Виды профессионального образования

Оглавление статьи

Какие бывают университеты

Вернемся к списку видов
вузов. Наряду с обычными университетами мы видим там федеральные и национальные
исследовательские. Они оказываются на ступеньку выше относительно рассмотренных
нами вузов.

Само понятие «федеральный
университет» возникло в РФ в 2008 году с выходом

Указа Президента РФ от 07.05.2008 г. №716

. Создали их с целью модернизации образования и
подготовки кадров для инновационной экономики. Всего в стране существует 10 ФУ:

  • Сибирский;
  • Южный;
  • Уральский
    федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина;
  • Дальневосточный;
  • Казанский
    (Приволжский);
  • Северо-Восточный
    имени М. К. Аммосова;
  • Балтийский
    имени Иммануила Канта;
  • Северный
    (Арктический) имени М. В. Ломоносова;
  • Северо-Кавказский;
  • Крымский
    имени В. И. Вернадского.

Все они создавались
указами главы государства. Работа каждого из них тесно связана с
социально-экономической ситуацией соответствующего федерального округа.

И если статус ФУ –
пожизненный, то национальным исследовательским университет может стать, только выиграв
конкурс. Его проводят Правительство и Минобрнауки. Цель конкурса – выявить
вузы, которые заняты важнейшими научными исследованиями. Перечень показателей,
которым должен соответствовать НИУ, приведен в

.

Категория НИУ присваивается на 10
лет, но ее вуз может потерять в любое время, если реализация научно-исследовательских
программ не даст ожидаемого эффекта.

Таких вузов в России
сейчас 25: Десять из них сосредоточены в Москве, по три – в Санкт-Петербурге и
Новосибирске, по два – в Перми и Томске, по одному – в Казани, Нижнем
Новгороде, Самаре, Саратове и Челябинске.

Количество школ

Статистика ежегодно даёт ответ на вопрос – сколько школ в России? Для современной России характерно снижение числа школ. Особенно обвально оно происходило с 2000 года (68804) до 2010 года (50793). Но и сейчас эта тенденция, к сожалению, продолжается. В 2013/ 2014 учебном году школ было 45149. А сведения за 2018 дали уже всего 41349. Причём надо помнить, что в вышеуказанные числа входят данные о числе:

  • Начальных школ.
  • Средних и неполных средних общеобразовательных школ.
  • Частных школ.

Сокращение школ сейчас идёт под лозунгом оптимизации. Главными её жертвами стали малокомплектные сельские школы. Правда бывает и так, что школа не закрывается, а просто становится филиалом соседней более крупной школы. Но такая ситуация более характерна для городов.

Положение СПО в структуре системы образования (СО)

Что предшествует

: Среднее профессиональное — самый нижний уровень профессионального
образования, на который можно ступить, имея на руках аттестат об окончании 9
или 11 классов. В этих двух случаях обучение будет проходить по разным
программам.

Сколько учиться

: Вчерашним девятиклассникам еще предстоит получить те знания, которые дают
их сверстникам в 10-11 классах, только вдвое быстрее. Поэтому ФГОС
предполагает, что четырехлетняя программа для них разрабатывается с учетом
школьных стандартов. Соответственно, выпускники 11 классов учатся на год меньше
– три года вместо четырех.

Куда поступать

: Получить СПО можно в техникумах и колледжах. Редко программы
профессионального (а не начального) образования реализуют в училищах.

Куда дальше

: Имея на руках диплом, выпускник имеет право поступить в вуз и продолжить
учебу по программам бакалавриата или специалитета, в том числе и в ускоренном
формате. Но стоит заранее выяснить, практикует ли интересующий вуз перезачет
дисциплин. Допускается выпускник и к прохождению курсов повышения квалификации
и профессиональной переподготовки.

Направления высшего образования в РФ

В нашей стране существуют следующие направления высшего образования:

  • математические и естественные науки;
  • гуманитарные науки;
  • образование и педагогические науки;
  • науки об обществе;
  • инженерное дело, технологии и технические науки;
  • здравоохранение и медицинские науки;
  • сельское хозяйство и сельскохозяйственные науки;
  • искусство и культура;
  • военные науки.

Каждое из этих направлений включает в себя разделения на конкретные науки и дисциплины. Например, направление «Математические и естественные науки» включает в себя:

  • математику и механику;
  • физику и астрономию;
  • компьютерные и информационные науки;
  • химию;
  • науки о земле;
  • биологические науки.

В рамках каждого раздела предусмотрены специальности как для бакалавриата, так и для специалитета. Так раздел «Физика и астрономия» предлагает три специальности для бакалавриата:

  • прикладная математика и физика;
  • физика;
  • радиофизика.

И две специальности для специалитета:

  • астрономия;
  • фундаментальная и прикладная физика.

Где получить высшее образование после среднего-специального

Получить диплом о высшем образовании можно в некоторых типах учебных заведений. Рассмотрим самые популярные из них:

  • университет имеет IV уровень аккредитации. Он предлагает широкий спектр многопрофильного образования: от профессий в сфере экономики и до гуманитарных специальностей. Может быть классическим и профильным;
  • институт отличается ІІІ или IV уровнем аккредитации. Может быть структурным подразделением университета. Предлагает обучение по специальностям в одном профильном направлении;
  • академия относится к учебным заведениям IV уровня аккредитации. Здесь можно получить специальность в определенной отрасли науки, производства и так далее. Главное условие работы академии — кадровая подготовка по двум отраслям и докторов философии (или наук) по двум категориям.

Для получения образования подойдут некоторые типы ВУЗов

Три уровня образования, характеристика

Современное высшее образование в РФ подразделяется на:

  • бакалавриат;
  • специалитет / магистратуру;
  • подготовку кадров высшей специализации.

Бакалавр

Бакалавр — это академическая степень, которая присваивается студенту вуза после получения и подтверждения им знаний по выбранной специальности. Поступить на бакалавриат могут:

  • одиннадцатиклассники — по результатам ЕГЭ на конкурсной основе;
  • выпускники ссузов, они поступают в вуз по внутренним экзаменам. 

Бакалавр после прохождения специальных испытаний может поступить на следующую ступень образования:

  • специалиста;
  • магистра. 

Бакалавриат — это полное высшее образование, которое дает выпускникам все необходимые знания для начала трудовой профессиональной деятельности. Длительность обучения на бакалавра составляет 4 года для выпускников 11-х классов и 3 года — для выпускников средне-профессиональных учебных заведений. Степень бакалавра является общепринятой в международной классификации, не требует специального подтверждения в других странах мира, позволяет выпускнику продолжить обучение или трудоустроиться заграницей.

Магистр

Магистр — вторая академическая степень высшего образования, которая готовит профессионалов с углубленной специализацией. Длительность обучения в магистратуре — 2 года. Для поступления нужно пройти конкурс и сдать специальный экзамен, который определяет вуз. В магистратуру могут поступать и бакалавры (после 4-х лет обучения), и специалисты (после 5-5,5 лет обучения). Причем поступить в магистратуру можно в другое учебное заведение. Ограничений нет. Не сумевшие пройти на бюджет бакалавры и специалисты могут стать магистрами на платной основе. Диплом магистратуры дает право выпускнику на последующее обучение в аспирантуре. Студенты, обучающиеся в магистратуре, также, как и студенты в бакалавриате имеют право на отсрочку от военной службы.

https://youtube.com/watch?v=Y4_BZEc2qjM

Специалист

Это традиционный уровень для российского высшего образования, который, несмотря на Болонский процесс, существует в нашей стране до сих пор. Обучение на специалиста включает в себя базовое образование и специальную подготовку в рамках выбранной  специализации. 

Поступление в вуз на специалитет проходит, как правило, на основе результатов ЕГЭ. Срок обучения:

  • 5 лет для очной формы обучения;
  • 6 лет для заочной. 

По окончании специалитета выпускник может поступить в магистратуру или аспирантуру. Специалист — это вторая ступень высшего образования в России наравне с магистратурой. Поэтому специалист не может поступить в магистратуру на бюджетной основе, это будет считаться вторым высшим образованием. При этом специалист может поступить в аспирантуру, что недоступно бакалавру. Диплом специалиста по традиции ценится в России, но он не понятен работодателям за рубежом, что создаст трудности при трудоустройстве за пределами нашей страны. 

Формы обучения

Различают несколько форм обучения. Все они имеют разные программы образовательного плана, продолжительность и подходят для определенных категорий абитуриентов. Рассмотрим их:

  • дневная: предлагает наиболее полное образование с огромным объемом лекционного материала, самостоятельных, практических и лабораторных работ, семинаров, аттестаций, зачетов и так далее. Необходимо постоянно посещать ВУЗ, преимущественно утром. Имея средне-специальное образование, можно рассчитывать на сокращенную форму высшего образования. Все учиться 5-6 лет;
  • заочная: имеет более сокращенную программу обучения. Нужно приезжать на учебу несколько раз в год. Большая часть материала осваивается самостоятельно. Такая образовательная программа подходит для тех граждан, которые не могут учиться каждый день, к примеру, работают. На врача выучиться будет сложно, а на юриста или программиста вполне реально.
  • вечерняя: имеет некоторое сходство с заочной формой обучения, но посещать занятия необходимо 2-4 раза в неделю в зависимости от программы. Продолжительность бакалаврата — 4,5 лет, специалитета — 5,5 лет. Подходит для работающих граждан, которые не могут учиться на дневном отделении;
  • дистанционная: идеальный вариант для людей из глубинки, у которых нет возможности приезжать на учебу в другой город. А также для тех, у кого есть семья и дети, и не на кого их оставить. Достоинство — невысокая цена и возможность перепрофилирования по профессии.

Самообразование

В систему профобразования включают еще самообразование. Его называют видом дополнительного профессионального образования. При самообразовании человек управляет своей образовательной деятельностью, проектирует свое образовательное пространство. Данный вид ДПО осуществляется в тесной взаимосвязи с другими видами образования.

В заключение стоит отметить, что абитуриенты, спрашивая о том, сколько ступеней включает в себя профессиональное образование, даже не подозревают о том, что оно является многоступенчатым. У некоторых людей оно начинается в училищах и лицеях, а заканчивается в университетах, академиях и институтах. При этом все уровни профессионального образования пронизаны самообразованием.

Уровни и виды образования

И хотя психологи все чаще говорят о процессе образования как о неотъемлемой стадии взросления ребенка с первых дней его жизни, четкое разграничение уровней образования начинается только с детского сада – первого социального опыта ребенка вне семьи. Согласно законодательству, в России установлены такие уровни образования:

  1. Общее образование и его уровни: дошкольное, начальное общее, основное и среднее общее образование.
  2. Уровни профессионального образования: среднее профессиональное образование, бакалавриат, магистратура и подготовка кадров высшей квалификации.

Общее образование (дошкольные и школьные учреждения) предусматривает базовое формирование мировоззрения человека, знакомство с разными предметными областями науки – естествоведением, биологией, химией, физикой, литературой, языками и т.д. Этот уровень образования должен помочь развить базовые личностные навыки учеников и определить последующее профессиональное развитие компетенций каждого человека.

Хотя основой всего образования у нас принято считать школу, не менее важную социальную функцию выполняют домашнее образование, ясли и детские сады. Также существует система дополнительного образования, которая включает обучение в разных кружках, секциях, музыкальных, художественных и спортивных школах – все эти активности помогают раскрыть способности ребенка.

Профессиональное образование – это специальная подготовка по определенному направлению. К системе этого уровня образования сегодня можно отнести школы с углубленным изучением чего-либо, лицеи, колледжи, институты, кружки, семинары и секции.

За процесс образования отвечают министерства и местные ведомства государственного, федерального, городского уровней. Учебная система государственного образования является стандартизированной и делится на такие ступени:

  • дошкольные учреждения;
  • общеобразовательные учреждения (школы, лицеи и гимназии);
  • учреждения среднего профессионального образования (училища, техникумы, колледжи);
  • высшие учебные заведения (университеты, академии, институты, консерватории и высшие военные училища).

Согласно конституции РФ, каждый гражданин должен получить полное общее образование, т.е. освоить учебную программу 11 классов школьной системы, которая состоит из трехуровневой системы образования – начального, основного и полного высшего образования. В том случае, если ученик переходит после 9 класса в спецучилище, кроме профессиональной подготовки он также должен освоить необходимые знания полного общего образования 10 и 11 классов.

Таким образом, образование не только формирует основу для будущей социализации человека в обществе, но и выполняет часть духовных и ценностных функций наравне с наукой и искусством.

Образование, наука и искусство – это важные институты, которые тесно взаимосвязаны между собой, но в то же время имеют разные социальные функции. Образование – это передача знаний от поколения к поколению, формирование общего понимания мира и ценностей. Это своеобразная парадигма, которая создает общность. Система образования не создает нового знания, ее главная цель – формирование систематического и специфического знания о мире, обществе и человеке.

В отличие от образования, цель науки – это как раз и есть создание нового знания, идей, концепций. Если в основании образования лежит систематическая передача знаний с целью формирования общей картины мира, то в основании науки лежит творчество, познание мира и новые открытия. Главные функции науки:

  • познавательная;
  • прогностическая;
  • мировоззренческая;
  • изобретательная.

Не менее важную роль в формировании личности занимает и развитие творчества, креативности. За эту часть способностей человека отвечает современное знание об искусстве и эстетике

Начиная с раннего детства, очень важно развивать у ребенка его творческие наклонности, которые в будущем помогут ему не бояться проявлять себя и вносить вклад в развитие общества

Все эти стороны общественной жизни предусмотрены и регулируются законодательством, которое гарантирует доступ к образованию каждому гражданину страны.

Формы получения образования вне организации

Главное отличие от получения образования в организации заключается в том, что ответственность за качество знаний лежит не на школе, а на родителях или самом учащемся.

Обеспечить ребёнка основным общим образованием обязаны родители. Поэтому до получения аттестата за 9 класс обучение вне школы называется семейным. Решение о переходе на эту форму принимают мама с папой с учётом интересов ребёнка.

В 10–11 классах, а также если совершеннолетний человек в своё время не доучился и решил наверстать упущенное, эта форма именуется самообразованием. Ответственность — на обучающемся.

Что такое семейное образование

Семейное образование (СО) как форма обучения — гибкая и вариативная. Родители вправе выбирать любую программу и по-разному организовывать учебный процесс. Никто не будет спрашивать, как конкретно учится ребёнок, главное, чтобы сдавал аттестации.

Аттестации на семейной форме и на самообразовании сдаются экстерном. Ведь экстернат — это не отдельная форма обучения, а форма аттестации на семейном образовании и самообразовании. 

<<Блок перелинковки>>

Давайте разберём основные виды семейного образования.

  1. Хоумскулинг. Ребёнок обучается в семье и прикрепляется к школе несколько раз в год для сдачи промежуточных аттестаций. Родители могут преподавать сами, нанимать репетиторов или подключать онлайн-школы. В последнем случае семейное обучение часто путают с надомным и дистанционным, но, как вы уже поняли, это разные вещи.
  2. Анскулинг. То же самое, только ребёнок не придерживается какой-то программы и не прикрепляется к школе для сдачи аттестаций вплоть до 9 класса.  
  3. Альтернативные школы. Родители практически полностью делегируют обучение ребёнка, но тщательно выбирают систему. Это могут быть Монтессори- или Вальдорф-школы, демократические школы или школы одного дня, учебные заведения, работающие по различным авторским методикам, и, конечно же, цифровые школы.

Семейная форма обучения подойдёт, если:

  • ребёнку тесно в рамках классической школы, он хочет учиться больше, лучше и быстрее;
  • ребёнок совмещает с учёбой профессиональный спорт или концертную деятельность;
  • он не успевает за темпом других детей, и ему нужен особый подход;
  • у ребёнка конфликты с одноклассниками или учителями;
  • у ребёнка слабое здоровье, но нет инвалидности, либо не нравится вариант надомного обучения;
  • семью не устраивает традиционная школьная система, нет контакта с администрацией школы и преподавателями;
  • семья часто переезжает или живёт в другой стране, но хочет, чтобы у ребёнка был российский аттестат.

<<Форма семейного образования>>

Что такое самообразование

Самообразование — это форма получения образования вне школы. То же самое, что семейное образование, только этот термин употребляется в отношении учащихся старше 15 лет или тех, кто уже получил основное общее образование, то есть окончил 9 классов.

Форма самообразования подойдёт, если подросток: 

  • хочет пройти программу 10-11 класса ускоренно;
  • уже начал работать и хочет совместить получение полного среднего общего образования с профессиональной деятельностью; в этом случае также можно поступить на заочное обучение или на очное обучение в вечернюю школу;
  • хочет оптимизировать учебный процесс, высвободив больше времени для подготовки к экзаменам или олимпиадам.

Бакалавр — высшее или неполное высшее образование

Бакалавры получают полноценное высшее образование

С внедрением в систему высшего образования степеней «бакалавра» и «магистра» в головах появилась некоторая путаница.

В ряде источников можно прочитать, что бакалавриат – это неполное высшее образование, которое необходимо продолжать в магистратуре. Однако это утверждение не является правдой.

Закон прямо называет среди уровней профессионального обучения высшее образование – бакалавриат (также к высшему образованию относятся специалитет и магистратура).

То есть степень бакалавра является законченным высшим образованием и квалифицируется при приеме на работу соответствующим образом.

Специалитет на сегодня остался лишь в специализированных ВУЗах – медицинских и некоторых технических учебных заведениях. Большинство же университетов РФ перешло на так называемую Болонскую систему образования, имеющую две ступени – бакалавриат и магистратуру.

Для получения степени бакалавра необходимо отучиться 4 года и пройти итоговую аттестацию. Бакалавры получают все основные знания и навыки по своей специальности.

На степень магистра надо дополнительно учиться 2 года, в течение которых студенты углубляют свои научные и теоретические знания в данной области. В конце обучения магистр защищает диссертационную работу.

Подводя итоги сказанному, выделим основные моменты:

  1. Неполное высшее образование существовало до 2007 года, сейчас существует лишь незаконченное образование, факт которого можно подтвердить справкой из ВУЗа.
  2. Незаконченное высшее образование не имеет никакого отношения к среднему профессиональному образованию.
  3. Степень бакалавра квалифицируется как высшее законченное образование, которое по желанию можно углубить в магистратуре.
  4. Незаконченное высшее образование не является подтверждением квалификации.

В этом видео вы узнаете, зачем нужно высшее образование:

https://youtube.com/watch?v=cRCov8vFv5s

Какой уровень образования, какие перспективы у окончивших профтехучилище

Будущие повара на занятиях в профтехучилище

Выпускники начальных профессиональных образовательных заведений после окончания ликбеза редко остаются без работы. Ведь их основная цель поступления была именно в получении конкретной профессии. Закончив учебный процесс, они уже имеют опыт практической деятельности.

К слову сказать, выпускники ВУЗов редко после окончания института или университета обладают хорошо развитыми рабочими навыками. Летняя вузовская практика не может дать полное представление о тонкостях той или иной профессии.

По окончании обучения студенты сдают экзамены по предметам и по рабочей специальности

Нередки случаи, когда люди, окончившие НПО, поступили на работу и были обеспечены целевым направлением на дальнейшее высшее образование.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что система начального профессионального образования в существующий сегодня период активного развития производства и сферы услуг весьма необходима.

Она позволяет не только наполнить рынок труда квалифицированными рабочими кадрами, но и избавить людей от безработицы. Ведь с рабочей профессией остаться без дела практически невозможно. Несмотря на бурно развивающуюся компьютеризацию и автоматизацию, рабочие руки будут ещё долго популярными и востребованными.

https://youtube.com/watch?v=uL32dDfwvSk

Положение специалитета в структуре СО

Что предшествует

: То же самое, что бакалавриату.

Сколько учиться

: Стандартный срок обучения — 5 лет. Это меньше, чем проходить два уровня
по Болонской системе (4 + 2 года), зато результат — практически такой же. Возможен
перезачет дисциплин и сокращение срока обучения на 1-2 курса.

Куда поступать

: Хотя с 2007 года большинство вузов перешло на двухуровневую систему,
специалитет по-прежнему существует. В одних вузах он остается как альтернатива,
ведь бытует мнение, что бакалавриат не дает достаточный уровень знаний, хотя и
считается законченным высшим образованием. В других (например, медицинских)
других вариантов просто нет.

Куда дальше

: Специалист имеет право поступать в аспирантуру и начать научную карьеру.
Не возбраняется и обучение в магистратуре. Обычно специалисты выбирают такой
вариант для получения второй профессии, если профпереподготовки недостаточно.
ДПО доступно в полном объеме.

Высшее образование: уровни и их отличия

Высшее образование – с некоторых пор понятие растяжимое. Еще в 90-е годы прошлого столетия оно имело абсолютно унифицированную форму и не подразумевало никакой классификации, за исключением деления на конкретные специальности. Сегодня статья 10 закона «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2015 года устанавливает целых 3 уровня высшего образования:

  • бакалавриат;
  • специалитет и магистратура;
  • подготовка кадров высшей квалификации.

Диплом о присвоении любой из перечисленных квалификаций свидетельствует о наличии у его носителя высшего образования. Но разница между ними все же есть. Правда, в основном она имеет значение для тех, кто принял решение строить научную карьеру.

Иными словами, если для замещения определенной должности необходимо высшее образование, занять ее с равным успехом могут и бакалавр, и специалист, и магистр. Тогда как дорога в аспирантуру (или, в случае с военнослужащими и приравненными к ним лицами, в адъюнктуру) бакалавру заказана – туда принимают только специалистов или магистров.

Бакалавриат

Вопреки распространенному мнению, бакалавриат не имеет ничего общего с незаконченным высшим образованием. Суть этой программы заключается в освоении студентами базового теоретического минимума, необходимого для успешной работы по выбранной специальности. Срок обучения на бакалавриате, как правило, короче установленного – за счет отказа от углубленного изучения большинства дисциплин.

Важно: программы бакалавриата предусмотрены не для всех специальностей. Например, их нет в медицинских и фармацевтических вузах

Специалитет и магистратура

Формально эти две программы равноценны, то есть с точки зрения закона они соответствуют одному образовательному уровню. Но на практике престиж и квалификация магистров безусловно выше, поскольку их обучение ориентировано на получение фундаментально-научных знаний в узкоспециальных областях. Тогда как специалитет отличается более общим подходом и, по сути, разнится с бакалавриатом только объемом информации, подлежащей освоению.

Подготовка кадров высшей квалификации

Послевузовское образование в целях получения ученой степени кандидата наук, то есть аспирантура или адъюнктура.

Чуть шире понятие подготовки кадров высшей квалификации для представителей медицинских и творческих профессий. Помимо обучения в аспирантуре и докторантуре, для первых предусмотрена ординатура, окончание которой позволяет занимать руководящие должности, для вторых – ассистентура-стажировка, необходимая в основном для занятий преподавательской деятельностью.

Незаконченное высшее образование: что это и чем подтверждается

Незаконченное высшее образование – это категория, прекратившая свое юридическое существование с 01.09.2013 года одновременно с утратой силы законом «О высшем и послевузовском образовании» № 125-ФЗ от 22.08.1996 года. Причем де-факто это произошло еще раньше.

До 24.10.2007 года статья 6 указанного закона содержала положение, в соответствии с которым студенты, успешно аттестованные не менее чем за 2 учебных курса, могли получить диплом о неполном высшем образовании.

В период с 24.10.2007 по 01.09.2013 года всем гражданам, прекратившим обучение в вузе, не дожидаясь государственных экзаменов и защиты диплома, выдавались академические справки – независимо от срока учебы, количества аттестаций и прочих условий.

Дополнительную ясность внес Верховный суд, определением № АПЛ12-398 от 26.07.2012 года исключивший возможность рассматривать неполное высшее образование в качестве уровня высшего профессионального образования.

Теперь же, то есть начиная с 01.09.2013 года, статья 60 закона «Об образовании» разрешает в таких ситуациях предоставление только 2 видов документов:

  • для действующих студентов – справка об обучении;
  • для отчисленных по различным причинам – справка о периоде обучения.

Таким образом, сегодня незаконченное высшее образование – это, скорее, факт биографии, нежели статус, предоставляющий какие-либо профессиональные возможности.

Важно: несмотря на упразднение понятия «незаконченное образование», оно исчезло не из всех нормативных актов. Например, его до сих пор содержит Инструкция о заполнении трудовых книжек, утвержденная постановлением Минтруда России № 69 от 10.10.2003 года

Пункт 2.1 документа обязывает вносить записи о незаконченном образовании сотрудника на основании соответствующих документов.

Однако, во-первых, в данном случае речь идет об образовании любого уровня, то есть не только высшего. А во-вторых, из контекста документа следует, что распространяется положение, скорее всего, на работающих студентов.

Актуальность самообразования

В отличие от прежнего столетия, сейчас, в эпоху технологического и инновационного развития, не учить что-то новое – это не успевать за тенденциями, что равно упущению шанса достичь успеха. Поэтому в наше время актуальность самообразования как никогда кстати – век живи, век учись. Для того, чтобы процесс самообразования был максимально полезным и продуктивным, мы советуем пройти нашу программу «Лучшие техники самообразования», которая за 5 недель поможет вам научиться правильно ставить цели и планы, эффективнее читать книги и запоминать информацию, а также применять различные техники мышления для решения жизненных задач.

Какие бывают уровни профессионального образования

Уровни образования — это
завершенные циклы в рамках одного вида образования. Как понять, что цикл
обучения завершился? Это событие всегда подтверждается выдачей документа –
свидетельства, аттестата или диплома.

Теперь рассмотрим сами
уровни. Для общего мы уже их раскрыли вкратце. Но в данной статье мы
сосредоточимся на уровнях профессионального образования:

  1. СПО.
  2. ВО –
    бакалавриат.
  3. ВО –
    специалитет, магистратура.
  4. ВО –
    подготовка кадров высшей квалификации.

Согласно

Болонской декларации

, принятой 19
июня 1999 года, европейским странам надлежит соблюдать единый принцип
построения системы высшего образования. Она должна состоять из двух независимых
друг от друга циклов. Отсюда и пошло деление на бакалавриат и магистратуру.

Анализ зарубежных образовательных траекторий

В России существует не так много образовательных траекторий: школьники либо оканчивают 11 классов и поступают в вуз, либо после 9-го класса идут в колледж или техникум. Как обстоят дела за рубежом — изучил Федеральный институт развития образования. Результаты этого анализа представил Айрат Сатдыков, заместитель директора НИЦ ПОиСК ФИРО РАНХиГС.

Исследователи выбрали континентальные европейские страны с более традиционным подходом к образованию (Германию и Италию), а также государства с более либеральной образовательной политикой (США и Великобританию).

США

В США принято 12-летнее обязательное общее образование. В старшей школе (11–12-й классы) учащийся может выбрать профиль — академический (его выбирают около 75% учеников) или профессиональный (его предпочитают 25% школьников). Наиболее популярные направления профессионального профиля — IT и медицина. Обучение реализовано по сетевому принципу, так что школьники могут изучать профессиональные дисциплины как в самой школе, так и в ближайших колледжах или вузах.

Общеобразовательная программа заканчивается после 12-го класса. Далее учащийся может поступить в вуз на бакалавриат или двигаться дальше по профессиональной программе обучения. Её продолжительность в США значительно варьируется и может длиться менее двух лет, от двух до трёх лет и дольше.

Великобритания

Так же, как и в США, в Великобритании доступно довольно большое количество образовательных траекторий. По закону подросток должен получать общее образование до 16 лет, затем до 18 может совмещать учёбу с работой.

После 11 классов выпускник сдаёт экзамен GCSE (General Certificate of Secondary Education) и получает аттестат об общем среднем образовании. Затем человек может продолжить обучение по академической траектории и после подготовки сдать так называемый экзамен A-уровня (аналог нашего ЕГЭ), чтобы поступить на бакалавриат. Либо выпускник получает профессиональное образование. Здесь тоже большая вариативность: обучение может длиться от двух до четырёх лет в зависимости от получаемой квалификации.

В профессиональном образовании Великобритании, как и в Америке, тоже нет общеобразовательных модулей. Тем не менее вузы принимают как тех абитуриентов, которые сдали A-экзамен, так и тех, кто получил профессиональное образование определённого уровня квалификации — начиная от пятого.

Германия

В этой стране на обязательную общеобразовательную подготовку отведено десять лет. В 10-м классе школьник выбирает профиль с академическим либо профессиональным уклоном. Окончив 10-й класс, ученик может продолжить академическое обучение в специализированной образовательной организации, чтобы затем поступить в вуз. И второй вариант — после окончания школы получить профессиональное образование, в том числе по дуальной системе, когда занятия в учебном заведении сочетаются с практикой на рабочем месте.

В Германии общеобразовательная подготовка после выпуска из школы тоже отсутствует.

Испания

В Испании профессиональное образование разделено на программы первого, второго и третьего уровня, которые длятся по два года. Общеобразовательный модуль продолжительностью 670 часов присутствует только в программе первого уровня, обучение по которой школьник может начать после девятого класса.

После года подготовки по академическому или профессиональному направлению десятиклассник сдаёт экзамен ESO и получает аттестат о среднем образовании. Затем он может продолжить профессиональное образование или выбрать двухгодичную академическую программу Bachillerato для подготовки к поступлению в вуз — это аналог старших классов в российских школах.

Согласно испанским законам, также в вуз можно поступить, получив профессиональное образование третьего уровня.

Из приведённых данных Сатдыков делает несколько выводов.

  • В рассмотренных зарубежных странах общеобразовательная подготовка длится как минимум на год дольше, чем в России. Как правило, она заканчивается по достижении учащимися 18 лет.
  • В каждой названной стране человек может выбирать между академической и профессиональной траекториями.
  • Как правило, за границей общеобразовательная подготовка заканчивается в школе (за исключением базовых профессиональных программ в Испании). При этом повсеместно в общеобразовательную подготовку включаются профессиональные модули.
  • Программы профессионального образования в США, Великобритании, Испании и Германии длятся от двух до четырёх лет. Для сравнения — российские программы СПО, если вычесть из них общеобразовательный модуль, продолжаются от одного года до трёх с половиной лет (в случае углублённой программы подготовки специалистов среднего звена).