Виды деятельности в детском саду согласно фгос

Оглавление статьи

Анализ продуктивной деятельности в ДОУ

В перечень видов работы для проверки включены основные виды упражнений:

  • речевые (способствует запоминанию слов, выработке правильного звукопроизнесения);
  • подвижные (для развития мелкой и общей моторики);
  • манипулятивные задания (с крупой, мелкими игрушками), применяемые для стихийных или запланированных сюжетно-ролевых игр;
  • пальчиковые для развития мелкой моторики и подготовки руки к письму;
  • музыкальные — упражнения, которые выполняются под музыку и направлены на развитие речи, звукопроизношение, верное ориентирование в пространстве.

Мониторинг продуктивной деятельности по уровню развития детей позволяет опосредованно оценить уровень педагогического мастерства педагога

Продуктивная деятельность занимает важное место в образовательном процессе детского сада. Именно через неё дети, с одной стороны, материализуют свой жизненный опыт, а значит, получают возможность полноценного личностного роста, а с другой — обогащают его

Для методически верной организации практической деятельности педагог исходя из особенностей детей своей группы использует весь арсенал приёмов, необходимый для эффективного взаимодействия с детьми.

Пять образовательных областей по ФГОС в ДОУ

Многие педагоги считают такое разделение на области очень условным, так как все личностные качества у детей, их знания и навыки, формируются за счет принципа комплексной интеграции тематических процессов.

Например, нельзя отдельно выделять творческое развитие, оно должно присутствовать во всех сферах деятельности детей в детском саду.

Перечисление 5 направлений развития воспитанников

5 областей по ФГОС дошкольного образования можно перечислить следующим образом:

  • развитие физических навыков;
  • художественное и эстетическое развитие;
  • развитие речи;
  • познание социально-коммуникативных навыков;
  • познавательное развитие.

Содержание каждой из программ зависит от возрастных особенностей воспитанников детского сада. В зависимости от этого определяется цели и задачи во всех видах деятельности.

Социально-коммуникативное развитие

Изучение навыков социально-коммуникативной направленности в детском саду ориентированы на усвоение общественных норм и ценностей. Детей учат общению со взрослыми и сверстниками. Основная функция программы:

  • развитие самостоятельности;
  • умение достигать цели и регулировать собственные действия;
  • формирование социального интеллекта;
  • развитие чувства ответственности и отзывчивости;
  • формирование уважительного отношения ко взрослым;
  • изучение основ безопасности в быту и на природе.

В процессе реализации учебного плана у детей формируются положительные установки к труду и различным видам творчества.

Нравственное воспитание

В основе нравственного развития лежит прививание моральных и духовных ценностей, чувства любви к Родине. Задача воспитателя научить детей с раннего возраста бережно и уважительно относиться к человеческому труду, проявлять инициативность и активность, приходить на выручку сверстникам.

При проведении занятий со старшими дошкольниками акцент делается на развитие способности к коллективизации. Дети учатся проявлять себя в команде, совместных действиях.

Важно! Задача не только воспитателей, но и родителей — стать примером. Чем чаще ребенок видит положительные поступки, так выше уровень его нравственного развития

Патриотическое воспитание

Развитие патриотических чувств, формирование норм поведения, любви к Родине и Отечеству лежат в основе направления патриотического воспитания. Ребенок должен расти готовым служить и защищать интересы своей страны.

Уроки патриотического воспитания являются основой дошкольной деятельности. Они формируют целый комплекс задач:

  • воспитание и уважение к семье;
  • развитие интереса к национальным традициям;
  • изучение символики государства;
  • развитие чувства гордости за страну.

Поставленные задачи могут решаться как в игровой деятельности, так и в презентациях, проведениях праздников, поставке сценок.

Образовательные области по ФГОС в детском саду: 5 областей включают патриотическое воспитание

Правовое воспитание

Одним из компонентов нравственного воспитания является правовое развитие. Если ребенок не знает нравственных норм, он не сможет уважать чужие права. Чтобы дети осознали простые нормы права, они должны находиться в условиях терпимости и уважения.

Гендерное воспитание

Развитие в гендерном направлении представляет собой схему знаний о мужчинах и женщинах. Это необходимое направление в дошкольных учреждениях, благодаря которому у малыша формируется социализация личности.

Коммуникативное развитие

Это комплекс мероприятий, направленных на усвоение у ребенка традиций и ценностей общества, в котором он растет. В процессе занятий в детей формируется положительное отношение к окружающим, развитие уверенности в себе.

Трудовое воспитание

В детском саду должно уделять внимание не только учебному процессу, но и трудовому воспитанию дошкольников. Задачами процесса является формирование положительного отношения к трудовой деятельности

В детях воспитываются такие качества, как ответственность, заботливость и аккуратность.

  Как обучить детей решению задач по математике в ДОУ

Формирование основ безопасности жизнедеятельности

Особое внимание в учебных программах уделяется направлениям безопасности. Дети изучают основы противопожарной безопасности, поведение на дорогах и дома

К занятиям привлекаются специалисты МЧС и ГИБДД, ведется активная совместная работы с родителями.

Уроки по безопасности

Что входит в функции помощника воспитателя в детском садике?

Главная задача няни – оказать помощь старшему воспитателю:

  • В процессе воспитания детей.
  • В создании благоприятного эмоционального климата в коллективе.
  • Во время самых разных занятий: физических, трудовых, умственных.

Няня также занимается следующим:

  1. Сервирует столы в младших группах.
  2. Помогает при раздаче еды, а детям – во время приема пищи, убирает и моет посуду.
  3. Готовит детям воду для умывания.
  4. Маленьких детей подмывает при необходимости, меняет им одежду, помогает раздеться и одеться.
  5. Сопровождает воспитанников на прогулке.
  6. Проверяет игровые снаряды.
  7. Планирует и организует ежедневную работу в группах.
  8. Следит за порядком и за тем, как соблюдается распорядок.
  9. Следит за чистотой, за тем, чтобы все СНИПы соблюдались, чтобы в помещении было чисто и уютно.
  10. Контролирует чистоту полотенец, готовит кипяченую воду для питья.
  11. Подчиняется требованиям заведующего, врача, завхоза – сотрудников, связанных с педагогической деятельностью и охраной жизни и здоровья детей.
  12. Устраивает уборку в комнатах – чистит ковры, столы, убирает санузлы.
  13. Следит за чистотой постельного белья и меняет его.
  14. Следит за детьми во время дневного сна.

Общие положения

Согласно общим положениям должностной инструкции, заведующий детским садом назначает няню, ему и подчиняется помощник воспитателя. Няня обязана выполнять требования инструкции, а также требования заведующего хозяйственной частью и воспитателя.

В своей работе руководствоваться:

  • Конституцией РФ, законом «Об образовании».
  • «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
  • Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) дошкольного образования (ФГОС ДО).
  • Уставом и другими внутренними документами ДОУ, трудовому договору.

Рабочий день

Рабочий день у няни – полный, по 6 часов 5 дней в неделю. Это входит в нормы графика, утвержденного с учетом 40-часовой рабочей недели. Его согласовывает администрация дошкольного учреждения. Также няня обязана участвовать в тех мероприятиях (обязательных и входящих в план ДОУ), на которые не установлены нормы выработки.

Права

Няня имеет все права, записанные в Трудовом кодексе РФ, в Федеральным законе «Об образовании в РФ» и в «Типовом положении о дошкольной образовательной организации», в Уставе учреждения и в Правилах внутреннего трудового распорядка. Помощник воспитателя также имеет право:

  1. Вносить предложения по улучшению воспитательного и образовательного процессов.
  2. Требовать от администрации создания тех условий, которые нужны, чтобы исполнять должностные обязанности.
  3. Вносить предложения о том, как лучше поощрять сотрудников – деньгами или морально.
  4. Отстаивать свою профессиональную честь и человеческое достоинство, знакомиться с возможными жалобами, давать по ним объяснения.
  5. Требовать наличия инвентаря и спецодежды.
  6. Давать информацию администрации о необходимости закупа оборудования, материалов, о ремонте игрушек и пр.

Ответственность

  • Няня несет персональную ответственность за жизнь и здоровье детей, за нарушение их прав и свобод в полной мере в рамках законодательства РФ. За несоблюдение правил должностной инструкции предусмотрена ответственность трудовым законодательством Российской Федерации.
  • Если няня совершает какие-то противоправные действия во время работы, то будет отвечать по всей строгости уголовного и гражданского законодательства РФ. Эти же документы предписывают помощнику воспитателя материальную ответственность. За не вовремя пройденный медосмотр также предусмотрена ответственность.
  • Если няня нарушает устав детского сада или должностную инструкцию, к ней предъявляют дисциплинарное взыскание по статье 192 ТК РФ.
  • Если хотя бы раз помощник воспитателя применил к детям силу или методы психологического насилия (а также любые другие аморальные поступки), его можно освободить от занимаемой должности (согласно трудовому законодательству и ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”).

Как мотивировать детей на разные виды деятельности

Настроить ребёнка на тот или иной вид активности, переключив с другой деятельности, – это непростая задача, с которой педагог сталкивается по нескольку раз в день. И в этом смысле особое значение приобретает методический багаж приёмов, упрощающий этот самый переход. Следует сказать, что в методике нет жёстких рамок, какой приём на какой вид деятельности мотивирует. Всё зависит от целесообразности использования каждого из них: соответствия теме, эффективности в отношении конкретной группы детей, а также содержания материала этого приёма.

Выбор мотивационных приёмов зависит также и от индивидуальных особенностей детей конкретной группы

Таблица: мотивационные приёмы для разных видов активности в детском саду

Приём На какой вид деятельности мотивирует Пример
Беседа
  • исследовательско-познавательная;
  • коммуникативная;
  • трудовая и самообслуживание;
  • конструирование;
  • музыкальная деятельность;
  • восприятие литературы и фольклора.
Может использоваться для мотивации на деятельность по любой теме. Картотеки бесед для:

  • первой младшей группы;
  • второй младшей группы;
  • средней группы;
  • старшей группы;
  • подготовительной группы.
Загадки
  • изобразительная;
  • труд и самообслуживание;
  • конструирование;
  • музыка;
  • восприятие литературы и фольклора.
Универсальный приём, обладающий большим методическим потенциалом, и при этом не требующий больших временных затрат. Начать музыкальное занятие с малышами средней группы, на котором предполагается, что дети будут играть на инструментах, можно с таких загадок:

  • Со мной в поход легко идти, Со мною весело в пути, И я крикун, и я буян, Я звонкий, круглый… (барабан);
  • В лесу вырезана, Гладко вытесана, Поёт — заливается. Как называется? (Дудочка);
  • За обедом суп едят, К вечеру «заговорят» Деревянные девчонки, Музыкальные сестрёнки. Поиграй и ты немножко На красивых ярких… (ложках).
Стихотворения
  • игровая;
  • исследовательско-познавательная;
  • коммуникативная;
  • изобразительная;
  • трудовая и самообслуживание;
  • музыкальная деятельность;
  • восприятие литературы и фольклора.
Для дежурных, которые в рамках нерегламентированной деятельности, приступают к дежурству, мотивирующими будут строки:
Сказки
  • игровая;
  • исследовательско-познавательная;
  • коммуникативная;
  • изобразительная;
  • трудовая и самообслуживание;
  • конструирование;
  • музыкальная деятельность;
  • восприятие литературы и фольклора.
На занятии по дизайн-деятельности перед выполнением рамок из газетных трубочек, своим подопечным старшей группы я рассказываю историю о чудесном превращении. «Жила-была на свете одна Газета. Очень она была интересная, поэтому её читали и перечитывали все члены семьи. Но постарела Газета, стала неинтересной. Однажды она прилегла на подоконник, где стала думать, что же с ней будет дальше. Мысли эти были очень печальные, так как несколько раз она видела, как хозяин выбрасывал старые газеты в мусорное ведро. И вдруг прилетела Бумажная Фея. Ей стало жаль Газету, и волшебница превратила её в красивую розу, которая стала украшать собой подоконник.
Чтение
  • игровая;
  • иследовательско-познавательная;
  • коммуникативная;
  • изобразительная;
  • трудовая и самообслуживание;
  • музыкальная деятельность;
  • восприятие литературы и фольклора.
В подготовительной группе перед игрой в лото по видам рыб, дети подготовительной группы сами зачитывают короткие справки об удивительных особенностях обитателей глубин.
Рассматривание картинок
  • игровая;
  • исследовательско-познавательная;
  • коммуникативная;
  • конструирование;
  • музыкальная деятельность;
  • восприятие литературы и фольклора.
Так, перед выполнением домика для игрушки из конструктора Лего, дети старшей группы внимательно рассматривают схему сборки.
Просмотр видео (мультимедийной презентации)
  • игровая;
  • исследовательско-познавательная
  • коммуникативная;
  • трудовая и самообслуживание; изобразительная;
  • музыкальная деятельность;

восприятие литературы и фольклора.

Разговор по содержанию и основной идее сказки «Каша из топора» в старшей группе можно начать с просмотра мультфильма.
Игра Все Во второй младшей группе, перед тем как приступить к конструированию «домика для собачки», педагог предлагает малышам сыграть в дидактическую настольную игру «Помоги детёнышу найти свою маму», в которой дети соединяют две части картинки: взрослую особь и малыша. Для усложнения можно предложить детям распределить зверей по двум категориям: домашние и дикие.

Права заведующего ДОУ

Законодательство установило основные права руководителей учреждениями. Во внутренних документах снова их прописывать необязательно. В разделе права заведующей детского сада есть смысл прописать такие права:

  • Требование содействия в исполнении обязанностей.
  • Обращение к вышестоящему руководству с поправками и предложениями по рабочим вопросам и т. д.

Заведующий детсадом имеет право:

  • Давать указания рабочего характера, которые обязательны для исполнения как руководителями структурных подразделений, так и конкретным специалистом.
  • Самостоятельно принимать решения, касающиеся наложения взысканий (материальных и дисциплинарных) на подчиненных, которые не выполняют или выполняют ненадлежащим образом свои рабочие обязанности. Также данный работник может поощрять специалистов, которые отличились хорошей работой.
  • Полностью распоряжаться имуществом и средствами дошкольного учреждения, соблюдая при этом требования устава, нормативных актов.
  • Требовать все необходимое для создания надлежащих профессиональных условий: оборудование, инвентарь, благоустроенное рабочее место, которые соответствуют санитарным, гигиеническим нормам и правилам и т.д.
  • Визировать и подписывать документацию, которая входит в пределы компетенции данного работника.

Законодательством предусмотрен ежегодный оплачиваемый удлиненный отпуск заведующего детским садом. Данный работник имеет право на досрочный уход на трудовую пенсию по старости, а также на получение бесплатной медицинской, социальной и профессиональной помощи в случаях, если повреждение здоровья произошло по причине несчастного случая на производстве или при получении профессиональной болезни.

Образец должностной инструкции воспитателя детского сада

1. Общий раздел

  1. Лицо, претендующее на работу воспитателя детского сада, должно удовлетворять следующим правилам по квалификации:
    • средне-специальное или высшее образование по профилю «Образование и педагогика»;
    • документы, удостоверяющие успешно пройденный медицинский осмотр;
    • соответствующий опыт работы от 1 года.
  2. Воспитатель детского сада подчиняется заведующему учреждением.
  3. Воспитатель детского сада принимается на работу и увольняется с неё соответствующим указанием руководителя учреждения.
  4. Во время отсутствия воспитателя её функции выполняет другая работница детского сада, назначенная его заведующим.
  5. Воспитатель детского сада должна владеть комплексом умений в следующих областях:
    • законодательство, отраслевые нормы и инструкции, которые регулируют сферу её деятельности;
    • приемы оказания немедленной медицинской помощи;
    • основные приемы педагогического и психологического общения с учащимися, с учетом возрастной специфики;
    • стандарты общения с детьми;
    • возрастные особенности учащихся;
    • приемы мониторинга деятельности учащихся;
    • теоретические основы дошкольного педагогического воспитания;
    • методы профилактики и разрешения конфликтных ситуаций;
    • основные современные техники обучения детей;
    • методы общения с детьми и их родителями;
    • этические нормы, применяемые в учреждениях детского образования;
    • нормы ведения соответствующей документации;
    • структура, основной кадровый состав, правила детского сада;
    • правила обращения с соответствующим техническим оборудованием и программным обеспечением в области создания презентаций, проведения мультимедийных занятий и других мероприятий;
    • нормативы санитарной и пожарной безопасности в учреждении.
  6. Воспитатель детского сада руководствуется:
    • действующим законодательством, отраслевыми нормами и правилами;
    • соответствующей документацией учреждения;
    • положениями этой инструкции.

2. Обязанности

  1. Обеспечение обучения и воспитания детей в рамках заданных стандартов.
  2. Мониторинг поведения детей и выявление причин предполагаемых проблемных моментов.
  3. Ведение соответствующей документации в рамках своей компетенции.
  4. Взаимодействие с детьми, их родителями, коллегами в целях профилактики конфликтов, их разрешения, а также выявления проблемных моментов.
  5. Помощь коллегам в выполнении их обязанностей.
  6. Обеспечение соблюдения воспитанниками графиков занятий и отдыха.
  7. Планирование образовательно-воспитательных программ в сфере своей компетенции.
  8. Информирование руководителя учреждения и других работников о возможных проблемах в сфере своей компетенции.
  9. Взаимодействие с родительским комитетом и педсоветом в области своей ответственности.
  10. Наблюдение за досугом воспитанников как самостоятельно, так и совместно с другими работниками.
  11. Помощь детям в пределах своей компетенции.
  12. Наблюдение за порядком в помещениях детского сада.
  13. Обеспечение санитарных и гигиенических норм в подведомственных группах воспитанников.
  14. Поддержание своего внешнего вида в соответствии с заданными стандартами.
  15. Прохождение плановых медицинских осмотров.
  16. Прохождение аттестации в порядке, закрепленном в соответствующих документах.

3. Ответственность

Воспитателя детского сада можно привлечь к ответственности за следующие нарушения:

  1. Причинение ущерба детскому саду — в пределах, обозначенных в действующем законодательстве и документах учреждения.
  2. Ненадлежащее исполнение возложенных обязанностей — в границах, данных в трудовом законодательстве.
  3. Несоблюдение требований и норм по обращению с детьми — в соответствии с разделами действующего законодательства.
  4. Правонарушения, совершенные в ходе выполнения работ, — в соответствии со статьями гражданского, административного и трудового законодательства.

4. Права

Воспитатель детского сада наделяется работодателем правами на:

  1. Внесение предложений для руководства по возможным путям улучшения воспитательных и образовательных процедур.
  2. Участие в собраниях коллектива учреждения.
  3. Предъявление требований к руководству учреждения по вопросам обеспечения условий, которые нужны для исполнения рабочих функций.
  4. Получение доплат в случае выполнения соответствующих плановых показателей.
  5. Получение от других сотрудников данных, востребованных в своей деятельности.
  6. Получение рабочей одежды и необходимых принадлежностей в порядке, установленном в соответствующих документах учреждения.

Этапы развития продуктивной деятельности в детском саду

В психолого-педагогической и методической литературе выделяется четыре этапа развития продуктивной деятельности детей:

  • накопление и расширение комплекса знаний, умений и навыков в первой младшей группе (дети знакомятся с элементарными формами, получают представление о размерах объектов, например, собирая пирамидку учатся собирать кольца от большего к меньшему, или рисуют линии красками, карандашами и фломастерами, а педагог комментирует различия в толщине и интенсивности цвета);
  • подражание во второй младшей группе (дети на примере взрослых осваивают основные модели творческой деятельности — клеят аппликации, рисуют, лепят и т. д., а также знакомятся с базовыми технологиями в каждом виде деятельности — с монотипией в рисунке, с изображением на плоскости в лепке, с аппликацией из заготовок, а также осваивают сюжетно-ролевые игры, основанные на личном опыте ребят, к примеру, «Дочки-матери», «У врача» и др.);
  • преобразование в среднем дошкольном возрасте (дети выполняют творческие задания по образцу, к примеру, повторяют комплекс из 3–4 танцевальных движений за педагогом, но опираются при этом на свои возможности, поэтому у кого-то это задание получается сразу, а кто-то из-за недостатка чувства ритма не может повторить всю последовательность и с третьего раза);
  • поиск альтернатив в старшем дошкольном возрасте (дети выполняют задание по словесному (!) заданию педагога, например, в рамках закрепления темы «Я будущий первоклассник» рисуют школьные принадлежности — у каждого малыша будет свой набор, способ размещения на листе, цветовая палитра).

Этап подражания и имитации оказывается сквозным для всего периода дошкольного образования

Мнение владельца детского клуба

У Михаила (это вымышленное имя) детские центры в двух городах и франчайзинговая сеть. Он рассказал, что думает о лицензиях.

— У меня два детских центра. В них мы готовим детей к школе, занимаемся ментальной арифметикой, скорочтением и каллиграфией. Такие центры не нужно было лицензировать, пока в 2013 году не приняли новый закон об образовании.

Один из моих детских центров работает с лицензией. Пятнадцать лет назад я начал заниматься дополнительным образованием взрослых, организовал курсы повышения квалификации и получил лицензию для дополнительного образования. Позже просто добавил занятия для детей.

Когда я открыл второй клуб в торгово-офисном центре, я тоже хотел его лицензировать. Мы пригласили пожарного инспектора для проверки помещения, он постучал по стенам и сказал, что перегородки из гипрока не пойдут. Как минимум одна стена должна быть несгораемой, поэтому разрешения работать в этом помещении он не дал.

Мы пригласили пожарного инспектора для проверки помещения, он постучал по стенам и сказал, что перегородки из гипрока не пойдут

Менять место было затратно, но проблема даже не в этом. У нас в городе почти нет помещений с пожарным выходом и тремя туалетами, как требуется для детских центров. Либо цена за аренду такая, что детскому клубу не потянуть.

Если лицензируешь клуб, раз в три года будут приходить проверки. К последней я готовился три месяца, похудел на четыре килограмма. Зато когда лицензии нет, ты в списках департамента образования не значишься, и проверка придет только если жалоба или форс-мажор. Поэтому один из центров я не стал лицензировать.

Я завуалировал образовательную деятельность: взял клубный ОКВЭД, педагогов оформил инструкторами-модераторами. Мы как бы не обучаем никого, просто проводим время за изучением английского. Многие центры работают именно так.

Чтобы центр развивался, нужны педагоги. Но если в штате педагоги, нужна лицензия. Чтобы избежать лицензирования, руководители или никак не оформляют педагогов, или оформляют по трудовому договору консультантами, инструкторами.

Иногда ИП берет ОКВЭДы «аренда» и «консультационная деятельность», приглашает других ИП с педагогическим образованием и сдает им свое помещение. То есть сам предприниматель клуб не держит, а отдает место для занятий с детьми. Ему лицензия не нужна и приглашенным предпринимателям тоже — каждый из них работает сам. Кажется, всем хорошо. Проблема в том, что тогда каждому педагогу нужно открыть расчетный счет, поставить онлайн-кассу и деньги принимать, заключать договоры с родителями. Не каждый педагог на это пойдет.

За образовательной деятельностью в области присматривают восемь сотрудников. Они по плану проверяют детские сады, школы, дома творчества и всех, у кого уже есть лицензия. Им некогда бегать по клубам. Мы тоже стараемся не давать повода для проверок и соблюдать законы: официально регистрируемся, платим налоги, по-честному занимаемся с детьми.

Роль воспитателя в развитии детей

Воспитатель принимает активное участие в организации деятельности детского сада. Его роль заключается в том, что он учит и воспитывает постоянно, вне зависимости от того, какие задачи выполняет в конкретный период. При этом перед каждым педагогическим звеном стоит своя цель.

Например, деятельность младшего воспитателя в детском саду больше связана с физической работой, но не исключает непосредственного влияния на воспитание и образование детей. Нянечка следит за гигиеническим состоянием воспитанников, обучает их навыкам ухода за собой, учит пользоваться столовыми приборами, красиво и воспитанно есть, правильно вести себя за столом, ухаживать за помещением группы и игрушками, выполнять множество других функций. Няня – основной помощник руководителя группы, участвующий в процессе обучения и воспитания детей, их социализации и интеграции в общество.

Деятельность старшего воспитателя детского сада связана с формированием методики обучения и воспитания, координацией действий всех уровней педагогического состава ДОУ.

Методы организации продуктивной деятельности

Выделяется четыре метода организации практической деятельности детей:

  • информационно-организационный — обеспечивает восприятие готовой информации (малыши младших групп получают задание с детальной пошаговой инструкцией по выполнению);
  • репродуктивный, углубляющий знания о способах деятельности (освоение разных изобразительных техник);
  • эвристический, требующий от детей выдвижения гипотез относительно решения той или иной проблемы, к примеру, как увеличить размер поделки из каштанов;
  • исследовательский, предполагающий решение многокомпонентной задачи детьми (например, дети рисуют на свободную тему, или тема оговаривается в общих чертах, как в задании для подготовишек «Нарисовать впечатления о лете»).

Как организован образовательный процесс

ДОУ занимает начальное место в иерархии образовательных учреждений.

Группы в ДОУ организованы в соответствии с возрастом детей:

  • 1,5-2 года — посещение ясельной группы;
  • 2-3 года — первая младшая;
  • 3-4 года — вторая младшая;
  • 4-5 лет — средняя;
  • 5-6 лет — старшая;
  • 6-7 лет — занятия по подготовке к школе.

Определение

Образовательный процесс — это взаимодействие воспитателя и воспитанника, имеющее собственную специфику и особенные цели.

Образовательный процесс в ДОУ строится на определенных принципах:

  1. Принцип целостности развития ребенка — единство всех сторон воспитания.
  2. Принцип систематичности и непрерывности воспитания — оно должно осуществляться в течение всего дня, что ребенок находится в учреждении, информация обязана быть непротиворечивой.
  3. Принцип учета возрастных возможностей детей — составлять программу следует исходя из возрастных, физических, психологических особенностей детей, необходимо насыщать образовательную программу такими занятиями, которые лучше всего подходят детям дошкольного возраста — спортивной нагрузкой, развивающими играми (в особенности групповыми), рисованием, лепкой и всем тем, что способствует развитию мелкой моторики.
  4. Принцип постоянного прогрессирования — постепенное усложнение задач, которое ведет не только к развитию возможностей, навыков и умений малыша, но и к осознанию этого процесса. Следование данному принципу закладывает основы для адекватной самооценки и соответствующего успеха ребенка.
  5. Принцип эмоционально-психологического комфорта ребенка.
  6. Принцип гуманизации — отражает взаимосвязь между образовательным процессом и потребностями, как общества, так и отдельной личности.

Циклограмма работы заведующего ДОУ

Цель циклограммы – регламентирование деятельности заведующего во временных границах и в строго определенной последовательности. Плюсом этого документа является то, что он наглядно отображает управленческие процессы, их цикличность, сбалансированность всей рабочей деятельности руководителя. Схема-циклограмма составляется, согласно требованиям ФГОС ДО.

На подобных принципах составляется циклограмма деятельности заместителя и всех педагогов. По факту это очень полезный документ. Если не принимать его составление только за обязанность, то его можно впоследствии использовать, как довольно эффективный инструмент в совершенствовании работы ДОУ. С каждым разом при составлении циклограммы появляется опыт по планированию и согласованию режимного и учебного блоков, которые привязаны ко времени.

Учреждения дошкольного образования

Учебно-воспитательный процесс в рамках системы ДО реализует сеть ДОУ. Наиболее распространенным учреждением данного типа является детский сад. Кроме того, в России существуют и другие виды ДОУ:

Общеразвивающие ДОУ. Как правило, в общеразвивающих детских садах приоритетным выделяется одно или несколько направлений воспитания (например, интеллектуальное, физическое или художественное).
Детские сады компенсирующего типа. Такие учреждения предназначены для детей с какими-либо отклонениями в развитии.
ДОУ присмотра и оздоровления. В таких ДОУ приоритетно осуществляются оздоровительные, санитарно-гигиенические и профилактические мероприятия.
Комбинированные учреждения. В состав комбинированного детского сада могут входить группы для детей с различными отклонениями, оздоровительные и общеобразовательные группы.
Центры дошкольного развития

Это ДОУ, где равное внимание уделяется оздоровлению, психическому и физическому развитию, коррекции возможных отклонений всех воспитанников.

В рамках дошкольного образования в России воспитывается 63 % (5,8 млн) детей соответствующего возраста. При этом еще около миллиона детей числятся в очереди на получение места в ДОУ.

Помимо привычных типов ДОУ, в настоящее время развитие получили группы кратковременного пребывания детей (интересно, что такие группы родители выбирают не вместо обычных детских садов, а параллельно с ними), дошкольные группы на базе школ или учреждений ДО, а также обучение детей в рамках семейного воспитания.