлений детей — они сказали, что не хотят возвращаться домой. Точнее, сказали только трое ребят, четвертый никуда не уходил и оставался дома, но его тоже забрали, потому что братья указали, что родители избивали всех детей. В настоящее время эта информация проверяется, — говорит Незамаева.

Бесплатная рабочая сила

Фото: РИА Новости/Алексей Сухоруков

«Радовались сестренке, рассказывали о хозяйстве»

Директор школы, где учились мальчики, назвала приемную семью благополучной. По словам Татьяны Рязановой, младший из детей был в пятом классе, двое в шестом, а старший — в восьмом. У всех была хорошая успеваемость, они никогда не прогуливали уроки, не казались забитыми или замкнутыми.

— Они ни разу не говорили, что их избивают, истязают или плохо кормят. Иногда просили дополнительную порцию в столовой — но так делают и другие дети, — рассказывает директор.

Как отметила Рязанова, все братья были низкого роста, действительно «не по возрасту маленькие и не совсем здоровые». Но они каждый год проходили диспансеризацию, и следов побоев врачи у них не выявляли. Учителя тоже никогда не замечали у них синяков.

В приемной семье, по словам директора, мальчики прожили более семи лет. До этого школьники воспитывались в родных семьях, по два брата в каждой. У опекунов есть и свои дети — взрослый сын, дочь-одиннадцатиклассница и трехлетняя девочка.

— Все дети воспитанные, вежливые. Мальчики были самостоятельными, рассказывали и про хозяйство: какие у них овцы, какие телята, они хорошо разбирались в животных. Старались, помогали родителям, — говорит Татьяна Рязанова.

Бесплатная рабочая сила

Фото: РИА Новости/Антон Уницын

Новость о том, что братья убежали из семьи и обвинили опекунов в истязании, стала для нее полной неожиданностью. Сейчас педагоги не могут понять, как вышло так, что за несколько лет никто не разглядел в детях жертв домашнего насилия — если, конечно, их слова подтвердятся.

«Подростки могли преувеличивать»

По словам уполномоченного по правам ребенка в Алтайском крае Ольги Казанцевой, в отделе полиции подростки рассказали о побоях и оскорблениях в семье. После этого опекунов отстранили от исполнения обязанностей, договор о приемной семье был расторгнут, а все выплаты прекращены. Кроме того, женщину внесли в специальный реестр: она больше не сможет никого усыновить.

Подростки сейчас находятся в одном из центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей. Они помещены в одну группу и постепенно адаптируются к новым условиям.

— Я поговорила со старшим из детей. Со слов ребенка, в центре ему нравится, питание вкусное, успел принять участие в культурных мероприятиях, — отмечает собеседница «Известий».

В центре, где проживают дети, созданы условия, приближенные к семейным. Подростки проживают по восемь человек в группах по квартирному типу. Дальнейшее обустройство, по словам омбудсмена, будет планироваться с учетом мнения самих детей.

Бесплатная рабочая сила

Фото: РИА Новости/Владимир Песня

— Они рассказали, что работали по дому, но при этом ходили в школу, делали уроки, — говорит источник. — Пока по делу об истязаниях никто не задержан. Вполне может быть такая ситуация, что подростки преувеличивают свои страдания. СК это понимает, но дело возбуждено, поскольку возник резонанс. Так или иначе, следователю предстоит разобраться в непростой ситуации.

Программа и особенности

Программу для обучения в школе приемных родителей составляют органы опеки и попечительства Российской Федерации. План данной программы может немного разниться от субъекта к субъекту, но в целом в его основе всегда присутствуют четыре блока, которые являются самыми важными:

  1. Психологический и педагогический. В данном курсе будущие родители обучают особенности детей, которые проявляются по мере их взросления. Обсуждаются методики и приводятся примеры воспитания. В это время создается некий психологический портрет кандидатов в родители. Цикл повествует о стандартах семейных отношений и формах воспитания. Затрагиваются различные проблемы, разбираются возможные конфликты и способы их решения. В данном курсе педагогами также затронут вопрос относительно наилучшего возраста и момента для откровенного разговора с ребенком об его усыновлении или опекунстве с расчетом на то, чтобы не нанести эмоциональной травмы. Параллельно проводится работа с будущими родителями, связана с их ожиданиями, страхами и сомнениями относительно принятого решения.
  2. Цикл, направленный на знание о вопросах медицины, а именно обучение оказания первой помощи ребенку, а также методах прохождения диагностики в лечебных заведениях. Также рассматриваются возможные варианты воспитания и развития дитя с некоторыми отклонениями в развитии или особенности. В данной программе родители научатся основным правилам обработки ран и получат рекомендации по здоровому питанию.
  3. Программа социального направления. Данный цикл позволит понять вопрос адаптации ребенка в обществе: как правильно относится к школе, сверстниками, родителям, старшим и тому подобное.
  4. Юридический блок. В данном курсе в школе затрагиваются темы, направлены на права и обязанности родителей. Также приведены примеры суммы положенных по закону выплат, и какие существуют социальные гарантии. Дается помощь относительно оформления документов, таких как: прошения, заявления и другие.

Занятия в школе разнообразны, присутствуют лекции, тренинги, практические занятия, проверочные тесты и закрепляющие упражнения, собеседования в группе и в индивидуальном порядке, постановка ролевых сценариев. Также практикуется написания сочинения на тему приема малыша в собственную семью.

Свидетельство о прохождении ШПР

Документ будет выдан после прохождения обучения органами опеки. Его форма установлена Министерством образования и науки РФ. Свидетельство подтверждает прохождение курса подготовки, в нем указывается срок обучения и пройденная программа, а также кому и кем выдан документ.

Документ действует бессрочно по всей России. Но для того чтобы он был признан органами опеки, обучение нужно пройти в школе, аттестованной на образовательную деятельность в этой сфере.

Свидетельство о прохождении ШПР

Принимаются ли свидетельства из других регионов и стран

Выданные свидетельства действуют на всей территории России. Если кандидат прошел обучение в одном регионе, а потом переехал в другой, переучиваться не придется. Принимаются и документы о прохождении курсов в другой стране, при условии соответствия программы обучения.

Как выбрать школу и записаться в нее

Желающий пройти обучение выбирает Школу на сайте Минобрнауки. После выбора, он обращается в органы опеки с заявлением о прохождении обучения.

Программа прохождения ШПР и особенности процесса обучения

Министерством образования и науки установлены единые требования к программе подготовки кандидатов. Но в регионах программа курса может иметь свои особенности. Общими для всех являются требования к освещению тем, нацеленных на успешную адаптацию ребенка в семье, социуме.

Отдельно выделяются темы, посвященные его правам и потребностям, особенностям развития и уходу за ним, навыкам управления при «трудном» поведении.

Программа освещает законодательные основы оформления опеки над ребенком, его правового положения, требования к кандидатам.

Какие знания можно получить по результатам обучения в ШПР

Родители, готовые к трудностям, смогут получить психологическую поддержку. Обменяться опытом с семьями, уже воспитывающими приемного ребенка. Это даст уверенность для преодоления трудностей, появится понимание мотивов поведения ребенка, а также как вести себя с ним. Родители поймут, как помочь ему адаптироваться в обществе и справиться с последствиями травмирующих ситуаций.

Школа позволит кандидатам освоить:

  • навыки воспитания;
  • психологические мотивы поведения ребенка, влияние его прошлого опыта на нынешнее поведение;
  • особенности адаптации в семье;
  • основы законодательства в части прав ребенка;
  • требования законодательства к приемным родителям, а также существующие меры поддержки;
  • основы ухода за ребенком, его потребности в зависимости от возраста.

Законодательная база

Обучение в Школе приемных родителей с 2012 года стало обязательным для тех, кто планирует взять ребенка в семью. Это законодательно закреплено указом № 351-ФЗ от 01.09.2012. В нем сказано, что при желании усыновить ребенка будущим родителям следует пройти специальную психологическую и правовую подготовку. По окончанию обучения кандидатам выдается документ установленного образца, форма которого утверждена приказом Минобрнауки № 623 от 20.08.2012.

Свидетельство об окончании курсов считается обязательным документом в большинстве регионов России, включенном в перечень, предоставляемым органами опеки и попечительства кандидатам в усыновители. При этом будущие родители могут пройти как бесплатные курсы, организованными за бюджетный счет, так и коммерческие, проводимые в центрах психологического консультирования.

Единственное важное условие – после их окончания должны выдать документ, подтверждающий их прохождение. Исключение составляют родственники ребенка (дяди, тети, братья, сестры и т

д.). Им не обязательно посещать Школу приемных родителей для того, чтобы оформить опеку над несовершеннолетним. Все остальные документы родственники ребенка собирают на общих основаниях.

Длительность обучения не должна быть менее 72 часов. В некоторых регионах предполагалось организовать дистанционные курсы. Однако в большинстве случаев обучение проводится в очной форме. Цель Школы приемного родителя заключается в психологической подготовке усыновителей к воспитанию неродного ребенка, что сведет к минимуму случаи возврата детей опекунами на государственное обеспечение.

От обязательного обучения на курсах освобождаются также те, кто уже является опекунами и попечителями или имел положительный опыт в прошлом. Всем остальным кандидатам требуется посещать занятия, даже если в семье имеются свои дети.

Известно, что процесс усыновления непростой, и у будущих родителей может возникнуть множество трудностей. Поэтому перед тем, как обращаться в органы опеки следует получить консультацию у семейного юриста. Специалист подскажет, как избежать «подводных» камней и правильно оформить документы, чтобы у государственной службы возникло минимум вопросов.