Особенности, виды и формы социального обеспечения в россии

Оглавление статьи

Элементы социальной сферы

У социальной сферы сложная структура, она состоит из наций, групп и классов.

Нация — общность людей, которая возникла на базе общего языка, территории, экономической жизни, психического склада, и проявляется в общности культуры.

Группа — совокупность людей, которые взаимодействуют друг с другом и воспринимаются другими как некое сообщество.

Классы — большие социальные группы, которые формируются и функционируют на основе определенных социальных интересов и при этом различаются по роли во всех сферах жизнедеятельности общества.

Перечислим элементы социальной сферы:

  • этническая составляющая (народ);

  • территория (страна, город, поселок);

  • разделение на классы, которое возникает из-за неравенства доходов и уровня жизни, разделения труда;

  • экономическая составляющая, которая основана на доходах членов общества и регулируется степенью доходов граждан страны;

  • профессионально-образовательная составляющая — когда различие между людьми проявляется по социально-профессиональному признаку (умственный или физический труд) и по уровню образования (среднее, высшее);

  • семейно-брачная составляющая (брак, общая бытовая жизнь, взаимопомощь, ответственность);

  • демографическая составляющая, к которой относятся:

    • учет численности населения;
    • уровень смертности;
    • уровень рождаемости;
    • процентное соотношение полов;
    • половозрастной состав.

Основные виды социального обеспечения и их характеристики

Виды социального обеспечения выделяют независимо от источников их финансирования. Исследователи подчеркивают, что социальное обеспечение, которое осуществляется в следующих формах, может помочь обществу измениться, стереть те грубые границы, которые существуют между обеспеченными и бедными категориями населения. Таким образом, целесообразно говорить о следующих основных видах:

  • Денежные выплаты, которые могут представать в виде пенсионных выплат и пособий, а также в качестве материальной помощи, которая носит адресный характер и предоставляется отдельным категориям граждан;
  • Натуральный вид помощи – медикаменты, продукты питания первой необходимости, детское питание, технические приспособления, предназначенные для лиц с ограниченными возможностями здоровья;
  • Льготы и некоторые виды услуг, к которым относится содержание индивидов в домах и интернатах для престарелых и лиц с ограниченным возможностями здоровья; детские дома; возможности социального обслуживания граждан на дому;
  • Компенсация дополнительных расходов, которые напрямую связаны с оказанием медицинской помощи индивидам, их последующей реабилитацией, а также с оздоровлением, которое производится в специальных стационарах, амбулаторно в санаториях и домах интернатах.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Виды социального обеспечения 410 руб.
  • Реферат Виды социального обеспечения 250 руб.
  • Контрольная работа Виды социального обеспечения 240 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость Замечание 1

Также к видам социального обеспечения относятся некоторые единовременные денежные и неденежные виды поддержки, которые государство или социальные институты оказывают в качестве адресной помощи отдельным категориям граждан, оказавшимся в затруднительной ситуации и предоставившим все документы о том, что они не в состоянии самостоятельно обеспечить себя продуктами, медикаментами и услугами первой необходимости. После тщательной проверки заявителей, органы соцобеспечения предоставляют им помощь (если все сведения подтвердились).

Виды социального обеспечения выделяются также на основании того, каким категориям граждан предоставляются вышеуказанные социальные услуги. Нам следует выделить следующие категории:

  • граждане, которые не относятся к трудоспособному возрасту (дети и подростки, а также пенсионеры и инвалиды);
  • граждане, относящиеся к трудоспособному возрасту, но по тем или иным причинам не имеющие возможность осуществлять свою полноценную трудовую деятельность (безработные, временно нетрудоспособные и нетрудоустроенные граждане, лица с ограниченными возможностями здоровья, многодетные семьи, дети, малообеспеченные семьи или граждане).

Необходимо подобрать материал для учебной работы? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Что такое социальное обеспечение

Что такое социальное обеспечение Социальное обеспечение — организованная государством форма помощи для утверждённого круга лиц, оказываемая при наступлении определённых юридических фактов, в установленных законом ситуациях, с целью выравнивания социального положения граждан.

Такой государственный сегмент, как социальное обеспечение определенных групп населения, направлен на улучшение материального положения определенных слоев населения. Его организация определена законодательно, а исполнение закреплено за специальными службами.

Цель такой помощи состоит в доведении уровня жизни социально незащищенных граждан до среднего уровня населения по РФ.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

При организации социального обеспечения принимаются во внимание следующее:

  • Какая форма выражения защиты будет гарантировать человеку нормальный уровень стандарта жизни, не считая пенсионного обеспечения, а также в случаях потери кормильца либо наступления нетрудоспособности.
  • Определение наиболее подходящей системы денежного довольствия людям согласно их престарелому возрасту, наличию болезней или инвалидности, льготной категории, воспитывающей детей, при потере кормильца или по факту безработицы.
  • Наличие социальных отношений, в которых задействуются гражданин и общественные организации. В таких ситуациях речь идет о помощи за счет средств специальных фондов.

В любом случае основанием для получения социального обеспечения являются оговоренные законом ситуации, в случае утраты человеком средств для жизни либо неминуемых предстоящих расходов, которые материально ним не обеспечены. Причины, которые учитываются государством в таких случаях, должны быть социально значимыми.

Функции и конституционная база

Россия разработала широкий механизм социального обеспечения граждан. Его основными чертами являются:

  • всесторонность;
  • максимальный охват;
  • политическая составляющая;
  • демографическая направленность;
  • социально-реабилитационный характер.

В Конституции вопросы социальной защиты и социального обеспечения отражены в нескольких статьях первой и второй глав. Речь идет о социальной поддержке граждан, которая заключается в дополнительных мерах защиты, зависимых от наличия определенных обстоятельств.

Благодаря такой заботе о своих гражданах, государство Россия имеет статус социального.

Оговоренная конституционная база организации социальной защиты населения предполагает выполнение следующих функций:

  1. Экономическая. Население чувствует эту поддержку при снижении темпов производства и ухудшении в связи с этим жизненного уровня. Государство разрабатывает дополнительный механизм альтернативного общественного производства, ведущего к экономическому подъему.
  2. Политическая. Защита стабильного общественного положения каждого гражданина заботит государство на уровне его политических структур. Формой поддержки тогда является сближение различных слоев населения и создание условий для достойной жизни.
  3. Демографическая. Данная составляющая направлена на рост численности населения. Материальное обеспечение семей с детьми, усилия, направленные на увеличение продолжительности жизни, стимулирование здорового образа жизни — направления социального обеспечения в этой области.
  4. Реабилитационная. Эту функцию определила профессор Р.И. Иванова. Она связана с особенностями жизни престарелых и нетрудоспособных граждан. Механизмами реализации являются забота о сохранении прав, свобод и здоровья.

Группа названных функций помогает государству обеспечить защиту граждан, находящихся в определенных рамках: сложных материальных, физических, психологических периодах.

Дифференциация условий, определяющих право на социальное обеспечение

Система общественных отношений, регулируемых правом социального обеспечения, является сложной и многообразной. Социальное обеспечение не может игнорировать такие факторы, как пол, возраст, условия прошлого труда, состояние здоровья и прочие обстоятельства, влияющие на трудоспособность и во многих случаях приводящие к утрате источника средств существования. Они непосредственно отражаются в содержании конкретных институтов и норм, обусловливают их дифференциацию. Критерии дифференциации могут не иметь никакой связи с субъектом отношений, т.е. носить объективный характер: природно-климатические условия, вредные, тяжелые и особо вредные условия прошлого труда, либо зависеть от субъективных свойств участников правоотношений, например, физиологических особенностей и состояния здоровья (женщины, несовершеннолетние, инвалиды).

Нормы, освобождающие от исполнения части материальных обязанностей или устанавливающие дополнительные права для отдельных категорий населения, либо для лиц, имеющих особые заслуги перед государством, являются специальными нормами (льготами). В юридической литературе льготы обычно рассматривают как исключение из общих правил, отклонение от единых требований, способ юридической дифференциации либо в качестве средства наиболее полного удовлетворения потребностей субъектов-получателей.

С помощью льгот физические лица, являющиеся субъектами права социального обеспечения, получают дополнительные права или освобождаются от исполнения части обязанностей (например, бесплатный проезд на городском транспорте, бесплатная выдача лекарств и т.п.).

Льготы можно классифицировать по:

  • субъектам (пенсионеры, инвалиды, Герои СССР и РФ, ликвидаторы аварии на ЧАЭС и пр.);
  • содержанию (досрочная трудовая пенсия, 50% оплата жилья и коммунальных услуг, внеочередная установка телефона и др.);
  • источникам финансирования (страховые взносы, бюджеты различных уровней) и другим признакам.

Дифференциация объективно необходима в целях выравнивания материального положения различных групп социально незащищенных граждан и восстановления их статуса как полноценных членов общества. Однако дифференциация не должна быть чрезмерной, не должна возлагать на систему социального обеспечения слишком большую финансовую нагрузку.

Вместе с тем, досрочное пенсионное обеспечение должно быть сохранено для работников тех отраслей экономики, в которых улучшение условий труда невозможно по объективным причинам. В дальнейшем дифференциация пенсионного обеспечения в связи с условиями труда будет осуществляться с помощью профессионального пенсионного страхования, законопроект о котором находится в стадии разработки.

Условия предоставления социальной помощи дифференцируются в зависимости от среднедушевого дохода, возраста, состояния здоровья и других факторов.

В 2004 г. на основе мониторинга системы льгот произведено их упорядочение. Вместо предоставления льгот в натуральной форме правительство осуществило их монетизацию. Основным направлением оказания социальной помощи инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, ветеранам боевых действий, лицам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда», и некоторым другим категориям населения становится предоставление набора социальных услуг. При этом разрешено заменять набор социальных услуг денежной компенсацией установленного размера по заявлению получателя.

Финансирование большинства прежних льгот и введение новых передано на уровень субъектов РФ и муниципальных образований (ФЗ от 22.08.2004 г. № 122).

Легенда, суть и что это за социальные выплаты?

Самое главное, что это даже не хайп и не какая-то финансовая игра типа Rich Birds, где вы по сути можете заработать деньги, если вовремя войдете и будете привлекать партнеров. ДСО — это чистой воды развод и лохотрон. Но для начала посмотрим, что он из себя представляет.

На просторах сети начали появляться фейковые новостные сайты, где говорится, что Государство провело перерасчет и теперь должна каждому физическому лицу определенную сумму, которая будет браться из внебюджетных фондов. Причем, самое интересное, что эти суммы достигают размеров в несколько сотен тысяч рублей, на что собственно и ведется наш народ. Но как же ржачно читать, когда типа на официальном новостном ресурсе ты видишь ошибки и опечатки. Но это не страшно. Главное, что заголовки пестрят о том, как сотни россиян уже получили свои выплаты.

В статье представлена ссылка на сайт департамента социального обеспечения, через который нам не только рассчитают, но и сразу же выведут на карту всю эту сумму. Не переживайте, что вы не найдете ссылку, так как при нажатии на любую из ссылок на сайте вы попадете на мошеннический сайт ДСО. Вот это настоящая удача. Для этого достаточно лишь заполнить данные о себе (имя, фамилию, отчество, 3 цифры паспорта и т.д.) и система создаст нам персональный ID.

Самое интересное, что даже если вы напишите полную ахинею, типа Трехжопин Семиглаз Шестипалович, то вам все равно начислят более 300 тысяч за ваши социальные заслуги. Они начислят деньги хоть Оптимусу Прайму. Наверняка он много сделал на благо нашей Родины.

После якобы проверки регистрационных данных нам откроется страница, где нужно будет выбрать по каким базам проверять социальные начисления. Типа ставим галочки и запускаем проверку. После этого начинается самое ржачное. Мы видим, как нам начисляются небольшие суммы за какие-то операции в режиме реального времени. Суммы небольшие, но их много, поэтому результат выплат социальных начислений из внебюджетных фондов в итоге должна получиться внушительной. Но хохма состоит в том, что здесь не идет никаких подсчетов. Это обыкновенная анимированная картинка в формате GIF, которую вы даже можете сохранить к себе на компьютер.

То есть, эти твари настолько ленивые, что даже не удосужились создать простенький скрипт, который выводил бы подобные операции в режиме реального времени. Они просто вставили гифку.

После того, как данные получены, переходим в личный кабинет и писаемся от счастья, ведь нам должны выплатить почти 365 тысяч рублей. Тут сердце буквально выпрыгивает из груди от неожиданного счастья. Ведь получить нахаляву несколько сотен тысяч деревянных, это все равно что сорвать джекпот.

Но люди довольно доверчивые существа и реально полагают, что Государство заплатит каждому гражданину по 300 и более тысяч рублей просто так. Я не понимаю, что движет людьми, которые в это верят (жадность, халява, безысходность, наивность), но они действительно искренне радуются своему будущему прибытку и начинают процесс вывода денежных средств на свою карту. Но для того, чтобы вывести средства, обязательно нужно открыть некий личный социальный счет, нажав на соответствующую кнопку. И вот тут и начинается самое интересное.

Но на следующей странице нас ждет новая форма. Чтобы нам выплатили нашу полагающуюся сумму, нам нужно заплатить 170 рублей за открытие этого самого социального счета. Сущие копейки, по сравнению с теми сотнями тысяч рублей, которые нам перепадут. Судорожными пальчиками люди сами отправляют свои кровные денежки мошенникам, и конечно же после отправки денег ничего не происходит. Может задержка? Нет никаких задержек. Просто попрощайтесь со своими деньгами.

Многие спрашивают, какой вообще смысл обманывать на такую мизерную сумму. Ответ прост: именно благодаря такой маленькой сумме этот фейковый департамент и получает много «клиентов» (а их действительно много). И в итоге у лохотронщиков на руках уже кругленькая сумма.

Элементы системы социальной защиты населения

Основные элементы системы социальной защиты населения представлены на рисунке 3.

Элементы системы социальной защиты населения

Все элементы в совокупности составляют единую систему социальной защиты населения, организация управления которой осуществляется муниципальными органами власти на подконтрольных им территориях.

Более подробно каждую составляющую элементов системы социальной защиты населения рассмотрим ниже.

1. Социальное обеспечение. В законодательстве нашей страны в силу отсутствия закона о социальном обеспечении, ни в одном нормативно-правовом акте не отражено определение понятия «социальное обеспечение». В свою очередь, социальное обеспечение является инструментом социальной защиты населения, выраженной в предоставлении отдельным гражданам различных видов выплат и помощи. В состав социального обеспечения относят, в т.ч.: пенсии, пособия (по беременности и родам, по утрате трудоспособности, по потере кормильца и т.п.), а также иные пособия, предусмотренные законодательством к выплате в случае сложившейся с гражданином определенной ситуации, существенно ухудшающей его материальное и социальное положение в обществе. В то же время, стоит отметить тот факт, что возможность претендовать на меры социальной защиты населения в виде социального обеспечения не зависит от уровня доходов трудящегося, от фактического его официального трудоустройства, а также от участия гражданина в общественно – полезной деятельности.

2. Социальное страхование. Основным нормативно – правовым актом, регулирующим отношения в области социального страхования, является принятый еще в 1999 году и действующий по сегодняшний день федеральный закон № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования». В котором социальное страхование подразделяется на два вида: обязательное и добровольное. Социальное страхование в своем общем виде представляет систему созданных на уровне государства правовых, организационных и экономических мер, направленных на реагирования последствий изменения социального положения граждан.

3. Пенсионное страхование. Пенсионное страхование в своем общем виде представляет систему созданных на уровне государства правовых, организационных и экономических мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат и вознаграждений), достигших пенсионного возраста, либо имеющих иные права на получение пенсии.

4. Государственное пенсионное обеспечение. В своем общем виде представляет систему созданных на уровне государства правовых, организационных и экономических мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат и вознаграждений), в связи с назначением им пенсии по государственному пенсионному обеспечению.

5. Здравоохранение. Система мер, осуществляемая органами государственной власти, органами региональной власти и органами местного самоуправления, направленная на охрану здоровья граждан, путем организации различных мероприятий – организационного, экономического, правового, социального и иного характера.

Кроме того, следует отметить, что отдельные элементы, которые могут являться составными частями организации системы социальной защиты населения, содержаться и в других системах, регулирующих общественные отношения, таких как: культура, спорт, образование и т.п. В частности, косвенным воздействием на уровень социальной защиты отдельного гражданина, может выступать, предоставляемое ему на бесплатной основе место в общежитии учебного заведения или бесплатных часов занятия спортом в спортивном зале, бассейне и т.п. Примером организации социальной защиты населения, а именно одним из ее элементов, являлось предоставление малообеспеченным слоям населения возмещения за оплату питания ребенка в школе. С начала следующего учебного года, такая мера поддержки будет осуществляться по отношению ко всем ученикам начальных школ в нашей стране, в связи с чем, можно задаться вопросом о статусе такой меры поддержки. Ведь, если ее будут получать в т.ч. граждане не нуждающиеся в ее получении по критериям материальной составляющей, то можно ли будет назвать такую поддержку одним из элементов социальной защиты населения.

Виды социального обеспечения: пенсия

Пенсия — это выплата, которая производится из пенсионного фонда. Цель пенсии — материально обеспечить граждан, нетрудоспособных или достигших определенного возраста, предоставить им единственные или основные средства к существованию. Для этого государство осуществляет денежные выплаты гражданам, которых называют пенсионерами. К ним относятся лица, которые признаны нетрудоспособными, и люди определенного возраста. Также к пенсионерам относят нетрудоспособных по медицинским критериям, которым присвоили инвалидность. К этой категории причисляют и людей, которые ухаживают за инвалидами первой группы или за ребенком-инвалидом, стариками и т. д. Начислением и выплатой пенсий занимаются предназначенные для этого органы. Выплаты производятся из определенного пенсионного фонда.

Социальное обеспечение за счет прямых ассигнований из федерального бюджета

Другой организационной формой осуществления конституционного права каждого на денежные выплаты и социальные услуги в установленных законом случаях является обеспечение за счет прямых ассигновании из федерального бюджета.

Эта форма охватывает особых субъектов: государственных служащих, военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, государственной безопасности, налоговой полиции и членов их семей, а также другие категории служащих с учетом специфического характера их деятельности. Средства на финансирование социального обеспечения указанного контингента лиц перечисляются в федеральные фонды социального страхования или выделяются соответствующим министерствам (например, Министерству обороны РФ) из бюджета РФ.

Социальная помощь

Социальная помощь  представляет собой финансирование потребностей отдельных индивидов или категорий населения, не имеющих других источников существования.

Социальная помощь носит адресный характер и изначально предполагает проверку нуждаемости лица, претендующего на ее получение.

В отличие от социального страхования, которое основано на страховых отчислениях, социальная помощь предоставляется независимо от уплаты взносов, она может иметь и денежную, и натуральную формы (обеспечение горячим питанием, лекарствами и т.д.).

Одним из основных направлений социальной помощи являются программы по поддержке малообеспеченных граждан, финансируемые за счет правительственных средств.

Организационной основой системы социальной помощи являются социальные программы.

В структуру социальной помощи входит обязательная и дополнительная социальная помощь.

Обязательную помощь представляют государственные программы оказания материальной помощи и социального обслуживания населения по устранению последствий воздействия социальных рисков или их минимизации.

Дополнительная социальная помощь включает программы оказания помощи, базирующиеся на деятельности общественных организаций и благотворительных фондов, благотворительных взносов юридических и физических лиц, а также гуманитарная помощь.

Социальная помощь может оказываться в виде социальных льгот, которые выполняют две функции — компенсирующую и стимулирующую.

Компенсационный характер льгот состоит в создании равных условий для субъектов с неравными возможностями (инвалиды, сироты).

Стимулирующая функция льгот заключается в побуждении к отдельным видам общественно полезной деятельности.

Социальная помощь предоставляется также в виде безналичных жилищных субсидий для малоимущих категорий населения.