Прожиточный минимум в москве

Оглавление статьи

Минимальный размер пенсии в 2021 году

Минимальным размер пенсии будет в том случае, если входящие в величины будут иметь свои наименьшие значения. Следовательно, в формуле мы должны подставить минимальные требования к пенсионерам в 2021 году, т.е. количество баллов будет равно 21,0. Фиксированная выплата в 2021 году равна 6044,48 руб., а стоимость одного индивидуального пенсионного коэффициента равна 98,86 руб. Таким образом:

То есть минимальный размер страховой пенсии по старости в 2021 году составляет 8120,54 руб..

Ежегодно изменяются нормативы по минимальному количеству баллов, необходимому для назначения пенсии по старости. Изменения будут производить в соответствии с данными таблицы:

Год Сколько баллов нужно для пенсии
2015 6,6
2016 9,0
2017 11,4
2018 13,8
2019 16,2
2020 18,6
2021 21,0
2022 23,4
2023 25,8
2024 28,2
2025 30

В январе 2022 года, согласно закону № 350-ФЗ от 03.10.2018 г., пройдет индексация страховых пенсионных выплат на 5,9%. Тогда стоимость одного ИПК и сумма фиксированной выплаты будут составлять 104,69 и 6401,40 рублей соответственно. В таком случае минимальная пенсия, назначаемая в 2022 году, будет равна (при минимальном требовании к ИПК — 23,4 б.):

Есть заблуждение, что на размер пенсионного обеспечения влияет минимальный размер оплаты труда (МРОТ), но это не так. В пенсионном обеспечении данная величина используется исключительно для расчета страховых взносов в Пенсионный фонд России от самозанятого населения, которое заключило соответствующие договоры с ПФР и уплачивает страховые взносы за себя.

Доплата пенсионерам до прожиточного минимума

Как видно из вычислений выше, наименьший размер пенсии не соответствует даже уровню прожиточного минимума для пенсионеров. В связи с этим за неработающими пенсионерами (т.е. лицами, для которых пенсия является единственным источником дохода) закреплено право на доплату до прожиточного минимума (ПМП) — региональную или федеральную.

  • Региональная социальная доплата (РСД) назначается пенсионерам, проживающим в субъектах РФ, в которых ПМП превышает общероссийский. Назначением и выплатой РСД к пенсии занимается соц. защита населения.
  • Федеральная социальная доплата (ФСД) выплачивается пенсионерам из регионов, в которых ПМП установлен в значении ниже, чем общероссийский. Выплаты ФСД осуществляет Пенсионный фонд РФ.

На 2021 год значение прожиточного минимума пенсионера в целом по РФ составляет 10022 рубля. Соответственно, в регионах, где ПМП на 2021 год выше 10022 руб., малообеспеченным пенсионерам назначают региональную доплату, а если ниже 10022 руб. — федеральную.

Таблица прожиточного минимума пенсионера на 2021 год по субъектам РФ

Субъект РФ ПМП, руб. Субъект РФ ПМП, руб.
Центральный ФО
Белгородская обл. 8659 г. Москва 13496
Брянская обл. 9860 Московская обл. 10648
Владимирская обл. 9800 Орловская обл. 9409
Воронежская обл. 9020 Рязанская обл. 9321
Ивановская обл. 9521 Смоленская обл. 9782
Калужская обл. 10002 Тамбовская обл. 9396
Костромская обл. 9734 Тверская обл. 9875
Курская обл. 9144 Тульская обл. 9489
Липецкая обл. 8811 Ярославская обл. 9231
Северо-Западный ФО
Респ. Карелия 12783 Ленинградская обл. 10359
Респ. Коми 12645 Мурманская обл. 15066
Архангельская обл. 12014 Новгородская обл. 9582
Ненецкий АО 19353 Псковская обл. 10113
Вологодская обл. 10221 г. Санкт-Петербург 10280,30
Калининградская обл. 10378    
Северо-Кавказский ФО
Респ. Дагестан 9020 Респ. Северная Осетия – Алания 9100
Респ. Ингушетия 9020 Чеченская Респ. 10020
Кабардино-Балкарская Респ. 10198 Ставропольский край 8646
Карачаево-Черкесская Респ. 9020    
Южный ФО
Респ. Адыгея 8540 Волгоградская обл. 9020
Респ. Калмыкия 8973 Краснодарский край 9922
Респ. Крым 9060 Ростовская обл. 9445
Астраханская обл. 9621 г. Севастополь 9862
Приволжский ФО
Респ. Башкортостан 9605 Нижегородская обл. 9360
Республика Марий Эл 8719 Оренбургская область 9020
Республика Мордовия 9020 Пензенская область 9020
Респ. Татарстан 8423 Пермский край 9613
Удмуртская Респ. 8917 Самарская обл. 9320
Чувашская Респ. 8466 Саратовская обл. 8566
Кировская обл. 9348 Ульяновская обл. 9247
Уральский ФО
Курганская обл. 9248 Челябинская обл. 9794
Свердловская обл. 9521 Ханты-Мансийский АО — Югра 14044
Тюменская обл. 9958 Ямало-Ненецкий АО 14033
Сибирский ФО
Респ. Алтай 9539 Иркутская обл. 10540
Томская обл. 10436 Кемеровская обл. 9147
Респ. Тыва 9485 Красноярский край 10963
Респ. Хакасия 9986 Новосибирская обл. 10378
Алтайский край 9573 Омская обл. 8932
Дальневосточный ФО
Респ. Бурятия 10372 Забайкальский край 11256
Респ. Саха — Якутия 15077 Приморский край 12119
Амурская обл. 11272 Сахалинская обл. 13604
Еврейская авт. обл. 13526 Хабаровский край 13205
Камчатский край 18148 Чукотский АО 19312
Магаданская обл. 17560    

Методика расчёта

Законодательно установлено, что этот показатель для людей трудоспособного возраста рассчитывается путём сложения стоимости потребкорзины для взрослого человека и его расходов по налогам и сборам. При расчёте этого параметра для детей и пенсионеров исключаются налоговые платежи. Размер потребительской корзины для каждой из этих категорий свой.

Статистами определяются по-отдельности величины для следующих групп:

  • Трудоспособных.
  • Детей.
  • Пенсионеров.
  • Среднестатистической “души” по региону с стране в целом.

Среднепрожиточный минимум на душу населения исчисляется посредством умножения ранее полученных величин вышеуказанного статпоказателя для каждой из значимых социально-демографических групп на общую долю представителей этой группы в населении Российской Федерации и суммирования полученных результатов.

Ежеквартальное значение считается как сумма определённых ранее доходов по соответствующей категории за 3 месяца, делённая на 3.

Социальная доплата до уровня ПМ пенсионера в субъекте РФ

С 1 января 2010 года с целью доведения материального обеспечения пенсионера до величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте РФ, предусматривается установление социальных доплат к пенсии.

Социальные доплаты к пенсии устанавливаются всем неработающим пенсионерам в случае, если общая сумма их материального обеспечения не достигает величины ПМ прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте РФ.

При подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера учитываются все виды пенсий, ежемесячная денежная выплата (включая стоимость набора социальных услуг), дополнительное материальное (социальное) обеспечение и иные меры социальной поддержки (помощи), установленные законодательством субъектов РФ в денежном выражении (за исключением мер социальной поддержки, предоставляемых единовременно).

Какие трудности или несоответствия могут возникнуть

К основным трудностям, которые могут возникнуть из-за введения новой методики определения прожиточного минимума, можно отнести следующие:

  1. неточное определение медианного дохода;
  2. финансовая нагрузка на бюджет и организации.

С одной стороны хорошо, что прожиточный минимум будет определяться исходя из медианного дохода, да и уменьшать его будет нельзя. Но с другой стороны, в расчете медианного дохода будут участвовать доходы всех слоев населения. Например, генеральный директор фирмы может доход в 200-300 тысяч рублей в месяц, а обычные работники небольших фирм – 20-25 тысяч рублей. В связи с этим средний размер дохода будет не очень точно отображать реальные доходы россиян.

С другой стороны, в России предусмотрено, что прожиточный минимум немного меньше минимального размера оплаты труда. То есть, увеличение ПМ приведет к увеличению МРОТ. Заработная плата в стране не может быть менее МРОТ при условии полностью отработанного месяца на полной ставке.

Такой подход позволит увеличить реальные доходы людей, но финансовая нагрузка возрастет – причем как на бюджет, так и на частные предприятия. Взять тот же малый бизнес – в среднем у них зарплата немного выше МРОТ, а в 2020 году наблюдалось сокращение численности субъектов малого и среднего предпринимательства. Частично на ликвидации фирм сказалась пандемия коронавируса, но некоторые отрасли бизнеса так и не смогли после нее восстановиться. А если предприятия обяжут повышать заработную плату, то некоторые фирмы могут или «войти» в долги, или просто закрыться. Как следствие, некоторая часть их персонала может остаться без работы.

Да и на бюджете повышение заработной платы скажется негативно, так как государственные служащие получают зарплату за счет бюджета.

Поэтому сейчас сложно точно сказать, как повлияет новая методика расчета прожиточного минимума на дальнейшую финансовую обеспеченность россиян.

Пример расчета №2

Для расчета возьмем  Московскую область. ПМ на душу населения здесь равен – 13509, на ребенка – 13317.

Например, семья состоит из 56 человек: мать, отец и трое детей – 2 года, 6 лет и 18 летний студент. Отец работает официально, мама – самозанятая, студент получает стипендию.

  • Шаг 1 – считаем общий доход, складывая з/п отца, доходы от самозанятости матери, стипендию старшего ребенка и пособие по уходу до трех лет на младшего ребенка, получаем, например, сумму 720 000 рублей.
  • Шаг 2 – делим годовой доход на 12 месяцев. Получаем, в нашем случае: 720 000/12 = 60 000 рублей.
  • Шаг 3 – делим среднемесячный доход семьи (60 тыс. руб) на количество членов семьи – 5. Получаем, в нашем случае – 12 тыс. рублей.
  • Шаг 4 – сравниваем получившуюся цифру с размером ПМ на душу населения в Московской области (13509 рублей), доход получается ниже, значит, семья вправе претендовать на получение выплаты в размере 50% от ПМ на ребенка, установленного в Московской области, то есть 13317/2=6658,5.
  • Шаг 5 – проверяем, имеет ли право семья на повышенный размер пособия. Для этого возвращаемся ко второму шагу. К среднемесячному доходу прибавляем положенную выплату, умноженную на количество детей, которым она назначается, то есть в нашем случае – 60 000+6658,5, поскольку выплата положена лишь одному ребенку, подходящему по возрасту. Получается сумма – 66658,5. Делим ее на количество членов семьи (5), получаем – 13331,7. Сравниваем получившуюся цифру с размером ПМ на душу человека в МО (13509 руб). Доход – меньше, значит семья имеет право на выплату в размере 75% ПМ на ребенка, то есть 9987,75 руб.
  • Шаг 6 – считаем, имеет ли право семья на выплату в 100-процентном размере от ПМ на ребенка. Снова возвращаемся ко второму шагу, к среднемесячному доходу добавляем выплату на ребенка в 75% размере (60 000+9987,75 =69987,75) и делим на количество членов семьи (5) , получаем 13997,55. Сравниваем получившуюся сумму с ПМ на душу населения в МО (13509 руб), видим, что доход – превышает, значит, на выплату в размере 100 % ПМ на  ребенка семья претендовать не может, будет назначено пособие  75%ПМ.

Таблица прожиточного минимума в регионах РФ. Данные за 1 квартал 2021 года.

На душу населения, руб. На ребенка, руб
Адыгея 9779 10060
Республика Алтай 10761 10801
Алтайский край 10655 10611
Амурская обл. 12950 13547
Архангельская обл. 13802 13744
Астраханская обл. 10845 11722
Башкортостан респ. 10015 10077
Белгородская обл. 9382 9364
Брянская обл. 11280 11206
Бурятия респ. 12341 12968
Владимирская обл. 11093 11294
Волгоградская обл. 10158 10414
Вологодская обл. 11767 11732
Воронежская обл. 9362 9375
Дагестан респ. 10462 10757
Еврейская автономная обл. 15733 16479
Забайкальский край 13397 14199
Ивановская обл. 10761 10877
Ингушетия респ. 10571 11015
Иркутская обл. 12243 12759
Кабардино-Балкарская респ. 12576 13815
Калининградская обл. 11706 11304
Калмыкия респ. 10631 10926
Калужская обл. 11400 11333
Камчатский край 21176 22693
Карачаево-Черкесская респ. 10424 10840
Карелия респ. 14391 13713
Кемеровская обл. 10727 11254
Кировская обл. 10666 10954
Коми респ. 14424 14492
Костромская обл. 10929 10900
Краснодарский край 11397 11114
Красноярский край 13149 13763
Крым респ. 10998 11682
Курганская обл. 10483 11027
Курская обл. 10459 10627
Ленинградская обл. 11137 10718
Липецкая обл. 9945 10215
Магаданская обл. 20588 21880
Марий Эл респ. 10067 10415
Мордовия респ. 9378 9796
Москва г. 17841 15450
Московская обл. 13509 13317
Мурманская обл. 17909 17933
Ненецкий АО 22049 22884
Нижегородская обл. 10686 11031
Новгородская обл. 11408 11380
Новосибирская обл. 12284 12729
Омская обл. 10495 10870
Оренбургская обл. 9856 10289
Орловская обл. 10722 10851
Пензенская обл. 9610 10002
Пермский край 10844 11124
Приморский край 13963 15409
Псковская обл. 11624 11542
Ростовская обл. 11053 11642
Рязанская обл. 10660 10734
Самарская обл. 10979 11000
Санкт-Петербург г. 11658 11366
Саратовская обл. 9844 10191
Саха (Якутия) респ. 17721 18559
Сахалинская обл. 15906 17300
Свердловская обл. 10990 11696
Севастополь г. 11380 12276
Северная Осетия — Алания респ. 10047 10470
Смоленская обл. 11201 10975
Ставропольский край 10081 10621
Тамбовская обл. 10221 10100
Татарстан респ. 9668 9713
Тверская обл. 11234 11894
Томская обл. 12218 12927
Тульская обл. 11134 11032
Тыва респ. 11253 11902
Тюменская обл. 11593 11956
Удмуртская респ. 10384 10518
Ульяновская обл. 10642 10917
Хабаровский край 15320 16372
Хакасия респ. 11772 12507
Ханты-Мансийский АО — Югра 16281 16306
Челябинская обл. 11228 11694
Чеченская респ. 11190 11168
Чувашская респ. 9763 9851
Чукотский АО 22188 22982
Ямало-Ненецкий АО 16759 16753
Ярославская обл. 10742 10870

Минимальный прожиточный минимум во всех областях, республиках и краях России на 2021 год

В таблице представлены данные минимального прожиточного минимума, актуальные на 2021 год во всех республиках, областях, краях, автономных округах и крупных городах РФ. Для получения дополнительной информации выберите свой регион.

  1. Алтайский край
  2. Амурская область
  3. Архангельская область
  4. Астраханская область
  5. Белгородская область
  6. Брянская область
  7. Владимирская область
  8. Волгоградская область
  9. Вологодская область
  10. Воронежская область
  11. Горно-Алтайск и Республика Алтай
  12. Еврейская автономная область
  13. Забайкальский край
  14. Ивановская область
  15. Иркутская область
  16. Кабардино-Балкарская Республика
  17. Калининградская область
  18. Калужская область
  19. Камчатский край
  20. Карачаево-Черкесская Республика
  21. Кемеровская область
  22. Кировская область
  23. Костромская область
  24. Краснодарский край
  25. Красноярский край
  26. Курганская область
  27. Курская область
  28. Ленинградская область
  29. Липецкая область
  30. Магаданская область
  31. Москва
  32. Московская область
  33. Мурманская область
  34. Ненецкий автономный округ
  35. Нижегородская область
  36. Новгородская область
  37. Новосибирская область
  38. Омская область
  39. Оренбургская область
  40. Орловская область
  41. Пензенская область
  42. Пермский край
  43. Приморский край
  44. Псковская область
  45. Республика Адыгея
  46. Республика Башкортостан
  47. Республика Бурятия
  48. Республика Дагестан
  49. Республика Ингушетия
  50. Республика Калмыкия
  51. Республика Карелия
  52. Республика Коми
  53. Республика Крым
  54. Республика Марий Эл
  55. Республика Мордовия
  56. Республике Саха (Якутия)
  57. Республика Северная Осетия — Алания
  58. Республика Татарстан
  59. Республика Тыва
  60. Республика Удмуртия
  61. Республика Хакасия
  62. Республика Чечня
  63. Республика Чувашия
  64. Ростовская область
  65. Рязанская область
  66. Самарская область
  67. Санкт-Петербург
  68. Саратовская область
  69. Сахалинская область
  70. Свердловская область
  71. Севастополь
  72. Смоленская область
  73. Ставропольский край
  74. Тамбовская область
  75. Тверская область
  76. Томская область
  77. Тульская область
  78. Тюменская область
  79. Ульяновская область
  80. Хабаровский край
  81. Ханты-Мансийский Автономный округ
  82. Челябинская область
  83. Чукотский автономный округ
  84. Ямало-Ненецкий автономный округ
  85. Ярославская область

Мы оплачиваем коммунальные услуги, покупаем продукты питания, одежду и иногда лекарственные средства. И это только основа. А ведь людям еще необходима бытовая и цифровая техника, отдых. Вопрос о том, сколько требуется денег для нормальной жизни, можно назвать одним из самых главных в обществе.  Поэтому был введен прожиточный минимум.

Как рассчитывается прожиточный минимум в субъектах Российской Федерации

Величина ПМ отличается не только по группам граждан – работники организаций государственного и негосударственного (частного) типа, к которым относятся и студенты, пенсионеры и дети, но и по регионам.

Описываемый показатель делится на две части: продовольственную и непродовольственную.

Для расчета первой части, продовольственной, используется так называемая потребительская корзина — это минимальный набор продуктов для поддержания полноценной жизни. Федеральным законом установлен перечень продуктов и объем потребления в год для каждой группы людей. (картофель — 100.4 кг, овощи — 114 кг, фрукты — 60 кг, рыба-18,5 кг, яйца — 210 шт. и так далее).

Что касается второй части, непродовольственной (коммунальные платежи, расходы на транспорт, одежду и культурный отдых) , то она приравнивается к 50% продуктовой корзины.

То, что прожиточный минимум в субъектах Российской Федерации разный, как раз и объясняется неодинаковыми ценами на продукты питания.

Пример расчета ПМ для семьи из 3 человек

Самостоятельный расчет вашего ПМ поможет вам понять, попадаете ли вы в группу малоимущих граждан для получения пособий и дополнительной помощи.

  1. определите социальный состав вашей семьи (трудоспособные, дети , пенсионеры)
  2. выберете из таблицы выше регион проживания
  3. сложите полученные цифры

Рассчитаем величину прожиточного минимума для семьи из Астрахани в 2021 году.

  • Отец 50 лет — работающий
  • мать — 36 лет — работающая
  • сын 15 лет — ребенок

11 400 + 11 400 + 11862 = 34 662 рублей.

Если Ваш доход ниже этой суммы, то вы попадаете в разряд малоимущих и можете претендовать на льготы и пособия.

Методика расчета дохода и определения стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи

Имущественная обеспеченность (С) определяется по формуле:

С = Дох.сем + И, где:

Дох.сем — денежное выражение дохода всех членов семьи (определяется в соответствии с пунктом 2 настоящей методики);

И — стоимость имущества семьи, подлежащего налогообложению (определяется в соответствии с пунктом 5 настоящей методики).

Денежное выражение дохода всех членов семьи определяется по формуле:

Дох.сем = (Дсем.сов / Тдох — Числ.чл.сем x Пр.мин) х Т, где:

Дсем.сов — сумма совокупного дохода всех членов семьи (определяется в соответствии с пунктом 4 настоящей методики);

Тдох — период, за который учитываются доходы членов семьи, претендующих на признание их малоимущими (в месяцах), равный 24;Числ.чл.сем — число членов семьи, определяемое в соответствии с пунктом 3 настоящей методики;Пр.мин — величина прожиточного минимума в расчете на душу населения, утвержденного постановлением Правительства Москвы, действующего на дату обращения с заявлением о признании малоимущими;Т — расчетный период (в месяцах) принимается равным 240 (20 лет) и может быть изменен Правительством Москвы в зависимости от темпов обеспечения жилыми помещениями по договору социального найма жителей города Москвы.

Количество членов семьи (Числ.чл.сем) устанавливается исходя из состава семьи. В состав семьи входят:

  • супруги и их несовершеннолетние дети независимо от места их жительства;
  • лица, объединенные признаками родства или свойства, совместно проживающие в жилом помещении, а также иные лица, вселенные в жилое помещение в качестве членов семьи в установленном порядке либо на основании решения суда.

В случае если граждане, указанные во втором подпункте пункта 3 настоящей методики, считают себя разными семьями, то данное обстоятельство подтверждается документами, перечисленными в подпункте 5 пункта 3 приложения 4 к настоящему постановлению.

Совокупный доход семьи устанавливается за два полных календарных года, предшествующих году подачи заявления о признании малоимущим. Доходы каждого члена семьи учитываются после вычета налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

  • Доходы семьи, получаемые в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на дату фактического получения этих доходов.
  • Стоимость имущества, указанная в иностранной валюте, пересчитывается в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на дату обращения с заявлением о признании семьи (гражданина) малоимущей.
  • Сумма заработной платы, включая выплаты компенсационного и стимулирующего характера, предусмотренные системой оплаты труда, а также пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам учитываются в месяцах, за которые эта заработная плата или пособие начислены.

Стоимость имущества семьи, подлежащего налогообложению (И), определяется путем суммирования стоимости отдельных видов имущества, принадлежащего членам семьи на праве собственности.

При этом стоимость земельных участков (долей, паев) учитывается по кадастровой (нормативной) стоимости.

Иное имущество учитывается по рыночной стоимости, в том числе:

  • дачи, гаражи, иные строения, помещения и сооружения, за исключением жилых помещений;
  • транспортные средства: автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые) суда и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством;
  • паенакопления в жилищных, жилищно-строительных, гаражно-строительных, дачно-строительных и иных кооперативах;
  • имущественные доли (паи), акции.

При этом рыночная стоимость автомобилей, принадлежащих членам семьи на праве собственности, может с их согласия определяться на основании данных о средней рыночной стоимости автомобиля соответствующей модели и года выпуска, опубликованных в периодических печатных изданиях.(абзац введен постановлением Правительства Москвы от 13.02.2007 N 96-ПП)

В течение 2006 года стоимость автомобилей определяется в соответствии с данными о средней рыночной цене на автомобили, указанными в приложениях 1, 2 к настоящей методике.

Что такое прожиточный минимум?

В соответствии со ст. 1 Федеральный закон N 134-ФЗ “О прожиточном минимуме в Российской Федерации” от 24.10.1997 (ред. от 01.04.2019), прожиточный минимум – стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы.

Другими словами, понятие «потребительская корзина» трактуется данным законом, как – необходимый для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности минимальный набор продуктов питания, а также непродовольственные товары и услуги.

Прожиточный минимум предназначается для оценки уровня жизни населения Российской Федерации и обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимального размера оплаты труда, а также для определения устанавливаемых на федеральном уровне размеров социальных выплат и пособий.

В соответствии с ст.6 Федеральный закон N 134-ФЗ “О прожиточном минимуме в Российской Федерации” от 24.10.1997, семья или одиноко проживающий гражданин, среднедушевой доход которой (доход которого) ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, считается малоимущей (малоимущим) и имеет право на получение социальной поддержки.

В соответствии с Законом города Москвы от 15 мая 2002 г. № 23 «О прожиточном минимуме в городе Москве» величина прожиточного минимума применяется для предоставления государственных социальных выплат, предусмотренных федеральным законодательством или нормативными актами города Москвы, таких как:

  • дополнительное пособие на рождение ребенка молодым семьям в целях стимулирования рождаемости;
  • единовременная компенсационная выплата на возмещение расходов в связи с усыновлением ребенка;
  • ежемесячное пособие на ребенка;
  • ежемесячная компенсационная выплата в связи с ростом стоимости жизни одиноким матерям;
  • единовременная материальная помощь гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Также, величина прожиточного минимума учитывается при определении права на социальную стипендию малообеспеченным студентам, постановке на учет для улучшения жилищных условий, предоставлении бесплатной юридической помощи, расчете субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Потребительская корзина устанавливается, в соответствии со ст.3 данного закона, не реже одного раза в 5 лет, но прожиточный минимум пересматривается ежеквартально на основании статистических данных о потребительских нуждах населения.

В зависимости от социальной категории граждан, выделяют несколько величин прожиточного минимума:

  • для трудоспособного населения (то есть исходя из потребления товаров первой необходимости работающими гражданами);
  • для пенсионеров (в том числе для неработающих инвалидов);
  • для детей;
  • в расчете на душу населения (усредненный показатель между трудоспособным населением и не работающими пенсионерами).

В статье 7 Федеральный закон N 134-ФЗ “О прожиточном минимуме в Российской Федерации” указано, что сведения о величине прожиточного размещению на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по формированию официальной статистической информации в сети “Интернет”.

В настоящее время в городе Москве действует величина прожиточного минимума, утвержденная постановлением Правительства Москвы от 17 июня № 807-ПП «Об установлении величины прожиточного минимума в городе Москве за I квартал 2021 г.», она равна следующим цифрам:

  • в расчете на душу населения — 17 129 рублей;
  • для трудоспособного населения — 19 544 рублей;
  • для пенсионеров — 12 126 рублей;
  • для детей — 14 812 рублей.

В то время как, в соответствии с Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ N 372н “Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за I квартал 2020 года” от 25 июня 2021 г, величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации за 1 квартал 2021 года, значительно ниже. Так:

-прожиточный минимум на душу населения в России в целом, составляет 10843 рубля;

– для трудоспособного населения – 11731 рубль;

– для пенсионеров – 8944 рубля;

на детей – 10721 рубль.

Зачем нужен прожиточный минимум ?

Согласно ст 2. 134-ФЗ прожиточный минимум в целом по РФ

на федеральном уровне предназначается для:

  • оценки уровня жизни населения РФ при разработке и реализации социальной политики и федеральных социальных программ;
  • обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимального «размера» оплаты труда;
  • определения устанавливаемых на федеральном уровне размеров стипендий, пособий и других социальных выплат;
  • формирования федерального бюджета.

на региональном уровне, в субъектах РФ предназначается для:

  • оценки уровня жизни населения соответствующего субъекта РФ при разработке. И реализации региональных социальных программ;
  • оказания необходимой государственной социальной помощи малоимущим гражданам;
  • формирования бюджетов субъектов РФ.

Например, семья (или одиноко проживающий гражданин), среднедушевой доход которой (доход которого) ниже величины прожиточного минимума. Установленного в соответствующем субъекте РФ. Как получить прожиточный минимум? Считается малоимущей (малоимущим) и имеет право на получение социальной поддержки. В этом случае нужно подавать документы. Чтобы помогли материально. Условия и порядок предоставления социальной поддержки малоимущим семьям (гражданам) устанавливаются в соответствии с законодательством субъектов РФ. Т.е. в каждом регионе свои порядки.

Потребительская корзина

Поскольку величина потребкорзины напрямую влияет на размер прожиточного уровня, о ней и о методике её расчёта следует немного рассказать. Она представляет собой сложение стоимости:

  • Ассортимента еды, который необходим человеку для сохранения физиологического здоровья и обеспечения его нормальной жизнедеятельности.
  • Непродовольственных товаров и услуг, без которых нельзя обойтись в нашей стране.

Минимальный набор нужной еды научно рассчитан для каждой из основных социально-демографических категорий населения Российской Федерации. Сейчас он выглядит следующим образом.

При этом законодательно определено, что стоимость продукции непродовольственного характера и особенно важных услуг составляет по 50% от стоимости продкорзины.

По какому принципу назначаются социальные доплаты, которые позволяют довести пенсии до прожиточного минимума

В случае, если общая сумма материального обеспечения пенсионера не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленного в субъекте РФ, который, в свою очередь, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера в целом по РФ, то пенсионеру территориальными органами Пенсионного фонда РФ будет устанавливаться федеральная социальная доплата (ФСД) к пенсии.

В случае, если общая сумма материального обеспечения пенсионера не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте РФ по месту его жительства или месту его пребывания, превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по РФ, то пенсионеру уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ будет устанавливаться региональная социальная доплата (РСД) к пенсии.

Прожиточный минимум по регионам

По состоянию на 26.03.2021 прожиточный минимум принят: на 4 квартал 2021 в 1 (1%) регионах, на 4 квартал 2020 в 77 (91%) регионах, на 3 квартал 2020 в 7 (8%) регионах.

А Адыгея Республика, Алтай Республика, Алтайский Край, Амурская область, Архангельская область, Астраханская область

Б Башкирия Республика, Белгородская область, Брянская область, Бурятия Республика

В Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область

Д Дагестан Республика

Е Еврейская автономная область

З Забайкальский Край

И Ивановская область, Ингушетия Республика, Иркутская область

К Кабардино-Балкарская Республика, Калининградская область, Калмыкия Республика, Калужская область, Камчатский край, Карачаево-Черкесская Республика, Карелия, Кемеровская область, Кировская область, Коми, Костромская область, Краснодарский край, Красноярский Край, Крым Республика, Курганская область, Курская область

Л Ленинградская область, Липецкая область

М Магаданская область, Марий Эл Республика, Мордовия Республика, Москва, Московская область, Мурманская область

Н Ненецкий АО, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область

О Омская область, Оренбургская область, Орловская область

П Пензенская область, Пермский край, Приморский край, Псковская область

Р Ростовская область, Рязанская область

С Самарская область, Санкт-Петербург, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Севастополь, Северная Осетия Республика, Смоленская область, Ставропольский край

Т Тамбовская область, Татарстан Республика, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тыва Республика, Тюменская область

У Удмуртская Республика, Ульяновская область

Х Хабаровский край, Хакасия Республика, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра

Ч Челябинская область, Чеченская Республика, Чувашская Республика, Чукотский автономный округ

Я Якутия( Республика Саха), Ямало-Ненецкий автономный округ, Ярославская область

Прожиточный минимум предназначается для:

  • оценки уровня жизни населения при разработке социальной политики;
  • обоснования устанавливаемых минимального размера оплаты труда, размеров стипендий, пособий и других социальных выплат;
  • формирования бюджета;
  • других установленных федеральным законом целей.

Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации определяется ежеквартально.

Семья (одиноко проживающий гражданин), среднедушевой доход которой ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, считается малоимущей и имеет право на получение социальной поддержки. Условия и порядок предоставления социальной поддержки малоимущим семьям устанавливаются в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.

Сведения о величине прожиточного минимума, а также данные о средних потребительских ценах и индексах потребительских цен публикует Росстат.

Нормативные документы:

  • Федеральный закон от 24.10.1997 N 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации»
  • Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»