Дошкольное образование в россии: система, федеральный стандарт, учреждения

Оглавление статьи

Подробности

Закон Об образовании

В систему дошкольного образования в России  включены не только воспитание, развитие и обучение, но  ещё и оздоровление, и  присмотр за детьми, родители которых заняты трудовой деятельностью.

На сегодняшний день в России реализуют дошкольные образовательные программы около 45 тысяч учреждений ДО.

Особенности дошкольного образования в России

выражены в целостном  подходе к процессу обучения и воспитания. В неё определено не только педагогическое направление, но и психологическое, и медицинское

Особое внимание уделяется формированию личностных, нравственных, моральных, эстетических качеств, а также развитию интеллектуальных, творческих, физических способностей. Всестороннее развитие малышей обеспечивает окружающая среда, созданная в стенах ДО

Комфортная и уютная обстановка помогает создать эмоциональную устойчивость. Разнообразные образовательные программы дают возможность выбора вариантов для дошкольного учреждения, чтобы обеспечить полноценную работу по развитию способностей и склонностей детей в соответствии с их интересами.

Дошкольное учреждение – это первая ступень, по которой ребёнок начинает подъём к вершине социализации. Именно на педагогов —  дошкольников возлагаются обязанности помочь детям сделать первые шаги в этом направлении. ФГОС ДО поставил задачи, которые способны сориентировать воспитанников дошкольных учреждений при выходе из стен образовательного учреждения в школьную среду.

Разные формы организации занятий, позволяют увидеть творческий потенциал каждого воспитанника дошкольного учреждения, сформированность общей культуры, его  индивидуальные способности. Анализируя уровень развития ответственности, инициативности, самостоятельности, педагоги могут сделать вывод о том, насколько они смогли решить ещё одну задачу, поставленную перед ними ФГОС ДО, связанную с переходом детей в учреждения системы образования. Знания, заложенные в дошкольных учреждениях, дают возможность к быстрой адаптации к учебному процессу в школе и стремлению к успешности в учебной деятельности.

В задачах также затронут вопрос развития всех детей вне зависимости от их национальной и территориальной принадлежности, от занимаемого статуса и особенностей здоровья. Разнообразные программы, их вариативность, методы и формы воспитания предложены педагогам дошкольных учреждений для реализации учебно – воспитательного процесса, с учётом  возрастных особенностей детей от 2 месяцев до 7 лет. Семьи воспитанников также затронуты в задачах дошкольного образования. Речь идёт о взаимодействии учреждений дополнительного образования с семьями своих воспитанников для более успешного процесса развития, консультирования в вопросах, связанных с воспитанием и образованием.

Новые учреждения

С каждым годом в России появляются новые учреждения дошкольного образования, отвечающие самым современным требованиям. Комфорт, уют, оснащённость не только мебелью, игрушками, спортивным инвентарём, но и техническими средствами для проведения занятий, — вселяют надежду на повышение качества дошкольного образования.

Наряду с положительными моментами существуют в дошкольном образовании России и проблемы.

  1. В настоящее время не у всех детей есть возможность посещать дошкольные учреждения. При строительстве новых микрорайонов детские сады, как и школы, возводятся в последнюю очередь. Увеличение населения в данной территории создаёт проблемы мест в дошкольных учреждениях, либо переполненность групп.
  2. Недостаточно высококвалифицированных кадров, специализирующихся именно в области дошкольного образования.
  3. Существующие санитарные нормы и нормы пожарной безопасности не дают возможности уйти дошкольным образовательным учреждениям от безликости и унылости на фоне стерильности.

Справка

К списку

Система дошкольного образования в России

  • История дошкольного образования в России
  • Виды дошкольных образовательных учреждений
  • Порядок работы дошкольных учреждений
  • Прием в детские дошкольные учреждения
  • Льготы при приеме

Ясли-сад

Здесь находятся малыши, начиная с двух месяцев. В яслях тоже установлен свой распорядок дня и обязательные развивающие занятия.
Желательно, чтобы ребенок обладал элементарными навыками в соответствии с возрастом: мог сам ходить, есть, пить, одеваться и т.п.

Детский сад

Самый пространенный вид и популярный вид образовательных учреждений. Как правило, здесь дети находятся с утра до вечера, здесь они спят,
играют, занимаются, учатся, едят. Сады могут отличаться между собой по образовательным программам, однако в рамках установленных
государством норм (за исключением частных садов).

Выделяют детские сады общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников
(интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.).

Детский сад компенсирующего вида

Это детские учреждения с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции. В них принимаются дети с различными патологиями: задержкой
психического развития, туберкулезной интоксикацией, нарушением опорно-двигательного аппарата, слуха, речи, зрения, интеллекта, часто болеющих
детей и т.д.

Здесь созданы особые условия и работают специально обученные педагоги и медики. Также важным моментом является то, что в таких садах работают
консультационные пункты для родителей.

Детский сад комбинированного вида

Детский сад комбинированного вида включает в себя несколько разных групп: общеразвивающих, компенсирующих, оздоровительных.

Центр развития ребенка

Такое учреждение направлено на всесторонне развитие и раскрытие талантов и способностей ребенка. Здесь находятся игровой и
физкультурно-оздоровительный комплексы, изостудия, компьютерный класс, детский театр, бассейн. Применяется комплексный подход к организации
работы с детьми, нередко используются нетрадиционные программы.

В последние годы в России все большую популярность приобретают новые модели дошкольного образования: дошкольные группы на базе
общеобразовательных учреждений, группы на базе учреждений дополнительного образования, домашнее образование детей и т.д.

Полезная информация?

Детские сады
Выставки и форумы
Справка
Новости
Статьи
Вопрос-ответ

ГлавСправ 2009–2021

Любое копирование и воспроизведение информации допускается только с письменного согласия редакции проекта.
Администрация ресурса не несет ответственности за содержание рекламных материалов.

 | 
Глоссарий
 | 
О проекте, контакты
 | 
About us

Царская Россия: первые детские сады

27 сентября в России с подачи журнала «Обруч», газет «Детский сад со всех сторон» и «Дошкольное образование» отмечается День воспитателя и всех дошкольных работников. Впервые это произошло в 2004 году. Почему именно 27 сентября? 

В этот день в 1863 году Софья Андреевна Люгебиль на Васильевском острове в Санкт-Петербурге открыла самый первый детский сад в нашей стране. Сразу внесем ясность. Широко распространено мнение, что это был первый детский сад на территории современной России, но отнюдь не Российской империи. Бытует мнение, что первое такое учреждение открыл в 1859 году Франц Фридрих Седмиградский в Гельсингфорсе (теперь это город Хельсинки, столица Финляндии). На самом деле Седмиградский скончался в 1855 году, завещав все свои деньги на строительство школы либо сиротского приюта. И лишь в 1905 (!) году в Гельсингфорсе были построены на эти средства школа и детский сад. Надо сказать, что оба учреждения работают до сих пор.

В общем, сад г-жи Люгебиль – действительно первый в нашей стране.

Сама Софья Андреевна – супруга петербургского профессора и педагога Карла Люгебиля – была последовательницей немецкого педагога Фридриха Вильгельма Августа Фребеля, который, кстати, и придумал в 1837 году сам термин «детский сад» (буквальный перевод нем. Kindergarten). Он считал, что дети – цветы жизни, а ухаживать за ними должны садовницы, то есть воспитательницы. В открытом Софьей Любегиль садике большая часть занятий проводилась на природе. Дети играли под присмотром «садовниц», которые не слишком ограничивали своих воспитанников. Родители могли свободно наблюдать за малышами и получать педагогические консультации от сотрудниц сада. В 1869 году «детище» Любегиль прекратило свое существование. Причиной стала нехватка средств. 

В 1866 году в Санкт-Петербурге супруги Аделаида Семеновна и Яков Миронович Симоновичи начали издавать «Детский сад» – первый в России журнал о дошкольном воспитании. В журнале рассказывалось о методиках – в том числе европейских – обучения дошколят. В издании принимал участие Константин Дмитриевич Ушинский. Параллельно Симоновичи организовали платный детский сад для детей обеспеченных родителей. В занятиях с малышами Аделаида Семеновна и Яков Миронович руководствовались педагогическими идеями Ушинского о глубоко национальном характере образования.

В том же 1866 году «Общество дешевых квартир» для детей работниц Санкт-Петербурга открыло первый бесплатный детский сад. Его посещали малыши из бедных семей. Они изучали Священное писание, молитвы, играли в подвижные игры и занимались рукоделием. В общем, пока мамы работали, дошколята проводили время весело, с пользой и под присмотром взрослых. В саду работала швейная мастерская по пошиву детского белья, прачечная, общая кухня, начальная школа. Идиллию нарушило отсутствие спонсоров. Спустя недолгое время детский сад закрыли из-за отсутствия финансирования. 

В Москве детские сады появились в 1866 году. Первый из них был создан при пансионе фрейлен девиц Герке. В следующие два года дошкольные учреждения открыли в Смоленске, Иркутске, Воронеже, Тбилиси, Ораниенбауме. В 1870-е годы детские сады появились в Варшаве, Киеве, Одессе, Ташкенте и других городах Российской империи. Все эти учреждения были частными и платными. 

В 1871 году было создано Санкт-Петербургское общество содействия первоначальному воспитанию детей дошкольного возраста. Общество организовывало курсы и лекции для воспитательниц, проводились платные Фребелевские курсы разной продолжительности: летние, годичные и трёхгодичные. Однако кадров не хватало, и к 1914 году в России существовало всего 150 садов, их посещали 4 000 детей. Правда, ассортимент учреждений был широк: платные и бесплатные, для детей дворян, рабочих и интеллигенции, а также приюты для сирот. Открывались садики на квартирах либо в одном помещении с женскими гимназиями. 

Становление и развитие дошкольной педагогики как науки на современном этапе, ее цели

  1. Ход адаптации детей в дошкольной образовательной организации, охарактеризование специфики обучения и процесса воспитания детей дошкольного возраста.
  2. Создание и практическая апробация инновационных концептуальных программ, нацеленных на дошкольное образование (в современной литературе показаны организационные моменты разных форм формирования воспитательно-образовательного процесса в дошкольной образовательной организации, для которых необходимым условием является четкое теоретическое обоснование, проработка механизма и условий успешности деятельности).
  3. Осуществление на практике действия дошкольных образовательных организаций ФГОС ДОО.
  4. Рассмотрение и обоснование в соответствии с ФГОС ДОО различных типов производимой дошкольниками деятельности, а также характеристика способов, средств и приемов их организации.
  5. Формирование и внедрение инновационных технологий, задача которых заключается в воспитании, обучении и развитии дошкольников (приведенная цель достигается в процессе рассмотрения структурных элементов технологии, разработки показателей и параметров успешности ее осуществления, эффективность технологии, организационные и содержательные аспекты внедрения технологии в образовательно-воспитательный процесс).
  6. Отбор содержательного компонента образования, подбор необходимых видов, способов, осуществление в действительности педагогических условий, на практике реализующих системно-деятельностный и личностно-ориентированный типы подходов.
  7. Усвоение, обобщение и подтверждение в теоретическом плане передового педагогического опыта. Формирование результатов оценки успешности образовательно-воспитательного процесса в группах детей дошкольного возраста.
  8. Исследование творческого подхода в осуществлении педагогической деятельности воспитателей с помощью применения разнообразных образовательных программ.
  9. Создание условий достижения максимальной эффективности образовательно-воспитательного процесса в различных возрастных группах дошкольников и критериально-оценочной характеристики педагогической деятельности.

Приведенный выше список задач современной дошкольной педагогики является не полным и охватывает лишь малую часть существующих целей. Они подлежат уточнениям, укруплению или же детализации в зависимости от проводимых в границах школьной педагогики исследований.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Обзор документа

Утвержден порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования.

Так, дошкольное образование можно получить в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также вне таковых (в форме семейного образования). Его содержание определяется образовательной программой дошкольного образования.

Названная программа самостоятельно разрабатывается и утверждается образовательными организациями. При этом требования к структуре, объему, условиям реализации и результатам освоения программы определяются соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом.

Образовательная организация обеспечивает получение дошкольного образования, присмотр и уход за воспитанниками в возрасте от 2 месяцев до прекращения образовательных отношений.

Образовательная деятельность в организации осуществляется в группах. Последние могут иметь общеразвивающую, компенсирующую, оздоровительную или комбинированную направленность.

Кроме того, могут быть организованы (без реализации образовательной программы дошкольного образования) группы детей раннего возраста (обеспечивающие развитие, присмотр, уход и оздоровление воспитанников в возрасте от 2 месяцев до 3 лет), а также по присмотру и уходу для лиц в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Также могут быть созданы семейные дошкольные группы с целью удовлетворения потребности населения в услугах дошкольного образования в семьях.

Организация самостоятельно определяет режим ее работы по 5-дневной или 6-дневной рабочей неделе. Группы могут функционировать в следующем режиме. Полного (12 часов), сокращенного (8-10,5 часов), продленного (13-14 часов) дня. Кратковременного (от 3 до 5 часов в день) и круглосуточного пребывания.

По запросам законных представителей возможна организация работы групп также в выходные и праздничные дни.

Кроме того, приведены особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное в 2011 г., признано утратившим силу.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Порядок действий в случае отсутствия места в саду

Закон о дошкольном образовании РФ в последней редакции содержит правки, которые предоставляют право родителям написать дополнительную заявку для перевода ребенка в другое учреждение.

В случае, когда родителям отказано в зачислении без имеющихся нормативных оснований, указанных в ФЗ, они имеют право обратиться с жалобой в администрацию города. Полученное обращение должно быть в обязательном порядке рассмотрено, в соответствующие с установленными законодательством сроками должно быть вынесено решение.

При отказе в принятии заявления либо при принятом решении не в пользу ребенка, родители имеют право направиться в прокуратуру либо в иные вышестоящие органы в целях разрешения подобной ситуации.

Доступность дошкольного образования

Последние 10 лет в странах ОЭСР существенно возросла доля детей, охваченных дошкольным образованием: в 60 процентах стран свыше 90 процентов детей в возрасте 4 лет посещают дошкольные организации (данные ЮНЕСКО за 2015 год)

Важно отметить, что указанные страны уже близки к показателям устойчивого развития ООН. Для детей в возрасте 3 лет данное количество составляет 30 и 90 процентов соответственно

В России охват дошкольными организациями детей в возрасте 4 лет в 2015 году был ниже 90 процентов, но чуть выше, чем в среднем по ОЭСР. Мы находимся примерно на одном уровне с Литвой, Чехией, Португалией, Венгрией и Японией, но при этом значительно уступаем Франции, Израилю, Бельгии, Великобритании, всем странам Скандинавии, а также Италии, Новой Зеландии, Корее, Эстонии. Сравнение производилось по параметру «доступность дошкольного образования», которое предполагает, что любая семья, желающая устроить ребенка в дошкольную организацию, может это сделать в положенное время.

При этом нужно отметить, что доступность дошкольного образования (для детей в возрасте от 3 до 7 лет) в России постепенно увеличивается, начиная с 2013 года (на основании данных ЕИС Минобрнауки).

В настоящий момент, если говорить о детях старше трех лет, Россия находится среди стран-лидеров, однако для детей в возрасте до 3 лет данный показатель практически в два раза ниже. Нужно также учесть, что отдельные регионы принимают сомнительные меры в части достижений стопроцентной доступности дошкольного образования, например, такие как уплотнение групп. К примеру, в Северо-Кавказском федеральном округе на 100 мест в среднем приходится 123 ребенка, похожая ситуация складывается в Южном федеральном округе (112 детей), Приволжском (111 детей), Сибирском (109 детей) и ряде других (источник ЕИС Минобрнауки). При этом практически все показатели превышения численности над количеством мест формируются городскими образовательными организациями, на селе прослеживается обратная тенденция.

Учитывая вышесказанное, важно понимать, что доступность дошкольного образования для детей младше 3 лет в России в два раза ниже, нежели для детей старшего возраста

Качество образовательного процесса

Программа сама по себе – это не показатель качества образовательного процесса. Так, шкала ECERS учитывает следующие индикаторы качества: пространство и обстановка, режимы личной гигиены, рассуждения с использованием языка, взаимодействие, структура программы, родители и персонал. Все указанные параметры также имеют внутри более частные показатели. Дошкольное образование в России полностью отвечает лишь таким показателям, как дисциплина, мебель для ежедневного ухода и безопасность. Общий индекс качества образования по указанной шкале для России составляет 3,32. Для сравнения: Португалия – 5,15; Финляндия – 5,34; Греция – 5.

Все чаще звучат предложения использовать в качестве индикаторов дошкольного образования результаты детского развития, но тут нужно отметить, что многие ученые и политики не уверены в возможности оценки по образовательным результатам. Ряд стран ОЭСР принимает участие в Международном исследовании раннего образования и благополучия детей, но Россия к этому исследованию не присоединилась.

Изменения процедуры приема в 2021 году

Еще в мае 2012 года президент РФ принял указ, согласно которому должна была решиться проблема с очередями при поступлении в ДОУ. Но, как показывает практика, ситуация осталась без изменений.

В 2021 году Министерство вознамерилось решить-таки наболевшую докуку с очередями, а пока прием и перевод малышей между разными дошкольными учреждениями будет осуществляться по новым правилам.

Властями было разработано три проекта, которые включают в себя несколько значимых нововведений:

1. Порядок перевода детей между детсадами, как государственными, так и частными, прописывается более точно.

2. Согласно принятым в конце 2021 года изменениям, в приоритете для поступления в ДОУ будут те дети, чьи братья или сестры уже учатся в данном учреждении.

3. Порядок приема ребенка в дошкольное учреждение будет уточняться по направлению местного органа власти через информационную систему региона.

Таким образом, прием в ДОУ будет осуществляться по единым правилам, установленным на федеральном уровне. Больше того, данные из региональных информационных систем будут поступать на федеральный уровень, что обеспечивает дополнительный контроль сверху.

На чем основано

В своей работе дошкольное образование в России руководствуется Концепцией модернизации учебного процесса, которая особую роль отводит обеспечению качественных показателей обучения. Документ базируется на положениях закона об образовании, Конституции РФ, Типовых положениях о ДОУ и других постановлениях Минобразования. В Концепции говорится о необходимости обновления содержания учебы на основе полезного опыта отдельных организаций.

Теоретические исследования показывают, что надлежит менять стереотипные подходы к выбору наполнения дошкольного образования, а образовательный процесс должен выстраиваться по таким принципам:

  1. Развивающий характер обучения способствует выявлению скрытых и потенциальных детских наклонностей.
  2. Системное образование помогает детям установить взаимосвязь явлений и изучаемых объектов, жизненных ценностей.
  3. Развитие ребенка опирается на чувства и рациональные формы познания, доступные детям по возрасту.
  4. Мультикультурное воспитание, состоящее в приобщении малышей к культуре и особенностям местных традиций как своего региона, так и других народностей, прививание толерантности к чужому мнению, обучение цивилизованному методу выражать несогласие, раздражение и обиду.
  5. Сохранение здоровья базируется на формировании знаний о ЗОЖ, привитии навыков гигиены и потребности в занятиях спортом.

Таким образом, дошкольное образование — это системообразующий элемент, отражающий экономические, педагогические и социальные перемены в общественной жизни.

Освобождение родителей от оплаты

На основании поправок к статье 65, в пункте 3 закона о дошкольном образовании РФ регламентированы льготы либо полное освобождение от взносов за дошкольное обучение для некоторой категории воспитанников. Каких именно, будет рассмотрено на примере далее.

Так, согласно законам Российской Федерации о дошкольном образовании, плата в госучреждениях, реализующих дошкольные образовательные стандарты, не должна взиматься за осуществление присмотра и ухода за воспитанниками.

Такая мера действует в отношении родителей детей-инвалидов, детей с туберкулезной интоксикацией, несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, детей-сирот.

Данное решение направлено на обеспечение прав и осуществление поддержки уязвимых и социально незащищенных слоев населения, решением проблем которых уделяется особое место на государственном уровне.

Образование и воспитание детей в детских учреждениях

Программы дошкольного образование предполагают, что процесс обучения осуществляется в форме занятий. Во время занятий педагоги-воспитатели взаимодействуют с малышами. У детишек формируются трудовые и спортивные навыки, ведется их умственное и эстетическое развитие.


Занятия в детских учреждениях проводятся согласно методических планов

Каждым педагогом в процессе занятий используются определенные методы обучения. Дошкольное образование классифицирует такие методы следующим образом:

  • Словесные предполагают применение словесных объяснений, ведение диалогов с детьми, ответы на вопросы. Деткам дошкольного возраста свойственно быстро впитывать себя новое, развиваться, поэтому процесс обучения постепенно усложняется.
  • Наглядные предполагают, что на занятиях используются предметы и картинки, иллюстрации и дидактические наглядные материалы.
  • Практические – это возможность использовать полученные навыки в реальной жизни, в общении с другими детьми и взрослыми. Для совершенствования практических навыков, учебные программы рекомендуют специальные упражнения.
  • Игровые – имитация и проигрывание жизненных ситуаций через игры.


Роль игры в развитие различных качеств

Для дошкольников свойственно играть. Через игры детки познают реальный мир. Программы обучения включают в себя много игровых элементов. Воспитание детей, включающее игровые элементы, самое эффективное. Дошкольное образование, чаще всего, использует обучающие игры, которые очень важны во всем обучающем процессе. Часто занятия проводят в виде игр дидактического типа. Особенностью таких обучающих занятий являются разные варианты, предлагаемые для принятия решений. Наличие нескольких вариантов дает возможность детям развивать логику, просчитывать последствия того или иного выбора.

Наиболее популярные программы и методики развития детей дошкольного возраста

Имеется много различных методик развития и воспитания детей дошкольного возраста. Популярны такие программы, как, «Детство», «Радуга». Каждое детское дошкольное образовательное учреждение вправе выбирать программы, которые будут основными. Все эти программы соответствую государственным стандартам дошкольного обучения. Обычно, детские сады выбранные программы используют пять лет. Это период, когда малыши поступают в детсад и до выпуска. Администрация и педагоги работают в тесном сотрудничестве с родителями. Они рассказывают папам и мамам, что это за программы, какой результат поучают и насколько они эффективны.


Патриотическое воспитание с младшего возраста – важный этап

Существуют специальные методики, программы, которые способствуют тому, что у детей развивается логика, стимулируется тяга к познанию мира, мышление, прививается любовь к знаниям.

Конечно, программы имеют плюсы и минусы, поскольку направлены на речевое развитие, либо на математическое обучение. Есть эстетические направления и художественные. Но самым главным является то, что все программы предполагают не только общее групповое обучение, но и индивидуальный подход.


Занятия с психологом в детском саду

Родители должны изучать литературу, материалы по программам дошкольного обучения и воспитания. Детские психологи есть практически в любом детском саду. Родителям не надо стесняться подходить и обсуждать свои проблемы и просто беседовать по вопросам эффективного воспитания детей.

Только при поддержке и участии в воспитании в дошкольном возрасте со стороны взрослых, ребенок может получить достойное образование в будущем.

https://youtube.com/watch?v=SucC3bxM6MU