Типы и виды образовательных организаций

Оглавление статьи

А нужны ли «задачи» в уставе?

Я повидал много уставов НКО, и что меня всегда удивляло – как по-разному учредители и юристы подходят к описанию целей, задач и предмета деятельности НКО. 

Особенно меня удивляло – что в этом списке делают «ЗАДАЧИ».

В действующем законодательстве есть правило, согласно которому в уставах НКО нужно обязательно указывать ЦЕЛЬ и ПРЕДМЕТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Вот вам примеры:

Как видно, закон не обязывает расписывать в уставах задачи НКО. Они в нём даже не упоминаются.

Несмотря на это, я регулярно получаю на проверку уставы с задачами. Для чего их продолжают указывать – мне непонятно. Возможно причина в привычке делать все по готовым шаблонам из интернета, нежелание более вдумчиво подойти к проработке устава.

Поймите правильно, я не против раздела о задачах, как таковых. Указывать их не запрещено. Однако ввод в устав такой категории часто приводит к путанице и переусложняет текст. Цели, виды деятельности и задачи смешивают в одну кучу по какому-то неуловимому принципу без четкого логического основания.

Порой складывается впечатление, что составители уставов НКО сами толком не понимают, почему одни положения они относят к целям, а другие – к задачам. Но поскольку ошибочно полагают, что в задачах нужно хоть что-то написать – они пишут. Часто так абстрактно и мудрено, что сами не могут объяснить, что имелось ввиду.

В итоге, вместо логично- и четко- выстроенного текста, с которым потом легко работать, КОТОРЫЙ ЛЕГКО ПОНИМАТЬ, устав превращается в непроходимую заумь.

Базовый принцип юридического письма – не насытить текст кучей умных слов, а максимально эффективно изложить мысль. Эффективно – значит настолько  коротко, точно и понятно, насколько это вообще возможно, исходя из поставленной задачи.

Единственный случай, когда задачи оправданно расписывать – это, если вы создаете НКО не на постоянной основе, а для реализации конкретного ограниченного во времени проекта, для чего нужно поставить четко реализуемые по срокам задачи.

Так, мне недавно попался на глаза устав национальной медицинской палаты. Цель её создания – содействие в реализации реформы медицинской деятельности и подготовка медицинского сообщества к грядущим масштабным изменениям. В уставе были выделены задачи на каждый конкретный этап реформ. Реализация каждой из них ограничена во времени. От задач виды деятельности отличались своим длящимся характером, постоянством. Всё вместе это походило на подробный план работы на годы вперед.

Хотя и в этом примере у меня были вопросы к формулировке целей и предмета деятельности.

Кстати, о них.

Лицензирование образовательной деятельности

Образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.

                                      Статья 91 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Получение лицензии на образовательную деятельность —  трудоёмкий и энергозатратный процесс. Чтобы принять решение, органы власти рассматривают документы на протяжении 60 дней. Тем, кто нуждается в лицензировании, понадобится ещё и получить ряд разрешений других государственных органов. И, разумеется, составить необходимые образовательные программы. 

Какие виды образовательной деятельности существуют

Единой и универсальной классификации не существует, так как речь идёт о многогранной и сложной структуре. Например, можно усваивать одну или несколько дисциплин, учитывать или нет уже имеющийся опыт.

Если начинать с основ, то образовательную деятельность можно разделить на уровни:

1. Общее. Сюда относится дошкольное, начальное (с 7 лет, длится 4 года), основное (5 лет); и среднее (2 года).

2. Профессиональное. Относят среднее, его продолжительность полностью зависит от выбранного направления и организации, затем идёт высшее, которое сейчас подразделяется так:

  • бакалавриат (4 года),
  • специалитет (5 лет),
  • магистратура (2-2,5 года).

3. Дополнительное образование, которое выбирается по желанию человека. Им часто выступают курсы по повышению уровню квалификации или перепрофилирование.

По форме обучения подразделяют на два вида:

  1. В семье, на дому. При такой форме обязательная промежуточная и итоговая аттестация для контроля процесса.
  2. На общих основаниях в официальном учреждении. Она учитывает личные потребности ученика и занятость педагога.

Образовательная деятельность, в силу многогранности целей, проявляется во множестве форм и воплощений, по сути, это совместный труд ученика и учителя. Процесс должен вовлекать каждого участника, проявляясь в музыке, игре, исследованиях, труде, коммуникациях, творчестве и других формах проведения занятий. Каждая деталь важна для развития личности.

Способы обучения:

  • воспитание моральных и духовных ценностей;
  • теория;
  • исследование и анализ;
  • развитие психических процессов.

Ребёнок с самого рождения вовлекается в процессы обучения. Знания копятся всю жизнь, чтобы передаться дальше, следующему поколению.

Типы и виды образовательных организаций

Разделение образовательных организаций проводится в связи с разным подходом и уровнем подготовки согласно возрасту обучаемых.

Дошкольные

Эти организации отвечают всем надлежащим требованиям к воспитанию и заботе о детях до 7 лет, а также подготовке их к следующей ступени образования (в частности, к школе). Существует несколько видов различных по своей сути учреждений этой категории:

ясли (детский сад для раннего возраста: 1–3 года). Занимаются ранней адаптацией детей в социуме и организуют общеобразовательную подготовку по соответствующей программе;

детский сад. Действует по программе общеразвивающей направленности, воспитанники проходят активную социализацию и приобретают навыки взаимодействия;

детский сад для предшкольного возраста. Необходим для детей в возрасте от 5 до 7 лет для получения необходимых первичных умений и мотивации к дальнейшему обучению в школе;

детский сад для детей с ограниченными возможностями (компенсирующий). Оказывает услуги по общеразвивающим направлениям с обязательной коррекцией одного или нескольких типов физических и психических отклонений здоровья.

Общеобразовательные

Обеспечивается получение образования детьми в возрасте 7–18 лет. При этом каждый ребёнок может проходить отдельные ступени:

начальная школа. Прививает детям первичные навыки к обучению, отрабатывает необходимые навыки (счёт, письмо, чтение), воспитывает основы культуры поведения в обществе, здорового образа жизни и самоконтроля;

средняя общеобразовательная школа. Занимается программами начального, основного и среднего общего образования. По окончании обучающийся получает документ (аттестат), позволяющий претендовать на дальнейшее обучение или устраиваться на работу;

гимназия. Реализует образовательную деятельность в основном и среднем звене с углублённым изучением гуманитарных предметов (иностранные языки, русский язык и литература, культурология, философия и т. д.);

лицей. Основной упор делается на естественно-научные и физико-математические предметы. Именно в лицеях практикуются занятия по специальным индивидуализированным планам и программам.

Профессиональные

В этих учреждениях обучаются выпускники общего и среднего школьного звена. По окончании им выдаётся диплом о среднем профессиональном образовании, разрешающий работу по полученной специальности. Только базовую подготовку осуществляют техникумы, а базовую и углублённую – колледжи.

Высшего образования

Выпускники школ с неполным средним образованием (на базе 11 классов) или средних специальных учебных заведений после сдачи определённых экзаменов могут приступить к получению данного уровня образования. Помимо образовательной функции, вузы в большинстве своём реализуют и научную. Чаще всего выделяют:

университет. Обеспечивает получение высшего образования, либо профессиональной переподготовки кадров по любой выбранной специальности. Позволяет реализовать научный потенциал в широком спектре наук. Выступает в качестве методологического и научного центра;

академию. Отличается от университета более узкой направленностью научных исследований. Также выпускает специалистов (бакалавров, магистров) в различных областях профессиональной деятельности;

институт. Предусматривает подготовку высококвалифицированных кадров, занимается научными и прикладными исследованиями, но при этом не считается методологическим центром.

Что такое педагогическая деятельность

Педагогическая деятельность — это особый вид человеческих отношений, обеспечивающий процесс передачи жизненного опыта как духовного, так и практического от обучающего обучающемуся.

Это один из древнейших видов деятельности возникший ещё на заре человечества. Его появление было обусловлено необходимостью сохранить знания и умения рода и передать их новым поколениям. Однако как вид профессиональных занятий, имеющий определённые требования к реализации, она оформилась только с возникновением письменности, ставшей приоритетной формой закрепления знаний. В этот период сформировалась специальная группа людей, не только владеющая письменностью, но и способная обучить других этому уникальному способу сохранения и распространения культурных и социальных основ общества.

Важнейшей отличительной чертой педагогической деятельности является её совместная форма осуществления, предполагающая реализацию через обязательное донесение необходимых знаний педагогом до ученика. Такая работа не подразумевает одностороннюю трансляцию знаний без учёта их усвоения другой стороной. Её сущность именно в их переходе к обучающемуся и усвоении им. Таким образом, в этом виде деятельности осуществляется не только самореализация педагога, но и проводится работа над совершенствованием ученика: повышением уровня его знаний, умений, культурных и бытовых навыков, а также социализации и адаптации в обществе.

Что называют образовательной деятельностью

Процесс получения знаний не остановить, им можно (и стоит) заниматься в любом возрасте. Он помогает гармоничному развитию личности, вырабатывает определённые духовные ценности и прививает нормы поведения, принятые в обществе. Обучение даёт теорию и практику, этот момент крайне важен, так как каждый человек должен уметь грамотно применять полученные знания в жизни и работе. Образовательная деятельность – это целый комплекс всевозможных мероприятий, направленных на достижение вышеуказанной цели:

  • график проведения занятий;
  • методические пособия;
  • оценочные материалы для проверки;
  • различные информационные ресурсы;
  • использование специального оборудования;
  • программы по каждому предмету.

Образовательная деятельность регулируется на государственном уровне, где указаны основные принципы.

  1. Каждый человек имеет право получить образование.
  2. Обучение преследует только гуманные цели и воспитывает патриотизм, ответственность, трудолюбие, бережное отношение к природе.
  3. Свобода в личностном росте.
  4. Можно выбирать форму и учреждение в соответствии с личными потребностями и наклонностями, развивая сильные стороны.
  5. Образовательные учреждения сочетают в себе открытый информационный характер и право на автономию и демократичный характер управления.
  6. Педагоги могут сами выбирать программы для учеников.
  7. Все отношения базируются и регулируются при помощи договорной системы.
  8. Должна присутствовать здоровая конкуренция между учебными учреждениями.

Государство заинтересовано в качественном образовании, потому что от этого фактора напрямую зависит будущее страны. Полноценные личности с гармоничным развитием, умением мыслить и анализировать помогут и дальше сохранить опыт народа, давая себе и стране импульс для развития дальше, освоения новых полей деятельности и научных открытий.

Аттестация и государственная аккредитация

Существует в целом единый порядок аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений независимо от вида и формы собственности. Он установлен Законом «Об образовании», а также Положением о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений. Перечень, формы и требования к содержанию документов, представляемых конкретными видами учебных заведений, определены Минобразованием России в Приказах от 3 июля 2001 г. N 2578 (для вузов) и от 2 июля 2001 г. N 2574 (для учреждений среднего специального образования).

Аттестация — это основная форма государственно-общественного контроля над качеством обучения в образовательных учреждениях. С ее помощью определяют, соответствуют ли содержание, уровень и качество подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов. Аттестацию проводят по заявлению образовательного учреждения один раз в пять лет, если иное не предусмотрено законом.

Для получения аттестации необходимо, чтобы не менее половины выпускников учебного заведения получили положительный результат в ходе итоговой аттестации в течение предшествующих трех лет подряд. Затраты на проведение аттестации оплачиваются образовательным учреждением. Нормативы трудозатрат для определения стоимости этих работ устанавливает орган (служба), проводящий аттестацию.

В настоящее время аттестацию НОУ, как и других учреждений образования, проводят государственные органы управления образованием субъектов РФ или федеральные органы. Например, департамент лицензирования, аттестации и аккредитации Минобразования России.

Организация, которая проводит аттестацию, создает специальную комиссию. В ее состав включаются представители образовательных и научных учреждений, методических служб и т.д. Порядок работы комиссии и сроки прохождения аттестации утверждает проводящий ее орган.

Пакет документов, который представляют учреждения образования, включает:

  • заявление;
  • копию устава;
  • копию лицензии;
  • учебный план образовательного учреждения;
  • гарантийное письмо об оплате проведения аттестации;
  • данные о результатах итоговых аттестаций выпускников в течение трех последних лет.

Другие материалы, отражающие специфику образовательной деятельности, можно представить дополнительно.

По итогам работы аттестационная комиссия составляет заключение, на основании которого в двухнедельный срок издается приказ о признании образовательного учреждения аттестованным или нет по соответствующим образовательным программам. Приказ и копия заключения в течение двух недель должны быть отправлены руководителю учебного заведения и его учредителям.

В случае отказа повторная аттестация по той же программе может проводиться по требованию образовательного учреждения только через 12 месяцев. Отрицательное заключение может быть обжаловано в суде не по существу, а только в связи с нарушениями в процедуре аттестации.

Положительное заключение аттестационной комиссии — условие для получения государственной аккредитации. Если в аттестации отказано, то образовательное учреждение, уже имеющее государственную аккредитацию, может ее лишиться.

Получив государственную аккредитацию, НОУ имеет право выдавать своим выпускникам документы об образовании государственного образца и пользоваться гербовой печатью.

Для получения госаккредитации образовательное учреждение представляет в создаваемую аккредитационную комиссию (коллегию) документы: заявление; копии документов об аттестации; копию лицензии. А кроме того — сведения об образовательном учреждении, перечисленные в п.22 упомянутого Положения о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений.

В ходе аккредитации комиссия (коллегия) устанавливает тип, вид и категорию образовательного учреждения. Документ о государственной аккредитации (или об отказе) выдается образовательному учреждению в двухнедельный срок после принятия соответствующего решения

Важно отметить, что при реорганизации (изменении организационно-правовой формы, статуса) образовательного учреждения свидетельство о его государственной аккредитации утрачивает силу

Филиалы образовательных учреждений проходят лицензирование, аттестацию и государственную аккредитацию по отдельности, в общем порядке. За исключением филиалов учреждений дистанционного образования.

Е.В.Масютина

Юрист

Актуальность самообразования

В отличие от прежнего столетия, сейчас, в эпоху технологического и инновационного развития, не учить что-то новое – это не успевать за тенденциями, что равно упущению шанса достичь успеха. Поэтому в наше время актуальность самообразования как никогда кстати – век живи, век учись. Для того, чтобы процесс самообразования был максимально полезным и продуктивным, мы советуем пройти нашу программу «Лучшие техники самообразования», которая за 5 недель поможет вам научиться правильно ставить цели и планы, эффективнее читать книги и запоминать информацию, а также применять различные техники мышления для решения жизненных задач.

Почему наличие лицензии образовательного учреждения — это важно для родителей

Наличие образовательной лицензии даёт право организации выдавать обучающимся документ собственного образца о прослушанных программах. Лицензирование образовательной деятельности является залогом спокойствия для родителей школьников, и вот почему:

  • Получение лицензии на ведение образовательной деятельности и соблюдение лицензионных требований — непростая задача. Позволить себе сфокусироваться на ней могут только школы, которые уверенно «стоят на ногах» и работают на долгосрочную перспективу.
  • Наличие лицензии школы на образовательную деятельность обязывает публиковать большое количество информации, которую вы можете найти на сайте — о преподавателях, программах, условиях обучения. Такая подробная информация позволит принять более взвешенное решение при выборе школы.
  • Платя за образование организации, у которой есть лицензия на осуществление образовательной деятельности, вы можете получить налоговые вычеты, а также оплатить обучение ребёнка материнским капиталом. С 2018 года им можно оплачивать не только основное образование, но и дополнительное, при условии, что у организации, которой вы платите, есть действующая лицензия.

Педагогические работники

Право на преподавание имеют лица, обладающие высшим или средним профобразованием и отвечающие профстандартам и требованиям квалификационных справочников. Каждый специалист получает некоторые свободы и права, соцподдержку, государственные гарантии, направленные на повышение значимости преподавательской работы.

Для ведения основной образовательной деятельности педагогическим работникам предоставляются определенные полномочия:

  • свободный выбор форм и методов преподавания;
  • самостоятельный подбор методических пособий и информационных материалов;
  • сопричастность к управлению образовательным учреждением, вхождение в состав коллегий;
  • осуществление научной, экспериментальной, творческой, исследовательской и других видов деятельности;
  • защита чести и достоинства, обращение в комиссию по спорным вопросам, участие в деятельности общественных профорганизаций;
  • участие в выработке календарных графиков и учебных планов.

Педагогические работники обязаны:

  • относиться с уважением к другим работникам и обучающимся;
  • воспитывать и давать образование, развивать у обучающихся творческие способности, инициативность, самостоятельность, патриотизм, трудолюбие;
  • повышать свой профуровень;
  • периодически проходить проверки на соответствие занимаемой должности;
  • соблюдать правила внутреннего распорядка учреждения и его устав.