Кто относится к госслужащим

Оглавление статьи

Виды государственной службы

Закон № 58-ФЗ обозначает следующие виды:

  • общефедеральную – деятельность лиц, которые реализуют государственный и правовой статус. Их полномочия устанавливаются Конституцией РФ и одинаковы на территории всего государства. К данному виду, например, относится Президент или Уполномоченный по правам детей;
  • службу субъектов РФ. Данная деятельность подчиняется региональным и местным законам. Полномочия исполнителей действительны на территории конкретного региона.

Также выделяют:

  • гражданскую;
  • военную;
  • правоохранительную службы.

Военная служба также относится к федеральной, представляет собой исполнение полномочий на воинских должностях. По мере успешного исполнения, таким лицам присваивают воинские звания.

Правоохранительная служба входит в этот же вид. Представляет собой исполнение полномочий в сфере правоохранительной системы. По мере успешного ведения присваиваются классные чины и спецзвания. Например, работники прокуратуры находятся на данном виде госслужбы.

Классификация органов госслужбы

Государственная гражданская служба

Данному виду посвящена ст. 3 Закона № 79-ФЗ. Государственная гражданская служба это подвид федеральной. Лица её осуществляющие, реализуют полномочия органов власти федерального и регионального уровня. При необходимости, могут выполнять функции тех, кто замещают госдолжности на тех же уровнях власти.

Также делится на несколько видов, которые определяются, исходя из принятых уровней власти – федеральная и региональная.

Государственная военная служба

Регулируется отдельным законодательным актом – Законом № 53-ФЗ. Лица, проходящие такую службу, не могут иметь гражданства или подданства другой страны. Может вестись по призыву или в добровольном порядке. Для иностранных граждан предусмотрено прохождение службы только в рядах ВС РФ и в воинских формированиях. В иных подразделениях служить не могут.

Граждане других стран, прежде чем поступить в ряды ВС РФ, должны в обязательном порядке пройти дактилоскопию. Это необходимо для формирования личного дела и ведения воинского учёта.

Государственная федеральная служба

Это служба по исполнению полномочий государства в целом. То есть, лицу, наделённому такими обязанностями, придётся их выполнять на территории всей страны, от имени своей страны и ради своей страны. Например, Президент – это государственная должность федерального уровня.

Также к такому подвиду относятся учреждения, исполняющие свои функции в рамках государства. Например, государственная служба кадастра. Она уполномочена проводить работы по кадастровому мониторингу на территории всей страны. Также – ПФР, Министерство образования и прочее.

Государственная правоохранительная служба

Правоохранительная система РФ состоит из множества учреждений и организаций, в которых работают люди. Они исполняют свои обязанности по осуществлению порядка в стране, безопасности и законности. Эти люди ведут борьбу с преступностью, защищают права всех граждан РФ.

За успешное исполнение этих обязанностей, служащие награждаются классными чинами и спецзваниями. К данному подвиду относятся:

  • система прокуратуры всех уровней;
  • МВД;
  • система юстиции;
  • система правопорядка;
  • система органов, следящих за оборотом наркотиков и прочих запрещённых средств;
  • служба миграции.

Все данные учреждения работают в рамках страны и её субъектов, исполняют одинаковые функции. Деятельность каждого органа регулируется отдельным законодательным актом. Общее понятие обозначено в ст. 7 Закона № 58-ФЗ.

Основные элементы административно-правового статуса государственных служащих

Административно-правовой статус государственных служащих является одной из ключевых частей (наряду с поступлением на государственную гражданскую службу, ее прохождением и т.д.) института государственной службы, представляет собой правовое положение служащих в государственных органах и включает в себя следующие основные общие элементы.

1. Права государственных служащих. Они представляют собой установленные специальным законодательством о государственной службе возможности государственных служащих осуществлять профессиональную служебную деятельность по замещаемым должностям государственной службы. Конкретный объем прав, предоставляемых государственным служащим, различается в зависимости от вида государственной службы.

2. Обязанности государственных служащих. Это установленные специальным законодательством о государственной службе правомерные действия, которые должны совершать государственные служащие в процессе осуществления профессиональной служебной деятельности по замещаемым должностям государственной службы. В составе обязанностей государственных служащих можно выделить следующие основные группы:

  1. общие обязанности, устанавливаемые специальным законодательством о том или ином виде государственной службы и адресуемые всем государственным служащим того или иного вида государственной службы;
  2. должностные обязанности, которые должен исполнять государственный служащий, замещающий ту или иную должность государственной службы (они, в отличие от общих, зависят от конкретной должности и обязательны к исполнению только тем государственным служащим, который замещает данную должность, и могут устанавливаться должностной инструкцией или иными специальными актами, например, уставами, положениями и т.п.);
  3. специальные обязанности, которые устанавливаются для некоторых видов государственной службы (например, военной службы) и исполняются государственным служащим наряду с общими и должностными обязанностями.

3. Гарантии государственных служащих. Представляют собой установленные специальным законодательством о государственной службе меры правового, имущественного и организационного характера, необходимые для обеспечения качественного и полного исполнения государственными служащими обязанностей по замещаемым должностям государственной службы.

Для всех видов государственной службы законодательно установлены повышенные гарантии для лиц, осуществляющих данные виды служебной деятельности. Тем не менее конкретный объем гарантий различается для различных видов государственной службы (гражданской, военной, правоохранительной).

4. Ограничения и запреты на государственной службе. Ограничения — это установленные специальным законодательством о государственной службе условия, при наличии которых лицо не может быть принято на государственную службу, а проходящее ее лицо не может далее замещать должности государственной службы и таким образом осуществлять служебную деятельность. Запреты — установленный специальным законодательством о государственной службе перечень деяний, признаваемых несовместимыми с положением государственных служащих, наносящих существенный ущерб служебным и иным общественным правоотношениям.

Установление режима ограничений и запретов на государственной службе, а также особенностей трудовых правоотношений предопределено спецификой самого института государственной службы.

Режим ограничений и запретов предполагает в той или иной степени ограничение прав и свобод государственных гражданских служащих, а соответственно его установление возможно только:

  • на основании специального законодательства о государственной службе;
  • в целях защиты прав и законных интересов граждан Российской Федерации;
  • в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения безопасности государства;
  • в интересах стабильного и эффективного функционирования самого института государственной службы;
  • при предоставлении государственным служащим иных дополнительных гарантий, не имеющихся у всех остальных граждан Российской Федерации.

5. Ответственность государственных служащих. Представляет собой меры дисциплинарного, материального, административного, уголовного и иного воздействия, применяемые в отношении государственных служащих, совершивших те или иные виды противоправных деяний.

Ответственность является противоположной стороной стимулирования эффективного выполнения государственными служащими своих должностных обязанностей, претворяя в жизнь принцип: страх наказания есть залог послушания и должного выполнения обязанностей.

показать содержание

Принципы государственной службы

Как любая иная система, государственная служба работает по своим принципам. К ним относятся:

  • федерализм. Он основывается на соблюдении единой конституционной системы, делегирования полномочий по уровням и ветвям власти. Он обеспечивает единство и равенство функционала между уровнями;
  • законность – все уровни власти действуют в рамках принятых законодательных норм;
  • равенство доступа. Каждый гражданин РФ может стать государственным служащим, может прийти работать в эту систему;
  • первостепенность. Права и интересы граждан нашей страны являются первостепенными, их необходимо соблюдать и защищать, они признаются в обязательном порядке всеми уровнями власти;
  • взаимосвязь и взаимозависимость. Государственная и муниципальная службы должны работать вместе;
  • единство правовых систем, которые стоят у истоков госслужбы. Они законодательно закрепляют единый подход к построению функционала;
  • открытость и доступность. Со стороны общества ведётся контроль, который должен быть виден. То есть, гражданам необходимо предоставлять объективные сведения о том, как работают госорганы в их регионе, субъекте, стране;
  • компетентность. Каждый служащий системы должен быть профессионалом в своём деле;
  • невмешательство. Без веских на то оснований, государственные органы и учреждения, должностные лица, руководители предприятий и простые граждане не могут вмешиваться в деятельность госслужащих, диктовать им нормы.

Принципы деятельности госслужбы определены в федеральном законодательстве

Литература

  1. Административная реформа в России: Научно-практическое пособие / Е.К. Волчинская, Н.А. Игнатюк, Н.М. Казанцев и др.; под ред. С.Е. Нарышкина, Т.Я. Хабриевой. М.: КОНТРАКТ; ИНФРА-М, 2006. 352 с.
  2. Бобров А.М. Социальные гарантии как фактор внешней мотивации курсантов образовательных учреждений ФСИН России / А.М. Бобров, Д.А. Мазунина // Административное право и процесс. 2013. N 4. С. 39 — 41.
  3. Бобров А.М. Федеральный закон «О государственной службе в органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы Российской Федерации»: 15 лет ожидания / А.М. Бобров // Уголовно-исполнительная система современной России: проблемы, тенденции, перспективы: Сб. научно-практических материалов. Иваново: ПресСто, 2012. 272 с.
  4. Бобров А.М., Садыкова Р.А. Особенности правового регулирования прохождения государственной службы в органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы Российской Федерации / А.М. Бобров, Р.А. Садыкова // Проблемы современного педагогического образования: Сб. статей. Ялта: РИО ГПА, 2016. Вып. 51. Ч. 5. 632 с. С. 2 — 98.
  5. Государственная гражданская служба: Учебный курс / А.А. Гришковец, Ю.В. Ростовцева, С.В. Фомина; отв. ред. проф. Н.Ю. Хаманева. М.: Дело и Сервис, 2014. 624 с.
  6. Гришковец А.А. К вопросу о правоохранительной службе // Российская юстиция. 2017. N 7. С. 59 — 63.
  7. Гулягин А.Ю. Правоохранительная деятельность: основные правовые характеристики // Административное право и процесс. 2011. N 6. С. 7 — 10.
  8. Зенков М.Ю. Государственная и муниципальная служба / М.Ю. Зенков. Новосибирск: Издательство СибАГС, 2015. 352 с.
  9. Зубов И.Н. Государственная служба в органах внутренних дел Российской Федерации: правовое регулирование: Учебник / И.Н. Зубов, П.П. Сергун. М.: ЦИиНМОКП МВД России, 2000. 184 с.
  10. Каляшин А.В. Государственная служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы РФ: теория и практика развития: Монография. 2-е изд. / А.В. Каляшин. М.: ИЦ РИОР; НИЦ ИНФРА-М, 2017. 99 с.
  11. Каляшин А.В. Современное состояние и перспективы развития законодательства о службе в некоторых видах федеральной государственной службы, связанной с правоохранительной деятельностью / А.В. Каляшин // Административное право и процесс. 2017. N 8. С. 36 — 41.
  12. Музафарова Л.Ш. Служба в правоохранительных органах как вид государственной службы / Л.Ш. Музафарова // Молодой ученый. 2016. N 1 (105). С. 823 — 825.
  13. Сергун П.П. Государственная служба в органах внутренних дел Российской Федерации (теорет.-правовое исслед.): Дис. … д-ра юрид. наук / П.П. Сергун. М., 1998. 322 с.
  14. Телегин А.С. Особенности государственной службы в органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы / А.С. Телегин // Пенитенциарная система и общество: опыт взаимодействия: Материалы Международной научно-практической конференции (г. Пермь, 15 — 16 мая 2014 г.): Сборник научных трудов. Пермь: Пермский институт ФСИН, 2014. 266 с.
  15. Чаннов С.Е. Государственная правоохранительная служба: быть или не быть? / С.Е. Чаннов // Журнал российского права. 2016. N 11. С. 64 — 71.
  16. Шайхатдинов В.Ш. К вопросу о государственной службе иных видов / В.Ш. Шайхатдинов // Бизнес, Менеджмент и Право. 2016. N 3 — 4. С. 55 — 57.

Запреты и ограничения, связанные с гражданской государственной службой

Лицо не может занимать должности гражданской ГС в случае:

  • полной или частичной недееспособности по решению суда;
  • несения им наказания в виде запрета занимать соответствующие посты или при наличии неснятой/непогашенной судимости;
  • наличия определенных заболеваний, перечень которых устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти;
  • отказа от процедуры оформления допуска к информации, которая является государственной тайной, в случаях, когда выполнение его обязанностей по должности, на замещение которой он претендует, или по замещаемому служащим посту гражданской службы связано с использованием такого рода сведений;
  • выхода из гражданства России или получением гражданства другого государства;
  • предоставления фальсифицированных документов или заведомо ложной информации в момент приема на работу;
  • близкого свойства или родства (супруг, родители, дети, сестры, братья, супруги детей или дети супругов) со служащими ГГС, в ситуациях, когда замещение поста связано с непосредственной подконтрольностью или подчиненностью одного из них другому;
  • отказа от предоставления или подачи заведомо ложных сведений об имуществе в момент приема на работу;
  • утраты доверия со стороны представителя нанимателя, в результате невыполнения запретов и ограничений, требований о пресечении и разрешении конфликта интересов и невыполнения обязанностей, которые установлены в целях противодействия коррупции ФЗ-79 и другими соответствующими законами;
  • непрохождения военной службы по призыву без законных на то оснований (кроме граждан, служивших по контракту).

Служащему на посту гражданской ГС запрещено выполнять некоторые действия, подробно описанные в ФЗ-79. Вот некоторые из них:

  • запрещено замещать должности ГС, если он выбран или назначен на гос. должность, избран на должность в орган муниципалитета или избран на оплачиваемую должность в орган профсоюза в государственном органе;
  • запрещено заниматься предпринимательством, участвовать в управлении хозяйствующего субъекта (кроме жилищного, гаражного или жилищно-строительного кооперативов, садоводческого, дачного, огороднического потребительских кооперативов, профсоюза и товарищества собственников недвижимости);
  • запрещено покупать ценные бумаги, по которым возможно получить доход;
  • запрещено открывать и иметь счета и хранить ценности в иностранных банках, которые расположены за пределами территории РФ;
  • получать вознаграждения, подарки от юридических и физлиц в связи с исполнением своих должностных обязанностей;
  • разглашать конфиденциальные сведения, полученные в результате профессиональной деятельности.

Государственная служба — это многогранное, многоаспектное правовое явление, имеющее взаимосвязь с конституционным, административным и трудовым правом. Это неотъемлемая часть, одно из фундаментальных звеньев российской государственности. Поэтому вся система государственной службы и ее виды по отдельности подробнейшим образом регулируются законодательством РФ, а его исполнение контролируется компетентными на то органами власти.

Понятие военной службы

Военная служба – это вид федеральной государственной службы, которая представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских и не на воинских должностях в случаях и на условиях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, в органах, которые осуществляют функции по обеспечению безопасности и обороны государства. Таким гражданам могут быть присвоены воинские звания. 

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Ранее ФЗ закреплял такой вид государственной службы, как правоохранительный, но с 1 января 2016 года статья утратила силу. 

Также можно было бы выделить такой вид государственной службы, как дипломатический, который обладает собственной правовой спецификой. 

Особым видом государственной службы А.А. Гришковец называет службу в организациях Центрального банка Российской Федерации. Деятельность некоторых лиц в парламенте, можно также отнести к виду государственной службы. 

В статье 3, 6 и 7 Федерального закона N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» уравнены фактически все виды проявления государственной власти по отношению к населению, не смотря на то, что указанный выше закон продолжает разделять единую государственную службу на федеральную, государственную, муниципальную и гражданскую. Также он предписывает гражданам, в некоторых случаях, исполнять иные указания, которые исходят непосредственно от международных организаций и некоторых общественных объединений. 

Положительным моментом, так как система является совокупностью элементов, которые находятся в связях, приводящих их к новому качеству, является закрепление в ст. 6 Закона № 79-ФЗ видов взаимосвязи государственной службы РФ иных видов и гражданской службы, специфика и сравнимость видов государственной службы. Взаимосвязь государственной службы иных видов и гражданской службы обеспечивается за счет единства системы государственной службы российского государства, функционирования и принципов ее построения, а также посредством: 

  • основных государственных социальных гарантий, соотносительности размера оплаты труда и основных условий;
  • установление обязательств и ограничений при прохождении различных видов государственной службы Российской Федерации;
  • учета стажа государственной службы Российской Федерации иных видов при исчислении стажа гражданской службы;
  • соотнесения главных требований государственного пенсионного обеспечения граждан, которые проходили государственную службу.

Вышеуказанные нормы являются принципами государственной службы. Нормы ст. 7 указанного закона являются такими же принципами, которые гласят, что взаимосвязь муниципальной и гражданской службы обеспечивается посредством:

  • единства главных квалификационных требований к должностям муниципальной и гражданской службы;
  • единства обязательств и ограничений при прохождении муниципальной и гражданской службы;
  • единства требований к подготовке, профессиональной переподготовке и повышению квалификации муниципальных и государственных служащих;
  • учета стажа гражданской службы, если исчисляется стаж муниципальной службы и стажа муниципальной службы при исчислении стажа гражданской службы;
  • соотносительности главных социальных гарантий и условий оплаты труда муниципальных и гражданских служащих;
  • соотносительности главных требований государственного пенсионного обеспечения граждан, которые проходили муниципальную службу, а также граждан, проходивших гражданскую службу, а также, в случае потери кормильца их семей. 

Таким образом, можно сделать вывод о том, что по мысли законодателя, муниципальная служба – это один из видов государственной службы. Государственный аппарат до сих пор нуждается в научных предложениях о самом делении государственной службы Российской Федерации на виды и в целом о системе. 

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Плюсы и минусы работы госслужащим

Несмотря на высокие цели, работа на государство имеет свои преимущества и недостатки.

Всем известно, что зарплата госслужащих невелика (примерно 20-30 тысяч рублей в зависимости от региона). Мы не говорим о разделении на должности, ведь начальство всегда получает несколько больше рядового служащего. Мы берем лишь среднестатистические значения.

Доходы не складываются из одного лишь оклада. От работы госслужащим получают и другие «плюшки»:

  1. Стабильность. Прием на работу госслужащего никак не зависит от кризисов, экономической или политической ситуации в стране. При этом надо знать, что в любой коммерческой организации всегда будут колебания в зависимости от стабильности курса валют, экономической ситуации в стране, цены на бензин. 
  2. Пенсионные отчисления. Все госслужащие получают «белую» зп, что при любом раскладе обеспечивает их гарантированной пенсией (причем достойной). Ведь отчисления в пенсионный фонд идут при любых условиях.
  3. Карьерный рост. При стабильно хорошей работе госслужащий рано или поздно может рассчитывать на продвижение по карьерной лестнице.
  4. Социальная льготы. Этот пункт считается одним из самых важных мотиваторов, из-за которых устройство на госслужбу считается таким престижным и в то же время нелегким.

Социальные льготы госслужащим бывают нескольких видов:

  • дополнительный отпуск и выплаты: надбавки за выслугу, за особые условия труда, за работу с соблюдением государственной тайны, единовременная оплата перед отпуском (равная двум зарплатам), законные 30 дней отпуска (против 28 дней у обычных гражданских) + дополнительные 10 дней в зависимости от стажа;
  • жилищные льготы госслужащим: предоставление жилья (при отсутствии собственного) или компенсация арендной платы, субсидии чиновникам для приобретения собственной квартиры, скидки на оплату коммунальных услуг;
  • дополнительная пенсия за выслугу лет;
  • оплата проезда (полная/скидка) или компенсация топлива при использовании личного авто;
  • лечение в государственных лечебных учреждениях за счет бюджета;
  • возможность отдыхать в государственных пансионатах и санаториях на льготных условиях.

Все эти льготы предусмотрены Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации»

Согласитесь, стоит того, чтобы подать свое резюме на работу госслужащего.

Но и тут есть подводные камни, которые делают работу на государство не таким безоблачным делом. Часто можно услышать такие требования к госслужащему при приеме на работу, которые многих отталкивают:

  • госслужащий не может вести коммерческую деятельность, каким-либо образом содействовать коммерческим организациям или предпринимателям;
  • нельзя приобретать акции и прочие ценные бумаги с целью получения дополнительного дохода;
  • занимающие должность чиновника не имеют права участвовать в забастовках и других мероприятиях такого типа;
  • госслужащий обязан держать в секрете информацию о своей работе (особенно если речь идет о государственной тайне);
  • законодательно запрещено принимать подарки.

Во всем остальном кажется, что оплата труда госслужащих и другие преимущества намного весомее ее недостатков. И если задуматься о будущем, можно рассчитать следующую многоходовочку: если один из супругов будет работать госслужащим, а другой будет занят в коммерческой структуре, семья будет в существенном выигрыше. Посчитайте только выигрыш от оплаты проезда, аренды жилья и коммунальных услуг!

Не удивительно, что устроиться сюда не так уж и просто.

Структура органов государственной власти

В соответствии с Российской Конституцией госвласть в РФ осуществляется по принципу разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Их органы самостоятельны. Высшие инстанции власти:

  1. Глава Российского государства – Президент, у которого имеется значительная концентрация власти. Он не входит в систему разделения властей, а находится над ними и осуществляет функции координатора, осуществляя общее руководство государством. Однако, частично выполняет некоторые функции каждой из ответвлений власти: руководство Правительством (исполнительная власть), издает указы, ставит свою подпись под принятыми парламентом законами (законодательная власть), принимает решение о помиловании лиц, преступивших закон (судебная власть).
  2. Федеральное собрание – парламент Федерации. Это орган представительный и законодательный. Состоит из двух палат – Совет Федерации и Госдума.
  3. Правительство РФ – исполнительный орган, подчиняющийся и Президенту, и Федеральному собранию РФ.
  4. Суд:
  • Конституционный.
  • Верховный.
  • Высший Арбитражный.

Служба военная

Военная служба во многом схожа с правоохранительной, прежде всего совокупностью экстраординарных задач. Однако полностью отождествлять два этих вида госслужбы никак нельзя. Как и иные виды государственной деятельности, военная служба – это профессиональная работа граждан в вооруженных силах России, которая направлена на организацию обороны и безопасности государства. Отсюда следует, что благодаря своим задачам по защите обороны военная служба имеет эксклюзивный характер. Работникам этой сферы присваиваются воинские звания в соответствии с занимаемой должностью.

На сегодняшний день сфера обороны в России является достаточно престижным направлением деятельности. Статус военнослужащих регулируется указами президента, а также следующими нормативными актами: «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной службе».

Итак, в статье автор постарался ответить на вопрос о том, что такое государственная служба, а также представил характерные особенности данной деятельности. В заключение нужно отметить, что эта сфера никогда не потеряет своей значимости, потому как без неё государство не сможет реализовывать свои основные функции.

Должности и вакансии

Все органы госслужбы имеют четкую структуру. Штат госслужащих распределяется по четырем основным категориям:

  1. Руководители органов госслужб и их подразделений.
  2. Помощники и советники, оказывающие содействие руководителям.
  3. Классные специалисты (основная, самая многочисленная категория).
  4. Специалисты обеспечения деятельности госорганов (организационное обеспечение, документальное, информационное, финансовое и другие).
 

Руководители

Помощники

(советники)

Специалисты Обеспечивающие специалисты
Высшая группа

Главная группа

Ведущая группа

Старшая группа

Младшая группа

При имеющихся свободных вакансиях в госорганах назначается конкурс на замещение этих вакансий. В рамках конкурса специальной комиссией оценивается:

  • профпригодность каждого кандидата;
  • его личностные достоинства и способности;
  • учитывается стаж работы и рекомендации;
  • результаты тестирования.

Поступление на государственную службу

  1. Правовые основания поступления на службу – конкретные нормы, которые предусматривают саму возможность гражданина поступить на государственную службу и получить статус государственного служащего. Согласно законодательству все граждане РФ имеют равный доступ к государственной службе.
  2. Правовые условия поступления на службу – это конкретные условия и требования к лицу, претендующему на занятие определенной должности (профессиональные, квалификационные требования, возрастные ограничения и т.п.)
  3. Порядок поступления на службу – это сам процесс поступления, процедура замещения должностей на государственной службе.