Государственная служба: связанные с ней ограничения, права служащего

Оглавление статьи

Совместительство для государственных служащих: допустимо или нет?

Федеральным законом и другими федеральными законами; 12) членство в профессиональном союзе; 13) рассмотрение индивидуальных служебных споров в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами; 14) проведение по его заявлению служебной проверки; 15) защиту своих прав и законных интересов на гражданской службе, включая обжалование в суд их нарушения; 16) медицинское страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом и федеральным законом о медицинском страховании государственных служащих Российской Федерации; 17) государственную защиту своих жизни и здоровья, жизни и здоровья членов своей семьи, а также принадлежащего ему имущества; 18) государственное пенсионное обеспечение в соответствии с федеральным законом. 2.

Какие госслужащие инвестируют с ограничениями

Запрет на покупку иностранных ценных бумаг обычно касается высокопоставленных госслужащих или работников с допуском к сведениям особой важности. Каждое государственное ведомство самостоятельно составляет списки должностей, на которых нельзя покупать иностранные ценные бумаги

Например, главный бухгалтер в Министерстве культуры не может купить акции Google, а его коллега в Министерстве просвещения — может.

Каждое государственное ведомство самостоятельно составляет списки должностей, на которых нельзя покупать иностранные ценные бумаги. Например, главный бухгалтер в Министерстве культуры не может купить акции Google, а его коллега в Министерстве просвещения — может.

Если госслужащему нельзя покупать иностранные ценные бумаги, запрет касается и его семьи: мужа или жены и несовершеннолетних детей.

Презенты для госслужащих

Подобные действия – это коррупция. Сегодня власти борются в ней достаточно активно. В столь строгом правиле есть определенные исключения. Принять вознаграждение можно при таких условиях:

  1. Стоимость переданного вознаграждения не выше 3000 руб.
  2. Презент вручили служащему в рамках проводимого в организации корпоративного мероприятия или в деловой поездке.

В данных ситуациях сотрудник должен в течение трех дней отправить начальнику официальное уведомление о том, что презент был получен. Три дня исчисляются с даты получения ценности или возвращения с деловой поездки.

При желании сотрудник может выкупить подарок, если он оказался достаточно ценным. Сделать это можно посредством написания соответствующего заявления.

Закон о гражданской службе

Законодательная база, определяющая основные принципы и условия гражданской службы, была разработана и утверждена в 2004 году. Закон о госслужбе определяет ее экономические, правовые и организационные основы.

В нем перечислены группы и категории должностей, квалификационные требования, а также запреты, связанные с государственной гражданской службой. Кроме того, определен механизм приема на государственную службу, заключения и расторжения контракта. В документе содержится 17 глав и более 70 статей, регламентирующих все детали служебной деятельности, начиная от принципов начисления заработной платы и аттестации и заканчивая спецификой разрешения должностных противоречий.

В 79-ФЗ запреты, связанные с гражданской службой, равно как и ограничения, перечислены в соответствующих разделах. Ключевым моментам, связанным с правами, обязанностями, служебным поведением, ограничениями по службе, посвящена третья глава федерального закона о правовом статусе гражданского госслужащего.

Запреты и правила, касающиеся госслужбы

Государственная гражданская служба – это большая ответственность. Она накладывает на работников этой сферы определенные ограничения:

  • Госслужащим нельзя заниматься прочей деятельностью помимо педагогической, научной или творческой.
  • Граждане, находящиеся на государственной гражданской службе, не должны участвовать в забастовках и прочих мероприятиях, нарушающих функционирование государственных органов.
  • Госслужащий не должен заниматься предпринимательством и использовать свое служебное положение, чтобы каким-то образом содействовать другим предпринимателям и организациям.
  • Конечно, госслужащему запрещено брать взятки. Это касается не только материального вознаграждения, но и различных подарков, услуг «в благодарность за оказанную помощь».
  • Человек, находящийся на государственной гражданской службе, не должен разглашать информацию, связанную с его работой, тем более информацию конфиденциального характера.
  • Нельзя никаким образом использовать свое служебное положение в личных целях.
  • Запрещено находиться на государственной службе в должности, которая находится в подчинении или же, наоборот, в начальственном положении по отношению к какому-либо госслужащего (брат, сестра, муж, жена, сын, отец и т.д.).
  • Вступать в политические партии и религиозные организации также запрещено.
  • Нельзя выступать в СМИ с различными обращениями, давать суждения и оценки деятельности государственных органов и их руководителей. Не допускается также давать неполномочные обещания.
  • Госслужащий не может использовать техническое оборудование и другое имущество, принадлежащее госорганам в личных целях и передавать его третьим лицам.
  • Нельзя приобретать ценные бумаги с целью получения дохода.

Разница между «ограничением» и «запретом»

Чем принципиально отличаются эти понятия, и почему в федеральном законе они прописаны отдельно? Юристы утверждают, что такое разграничение вполне обосновано.

К запретам, связанным с гражданской службой, относятся ситуации, в рамках которых служащий не имеет разрешения на выполнение каких-либо действий. Запрет не может быть снят по воле вышестоящего руководителя. Это можно сделать только на законодательном уровне.

В случае с «ограничением» человек не может выполнять те или иные действия или вступать в правовые отношения до тех пор, пока не будет соответствовать определенным требованиям или не предпримет конкретных действий. То есть ограничения могут быть сняты служащим самостоятельно, если он выполнит необходимые требования.

Например, чтобы занять должность на гражданской службе, кандидату требуется получить допуск к гостайне. После прохождения соответствующей процедуры это ограничение перестанет действовать.

Военная служба

Военная служба – особый, по назначению и функциям, вид государственной службы
. Военная служба, в отличие от гражданской, направлена на реализацию оборонных и охранительных функций государства. Основная задача военной службы – вооруженная защита государства от покушения других стран на конституционное устройство, независимость, территориальную целостность, ресурсы страны. Военная служба представляет собой реализацию гражданином своих профессиональных навыков на госслужбе путем замещения воинских и, в некоторых ситуациях, не воинских должностей. Военная служба в нашей стране возможна в 2 формах: на добровольных началах (по контракту) и по призыву.

Военная служба характеризуется, в первую очередь, особым статусом военнослужащих. Правовое положение военнослужащих регламентировано законами «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 года № 53-ФЗ и, конечно же, «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 года № 76-ФЗ.

Для военнослужащих определены:

  • особые условия работы (риск для жизни, ненормированный график, непостоянное место несения службы);
  • жесткие требования при приеме на службу (возраст, физическое и психическое здоровье, специальные знания);
  • специальная система званий и связанные с ней строгая дисциплина и субординация;
  • досконально регламентированные условия не только работы, но и жизни, формы одежды, правил поведения в той или иной ситуации;
  • особый порядок привлечения к юридической ответственности (свои органы судов, прокуратуры, исполнения наказания и т. п.).

Граждане несут военную службу в войсках, подчиненных Министерству обороны России, в войсках Министерства внутренних дел России, органах Федеральной службы безопасности, в отрядах Министерства по чрезвычайным ситуациям РФ, железнодорожных, пограничных и иных войсках.

Получение дополнительных доходов

При получении оплачиваемой работы нужно следить, чтобы не возникало конфликта интересов. Служащий не может делать того, что может быть истолковано как получение вознаграждения от заинтересованных лиц.

Служащий не имеет право на следующее:

  1. Становиться владельцем ценных бумаг, приносящих доход.
  2. Быть предпринимателем или заниматься этим через других лиц. Принимать участие в управлении фирмами. В этом случае законодательство может предусматривать исключения.
  3. Получать в любой форме вознаграждения от частных лиц или организаций.
  4. Совершать за границу поездки, оплаченные посторонними организациями или третьими лицами.

Понятие военной службы

Военная служба – это вид федеральной государственной службы, которая представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских и не на воинских должностях в случаях и на условиях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, в органах, которые осуществляют функции по обеспечению безопасности и обороны государства. Таким гражданам могут быть присвоены воинские звания. 

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Ранее ФЗ закреплял такой вид государственной службы, как правоохранительный, но с 1 января 2016 года статья утратила силу. 

Также можно было бы выделить такой вид государственной службы, как дипломатический, который обладает собственной правовой спецификой. 

Особым видом государственной службы А.А. Гришковец называет службу в организациях Центрального банка Российской Федерации. Деятельность некоторых лиц в парламенте, можно также отнести к виду государственной службы. 

В статье 3, 6 и 7 Федерального закона N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» уравнены фактически все виды проявления государственной власти по отношению к населению, не смотря на то, что указанный выше закон продолжает разделять единую государственную службу на федеральную, государственную, муниципальную и гражданскую. Также он предписывает гражданам, в некоторых случаях, исполнять иные указания, которые исходят непосредственно от международных организаций и некоторых общественных объединений. 

Положительным моментом, так как система является совокупностью элементов, которые находятся в связях, приводящих их к новому качеству, является закрепление в ст. 6 Закона № 79-ФЗ видов взаимосвязи государственной службы РФ иных видов и гражданской службы, специфика и сравнимость видов государственной службы. Взаимосвязь государственной службы иных видов и гражданской службы обеспечивается за счет единства системы государственной службы российского государства, функционирования и принципов ее построения, а также посредством: 

  • основных государственных социальных гарантий, соотносительности размера оплаты труда и основных условий;
  • установление обязательств и ограничений при прохождении различных видов государственной службы Российской Федерации;
  • учета стажа государственной службы Российской Федерации иных видов при исчислении стажа гражданской службы;
  • соотнесения главных требований государственного пенсионного обеспечения граждан, которые проходили государственную службу.

Вышеуказанные нормы являются принципами государственной службы. Нормы ст. 7 указанного закона являются такими же принципами, которые гласят, что взаимосвязь муниципальной и гражданской службы обеспечивается посредством:

  • единства главных квалификационных требований к должностям муниципальной и гражданской службы;
  • единства обязательств и ограничений при прохождении муниципальной и гражданской службы;
  • единства требований к подготовке, профессиональной переподготовке и повышению квалификации муниципальных и государственных служащих;
  • учета стажа гражданской службы, если исчисляется стаж муниципальной службы и стажа муниципальной службы при исчислении стажа гражданской службы;
  • соотносительности главных социальных гарантий и условий оплаты труда муниципальных и гражданских служащих;
  • соотносительности главных требований государственного пенсионного обеспечения граждан, которые проходили муниципальную службу, а также граждан, проходивших гражданскую службу, а также, в случае потери кормильца их семей. 

Таким образом, можно сделать вывод о том, что по мысли законодателя, муниципальная служба – это один из видов государственной службы. Государственный аппарат до сих пор нуждается в научных предложениях о самом делении государственной службы Российской Федерации на виды и в целом о системе. 

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Можно ли государственному служащему работать по совместительству

Порядок оформления совместительства включает в себя следующие этапы:

  • Написание госслужащим заявления на возможность работать совместителем в конкретном предприятии и передача его на утверждение антикоррупционной комиссии.
  • В случае положительного решения — передача копии трудовой книжки на новое предприятие, а также заключение там трудового договора.
  • Выполнение работы согласно возложенных обязательств и в тех часовых нормах, которые отводятся на это.

Бланк заявления работника можно скачать тут: Типовой бланк заявления служащего Важно понимать, что на своей второй работе госслужащий пользуется теми льготами и правами, которые предусматриваются для гражданских лиц, в том числе и правом на ежегодный и дополнительный оплачиваемый отпуск.
ТК. Особенности регулирования труда лиц, работающих по совместительству, регулируются гл

44 ТК. Для гражданских служащих работа по совместительству возможна на научно-педагогических должностях, на практике гражданские служащие наиболее часто совмещают должности, например, профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений.Очевидно, что при выполнении иной любой работы гражданский служащий обязан соблюдать требования, предусмотренные п. 10 ст. 17 Закона, — о недопустимости публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности государственных органов, а также общие требования к служебному поведению гражданского служащего.Какой бы вид «иной деятельности» не избрал для себя гражданский служащий, ее реализация возможна лишь при соблюдении ряда условий.Прежде всего выполнение этой работы не должно приводить к возможному конфликту интересов, т. е.
Ознакомиться с текстом указанных документов можно тут: ФЗ о государственной гражданской службе ФЗ о муниципальной службе Можно ли? Согласно ст. 14 закона №79-Ф3 «О Государственной гражданской службе РФ», гражданский служащий может выполнять иную работу, не связанную с его основной деятельностью, только в том случае, если это не повлечет за собой конфликт интересов. Другими словами, его работа по совместительству не должна сказываться на качестве исполнения им его обязанностей, причем он не имеет права работать по совместительству свыше 4 часов в день. Важно знать, что вне зависимости от места работы, работник государственного органа, имеющий статус служащего, обязательно должен уведомить своего основного работодателя о своем желании работать по совместительству. Когда найдена дополнительная работа, госслужащий согласно ч.

2 ст.

Иерархия должностей

Государственная служба разделяется на 2 основных вида:

  • военная;
  • гражданская.

Военнослужащие получают оплату труда за счет средств из бюджета Министерства обороны. А гражданские служащие — из федерального или регионального бюджета страны.

ГГС – это сокращенная аббревиатура, обозначающая гражданскую государственную службу. Данные сотрудники должны обеспечить исполнение переданных им полномочий на федеральном или региональном уровне.

Кроме этого, ГГС подразделяется на следующие уровни:

  1. Должности, которые утверждаются федеральным законодательством или непосредственно указом Президента. Данные сотрудники обеспечивают надлежащее исполнение возложенных полномочий на федеральные органы, а также на индивидуальные государственные посты.
  2. Должности, которые утверждаются законами и другими законодательными актами субъектов РФ. Эти сотрудники осуществляют надлежащее исполнение всех органов власти в определенном субъекте.

Это основное деление государственных служащих, которое предусмотрено в Российской Федерации.

Категоризация

Помимо деления между федеральной и региональной категоризацией всех должностей, также существуют и более мелкое деление на группы в зависимости от выполняемых функций. Существует следующая категоризация:

  1. Руководители и их заместители, которые являются главным звеном госорганов и их подразделений. Эти должности могут быть выборными на определенный срок, а также постоянными без ограничения. Для них предоставлены самые большие полномочия, в том числе право издавать определенные нормативные акты, обязательные для других.
  2. Помощники являются личными заместителями каждого руководителя. С ними заключается срочный контракт, на основании которого с уходом руководителя заканчивается срок этого контракта. Их основная функция — осуществлять всестороннюю помощь своим руководителям.
  3. Специалисты — это те люди, которые имеют специализированное образование в определенной отрасли. И они должны обеспечить надлежащее выполнение поставленных перед ними приоритетных задач. У них нет ограничений по времени сотрудничества. А работа предоставляется на основании конкурсного отбора.
  4. Обеспечивающие специалисты — это те профессии людей, которые занимаются непосредственно организационным, информационным, документационным обеспечением деятельности государственных органов. Они выполняют вспомогательные функции. Их срок деятельности также не ограничен.

На основании установленной категоризации предъявляются определенные требования к сотрудникам, их занимающим, а также к тем, кто временно их замещают.

Служебное поведение

Помимо запретов, связанных с гражданской службой, определен также ряд ограничивающих условий, связанных со служебным поведением. В список того, как должен вести себя госслужащий на профессиональном поприще, входит достаточно много правил.

Сотрудники, занимающие определенные должности госслужбы, обязаны: соблюдать законодательные нормы в рамках служебной деятельности; выполнять профессиональные задачи на высоком уровне; защищать свободы и права граждан; беспристрастно относиться к решению служебных вопросов, не выказывать предпочтения тем или иным социальным, профессиональным, политическим, конфессиональным группам; не преследовать личные или финансовые интересы при выполнении служебных обязанностей; быть корректным в общении, не вести себя вызывающе; учитывать особенности социальных и этнических групп, быть толерантным, не допускать конфликтных ситуаций; придерживаться правил публичных вступлений.

Работа по совместительству с точки зрения трудового законодательства

В свободное от основной работы время госслужащий имеет право быть занятым на другой работе
. Данное положение устанавливается Ст.14 Федерального закона от 27.05.2004 №79-Ф3.

Для того, чтобы устроиться на дополнительную работу, сотрудник государственного органа должен заведомо проинформировать работодателя о таком желании.

При этом, если работодатель усмотрит возможность конфликта интересов, он может отказать подопечному в работе по на соответствующих должностях.

Конфликт интересов, в первую очередь означает, что реализация должностных функций на дополнительном месте занятости может снизить качество выполнения обязанностей на основной работе.

Работник может оспорить такое заявление в судебном порядке
.

Однако в случае, если решение о возможности конфликта интересов вынесено антикоррупционной комиссией, госслужащему будет отказано в реализации права работы по совместительству.

Решение антикоррупционной комиссии оглашается работнику в течение нескольких суток после отправки им письменного запроса в комиссию своей организации.

Иными словами, при стандартном количестве рабочих часов занятость на дополнительной работе ограничивается четырьмя часами в день и 20-ю часами в неделю.

Если же по тем или иным причинам (отстранение от выполнения обязанностей, длительный отпуск и пр.) работник не занимается трудовой деятельностью на основной работе, то его занятость на дополнительной должности может осуществляться в полном объёме (8 часов в сутки).

При этом на дополнительном месте работы заключается новый трудовой договор.

Установленные Трудовым кодексом гарантии для работников должны в полной мере соблюдаться на второй работе. Здесь сотрудник также имеет право на отдых, больничный и т. д. При этом отпуск на дополнительной работе предоставляется в то же время, что и на основной.

Ограничения и запреты связанные с государственной гражданской службой в чем отличие

Запрет на замещение указанных в Федеральном законе должностей и (или) создание (способствование созданию) в государственных органах структур политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений или указанных структур обусловлен необходимостью «беспристрастного» осуществления должностных обязанностей, предотвращения конфликта интересов. Такой же необходимостью обусловлены и такие запреты, как использование преимущества должностного положения (должностные полномочия) для предвыборной агитации, для агитации по вопросам референдума, а также в интересах (или против интересов) политических партий, других общественных, религиозных объединений, в том числе путем публичного выражения отношения.

Ограничения и запреты, связанные с гражданской службой

Как российские, так и иностранные некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ. Однако иностранная некоммерческая неправительственная организация осуществляет свою деятельность на территории РФ через свои структурные подразделения — отделения, филиалы и представительства, каждое из которых подлежит государственной регистрации в порядке, предусмотренном указанным Федеральным законом. При этом рассматриваемый запрет, в отличие от запрета, содержащегося в п.Гражданин, замещавший должность гражданской службы, включенную в перечень должностей, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с гражданской службы не вправе без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работу (оказывать данной организации услуги) на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) в случаях, предусмотренных федеральными законами, если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности гражданского служащего.

В соответствии с Федеральным законом от 07.05.

2013 № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» лицам, замещающим государственные должности, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.

Ограничения: основные пункты

Обратимся к списку ограничений, препятствующих поступлению на службу или пребыванию в должности. По количеству пунктов он уступает перечню запретов, связанных с прохождением гражданской службы, но все же выглядит довольно внушительно.

К первоочередным ограничениям, не позволяющим занимать должность, относятся следующие случаи.

  1. Кандидат признан недееспособным решением суда.
  2. У него есть не снятая судимость, или он находится под следствием.
  3. Кандидат отказывается оформлять допуск к информации, составляющей гостайну.
  4. Служащий «теряет доверие» руководства в связи с невыполнением требований о предотвращении конфликта интересов или противодействии коррупции.
  5. Присутствует подтвержденное заболевание, не позволяющее выполнять должностные обязанности.

Для определения последнего служащие регулярно проходят диспансеризацию по установленному графику. Какие заболевания относятся к категории неприемлемых? В первую очередь, это расстройства поведения и психики, умственная отсталость, бредовые расстройства и шизофрения, расстройства влечений и привычек. Также сюда относятся расстройства, связанные с употреблением психотропных веществ, и болезни нервной системы (эпилепсия).

Презенты для госслужащих

Подобные действия – это коррупция. Сегодня власти борются в ней достаточно активно. В столь строгом правиле есть определенные исключения. Принять вознаграждение можно при таких условиях:

  1. Стоимость переданного вознаграждения не выше 3000 руб.
  2. Презент вручили служащему в рамках проводимого в организации корпоративного мероприятия или в деловой поездке.

В данных ситуациях сотрудник должен в течение трех дней отправить начальнику официальное уведомление о том, что презент был получен. Три дня исчисляются с даты получения ценности или возвращения с деловой поездки.

При желании сотрудник может выкупить подарок, если он оказался достаточно ценным. Сделать это можно посредством написания соответствующего заявления.