Оглавление статьи
Риск-ориентированный подход
Многие надзорные ведомства переходят к риск-ориентированному контролю и надзору, смысл которого полноценно раскрывается, когда снижается излишняя нагрузка на «законопослушный» бизнес и, наоборот, начинается более детальный анализ деятельности организаций, которые экономят силы и средства на выполнении требований законодательства. Модернизация и автоматизация систем управления охраны труда прочно входят в повседневную жизнь многих организаций, а огромное количество программных продуктов и сервисов позволяет реализовать различные методы оценки профессиональных рисков и снизить нагрузку на рядовых специалистов.
Основной задачей изменений станет переход к риск-ориентированному направлению в сфере охраны труда. Это направление подразумевает под собой максимально индивидуальный подход, максимальную персонализацию политики в области охраны труда. Работодатель будет обязан учитывать риски на каждом конкретном рабочем месте и создавать безопасные условия для работников с учетом этих особенностей.
Каждый работодатель должен обеспечивать безопасность труда работников, руководствуясь двумя принципами: предупреждение и профилактика опасностей; минимизация урона, угрожающего здоровью персонала (ст. 209.1 ТК РФ). Это значит, что, помимо профилактических мер, направленных на устранение вредных производственных факторов, следует разработать комплекс мер, направленных на локализацию и ликвидацию возможных последствий их воздействия.
Оценку профессиональных рисков необходимо проводить не только для уже действующих производственных процессов, но и перед вводом в эксплуатацию производственных объектов и вновь организованных рабочих мест (ст. 214 ТК РФ). Рекомендации по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по их снижению будут утверждены Минтрудом РФ (ст. 218 ТК РФ).
Также работодателей обязывают систематически проводить мероприятия по выявлению опасностей. Для этого нужно будет обнаруживать, распознавать и описывать опасности, в том числе их источники, условия возникновения и потенциальные последствия при управлении профессиональными рисками. Существующие опасности будут обнаруживаться, распознаваться и описываться в рамках четырех типов процедур: контроль за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах; расследование несчастных случаев на производстве; расследование профзаболеваний; расследование производственных микроповреждений (микротравм). Методы оценки рисков следует выбирать с учетом актуальных рекомендаций Минтруда.
Он уже разработал проект «Рекомендаций по выбору метода оценки уровня профессионального риска и по снижению уровня такого риска» в целях «оказания методической и практической помощи руководителям и специалистам по охране труда организаций, представителям профсоюзов и другим лицам, заинтересованным в создании системы управления профессиональными рисками как обязательного элемента системы управления охраной труда у работодателя, в соблюдении обязательных требований». Рекомендации содержат критерии, которыми работодатель может руководствоваться при выборе методов оценки уровня профессиональных рисков, процесс и этапы этого выбора, а также примеры оценочных средств.
Состав Конституции РФ
В состав Конституции РФ входят разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров, а также основные начала рассмотрения, которые конкретизируются в ТК РФ и других законах:
- основываясь на статье 6 части 2 в Российской Федерации гражданин обладает на ее территории всеми правами и свободами, при этом несет равные конституционные обязанности;
- в статье 7 отмечается, что Россия является государством социальным, чья политика направлена на создание условий, которые смогут обеспечить свободное развитие и достойную жизнь человека, также в России защищается труд, и здоровье граждан;
- в статье 15 части 4 устанавливается нормативный приоритет международного права над национальным законодательством в случае, когда появляется соответствующая коллизия, в том числе и в трудовой сфере.
Статья 17 часть 3 Конституции Российской Федерации говорит о осуществлении прав и свобод гражданина и человека, и о том, что эти свободы, и права не должны ущемлять других граждан
Такая норма Конституции Рф права имеет отдельное важное значение для института разрешения и рассмотрения трудовых споров. Фактически тут говорится о запрете злоупотребления предоставленным правом
Данный принцип предполагает, что во время реализации стороной трудового спора принадлежащего ему права на защиту свобод, трудовых прав и интересов законной направленности не должны нарушаться права трудового характера, свободы, а также законные интересы иной стороны трудового спора, и других лиц, которые имеют какое-либо отношение к рассматриваемому трудовому спору.
Конституция Российской Федерации в своей 18 статье предусматривает, что свободы и права гражданина, и человека являются действующими, и при этом определяют смысл, применение и содержание законов, исполнительную и законодательную деятельность власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В статье 19 Конституции Российской Федерации говорится о том, что все равны перед судом и законом. Государство гарантирует равенство свобод и прав гражданина, а также человека вне зависимости от различных оснований, которые обычно считают дискриминационными. В силу такого положения конституционной направленности утверждается принцип равенства сторон любого трудового спора.
Замечание 1
Стороны трудового спора наделены абсолютно равными правами процессуального характера и не имеют никаких особых преимуществ на любой стадии спора.
Как отмечается в 32 статье Конституции Российской Федерации, граждане РФ имеют полное право на участие в управлении государственными делами и равный доступ к службе государственной направленности, включая гражданскую. Очень большое значение оказывает 37 статья Конституции РФ, которая признает право на коллективные, а также индивидуальные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку. Данное право закрепляется и в 21 статье ТК Российской Федерации, посвященной основным правам работникам.
Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!
Описать задание
Соотношение трудового права с иными отраслями российской правовой системы
К смежным с трудовым правом отраслям российского права можно отнести, в первую очередь, гражданское право, административное право и право социального обеспечения, но определенные «точки соприкосновения» трудовое право имеет и с некоторыми иными отраслями права.
Основные положения, относящиеся к предмету, методу и функциям трудового права, рассмотренные выше, позволяют отграничить отрасль трудового права от других, смежных отраслей, которые имеют схожие предмет и метод правового регулирования. Так, например, схожими являются трудовые и некоторые гражданско-правовые отношения, отграничение которых имеет большое значение на практике в силу правовых последствий. Те и другие отношения связаны с трудом. Однако, если для трудового права важен весь процесс труда, то для гражданского права – лишь результат труда (например, результат, передаваемый от подрядчика к заказчику по акту приема-передачи).
В гражданско-правовых отношениях, как и в трудовых, человек получает вознаграждение за свой труд, но трудовым законодательством установлен минимальный размер оплаты труда, гарантированный государством. Отличием является и подчинение лица, работающего по трудовому договору, ПВТР.
Работник имеет право на социальные гарантии, которые на исполнителя по гражданско-правовому договору не распространяются.
Трудовое право «пересекается» с административным правом по вопросам регулировании труда государственных служащих. По ст. 11 ТК РФ на госслужащих действие трудового законодательства распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ и субъектов РФ о государственной службе, таким образом, труд этой категории работников регулируется во многом нормами административного права, но с учетом основных принципов и положений трудового права. Ряд вопросов, связанных с трудом на госслужбе регулируются нормами трудового права по причине отсутствия регулирования специальным законодательством.
Административным правом устанавливается и ответственность за некоторые нарушения в сфере труда, например, нарушение норм трудового законодательства (ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, далее – КоАП РФ), нарушение норм охраны труда (ст. 5.27.1 КоАП РФ) и т.д.
При упоминании об ответственности можно подчеркнуть и связь с уголовным правом – некоторые наиболее тяжкие правонарушения в сфере труда влекут уголовную ответственность (статьи 143, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса РФ (далее – УК РФ).
Трудовое право соприкасается с гражданским процессуальным правом по поводу рассмотрения трудовых споров в суде. Правила рассмотрения таких споров установлены Гражданским процессуальным кодексом РФ (далее – ГПК РФ). Вместе с тем, для рассмотрения трудовых споров установлены отдельные специфические правила о порядке и сроках рассмотрения дел, возможности использования примирительных процедур, наличия комиссий по трудовым спорам и т.д.
В значительной степени трудовое право соприкасается с правом социального обеспечения, которое до недавнего времени было его частью. Если трудовое право регулирует трудовые отношения между работодателем и работником, то право социального обеспечения – правоотношения, возникающие по вопросам социальной защиты граждан, состоявших в трудовых отношениях, а также никогда не работавших граждан (в том числе по причине инвалидности, болезни).
Правоотношения по социальному обеспечению могут возникать либо после трудовых отношений (выход на пенсию), либо предшествовать им (получение социальных пособий детьми), либо сопутствовать им (получение пенсий и мер социальной поддержки работающими пенсионерами). Размер пенсионного обеспечения зависит от страхового стажа работника. Характер и условия труда влияют на уровень пенсионного обеспечения. Однако, эти две отрасли отличаются по предмету и методу правового регулирования. Если в праве социального обеспечения основной метод – централизованное регулирование, то в трудовом праве он сочетается с договорным методом.
Нельзя не упомянуть и конституционное право, которым устанавливаются исходные положения для всех отраслей права: гражданского, уголовного, административного, трудового и т.д. Именно на уровне Конституции РФ закреплены основные права и свободы в сфере труда.
показать содержание
Трудовой договор
Основу трудовых отношений, согласно положений ст. 16 ТК РФ, составляют
трудовые договоры. Их понятие и основные признаки прописаны в статье 56 ТК РФ.
По своей правовой природе они существенно отличаются от некоторых видов договоров подряда, оказания услуг (возмездного), договоров поручения и других форм гражданско-правовых договоров.
Первый и основной признак, отличающий трудовой договор — это обеспечение прав и основных социальных гарантий работника, при возникновении
трудовых отношений. Именно этот факт может сыграть существенную роль и имеет практическое значение при возникновении и регулировании
разногласий и споров с работодателем в сфере действия трудового законодательства. Как правило, трудовые договоры заключаются на неопределенный
срок (без указания срока окончания отношений). При оформлении трудовых отношений срочным договором по окончании срока его действия, в случае
если работник продолжает выполнять свои функции, договор продляется, и с этого момента считается бессрочным.
Юридически, факт заключения трудового договора, означает возникновение обоюдных прав и обязанностей сторон
отношений (ст. 21, 22 ТК РФ).
Также при заключении трудового договора работник приобретает право обязательного социального страхования,
которое происходит за счет работодателя.
На сегодняшний день какая-либо форма типового договора законодателем не установлена. Ранее такая форма была утверждена Постановление Госкомстата № 136.
Источник права
Один из маститых исследователей права М.Н. Марченко отмечает множественность значений термина. Значения различаются по смыслу, нас же интересует, без какого-либо сомнения, именно юридический аспект. На исторической и философской сторонах останавливаться не будем, несмотря на объективную их неразрывность.
Юридическая сущность источника права выражается в физическом закреплении воли господствующего сегмента общества. Под господствующим сегментом нужно понимать некое большинство, определяющее модель поведения (нормы) для всех членов. О принципах очерчения границ этого гипотетического общества пока говорить не будем, они могут быть весьма разнообразны. Под подобным обществом привычно называют государство. Тут мнение большинства, например, в представительной демократии, выражается лицами, представляющими такое большинство.
Но вернёмся к источникам. Ими непосредственно могут быть:
- законы, иные нормативно-правовые акты органов государств
- договоры, в т.ч., международные
- решения судов (т.н. прецедент)
- правовые обычаи, сложившиеся в обществе
- священные книги и писания
- иные
Список источников права весьма обширен и разнообразен
Тут важно понимать, что для различных систем права характерны и разные источники. К примеру, священные книги не используются в праве светских государств
Виды толкований
Мы считаем своим долгом предупредить наших читателей, что подавляющее большинство комментариев к ТК РФ, имеющихся в свободном Интернет-доступе, не может служить безусловным основанием для их использования в конкретном трудовом правоотношении.
Дело в том, что комментировать и толковать ТК РФ вправе абсолютно все. Однако руководством к действию могут служить только толкования, данные на официальном уровне.
Инкорпорирование существующих толкований — это технически сложная задача, поэтому на настоящий момент не существует единого сборника нормативных и казуальных толкований к ТК. Имеющиеся на настоящий момент толкования статей ТК разрознены и содержатся во множестве бюллетеней и ведомостей, относящихся к практике Верховного и Конституционного судов РФ.
Дифференциация толкований находится в прямой зависимости от их правовых последствий.
Так, толкования и комментарии различных министерств и ведомств относительно статей ТК РФ не порождают правовых последствий, поскольку не являются обязательными к применению.
В то же время официальные толкования, данные компетентным органом и опубликованные в специальном акте, приравниваются по юридической силе к самому нормативному акту и, как следствие, становятся обязательными к применению. По сути, подобные толкования — это данная государством директива, объясняющая, как именно следует применять ту или иную норму права.
В свою очередь, компетентные официальные толкования и комментарии подразделяются на два вида: нормативные и казуальные.
Нормативное толкование — это эквивалент закона, которое обязывает любые органы, применяющие право, действовать определенным образом при обращении к той или иной статье ТК РФ в случае, если сама статья содержит в себе нарушения логики или дает возможность двоякого понимания.
Как правило, нормативные толкования дает орган, разработавший и утвердивший закон. В условиях Российской Федерации этими органами являются:
- Государственная Дума РФ;
- Президент РФ;
- законодательные органы на региональном уровне;
- Конституционный Суд РФ относительно положений Конституции;
- Пленум Верховного суда РФ и Пленум Высшего арбитражного суда РФ. Толкования нормативных актов в свете их применения в судебной практике оформляются в виде Постановлений Пленума ВС и ВАС РФ. В первую очередь эти постановления обязательны для судебных органов.
К казуальному толкованию можно отнести то или иное решение судебного органа, дающее толкование нормы права по конкретному правоотношению. Обязательность исполнения казуального толкования применительна только к этому конкретному правоотношению.
Подвидом казуального толкования является административное толкование. К примеру, административное толкование статьям ТК РФ дает Минтруд РФ, а статьям НК РФ — ФНС РФ. Сфера распространения этих толкований — это подведомственные органы. Например, для суда толкования, данные Минтрудом РФ, обязательными не будут.
Что касается различных толкований ТК, даваемых общественными организациями, Интернет-сайтами или практическими работниками, то все они будут неофициальными и носящими исключительно рекомендационный или научный характер.
По источнику происхождения неофициальные толкования и комментарии можно, в свою очередь, дифференцировать по признаку их компетентности или некомпетентности.
Рекомендуем осторожно относиться к толкованиям из некомпетентных источников. Их почти всегда можно отличить от компетентных источников по отсутствию юридической терминологии
Цели, задачи и функции трудового права
Цели трудового права совпадают с целями трудового законодательства, зафиксированными в ст. 1 ТК РФ:
- установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан;
- создание благоприятных условий труда;
- защита прав и интересов работников и работодателей.
Основными задачами трудового права являются:
- создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений и интересов государства;
- правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Функции трудового права – это «основные направления правового воздействия данной отрасли на регулируемые общественные отношения, отражающие не только настоящее, но и будущее трудового права, реализация которых призвана достичь цели и обеспечить решение задач в сфере наемного труда, стоящих перед государством и перед трудовым правом».
Система функций трудового права включает в себя функции, свойственные праву в целом, так называемые общеправовые функции, и собственные или отраслевые. Регулятивная и охранительная функции, являясь общеправовыми функциями, обусловлены социальным назначением трудового права и необходимостью охраны общественных отношений, являющихся предметом трудового права как самостоятельной отрасли.
Регулятивная функция устанавливает позитивные правила поведения, обеспечивает правовые стимулы, льготы, поощрения, гарантии, преимущества, что способствует удовлетворению интересов как работников, так и работодателей.
Охранительная функция реализуется путем правовых ограничений, обязанностей, запретов, наказаний, целью которых является охрана общественных отношений в сфере труда. Эта функция вторична по отношению к регулятивной функции, производна от нее и призвана ее обеспечивать. Охрана и защита трудовых прав необходима тогда, когда нарушаются права работников или работодателей.
Отраслевые функции трудового права определяются его социальным назначением. Одной из основных функций трудового права является экономическая. Цели экономической функции – стабильное развитие рынка труда, оформление легальных трудовых отношений, повышение производительности труда, создание новых рабочих мест, внедрение новых технологий производства, создание конкурентоспособного производства, повышение материального благосостояния работников.
Основная цель социальной функции трудового права – обеспечение работнику реализации его социальных прав (на отдых, охрану труда, на нормирование труда и гарантированную государством минимальную оплату труда, на защиту от безработицы и т.д.) Социальная функция является одной из важнейших в трудовом праве, так как обеспечивает гражданам социальные права, закрепленные в Конституции РФ. Особую роль играет данная функция в обеспечении трудовых прав отдельных категорий граждан, таких как женщины, подростки, лица с ограниченной трудоспособностью, лица с семейными обязанностями. Социальная функция реализуется через предоставление льгот, прав, дополнительных гарантий работникам, которые трудятся в опасных и вредных условиях, в районах Крайнего Севера, при работе в условиях ненормированного рабочего дня. Значимость этой функции подтверждается таким относительно новым понятием в трудовой сфере как «социальный пакет», представляющим собой набор социальных благ за счет средств работодателя.
Защитная функция трудового права выражается в защите прав работника и работодателя. Условно нормы трудового права, выполняющие защитную функцию, можно разделить на две группы. К первой могут быть отнесены нормы, которые осуществляют защиту работника от произвола работодателя путем запретов и ограничений, к их числу относятся:
- запрет необоснованного отказа в заключении трудового договора;
- запрет направления в служебные командировки, запрет работы в ночное время для отдельных категорий работников;
- запрет привлечения к сверхурочной работе, работе в выходные и нерабочие праздничные дни и т.д.
Во вторую группу входят нормы, регулирующие защиту уже нарушенных трудовых прав и свобод. Наиболее действенной является норма ст. 8 ТК РФ, запрещающая ухудшать нормами локальных нормативных актов положение работников по сравнению с правилами, установленными трудовым законодательством.
Право на коллективные и индивидуальные споры
Право на коллективные и индивидуальные споры является одним из субъективным прав самого работника, данное право имеет конкретную структуру. Право работника на индивидуальные и коллективные трудовые споры состоит из четырех юридических возможностей:
- возможности обращения в определенные органы юрисдикции с заявлением о рассмотрении спора трудового характера, то есть право на действия собственной направленности;
- возможность на требование рассмотрения какого-либо трудового спора от юрисдикционного органа, на рассмотрение которого поступает данный спор трудового характера, то есть право на чужие действия;
- возможность использовать права и гарантии, которые предоставляются законодательством во время разбирательства трудового спора;
- возможность на обжалование необоснованных, а также незаконных действий (бездействий) органа юрисдикции, который имеет полные полномочия на разрешение и рассмотрение трудового спора.
В Конституции Российской Федерации 45 статья дают гарантию на государственную охрану свобод и прав человека, и гражданина находящегося в России. Каждый имеет полное право защищать свои свободы и права всеми способами, которые не запрещаются законом. Гражданин вправе пользоваться всеми видами обжалования.
Замечание 2
Данная конституционная норма нашла свое развитие и отражение в разделе XIII ТК РФ о охране трудовых прав работника. Особенно это имеет отношение к новому способу защиты законных интересов, а также трудовых прав работников.
Статья 46 Конституции Российской Федерации дает гарантию каждому на судебную защиту его свобод и прав. Действия (бездействия) и решения государственных органов власти, местных органов самоуправления, должностных лиц и общественных объединений могут обжаловаться в судебном процессе.
На данный момент суд является основным независимым органом гос. власти, который занимается разбирательством индивидуальных трудовых споров.
Замечание 3
Что же касается Конституции, то ее род деятельности – это установление дальнейших расширений сфер судебной защиты.
В Конституции Российской Федерации 48 статья дает право каждому на получение помощи от квалифицированного юриста. Каждое лицо, чьи свободы, интересы, а также трудовые права были нарушены, имеет полное право пользоваться профессиональной юридической помощью.
126 статья Конституции говорит о том, что Верховный Суд Российской Федерации представляет собой высший орган судебной власти по уголовным, гражданским и административным, а также другим делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляется в определенных формах процессуального характера судебный надзор за их деятельностью, при этом дает необходимые разъяснения касающиеся вопросов судебной практики.
Основные параметры статьи 5 ТК
- собственно, сам Трудовой кодекс, а также соответствующие законы на уровне Федерации и её субъектов;
- другие правовые акты, затрагивающие трудовое право;
- соответствующие президентские указы;
- профильные правительственные постановления и акты органов исполнительной власти уровня РФ и её субъектов, а также местного самоуправления.
Дополнительно указывается, что отношения в сфере трудовой деятельности также определяются соответствующими коллективными договорами, соглашениями и локальными актами.
Отмечается, что все вышеуказанные правовые акты по трудовой тематике должны соотноситься с ТК, а при возникновении противоречий доминируют именно его положения.
Отдельно подчёркивается, что если какой-либо ФЗ по трудовым отношениям находится в противоречии с ТК, то он вступает в силу лишь после соответствующих изменений ТК.
Далее описывается порядок изменения положений ТК. Они должны проводиться федеральными законами, причём теми, которые специально посвящены этим изменениям, а не относящимися к другим сферам правоприменения.
В следующей части статьи законодатели сочли нужным специально перечислить упомянутые ранее правовые акты и по каждому из них подчеркнуть, что они не действуют при противоречиях с положениями ТК. Также упомянута иерархия данных актов, т.е. президентские указы не должны противоречить ТК и соответствующим ФЗ; правительственные постановления обязаны не только соответствовать ФЗ и ТК, но и президентским указам и т.п.
По итогам рассмотрения статьи можно сказать, что разобранные в ней положения дают целостное представление об источниках трудового законодательства РФ.