Бюджетное учреждение. фгбу, гбу, мбу

Оглавление статьи

Правовой статус

Негосударственное образовательное учреждение (НОУ) является юридическим лицом (ст.12 Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» (далее — Закон «Об образовании»)). А любое юридическое лицо подлежит государственной регистрации (ст.51 Гражданского кодекса РФ). И основным нормативным актом в этом случае является Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон «О госрегистрации»).

Поскольку учреждение — это некоммерческая организация, собственник создает ее исключительно ради управленческих, социально-культурных и иных некоммерческих целей (п.1 ст.120 Гражданского кодекса РФ, п.1 ст.9 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»). Как и всякое юридическое лицо, образовательное учреждение считается созданным с момента его госрегистрации.

Однако для того, чтобы начать работать в качестве образовательного учреждения, необходимо получить лицензию. Исключение составляет деятельность в виде разовых лекций, стажировок, семинаров и других видов обучения, после которых не выдаются документы об образовании и (или) квалификации, а также индивидуальная трудовая педагогическая деятельность.

Итак, учитывая сказанное, учебное заведение, не имеющее статуса юридического лица, не сможет получить лицензию на право ведения образовательной деятельности, аттестацию и государственную аккредитацию.

После получения лицензии в соответствии с Законом «Об образовании» некоммерческая образовательная организация, включая НОУ, может применять установленные законодательством льготы, в первую очередь налоговые. Так, непредпринимательская, то есть не направленная на извлечение прибыли и распределение ее между учредителями деятельность учебных учреждений освобождается от некоторых налогов. В том числе от налога на землю.

Учредителями образовательного учреждения могут выступать, помимо органов государственной власти и местного самоуправления, отечественные и иностранные организации всех форм собственности и их объединения, общественные и религиозные организации, зарегистрированные на территории РФ. А также граждане РФ и иностранные граждане.

Примечание редакции. В соответствии со ст.ст.46 и 47 Закона «Об образовании» образовательное учреждение может вести предпринимательскую деятельность, предусмотренную его уставом. Если доход от платной образовательной или иной предусмотренной уставом НОУ деятельности не инвестируется непосредственно в образовательное учреждение или на нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса, то в своей предпринимательской деятельности такое учреждение приравнивается к предприятию. И подпадает под действие законодательства РФ в области предпринимательства.

Правовое регулирование создания и деятельности учебного заведения — как государственного, так и негосударственного — строится на общих принципах и регламентируется в большинстве случаев одними и теми же нормативными актами. Поэтому деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями, утвержденными Правительством РФ. Именно на их основе разрабатываются уставы. А вот для НОУ эти документы являются лишь примерными.

Приступая к регистрации, важно помнить следующее. Поскольку собственник создает образовательное учреждение по своей инициативе, ему не имеют права отказать в регистрации юридического лица по мотивам нецелесообразности

Это написано в ст.33 Закона «Об образовании».

Налогообложение

Прибыль, полученная от дополнительной платной деятельности, а также имущество, приобретенное за счет нее, поступает в самостоятельное распоряжение организации. Данное положение установлено в ст. 298, п. 3 ГК. Бюджетное образовательное учреждение, получающее доход от оплачиваемых услуг, должны осуществлять отчисления с прибыли в установленном законодательством порядке. Им надлежит производить только авансовые квартальные платежи по указанному налогу. В установленном порядке уплачивается НДС от оказанных платных услуг, в том числе от аренды. Бюджетное образовательное учреждение, как и прочее, отчисляет пошлину за использование в наименовании «РФ» при регистрации учредительной документации, земельный сбор и налог на имущество.

Согласование с Росимуществом

Рассмотрение проекта решения о распоряжении материальными ценностями казенного учреждения осуществляется в течение 15 дней с даты его поступления. По окончании этого срока поданная документация согласовывается либо заявителю направляется мотивированный отказ в утверждении. При непоступлении ответа в течение 30 дней проект решения будет считаться согласованным. Уполномоченный исполнительный орган должен уведомить Росимущество о принятом постановлении. Это делается в течение 10 дней с даты утверждения. Для учреждений, которые находятся в ведении Росморречфлота, Управлении по делам Президента, Минобороны, решение принимается, соответственно, этими структурами.

Назначение уставного фонда госпредприятия

Полезно будет рассмотреть специфику одного из важнейших элементов госпредприятия — уставного фонда. Данный ресурс также чаще всего формируемый исходя из принципа хозяйственного ведения, должен быть сформирован собственником еще до того как предприятие будет зарегистрировано. Минимальный размер соответствующего фонда должен удовлетворять критериям, прописанным в законодательстве.

Рассматриваемый ресурс госпредприятия является основным инструментом защиты интересов кредиторов. Если величина чистых активов компании будет ниже размера уставного фонда, то он также должен быть сокращен. Однако в этом случае кредиторы получают право запросить у фирмы досрочное исполнение имеющихся обязательств. Если чистые активы предприятия становятся меньше того минимального уровня, что определен в законодательстве, то оно должно быть ликвидировано.

Классификация

Государственные учреждения, как и предприятия, подразделяются на виды в зависимости от:

  1. Формы собственности.
  2. Масштаба и значения своей работы. В частности, существуют общефедеральные, региональные государственные органы, местные представительства и проч.
  3. Сферы и характера деятельности.

По последнему критерию выделяют:

  1. Государственные социальные учреждения. К ним относят школы-интернаты, заведения для престарелых, инвалидов и проч.
  2. Образовательные учреждения. Среди них школы, вузы, колледжи и проч.
  3. Научные учреждения. В эту категорию включены академии, НИИ и проч.
  4. Культурные заведения – театры, библиотеки, музеи.
  5. Учреждения здравоохранения – поликлиники, больницы и так далее.

Федеральные и региональные государственные учреждения

По собственнику, государственные учреждения могут быть федеральными или региональными (субъектов РФ). Отнесение государственного учреждения к той или иной категории определяется по его учредителю:

Учредителем федеральных государственных учреждений является Российская Федерация;

Учредителем государственных учреждений субъекта Российской Федерации является Субъект Российской Федерации (п. 2 ст. 15 Федерального закона N 7-ФЗ, ч. 1 ст. 6 Федерального закона N 174-ФЗ).

Пример государственных учреждений субъекта Российской Федерации

Государственное учреждение города Москвы

Государственное учреждение Ульяновской области

Государственное учреждение Республики Татарстан

Муниципальные учреждения не считаются государственными.

Примеры казенных учреждений

Федеральное казенное учреждение «Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов Российской Федерации»

Федеральное государственное казенное учреждение «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» (создано на основании Постановления Правительства РФ от 22.12.2005 N 800)

Федеральное казенное учреждение «Военный комиссариат города Москвы»

Государственное казенное учреждение города Москвы «Администратор Московского парковочного пространства»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «ИНЖЕНЕРНАЯ СЛУЖБА РАЙОНА ЯКИМАНКА»

«УПРАВА ГАГАРИНСКОГО ОКРУГА» МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГОРОД ЯКУТСК»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «АДМИНИСТРАЦИЯ ДОБРЯНСКОГО
ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ»

Бюджетные организации

Федеральные бюджетные учреждения — это организации некоммерческого типа, которые создаются субъектами Российской Федерации или муниципальных образований для того, чтобы совершать работы и оказывать услуги, направленные на реализацию полномочий органов власти в государстве в различных сферах.

По всем своим обязательствам данная организация отвечает всем тем имуществом, которое находится у него в собственности, а также тем, которое было приобретено им за счет средств из собственных фондов. Что касается собственника учреждения, то он не может нести ответственность по каким-либо обязательствам организации.

Государственное бюджетное учреждение города имеет право на ведение деятельности, приносящей прибыль, но только в том случае, если это предусмотрено учредительным документом. Доходы, полученные в результате ведения деятельности организации бюджетного типа, могут быть направлены на приобретение ею имущества.

Все контракты, а также разные типы соглашений организация рассматриваемого типа может совершать только от своего имени. Что касается открытия счетов, то это производится только в Федеральном казначействе.

Имущество

Материальные ценности закрепляются за казенными учреждениями на праве оперативного управления. Предприятия пользуются, владеют таким имуществом в установленных законодательством пределах, согласно целям своего создания, а также назначения вверенных предметов, если другое не предусматривается нормами. Распоряжение материальными ценностями, их отчуждение и совершение иных сделок с ним осуществляется исключительно по согласию собственника. В случае реорганизации казенного учреждения кредиторы не могут требовать досрочного погашения обязательств, а также их прекращения и возмещения убытков, связанных с этим.

Специфика политики в сфере образования

В данной области государственная политика базируется на следующих принципах:

  • Гуманизация образования. В приоритете — общечеловеческие ценности, здоровье и жизнь современного индивида, свободное формирование личностных качеств, развитие трудолюбия, гражданской ответственности, уважения к другим людям, семье, родине, окружающей природе.
  • Взаимосвязь образовательного и культурного федерального пространства. Предпочтение отдано сохранению национальной культуры, традиций, учитывая многонациональность российского государства.
  • Адаптация образовательного процесса к уровню и специфике подготовки и развития воспитанников, обучающихся.
  • Отсутствие религии в образовании для муниципальных и государственных учебных заведений.
  • Плюрализм и свобода в ОУ.
  • Государственно-общественный вариант управления образовательным процессом.

Типы и виды образовательных организаций

Разделение образовательных организаций проводится в связи с разным подходом и уровнем подготовки согласно возрасту обучаемых.

Дошкольные

Эти организации отвечают всем надлежащим требованиям к воспитанию и заботе о детях до 7 лет, а также подготовке их к следующей ступени образования (в частности, к школе). Существует несколько видов различных по своей сути учреждений этой категории:

ясли (детский сад для раннего возраста: 1–3 года). Занимаются ранней адаптацией детей в социуме и организуют общеобразовательную подготовку по соответствующей программе;

детский сад. Действует по программе общеразвивающей направленности, воспитанники проходят активную социализацию и приобретают навыки взаимодействия;

детский сад для предшкольного возраста. Необходим для детей в возрасте от 5 до 7 лет для получения необходимых первичных умений и мотивации к дальнейшему обучению в школе;

детский сад для детей с ограниченными возможностями (компенсирующий). Оказывает услуги по общеразвивающим направлениям с обязательной коррекцией одного или нескольких типов физических и психических отклонений здоровья.

Общеобразовательные

Обеспечивается получение образования детьми в возрасте 7–18 лет. При этом каждый ребёнок может проходить отдельные ступени:

начальная школа. Прививает детям первичные навыки к обучению, отрабатывает необходимые навыки (счёт, письмо, чтение), воспитывает основы культуры поведения в обществе, здорового образа жизни и самоконтроля;

средняя общеобразовательная школа. Занимается программами начального, основного и среднего общего образования. По окончании обучающийся получает документ (аттестат), позволяющий претендовать на дальнейшее обучение или устраиваться на работу;

гимназия. Реализует образовательную деятельность в основном и среднем звене с углублённым изучением гуманитарных предметов (иностранные языки, русский язык и литература, культурология, философия и т. д.);

лицей. Основной упор делается на естественно-научные и физико-математические предметы. Именно в лицеях практикуются занятия по специальным индивидуализированным планам и программам.

Профессиональные

В этих учреждениях обучаются выпускники общего и среднего школьного звена. По окончании им выдаётся диплом о среднем профессиональном образовании, разрешающий работу по полученной специальности. Только базовую подготовку осуществляют техникумы, а базовую и углублённую – колледжи.

Высшего образования

Выпускники школ с неполным средним образованием (на базе 11 классов) или средних специальных учебных заведений после сдачи определённых экзаменов могут приступить к получению данного уровня образования. Помимо образовательной функции, вузы в большинстве своём реализуют и научную. Чаще всего выделяют:

университет. Обеспечивает получение высшего образования, либо профессиональной переподготовки кадров по любой выбранной специальности. Позволяет реализовать научный потенциал в широком спектре наук. Выступает в качестве методологического и научного центра;

академию. Отличается от университета более узкой направленностью научных исследований. Также выпускает специалистов (бакалавров, магистров) в различных областях профессиональной деятельности;

институт. Предусматривает подготовку высококвалифицированных кадров, занимается научными и прикладными исследованиями, но при этом не считается методологическим центром.

Юридическое положение организаций после изменения типа

Территориальное или государственное казенное учреждение финансируется в соответствии со специально разработанной сметой из бюджетных средств соответствующего фонда. Данное положение закрепляется в ст. 6 и ст.161 (п. 2) БК. Операции по исполнению статей расходов и доходов казенное учреждение совершает на открытых им счетах в финансовом органе (региона или МО) либо Главном казначействе. Организация может самостоятельно выступать как истец или ответчик в суде. Эта возможность предоставляется в соответствии со ст. 161, п. 8 БК. Казенные учреждения России отвечают по своим обязательствам денежными средствами, находящимися в их распоряжении.

Если имеющихся финансовых ресурсов организации недостаточно, собственник имущества будет нести субсидиарную ответственность. Казенные учреждения РФ не могут получать и предоставлять займы/кредиты, покупать ценные бумаги. Бюджетные дотации и субсидии организациям не предоставляются. Предприятия не могут отчуждать либо другим способом распоряжаться вверенным им имуществом без согласования с собственником. Территориальное или государственное казенное учреждение может заниматься предпринимательством. Однако его форма должна быть указана в уставе. Доходы, полученные от такой деятельности, направляются в соответствующий бюджет. Размещение заказов на выполнение работ/предоставление услуг/поставку продукции осуществляется по ФЗ №94. Имущество организации закреплено за ней на правах оперативного управления.

Особенности финансирования

Как выше было сказано, средства на обеспечение деятельности поступают из соответствующего бюджета. Это зависит от того уровня, на котором создается организация. Так, например муниципальное бюджетное учреждение финансируется средствами местного фонда. Однако при рассмотрении этого вопроса следует учитывать один нюанс. Само по себе поступление таких средств еще не указывает на то, что учреждение является бюджетным. Финансирование из таких фондов предусмотрено и для других организаций, в том числе и коммерческих. Оно осуществляется в различных формах. Например, это может быть закупка продукции для удовлетворения государственных (территориальных) нужд, предоставление субсидий, дотаций, субвенций и прочего.

Бухгалтерский учет и налогообложение

Для ведения бухгалтерского учета автономные организации используют план счетов, утвержденный Приказом Минфина от 23.12.2010 г. под № 183н. Отдельно необходимо учитывать операции с участием:

  • средств в форме субсидий и субвенций;
  • доходов и расходов, возникающих в процессе реализации хозяйственной деятельности;
  • недвижимости и особо ценных имущественных активов, находящихся в оперативном управлении;
  • объектов основных средств, приобретенных на средства, вложенные учредителем.

Учетная политика автономного учреждения должна отражать такие категории вопросов:

  • приведение рабочего плана счетов с теми кодировками, которые предполагается использовать для учета всего спектра операций предприятия;
  • методы оценки в денежном выражении имущества и возникающих обязательств;
  • алгоритм и правила инвентаризационных мероприятий;
  • особенности организации документооборота;
  • рекомендации по систематизации информации;
  • формы документации для первичного учета с приведением обязательных реквизитов;
  • инструментарий контроля правильности учета через аудиторские проверки.

КСТАТИ! В предложенный законодателем план счетов при разработке его рабочего варианта предприятие может вносить дополнительные кодировки аналитического уровня при возникновении необходимости в них (если без такого шага невозможно обеспечить информативность и достоверность учетных данных для внутренних и внешних пользователей).

Автономные учреждения при получении субсидий в соответствии с нормами ст. 251 НК РФ могут расходовать такие средства только на мероприятия, под которые они были выделены. При определении налогооблагаемой базы в процессе расчета налога на прибыль суммы субсидий не учитываются. Учет доходных и расходных операций в зависимости от источников поступления средств ведется раздельно:

  • по ресурсам, получаемым из казны;
  • по внебюджетным средствам.

Налогообложение в отношении налогов на прибыль и добавленную стоимость в автономных учреждениях организовано как в коммерческих структурах. Налогооблагаемая база формируется выручкой от предпринимательской деятельности.

КСТАТИ! Автономным учреждениям разрешается переходить на упрощенную систему налогообложения, если объем выручки не превышает предельно допустимых значений.

Переход на УСН невозможен для автономных организаций, если у них есть представительства или созданы филиалы, численность их штата в отчетном периоде превысила показатель, равный 100, или стоимость амортизируемых основных фондов оказалась выше 150 млн рублей.

Имущество

Имущество бюджетному учреждению предоставляется на праве оперативного управления (о таком праве подробно рассказывается в нашей статье «Право хозяйственного ведения и оперативного управления»).

Собственником данного имущества является РФ, субъект РФ или муниципальное образование (ч. 9 ст. 9.2 закона № 7-ФЗ). Без согласия собственника бюджетное учреждение не может распоряжаться недвижимым и особо ценным движимым имуществом.

Обратите внимание! К особо ценному движимому имуществу относится движимое имущество, при отсутствии которого деятельность бюджетного учреждения будет затруднена или невозможна:

  • транспортные средства;
  • серверное оборудование;
  • оборудование систем связи;
  • оборудование, предназначенное для обслуживания посетителей;
  • оборудование электроподстанций и др.

Резюме

Государственные и муниципальные предприятия — организации, которые играют заметную роль в экономике РФ. Они ведут деятельность в самых разных сферах национального хозяйства. Посредством них государство обеспечивает занятость граждан, создает капитализацию в различных сегментах экономики, извлекает прибыль как коммерческий субъект. Наиболее распространенный тип структур соответствующего типа — унитарное предприятие. Также государство может быть субъектом бизнеса, приобретая долю в хозяйственных обществах. В некоторых случаях власти РФ могут учреждать госкорпорации, являющиеся самостоятельными хозяйствующими субъектами, но не считающиеся коммерческими организациями.

Особенности распоряжения имуществом

Автономное учреждение не вправе осуществлять никаких действий с недвижимыми объектами и особо ценными движимыми предметами без согласия собственника. Остальным имуществом, которое находится у организации на праве оперативного управления, она может распоряжаться по собственному усмотрению, если другое не предусматривается в законодательстве. При этом, автономное учреждение может при согласии собственника внести недвижимые объекты, особо ценные движимые предметы в складочный (уставной) капитал иных юрлиц. Исключением являются объекты культурно-исторического наследия РФ, материалов, включенных в состав Музейного, Архивного и Национального библиотечного фондов России. Порядок, в соответствии с которым имущество учреждения относится к особо ценному, утверждается Правительством.

Создание казенного учреждения

Такой тип государственных учреждений создается по распоряжению федерального или регионального органа исполнительной власти, муниципалитета (ч. 2 ст. 13 закона № 7-ФЗ).

Обратите внимание! На федеральном уровне этот процесс регламентирован Порядком создания, реорганизации, изменения типа, ликвидации…, утв. постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 № 539

На уровне субъекта РФ или муниципалитета действуют уже свои акты.

Пример — Порядок, утв. постановлением правительства Тюменской области от 28.12.2010 № 393-П, и Порядок, утв. постановлением администрации Заводоуковского городского округа от 30.11.2010 № 1887.

Обычно процесс создания казенного учреждения включает следующие этапы:

  1. Принятие учредителем решения о создании юрлица.
  2. Оформление проекта распоряжения/постановления о создании учреждения. Он, как правило, содержит:
    • название учреждения, его тип;
    • основные виды и цели деятельности, функции казенного учреждения, разрешенные для данного казенного учреждения платные услуги и т. д.;
    • наименование учредителя;
    • перечень мероприятий, направленных на создание учреждения, с обозначением их сроков и ответственных за их реализацию структур.
  1. Составление пояснительной записки к проекту с обоснованием целесообразности создания учреждения.
  2. Согласование проекта с ответственными подразделениями учредителя (например, департаментом имущественных отношений и правовым департаментом).
  3. Издание постановления о создании учреждения.
  4. Утверждение устава учреждения путем издания распоряжения/ постановления.
  5. Направление документов в ФНС для государственной регистрации юрлица.

Рекомендуем! Как направить документы для госрегистрации юрлица через портал «Госуслуги», читайте в нашей статье «Регистрация юридического лица на портале госуслуг».

Устав

Учредительный документ казенного учреждения — устав — содержит сведения:

  • о названии юрлица, его типе (в названии учреждения обязательно должно быть указано, что оно казенное);
  • местонахождении юрлица;
  • учредителе и собственнике имущества;
  • видах деятельности, организации, управлении юрлицом, его структуре и т. п.;
  • имуществе и финансовом состоянии, в т. ч. порядке распоряжения имуществом, его передаче другим учреждениям, совершении крупных сделок и сделок с заинтересованностью и т. д.;
  • обособленных подразделениях юрлица и т. д.

Обратите внимание! Устав утверждает учредитель юрлица посредством принятия правового акта. Порядок согласования, утверждения и внесения изменений в устав обычно регламентирован

Например, для устава федерального государственного казенного учреждения порядок утвержден постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 № 539.

Руководитель

Единоличный исполнительный орган управления казенного учреждения — директор/руководитель. Его назначает собственник имущества учреждения, издав специальное распоряжение. Директора выбирают посредством проведения конкурса. Он подотчетен собственнику имущества.

Директор выполняет функции по организации деятельности учреждения в соответствии с целями последнего, совершает сделки от его имени, решает кадровые, административно-хозяйственные и прочие вопросы, возникающие в процессе работы юрлица.

Имущество казенного учреждения

Рекомендуем! О том, как зарегистрировать право оперативного управления на имущество, читайте в нашей статье «Государственная регистрация права оперативного управления на объекты недвижимости».

Формальные и неформальные организации

По критерию формализации организации разделяют на формальные и неформальные.

Формальная организация – это организация, которая была создана намеренно по инициативе руководства, имеет четко формализованные правила, поставленные цели, связи и структуру. В состав данной группы входят все международные и государственные учреждения, организации бизнеса.

В рамках формальной структуры существует всегда неформальная организация. Неформальная организация — это образовавшаяся спонтанно группа людей, вступающих в регулярное взаимодействие для выполнения определенной цели и решения определенных задач. При этом, люди не связаны должностной иерархией и объединяются на основе общих интересов и дружеских симпатий. Как правило, сотрудники, вступающие в такого рода организации, испытывают потребность в принадлежности, общении, взаимопомощи и защищенности. Неформальная организация сильно влияет на мотивацию, моральное состояние, производительность персонала и удовлетворенность работой. Она может давать своим членам большие возможности для развития, проявления творческих способностей и инициативы – как для пользы организации, так и в своих личных целях.

Отличия формальной организации и неформальной организации представлены в таблице 1.

Таблица 1 — Сравнительная характеристика формальной и неформальной организаций

Параметр Формальная организация Неформальная организация
1. Структура     
1.1. происхождение Запланировано Спонтанно
1.2. характеристики Стабильны     Динамичны
1.3. рациональность   Рациональна     Эмоциональна
2. Цели  Служение обществу или получение прибыли Удовлетворение своих членов
3. Влияние     
3.1. основа Должность Личность
3.2. направление Сверху вниз Снизу вверх
3.3. тип  Власть Авторитет
4. Основа занимаемого положения Должность Роль
5. Основа организации Организационная схема Социограмма
6. Механизмы контроля Понижение в должности, угроза увольнения Социальные или физические нормы (санкции)
7. Коммуникации     
7.1. каналы Формальные Неформальные
7.2. точность Высокая Низкая
7.3. скорость   Низкая Высокая
7.4. сети  Четко определены, следуют формальным линиям  Плохо определены, пересекаются с формальными каналами
8. Прочее    
8.1. включенные индивиды Все в рабочей группе Только «принятые»
8.2. лидерство  По назначению По соглашению членов
8.3. основа для преданности Лояльность Сплоченность
8.4. взаимоотношения Развиваются на основе должностных обязанностей Возникают спонтанно
8.5. основа взаимодействия Занимаемая должность, функциональные обязанности Личные характеристики, статус

Дочерние структуры госпредприятий

Государственные предприятия России могут учреждать дочерние структуры. Их имущество может быть отнесено исходя из принципа хозяйственного ведения как в сферу компетенции учредителя, так и, собственно, находиться под управлением самой дочерней фирмы. Соответствующая структура, как и основная компания, должна иметь собственный устав. Учредитель дочернего предприятия также должен назначить его директора. Ответственность субъекта, учреждающего дочернюю структуру, реализуется в рамках тех же юридических механизмов, что и в случае с собственником основного предприятия.

Заключение

Бюджетные, автономные и казенные учреждения должны обеспечивать доступность и открытость документов с учетом предписаний законодательства РФ о защите гостайны. Поскольку круг таких предприятий достаточно широк, их юридический статус определяется разными нормативными актами. В законодательстве отсутствуют единые требования к учредительной документации этих юрлиц. Некоторые предприятия работают в соответствии с уставом, другие действуют на основании положений, которые утверждаются собственником. Госучреждения, в отличие от прочих типов некоммерческих структур, не выступают как владельцы своего имущества.

Собственником всех материальных ценностей является субъект, создавший предприятие любого описанного выше типа. В связи с этим госучреждения наделяются ограниченными правами на материальные ценности, переданные им. В частности, они могут осуществлять оперативное управление имуществом. Такое право предполагает распоряжение, пользование, владение материальными ценностями только в тех пределах и по тем правилам, которые устанавливает законодательство для конкретного типа предприятия. При этом учитывается непосредственное назначение самого имущества, а также цели, в соответствии с которыми учреждение осуществляет свою деятельность.